Научная статья на тему 'Особенности обучения студентов боксу в вузе'

Особенности обучения студентов боксу в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДИСТАНЦИЯ ВЕДЕНИЯ БОЯ В БОКСЕ / TECHNIQUE OF TRAINING IN BOXING / AGE FEATURE / COORDINATION AND STANDARD MOTIVE ABILITIES / DISTANCES OF CONDUCTING FIGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидов Александр Геннадьевич, Епифанова Марина Георгиевна

Представлена методика обучения боксу студентов непрофильных вузов на занятиях по дисциплине физическая культура. В методике учтены возрастные особенности позволяющие оптимизировать физическую подготовку студентов и добиться развития координационных и кондиционных двигательных способностей. Предложены более оптимальное соотношение видов физической и технико-тактической подготовки в условиях высшей школы. Обучение техническим и тактическим действиям предлагается комплексе за счет моделирования условий соревновательной деятельности боксеров в имитационных упражнениях с партнером на дальней и ближней дистанциях ведения боя. Так же в исследовании отражена мотивационная составляющая использования инновационной методики обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидов Александр Геннадьевич, Епифанова Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of training of students in boxing at higher education institution

In the scientific research there was mentioned the technique for training in boxing for the students of non-profile higher education institutions during the studies in discipline of physical culture. In the technique there was included the age features, which allows optimizing the physical training of the students and achieving development of the coordination and standard motor abilities. The authors offered more optimum ratio of the types of physical, technical and tactical training in the conditions of higher education. Training in technical and tactical actions are offered in the complex by modeling of the conditions of competitive activity of boxers in imitating exercises with the partner at distant and near distances of conducting the fight. Also, in the scientific research there was mentioned the motivational component of use of the innovative technique of training.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения студентов боксу в вузе»

3. Grishin, A.F. (2009), Physical training in underwater hunting in the annual cycle at the stage of in-depth training, dissertation, Maikop.

4. Evgrafov, I.E. (2010), Increasing the level ofphysical condition ofmen of the second adulthood by means of physical culture, dissertation, Naberezhnye Chelny.

5. Lagutin, A. (2008), The alphabet of spearfishing, Geoprint, Kiev.

6. Mikhaylov, A.S. (2017), "Respiratory gymnastics as one of development means for general endurance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5, pp 127-130.

7. Molchanova, N.V. (2010), Physical training of the free driver in the preparatory period, dissertation, Moscow.

8. Seluyanov, V.N. (2009), Technology of health physical culture, Division, Moscow.

9. Chebykin, O.V., Turuhano, O.B. (2012), Secrets of spearfishing by Pedro Carbonella, Av-studiya, St. Petersburg.

10. Federiko, M. (2012), Apnea compensation, Svit mov, Krivoj Rog.

11. Furmanov, A.G., Yuspa, M.B. (2003), Health physical education, Tesej, Minsk.

Контактная информация: Glubokiy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2019

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БОКСУ В ВУЗЕ

Александр Геннадьевич Демидов, доцент, Марина Георгиевна Епифанова, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

Представлена методика обучения боксу студентов непрофильных вузов на занятиях по дисциплине физическая культура. В методике учтены возрастные особенности позволяющие оптимизировать физическую подготовку студентов и добиться развития координационных и кондиционных двигательных способностей. Предложены более оптимальное соотношение видов физической и технико-тактической подготовки в условиях высшей школы. Обучение техническим и тактическим действиям предлагается комплексе за счет моделирования условий соревновательной деятельности боксеров в имитационных упражнениях с партнером на дальней и ближней дистанциях ведения боя. Так же в исследовании отражена мотивационная составляющая использования инновационной методики обучения.

Ключевые слова: методика обучения, возрастные особенности, физические качества, дистанция ведения боя в боксе.

FEATURES OF TRAINING OF STUDENTS IN BOXING AT HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Aleksandr Gennadyevich Demidov, the senior lecturer, Marina Georgievna Epifanova, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University

Annotation

In the scientific research there was mentioned the technique for training in boxing for the students of non-profile higher education institutions during the studies in discipline of physical culture. In the technique there was included the age features, which allows optimizing the physical training of the students and achieving development of the coordination and standard motor abilities. The authors offered more optimum ratio of the types of physical, technical and tactical training in the conditions of higher education. Training in technical and tactical actions are offered in the complex by modeling of the conditions of competitive activity of boxers in imitating exercises with the partner at distant and near distances of conducting the fight. Also, in the scientific research there was mentioned the motivational component of use of the innovative technique of training.

Keywords: technique of training in boxing, age feature, coordination and standard motive abilities, distances of conducting fight.

ВВЕДЕНИЕ

По действующему ФГОС ВО для непрофильных вузов, занятия по физической культуре и спорту реализуются в рамках элективных дисциплин. Одним из популярных направлений среди студентов являются занятия боксом. При этом практически отсутствует программно-нормативный материал обучения основам бокса возрастной группы 17 лет и старше. Традиционная методика рассчитана на возрастную группу 10-12 лет. С учетом противоречий, не позволяющие оптимизировать тренировочный процесса в условиях высшей школы, разработана инновационная методика обучения основам бокса студентов-боксёров возрастной группы 17 лет и старше, и проведена её апробация.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В методике учтены: целесообразность и необходимость применения специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей с целью повышения технико-тактического мастерства в единоборствах; связь координационных способностей с кондиционными, в особенности быстрой силы; возможность программирования ЦНС, используя упражнения схожие по своей структуре с соревновательной деятельностью, что позволяет максимально проработать необходимые двигательные единицы [3]. Основной упор сделан на развитие координационных и скоростно-силовых способностей обучающихся, лежащих в основе технико-тактической подготовки (ТТП). Объем специальной физической (СФП) увеличен с целью повысить координационные способности обучающихся и проработать необходимых в боксе двигательные единицы. В возрасте 17 лет и старше продолжают развиваться быстрота, сила и выносливость (кондиционные способности), остальные морфофункциональные показатели практически сформированы. Поэтому объем общефизической подготовки (ОФП) уменьшен, т.к. в 17 лет и старше обучающееся физически более развиты в сравнении с возрастом 10-12 лет, что позволяет освоить основы бокса в более короткие сроки (рисунок 1).

60%

40%

20%

0%

57,0%

20,0%

50,0%

30,0%

21,5%

21,5%

ОФП СФП ТТП

□ инновационная методика 17 лет и старше □традиционная методика 10-12 лет

Рисунок 1 - Распределение ОФП, СФП и ТТП на весь период обучения

Обучение начинается с дальней дистанции ведения боя в соответствие с традиционной методикой [1] (рисунок2).

Традиционная методика 2 года

Инновационная методика 1 год

5

Дальняя

дистанция

Ближняя

дистанция

Средняя

дистанция

0% 20% 40% 60% 80% 100% 0% 20% 40% 60% 80% 100% Рисунок 2 - Последовательность и периоды обучения ТТП боксеров

Обучение ближней дистанции, учитывая опыт ведущих тренеров по боксу [2], проводится сразу после изучения дальней, т.к. в основе защитных действий так же, как и на дальней дистанции защита с помощью рук (подставка ладони, накладка, отбив, блок и др.) и передвижений. Методика предполагает комплексное обучение техническим и тактическим действиям в упражнениях с партнером с помощью специально разработанных имитационных упражнений моделирующих условия соревновательной деятельности боксеров на дальней и ближней дистанциях ведения боя.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эксперимент проводился на базе Иркутского национального исследовательского технического университета со студентами 1 курса. С сентября 2009 по май 2012 гг. на занятиях физической культуры со студентами (188 обследуемых) использовалась традиционная методика обучения боксу, представленная в примерной программе. С сентября 2012 по май 2015 гг. на занятиях со студентами (191 обследуемых) апробировалась инновационная методика (таблица 1).

Таблица 1 - Контингент обучающихся по годам

Учебный год Начало года, чел Ср. знач. Конец года, чел Ср. знач. Сохр-ть, % Ср. знач.

КГ 2009-2010 62 62,7 35 36,0 56,5 57,5

2010-2011 65 38 58,5

2011-2012 61 35 57,4

ЭГ 2012-2013 61 63,7 43 45,0 70,5 70,7

2013-2014 65 45 69,2

2014-2015 65 47 72,3

Исследование физической подготовленности обучающихся проводилось в начале и конце учебного года (таблица 2).

Таблица 2 - Физическая подготовленность студентов

Показатели КГ ЭГ Значимость различий

XX ±m X ±m

Подтягивания, раз 15,13 0,39 15,96 0,36 t=1,56 (p>0,05)

Подъём туловища за 30с, раз 32,29 0,29 34,57 0,33 t=5,19 (p<0,05)

Наклон вперёд, см 15,96 0,46 17,80 0,41 t=2,99 (p<0,05)

Прыжок в длину с места, см 225,56 1,13 229,11 1,34 t=2,03 (p<0,05)

Челночный бег 10 разх5 м, с 16,57 0,12 16,19 0,11 t=2,33 (p<0,05)

Бег 100 м, с 13,82 0,07 13,44 0,07 t=3,84 (p<0,05)

Бег 1000 м, мин 3,80 0,03 3,61 0,04 t=3,8 (p<0,05)

Удары кувалдой за 3 мин, раз 91,67 0,75 93,84 0,77 t=2,02 (p<0,05)

Изменения, предложенные инновационной методике для оптимизации тренировочного процесса со студентами высшей школы, и использование позволили повысить мотивацию студентов к регулярным тренировочным занятиям (таблица 3).

Причина ухода КГ ЭГ

Потеря интереса к занятиям боксом Перешли в другое отделение 17,2 % 9,2%

Перешли в другой вид спорта 4,8% 1,6%

ВЫВОДЫ

1. Реализация инновационной методики обучения основам бокса и физической подготовки для студентов-новичков 17 лет и старше в педагогическом эксперименте, позволила добиться достоверного повышения координационных и кондиционных показателей двигательных способностей экспериментальной группы в сравнении с контрольной (рП0,05).

2. Реализация инновационной методики положительно повлияла на мотивацию студентов к занятиям боксом.

3. Новые методические и организационные решения позволили повысить интерес к занятиям физической культуры, что выразилось в повышении массовости занимающихся. Динамика сохранности контингента обучающихся студентов в течение года, которая в среднем увеличилась на 13,2% (с 57,5 до 70,7%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по боксу / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов, В.А. Панков, А.В. Родионов, А.С. Черкасов. - М. : Советский спорт, 2007. - 71 с.

2. Демидов, А.Г. К вопросу обучения студентов боксу в вузе / А.Г. Демидов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 87-90.

3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

REFERENCES

1. Akopyan, A.O., Kalmykov, E. V., Kurguzov, G. V., Pankov, V.A., Rodionov, A.V. and Cher-kasov, A.S. (2007), Boxing: the approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people, Soviet Sport, Moscow.

2. Demidov, A.G. (2018), "To the question of boxing training of students of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 87-90.

3. Lyah, V I. (2006), Coordinating abilities: diagnostics and development, ТВТ Battalion, Moscow.

Контактная информация: demidovag@istu.edu

Статья поступила в редакцию 08.07.2019

УДК 796.077.5

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Алексей Валентинович Долматов, преподаватель, Тамара Ивановна Долматова, кандидат медицинских наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В работе изучена возможность повышения мотивации и формирования знаний у студентов, обучающихся по направлению подготовки ЛФК и адаптивный спорт (спорт глухих, слепых) при изучении предмета «Нетрадиционные методики оздоровительной физической культуры». Интерактивные технологии обучения, такие как: «деловая игра», «групповая дискуссия», способствуют повышению профессионального интереса студентов к изучению дисциплины, формируют коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Ключевые слова: интерактивные технологии обучения, студенты ЛФК, студенты с проблемами слуха и зрения, нетрадиционные оздоровительные методы физической культуры.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING ADAPTIVE PHYSICAL

CULTURE

Aleksey Valentinovich Dolmatov, the teacher, Tamara Ivanovna Dolmatova, the candidate of medical sciences, professor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation

The article explores the possibility of increasing the motivation and knowledge formation among the students enrolled in the preparation direction of physical therapy and adaptive sports (sports for the deaf, blind) at studying of the subject "Non-traditional methods of recreational physical culture." Interactive learning technologies, such as: "business game", "group discussion", contribute to the increase of the students' professional interest in studying the discipline, and form the communication skills and ability to work in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.