mm
детско-юношескии спорт
УДК: 796.83
техни ко-такти ч еская
подготовка студентов-боксеров на начальном этапе тренировки
А.г. демидов
Доктор медицинских наук, профессор в.ю. лебединский
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск
Кандидат медицинских наук, доцент г.К. хомяков
Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск
TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF STUDENTS-BOXERS AT THE INITIAL TRIANING PHASE A.G. Demidov
V.Yu. Lebedinsky, professor, Dr.Med.
National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk G.K. Khomyakov, associate professor, Ph.D.
Irkutsk State University of Railway Engineering, Irkutsk Keywords: physical education in higher education institutions, boxing, teaching methodology, safety of contingent.
The "boxing" sports specialization in the form of physical education classes of recreational orientation is used in many universities of Russia. This enabled to include them in the educational program of National Research Irkutsk State Technical University (NR IrSTU) on physical education of students.
The traditional methodology of teaching boxing was used when developing the content of lessons for beginners. Its essence lies in the two year long study of offensive and defensive actions at the long and middle distances of conducting a combat, and one learns and gets familiar with the distance of close combat (as stated in a sample program) only at the end of the second year of study.
The purpose of the present study was to conduct a theoretical analysis of young boxers and training programs and design on this basis the methodology of teaching students aged 17-18 years.
Taking into account that the stage of theoretical research preceded the practical use of the innovative methodology of teaching students the basics of boxing, we can say with more certainty that received positive changes reflected in the study are not accidental but the methodology itself can be successfully used in physical education classes in non-specialized universities.
Ключевые слова: физическая культура в высших учебных заведениях, бокс, методика обучения, сохранность контингента.
Спортивная специализация «бокс» в качестве занятий физической культурой оздоровительной направленности применяется во многих вузах России. Это позволило включить их в образовательную программу Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (Ни ИрГТУ) по физическому воспитанию студентов.
При разработке содержания занятий для новичков была использована традиционная методика обучения боксу. Ее суть заключается в изучении в течение двух лет атакующих и защитных действий на дальней и средней дистанциях ведения боя, и только в конце второго года обучения проводится изучение или (как сказано в примерной программе) ознакомление с дистанцией ближнего боя.
Цель исследования - провести теоретический анализ программ подготовки юных боксёров и на его основе разработать методику обучения студентов 17-18 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. За эти годы в вузе проведено изучение существующей методики обучения в боксе, осуществлен анализ и выявлен ряд существенных противоречий, не позволяющих ускорить процесс обучения студентов. Занятия по традиционной методике проводились в ИрГТУ с сентября 2007 г. по май 2010 г.
Анализ программ обучения боксу разных авторов показывает, что все они ориентированы на ДЮСШ, когда тренировочный процесс начинается в 10-12 лет. Студенты же начинают заниматься боксом в возрасте 17-18 лет и даже старше. Но эти возрастные группы (10-12 и 17-18 лет) имеют существенные отличия:
1) психологические: в возрасте 17-18 лет человек имеет более совершенную психическую и психологическую устойчивость, осознанность своих действий, дел и поступков;
2)нормативные:согласносуществующейнорма-тивной документации возрастная группа 17-18 лет -это этап спортивного совершенствования (табл. 1), в то время как у студентов-спортсменов - это только период начальной подготовки, то есть обучения основам бокса;
3) физиологические отличия: к ним в основном относятся сенситивные периоды развития физических качеств, а также факторы, ограничивающие нагрузку в этом возрасте. Если в 10-12 лет можно наиболее эффективно развивать ловкость, гибкость, быстроту и скоростно-силовые качества, а силу и выносливость еще рано, то в 17-18 лет максимально развиваются сила и выносливость, а остальные качества уже должны быть максимально сформированы.
По нормативным документам программа обучения групп начальной подготовки (поурочные планы) рассчитана на 2 года при трехразовых занятиях в неделю. Распределение часов на технико-тактическую подготовку (ТТП), а значит, именно на обучение основам бокса, представлено в табл. 2.
20 % времени, отведенного на ТТП детей 10-12 лет, вполне оправданон, так как к факторам, ограничивающим нагрузку в этом возрасте, относятся: недостаточная адаптация к физическим нагрузкам; возрастные особенности физического развития; недостаточный общий объем двигательных умений.
Следовательно, систему начальной подготовки в более старшем возрасте необходимо пересмотреть по соотношению средств физической подготовки и ТТП в сторону увеличения именно последней. Нет необходимости растягивать программу обучения на 2 года.
Анализ литературы подтверждает, что практически отсутствует стройная система обучения ближнему бою. В традиционной методике его изучению отводится несколько занятий в конце второго года обучения. В примерной программе по боксу (в раз-
детско-юношескии спорт
деле «Программный материал»), для практических занятий в плане-графике 4-го раздела имеется только одна тема «Изучение наступательной позиции ближнего боя». Она предполагает освоение элементов боя на ближней дистанции, а также простейшие подготовительные движения. Тактика ближнего боя на втором году обучения не изучается. Изучению его элементов отводится около 2 месяцев, причем они занимают 20-30% времени основной части занятий. В остальное время совершенствуются техника и тактика ведения боя на дальней и средней дистанциях. Это может быть оправданно для юношей 10-12 лет, но является существенным недостатком при обучении в более старшем возрасте (17-18 лет).
Наиболее детально и подробно техника и методика обучения ближнему бою описаны выдающимся советским боксером Е. И. Огуренковым (1969). Его работа, являющаяся базовым учебником по изучению ближнего боя, основана на его личном спортивном опыте, на многолетних наблюдениях и экспериментальном исследовании, содержит большой и разнообразный материал. Но ведь это 69-й год прошлого века, а основная проблема состоит в том, что бокс не стоит на месте, меняются правила, формула боя, экипировка. Поэтому многие варианты защиты, предложенные им, неприменимы в современном боксе. Например, клинч или накладка руки на предплечье и плечо соперника расцениваются судьей в ринге как его задержка, а значит, как нарушение правил, которое влечет за собой предупреждение, вплоть до дисквалификации спортсмена.
Анализ литературы по тактической подготовке боксера при работе на ближней дистанции ведения боя показал, что наиболее фундаментальные исследования в этой области были сделаны в 70-х гг. прошлого века заслуженным тренером СССР Г. О. Джерояном (1970). (И то они укладываются в две страницы машинописного текста, тогда как тактическим действиям на дальней и средней дистанциях посвящены целые главы). Автор пишет: «Боксер-новичок еще не обладает качествами, которые необходимы ему для длительного ведения боя на ближней дистанции. Поэтому прежде всего надо научить его лишь основным действиям на ближней дистанции, входу и выходу с дистан-
Таблица 1. Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы по боксу (этапы подготовки), лет
Этапы подготовки
начальной подготовки (НП) учебно-тренировочной (УТ) спортивного совершенствования (СС) высшего спорт, мастерства (ВСМ)
1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год
10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 18-19 19-20 20-21 21-22 22-23
Таблица 2. Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения, %
Виды подготовки Этапы подготовки
СО НП УТ СС
весь период 1 год свыше 1 года до 2 лет свыше 2 лет 1 год свыше 1 года
Общая физическая 60 60 55 45 30 35 40
Специальная физическая 30 20 20 25 30 30 25
Технико-тактическая 10 20 25 30 40 35 35
и
детско-юношескии спорт
Таблица 3. Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки студентов-боксёров по годам обучения, %
Виды подготовки Этапы подготовки
СО НП УТ СС
1-4-й год 1-й год 2-й год 3-4-й год
Общая физическая 30 20 30 30
Специальная физическая 30 30 30 30
Технико-тактическая 40 50 40 40
Таблица 4. Количество студентов, занимающихся боксом (по годам обучения)
Контингент 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
I семестр, чел. 62 65 61 61 65 65
II семестр, чел. 35 38 35 43 45 47
Сохранность, % 56,5 58,5 57,4 70,5 69,2 72,3
Таблица 5. Квалификационная подготовка студентов-боксёров 1-го курса, чел/%
Квалификация Годы
2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
II разряд 3 / 8,6 3 / 7,9 4 / 8,6 5 / 11,6 4 / 13,3 6 / 14,9
III разряд 10 / 25,7 11 / 26,3 9 / 25,7 14 / 34,9 16 / 35,6 15 / 36,2
Всего 35/100 38 / 100 35 / 100 43 / 100 45 / 100 47 / 100
ции, сковыванию действий противника. Начинать целесообразно с обучения ударам, защитам и выходу из ближней дистанции». К тому же сковывание действий противника, а это запрещено правилами современного бокса. К сожалению, у нас до сих пор нет достаточных научных исследований и методических разработок по технике и тактике ближнего боя. Примерные программы по боксу из года в год переписываются, но не делается изменений в распределении часов и соотношении программного материала и тем более в методике обучения боевым действиям (атакующим, защитным, тактическим) на ближней дистанции. Последние разработки в этой области датируются 60-ми гг. прошлого века. Следовательно, необходимы новые педагогические и методические решения по оптимизации процесса обучения основам бокса студентов в 17-18 лет.
Анализ научно-методической литературы и личный тренерский опыт одного из авторов позволили более рационально подойти к распределению часовой нагрузки между общей физической (ОФП), специальной физической (СФП) и технико-тактической подготовкой (ТТП) на весь период обучения в вузе (табл. 3), а также к более рациональному распределению учебного материала по освоению ТТП.
В результате исследования разработана методика подготовки студентов на этапе начальной подготовки в боксе для возрастной категории 17-18 лет. Ее реализация позволяет в течение 1 года научить азам бокса студентов 1-го курса при двухразовых занятиях (специализации «бокс») физической культурой в неделю в вузе.
Также учтено, что часть студентов, освоив основные приёмы бокса, не стремится к совершенствованию дальнейшего мастерства и продолжает заниматься боксом на учебных занятиях по физической культуре в оздоровительном режиме. Для этого выделяется спортивно-оздоровительная группа (СО).
В I семестре основной упор у них делается на изучение двух боевых дистанций. Это атакующие и защитные действия на дальней и ближней дистанциях ведения боя, на которых в основном и протекают бои новичков. Разработана инновационная методика обучения техническим и тактическим действиям на ближней дистанции ведения боя. Во II семестре, после того как прошли первые соревнования среди новичков, приступаем к изучению действий на средней дистанции, которая состоит в основном из защитных действий с помощью туловища (уклоны, нырки) и передвижений. Изучение боя на средней дистанции проходит более осмысленно, так как новичок научился не отворачиваться, не закрывать глаза и не моргать, освоил защиту с помощью рук и уже имеет боевой опыт.
С сентября 2010 г. по май 2013 г. занятия по спортивной специализации «бокс» в ИрГТУ проводились по инновационной методике. Её применение позволило сократить процесс обучения до одного года, увеличить сохранность контингента, и как следствие увеличилось количество студентов, выполнивших массовые спортивные разряды (табл. 4, 5).
Вывод. С учетом того что практическому использованию инновационной методики обучения студентов основам бокса предшествовал этап теоретического исследования, можно с большой долей уверенности утверждать, что отраженные в исследовании полученные положительные сдвиги не случайны, а сама методика может с успехом использоваться на занятиях по физической культуре в непрофильных вузах.
Использованная литература
1. Бокс: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивной школы, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2009. - 71 с.
2. Демидов А.Г. К вопросу подготовки студентов-боксеров / А.Г. Демидов, Г.К. Хомяков // Вестник ИрГТУ. - 2012. - № 4(63). -С. 219-222.
3. Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксера / Г.О. Джеро-ян. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 110 с.
4. Качурин А.И. Бокс в системе физической культуры студента: учеб. пособие / А.И. Качурин. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -344 с., ил.
5. Лебединский В.Ю. Методическое и медико-биологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса при подготовке студентов-боксеров / В.Ю. Лебединский, Г.К. Хомяков, А.Г. Демидов, Л.Г. Цукер // Вестник ИрГТУ. - 2013. - № 1(72). - С. 245-251.
6. Огуренков В.И. Ближний бой в боксе / В.И. Огуренков. - Испр. и доп. изд. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 188 с.: ил.
7. Хомяков Г.К. Гимнастика «цигун» как фактор восстановления в скоростно-силовом периоде тренировки спортсменов / Г.К. Хомяков, Л.В. Косыгина, А.Г. Демидов, И.М. Утяшева // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 161-169.
References
1. Boxing: sample program of sports training for children's sports schools, specializing in youth school of Olympic reserve / Federal
из портфеля редакции
детско-юношескии спорт
Agency for phys. culture and sport. - Moscow: Sovetsky sport, 2009. - 71 P. (In Russian)
2. Demidov, A.G. On training of student-boxers / A.G. Demidov, G.K. Khomyakov // Vestnik IrSTU. - 2012. - № 4(63). - P. 219-222. (In Russian)
3. Dzheroyan, G.O. Boxer's tactical training / G.O. Dzheroyan. -Moscow: Fizkul'tura i sport, 1970. - 110 P. (In Russian)
4. Kachurin, A.I. Boxing in the system of student's physical culture: study guide - Moscow: Fizkul'tura i sport, 2006. - 344 P., illust. (In Russian)
5. Lebedinskiy, V.Yu. Methodical and biomedical support of the training process in training of students boxers / V.Yu. Lebedinskiy, G.K. Khomyakov, A.G. Demidov, L.G. Zucker // Vestnik IrSTU. -2013. - № 1(72). - P. 245-251. (In Russian)
6. Ogurenkov, V.I. Close combat in boxing / V.I. Ogurenkov. - Rev. and suppl. ed. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1969. - 188 P.: illust. (In Russian)
7. Khomyakov, G.K. Qigong gymnastics as a factor of recovery in the speed and power period of training athletes / G.K. Khomyakov, L.V. Kosygin, A.G. Demidov, I.M. Utyasheva // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - № 7 (101). - P. 161169. (In Russian)
Информация для связи с автором: demidoff@list.ru
Поступила в редакцию 9.04.2014 г.
УДК: 796.034.2
традиционные игры и этноспорт: обшая классификация
Кандидат культурологии А.В. Кыласов Сургутский государственный университет, Сургут
Ключевые слова: национальные виды спорта, традиционные игры, урбанизация, этнодвигательность, этноспорт.
В последнее время в рамках народных праздников возрождается проведение традиционных игр, что заставляет искать корректные формы их организации. Исследование этих процессов изложено в теории этноспорта, где выявлены механизмы лудо-культурного наследования и рассмотрены технологии проведения традиционных игр в условиях тотальной урбанизации, а также постулированы основы компенсационной методики для восстановления утраченных навыков этнодвигательности, присущих традиционному образу жизни.
Цель исследования - разработать теоретические подходы к общей классификации традиционных игр.
Интерпретация результатов исследования. Определение габитуса традиционных игр осложняется тем фактом, что в ситуации постмодерна любые виды физической активности принято соотносить со спортом. Между тем спорт и традиционные игры имеют разнонаправленные тенденции в развитии: главная идея спорта - унификация в целях обеспечения всеобщего участия и создания спортивного интернационала; главная идея традиционных игр - поощрение культурного многообразия, инкорпорирование локального.
Локализация порождает фактор множества, но всё же сохраняется возможность дефрагментации в рамках общей классификации традиционных игр на основе двух признаков: этнического и календарного. Этнический статус игр (русские, якутские и др.) определяют обрядовые и семиотические особенности. Календарный статус игр устанавливается народными праздниками, в рамках которых они проводятся. И в этом их радикальное различие со спортом, где изначально праздник представляется отсутствующей структурой.
Программа традиционных игр складывается в соответствии с календарным и этническим статусами. Соревнования могут быть двух типов: 1) без выявления победителя (т. н. игры ради удовольствия), которые исторически называются «исконные забавы»; 2) с выявлением победителя, названные нами «этноспорт». Прак-
тика этноспорта опирается на принципы обычного права - исторически сложившихся способов оценки на основе традиционных критериев, что позволяет сделать вывод об их институциональном противоречии с так называемыми национальными видами спорта, детерминированными в современном праве с преобладанием процессуального аспекта, выраженного в специфической метрике состязательного процесса (начисление очков и замеры времени).
Для удобства типологии виды состязаний в традиционных играх могут быть представлены производными (условными) категориями: традиционная гимнастика и танцы; традиционные гонки (забеги, скачки, езда в упряжках, заплывы, гребля на лодках или плотах); традиционные единоборства (борьба, кулачный и палочный бой, бой с оружием, смешанный поединок); традиционные игровые состязания (поединки и командные); традиционные логические игры (абстрактные построения фигур, чисел, букв); традиционное перетягивание (каната, палки); традиционное поднятие тяжестей (камней, брёвен, мешков); традиционные прыжки (в длину или через препятствие); традиционная стрельба и метание (ножа, топора, веника).
Заключение. Фактор множества в типологизации видов состязаний, из которых состоят традиционные игры, создает исключительно внутренние эквивалентности, их тождественность спортивной классификации не установлена. Вне всякого сомнения, они представляют собой традиционные виды физической активности, поэтому целесообразно их выделение в нормативных правовых актах в отдельную группу в рамках понятия «физическая культура» с определением данной категории в полном соответствии с этнокультурной традицией.
Использованная литература
1. КыласовА.В. Теория этноспорта [Текст] / Алексей Кыласов; Орг. Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Комис. Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. - М.: Советский спорт, 2012.
2. Кыласов А.В. Идентичность ярмарок и традиционных игр, или Emporium Ludorum // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77) - 1. - С. 119-123.
Информация для связи с автором: kylasov@yandex.ru
Поступила в редакцию 21.05.2014 г.