Литература
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М., Медицина, 1979. - 192 с.
2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. -М.: Медицина, 1988. - 288 с.
3. Хомяков Г.К. Управление тренировочным процессом в гиревом спорте. - Иркутск, 2008. - 179 с.
4.Хомяков Г.К., Мухопад Ю.Ф. Обеспечение безопасности и эффективности спортивного тренировочного процесса: лечебная физкультура и спортивная медицина. - № 2(86). - С. 29-33.
Хомяков Геннадий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), судья республиканской категории, заслуженный врач России. г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Khomyakov Gennadiy Konstantinovich, candidate of medical sciences, associate professor, department of physical culture, Irkutsk State University of RailwayEngineering, referee of republican category, honored doctor of Russian Federation. Irkutsk, Chernyshevsky str., 15.
УДК 378.016: 795.83. 4 421
А.И. Чемезов, Г.К. Хомяков СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ БОКСОМ
Предложена и обоснована идея использования средств бокса в форме учебно-тренировочных занятий для 1-4 курсов неспециализированных вузов. Уроки проводятся с целью физической подготовки студентов как альтернатива учебным занятиям по физической культуре. У студентов экспериментальной группы отмечены более высокие показатели физической подготовленности в сравнении с контрольной группой.
Ключевые слова: бокс, студент, совершенствование, средства, физический, качества, программа, альтернатива, подготовка.
A.I. Chemezov, G.K. Khomyakov
IMPROVEMENT OF STUDENTS PSYCHOPHYSIOLOGICAL TRAINING BY MEANS OF TRAINING IN BOXING
The idea of use of boxing facilities has been offered and grounded in the form of educational traning classes for students of I-IV years of study in the unspecialized institutes of higher education. The classes are conducted for perfection of physical training of students as an alternatife to the classes of physical education. Students of experimental group have got more considerable increase of physical preparedness in comparison to a control group.
Keywords: boxing, student, perfection, facilities, physical, qualities, program, alternative, training.
Введение
Интеллектуальный труд без физической подготовки организма отрицательно сказывается на работоспособности. Гипокинезия человека приводит в конечном итоге к снижению его функциональных возможностей. В настоящее время в вузах нашей страны число студентов, имеющих неудовлетворительный уровень психофизического состояния, составляет 65-68% общего числа обучающихся [4]. Эти негативные тенденции вызывают необходимость поиска различных действенных мер, направленных на оптимизацию физического состояния студентов. Уроки физкультуры в высших учебных заведениях России проводятся с целью оздоровления формирующегося молодого специалиста. Это актуально и в настоящее время. 27% студентов,
поступивших на 1 курс, имеют разнообразную патологию, до 40% физически не подготовлены. Исходя из этого, научно-педагогическое направление кафедры физической культуры ИрГУПС (заведующий кафедрой, канд. пед. наук А.В. Павличенко) заключается в формировании и совершенствовании физических качеств студентов. Достижения медицины и здравоохранения, направленные на поиск более совершенных методов диагностики и лечения, не привели к существенному улучшению психофизического состояния молодежи. По мнению специалистов, наиболее перспективным, доступным и эффективным способом достижения улучшения физического состояния является внедрение физической культуры как ведущего компонента здорового образа жизни [4]. Физическая культура -
неотъемлемая часть обучения и профессионально-прикладной физической подготовки специалистов в высших учебных заведениях, направленная на укрепление здоровья студентов и их подготовку к высокопроизводительной профессиональной деятельности.
Неблагоприятные тенденции, о которых было сказано выше, не исчезают, а в ряде случаев даже усугубляются. Возникает необходимость принятия мер, направленных на улучшение физического состояния и физической подготовки молодежи. Для решения этих задач нужно искать новые, более совершенные формы и методы организации учебных занятий, а также выявить неиспользованные возможности.
Двадцатилетний опыт преподавательской работы автора позволил выбрать стратегию и тактику проведения занятий боксом для обеспечения и совершенствования психофизических возможностей студентов.
В неспециализированных вузах у студентов 1-4 курсов два раза в неделю проводятся занятия физической культурой согласно рабочей программе по физическому воспитанию,. Как вариант вместо этого предлагают заниматься определенным видом спорта здесь же в вузе в спортивных секциях под руководством тренеров-преподавателей.
Боксом может заниматься практически любой человек, не имеющий противопоказаний для занятия этим видом спорта. Следует отметить, что людей, неспособных к боксу, нет.
В числе боксеров международного уровня встречаются спортсмены с различными антропометрическими и психофизическими данными. Бокс является вполне доступным видом спорта, так как не предполагает каких-либо ограничений возможностей занимающихся. Тем не менее, это вид спорта является эффективным средством разностороннего физического развития и физической подготовленности [3]. Боксеры имеют пропорциональное телосложение, обладают развитой мускулатурой. Под влиянием тренировочных нагрузок в процессе занятий боксом укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются разнообразные двигательные качества, особенно быстрота, скоростно-
силовые качества, сила, точность и координация движений, и, как следствие, активизируются все основные жизненно важные функции.
Положительное влияние бокса на развитие двигательных и психических функций, воспитание моральных и волевых качеств позволяет рассматривать бокс не только как вид спорта, но и как мощное средство физической культуры
[3]. С этой целью автором было предложено целенаправленное использование средств бокса по разработанной им программе в учебном процессе студентов. Как альтернатива стандартным учебным занятиям по физической культуре данная программа была апробирована на студентах.
Цели, задачи, методы
Цель исследования - совершенствование физической подготовки студентов средствами бокса. В связи с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть современные аспекты физической подготовки студентов неспециализированных вузов;
2) теоретически обосновать проблему совершенствования физической подготовки студентов средствами бокса;
3) практически подтвердить актуальность предлагаемой методики.
Результаты исследования
В исследовании (последовательно были проведены формирующий, затем педагогический эксперимент) приняли участие две группы студентов, по 20 человек в каждой. Возрастной диапазон исследуемых в обеих группах был одинаковым. В обоих группах студентов проводились контрольные замеры, определяющие уровень физической подготовленности. Для этого использовались стандартные тесты, применяющиеся на кафедре физической культуры и спорта в качестве контрольных нормативов по физической культуре: бег 1000 м, бег 30 м с низкого старта, прыжки в длину с места, подтягивание в висе на перекладине. Результаты показателей физической подготовленности в группах были изучены и отражены в выводах. С целью подготовки и проведения педагогического эксперимента была разработана программа использования средств бокса для студентов 1-4 года обучения.
Для проведения исследования в качестве экспериментальной группы (ЭГ) из числа студентов основного отделения в возрасте от 17 до 20 лет было набрано 20 человек, желающих заниматься боксом. Контрольная группа (КГ) состояла из студентов того же возраста основного учебного отделения (также 20 человек).
В течение эксперимента у студентов КГ проводились традиционные уроки физической культуры, а студенты ЭГ занимались, в спортивной секции бокса. Причем в ЭГ были набраны студенты, ранее не занимавшиеся этим видом спорта. Количество учебных часов в период исследования, которое проводилось в течение одного учебного года, было одинаковым - 140 в
каждой группе (согласно Типовой учебной программе для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования). Практический раздел делится на три подраздела: мето-дико-практический, учебно-тренировочный и контрольный. В методико-практическом разделе осуществляется основной подбор физических упражнений, составление комплексных общеразвивающих и специальных упражнений для проведения подготовительной части учебнотренировочного занятия, формирование умения осуществлять контроль в процессе занятий, страховка и самостраховка, освоение навыков судейства соревнований.
Отдельное внимание уделялось организационно-методическим приемам обучения и тренировки, среди которых необходимо выделить:
1) групповое усвоение приема под общую команду тренера в одной шеренге (без партнера);
2) групповое усвоение приема под общую команду тренера с партнером;
3) самостоятельное усвоение приема под общую команду тренера в парах, свободно передвигающихся по залу, площадке;
4) условный бой с ограниченным узким заданием действий партнеров;
5) условный бой с широко поставленными технико-тактическими задачами;
6) вольный бой (бой без ограничений действий партнеров).
Методико-практический подраздел включает 6 учебных часов (4 часа в первом семестре и 2 -во втором).
Учебно-тренировочный подраздел (112 часов) направлен на повышение уровня физической подготовленности и развитие физических качеств, освоение технических действий, подготовку студентов к участию в спортивномассовых мероприятиях. Содержание учебнотренировочного подраздела включало технику бокса (боевая стойка, передвижение по рингу, боевые дистанции, удары, защита, контрудары, серии ударов и защита от них), тактику боя (наступательные и оборонительные действия, условия боя на различных дистанциях, тактическую организацию боя) и упражнения, направленные на освоение этой техники и тактики (общеразвивающие, спортивно-вспомогательные, специальные, в том числе имитационные, упражнения с боксерскими снарядами, боевые упражнения с партнером).
Учебно-тренировочный подраздел структурно состоял из шести тем, каждая из которых имела несколько подтем.
1. Основные положения боксера:
- боевое положение кулака;
- боевая стойка;
- передвижение боксера по рингу;
- боевые дистанции - дальняя, средняя, ближняя;
- общие сведения об атакующих ударах, защитах и контрударах.
2. Прямые удары:
- атаки прямыми ударами левой и правой рукой в голову и корпус;
- защита от прямых ударов подставкой, уклоном, отбивом и уходом;
- прямые контрудары в соединении с защитой - подставкой, уклоном, отбивом и уходом от прямых атакующих ударов;
- атаки и контратаки двойными прямыми ударами.
3. Боковые удары:
- атаки боковыми ударами левой и правой рукой в голову и корпус;
- защита от боковых ударов подставкой, нырком, уходом;
- прямые и боковые контрудары в соединении с защитой - подставкой, нырком, уходом от боковых атакующих ударов.
4. Удары снизу:
- атаки ударами снизу левой и правой рукой в голову и корпус;
- защита от ударов снизу подставкой и уходом;
- применение различных контрударов в соединении с защитой - подставкой, нырком и уходом от атакующих ударов снизу;
- атаки и контратаки сериями различных ударов.
5. Бой на различных дистанциях.
- ведение боя на дальней дистанции - нанесение прямых и боковых ударов с шагом вперед различной силы в зависимости от тактического замысла; особенности защиты от этих ударов и проведение контрударов; изучение приемов маневрирования для сохранения дальней дистанции.
- ведение боя на средней дистанции - особенности сближения, атак, защиты и контратак, удержание дистанции и выход из нее;
- ближний бой - вхождение в ближний бой, ведение боя и выход из него.
6. Подготовка к соревнованиям:
- выработка у начинающих боксеров навыков подготовки к соревнованиям;
- совершенствование усвоенных технических приемов;
- выработка умения пользоваться в вольном бою усвоенным комплексом технических приемов, сочетать отдельные виды защит и ударов в атаках и контратаках.
В процессе освоения технико-тактического арсенала использовались общеразвивающие, спортивно-вспомогательные и специальные упражнения, что составляло основу общей и специальной физической подготовки.
Физическая подготовка как процесс развития двигательных качеств неразрывно связана с по-
Для обеспечения тренировочного эффекта необходимо:
- планомерное повышение физических нагрузок, обеспечивающих последующее гипервосстановление;
- полноценное питание;
- исключение тренировочной перегрузки.
Такой порядок тренировки обусловлен биохимическими особенностями деятельности организма.
Развитие выносливости достигается длительной циклической работой. Упражнения комплекса ФК повторяются в равномерном темпе до появления утомления. Для развития силы применяется небольшое отягощение, позволяющее повторять упражнение 10-12 раз. В зависимости от подготовленности студента можно повторять упражнение в комплексе ФК до трех подходов.
Скоростную силу развивают упражнения с отягощениями, достигающими 70% собственного веса, для развития силы с максимально возможным числом повторений данного упражнения [3].
Применение данной методики позволило улучшить функцию вспомогательной дыхательной мускулатуры. Однако выработка скоростных качеств требует дополнительного объективного контроля. Совместно со специалистами Иркутского областного врачебно-
вышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. Общая физическая подготовка (ОФП) боксера направлена на разностороннее развитие физических способностей: общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и др.
В месячном плане подготовки комплексно решается вопрос совершенствования основных физических качеств.
Таблица 1
физкультурного диспансера нами был проведен тест простой зрительно-моторной реакции. По тесту определялись следующие показатели.
1. Мода, м/сек; амплитуда моды (АМ), %; интервал 0,5 АМ, м/сек; середина интервала, м/сек; ФУС (функциональный уровень центральной нервной системы по следующей градации: высокий уровень - 4,6-5,2, средний - 5,24,1; низкий - 3,9-4,1, очень низкий - 3,6-3,9).
2. УР - уровень устойчивости реакции центральной нервной системы. УФВ - уровень функциональных возможностей центральной нервной системы. УФВ высокий в диапазоне 3,5-4,5; средний - 1,5-2; низкий - 1-1,5; очень низкий - 0,5-1.
3. УФВ высокий в диапазоне 3,5-4,5; средний - 2,8-3,5; низкий - 2,4-2,8; очень низкий - 22,4.
На основании вышеперечисленных данных дается заключение об уровне состояния центральной нервной системы, ее функциональном резерве.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям бокса. Это упражнения в координации движения при ударах и защитах, в передвижении, бой «с тенью», упражнения на специальных боксерских снарядах (на мешке, насыпной груше, настенной подушке, лапах и др.) и специальные упражне-
Месячный план тренировок развития силовой выносливости
Физическое качество 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Выносливость
Сила
Скоростная сила (быстрота)
Силовая выносливость
ния с партнером. В течение учебного года виды физической подготовки должны сочетаться между собой.
На контрольный подраздел, который был предназначен для приема нормативов по ОФП (текстовых заданий), было отведено 16 часов (по 8 в начале первого семестра и в конце второго). В течение этого времени проводились контрольные замеры, определяющие уровень физической подготовленности студентов в обеих группах. Прием тестовых заданий проводится с обеими группами в одинаковых условиях: на одних и тех же спортивных площадках, с использованием идентичного инвентаря и оборудования, примерно при одинаковых погодных условиях и освещенности.
Для обработки полученной числовой информации использовались методы математиче-
Выводы
1. Тренировочный процесс, распределенный на микроциклы, позволяет комплексно решать вопрос всесторонней подготовки студентов вузов.
2. Проводимый тест простой зрительномоторной реакции предоставляет возможность объективно корректировать учебно-
педагогический процесс скоростно-силовой подготовки студентов.
3. По результатам экспериментального исследования можно сделать вывод о преимуществе использования средств бокса по авторской методике с целью совершенствования физической подготовки студентов неспециализированных вузов по сравнению со стандартными учебными занятиями по физической культуре, проводимыми согласно учебной программе.
ской статистики. С целью группировки наблюдений данные были разделены на ряд интервалов. Далее при помощи стандартных формул поэтапно рассчитывалось среднее арифметическое (х) и среднее квадратическое отклонение (с). Следующим этапом являлся расчет достоверности среднего арифметического (^), который производился путем деления среднего арифметического на свою ошибку - стандартное отклонение. В результате расчетов оказалось, что достоверность вывода составила более 95%, при этом уровень существенности - Р<0,05.
Для удобства восприятия динамика результатов в начале и в конце учебного года была отражена в таблице.
Таблица 2
4. Внедрение этого теста в практику диспансеризации студентов может стать одним из основных факторов здоровьесберегающих технологий студентов.
Литература
1. Джероян Г., Худаков Н. Предсоревновательная подготовка боксеров. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 152 с.
2. Романов В.М. Бой на дальней, средней и ближней дистанциях. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 189 с.: с ил.
3. Стрельников В.А. Вузовский бокс: вопросы теории и методики: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов вуза. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. - 160 с.
4. Хомяков Г.К., Павлюченко А.В., Пафанасенко А.Н., Трескин А.В. Стратегия и тактика организации и методики физического воспитания в специальной медицинской группе. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2011. - 148 с.
Сравнительный анализ результатов тестирования в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах
№ п/п Тестовые задания Динамика, %
КГ ЭГ
1 Бег 1000 м +0,40 +5,45
2 Бег 30 м с низкого старта +1,64 +6,26
3 Прыжки в длину с места +0,19 +5,25
4 Подтягивание в висе на перекладине +7,00 +59,50
В.М. Цинкер, Д.В. Дугарова. Оценка адаптационного потенциала организма спортсменов на различных этапах спортивной тренировки
Чемезов Анатолий Иннокентьевич, старший преподаватель кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС). г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Chemezov Anatoly Innokentevich, senior lecturer, department of physical education, Irkutsk State University of Railway Engineering. Irkutsk, Chernyshevsky str. 15
Хомяков Геннадий Константинович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физической культуры Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС), судья республиканской категории, заслуженный врач России. г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Khomyakov Gennadiy Konstantinovich, candidate of medical sciences, associate professor, department of physical culture, Irkutsk State University of RailwayEngineering, referee of republican category, honored doctor of Russian Federation. Irkutsk, Chernyshevsky str., 15.
УДК 796.072
B.M. Цинкер, Д.В. Дугарова
ОЦЕНКА АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
В работе рассмотрены адаптационные возможности организма как одно из фундаментальных его свойств. Дан анализ динамики показателей адаптационного потенциала системы кровообращения спортсменов на различных этапах спортивной тренировки, а также его возрастные изменения.
Ключевые слова: функциональные резервы, адаптационный потенциал, спортивная тренировка.
V.M. Tsinker, D.V. Dugarova THE EVALUATION OF ADAPTIVE POTENTIAL OF SPORTSMEN ORGANISM AT DIFFERENT STAGES OF SPORTS TRAINING
In the paper the adaptive abilities of organism as one of its fundamental features have been considered. The analysis of dynamics of the indicators of adaptive potential of the system of sportsmen ’ blood circulation at different stages of sports training as well as its age changes have been done.
Keywords: functional reserves, adaptive potential, sports training.
В практике физической культуры и спорта наиболее актуальна проблема межсистемных взаимоотношений в организме людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями. Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными авторами, позволили выделить главные составляющие, обеспечивающие готовность к выполнению физических нагрузок и, таким образом, участвующие в его адаптации. К таковым относятся показатели физического развития, системы кислородного обеспечения организма, метаболизма, клеточного состава крови, показатели функционирования сердечно-сосудистой системы [1; 6; 7].
Адаптационные возможности организма представляют собой одно из фундаментальных его свойств [2]. Прежде всего, следует отметить, что адаптационные возможности - это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и внешней средой. Запас функциональных резервов представляет собой информационные, энергетические и метаболические ре-
сурсы, расходование которых сопровождается постоянным восполнением [8]. Таким образом, в каждый момент времени существует некоторый положительный или отрицательный баланс функциональных ресурсов по отношению к некоторому среднему их уровню. Средний уровень функциональных ресурсов, в свою очередь, также изменяется со временем (суточные и сезонные колебания функциональных ресурсов).
В настоящее время разработаны тестовые показатели интегральной оценки функционального состояния организма (уровень физического состояния по Апанасенко, степень напряженности по Баевскому, адаптационный потенциал по Берсеневой, система физической подготовленности «Школяр» по Шаповаловой), предоставляющие возможность по результатам исследования функций и состояния сердечнососудистой, дыхательной систем определить функциональную способность организма к выполнению физической нагрузки.
Перечисленные выше методы оценки имеют свои преимущества, однако одни позволяют