двигательных навыков.
Широта темы и чрезвычайная сложность затронутых вопросов не позволили всесторонне рассмотреть многие теоретико-методические проблемы координационной подготовки. Сопоставление основных подходов в изучении сущности КС и методики их развития, дало возможность уточнить и обосновать значимые параметры координационной подготовленности «модельных» видов спорта. Научно-обоснованный алгоритм сличения параметров вида спорта с «модельными» видами спорта и предлагаемая система диагностики координационных способностей в различных видах спорта, позволяющая выявлять достоверный уровень развития КС, независимо от уровня технической подготовленности спортсмена, разработанные нами в результате многолетних исследований, будут охарактеризованы в следующих публикациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Выпуск 20. - С. 3-9.
2. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 688 с.
3. Двейрина, О.А. Проблемы классификации координационных способностей // Физическая культура как вид культуры : межвузовский сборник научных трудов / под ред. Р.Г. Гостева, В.М. Выдрина, Л.И. Лубышевой, А.В. Лотоненко ; Воронежский государственный педагогический университет. - Воронеж, 2003. - С. 110-115.
4. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 1 (35). - С. 35-38.
REFERENCES
1. Bakulev, S. E., Dveyrina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "Differentiated approach to definition it is sports important coordination abilities of boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 3-9
2. Bernstein, N.A. (2004), Biomechanics and physiology of movements: The chosen psychological works, Publishing house of the Moscow psychology-social institute, Moscow.
3. Dveyrina, O.A. (2003), "Problems of classification of coordination abilities", Physical culture as type of culture: the interuniversity collection of scientific works, Voronezh state pedagogical university, Voronezh, pp. 110-115.
4. Dveyrina, O.A. (2008), "Coordination abilities: definition of a concept, classification of forms of manifestation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 35-38.
Контактная информация: olga.dveirina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.01.2018
УДК 796.011.3+796.83
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ БОКСУ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Александр Геннадьевич Демидов, доцент, мастер спорта по боксу, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ),
Иркутск
Аннотация
В данной работе проведён анализ традиционной методики обучения представленной в Федеральном стандарте подготовки по виду спорта бокс и Примерной программы по боксу, а также эмпирического опыта ведущих тренеров Иркутской области по боксу при обучении основам бокса обучающихся в возрасте 17 лет и старше. Анализ позволил выявить несоответствия в системе
подготовки и найти возможные пути оптимизации планирования тренировочного процесса в условиях высшей школы за счет более оптимального перераспределения видов физической и технико-тактической подготовки, а также развития физических способностей с учетом возрастных особенностей организма.
Ключевые слова: методика обучения, физические качества, дистанция ведения боя в боксе.
TO THE QUESTION OF BOXING TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Aleksandr Gennadievich Demidov, the senior lecturer, master of sports in Boxing, Irkutsk National Research Technical University
Annotation
This article shows the analysis of the traditional teaching methods presented in the Federal standard of training to boxing and the approximate program of boxing, as well as the empirical experience of the leading trainers of Irkutsk region in boxing when teaching to the basics of boxing of the students aged 17 years and older. The analysis allowed to identify inconsistencies in the training system and to find possible ways of optimizing the planning of the training process in higher schools due to a more optimal reallocation of physical and technical-tactical training, as well as the development of physical abilities with age peculiarities consideration of the organism.
Keywords: method of training, physical qualities, distance of combat in boxing.
ВВЕДЕНИЕ
Изменение в организации физического воспитания студентов вузов заключается введением элективной составляющей, в том числе бокса. При этом практически отсутствует программно-нормативный материал подготовки студентов боксёров возраста 17 лет и старше. Существующие нормативные документы нацелены на возраст обучающихся 1012 лет [2]. В результате складываются следующие противоречия: высокий интерес к боксу у студенческой молодёжи и отсутствие программы по обучению основам бокса для этой возрастной группы. С целью выяснения методических и педагогических подходов к обучению технико-тактическим действиям в боксе возрастной группы 17 лет и старше было проведено исследование эмпирического опыта ведущих тренеров Иркутской области по боксу.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На 1-ом этапе была разработана анкета для ведущих тренеров Иркутской области, занимающихся с данной возрастной группой и проведен опрос респондентов. В опросе приняло участие 30 тренеров (таблица 1). Из них 2 заслуженных тренера России (ЗТР), 18 тренеров высшей квалификационной категории (ВК), 10 тренеров первой квалификационной категории (1К).
Таблица 1 - Количество респондентов с учетом стажа трене рской работы
№ Стаж работы, годы Всего, чел / %
от до
1 0 12 9 / 30,0 %
2 12 24 8 / 26,7 %
3 24 36 7 / 23,3 %
4 36 48 5/ 16,7 %
5 48 60 1 / 3,3 %
Анкета содержала группу вопросов, касающихся: а) методики тренировки возрастной группы 17 лет и старше б) пропорции физической или технико-тактической подготовки, включая обучение предпочтительной дистанции боя; в) % времени, отведённого в тренировочной работе: общефизической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), технико-тактической подготовки (ТТП), а также физических и координационных качеств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опрос показал, что все тренеры имеют опыт работы с новичками, пришедшими в бокс после 17 лет. В основе своей работы практически все тренеры придерживаются традиционной методики обучения (примерная программа [1]), но вносят в методику изменения для ускорения процесса обучения новичков 17 лет и старше, уделяя внимание ускорению процесса обучения за счёт увеличения объема технико-тактической подготовки (ТТЛ), значительного уменьшения объема общефизической подготовки (ОФП), незначительного увеличения объема специальной физической подготовки (СФП) (рисунок 1).
ТТП СФП ОФП
40,8
И 5
7,0
и традиционная методика
□ методика используемая ведущими тренерами
00
10 20 30 40
50 б0
Рисунок 1 -Распределение видов физической и технико-тактической подготовки новичков в боксе на этапе 1
года обучения
Из физических качеств в приоритете стоят координационные способности, которым отводится тренировочного 40-50% времени у опытных тренеров. У менее опытных тренеров - не больше 30%. На втором месте находится физическое качество выносливость с результатом 20-23,9%, затем развитие силы и быстроты, которым уделяется по 10-16,1% каждому соответственно, развитию гибкости 9,4-12,8%. Если в 10-12 лет можно наиболее эффективно развивать ловкость, гибкость, быстроту и скоростно-силовые качества, а развивать силу и выносливость еще рано, то в 17 лет максимально развиваются именно сила и выносливость, а остальные качества уже должны быть сформированы [1]. Какую дистанцию новички избегают в бою в этом возрасте - мнения тренеров распределились поровну
и были названы средняя и ближняя дистанции ведения боя. Эти же дистанции были названы при ответах на вопрос Какая дистанция для новичков самая сложная в обучении? На вопрос тренерам, распределить время на какой дистанции предпочитают вести бой новички 17 лет и старше ответы распределились следующим образом: 47,8±2,7% боя проходит на дальней дистанции; 31,2±2,6% приходится на среднюю дистанцию ведения боя; только 21,0±1,8% занимает ближняя дистанция и клинч (рисунок 2). Обучение новичков 17 лет и старше тренеры (73%) основной упор в начале обучения делают на дальнюю дистанцию ведения боя, что согласуется с примерной программой обучения. 27% тренеров начинают обучение со средней дистанции ведения боя, а не с дальней. При этом, по мнению тренеров, 21% времени боя занимает ближняя дистанция ведения боя. Поэтому обучение ближней дистанции боя большинство тренеров (67%) начинают параллельно со средней, а некоторые (20%) даже в начале обучения параллельно с дальней. 13% тренеров обучение новичков 17 лет и старше работают в соответствие с примерной программой и ближнюю дистанцию предпочитают давать в конце обучения [1, 3].
Таким образом, все тренеры, работающие с этой категорией спортсменов, стараются ускорить процесс обучения. Процесс обучения ускоряется за счет уменьшения
ближняя лн^тяшшд ————
31% Л
дальняя
дистанция
У" 48%
средняя
дистанция
21%
Рисунок 2 -Распределение времени ведения боя в боксе новичками старше 17 лет
объема ОФП и увеличения ТТП, так как обучающееся основам бокса в 17 лет и старше физически развиты, т.е. координационные возможности, силовые способности, ловкость, гибкость и быстрота позволяют освоить основы бокса в более короткие сроки в сравнении с возрастом 10-12 лет. Кроме того, ТТП напрямую зависит от координационных и ско-ростно-силовых способностей обучающихся поэтому основной упор большинство тренеров делает на их развитие.
В связи с тем, что с появлением признаков утомления нарушаются координационные возможности обучающихся, многие тренеры так же значительное время уделяют развитию выносливости. В результате исследования были определены приоритетные для новичков 17 лет и старше дистанции ведения боя. Это позволило определиться с необходимостью изучения ближней дистанции (21% боевого времени) практически в начале обучения параллельно с изучением дальней и средней дистанциями ведения боя, в отличие от традиционной методики (ознакомление с ближней дистанцией ведения боя проходит в конце второго года обучения [1]).
ВЫВОДЫ
1. В систему физической и технической подготовки студентов с использованием методики подготовки боксеров должны быть внесены изменения за счет более оптимального перераспределения видов физической и технико-тактической подготовки.
2. Развитие физических качеств необходимо поддерживать с учетом возрастных особенностей организма.
3. Акцент обучения технико-тактическим действиям спортсмена ставить на совершенствование действий в бою на ближней и средней дистанции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту. - М. : Советский спорт, 2007. - 71 с.
2. Демидов, А.Г. К вопросу о программе подготовки студентов-боксёров в вузе / А.Г. Демидов, В.Ю. Лебединский, Г.К. Хомяков // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 3 (74). - С. 178-184.
3. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бокс / М-во спорта РФ. -М. : Советский спорт, 2014. - 24 с.
REFERENCES
1. Federal agency on physical. to culture and sport (2007), Boxing: the approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people, Soviet Sport, Moscow.
2. Demidov, A.G., Lebedinsky, V.Yu. and Homyakov, G.K. (2013), "To the question of the program of training of students boxers in Higher education institution", Bulletin of the Irkutsk state technical university, No. 3 (74), pp. 178-184.
3. Minsport (2014), The federal standard of sports preparation by the form sport boxing, Moscow.
Контактная информация: girya-irk60@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 17.01.2018