атаки, задавая определенный вектор тренировочного процесса при подготовке национальных и клубных команд высокой квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков, А.В. Параметры атакующих действий команд высокой квалификации во флор-боле / А.В. Быков, Н.А. Трухин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 31-35.
2. Быков, А.В. Современные тенденции завершения атакующих действий в мировом мужском флорболе / А.В. Быков // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 66-69.
3. Кузьменко, Г А. Иерархия субъективных трудностей при реализации технико-тактических действий вратарями по флорболу / Г.А. Кузьменко, Г.М. Шевердин // Казанская наука. - 2017. - № 12. - С. 180-185.
4. Олин, В.Н. Презентация нового вида спорта: отличное настоящее и великое будущее флорбола / В.Н. Олин, А.В. Олин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7. - С. 26, 39-42.
5. Сутугина, Л.Н. Совершенствование технико-тактической подготовки во флорболе / Л.Н. Сутугина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 186-189.
REFERENCES
1. Bykov, A.V. and Trukhin, N.A. (2011), "Parameters of attacking actions of highly qualified teams in floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 31-35.
2. Bykov, A.V. (2015), "Modern trends in the completion of attacking actions in the world men's floorball", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 66-69.
3. Kuzmenko, G.A. and Sheverdin, G.M. (2017), "Hierarchy of subjective difficulties in the implementation of technical and tactical actions by goalkeepers on floorball", Kazan science, No. 12, pp. 180-185.
4. Olin, V.N. and Olin, A.V. (2004), "Presentation of a new sport: excellent present and great future of floorball", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 26, 39-42.
5. Sutugina, L.N. (2011), "Improvement of technical and tactical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 186-189.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2020
УДК 769.011.3
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ САМОЗАЩИТЫ КУРСАНТОК В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ольга Леонидовна Быстрова, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Борисович Тинюков, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России
Аннотация
Боевые приемы борьбы как раздел физической подготовки является наиболее эффективным средством в развитии и совершенствовании физических качеств курсантов образовательных организаций федеральной службы исполнения наказания России. Помимо этого, данный раздел относится к разделу самозащиты от нападения вооруженного и невооруженного противника. От уровня физической подготовки курсантов, в том числе и девушек, зависит психическая устойчивость к экстремальным ситуациям, и способность преодолевать трудности связанные с условиями прохождения службы в пенитенциарной системе России.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, самозащита, курсантки, физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p62-66
FEATURES OF TEACHING THE FEMALE STUDENTS TO SELF-PROTECTION COURSES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION
Olga Leonidovna Bystrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey
Borisovich Tinyukov, the candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Andrei Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
Abstract
Combat fighting techniques as a section of physical training is the most effective means in developing and improving the physical qualities of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. In addition, this section refers to the section covering the self-defense against attacks by the armed and unarmed enemy. Mental resistance to extreme situations and the ability to overcome difficulties associated with the conditions of service in the penitentiary system of Russia depend on the level of physical preparation of female students.
Keywords: combat fighting methods, self-defense, cadets, physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в Федеральной службе исполнения наказаний России помимо мужчин, проходят службу женщины. Как отмечает представитель данного ведомства, в системе работают около 120 тысяч женщин, из них 76 тысяч - это аттестованные сотрудницы, остальные - вольнонаемные. Независимо от занимаемой должности и выслуги лет, каждый сотрудник в должной мере должен соответствовать уровню физической подготовки, квалификационным требованиям для замещения должности в уголовно-исполнительной системе. Помимо этого каждый сотрудник обязан проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1].
Боевые приемы борьбы как раздел физической подготовки является одним из наиболее эффективных средств подготовки сотрудников федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России к уверенным действиям в противоборстве с вооруженным и невооруженном противником. Занятия боевыми приемами борьбы, прежде всего, помогают воспитанию морально-волевых качеств, психической устойчивости к быстро меняющимся ситуациям противоборствующих действий. В то же время данные занятия прекрасное средство для развития и совершенствования физических качеств: быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости, равновесия [2, 3].
Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность программы обучения приемам самозащиты курсанток образовательных организаций ФСИН России, на примере Пермского института ФСИН России.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проводится одновременно на 3 и 4-м курсах обучения, он был параллельным, прямым и строился по схеме идентичных групп. Для исследования были сформированы контрольная группа (далее - КГ) среди курсанток 2 курса и экспериментальная группа (далее - ЭГ) среди курсанток 3 курса. Отметим, что время на изучение раздела 3.2. «Боевые приемы борьбы» физической подготовки согласно федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС 3++) в ЭГ 3-го курса обучения и в КГ 2-го курса было практически одинаковым, что обеспечивало равенство условий при проведении эксперимента.
Для определения степени подготовленности курсанток ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России у курсанток 3-ого курса обучения выполнены контрольные измерения уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и навыков
владения боевыми приемами борьбы и приемов самозащиты, согласно требованиям Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы (НФП-2001). Эти результаты являлись контрольными для 3-го курса (ЭГ).
В контрольной группе учебные занятия по разделу 3.2. «Боевые приемы борьбы» проводились согласно утвержденному тематическому плану, штатными преподавателями кафедры огневой и физической подготовки Пермского института ФСИН России в соответствии с распорядком дня и регламентом служебной деятельности курсанток, участвующих в эксперименте.
Условия материально-технического обеспечения при проведении учебных занятий по боевым приемам борьбы и учебно-материальная база по физической подготовке были идентичными. Учебная материально-техническая база Пермского института ФСИН России соответствует всем требованиям для планомерного обучения и практического проведения занятий по боевым приемам борьбы и приемам самозащиты [4].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале эксперимента у курсанток КГ и ЭГ проверяли физическую подготовленность и владение навыками боевых приемов борьбы и самозащиты от вооруженного и невооруженного противника. Уровень развития данных навыков у курсанток женского пола в КГ и ЭГ 2-го и 3-го курсов в начале эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели развития физических качеств и навыков владения боевыми приемами борьбы и приемами самозащиты у курсанток 2-го и 3 -го курсов в начале исследования
Контрольные испытания Экспериментальная группа 17 человек Контрольная группа 28 человек Р
X1 Sx1 V% X1 Sx1 V%
Челночный бег 10x10 м, с 30,3 0,3 3,4 30,8 2,1 4,1 <0,05
КСУ .№ 1 (кол-во раз) 33,4 1,3 23,1 33,7 12,2 10,7 <0,05
Бег 1000 м, мин. 4.15 26 35,6 4.20 18 6,9 <0,05
Навыки владения боевыми приемами борьбы и приемами самозащиты, балл 3 0,2 24,6 2,9 0,2 30,7 <0,05
Таким образом, уровень развития физических качеств и навыков владения боевыми приемами борьбы и приемами самозащиты в ЭГ и КГ в начале эксперимента был практически одинаковым и достоверных различий не имел.
Все плановые учебные занятия (2 академических часа) проводились преподавателями кафедры огневой и физической подготовки Пермского института ФСИН России на закрепленных за ними курсах. Во всех группах, принимавших участие в эксперименте, посещаемость занятий была примерно одинаковой и составляла около 80%.
Учебные занятия у курсантов, входящие в состав КГ, проводились в соответствии с утвержденным тематическим планом обучения на учебный год. В ЭГ, в отличие от кон -трольных, количество часов на изучение раздела 3.2. «Боевые приемы борьбы» было изменено в соответствии с экспериментальной программой.
На 3-м курсе обучения образовательный процесс строился в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и общее время, выделяемое на основании раздела физической подготовки 3.2. «Боевые приемы борьбы», составляло 56 часов, что на 2 часа больше общего времени экспериментальной программы.
Экспериментальная программа отличалась принципиально другой последовательностью изучения приемов и действий разделов самозащиты от вооруженного и невооруженного противника.
Сравнительные показатели в конце эксперимента, характеризующие развитие физических качеств и навыков владения боевыми приемами борьбы и приемов самозащиты у курсанток 2-го (ЭГ) и 3-го (КГ) курсов в конце исследования, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели развития физических качеств и навыков владения боевыми приемами борьбы у курсанток 2-го и 3-го курсов в конце исследования_
Контрольные испытания Экспериментальная группа 17 человек Контрольная группа 28 человек Р
X1 Sx1 V% X1 Sx1 V%
Челночный бег 10x10 м, с 29,3 0,3 2,8 29,3 2,1 4,1 <0,05
КСУ .№ 1 (кол-во раз) 36,7 12,3 10,7 38,7 10,2 8,7 <0,05
Бег 1000 м, мин. 4.00 6,2 7,9 4.15 18 6,9 <0,05
Навыки владения боевыми приемами борьбы и приемами самозащиты, балл 4,1 0,2 18 3,4 0,2 30,7 <0,05
ВЫВОД
Таким образом, результаты эксперимента доказали значительную эффективность предложенной нами экспериментальной программы подготовки курсанток образовательных организаций ФСИН России, на примере Пермского института ФСИН России по разделу 3.2. «Боевые приемы борьбы».
Анализ результатов проделанной экспериментальной работы позволяет сделать заключение о существенном положительном влиянии предложенной программы на развитие навыков применение боевых приемов борьбы и приемов самозащиты у курсантов женского пола, при этом сохраняется необходимая положительная динамика уровня физической подготовленности.
В связи с вышесказанным можно сделать следующий вывод, что курсанты ЭГ показали не только более высокий (по сравнению с КГ) уровень подготовленности в технике выполнения отдельных приемов и комплексов приемов с оружием и без оружия (p<0,05), но и, что более значимо, достоверно более высокое качество действий в вариативной «Боевой ситуации». Важно, что за период годичного эксперимента уровень общей физической подготовленности ЭГ и КГ был примерно одинаковым (на уровне оценки «хорошо»), при этом динамика улучшения показателей выполнения отдельных упражнений и испытуемых ЭГ была несколько выше, чем в КГ. Это подтверждает данные других исследований о положительном влиянии средств и методов, применяемых в разделе 3.2. «Боевые приемы борьбы» на улучшение общей физической подготовленности курсанток.
ЛИТЕРАТУРА
1. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) : Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ. - URL : https://base.garant.ru/71992738/ (дата обращения: 20.04.2020).
2. Нохрин, М.Ю. Универсальная структура методики формирования навыков боевых приемов борьбы / М.Ю. Нохрин, А.С. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 145-149.
3. Дифференцированный подход в развитии специальных физических качеств самбистов / Е.В. Кошкин, А.С. Михайлов, М.Ю. Нохрин, А.А. Смирнов // Человек. Спорт. Медицина. - 2019. -Т. 19, № 2. - С. 133-138.
4. Михайлов, А. С. Некоторые аспекты обучения боевым приемам борьбы курсанток вузов ФСИН России (на примере ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России) / А.С. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 215-218.
REFERENCES
1. Federal Law of July 19, 2018 N 197 "On Service in the Criminal Executive System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation" On Institutions and Bodies Executing Criminal Sentences of Deprivation of Liberty" (as amended), available at: https://base.garant.ru/71992738/.
2. Nokhrin, M.Yu. and Mikhailov, A.S. (2018), "Universal structure of the method of formation of skills of fighting techniques of wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8
(162), pp. 145-149.
3. Koshkin, E.V., Mikhailov, A.S., Nokhrin, M.Yu. and Smirnov, A.A. (2019), "Differentiated approach to the development of special physical qualities of sambists", Chelovek. Sport. Meditsina, No. 2 (19), pp. 133-138.
4. Mikhailov, A.S. (2018), "Some aspects of training in combat techniques of fighting cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia (on the example of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 215-218.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2020
УДК 378.1
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Анастасия Владимировна Бышевская, кандидат географических наук, начальник отдела, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Введение. Отраслевые вузы сферы физической культуры и спорта являются неотъемлемой частью образовательной системы Российской Федерации. Повышение конкурентоспособности отечественных вузов в сфере физической культуры и спорта на международном уровне осуществляется согласно с Национальной доктриной развития российского образования до 2025 года, основными задачами которй являются: подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности. Вышеуказанные цели обуславливают основную траекторию развития высшего образования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. Наличие высокопрофессиональных научных и педагогических кадров, государственная и спонсорская поддержка создают необходимый потенциал для роста и эффективного использования имеющихся ресурсов. Цель работы. Выявить точки роста для достижения положительной динамики конкурентоспособности образовательной среды профильных спортивных вузов. Методы: педагогический эксперимент, собеседование, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Объем выборок при проведении исследований составлял от 150 до 200 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены направления развития высшего спортивного образования, имеющие значительный потенциал роста. При выборе направлений учитывалось не только сама актуальность развития, но и возможность осуществить необходимые действия в сжатые сроки с наименьшими затратами. Предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности образовательной среды вуза в сфере физической культуры и спорта. Выводы. Вузы физкультурной и спортивной направленности РФ имеют значительный потенциал для повышения конкурентоспособности на международном уровне. Актуальной задачей остается организация тесного взаимодействия отечественных профильных вузов с международным рынком образовательных услуг. Это позволит через открытие новых специальностей, участие в международных образовательных программах эффективно использовать, имеющиеся высококвалифицированные научные и педагогические кадры.
Ключевые слова: вузы физической культуры и спорта, образовательная среда, конкуренте -способность вуза, международный рынок образовательных услуг.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p66-70
IMPROVEMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS
Anastasia Vladimirovna Byshevskaya, the candidate of geographical sciences, head of the department, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism