Научная статья на тему 'Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации'

Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ANDRAGOGY / CHARACTERISTICS OF ADULT TEACHING / PRINCIPLES OF ADULT LEARNING / EDUCATIONAL MODEL OF TEACHING MIDDLE-AGED PEOPLE / FURTHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Светлана Борисовна

На основе анализа исследований отечественных и зарубежных андрагогов дается определение понятию «взрослый», раскрываются особенности и принципы обучения людей среднего возраста. Формулируются основные особенности эффективной модели образовательного процесса людей среднего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the research of domestic and foreign andragogues, the article deals with thenotion of an adult, the features and principles of teaching middle-aged people. The basic features of an effective model of the educational process of middle-aged people are under consideration.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации»

С.Б. ШМАКОВА (Ижевск)

особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации

На основе анализа исследований отечественных и зарубежных андрагогов дается определение понятию «взрослый», раскрываются особенности и принципы обучения людей среднего возраста. Формулируются основные признаки эффективной модели образовательного процесса людей среднего возраста.

Ключевые слова: андрагогика, особенности обучения взрослых, принципы обучения взрослых, модель образовательного процесса людей среднего возраста, повышение квалификации.

Возрастная структура преподавательских кадров на сегодняшний день является одной из важных характеристик состояния российской образовательной системы. По данным Национального фонда подготовки кадров, за предыдущие 5 лет в России средний возраст учителя составил 52 года. Слушатели нашей организации АОУ ДПО УР «Институт развития образования» (далее Институт) находятся в этом же возрастном сегменте. По данным системы управления учебным процессом «Магеллан» (СУУП Магеллан), используемой для реализации организационно-методического процесса в Институте, за 4 года средний возраст слушателя составил 47 лет.

Подобная ситуация серьезно сказывается на качестве образовательного процесса. Несмотря на регулярное повышение квалификации педагогических работников (через 3-5 лет), педагог не может своевременно перестроить свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования, поэтому существует проблема организации более современной системы повышения квалификации, позволяющей сделать процесс непрерывным, учитывающим личностные особенности обучающихся. Программы повышения квалификации, предлагаемые институтами развития образования и другими учебными центрами, в большинстве своем имеют универсальный характер и не учитывают специфические возрастные особенности педагогов. Учет этих факторов сдела-

ет повышение квалификации педагогических работников более эффективным и качественным, минимизирует трудозатраты преподавателя, тем самым снизит стоимость конкретной образовательной программы.

Для решения этой задачи надо дать определение понятию «взрослый», изучить возрастную периодизацию, разобраться в возрастных особенностях обучения взрослых в целом и людей среднего возраста в частности, проанализировать принципы организации процесса обучения слушателей среднего возраста.

в андрагогической науке на сегодняшний день нет однозначного определения понятия «взрослый человек». И.А. Колесникова говорит о количественных рамках, о метафорических обозначениях [3, с. 119]. И.С. Змеев ссылается на материалы Генеральной сессии ЮНЕСКО 1976 г. в Найроби и называет взрослым «всякого человека, признанного взрослым в том обществе, к которому он принадлежит» [2, с. 92]. Исследователь также анализирует мнения зарубежных и отечественных авторов (Г.Г. Даркенвальд, С.Б. Мерри-ем, М.Ш. Ноулз, Ю.Н. Кулюткин и др.) и находит сходство в определении этого понятия, цитируя мнение Ю.Н. Кулюткина: «Это прежде всего социально сформированная личность, способная к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества. Это субъект общественно-трудовой деятельности, ведущий самостоятельную жизнь: производственную, общественную, личную <...> Он самостоятельно принимает решения, активно регулирует свое поведение» [Там же, с. 93]. О.В. Агапова, С.Г. Вершловский, Н.А. Тоски-на называют взрослым любого человека, который получил среднее образование и начал самостоятельно зарабатывать деньги. Таким образом, на наш взгляд, понятие «взрослый» тесно связано с понятиями «ответственность» и «самостоятельность».

На основе изученных мнений мы можем предложить такое определение понятию «взрослый человек»: это любой человек, живущий самостоятельной жизнью, несущий разного рода ответственность за свою и чужие жизни и обладающий материальной независимостью. Материальная независимость, в свою очередь, находится в тесной связи с профессиональной, бытовой и социальной зрелостью, а эти характеристики зрелости, естественно, за-

О Шмакова С.Б., 2018

висят от возрастных рамок взрослого периода жизни человека.

Определим особенности обучения взрослых. Данные особенности выделены О.В. Агаповой, С.Г. Вершловским, Н.А. Тоскиной и характеризуют специфику обучения взрослых на основании их отличий от учеников и студентов. На наш взгляд, они обоснованы и заслуживают особого внимания.

1. Взрослые осознают себя самостоятельными личностями и критически воспринимают попытки ими руководить, даже неявные.

2. У взрослых есть жизненный, профессиональный и социальный опыт, на котором сформировано их мировоззрение, на основе этого опыта они оценивают любую поступающую информацию.

3. Мотивация к обучению прагматична -это способ решить свои жизненные проблемы.

4. Взрослые стремятся к безотлагательному применению полученных знаний.

5. Восприятие информации неизменно сопровождается эмоциональной оценкой [5, с. 176].

систематизируя данные возрастные особенности и учитывая определение понятия «взрослый», можно сделать вывод о том, что обсуждаемая нами категория обучаемых - это самостоятельные личности, несущие разного рода ответственность за свою и чужие жизни, обладающие материальной независимостью, имеющие свой профессиональный и социальный опыт, предпочитающие оперативное получение новых знаний с быстрым применением их на практике.

В большинстве источников детально прорабатываются принципы, особенности и технологии обучения взрослых, но не учитывается тот факт, что внутри «взрослого» периода также имеется своя специфика. В связи с этим необходимо изучить периодизацию возрастного развития, провести и выделить особенности обучения людей второго периода среднего возраста.

существует много периодизаций возрастного развития. Л.С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периодизация Д.Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л.с. Выготского и А.Н. Леонтьева, рассматривает возраст человека от периода раннего детства до периода ранней юности и является наиболее обще-

кие науки -

принятой в российской возрастной психологии. однако данная периодизация не включает в себя изучение зрелости.

Э. Эриксон в своей теории психосоциального развития выделяет восемь фаз в развитии человека, уделяя внимание периоду зрелости. Им выделены такие периоды зрелости, как молодость (19-35 лет), взрослость (3560 лет), старость (от 60 лет). Наиболее детальной для нашего возрастного контингента является периодизация, принятая в 1965 г. на симпозиуме Академии педагогических наук СССР, в которой впервые использовали термин «средний возраст». Данная периодизация выделяет четыре периода, которые охватывают возраст с 22 лет до 90 и выше. Это период среднего (с 22 до 60 лет у мужчин, с 21 до 65 лет у женщин), пожилого (от 61 до 75 лет у мужчин, от 56 до 75 лет у женщин), старческого (от 76 до 90 лет) возраста и период долгожительства (старше 90 лет) [4]. Следует обратить особое внимание на внутреннюю периодизацию периода среднего возраста. так, первый период охватывает возраст от 22 до 35 лет у мужчин и от 21 года до 35 лет у женщин, второй - от 36 до 60 лет у мужчин и от 36 до 55 лет у женщин.

Нами был проведен анализ возрастной структуры слушателей Института с помощью выборки данных года рождения из системы управления учебным процессом «Магеллан» (СУУП Магеллан) за 2013-2016 гг. По результатам данной выборки составлена диаграмма динамики среднего возраста слушателя Института за 4 года (см. рис. на с. 26).

согласно этим данным, средний возраст слушателя в 2013-2016 гг. составил 47 лет, при этом нельзя не обратить внимание на незначительное «омоложение» нашей целевой аудитории. таким образом, мы можем говорить о том, что средний возраст слушателя курсов повышения квалификации как в России в целом, так и в Институте в частности входит в пределы второго периода среднего возраста, если исходить из классификации АПН ссср (1965).

Как говорилось ранее, взрослый период имеет свою внутреннюю периодизацию. Безусловно, обучение 23-летнего человека будет отличаться от обучения 50-летнего. обозначим психолого-физиологические особенности обучения людей первого и второго периода среднего возраста.

Естественно, с возрастом некоторые физиологические функции человеческого организ-

Динамика среднего возраста слушателей института за 4 года

ма, связанные с процессом обучения, несколько ослабевают: снижается зрение, слух, ухудшаются память, быстрота и гибкость мышления, замедляется быстрота реакции. однако эти негативные явления возникают после пятидесяти лет [2, а 97]. основное отличие человека второго периода среднего возраста связано с приобретенным опытом, а следовательно, можно говорить о таких особенностях, как глубина понимания, способность наблюдать, анализировать.

Эксперименты американских психологов показали, что в тех случаях, когда при обучении необходимы глубина понимания, осмысления, способность наблюдать, делать умозаключения, взрослым это удается лучше, чем молодым [там же]. тем не менее нельзя упускать из виду и такую особенность, как страх перед движением вперед, боязнь новизны, что было подтверждено проведенным анкетированием слушателей Института перед каждыми компьютерными курсами. Например, человеку второго периода среднего возраста очень сложно начать использовать те или иные компьютерные технологии, внедрять их в свою практику, т.к. становление их профессионального опыта происходило без Икт. Будем иметь в виду эти особенности при исследовании принципов и технологий обучения людей среднего возраста, адаптируя их под первый и второй периоды среднего возраста.

Исследования принципов и технологий образования взрослых и методических основ повышения квалификации педагогов проводили

такие ученые, как т.г. Браже, с.г. вершлов-ский, в.в. горшкова, А.И. Жилина, с.И. змеев, в.Ю. кричевский, Ю.Н. кулюткин, А.А. Ма-кареня,в.Н.Максимова,А.Е.Марон,в.г.онуш-кин, Н.Ф. радионова и др. опираясь на изученные научные исследования, можно сделать вывод о том, что андрагогические принципы обучения большинства авторов схожи и вытекают из особенностей обучения взрослых, описанных нами выше.

систематизировав принципы и обозначив особенности обучения человека среднего возраста, выявим их взаимосвязь, которая представлена в таблице на с. 27. раскроем суть выявленных принципов обучения людей среднего возраста.

1.1. Принцип отказа от критики слушателей. Этот принцип является основным в ан-драгогической модели обучения. открытая критика в адрес слушателя может оттолкнуть его как от личности преподавателя в частности, так и от процесса обучения в целом. однако, избегая любых конструктивных замечаний в корректных формах, преподаватель может не достичь поставленных целей процесса обучения.

суть данного принципа в том, чтобы избегать открытой критической оценки действий, выводов, решений, методов работы слушателя, но при этом, используя те или иные формы и методы обучения, направлять мысли и действия слушателя в конструктивное русло. Формами и методами обучения, учитывая принцип отказа от критики, могут быть ситуационные

- педагогические науки -

Взаимосвязь особенностей и принципов обучения людей среднего возраста

Особенности обучения людей среднего возраста Принципы обучения людей среднего возраста

1. Самостоятельность и самодостаточность личности, негативное отношение к критике 1.1. Принцип отказа от критики слушателей 1.2. Принцип равенства

2. Наличие жизненного, профессионального и социального опыта у участников процесса обучения, оценка любой информации на основании имеющегося опыта 2.1. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта 2.2. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний [1]

3. Прагматичная мотивация к обучению, основная задача - решить свои жизненные проблемы 3.1. Принцип индивидуализации обучения 3.2. Принцип комфортности обучения

4. Безотлагательность применения полученных знаний 4.1. Принцип актуализации результатов обучения 4.2. Принцип системности обучения

5. Эмоциональная оценка любой полученной информации. 5.1. Принцип активного творчества

задания (кейсы), мозговой штурм, проектная деятельность. Избегая критики, преподаватель выходит на следующий принцип - принцип равенства.

1.2. Принцип равенства. Преподаватель показывает обучающимся, что он такой же член группы, как и все остальные. замечая ошибки у слушателя, педагог, минуя критику, может вывести обучающегося на правильное видение того или иного вопроса в рамках беседы и обсуждения. Тренер сразу должен настроиться на то, что любая информация может и должна обсуждаться и подвергаться сомнению, при этом применяется уже следующий принцип.

1.3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта. Прежде всего, речь идет о профессиональном и социальном опыте. Этот принцип обосновывает использование активных методов обучения, стимулирующих творческую работу слушателей, поэтому связан с принципом активного творчества. Формами обучения могут быть любые проектные задания, деловые игры, круглый стол. Применение этого принципа ведет к корректировке содержания обучения, т.к. он связан с формированием обучающих задач, основанных на опыте конкретного слушателя. Использование данного опыта в построении заданий приводит к ускорению процесса обучения, углублению знаний в профессиональной области, немедленному применению разрабатываемых материалов в практической деятельности слушателя. В то же время внимание должно уделяться и индивидуальной работе, и диалогу обучающегося и преподавателя. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний [1].

1.4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Этот принцип схож с предыдущим в том, что при его использовании также происходит корректировка содержания обучения, разработка индивидуальных учебных заданий в зависимости от негативного опыта слушателя. Принцип будет применяться в случае противоречия между имеющимся опытом и потребностью в грядущих изменениях.

Практически у каждого слушателя имеется негативный опыт, препятствующий освоению новых знаний. задания должны разрабатываться с учетом этого опыта, не исключающие его использование, а вынуждающие его корректировать. Работа будет выстраиваться с применением первых двух принципов, бесед, диалогов, групповой работы, активного творчества.

1.5. Принцип индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого слушателя. Процесс обучения строится на основе учета личностных потребностей слушателя. При этом учитываются социально-психологические характеристики личности.

В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. При использовании данного принципа слушатель вправе самостоятель-

но выбирать формы, методы, средства обучения и оценки результатов. задача преподавателя, использующего данный принцип, заключается в умении предложить разнообразные варианты форм и методов обучения, в наличии системы заданий различного уровня трудности и содержания.

1.6. Принцип комфортности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения. Для реализации данного принципа обучения идеальным является наличие очной и дистанционной форм обучения (либо их комбинирование).

1.7. Принцип актуализации результатов обучения. Этот принцип подразумевает востребованность результатов обучения, их оперативное применение слушателем в своей профессиональной деятельности. задача преподавателя, использующего данный принцип, -знать актуальные тематики и нормативные документы, необходимые слушателю для реализации его профессиональной деятельности, владеть актуальными инструментами, средствами, методами работы.

1.8. Принцип системности обучения. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Метапред-метные задания способствуют более четкому определению содержания образования, устраняя излишнее дублирование учебного материала в различных предметах.

Установление связи между предметами расширяет кругозор слушателей, обеспечивает перенос знаний из одной области в другую, развивает их познавательные интересы, актуализирует результаты обучения и позволяет использовать имеющийся положительный опыт. Важное значение имеет и систематичность процесса обучения, т.е. его непрерывность. Непрерывность обучения реализуется посредством использования комбинированных форм обучения - очной и дистанционной.

1.9. Принцип активного творчества. В ходе исследований президента Псковской региональной ассоциации образования взрослых О.Б. Чикурова выяснилось, что 20 % информации взрослый усваивает аудиально, 40 % -аудиально и визуально, 60 % - аудиально, визуально и дискретно. Максимальное количе-

ство информации (80 %) взрослый усваивает через то, «что пытается вывести самостоятельно» [6].

Данный принцип полностью соответствует этому утверждению и прекрасно дополняет вышеизложенные принципы. Педагог обращается к положительному опыту обучаемого, уважает его личность и мнение, находится с ним на равных. Методами реализации данного принципа являются проектные задания, кейсы, мозговой штурм.

Наиболее продуктивной формой для этого принципа можно считать дистанционную, через которую преподаватель способен проконтролировать процесс выполнения задания, корректируя его в случае необходимости, при этом не ограничивая слушателя рамками аудиторных часов (а значит, соблюдая при этом принцип комфортности).

Вернемся к выделенным нами особенностям обучающихся второго периода среднего возраста (боязнь новизны, более богатый профессиональный опыт) и сформулируем основные характеристики процесса обучения данной целевой аудитории с учетом выделенных нами принципов обучения. Проблему страха новизны можно решить, реализуя принципы равенства, отказа от критики, актуализации результатов обучения, корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. В связи с этим можно говорить о таких характеристиках организации процесса обучения, как совместная деятельность обучающегося и обучающего, поисково-опытные методы обучения. Принципы активного творчества, индивидуализации обучения, использования имеющегося положительного опыта отлично реализуются посредством такой особенности второго периода среднего возраста, как богатый профессиональный опыт, рациональность умозаключений.

Сформулируем основные характеристики организации процесса обучения людей среднего возраста:

1) определение параметров обучения самим обучающимся;

2) акцент на профессиональный, социальный, жизненный опыт обучающегося;

3) индивидуализация процесса обучения, которая строится на конкретных целях слушателя;

4) совместная работа преподавателя и обучающегося по организации процесса обучения.

педагогические науки

Учитывая все вышеизложенное, сформулируем основные особенности эффективной модели образовательного процесса людей среднего возраста.

Исходя из принципов обучения взрослых (в частности, принципа равенства и использования положительного жизненного опыта), к такой форме учебного процесса, как лекция, обращаются редко или не обращаются вообще, основными формами являются дискуссия, демонстрация, мозговой штурм, визуализация, круглый стол. Принцип комфортности обосновывает синтез очной и дистанционной форм обучения.

Наиболее эффективно, на наш взгляд, выносить на дистанционное обучение проектную деятельность слушателей как форму промежуточной и итоговой аттестации в рамках учебного курса. Однако при выборе форм организации учебного процесса необходимо учитывать ту стадию, на которой происходит применение той или иной формы.

учитывая желание слушателей поделиться и обменяться своим профессиональным опытом, занятия преимущественно проходят в группах, а не индивидуально. Детальная разработка эффективной модели образовательного процесса по изучению ИКТ-технологий будет реализована при дальнейшем исследовании.

На основании вышеизложенного можно предположить, что учет возрастных особенностей слушателей среднего возраста, ориентация на выявленные нами принципы и формы обучения взрослых сделают повышение квалификации педагогических работников более эффективным и качественным, минимизируют трудозатраты преподавателя, тем самым снизят стоимость конкретной образовательной программы.

список литературы

1. Дресвянников В.А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehtarium.ru/obuche-nie-princip-znanija-opyt-ceh-potrebnosti-razvitie-andra-gogika-sposobnosti/ (дата обращения: 18.07.2017).

2. Змеев С.И. Анрогогика: теоретические основы обучения взрослых. М., 1999.

3. Колесникова И.А. Основы андрогогики. М.: Academa, 2007.

4. Крылов А.А. Возрастные периоды развития человека [Электронный ресурс]. URL: http://litresp. ru/chitat/ru/%D0%9A/krilov-aljbert-aleksandrovich/psi-hologiya/18 (дата обращения: 24.07.2017).

5. Технология образования взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / под общ. ред. О.В. Агаповой, С.Г. Вершлов-ского, Н.А. Тоскиной. СПб.: КАРО, 2008.

6. Чикуров О.Б. Образование взрослых: зачем и как? [Электронный ресурс]. URL: http://www. znanie.org/jornal/n3_06/Chikurov.html (дата обращения: 19.07.2017).

* * *

1. Dresvjannikov V.A. Andragogika: principy prakticheskogo obuchenija dlja vzroslyh [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://www.elitarium.ru/obuchenie-princip-znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andra-gogika-sposobnosti/ (data obrashhenija: 18.07.2017).

2. Zmeev S.I. Anrogogika: teoreticheskie osnovy obuchenija vzroslyh. M., 1999.

3. Kolesnikova I.A. Osnovy androgogiki. M.: Aca-dema, 2007.

4. Krylov A.A. Vozrastnye periody razvitija chelo-veka [Jelektronnyj resurs]. URL: http://litresp.ru/chitat/ ru/%D0%9A/krilov-aljbert-aleksandrovich/psiholo-giya/18 (data obrashhenija: 24.07.2017).

5. Tehnologija obrazovanija vzroslyh: posobie dlja teh, kto rabotaet v sisteme obrazovanija vzroslyh / pod obshh. red. O.V. Agapovoj, S.G. Vershlovskogo, N.A. Toskinoj. SPb.: KARO, 2008.

6. Chikurov O.B. Obrazovanie vzroslyh: zachem i kak? [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.znanie. org/jornal/n3_06/Chikurov.html (data obrashhenija: 19.07.2017).

Features of training of middle-aged people in the system of further education

Based on the research of domestic and foreign andragogues, the article deals with thenotion of an adult, the features and principles of teaching middle-aged people. The basic features of an effective model of the educational process of middle-aged people are under consideration.

Key words: andragogy, characteristics of adult teaching, principles of adult learning, educational model of teaching middle-aged people, further training.

(Статья поступила в редакцию 04.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.