Научная статья на тему 'Андрагогический подход к проектированию содержания образования в современных условиях'

Андрагогический подход к проектированию содержания образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2900
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / GROWN-UPS TEACHING / ANDRAGOGICAL APPROACH / EDUCATIONAL CONTENT PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова И. М., Анисимова Т. И., Мосина И. В.

Статья посвящена основным характеристикам современного образования взрослых в нашей стране, основным задачам и перспективам его дальнейшего развития. В статье авторы показывают особенности процесса обучения взрослых. Также представлены преимущества андрагогического подхода к проектированию содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the main characteristic features of contemporary education of grown-ups in our country, the main tasks and prospectives of its further development. The authors also describe peculiarities of grown-ups teaching and investigate the advantages of andragogical approach use while educational content planning.

Текст научной работы на тему «Андрагогический подход к проектированию содержания образования в современных условиях»

И. М. Белова, Т. И. Анисимова, И. В. Мосина

АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогический подход, проектирование содержания образования.

Статья посвящена основным характеристикам современного образования взрослых в нашей стране, основным задачам и перспективам его дальнейшего развития. В статье авторы показывают особенности процесса обучения взрослых. Также представлены преимущества андрагогического подхода к проектированию содержания образования.

Keywords: grown-ups teaching, andragogical approach, educational content planning.

The article is devoted to the main characteristic features of contemporary education of grown-ups in our country, the main tasks and prospectives of its further development. The authors also describe peculiarities of grown-ups teaching and investigate the advantages of andragogical approach use while educational content planning.

Особенности функционирования любой образовательной системы во многом определяются состоянием и тенденциями развития общества, государства, среды профессиональной реализации человека, наконец, состоянием и тенденциями развития его самого. Поэтому, решая вопросы, касающиеся развития образования, нужно начинать именно с анализа социальноэкономической практики, имея в виду интересы всех её субъектов.

Кардинальные перемены, происходящие в жизни промышленно-развитых стран, во многом напоминают смену общественно-экономических формаций. Общество переходит от индустриального периода развития к постиндустриальному и информационному. Спецификой постиндустриального развития является формирование новой парадигмы производства базирующейся на эксплуатации нематериальных ресурсов (знаний, информации, коммуникации), сосредоточенной вокруг знаний и инноваций. Изменение природы организаций влечет за собой изменение места человека в производственной деятельности, его функции, роли, требуемых знаний и компетентности. Сама специфика задач, которые вынужден сегодня решать человек, носит все более творческий характер. Требования, предъявляемые агентам нового производства, предполагают способность человека к адаптации в условиях быстрых технологических сдвигов, стремление к знанию как внутренний мотив, понимание самоценности образования как основы саморазвития.

Процессы глобализации предполагают стандартизацию интеллектуальной жизни, обусловленную процессом интеграции разнообразных культур и национальных государств в единую рыночную логику. Но в современных условиях возможностью формировать новый менталитет, создавать предпосылки для новых общественных отношений, порождать новые социальные механизмы располагает только образование. В условиях нынешних кардинальных перемен в обществе эта его возможность становится основополагающей: именно образование как глобальное культурное явление способно активно участвовать в проектировании будущего. Трансформация высшего образования может послужить движущей силой и катализатором реформ экономики и общества в целом. Основными императивами современного образования, которые

диктуют стратегическую линию его развития на всех уровнях, являются гуманизация политики в области образования, фундаментализация и информатизация образования, его опережающий характер, непрерывность, доступность.

Стратегия развития образования в условиях постиндустриального общества концентрированно выражается в идее образования для всех в течение всей жизни. Образование понимается как постоянно продолжающийся процесс формирования личности, как информационный обмен с окружающими, совершающийся на протяжении всей жизни человека. Общее образование правомерно сейчас рассматривать как предстартовое обучение, которое должно быть обязательно дополнено профессиональным и, что не менее важно, социальным образованием. Социальный заказ к образованию в новых социально-экономических условиях предусматривает создание поддерживающей среды; возможность развития карьеры в условиях ограниченности «вертикального» роста; обеспечение условий для профессиональной мобильности в условиях развития и смены технологий, возможности достойного присутствия на рынках труда, включая глобальные; конвертируемость компетентностей в условиях транснациональной глобализации. Выполнить такой заказ, оставаясь в рамках исторически сложившихся форм образовательной практики, невозможно. Считается, что наиболее адекватной, способной воспринять социальный заказ к образованию и воплотить его с учётом потребностей личности, тенденций развития организации, государства и общества в целом, является такая новая и быстро развивающаяся форма как образование взрослых.[10] Этим обусловлено бурное развитие в последние годы новой ветви науки об образовании -андрагогики, которая рассматривает вопросы и особенности общего и профессионального образования взрослых.

Во все времена перемены в отношении взрослых к профессиональному образованию обусловлены как общими переменами в жизни общества, так и переменами, связанными с преобразованием предприятий и характера труда. Сегодняшние глобальные изменения в жизни общества, производственных отношениях, огромная скорость и неопределённость всех протекающих в наши дни социально-экономических

процессов вызывают изменение ориентации образования с потребностей на результат, что означает фундаментальные перемены в образовательных подходах, которые должны быть скоординированы с концепцией образования на протяжении всей жизни: в бизнесе самый сильный стимул к инвестированию в обучение -его результаты.

Говоря о профессиональном образовании взрослых, следует самокритично признать, что в основном мы опираемся на устаревшую отраслевую систему повышения квалификации. По сравнению с развитыми странами мира образование взрослых остается крайне недостаточным, еще не создано эффективных экономических стимулов для его развития. Новая парадигма должна базироваться на доступности высшего образования не только для выпускников средних школ, но и для всех работающих людей, желающих получить новые, востребованные на рынке труда знания, поэтому одной из главных проблем современного образования является структурная перестройка. Наиболее общая тенденция структурных изменений в системах образования развитых стран состоит в создании гибкой сети взаимосвязанных форм обучения, способной удовлетворять требованиям различных возрастных групп населения, в том числе и взрослых.

Особую значимость приобретают проблемы качества и массовости образования, которые, к сожалению, противоречат друг другу, правительственная политика обеспечения массового доступа к высшему образованию должна быть направлена на обеспечение возможности его получения любому взрослому гражданину. Для этого необходимо всемерно способствовать диверсификации и созданию многочисленных вузов разного уровня с использованием различных методов, форм и способов обучения. Выбор, предпочтительность тех или иных форм обучения из огромного разнообразия возможных определяется их функциональной эффективностью и целесообразностью, потребностями и возможностями, как самих учащихся, так и общества. Наиболее значительным по числу участников является направление, связанное с профессиональным образованием взрослых, которое направлено на удовлетворение потребностей в получении профессиональной квалификации и переквалификации для максимально большего числа нуждающихся. Технические перемены могут сделать одни трудовые навыки более или менее значительными, другие - излишними, поэтому работнику постоянно приходится учитывать возможность расхода либо прибыли от затрат на получение профессии и развитие социально-значимых трудовых навыков. Современное развитие производства вызывает массовые переливы рабочих из одной отрасли в другую и частую смену специальностей, и каждый раз человек встает перед необходимостью переучиваться. Нередко для этого нет ни времени, ни сил, к тому же это является неэкономичным с общественной точки зрения. Значит, люди уже изначально должны быть максимально подготовлены к возможным сменам профессии; они должны иметь общее научное и техническое образование, которое бы обеспечивало им необходимую основу для широкой группы профессий и свело процесс переучивания к минимуму.

Бурные изменения на рынке труда, быстрое обновление профессиональных знаний требуют созда-

ния гибких, дифференцированных по содержанию, видам и методам обучения программ профессионального образования. Технология запрограммированных решений уже доказала свою несостоятельность: умение справляться с типовыми задачами в рамках традиционных подходов успеха не гарантирует. По мере развития информатизации общества, выработки новых подходов к систематизации накопленных человечеством знаний и опыта деятельности произойдёт радикальный пересмотр сложившейся предметной структуры содержания образования, отвечающей сейчас требованиям и представлениям о системе научного знания индустриального общества. Для того чтобы выжить в современном быстроменяющемся информационном обществе которое предъявляет весьма жесткие требования к уровню квалификации и времени переобучения современных работников, образовательные учреждения должны изменить существующую систему образования, в центре которой стоит «университет, преподаватель и его профессиональные знания» на новую, в центре которой - «студент и его потребности в образовании».

Традиционное образование - это односторонняя передача студенту знаний или практических навыков преподавателем которое направлено, главным образом, на приобретение студентом минимума знаний и навыков, необходимых и рамках избранной им специальности. В дальнейшем блок профессиональных знаний, полученных студентом за время учёбы, только немного дополняется и модернизируется в режиме повышения квалификации. При этом процесс повышения квалификации также построен по схеме репродуцирования знаний преподавателя. Перспективная образовательная модель, в которой обучение и воспитание предстают как единое целое, должна не только вооружать знаниями, но и вследствие постоянного и быстрого их обновления формировать потребность и возможность непрерывного самостоятельного самообразования, предоставлять наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения разнообразия образования. Информатизация процесса обучения предусматривает построение обучения как определённого технологического процесса, формирующего у студентов способности самостоятельно осуществлять информационно-поисковую и экспериментально-исследовательскую деятельность. Современная система образования должна не только формировать знания, но и формировать «знания о том, как добывать знания». Обучение методике обучения должно быть предусмотрено в учебных планах как вузовский компонент. Отсюда неизбежным становится переход образования в методологическую плоскость, что в свою очередь требует от преподавателя и определённого умения, и специального образования. В перспективе информатизация будет оказывать еще более глубокое влияние на систему образования, на проектирование и реализацию технологий обучения. Любая педагогическая технология должна быть подвижной, способной к быстрому изменению и адаптивной к требованиям студентов, преподавателей и к практической жизни вообще.

Отличительной чертой образования взрослых в России является преобладание вечерней и заочной

форм обучения, что позволяет взрослым людям получать образование определённого уровня и профиля без отрыва от производственной деятельности.[9] Однако, к сожалению, в российской высшей школе сложилась традиция, согласно которой вечернее и заочное обучение обычно рассматривается как образование более низкого уровня, чем дневное. В связи с этим, проектированию содержания образования для этой категории студентов не уделяется особого внимания. В большинстве случаев рабочая программа дисциплины лишь указывает процентное соотношение объёма учебного материала для разных форм обучения. Однако данная сфера образования не может считаться простым продолжением существующей системы, задачей которого является компенсация недостатков традиционного образования. Образование взрослых людей, чаще всего сочетающих работу с учёбой, - это особая область педагогики с особыми отношениями участников образовательного процесса, особыми целями и задачами, особой мотивацией и структурой процесса образования. Таким образом, образование взрослых имеет специфические особенности, которые следует упомянуть.

Известно, что развитие физической зрелости, познавательных способностей, трудоспособности и социальной зрелости как отдельных свойств человека происходит гетерохронно. Но феномен «умирания личности», проявляющийся в отказе человека от многих функций и ролей в обществе, можно наблюдать значительно раньше умирания индивида или даже физического одряхления. Та или иная степень сохранности человека как личности и субъекта деятельности определяется не только возрастом, но и его жизненным путём, важнейшей составляющей которого является образование. Современные исследователи высказывают суждение, что высокий уровень образования способствует продлению молодости и социальной активности в той же степени, как и высокие доходы или хорошее состояние здоровья. [6] Понимание самоценности образования взрослым обучающимся проявляется и том, что процесс обучения отмечен возрастающей самостоятельностью и активностью обучающегося, поскольку взрослые студенты часто стремятся применить полученные знания и навыки уже сегодня. Взрослый человек сориентирован не на учебный предмет, а на решение проблемы посредством знания предмета.

Роль и значение преподавателя в обучении взрослых не только не уменьшается, но и значительно возрастает и усложняется. Его главной задачей является тонкое и корректное управление целостной учебновоспитательной ситуацией в разнообразных формах взаимодействия всех участников для достижения поставленных педагогических целей. Взрослый обу-

чающийся в значительной степени, отличается от других категорий учеников. Учебная деятельность взрослого человека обусловлена факторами его существования: социально-бытовыми, профессиональными,

временными и др. Взрослый в образовательном процессе выступает как человек, уже имеющий достаточный запас жизненного опыта, который, с одной стороны, становится важным источником и средством обучения его самого и его коллег, с другой стороны, создаёт определённые трудности в процессе обучения. Преподаватель должен умело стимулировать каждого слушателя к участию в постановке целей, выдвижении

задач, принятии и осуществлении решений и анализе полученных результатов. Только при активном участии самого обучающегося на всех этапах учебновоспитательного процесса, когда принимается во внимание и актуализируется его личный, профессиональный и социальный опыт, удаётся построить личностнозаданную систему заданий, развить самостоятельность обучаемых в постановке целей, побудить их к самоорганизации познавательных действий, направленных на усвоение определённого предметного содержания. Во время такого обучения происходит освоение различных позиций личности в системе учебных и межличностных взаимодействий, обучающиеся выступают как субъекты учения, общения и организации, сотрудничающие с преподавателем и друг другом в осуществлении педагогических целей. При такой организации учебной деятельности взрослые обучающиеся взаимо-обогащают друг друга в совместной деятельности, межличностном взаимодействии и общении. Ведущими формами организации учебной работы выступают, соответственно, формы совместной деятельности, режим взаимообучения, что не отвергает, а предполагает использование и индивидуальных форм учебной деятельности. Преподаватель в процессе обучения зрелого человека должен учитывать взаимосвязь между социальной, экономико-политической средой и умственным, духовным развитием человека в различных областях жизни. Современный преподаватель вуза должен иметь представление об основах социологической науки, чтобы ясно представлять себе характер социальных затруднений, связанных с общественными трансформациями, их последствия в конкретных обстоятельствах воспитания.

Еще одним важным аргументом является то, что реализация принципов творчества как раз более вероятна на уровне взрослого человека. Ведущая роль обучающегося в образовательном процессе может быть реализована только при обучении взрослых. Взрослый человек в процессе обучения стремится, как правило, удовлетворить потребности не только прагматического, но и креативного характера, связанные со стремлением к самоактуализации, к признанию и уважению со стороны людей. Поэтому андрагогическая модель образования в отличие от педагогической предполагает значительную самостоятельность обучающегося, опирающуюся на его индивидуальный опыт, на активный диалог преподавателя и студента, на создание своего культурно-смыслового мира, на передачу и совместную выработку методологии интеллектуального поиска, что обеспечивает навыки получения нового знания впоследствии. Мотивами получения образования являются как соображения профессии и карьеры, так и задачи развития собственной личности: способность к самоанализу и самоуправлению, умение принимать важные решения, совершенствование своего имиджа, овладение навыками коммуникации и др. [3] Образование даёт возможность взрослому человеку осознать себя физиологически, психологически, социально и нравственно зрелой личностью, что, с одной стороны, даёт ему внутреннюю свободу выбора и свободу действий, с другой - налагает большую ответственность за свою деятельность. Для эффективной работы и карьерного роста человек должен не только обладать профессионализмом, но и

быть развитым в культурном, нравственном, психологическом плане, чтобы ощущать себя полноценным членом общества.

Готовность к обучению и мотивация взрослого обучающегося в большинстве случаев определяется стремлением решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных результатов при помощи учебной деятельности, он стремится к максимальной реализации знаний, навыков, умений, полученных в процессе обучения, непосредственно в своей профессиональной и социальной деятельности, поэтому главным условием дальнейшего образования взрослого человека выступает его производственная деятельность. Такие люди выбрали сферу приложения своих жизненных сил давно, они уже «увязли» в ней, их удерживает статус, квалификация, социальное окружение, возрастные психологические трудности смены работы - действует инерция сферы занятости. В этом возрасте начинать новую карьеру трудно или невозможно. Это заставляет людей напрягать все силы на избранном поприще и обеспечивать себе карьерный рост и, соответственно, рост доходов за счет повышения квалификации, что и является основным мотивом стремления учиться.

Одна из важнейших задач образования взрослых предполагает разработку социальных механизмов построения целостной осмысленной жизнедеятельности, обеспечения каждого индивидуальным инструментарием, позволяющим выстроить собственную производственную, личную, социальную стратегию бытия. Образованный человек обладает большей социальной и профессиональной мобильностью, кроме того, образование даёт человеку большую внутреннюю свободу, способность самообучаться и саморазвивать-ся, т.е., в конечном итоге, самостоятельно строить свою жизнь. Образование взрослых является не только условием развития отдельных личностей, но и достижения социально-экономической стабильности и благоприятных перспектив развития общества в целом, поэтому промышленно развитые страны уделяют этому вопросу огромное внимание. Практически во всех странах мира уже приняты соответствующие законодательные акты, которые определяют пути развития, источники финансирования и поддержки образования взрослых.

В частности, законы многих стран предусматривают предоставление взрослым, обучающимся оплачиваемых отпусков на время обучения. Кроме того, государства выделяют средства для всесторонней подготовки специалистов-андрагогов, при этом конечной целью данных инвестиций является повышение качественного уровня образования взрослых.

Особенности образования взрослых, о которых упоминалось выше, и которые составляют основу новой образовательной парадигмы, представляют собой скорее тенденции развития, а не реальное положение вещей. Система такого образования до сих пор продолжают строиться по традиционным принципам. До тех пор пока образование взрослых не будет выделено как отдельная сфера, оно не сможет соответствовать потребностям развития современного общества.

Литература

1. Григорьева, Е.А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога. — [Электронный ресурс]: http://www.pippkro.ru.

2. Змеев СИ. Технология обучения взрослых. — М., 2002.

3. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 272 с.

4. Колесникова И.А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Под ред. И.А.Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003

5. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф., Андрагогика: историко-педагогический процесс и языковая личность XXI века: учебное пособие. — Воронеж, Издательство НПО «МО-ДЭК», 2005. - 288с.

6. Психология среднего возраста, старения, смерти. Под ред. чл.-корр. РАО Реана А.А., — СПб, «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. -384с.

7. Кукуев, А.И. Методологические принципы образования взрослых (в контексте личностно-ориентированной образовательной парадигмы культурологического типа) // Новые знания: Журнал по проблемам образования взрослых. 2008. №1. — С. 15-20.

8. Кукуев, А.И. Эволюция принципов образования взрослых в контексте смены образовательных парадигм // Инновации в образовании. 2008. №2. — С. 17-33.

9. Н.А. Староверова, Вестник Казанского технологического университета, 23, 237 (2012).

10. Н. А. Староверова, Вестник Казанского технологического университета, 5, 263 (2012).

© И. М. Белова - ст. преподаватель кафедры иностранных языков НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ»; Т. И. Анисимова - канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков; И. В. Мосина - ст. преподаватель кафедры иностранных языков НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.