Степанова Т.Ю., Ламонина Л.В. Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы «Обучение компьютерной грамотности» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/258-00085. - ISSN 2413-4066
УДК 374.7:37.016:004
Степанова Татьяна Юрьевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Ламонина Людмила Владимировна
Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск IV. [email protected]
Андрагогические подходы к обучению взрослого населения в процессе реализации программы «Обучение компьютерной грамотности»
Аннотация: в статье раскрыта сущность андрагогической модели обучения, выявлены ее основные параметры. Определены цели обучения, охарактеризованы основные мотивы обучения взрослого населения, а также специфика деятельности взрослого населения, заключающаяся в приобретении знаний, умений и навыков, которые необходимы для решения жизненно важных проблем с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: взрослый обучающийся, андрагог, андрагогика, андрагогическая модели обучения.
Введение
24 января 2015 г. Правительство РФ утвердило новое направление социальных программ, софинансируемых Пенсионным фондом России, в соответствии с предусматриваемым обучением неработающих пенсионеров компьютерной грамотности.
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ, согласно которому вводится новое направление реализации социальных программ, софинансируемых Пенсионным фондом России - обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности с целью обеспечить доступность для них государственных информационных ресурсов и электронных государственных услуг.
В целях активизации участия институтов гражданского общества в реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, принятой по итогам широкого общественного обсуждения, с 2013 года в Омской области реализуется проект "Омская область - регион социальной активности". В реализации данного проекта принимают участие органы исполнительной власти и местного самоуправления Омской области, общественные организации, бизнес-структуры, социально активные граждане. Так, в доказательство такого статуса в Омской области в рамках Форума социальных инноваций регионов, который прошел 5-6 июня в г.Омске, на котором состоялось подписание Соглашения о предоставлении Пенсионным фондом Российской Федерации субсидий
бюджету Омской области на 2015 год на реализацию социальной программы по обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.
Объекты и методы
В рамках реализации постановления Правительства Омской области, а также соглашения о взаимодействии регионального Министерства труда и социального развития и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области впервые в этом году было организовано бесплатное обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на базе образовательных учреждений Омска. Всего по социальной программе было обучено около 1000 человек.
Так, в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина повысили уровень компьютерной грамотности более 500 пенсионеров. За период обучения люди пожилого возраста смогли научиться основам работы с операционной системой Windows, сетью Интернет, познакомились с возможностями портала государственных услуг и получили навыки работы с системой «Онлайн-платежи». Общий объем курса составил 32 часа, таким образом, сделан серьезный шаг в обеспечении доступности граждан пожилого возраста к государственным услугам и информационным ресурсам. Занятия проводились в компьютерных классах первого учебного корпуса Омского ГАУ, также были организованны выездные занятия в автономные стационарные учреждения социального обслуживания Омской области: Куйбышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов и Нежинский геронтологический центр.
Результаты исследований
Внимание к проблемам пожилых людей объясняется тем, что эта категория граждан особо нуждается в заботе, социальной поддержке, обучении, переподготовке, так как это позволяет им увидеть новые грани своей самореализации, своих возможностей, обеспечивает их адаптацию в современном мире. Пенсионерам важно ощущать свою значимость как личности. Это помогает им чувствовать себя полноценными гражданами, сохранять высокую самооценку, формировать активную жизненную позицию, заниматься полезным и интересным делом.
Организация учебного процесса может отличаться позицией обучающегося, характером его взаимоотношений с педагогом и связи учебной деятельности с другими видами деятельности обучающегося.
Андрагогическая модель - модель обучения взрослых. Речь идёт, прежде всего, не о фактическом (физическом) возрасте обучающихся, а об их психологической готовности занять в учебном процессе позицию взрослого человека [1].
Понятие андрагогика (от греч. «andros» - взрослый мужчина, зрелый муж и «ago» -вести, дословно - «ведение взрослого человека», «человеко-ведение»), которое было введено в научный обиход ещё в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Начало формирования теоретических аспектов андрогогики как самостоятельной науки положено в 70-х годах XIX-го века в работах американских ученых М. Ш. Ноулза, П. Смита, английского ученого П. Джарвиса, отечественных ученых К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Н.И. Пирогова, С.И. Змеева и др [1].
Сегодня андрагогика активно разрабатывается как область научного знания, сфера социальной практики и учебная дисциплина. Теория и методика обучения взрослых людей является специфическим предметом андрагогики в контексте непрерывного образования.
Процесс обучения часто оказывает на взрослого психологическое давление. Переход от профессиональной деятельности к учебной у многих взрослых сопровождается трудностями (неуверенностью и страхом перед возникшей ответственностью за обучение), внутренним дискомфортом, вызванным негативными воспоминаниями о прежних формах обучения в школе и в вузе (пассивное восприятие материала, заучивание, негибкаясистема контроля и т.д.). Возможность механического запоминания материала у взрослых с возрастом снижается, часто человеку, имеющему высокий профессиональный статус, трудно принять роль ученика, предполагающую, что он знает далеко не все и ставящую его в зависимость от
преподавателя. Однако современная система обучения взрослых имеет множество проблем по оптимизации учебного процесса, что оказывает влияние на формирование профессиональной компетентности. Важнейшая задача преподавателя, возникающих в процессе образования взрослого человека, состоит в том, чтобы определить и внедрить в практику такие педагогические условия, которые позволят обучаемому занять позицию субъекта обучения, способного самостоятельно и эффективно решать стоящие перед ним учебно-познавательные задачи, обрести способность быть субъектом собственного профессионального развития. Процесс обучения должен приобрести андрагогические характеристики.
Таблица 1
Андрагогическая модель обучения автора М.Ш. Ноулз [3]
Социально- Характер Деятельностьи Деятельност Характерорганиз
психологические установки роль ьи роль ации процесса
установки обучающегося обучающего обучения
обучающихся
Самосознаниеобуча Осознанное Активная, Оказание Процесс
ющегося стремление к ведущая роль в помощи в самостоятельного
самостоятельно определении определении определения
сти, параметров параметров параметров
независимости, обучения; обучения и бучения и поиска
самоуправляем самостоятельн поиске знаний, умений,
ости ый поиск информации информации навыков
Опыт обучающегося Богатый Важная роль Оказание Опора на опыт
источник опыта помощи в обучающегося;
обучения. обучающегося; выявлении и поисково-опытные
Наличие использование использован методы обучения
значительного его в качестве ии в
жизненного одного из процессе
(бытового, источников обучения
социального, обучения опыта
профессиональ обучающегос
ного) опыта я
Готовность Определяется Ведущая роль и Оказание Индивидуализаци
обучающегося к стремлением к деятельность в помощи в я обучения,
обучению развитию формировании выявлении преследующая
(мотивация) и цель личности и мотивации, образователь конкретные
обучения овладению определении ных индивидуальные
социальными цели обучения потребносте цели обучения
ролями, й и
необходимость определении
ю решить цели
жизненно обучения
важную
проблему;
высокая
мотивация
Применение Немедленное, в Приобретение Оказание Обучение
полученных знаний, целях решения знаний, помощи в помеждисциплина
умений, навыков жизненно умений, отборе рным модулям
важной навыков, содержания (блокам)
проблемы необходимых для решения жизненно важной проблемы обучения
Участие в оргаизации процесса обучения Активное Активное участие в организации процесса обучения на всех его этапах Организация совместной деятельности по организации процесса обучения Совместная деятельность обучающегося и обучающего по организации процесса обучения
В соответствии с представленной андрагогической моделью обучающийся занимает позицию ведущего, участвуя в планировании и реализации учебного процесса, в оценивании своих результатов. Роль обучающего состоит не в том, чтобы «вести», а в том, чтобы помочь обучающемуся в организации познания и применении новых знаний и умений.
Андрагогическая модель обучения основана на 7 основных принципах:
1. Ведущая роль в процессе обучения принадлежит обучающемуся.
2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению.
3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным опытом), который должен использоваться в качестве источника обучения как его самого, так и его коллег по ситуации обучения.
4. Взрослый человек обучается для решения важных профессиональных проблем и достижения конкретных целей.
5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения новых норм - знаний, умений и навыков. Но если новые знания он может накапливать в режиме самостоятельной работы, то умениями и навыками предпочитает овладевать под руководством компетентного специалиста-преподавателя.
6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминирована временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
7. Процесс обучения взрослого обучающегося должен быть организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: психолого-андрагогической диагностики, планирования, реализации, оценивания и коррекции [2, с. 21].
Цель обучения в андрагогической модели ориентирована на переосмысление уже сложившейся системы знаний, умений, навыков, опыта, развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человека. Цели обучения взрослых конкретны, четки, тесно связаны с определенными социально-психологическими, профессиональными, бытовыми, личностными проблемами, условиями, с достаточно ясными представлениями о дальнейшем применении полученных знаний, умений, навыков и качеств. Взрослые обучающиеся - активны, самостоятельны, склонны к самоуправлению, играют ведущую роль в реализации процесса обучения и в определении его основных параметров, поиске необходимых знаний, формировании умений, навыков и качеств.
Особая роль также отводится, как отмечает Т. А. Василькова, мастерству мотивации. Мотивы, побуждающие взрослых учиться, могут быть материальными (возможность с помощью обучения освоить новую профессию и заработать больше денег); социальными (обучение может улучшить социальный статус); внутренними (обучение может служить стабилизирующим моментом); страховочными (обучение может повысить конкурентоспособность); самоутверждения (саморазвитие, получение признания); досуговыми (удовольствие от интересного общения, отдых от однообразия домашних дел)
[1, с. 168]. В жизни все виды мотивации взаимодействуют, дополняя друг друга. Интеграция всех мотивов обеспечивает постоянный интерес к учебе и ее успешность.
Алгоритм действий по планированию процесса обучения
• определение целей обучения:
• разработка системы задач обучения, соответствующих целям обучения;
• определение содержания обучения, соответственного жизненному опыту, уровню предшествующей подготовки, социально-психологических особенностей обучающегося;
• структурирование содержания обучения по проблемным блокам или модулям компетентности, с дальнейшим их поэтапным освоением;
• определение стратегии обучения, т.е. выработка системы этапов обучения, предусматривающих определенное чередование теоретического, практического, экспериментального обучения, практик, стажировок и т.д.;
• подбор видов, источников, средств, форм и методов обучения, адекватных достижению конкретных поставленных целей;
• выделение основных этапов контроля овладения программой обучения;
• определение критериев, форм, методов и процедур оценивания достижений обучающихся;
• составление программы обучения, учебного плана, либо учебного контракта.
Алгоритм действий по оцениванию процесса обучения
1. Выявление реального уровня овладения обучающимся учебным материалом, определение неусвоенных разделов учебного материала.
2. Определение дальнейших образовательных потребностей обучающегося и стратегии их дальнейшего осуществления:
• определяются потребности в изучении неусвоенных разделов учебного материала;
• определяются потребности в дальнейшем обучении для перспектив самосовершенствования и постановки новых целей обучения.
3. Обучающийся совместно с обучаемым оценивают содержание, источники, средства, формы, методы обучения; качеств программ обучения, эффективность процесса обучения и деятельности обучающегося и обучающего.
4. Отслеживание и диагностика изменений личностных качеств и мотивационно-ценностных установок обучающихся за время обучения.
Одним из характерных проявлений современного духовного кризиса является социальная изоляция пожилых людей, разрыв социальных связей между пожилыми и молодыми людьми, неравенство доступа к информации и другим ресурсам. Все это приводит к существенному усугублению социальных, личностно-психологических и экономических проблем взрослого населения [4].В этих условиях необходим системный — научный, методологический, организационный, технологический — подход к решению социально-экономических, социокультурных и образовательных проблем взрослого населения, в том числе, использующий последние достижения прогресса в области информационно-коммуникационных технологий. Программа направлена на содействие взрослому населению в решении социальных проблем, свойственных данной возрастной категории. Учитывая специфику вуза, основной упор при этом делается на теме использования ИКТ для улучшения качества жизни взрослого населения. Работая над этой темой, городские власти, вузы, неправительственные организации и бизнес могут эффективно сотрудничать, совместно решая важнейшие национальные задачи в рамках концепции социального государства. Реализуемая программа в вузе как конкретное выражение социальной ответственности вуза перед обществом, а также социальная задача просвещения взрослого населения основам работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Заключение
Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможности применения его результатов для возможности заниматься нужным для них видом деятельности. Когда обучающиеся могут привносить в обучающие ситуации собственный
опыт и свои жизненные ситуации, соотносить процесс обучения со своими целями и задачами. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому преподавателю требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека. Взрослый человек -инициатор процесса собственного обучения, характеризующегося сознательностью мотивов обучения, направленностью на сотрудничество. Взрослые люди часто испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев это связано с неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентными в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»). Сегодня сложность обучения взрослых усугубляется тем, что все они испытали на себе воздействие старойпедагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками, такими как: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы. [3]
Для взрослых людей необходимо осознать, что быть обучаемыми или учить самим - это тоже богатейший опыт. Обучение, получение и освоение нового знания обязательно предполагает творческую работу, которая позволяет поддерживать активность ума, реализовывать потребность быть успешным и стремиться к чему-либо.
На сегодняшний день весьма актуальнымявляется использование в повседневной жизни современных информационно-коммуникационных технологий, таких как Интернет, который дает возможность общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, заводить новые знакомства, быть в курсе событий, происходящих в мире, стране, городе, быть пользователями электронных библиотек и т. д. С помощью глобальной сети Интернет возможно решать проблему одинокой старости, которая в последние годы приобрела действительно массовый характер, ведь именно на одиночество и изолированность пожилые люди жалуются даже чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения. Обучающийся может воспользоваться ресурсами сайта «Государственные услуги» заказать талон на прием к доктору через «Электронную регистратуру», забронировать и приобрести билеты и воспользоваться другими услугами используя возможности информационно-коммуникационных технологий.
Андрагогические подходы к обучению взрослого человека позволяют обоснованно формулировать и реализовывать цели образовательного процесса, при этом разрабатывая теоретические и методологические основы образовательной деятельности, которая помогает приобретать общие и профессиональные знания, формировать нравственные ориентиры [2], осваивать достижения науки и техники, получать информацию о мировых событиях.
Ссылки на источники:
1. Василькова Т. А. Основы андрагогики. - М.: КНОРУС, 2009. - 256 с.
2. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.И. Змеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 128 с.
3. Новгородцева И. В., Бледных О. И., Микрюкова Н. В. Некоторые проблемы обучения взрослых // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13087. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13087.htm. - ISSN 2304-120X. [дата обращения 20.02.2016]
4. Тетенькин Б.С. Проблемы образования взрослых. - Киров: Кировский институт переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, 2012. - 324 с.
Tatyana Stepanova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Lyudmila Lamonina
Senior Instructor
FSBEI HO Omsk SA U, Omsk
Andragogy Approaches To Adults' Training In The Course «Training Of Computer
Literacy»
Abstract. In the article the essence of andragogy model of training and its key parameters are revealed. Training definite purposes are characterized. The main motives of adult training and the specifics of adult population activity consisting in acquisition of knowledge, skills, necessary for the solution of the vital problems with use of information and communication technologies, are revealed.
Keywords: adult student, andragog, andragogy, andragogy training models.