Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ТЕХНИКЕ БЕГА'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ТЕХНИКЕ БЕГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
БЕГ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНИКА / УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышева Надежда Сергеевна, Пахомов Вячеслав Иванович

В статье рассматривается ключевая роль беговых упражнений в процессе совершенствования физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России. Изучена проблема неправильной техники бега, значительно снижающая эффективность и результативность беговой активности, которую демонстрируют большинство поступающих в высшие учебные заведения. Представлены основные общие правила, а также подготовительный, соревновательный и переходный этапы обучения правильной технике бега, которые позволят повысить уровень подготовленности и двигательные способности курсантов и слушателей. Определена ключевая роль преподавателя физической подготовки и спорта в повышении эффективности данного вида физической деятельности. Акцентировано внимание на методологических аспектах обучения правильной технике бега, способных впоследствии привести к качественной корректировке и повышению результативности двигательной активности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погонышева Надежда Сергеевна, Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN RUNNING TECHNIQUES

The article considers the key role of running exercises in the process of improving the physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The problem of incorrect running technique, which significantly reduces the efficiency and effectiveness of running activity, which is demonstrated by the majority of applicants to higher educational institutions, is studied. The basic general rules, as well as the preparatory, competitive and transitional stages of training in the correct running technique, which will increase the level of fitness and motor abilities of cadets and trainees, are presented. The key role of the teacher of physical training and sports in increasing the effectiveness of this type of physical activity is determined. Attention is focused on the methodological aspects of teaching the correct running technique, which can subsequently lead to a qualitative adjustment and increase in the effectiveness of students ' motor activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ТЕХНИКЕ БЕГА»

УДК 796.422.1

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ТЕХНИКЕ БЕГА

FEATURES OF TRAINING CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN RUNNING TECHNIQUES

Погонышева Надежда Сергеевна

курсант

факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Pogonysheva Nadezhda Sergeevna

cadet

faculty of training of traffic police specialists Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Пахомов Вячеслав Иванович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Pakhomov Vyacheslav Ivanovichn

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается ключевая роль беговых упражнений в процессе совершенствования физической подготовки курсантов образовательных органи-заций системы МВД России. Изучена проблема неправильной техники бега, значительно снижающая эффективность и результативность беговой активности, которую де-монстрируют большинство поступающих в высшие учебные заведения. Представлены основные общие правила, а также подготовительный, соревновательный и переходный этапы обучения правильной технике бега, которые позволят повысить уровень подготовленности и двигательные способности курсантов и слушателей. Определена ключевая роль преподавателя физической подготовки и спорта в повышении эффектив-ности данного вида физической деятельности. Акцентировано внимание на методологических аспектах обучения правильной технике бега, способных впоследствии привести к качественной корректировке и повышению результативности двигательной активности обучающихся.

Abstract. The article considers the key role of running exercises in the process of improving the physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The problem of incorrect running technique, which significantly reduces the efficiency and effectiveness of running activity, which is demonstrated by the majority of applicants to

higher educational institutions, is studied. The basic general rules, as well as the preparatory, competitive and transitional stages of training in the correct running technique, which will increase the level of fitness and motor abilities of cadets and trainees, are presented. The key role of the teacher of physical training and sports in increasing the effectiveness of this type of physical activity is determined. Attention is focused on the methodological aspects of teaching the correct running technique, which can subsequently lead to a qualitative adjustment and increase in the effectiveness of students ' motor activity.

Ключевые слова: бег, спорт, физическая подготовка, курсанты, физическая культура, техника, упражнение.

Keywords: running, sports, physical training, cadets, physical education, technique, exercise.

Бег является неотъемлемой частью занятий по физической подготовке в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел (далее - МВД) России. Этот вид активности оказывает комплексное влияние на организм. При систематическом занятии беговыми упражнениями человек поддерживает свою физическую подготовку на должном уровне, развивая ключевые качества (ловкость, выносливость, скорость), которые считаются важными для будущей профессиональной деятельности, связанной с выполнением оперативно-служебных задач. Практика показывает, что курсанты первого курса не обладают знаниями о правильной технике бега. Здесь ключевую роль играет деятельность преподавателя физической подготовки в образовательной организации, на котором лежит основная обязанность по обучению и корректировке техники бега обучающихся. Начиная с первого курса, обучающиеся образовательных организаций системы МВД России, уже имеют определенные навыки и результаты в указанной сфере, поскольку поступлению в институт для обучения, предшествует прохождение вступительных испытаний, на которых необходимо продемонстрировать физическую подготовленность: бег 100 метров и бег (кросс) 1 километр, подтягивание на перекладине (юноши) и силовое комплексное упражнение (девушки). Однако, практика показывает, что несмотря на указанный фактор, большинство курсантов первого курса не обладают достаточными знаниями, относительно правильной техники бега, что значительно снижает эффективность данного вида двигательной актив-ности как в плане положительного воздействия на развитие физических качеств, так и на индивидуальные показатели при сдаче нормативов. Главная причина, на наш взгляд, кроется в том, что беговые упражнения используются курсантами при занятиях «для себя», то есть в рамках самостоятельных занятий для поддержания должного уровня общей физической подготовки [1, с. 70]. Именно поэтому обучающиеся не уделяют внимания методологическим аспектам обеспечения своей деятельности, что значительно усложняет, впоследствии, деятельность по корректировке техники бега.

Деятельность преподавателя в рамках занятий по физической подготовке должна иметь ключевое значение для обучения курсантов правильной технике бега. Именно квалифицированный специалист-педагог может дать научно-обоснованные советы по комплексному улучшению двигательной активности и корректировке отдельных ошибок, снижающих ее эффективность. А. Н. Петров выделяет в процессе урочной подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России

к сдаче беговых нормативов 3 основных этапа:

- подготовительный;

- соревновательный;

- переходный.

Обучение и совершенствование техники бега является второй частью подготовительного этапа и следует после деятельности по развитию ключевых физических качеств (выносливости, ловкости, скорости). Вместе с тем, отметим, что указанные части в составе выделенного этапа не являются обособленными. Они рассматриваются в постоянном взаимодействии, поскольку совершенствование физических качеств является непрерывным процессом в рамках физической подготовки курсантов на протяжении всех лет обучения, о чем свидетельствую требования, выдвигаемые для сдающих контрольные нормативы [2, с. 116]. Так, для каждого последующего года обучения Приказом МВД России от 5 мая 2018 года № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены более высокие показатели для получения соответствующих отметок, что свидетельствует об указанной тенденции.

Как отмечает Р. В. Романов, на занятиях курсанты образовательных учреждений МВД России бегают на разные дистанции в целях развития таких физических качеств, как быстрота и выносливость [3, с. 64]. Так, выделяют следующие виды спортивного бега как для юношей, так и для девушек:

- спринт - бег на короткие дистанции (100, 200, 400 м);

- бег на средние дистанции (800, 1000, 2000 м);

- стайерский - бег на длинные дистанции (от 3000 м и выше);

- челночный бег (10х10 м или 4х20 м).

В соответствии с дистанцией у курсантов определяются ключевые физические качества, которые необходимо развивать, чтобы достичь лучших результатов на соревнованиях. При определении конкретных задач, направленных на выполнение в ходе учебного занятия контрольных нормативов, осуществляется соответствующая подготовка в виде прыжковых и общеразвивающих упражнений.

Чтобы добиться успешного выступления на соревнованиях по спортивному бегу, а также другим видам спорта, преподаватели используют дополнительные упражнения на учебных занятиях, которые направлены на развитие определенной группы мышц, применяя новые педагогические и практические технологии. Также в системе учебных занятий по физической подготовке курсантов образовательной организации МВД России необходимо уделять внимание упражнениям оздоровительного и воспитательного характера.

Вопросы обучения технике бега курсантов является ключевым для организации образовательного процесса по физической подготовке, поскольку именно данный фактор определяет эффективность беговых упражнений обучающихся на протяжения всего процесса обучения, а значит, и эффективность тренировок и занятий, соответственно.

Нужно понимать, что обучению технике бега со стороны преподавателя должна

предшествовать деятельность по изучению физиологической стороны указанного аспекта. Применяемые педагогические методы и указания по корректировке должны быть научно обоснованными и учитывать также индивидуальные особенности организмов курсантов, с ориентацией на гендерные различия. Выделим основные общие правила, которые необходимо довести до курсантов при обучении их технике бега:

1. В первую очередь, важно грамотное распределение нагрузки на все тело во время бега. Какая-либо часть, мышца и тому подобное, не должны испытывать перегрузок, а тем более работать на грани своей возможности, превозмогая боль. Несмотря на то, что это лишь первый элемент, он является одним из самых сложных, поскольку достаточно тяжело, без специальной подготовки, сразу научиться распределять нагрузку по всему телу в процессе бега.

2. Положение головы. Бегущий должен направлять взгляд только вперед. При этом, подбородок должен стремиться быть равным плоскости, по которой идет движение, то есть не прижиматься к шее и груди, потому что это создает нагрузку на эти части тела, а также вызывает затруднения с дыханием.

3. Плечи. Именно на эту часть тела очень часто не обращают внимания занимающиеся. Дело в том, что для эффективности беговых упражнений рекомендуется бежать с расслабленными плечами. Это позволяет значительно снизить нагрузку на данную область тела, помогая процессам саморегуляции во время бега. Напряженные плечи, наоборот, создают дополнительную нагрузку на мышцы, скелет и спину, в результате чего занимающийся быстрее почувствует усталость, «забьет» мышцы.

4. Руки. Существует выражение, согласно которому «ноги делают то, что диктуют руки». Действительно, движения рук во время бега оказывает значительное влияние на мышечную активность в тазобедренной зоне, что подтверждается практической деятельностью. Это может быть обусловлено различными факторами. Во-первых, физиологический, мышечные и нервные окончания достаточно сильно связаны по парам, а потому движение ног всегда стремиться к скорости и характеру движение рук. В обычной жизни это обуславливает походку, ее скорость и тому подобное. Во-вторых, нельзя забывать и о физическом взаимодействии с окружающей средой: правильное движение рук позволяет усиливать скорость без значительных затрат в энергии за счет обтекания ветра и тому подобное. В-третьих, это также психологическая сторона процесса. Стараясь следить за движением рук, занимающийся сосредотачивает свое внимание на эту часть тела, а значит, частично забывает о загруженности других областей. Поэтому важно, чтобы руки двигались по принципу «качелей», набирая широкую амплитуду. Также следует следить за тем, чтобы локти не прижимались близко к телу, в идеале создавали прямой угол в сгибе.

5. Корпус. Главное правило - стараться избежать наклонов в какую-либо сторону. Стремление к прямому положению во время движения.

6. Бедра. Должны выноситься мышцами вперед и прямо. Не стоит закидывать и вилять ими из стороны в сторону.

7. Ноги и ступни. На динамику ног и ступней также нужно обращать особое

внимание. Движение бегущего всегда должны быть пружинистыми, поскольку это также снижает нагрузку, создавая воздушную подушку при подскоке. Приземление осуществлять на середину стопы, а не на пятку или носок - такое требование обусловлено физическими свойствами силы притяжения. При приземлении важно достигать того, чтобы нагрузка приходилась на широкую площадь тела, а достичь этого можно лишь ставя ступню на середину. А вот отталкивание происходит как раз с передней части носков, с нагрузкой на часть, где большой палец. Так значительно проще сделать высокий подскок, который позволит также набрать скорость и двигаться без значительных затрат в мышечной активности и энергии, поскольку такое перемещение будет нагрузку на кости пальцев ног и мышцы там же.

Для усвоения правильной техники бега очень важно не только быть осведомленным в теории, но, используя все основные правила, прочувствовать и применить каждый пункт на себе. Лишь постоянно практикуясь в беге с соблюдением всех вышеуказанных правил, можно достичь их автоматизации, что, несомненно, скажется на эффективности этого вида активности [4, с. 67].

Поскольку бег является одним из ключевых видов двигательной активности в рамках физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России преподавателю на занятиях по физической подготовке необходимо уделить особое внимание обучению и корректировке техники бега у курсантов. Комплекс специальных упражнений по обучению правильной технике бега, включающий в себя бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, перекаты с пятки на носок, подскоки, многоскоки, бег на прямых ногах, спиной вперед, скрестным шагом, «велосипед» или бег колесом, позволит оказать комплексное влияние на организм, а также даст возможность сформировать правильную технику бега и развить ключевые физические качества: выносливость, ловкость и скорость.

Представленные выше ключевые правила правильной техники бега должны быть доведены до обучающихся и отработаны с ними до автоматизма. Только так возможно достигнуть оптимизации такой двигательной активности, что значительно скажется на эффективности данной деятельности.

Литература

1. Моськин С. А. Обучение двигательным действиям и воспитание психофизи-ческих качеств курсантов // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 68-72.

2. Герасимов И. В. Содержание физической подготовки с учетом двигательных способностей сотрудников полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 115-117.

3. Романов Р. В. Спортивный бег - основа физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. № 11. С. 63-68.

4. Осипов Д. В. Психологическая адаптация курсантов женского пола обучающихся в образовательных организациях МВД России средствами и методами общей и спе-циальной физической подготовки на практических занятиях по физической подготовке (специальной) // Автономия личности. 2020. № 1 (21). С. 66-71.

References

1. Mos'kin S.A. Obuchenie dvigatel'nym deystviyam i vospitanie psikhofizicheskikh kachestv kursantov [Teaching motor actions and education of psychophysical qualities of cadets]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 4 (29), pp. 68-72.

2. Gerasimov I. V. Soderzhanie fizicheskoy podgotovki s uchetom dvigatel'nykh sposobnostey sotrudnikov politsii [The content of physical training taking into account the motor abilities of police officers]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3 (76), pp. 115-117.

3. Romanov R. V. Sportivnyy beg - osnova fizicheskoy podgotovki kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii [Sports running is the basis of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport - Izvestiya TulGU. Physical education. Sport. 2020, no. 11, pp. 63-68.

4. Osipov D. V. Psikhologicheskaya adaptatsiya kursantov zhenskogo pola obuchayushchikhsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii sredstvami i metodami obshchey i spetsial'noy fizicheskoy podgotovki na prakticheskikh zanyatiyakh po fizicheskoy podgotovke (spetsial'noy). [Psychological adaptation of female cadets studying in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means and methods of general and special physical training in practical lessons in physical training (special)]. Avtonomiya lichnosti -Personality autonomy, 2020, no. 1 (21), pp. 66-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.