УДК 796.01.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11109
СПОРТИВНЫЙ БЕГ - ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Р.В. Романов, В.А. Синянский
Дано обоснование, что спортивный бег является важным видом двигательной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России, формирующим профессиональные качества сотрудников полиции. Предложено уделять больше внимания спортивному бегу на разные дистанции на учебных и внеучебных занятиях курсантов с целью повышения их выносливости и быстроты.
Ключевые слова: курсанты, физическая подготовка, спортивный бег, обучение, тренировка, выносливость, быстрота.
Романов Роман Владимирович, доц., tsoifp@ mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Синянский Владимир Александрович, старший преподаватель, tsoifp@ mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации
В настоящее время в образовательных учреждениях системы МВД России большое внимание уделяется подготовке физических качеств курсантов. Высокий уровень физической подготовленности и развития профессиональных качеств будущих офицеров МВД России способствует успешному решению возложенных на них оперативно-служебных задач.
Важное значение в обучении курсантов придается формированию практических навыков в процессе выполнения как силовых упражнений и приемов борьбы, так и упражнений на выносливость и быстроту.
В связи с этим система занятий физической подготовкой курсантов образовательных учреждений системы МВД России является процессом, состоящим из сложных комплексов, выполнение которых проходит как в урочный, так и во внеурочный периоды. Применение комплексного подхода позволяет проработать все направления на должном уровне, уделяя равнозначное внимание каждому разделу. Беговая подготовка - часть специальной физической подготовки курсантов, которая определенно занимает одно из приоритетных мест.
ATHLETIC RUNNING IS THE BASIS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Romanov R.V., associate professor, tsoifp@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Sinyanskiy V.A., senior lecturer, tsoifp@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The substantiation is given that sports running is an important type of motional activity of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which forms the professional qualities of police officers. It is proposed to pay more attention to sports running at different distances in educational and extracurricular activities of cadets in order to increase their endurance and speed.
Key words: cadets, physical training, sports running, teaching, training, endurance, speed.
Одним из актуальных направлений в спортивной подготовке обучающихся, как уже было сказано выше, является бег. Многие курсанты увлекаются занятиями бегом «для себя», лишь малая часть занимается данным видом спорта для достижения определенного спортивного результата и имеет цели на дальнейшую перспективу. Также для физического развития и совершенствования двигательных навыков у обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД проводятся различные спор -тивные эстафеты, спартакиады, а также соревнования между учебными заведениями, которые включают в себя спортивный бег.
Итак, спортивный бег - это вид двигательной деятельности человека, который направлен на достижение лучшего результата путем регулярных тренировок.
Обращаясь к истокам развития спортивного бега, видим, что зарождение данного вида спортивной деятельности произошло на островах Британии. Бег проходил на больших дорогах между городами или на ипподромах. В 1770 г. был зафиксирован первый результат часового бега протяженностью 17 км 300 м. В России началом развития спортивного бега принято считать 1888 г., когда в п. Тярлево под Санкт-Петербургом был образован «Кружок любителей спорта». В 1889 г. были организованны и проведены первые соревнования по спортивному бегу. С 1908 г. в России проводятся первенства страны, в 1913 г. русские спортсмены приняли участие в V Олимпийских играх в Стокгольме. Активное развитие спортивного бега началось в первой половине XX века и по сей день явля -ется актуальным и развивающимся быстрыми темпами видом спорта [1].
На занятиях курсанты образовательных учреждений МВД России бегают на разные дистанции в целях развития таких физических качеств, как быстрота и выносливость. Так, выделяют следующие виды спортивного бега как для юношей, так и для девушек: спринт - бег на короткие дистанции (100, 200, 400 м), бег на средние дистанции (800, 1000, 2000 м), стайерский - бег на длинные дистанции (от 3000 м и выше), челночный бег (10^10 м или 4^20 м). В соответствии с дистанцией у курсантов определя -ются ключевые физические качества, которые необходимо развивать, чтобы достичь лучших результатов на соревнованиях. При определении конкретных задач, направленных на выполнение в ходе учебного занятия, осуществляется соответствующая подготовка в виде прыжковых и обще-развивающих упражнений.
Чтобы добиться успешного выступления на соревнованиях по спортивному бегу, а также другим видам спорта, преподаватели используют дополнительные упражнения на учебных занятиях, которые направлены на развитие определенной группы мышц, применяя новые педагогические и практические технологии. Также в системе учебных занятий по физической подготовке курсантов образовательной организации МВД России
необходимо уделять внимание упражнениям оздоровительного и воспитательного характера.
Организация обучения в образовательных учреждениях МВД России по различным видам спорта закреплена Приказами МВД России от 1 июля 2017 года № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и от 5 мая 2018 года № 275 «Об утверждении Порядка организации подго -товки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». Данные приказы регламентируют нормативы спортивного бега на различные дистанции (3000, 1000 м) для сотрудников ОВД [2].
На учебных занятиях специальной физической подготовкой большое внимание уделяется спортивному бегу. Так, в тренировочном процессе особое значение придается совершенствованию беговых упражнений и высокой активности их выполнения. Например, согласно проведенному анкетированию, до поступления в образовательное учреждение МВД спортивным бегом профессионально занимались 15 % опрошенных курсантов-девушек (23 чел.) и 23 % курсантов-юношей (23 чел.).
По данным анкетирования было установлено, что курсанты-девушки в большей степени проявляют желание бегать короткие дистанции - 60 %, в меньшей степени - средние (20 %) и длинные (20 %). В отличие от девушек, юноши предпочитают бегать длинные дистанции -60 %, средние и короткие - 30 и 20 % соответственно. Можно предположить, что три четверти девушек-курсантов не обладают достаточным уровнем выносливости и им необходимо в тренировочный процесс включать больше упражнений, способствующих развитию данного физического качества. Для развития выносливости следует выполнять следующие упражнения: приседания, отжимания от пола, плавание, прыжки в длину и др. Данные упражнения повышают у курсантов-девушек уровень развития ловкости, силы, быстроты и координации движений.
Спортивный бег очень разнообразен, характеризуется динамичностью и доступностью [3], является естественным видом двигательной активности, способствует укреплению здоровья, что, безусловно, необходимо курсантам образовательных учреждений МВД России в их будущей практической деятельности.
Кроме того, спортивный бег развивает такие качества, как силу, выносливость, быстроту, координацию движений, концентрацию и устойчивость внимания, реакцию выбора и другие психофизические качества [4].
Тренировочные действия должны выполняться с максимальной частотой движений и максимально возможной скоростью. Снижение скорости бега более чем на 5 % приводит к тому, что упражнения становятся малоэффективными [5].
В свою очередь при правильном ритме выполнения физических упражнений автоматизируется система нервных центров, что обеспечивает чередование действий между упражнениями и отдыхом. Необходимо определить оптимальный темп бега, так как единство человеческого организма основано на взаимодействии большого количества отличающихся друг от друга процессов, которые осуществляются при участии центральной нервной системы. В процессе бега рекомендуется «прислушиваться» к своему организму, обращать внимание на общее самочувствие при ускорении и снижении темпа бега.
Курсанты образовательных учреждений в обязательном порядке сдают нормативы по бегу на различные дистанции, тем самым выявляется уровень физической подготовленности курсантов и оценивается эффективность тренировочных программ во время обучения.
Выполняя нормативы по спортивному бегу, курсанты проявляют свою выносливость и показывают уровень развития скоростно-силовых качеств. Так, например, бег на короткие дистанции требует проявления как быстроты, так и силы. Для данной беговой дистанции характерны увеличение скорости перемещения курсанта в начале, ее стабилизация в сере -дине и снижение в конце [6]. Курсант должен проявить быстроту реакции на старте, а также скорость отдельных движений по ходу бега (отталкивание, вынос бедра, темп и длина шагов). Бег на средние дистанции требует наличия достаточной выносливости и мышечной массы, а стайерский бег предъявляет повышенные требования к развитию специальной выносливости и функционированию кардиореспираторной системы [7]. Данные беговые дисциплины обусловливают продолжительное выполнение действий без снижения эффективности и необходимость поддержания оптимальной скорости бега на протяжении всего бега.
Успешное выполнение челночного бега сопряжено с уровнем развития скоростной выносливости и проявлением скоростных и силовых усилий. Характерной особенностью данного упражнения является десятикратное ускорение с места и выполнение девяти торможений и поворотов на 180 В качестве главного условия развития скоростно-силовых качеств в челночном беге выступает необходимость выполнения движений с максимальными мышечными усилиями.
В тренировочном процессе курсантов при использовании разных видов спортивного бега следует соблюдать главное методическое требование при тренировке на скорость - упражнения должны выполняться с максимальной скоростью [8]. Также стоит отметить, что частота трениро -вок зависит от цели, преследуемой курсантом. Очень важно акцентируя внимание на решении поставленных задач, не забывать о методических принципах физической культуры и спорта.
Таким образом, процесс физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России целесообразен при внедрении разновидностей спортивного бега, которые эффективно способствуют развитию физических качеств и повышению уровня физической подготовленности как юношей, так и девушек. Повышение уровня физической подготовленности курсантов посредством беговых упражнений различной продолжительности и интенсивности является перспективным направлением обучения в образовательных учреждениях МВД России. Имеющиеся эффективные технологии спортивной подготовки необходимо более активно внедрять в учебный процесс курсантов в рамках дисциплины «Специальная физическая подготовка».
Список литературы
1. Струганов С.М. Методика проведения занятий по общей физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России: учеб.-ме-тод. пособие. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2015. 104 с.
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 года № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/ (дата обращения: 20.06.2020).
3. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 3 ч. / под ред. В.Л. Кубышко. М.: ДГСК МВД России, 2018. 248 с.
4. Гаврюшкин А.Н., Кутимский А.М. Силовая подготовка сотруд -ников органов внутренних дел: учеб. -метод. пособие. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2016. 36 с.
5. Муханов Ю.В., Тарасенко А.А., Лопатин И.И. Проблемы и пути совершенствования физической подготовки в образовательных организациях МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. 2017. № 1 (29). С. 36-38.
6. Кузнецов С.В., Волков А.Н., Воронов А.И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2016. 328 с.
7. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России / Б.А. Федулов [и др.]. Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2001. 231 с.
8. Струганов С.М., Гальцев С.А., Гаврилов Д.А. Физические каче -ства как основополагающие показатели формирования профессионально -прикладных двигательных умений и навыков курсантов образовательных организаций системы МВД России и сотрудников силовых ведомств // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 2. С. 203-206.
References
1. Struganov S.M. Metodika provedeniya zanyatij po obshchej fizicheskoj podgo-tovke v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah MVD Rossii [Methodology for conducting lessons on general physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: study guide. allowance. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Institute of Internal Affairs of the RF Ministry of Internal Affairs, 2015. 104 p.
2. Prikaz MVD Rossii ot 1 iyulya 2017 goda № 450 «Ob utverzhde nii Nastavleniya po organizacii fizicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation"] [Electronic resource]: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71647620 / (date accessed: 20.06.2020).
3. Professional'naya podgotovka policejskih [Professional training of police officers]: a textbook in 3 hours / ed. V.L. Kubyshko. M.: DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 248 p.
4. Gavryushkin A.N., Kutimskij A.M. Silovaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del [Strength training of employees of internal affairs bodies]: study guide. allowance. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Military Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. 36 p.
5. Muhanov Yu.V., Tarasenko A.A., Lopatin I.I. Problemy i puti sovershenstvova-niya fizicheskoj podgotovki v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [Problems and ways of improving physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Puti-lina [Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.I. I. D. Putilina]. 2017. No. 1 (29). P. 36-38.
6. Kuznecov S.V., Volkov A.N., Voronov A.I. Teoreticheskie i metodicheskie os-novy organizacii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Fede-racii [Theoretical and methodological foundations of the organization of physical training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation]: textbook. allowance. M.: DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 328 p.
7. Osnovy vospitatel'noj raboty s kursantami v vuzah MVD Rossii [Fundamentals of educational work with cadets in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / B.A. Fedulov [et al.]. Barnaul: BUI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2001. 231 p.
8. Struganov S.M., Gal'cev S.A., Gavrilov D.A. Fizicheskie kachestva kak osnovo-polagayushchie pokazateli formirovaniya professional'no-prikladnyh dvigatel'nyh umenij i navykov kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii i sotrudnikov silovyh vedomstv [Physical qualities as fundamental indicators of the formation of professionally applied motor skills and skills of cadets of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and employees of law enforcement agencies] // Pravoohra-nitel'nye organy: teoriya i praktika [Law enforcement agencies: theory and practice]. 2015. No. 2. P. 203-206.