Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА'

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / КРИЗИС / ОБЩЕНИЕ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ / PSYCHOLOGY / ADOLESCENCE / CRISIS / COMMUNICATION / CHARACTER ACCENTUATION / FORMATION OF SKILLS AND ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тысленко В.В.

В данной статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению особенностей общения в подростковом возрасте и влияния на коммуникативный процесс психологических особенностей личности, в том числе и акцентуаций. Основные механизмы протекания и формирования процесса общения в подростковом возрасте были описаны величайшими отечественными психологами, главные научные взгляды отражены в данной статье. В статье главное место занимает описание всех сложностей осуществления процесса общения в подростковом возрасте, как в кризисный период становления личности, имеющий свои трудности и комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHER'S COMMUNICATION WITH DIFFERENT ACCENTUATIONS OF CHARACTER

This article discusses the main theoretical approaches to the study of the features of communication in adolescence and the influence on the communicative process of the psychological characteristics of the individual, including accentuations. The main mechanisms of flow and formation of the process of communication in adolescence were described by the greatest domestic psychologists, the main scientific views are reflected in this article. In the article, the main place is occupied by the description of all the complexities of the process of communication in adolescence, as in the crisis period of the formation of a personality, which has its own difficulties and complexes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА»

УДК 159.922.7

Тысленко В.В. студент4 курс направление подготовки «Психология» Научный руководитель: Кольчик Е.Ю., к.п.н. старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно- педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА Аннотация. В данной статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению особенностей общения в подростковом возрасте и влияния на коммуникативный процесс психологических особенностей личности, в том числе и акцентуаций. Основные механизмы протекания и формирования процесса общения в подростковом возрасте были описаны величайшими отечественными психологами, главные научные взгляды отражены в данной статье. В статье главное место занимает описание всех сложностей осуществления процесса общения в подростковом возрасте, как в кризисный период становления личности, имеющий свои трудности и комплексы.

Ключевые слова: Психология, подростковый период, кризис, общение, акцентуации характера, формирование навыков и умений.

Tuslenko V. V. student 4th year student, areas of training «Psychology» scientific adviser Kolchik E. Yu.

Ph.D., Senior Lecturer, Department of Psychology, GBOU VO RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»,

Russia, Simferopol FEATURES OF TEACHER'S COMMUNICATION WITH DIFFERENT ACCENTUATIONS OF CHARACTER Annotation. This article discusses the main theoretical approaches to the study of the features of communication in adolescence and the influence on the communicative process of the psychological characteristics of the individual, including accentuations. The main mechanisms of flow and formation of the process of communication in adolescence were described by the greatest domestic psychologists, the main scientific views are reflected in this article. In the article, the main place is occupied by the description of all the complexities of the process of communication in adolescence, as in the crisis period of the formation of a personality, which has its own difficulties and complexes.

Keywords: psychology, adolescence, crisis, communication, character accentuation, the formation of skills and abilities.

Постановка проблемы: Подростковый возраст относится к кризисному периоду в жизни ребенка, в этот период осуществляется развитие и становление личностных психологических особенностей. Подростки еще не способны четко формулировать и осуществлять некие социальные процессы, например, такие как общение. Проблема взаимодействия, общения и налаживания контактов остро стоит в данное время, так как именно в подростковом возрасте залаживаются основные механизмы общения, на формирование этих механизмов влияют не только социальные факторы, но и темперамент, характер, защитные механизмы и внутренние установки подростка, в связи с этим требуется дополнительное изучение данной темы.

Цель данного исследования - изучить особенности общения у подростков с различных акцентуаций характера.

Изучение проблемы общения подростков с различными акцентуациями характера в отечественной психологии занимались ученые, внесшие колоссальный вклад в психологию, В.И. Абраменко, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Б. Ганушкина, Н.А. Рождественская, Л.Н. Собчик, В.Г. Степанов, В.А. Сухомлинский, Т.Л. Шмишек, Э. Шпрангер, Э.Т. Эйдемиллер, Д.Б. Эльконин, В.В. Юстецкий.

Подростковый возраст является кризисным периодом ребенка, где происходит становление психологических механизмов личности: кризис идентичности (как правило, это склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (как правило, это следствие Эдипова комплекса, так называемый протест против отца), сексуальный кризис (как правило, это смена эрогенных зон с оральной на генитальную), здесь имеют место страх ролей и гормональный диссонанс, где образуется эмоционально - социальный психологический стресс.

По степени взросления личности, изменяется и характер, где некоторые свойства остаются достаточно выраженными и с возрастом компенсируются жизненным опытом, что позволяет сделать вывод о том, что это феномен «преходящих подростковых акцентуаций».

Подростковый возраст охватывает период от 12 - до 15 - 16 лет, кроме физических изменений, перемен в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности половых желез, также усложняются и психологические процессы.

По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст - это совокупность условий, в высшей степени предрасполагающий к воздействию различных психологических факторов (семейных и социальных проблем) [3].

Л.С. Выготский и Л.И. Божович подходили к подростковому периоду, как к историческому образованию. По их мнению, особенности протекания и продолжительность подросткового возраста изменяются в зависимости от уровня развития общества [2].

В подростковом возрасте особенности характера часто проявляются при стрессовых и кризисных ситуациях, неблагоприятные социальные условия (психогенные факторы), часто дезориентируют тонкую натуру подростка, нарушая механизмы адаптации, трудоспособность и личностный баланс, что приводит к патогенным процессам, в том случае и к дивиантному поведению.

Усиливается потребность в социальной, пространственной и пространственной автономии, у подростков кардинально меняется представление о социуме, семье, понятиях «уединение», и «одиночество», впервые за период жизни свойственно личностная изоляция и как никогда эмоциональное тепло, ласка и любовь, имеет огромную важность для подростка то, насколько взрослый может эмоционально поддержать и помочь ребенку в том, или ином случае.

Чувство одиночества в подростковом возрасте, связано с возрастными трудностями и психологическим становлением личности, тем самым порождая потребность в общении со сверстниками и заинтересованность своей социальной значимостью и роли в группе (классе)[1].

Для данного кризисного периода жизни характерно возникновение различных форм нарушения поведения, которые во - многом зависят от акцентуаций характера, в данном случае характер рассматривается, как сочетание психологических особенностей человека, определяющие его способы поведения в тех, или иных ситуациях, акцентуация же понимается, как выделение свойства среди других многочисленных свойств и его особенное развитие, формирующие личностную индивидуальность.

собственную личностную неуверенность.

Процесс созревания и развития личности влияет на процесс формирования и развитие речи, затруднения в большей степени испытывают мальчики, их речь становится стереотипной и лаконичной, такие трудности возникают и в письменной речи. Девочки лучше выражают свои мысли в письменной речи, чем мальчики, что связано с более быстрым развитием в подростковом возрасте.

Изменениям в подростковом возрасте подвергаются все личностные характеристики, расширяется объем деятельности, меняется характер осознанной деятельности и формируются нравственные представления согласно стилей поведения и личностных установок, приобретение своей нерушимой позиции.

При помощи активного развития мышления и становления коммуникативных способностей подросток способен впервые систематизировать и постигать мир общественного сознания, где происходит поэтапное и постепенное упорядочение информации, и как следствие полная социальная адаптация - главный фактор полноценного и гармоничного развития личности.

Спецификой социальной ситуации развития подростка являются разногласия, которые являются движущей силой к развитию личности,

таким образом следует понимать, что полноценное развитие коммуникативных свойств в подростковом возрасте помогает ребенку правильно коммуницировать и в дальнейшем, учитывая все особенности личности создается правильный механизм развития и усвоения речи, ребенок обучится грамотной и правильной специфике общения.

Выводы. Исследуя особенности общения в подростковом возрасте, можно сказать, что процесс общения сам по себе очень сложный и многогранный процесс, которому необходимо учиться и осваивать все особенности. Общение является специфическим видом контакта, где сознание групповой принадлежности, солидарности и товарищеской взаимопомощи облегчает подростку автоматизацию от взрослых, также дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости, что очень важно подростковом возрасте для становления личностных психологических механизмов и полноценного взаимодействия с людьми.

Психологические особенности общения в подростковом возрасте строятся на основе тесного взаимодействия двух потребностей: обособления, независимости (автономности), но и в то же время потребности принадлежать группе, потребности в принадлежности, включенности в какую - либо группу.

Использованные источники:

1. Асмолова А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.- 104с

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 352с.

3. Выготский Л.С. Педалогия подростка.// Собрание сочинений : В 6т. М.:1984.Т.4-С.5-243.

4. Елисеев О.Ю. Психологический практикум личности.-СПб,:Питер,2010.с.57-59.

5. Иваненко В.А.: Основы психологии. Курс лекций.- СПб,: Питер,2011.С.44-46.

6. Ильин Е.Ю.: Психология Индивидуальных различий. - Спб,: Питер,2010.с.76-86.

7. Кулагина И.Ю.: Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости.- М.:Сфера,2011.с.144-149.

8. Хаментаускас Т.Т.: Психология ребенка: Учебн. Пособие/ Т. Т. Хаментаускас.: М: Наука, 1990.- С. 120.

9. Шилов И.Ю. Фамилистика, Изд- во «Петрополис», Питер.: 2000.- С. 142.

10. Юстицкий В.В Психологические особенности личности: Учебн.

Пособие/В. В. Юстицкий.: М: Психолог, 2002.- С 346- 359. _ ^^^^^

Форум молодых ученых №2(30)

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.