Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1848
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ / ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / CONCEPT OF ADOLESCENCE / TYPOLOGY OF ADOLESCENT PERSONALITY / BOUNDARIES OF ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абибуллоева С.А.

В данной статье рассматриваются проблемы подросткового возраста. Автором проанализирована типология личности подростка, рассмотрены теоретические идеи по развитию подростка. Предоставленный теоретический анализ содержания важнейших концепций подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

This article deals with the problems of adolescence. The author analyzes the typology of a teenager's personality and considers theoretical ideas for the development of a teenager. The theoretical analysis of the content of the most important concepts of adolescence.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.922.

Абибуллоева С.А. студентка психолого-педагоги ческий факультет ГБОУ ВО РК «КИПУ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы подросткового возраста. Автором проанализирована типология личности подростка, рассмотрены теоретические идеи по развитию подростка. Предоставленный теоретический анализ содержания важнейших концепций подросткового возраста.

Ключевые слова: концепция подросткового возраста, типология личности подростков, границы подросткового возраста.

Abibulloeva Safia., Student psychological-pedagogical PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE

Annotation. This article deals with the problems of adolescence. The author analyzes the typology of a teenager's personality and considers theoretical ideas for the development of a teenager. The theoretical analysis of the content of the most important concepts of adolescence.

Keywords: concept of adolescence, typology of adolescent personality, boundaries of adolescence.

Постановка проблемы. Подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст - это самый трудный в сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. В этот период не только происходит существенное преобразование психологических структур, сложившихся ранее, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Анализ исследований и публикаций. Проблемами подросткового возраста занимались Д. И. Фельдштейн, Л. И. Божович, В. С. Мухина, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд.

Проблемой развития личности в подростковом возрасте занимались многие отечественные психологи и педагоги. Среди них можно отметить И. Кона, Д. И. Фельдштейна, Б. Д. Эльконина, М. Ю. Кондратьева и многих др.

Изучением влияния возрастных этапов личности на характер трудностей в поведении занимались такое исследователи как Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова, Х. Ремшмидт.

Цель статьи: изучение психологических особенностей развития личности в подростковом возрасте.

Изложение основного материала. Подростковый период - это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, переосмысление ценностей. Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития зависит от осмысления подростком себя и своей принадлежности к обществу, степени выражения прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщение дальних и ближних связей, их дифференцированности. В процессе взросления у подростка меняется характер и особенности восприятия себя в обществе, восприятия общества, иерархии общественных связей, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям [1].

В этом возрасте особенно ярко выражена зависимость от мнения и отношения окружающих. Подростки пытаются демонстрировать свои лучшие качества, заслужить одобренные отзывы - особенно от тех, чье мнение для них важно. Страх обнаружить незнание или неумение может стать причиной чрезмерной стеснительности и неуверенности в себе, приобрести болезненного характера [2].

Заметное развитие приобретают волевые качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать препятствия и трудности и тому подобное. Недостаточность воли заключается прежде всего в том, что проявляя огромную настойчивость в одном виде деятельности, подростки могут не обнаруживать ее в других [4].

Бурно развивается эмоциональная сфера. Она характеризуется резкими переходами от чрезмерной подвижности к спокойствию, от подъема до безразличия. Повышенная эмоциональность обусловлена половым созреванием и неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Девиации в поведении подростков чаще всего связывают с индивидуальными особенностями личности ребенка. Для многих подростков характерны акцентуации характера - чрезмерное выражение отдельных черт характера или их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены и граничащие с признаками психопатии, что, в свою очередь, может отразиться на поведении подростков.

Гуманизация образования на современном этапе требует кардинального изменения взаимоотношений наставника и учеников-юношей, перевода их из плоскости подчинения к партнерству на основе принципа социального равенства, что предполагает, прежде всего, осознание ими гуманитарных знаний о сущности человека, путях его самореализации и о его личной ответственности. Такое взаимодействие предполагает развитие адекватной рефлексии личности, умений анализа собственных качеств и действий, критического отношения к себе как к субъекту труда и человека. Названы качества формируются в учебной деятельности при условии не

ка. не

только кардинального изменения самого его содержания, но и благодаря поиску новых подходов в отношениях учителя и ученика [5].

Важными условиями в этой связи является реализация в учебном процессе сотрудничества, личного соучастия и сопереживания, взаимоотношений творчества. Это значительно усиливает и обогащает молодежь в условиях актуализации эмоционального обучения. Последнее предполагает объективацию учителем хода и логики собственного мышления и эмоционально-чувственного переживания. В связи с этим четко проявляется зависимость учебных достижений подростков от уровня их положительных эмоций [1].

Особенностью организации эмоционально-личностного

взаимодействия учителя и учащихся выступает построение диалогических взаимоотношений и условий для учебного общения. В таком взаимодействии в учебном коллективе появляются потенциальные возможности кооперации, самостоятельности, конкуренции, соревнования, которые являются основой инициативы, без чего не может формироваться личность. Применение диалога также предполагает сопереживание и эмпатию, обеспечивая тем самым персонализацию, то есть стремление воспитанника к идентификации с личностью воспитателя. Учебное общение, основываясь на идентификации, предполагает отождествление одного субъекта с другим. Механизм подражания и идентификации является важным для формирования осознания труда, его места в жизни человека. Исходя из того, что феномен идентификации выступает фундаментальной основой процессов общения, межличностного взаимодействия, его роль остается постоянной и в подростковом возрасте.

Одной из функций диалогического общения является самоутверждение личности, которое происходит при условии осознания учеником собственного «Я», чувства собственной личной значимости, формирования адекватной самооценки.

Одним из важных факторов развития личности в подростковом возрасте являются взаимоотношения молодежи со старшими, прежде всего родителями, при полной смене их характера предыдущего возрастного периода. На первое место выдвигается принцип равноправия. К взрослым людям юноши и девушки относятся скорее, как к старшим товарищам. Их отношение к взрослым все больше начинает зависеть от того, насколько, по мнению юноши или девушки, последние учитывают их взрослость и самостоятельность, правильно оценивают их. У молодых людей растут побуждение, стремление к доброжелательным взаимоотношениям со взрослыми. Они иногда готовы простить им ошибки и недостатки, исходя из анализа причин, их вызывающих [3].

В подростковом возрасте возрастает потребность понимания собственного статуса в коллективе сверстников и общение со сверстниками. Поэтому в учебной деятельности, наряду с познавательными задачами, перед молодежью встают коммуникативные задачи, решение которых

ед ых

предполагает ориентировку, планирование действия общения, речи и обратная связь [5].

Фактором формирования личности в период подросткового возраста является общение с ровесниками учебного коллектива. Коллектив предотвращает формирование индивидуалистических черт. Результативность воспитательного влияния на отдельную личность в большой степени зависит от общественного мнения коллектива. Однако неадекватная самооценка некоторых парней и девушек в определенных случаях приводит к совершенно противоположному отношению к коллективу, что провоцирует появление межличностных конфликтов [2].

В подростковом возрасте потребность в общении приобретает специфические формы эмоциональной и индивидуализированной потребности в дружбе и любви. Напряженный поиск друга начинается уже в младшем подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. Подростка связывают с другом в основном общие интересы и совместная деятельность. Позже дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность.

Соотношение дружбы и любви в подростковом возрасте является сложной проблемой. С одной стороны, они кажутся более или менее альтернативными. Появление любви девушки снижает значение однополой дружбы. С другой стороны, любовь требует высшей степени интимности, чем дружба [1].

Подростку нередко бывает трудно согласовать чувство, которое рождается, пробуждается, с нормами морального кодекса. Психологической защитой для них может служить аскетизм. Другая типичная защитная установка - «интеллектуализм». Если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязная», то «интеллектуал» находит ее «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны, однако их гипертрофия приводит к самоизоляции по отношению к окружающим и к развитию таких негативных качеств личности, как тщеславие и нетерпимость.

Важным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которое определяет новый уровень притязаний. Чувство взрослости в этом возрасте не обязательно осознанное. Однако оно является специфической для подросткового возраста формой самосознания и социального содержания. Он требует признания своей самостоятельности, равенства со взрослыми, хотя реальные физические, интеллектуальные и социальные предпосылки для этого отсутствуют. Лишь в специально организованной деятельности можно создавать ситуации, в которых взаимоотношения с взрослыми, сверстниками отвечали бы притязаниям и потребностям подростков.

Выводы. Таким образом, подростковый возраст характеризуется рядом особенностей, к которым относятся: появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослым

и товарищами; в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками; оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2014. - 704 с.

2. Выготский, Л.С. Психология. / Л.С. Выготский - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 1008 с.

3. Гамов, Н.И. Самооценка подростка как психологическая проблема. / Н.И. Гамов - М: Просвещение. 2014. - 260 с.

4. Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. - СПб.: Речь, 2014. - 336 с.

5. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2014. - С. 449-501.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.