Научная статья на тему 'Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у подростков'

Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2640
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анненкова Виктория Геннадьевна

В статье представлен теоретический анализ научных исследований по проблеме агрессивного поведения подростков. Обозначена необходимость и перспективность изучения основных причин агрессивности в подростковом возрасте при профилактической, коррекционной и развивающей работе психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The article presents a theoretical analysis of scientific research on the problem of aggressive behavior of adolescents. The necessity and prospects of studying the main causes of aggression in adolescence in preventive, correctional and developmental work of a psychologist are indicated.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у подростков»



УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

© Анненкова Виктория Геннадьевна

Victoria. G. Annenkova

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры права и правоприменительной деятельности, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).

DSc (Law), Professor, Professor of the Department of law and law enforcement, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).

И engels@ruc.su

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ научных исследований по проблеме агрессивного поведения подростков. Обозначена необходимость и перспективность изучения основных причин агрессивности в подростковом возрасте при профилактической, коррекционной и развивающей работе психолога.

Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, подростковый возраст.

Abstract. The article presents a theoretical analysis of scientific research on the problem of aggressive behavior of adolescents. The necessity and prospects of studying the main causes of aggression in adolescence in preventive, correctional and developmental work of a psychologist are indicated.

Key words: aggressive behavior, aggressiveness, adolescence.

Говоря о подростковом возрасте, целесообразным является привести его возрастные границы, но, на сегодняшний день, в научной литературе нет единого мнения относительно данного вопроса среди ученых и исследователей.

Рассматривая возрастные периодизации различных авторов, можно выделить условно нижнюю и верхнюю границу подросткового возраста, которая определяет от 11 до 19 лет.

Вопросом возрастной периодизации, в том числе и границ подросткового возраста занимались такие отечественные исследователи как Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович и другие.

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский определял границы пубертатного периода от 14 до 17 лет. Другой отечественный психолог Д. Б. Эльконин считал, что подростковый возраст начинается с 11 лет и заканчивается 15 годами.

Известная ученица Л. С. Выготского Л. И. Божович весь подростковый возраст подразделила на два периода: первый начинается с 12 и заканчивается 15 годами, а второй длится с 15 до 17 лет. Тем самым, анализируя даже представленные три периодизации, можно обобщить, что границы подросткового возраста колеблются от 11 до 17 лет.

Несколько иная периодизация относительно подросткового возраста существует в зарубежной психологии. Согласно принятой классификации в США, возраст от 11 до 19 лет соотносится с подростковым, когда в отечественной психологии 17-19 лет относится уже к юношескому периоду [4].

В литературе можно встретить, когда исследователи сужают изучаемый возраст, подразделяя его на условные этапы: младший, средний и старший. Например, от 10 до 13 - это младший подростковый период, от 14 до 15 это средний школьный возраст, и от 15-17 лет -старший школьный возраст или начало юности [1, с. 481-484].

Стоит подчеркнуть, что далеко не только возрастом определяется подростковый период, а то какие новообразования и критерии перехода к подростковому возрасту выделяют те или иные авторы.

В психологической литературе существует мнение, что начало подросткового периода устанавливается с позиции определения социального (культурно-педагогического) возраста, критерием начала которого является ситуация перехода ребенка из начальной в среднюю школу [8, с. 19].

Но в изменяющихся условиях современного мира возраст перехода учащихся в среднюю

школу достаточно условен. Это связано с тем, что порой дети могут начать обучение в школе с 6 или 7, а порой и 8 лет. Более того, как показывает практика, учащиеся могут оставаться «на второй учебный год» в одном классе из-за школьной неуспеваемости и ряда других причин. Не является исключением, когда дети уже в начальной школе имеют выраженные отличительные признаки половозрастного развития, которые свойственны именно подросткам (например, у девочек это рост груди, у мальчиков интенсивный рост тела, и так далее). Данные факторы подтверждают условность перехода учащегося в среднюю школу, которая, на наш взгляд, не может являться критерием для определения начальной границы подросткового периода.

Тем самым в отечественной периодизации, подросток - это личность в возрасте от 10 или 11 до 17 лет, в зарубежной практике этот диапазон расширен до 19 лет. Из этого следует, что в вопросе возрастных границ подросткового возраста нет единой общепринятой периодизации, и каждый психолог по-своему определяет данный возраст.

Приводя характеристику изучаемого возраста, важным является подчеркнуть явную его особенность, которая сводится к мнению, разделяемого большинства психологами: - это то, что подростковый возраст выступает одним из самых трудных. Трудность связана с бурным, взрывно-подобным и анатомо-физиологическим перестраиванием организма, которое сопровождается изменением функций гормональной системы и половым созреванием. Другими словами, половое созревание выступает особенностью, свойственной исключительно для подростка.

Социальная ситуация развития подростка тесным образом связана с тем, в какой семье воспитывается личность, какие у него отношения с родителями и другими взрослыми, а также сверстниками.

К началу подросткового возраста у личности сформирована рефлексия, но на протяжении пубертатного периода рефлексия подростка направлена на самого себя, благодаря саморефлексии подросток начинает сравнивать себя с младшими детьми и взрослыми. Такое сравнение позволяет ему постепенно прийти к осознанию того, что он уже не является ребенком и относит себя к взрослым. Подросток начинает чувствовать себя взрослее, а внешне это проявляется через явно выраженное

желание и требование, чтобы все окружающие его люди (взрослые, сверстники и младшие дети) относились к нему как «взрослому». Такое отношение должно определяться признанием его значимости и самостоятельности. Это «чувство взрослости» выступает в качестве одного из центральных критериев подросткового возраста. С этим согласны Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова.

Согласно Д. Б. Эльконину, «чувство взрослости» у подростка - это новообразование его сознания, с помощью которого он не только сравнивает себя с другими, но и находит определенные образцы для усвоения, а также выстраивает собственные отношения с другими и перестраивает личную деятельность.

Ведущим видом деятельности для подросткового возраста выступает общение. Именно в этот период личность активно стремится к общению и группировании со сверстниками. При этом наблюдается «эмансипация» от взрослых, и подросток активно отстаивает свои права, добиваясь того, чтобы они были признаны другими.

До подросткового возраста, ведущим видом деятельности была - учебная. И в подростковом возрасте она продолжает оставаться, но уходит на второй план, а центральной ведущей деятельностью по мнению Д. Б. Эльконина выступает общение со сверстниками. Именно общение для подростков становится основополагающим. В этот период подростки склонны к сознательному проведению экспериментов с собственными отношениями к другим людям, которые проявляются в поисках друзей, выяснении отношений с окружающими, конфликтах и их разрешениях (примирении), смене компаний, а также начинают выделяться в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности. Основной потребностью данного периода является поиск собственного места в обществе, быть признанным и значимым в сообществе сверстников [9, с. 422].

Место, которое занимает подросток в кругу друзей является значимым для него, так же как важно, чтобы оно его удовлетворяло. Иначе подросток способен «уйти» из такого круга, а если этот круг составляют одноклассники, он может бросить обучение в школе, потому что место в кругу его одноклассников не удовлетворяет и не соответствует его потребностям [9, с. 422].

Мотив общения изменяется на протяжении всего подростничества. Для 10-11 лет цель общения подростка определяется стремлением быть в кругу сверстников и выполнять с ними совместную деятельность. В 12-13 лет подростку важно занять определенное место в кругу сверстников. В 14-15 лет,центральным мотивом становится стремление подростка к автономии, поиску ценности и признания собственной личности. Ему важно, чтобы его признавали, как ценного и значимого. В процессе общения подросток приобретает опыт построения

товарищеских взаимоотношений, и глубоких, близких отношений, особенно если в этот период он проживает первую любовь [9, с. 422].

В связи с тем, что общение в этом возрасте приобретает тесный характер, его именуют еще интимно-личностным, которое основанона личной взаимной симпатии двух людей и их взаимной заинтересованности установить и поддерживать доверительные отношения.

Э. Эриксон считает, что способность к доверительным и глубоким отношениям с окружающими людьми должна стать одним из основных завоеваний этого возраста, которая и во взрослой жизни не теряет своей значимости.

В общении подростков можно наблюдать также противоречие, которое с одной стороны, основано на стремлении к дружескому общению, являющееся для них значимым, а с другой стороны, они испытывают страх быть отвергнутыми сверстниками или группой, в которую они включены. Особенно остро подростки реагируют на отвержение значимых для них людей (авторитеты, лидеры компаний и так далее).

Общение является ведущей деятельностью еще и потому, что большую часть своего времени подросток стремится быть в окружении друзей и сверстников. Общаясь, он не столько обменивается информацией, сколько приобретает ценный коммуникативный опыт, в процессе которого усваивает нормы поведения и морали, принятые в его обществе, а также научается выстраивать уважительные отношения на равных позициях.

В процессе общения для подростков важным является объединяться в группы по схожим интересам. Группы приобретают устойчивый характер, где устанавливаются собственные правила.

Наравне с интимно-личностным общением, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает профессиональное и личностное самоопределение. Оно свойственно уже ближе к 16-ти годам (старший подростковый возраст и юношеский период). Это обусловлено тем, что старшекласснику (в 9 и 11 классах) предстоит сделать выбор относительно будущей профессии. В связи с этим, подросток избирательно может направлять свое внимание на определенные предметы и виды деятельности, которые так или иначе связаны с его будущей профессиональной сферой.

Как трансформируется мотив общения, также и самоопределение претерпевает изменения. Сначала подросток находится на этапе фантастического выбора и не способен соотнести собственные цели и имеющиеся средства и возможности. Далее формируется ряд вариантов, которые более реальны и приемлемы, но среди которых предстоит сделать выбор. И последний этап реалистичного выбора. Ближе к 18 годам подросток способен осознанно сопоставить собственные способности и ценности с реальными возможностями и условиями окружающей.

К началу подросткового периода (примерно к 11-12 годам) личность достигает «пика» любознательности, после которого происходит рост познавательной активности, расширение познавательных интересов личности, и активное совершенствование интеллектуальных процессов подростка [9, с. 431]. При должном обучении и условиях воспитания, это может способствовать хорошей успеваемости.

В интеллектуальном развитии подростка существуют некоторые отличия в отечественной и зарубежной психологии.

В рамках западной психологи, в частности теории Ж. Пиаже, развитие интеллекта в подростковом периоде рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры (интеллекта). А также подмечается переход к формально-логическим операциям.

В системно-функциональном подходе в рамках отечественной психологии, в интеллектуальном развитии подростка центральной и ведущей функцией является развитие мышления и функции образования понятий. Благодаря обучению в этом возрасте подросток усваивает основы наук и обобщенные знания, а высшие психические функции постепенно преобразовываются в хорошо организованные и произвольно управляемые процессы. Изменения, которые происходят в когнитивной сфере у подростка оказываютвлияние на общее развитие личности и его отношение к окружающей среде [9, с. 432].

Существенные преобразования происходят в психических процессах подростка: восприятии, памяти, внимании, мышлении, воображении и так далее. Рассмотрим их.

Восприятие подростка трансформируется в избирательную, целенаправленную и анали-тико-синтетическую деятельность. Во внимании происходит качественное улучшение всех основных его параметров, а именно объема, устойчивости, интенсивности, возможности распределения и переключения. Внимание в этом возрасте преобразуется в произвольный и контролируемый процесс.

Память подростка становится внутренне-опосредованной логическими операциями. А запоминание с воспроизведением носят смысловой характер. Происходит существенное увеличение объема памяти, ее избирательности и точности мнемической деятельности. Именно поэтому подросткам легче усваивать и запоминать различную информацию, они легче заучивают стихотворения, песни и другой информационный материал, нежели младшие школьники, у которых процессы памяти не так совершенны.

Воображениестановится самостоятельной внутренней деятельностью, благодаря чему подросток способен проигрывать различные мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка, объединяя две высшие психические функции, такие как, мышление и воображение. Мир

воображения подростка приобретает особое значение, в котором он имеет возможность властвовать над временем, людьми и ситуациями. Особенно это актуально, когда в реальности для этого нет возможности. Тем самым, благодаря воображению жизнь подростка обогащается, а оно выступает для личности в качестве творческой силы.

Процессы мышления также претерпевают изменения и начинают перестраиваться с началом подросткового возраста. Если младший школьник оперировал конкретными представлениями, то в подростковом возрасте оно преобразуется в теоретическое дискурсивное или его еще называют рассуждающее мышление. Такое мышление выстраивается на умении личности оперировать понятиями, сопоставлять их друг с другом, а также в процессе размышления осуществлять переход между различными суждениями (от одного суждения к другому). Благодаря тому, что мышление подростка приобретает самостоятельный характер и осуществляется переход к инициативной познавательной активности, происходит усиление индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности подростка. Это в свою очередь, формирует склонность к самоанализу. Другими словами, подросток способен проводить самоанализ своих поступков, действий, анализировать происходящие с ним ситуаций, и так далее [9, с. 433].

Такие исследователи как И. Ю. Кулагина и В. Н. Колюцкий, утверждают, что именно в этом возрасте, у подростка становится возможным самовоспитание. Важным является отметить, что на протяжении подросткового возраста у личности формируется устойчивая «Я-концепция». Сначала различные «Я-образы» сильно подвержены внешнему влиянию и являются изменчивыми. Но к концу старшего подросткового возраста или ближе к юности все образы «Я» подростка интегрируются в единое целое, что и составляет «Я-концепцию» личности. Её считают центральным новообразованием подросткового периода.

Как правило изменения образов «Я» можно наблюдать внешне. Подростки меняют стили в одежде, проводят эксперименты с прическами, а к концу подросткового возраста уже формируется какой-то конкретный образ, привычки, манеры поведения, вкусы в одежде и так далее.

Отметим, что представленное выше описание психического развития

в подростковом возрасте является некой идеальной нормативной теоретической моделью психического и личностного уровней развития, которая характеризует протекание подросткового возраста, и которой должен достигнуть подросток при благоприятных условиях воспитания и обучения. На практике подростки далеко не всегда демонстрируют поведение, которое бы соответствовало норме психического развития, установленной для данного возрастного периода. Зачастую это обуславливает свойственный для пубертатного периода подростковый кризис, который сопровождается рядом отрицательных проявлений, особенности которых нами будут рассмотрены далее.

Таким образом, нами рассмотрен вопрос психического развития подростков. Были определены возрастные границы подросткового возраста, которые варьируются от 10 до 19 лет. Для подростка характерно «чувство взрослости», «эмансипация от взрослых» и половое созревание. Центральным новообразованием считается формирование «Я-концепции». Ведущими видами деятельности являются интимно-личностное общение и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит развитие в интеллектуальной деятельности, восприятии, памяти, воображении и мышлении.

Определим понятие возрастного кризиса. Согласно психологическому словарю, возрастной кризис понимается, как «условное наименование переходных этапов возрастного развития, которые занимают место между стабильными (литическими) периодами. Кризисы рассматриваются в концепциях, где признаются стадиальность развития. Например, по Э. Эриксону - возрастные кризисы позволяют разрешить основные задачи возраста».

Возрастной кризис в подростковый период считается одним из самых сложных, трудных и продолжительных. Это обуславливается тем, что личность переживает значимый переход из детства во взрослую жизнь. Этот период также именуют периодом распада, разлома, возрастом «бури и натиска», «эмоционального шторма» и так далее.

А. М. Прихожан считает, что понятие кризиса в подростковый период позволяет подчеркнуть «болезненность и тяжесть» перехода от детства к взрослости.

Ч. Р. Громова подростковый возраст называет одним из самых критических периодов в жизнедеятельности человека. И выделяет в нем три основных периода:

1. Первый период именуется как негативный или предкритический. У подростка в это время «ломаются» старые привычки и стереотипы.

2. Затем кризис достигает своей кульминационной точки.

3. И на последнем посткритическом периоде у подростка формируются новые структуры.

Ключевыми симптомами пубертатного кризиса выступают упрямство, строптивость, не-

гативизм, и обесценивание взрослых. Подростки запрещают входить в свою комнату, не разрешают трогать личные вещи, не терпят, когда к ним «лезут в душу», и всячески стремятся оградить себя от взрослых. А если это происходит, то реакция зачастую является агрессивной. Агрессия и любая неконструктивная реакция на неприемлемое поведение взрослых для подростка является способом защиты и отстаивания собственных границ личного пространства.

Кризисный период подростка сопровождается враждебностью, агрессивностью, склонностью к конфликтам, ссорам, нарушению дисциплины. При этом сам подросток переживает внутреннее беспокойство, недовольство, стремится к одиночеству и изоляции самого себя.

Характеризуя кризис подросткового возраста, О. Л. Дегтярева отмечает существенную его особенность, которая сводится к перепадам настроения личности. Такие перепады выражаются безудержным весельем и могут сменяться полным унынием, без каких-либо на то причин.

Исследования авторов Г. Крайг и Д. Бокум показывают, что подросткам при проживании кризиса свойственны такие проявления как угрюмость, депрессивные состояния, беспокойство, раздражительность, импульсивностью, тревожность и агрессивность. Как и с нормативной моделью, рассмотренной в предыдущем параграфе, данные проявления не обязательно могут быть выражены у всех подростков, но они являются отличительными проявлениями, которые наиболее характерны именно для данного возрастного периода.

По мнению советского психолога Л. С. Выготского, подростковый кризис начинается в 11-12 лет и характеризуется перестройкой всей системы интересов и негативным аспектом (фазой). Преобразование системы интересов происходит под влиянием интересов сверстников и друзей. И в зависимости от особенностей новых интересов, у подростка может ухудшаться школьная успеваемость, и учащаться конфликты со взрослыми. Наиболее остро проявление конфликтности подростки демонстрируют в ситуациях, когда их новые интересы не признаются взрослыми.Проявление негативной фазы происходит при «умирании» старых интересов и возникновении новых увлечений [2].

В этом случае уместным является привести пример современных интересов, которыми увлечены подростки, но не всегда одобряются взрослыми - это паркур (преодоление препятствий и перемещение с помощью прыжковых элементов), «выполнение челленджов» (выполнение заданий на видео, блоггерство (ведение блога), увлечение селфи (автопортрет с помощью фотоаппарата), компьютерные игры, «зацепинг» (цепляние за вагоны поездов, трамваев, метро и т.д.), «руфинг» (крышелазание), «диггерство» (исследование подземных убежищ), и другие.

Одной из причин проявления кризиса подросткового возраста может быть ситуации,

при которых взрослые относятся к подростку, как к «ребенку». А на фоне формировании «чувства взросли» подросток очень болезненно реагирует на такое к нему отношение со стороны взрослых. Тем самым, это формирует конфликт между желанием «быть взрослым» и отношением «как к маленькому».

По мнению В. А. Пятунина, в 12-14 лет подростковый кризис является переломным моментом в жизнедеятельности подростка. Э. Эриксон описывает данный кризис как «кризис идентичности, который характеризуется распадом детского «Я» и началом синтеза нового взрослого «Я». Он считает, что не факторы окружающей среды, а познание самого себя, которому придается всеподавляющее значение, является источником всех трудностей и подростковых нарушений. В этот период у подростков происходит развитие самосознания, они стремятся к самоутверждению, они не удовлетворены отношением к себе, как к маленьким детям, что приводит к конфликтам и аффективным вспышкам, проявляющимся как в межличностном, так и внутриличностном аспектах [4, с. 45].

Одной из главных психологических задач подросткового кризиса по мнению Л. А. Семчук и А. И. Янчий выступает обретение подростком самостоятельности при принятии решений, суждений и поступков. Другими словами, проживая возрастной кризис в этот период, подросток формирует более зрелую и взрослую позицию по отношению к себе и собственной жизни. А по мнению Ст. Холла подростковый кризис - это «кризис самосознания», преодолев который личность приобретает «чувство индивидуальности» [6, с. 155].

С позиции В. С. Горбуновой, при проживании подросткового кризиса изменяются ценностно-смысловые образования, которые выступают в качестве глубинных структур личности, формируют ее «ядро», и определяют направленность в целом.

Э. Шпрангер считает, что в подростковый кризис личность освобождается от детской зависимости. На наш взгляд, подросток действительно стремится освободиться от детской зависимости, а также от родительской зависимости, но в силу своей незрелости, социальной и материальной несостоятельности он все также продолжает быть зависим от взрослых. Безусловно на практике можно встретить ситуации, когда подростки с 15-16 лет начинают подрабатывать и даже работать, чтобы почувствовать себя материально независимыми от родителей и проявить тем самым свое чувство взрослости, но подобные примеры являются единичными случаями.

По мнению В. Е. Василенко, подростковый кризис может протекать двумя противоположными путями:

1. Первый путь именуют кризисом «независимости», при котором, как уже отмечалось ранее, ключевыми симптомами является нега-

тивизм, грубость, упрямство, бунтарство, стремление делать все по-своему, противостоять авторитетам, и проявлять чрезмерно ревностное отношение к личному пространству.

2. Второй путь является противоположным и именуется кризисом «зависимости», при котором подросток чрезмерно послушен, у него выражены детские интересы (игра в куклы, машинки и так далее), он несамостоятелен и очень зависим от взрослых. При развитии данного пути подросток характеризуется инфантильностью в суждениях и поступках, подчиняется большинству и стремиться не выделяться из толпы «быть как все».

Тем самым, подростковый кризис может развиваться двумя совершенно противоположными путями: стремлением к полной независимости, либо наоборот демонстрация полной зависимости от взрослых.

По мнению И. Г. Малкина-Пъх, в период подросткового кризиса личность проявляет повышенный интерес к собственной внешности, сексу, и взаимоотношениям полов, стремится к свободе, группированию с друзьями и сверстниками, нуждается в уединении, личном пространстве, отличается ранимостью в сочетании с демонстративной холодностью.

Несмотря на то, что в психологической литературе множество исследований посвящено изучению особенностей кризиса подросткового возраста, наравне с ними имеют место быть «бескризисные» теории, которые утверждают обратное. Согласно исследованиям, М. Кле, М. Раттер и других, подростки способны относительно спокойно переживать данный возрастной этап от 11 до 17 лет, и не проявлять никаких негативных симптомов. В работе Д. Оффера были исследованы 6 тыс. респондентов из 10 различных стран, таких как, Австралия, Бангладеш, Венгрия, Израиль, Италия, Япония, Тайвань, Турция, США и ФРГ. В результате проведенного исследования авторы отметили, что у многих подростков данный возрастной период протекает достаточно спокойно.

Стоит отметить, что бескризисные теории имеют право на существование, но как показывает практика, российские подростки зачастую проявляют симптомы кризиса в данный возрастной период. Другой вопрос, что степень этих проявлений зависит от множества факторов, таких как бла-

гополучие семьи, отношений с родителями, взрослыми, сверстниками и так далее.

В аспекте проявлений симптомов кризиса подросткового возраста возникает вопрос определения нормы и патологии. Поскольку многие проявления пубертатного кризиса носят отрицательный характер, зачастую они могут вызывать сомнения относительно нормальности демонстрируемого подростком поведения. Этот вопрос является очень важным, поскольку любые отклонения требуют незамедлительного вмешательства психологов, психиатров, психоневрологов и других специалистов, а также потому что именно в подростковый период чаще всего наблюдаются дебюты многих заболеваний, в том числе и психических. Как правило, под отклонением от нормы рассматривается то поведение, которое приобретает устойчивый характер.

В качестве диагностики, с помощью которой можно отличить кризисные проявления, выступающие в качестве нормы от патологии предлагается следующая таблица (таблица 1).

Анализ поведения подростка и его кризисных симптомов по вышеперечисленным критериям в таблице 1, позволяет соотнести поведенческие проявления с нормой или отклонением от нее.

Таким образом, кризис подросткового возраста считается одним из самых трудных переломных периодов в жизнедеятельности личности. Было выделено, что он может протекать двумя путями: кризис независимости, когда подросток проявляет негативизм, упрямство бунтарство и стремится к свободе; и кризис зависимости, когда подросток проявляет полное послушание, инфантильность, а также предпочитает детские интересы, является несамостоятельным и во всем зависим от взрослых.

Отметим, что понятие агрессии подразумевает такое «поведение, при котором индивид или группа людей наносят физический либо психологический вред другому или другим. Агрессия может быть направлена как на человека, так и на неодушевленные предметы». «Агрессия - это мотивированное и деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, принятым в обществе, а также наносит вред или ущерб объекту (человеку или предмету)».

Более узкое определение агрессии, как психологического термина представлено в словаре А. В. Петровского, где утверждается, что «агрессия представляет собой насильственное нарушение прав или оскорбительные действия по отношению к другому».

Анализ представленных определений, позволяет говорить о том, что у психологического термина «агрессия» нет единого общепринятого значения, но в самом общем виде его можно определить, как нанесение какого-либо вреда, будь то психологического или физического, другому объекту или предмету.

Проявление симптомов подросткового возраста [8, с. 32]

Таблица 1

Норма Отклонение от нормы

Подросток стремится к самоутверждению и способен отстаивать равные со взрослыми права, отличающиеся умеренной интенсивности Стремление к самоутверждению и отстаивание собственных равных прав со взрослыми носит гипертрофированный и заостренный характер

Подросток противостоит взрослым с целью доказать свою самостоятельность и независимость. Проявления не носят агрессивный характер Противостояние подростка взрослым приобретает гиперболизированный и враждебный характер

Симптоматические кризисные проявления зависят от ситуации. Поведение подростка является гибким, и он способен приспособиться к сложившейся ситуации Симптоматические кризисные проявления не связаны с ситуацией и проявляются без каких-либо причин и связи с ситуацией

Подросток демонстрирует большой репертуар форм поведения Наблюдается один и тот же симптом, который проявляется в качестве «клише» во всех ситуациях и приобретает устойчивый, ригидный характер и свойства «стереотипа»

Симптоматические кризисные проявления являются кратковременные и проявляются время от времени Симптоматические кризисные проявления постоянны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Симптомы кризиса подаются психологической коррекции Симптомы кризиса плохо подаются психологической коррекции

Проявление кризисных симптомов по частоте, интенсивности и форме проявления выражены примерно также, как и у других одноклассников и сверстников Проявление кризисных симптомов наблюдается намного чаще, чем у большинства сверстников и одноклассников

Симптомы подросткового кризиса не нарушают социальной адаптированности поведения Наблюдается выраженная социальная дезадаптация

«Агрессивность - это устойчивая черта личности - готовность к поведению агрессивному».

Проблема агрессивности не является новой или малоизученной проблемой, ее изучение берет «начало с 6о-х гг. на Западе, а затем и в России». Но несмотря на ряд исследований, существующих в психологической литературе, которые мы рассмотрим в данном параграфе, проблема агрессивности подростков остается актуальной на сегодняшний день. В современном мире, в СМИ проблему агрессивности молодого поколения именуют «интригующей», а XXI век называют «веком беспокойства о насилии».

Агрессия может быть:

- физической, с использованием физической силы;

- вербальной, подразумевающей выражение негативных чувств в форме вербальных реакций, таких как ругань, угрозы, проклятия и так далее;

- прямой - направленной непосредственно на объект;

- косвенной, проявление которой происходит через окольные пути, например, сплетни и злобные шутки;

- инструментальной - для достижения определенной цели;

- враждебной - подразумевающей нанесение вреда другому;

- аутоагрессией - направленной на самого

себя;

- альтруистической, которая преследует цель защиты другого от чьей-то агрессии.

И. Р. Сорокина к перечисленным выше видам агрессии добавляет раздражение, обиду и подозрительность, характерную для подросткового возраста. Раздражение - это готовность выразить агрессию при малейшей вспыльчивости и возбуждении. Обида характеризуется ненавистью и завистью по отношению к окружающим, а также сопровождается гневом и горечью. Подозрительность подростка выражена в качестве убеждения недоверия и осторожности к людям [7, с. 1041-1043].

Наиболее полной и распространенной классификацией агрессии является типология авторов А. Басса и А. Дарки, которая легла

в основу психологического опросника, на выявление агрессивности личности. Авторами выделено 5 основных видов агрессии:

1. Физическая агрессия - применение физической силы против другого.

2. Косвенная агрессия - выражение агрессии непрямым путем либо ни на кого ненаправленная агрессия.

3. Раздражение - готовность проявить агрессию при малейшем возбуждении.

4. Негативизм - подразумевает оппозиционную манеру поведения личности, которая может выражаться от пассивного сопротивления до активной борьбы.

5. Вербальная агрессия - негативные вербальные реакции:

- отвержение, которое содержит в себе смысл - «иди прочь», «убирайся» и так далее;

- враждебные замечания, которые содержат следующий посыл - «меня раздражает твое присутствие», «не выношу тебя» и так далее;

- критицизм, который может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов одежды, выполняемой работы и так далее.

Также авторы разделили враждебность на обиду и подозрительность. Обида - это выражение ненависти, зависти, и чувство гнева, направленное на весь мир или вымышленные страдания. Подозрительность выражается в проявлении осторожности и недоверии к окружающим, которое обусловлено установкой, что окружающие склонны причинить им вред.

Тем самым, агрессивность является формой реагирования на сложные жизненные ситуации и устойчивой чертой личности, выражающейся в готовности проявить агрессивное поведение.

В силу ряда причин, подростку свойственно проявление агрессивности. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, агрессивность является одним из симптомов проживания подросткового кризиса.

На наш взгляд, агрессия выступает некой защитной или оборонительной реакцией для того, чтобы отстоять свои права, заявить о своем желании быть взрослым и требовать уважительного отношения к себе. Также агрессивность может являться следствием того, что подросток не справляется с возникшими возрастными трудностями.

Проблема агрессивности современных подростков является сложной,

но глобальной проблемой, поскольку с одной стороны она охватывает все наше общество, что вызывает беспокойство у родителей, педагогов и других окружающих, а с другой стороны агрессивность необходима личности для адаптации и проявления активности в социуме. В норме агрессивность необходима личности, поскольку совсем неагрессивный подросток становится конформным, ведомым, пассивным, и так далее. Тем самым, небольшой уровень агрессивности (низкий или средний) приемлем для подростков и даже необходим для социальной адаптации, но, когда уровень агрессии превышает норму и влечет за собой ряд последствий, которые негативно отражаются на обществе в целом, тогда это становится серьезной психологической проблемой нашего современного общества.

По мнению С. Н. Ениколопова, агрессивность в подростковом возрасте обуславливается его специфическими особенностями развития, которая превышает по степени выраженности агрессивность, свойственную взрослым.

В. Е. Никонова в своем исследовании, на основе анализа психологической литературы, отмечает ряд причин, которые способствуют возникновению агрессивности среди подростков:

1. Первой причиной выступает ситуация перестройки отношений подростка к самому себе и к окружающим, которая протекает в форме психологического кризиса (по Д. И. Фельдштейну).

2. Второй причиной является потребность в самоутверждении и необходимость в самоопределении, которые являются специфическими особенностями для данного возрастного периода (по Н. Г. Самсоновой).

3. Третьей причиной является необходимость проявления агрессии в подростковых группах/сообществах, где она выполняет демонстративную функцию (по Е. В. Первышевой).

4. Следующей причиной является использование агрессии в качестве защиты подростком себя от сверстников, ведь другие сверстники могут проявить по отношению к нему свою агрессию, и личности необходимо защищаться (по В. В. Лебединскому и Е. Р. Баенской).

5. И последней причиной выступает конфликт, образующийся между уровнем притязаний подростка и реальным местом, которое занимает подросток в рамках системы общественных отношений (по С. Н. Ениколопову).

Это лишь некоторые основные причины проявления агрессивности среди подростков. Другими индивидуальными причинами выражения агрессии могут быть конфликты в семе, школе, неблагополучные условия воспитания и обучения, психологические травмы, родом из детства, и так далее. Но на наш взгляд, высокий уровень агрессивности среди современного молодого поколения обуславливает комплекс факторов или сразу несколько вышеперечисленных причин, а не только какой-то один фактор.

Некоторые исследования утверждают, что к середине и к концу подросткового возраста

форма агрессии приобретает вербальный характер, постепенно снижая физическую агрессию. Так в исследованиях Л. Т. Семенюк приводится, что для 10-11 летних подростков характерна физическая агрессия. Для 12-13 лет более свойственен негативизм, физическая и вербальная агрессия, а для 14-15 лет преимущественной должна стать вербальная агрессия [5, с. 96].

Также к 15 годам частота агрессивности и ее интенсивность должна идти на спад, а на ее смену прийти конструктивные способы разрешения конфликтов. В норме агрессивность переходит от физической к вербальной форме. «Факт снижения уровня агрессии у старших подростков выступает наряду с качественными сдвигами внешнего проявления агрессии в сторону вербальных проявлений».

Аналогичного мнения придерживается М. Л. Мельникова, которая обнаружила, что у подростков с просоциальными (полезными, положительными) формами поведения наблюдается скрытая форма агрессии и негативизм, но к 14-15 годам первостепенной становится вербальная форма агрессии, а физическая снижается.

Мурадова В. И, в своем исследовании пришла к выводу о том, что подростковая агрессия характеризуется ситуативностью, поскольку подростки склонны проявлять вербальную агрессию, раздражительность и чувство вины. Агрессия в возрасте 13-14 лет не ограничивается только вербальной формой и не является преобладающей. Также было подмечено существование гендерных различий в проявлении агрессивности среди подростков. Отмечается, что мальчики больше проявляют чувство вины, а затем вербальную агрессию, когда как девочкам больше присуще вербальная агрессия, а затем вина и раздражение.

В исследовании авторов Мордас Е. С. и Носс И. Н. отмечается, что агрессивность у подростков имеет следующие особенности: «им свойственно выражать агрессию в более прямой и непосредственной манере; они чувствуют себя отвергнутыми родителями, при этом сохраняют уважение и существенную привязанность к матерям, однако, к отцам, наоборот, чувствуют неприязнь и осуждение и практически не идентифицируют себя с ними. Подростки склонны не доверять окружающим, боятся и избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости и во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются внешним ограничениям» [3, с. 43].

Высокая физическая агрессивность подростков формирует социальную дезадаптацию и нарушения социализации. В свою очередь высокий уровень физической агрессии может быть обусловлен следующими:

1. Личностные факторы, к которым относят характер и темперамент.

2. Семейные факторы. К ним можно отнести жестокое обращение с детьми, психопато-

логии родителей, невыполнение родительских обязанностей, неправильное воспитание и т. д.).

3. Внесемейные факторы, к которым относят депривацию, социальное отвержение и присоединение к группе/сообществу деви-антных сверстников).

По мнению И. В. Бойко, высокий уровень агрессивности связан с неблагополучием в семье, плохими семейными взаимоотношениями, алкоголизмом, конфликтностью в семье, авторитарным стилем воспитания, семейным насилием, влиянием улицы (употребление алкоголя, токсикомания, наркомания, ранние половые связи и так далее).

Еще одним фактором, формирующим агрессивность у подростков, по мнению Л. М. Чепелевой, выступает школа, которая зачастую не является образцом мирного сосуществования. Это обуславливает, с одной стороны существующий разрыв в интеллектуальном уровне и подготовленности ребенка к школьному обучению, и с другой стороны, системой школьных требований, которые предъявляются к личности школьника. Данное несоответствие формирует конфликтную ситуацию у ребенка, которая может длиться продолжительное время. Сформировавшийся внутренний конфликт из-за несоответствия подготовленности и предъявляемых требований в школе способствует формированию агрессивности, которая проявляется в общественно-отрицательном аспекте: ребенок пропускает занятия, обманывает, уходит из дома, и чрезмерно раздражителен.

На наш взгляд, подобный внутренний конфликт у современных подростков формируется в условиях ОГЭ и ЕГЭ, когда школьники оказываются неподготовленными к ним, а требования предъявляются завышенные, при этом сам процесс проведения итоговых экзаменов вызывает сильнейший стресс, поскольку проводятся в жестких условиях.

Трудно не согласиться с тем, что в условиях современного мира, особое влияние на формирование агрессивности детей и подростков оказывают реклама и СМИ. Телевизионные программы и реклама приобретают все более агрессивный характер, которые оказывают одно из самых сильных психологических воздействий на психику молодого подрастающего поколения.

Интересными являются исследования, в рамках которых приводятся внешние факторы, такие как шум, жара, загрязненность воздуха, теснота, и которые также оказывают влияние на формирование агрессивности.

В экспериментах Гриффитта и его коллег, была доказана зависимость между проявлением агрессивности и атмосферной температурой. Находясь в условиях умеренно высокой температуры, людям более свойственна раздражительность, вспыльчивость и агрессивность по отношению к окружающим. Все физические факторы (шум, теснота, загрязненность воздуха и так далее) оказывают немаловажное

воздействие на межличностные отношения. Шум, загрязненность воздуха, теснота вызывает ухудшение социального взаимодействия и обострение негативных реакций.

Таким образом, агрессивность выступает сложным социально-психологическим феноменом, уровень которой в пределах нормы

позволяет подростку адаптироваться в окружающей среде, а высокий уровень агрессии влечет за собой ряд негативных последствий, отражающихся на обществе в целом.

Материалы поступили в редакцию 31.10.2019 г

Библиографический список (References)

1. Локаткова, О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / О. Н. Локаткова // Молодой ученый. - 2013. - № 10. - С. 481-484. - URL: https://moluch.ru/archive/57/7834/ (дата обращения: 31.10.2019). - ISSN 2072-0297.

2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 528 с. - ISBN 978-57598-0731-5.

3. Мордас, Е. С. Психоаналитический взгляд на феномен агрессивности у детей, воспитывающихся в условиях депривации / Е. С. Мордас, И. Н. Носс // Человеческий капитал. - 2016. -№ 4 (88). - С. 43. - ISSN 2074-2029.

4. Пятунин, В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: химическая зависимость / В. А. Пятунин. - М. : Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2011. - 148 с. - ISBN 978-5-901458-07-5.

5. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учеб. пособие / Л. М. Семенюк. - Изд. 2-е. - М. : МПСИ : Флинта,

2005. - 93 с. - ISBN 5-89502-041-0.

6. Семчук, Л. А. Подход к изучению кризисов в подростковом возрасте / Л. А. Семчук, А. И. Янчий // Возрастная психология: учеб-метод. комплекс. - Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы,

2006. - С. 155. - URL: http://ebooks.grsu.by/ semchuk/ (дата обращения: 31.10.2019).

7. Сорокина, И. Р. Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции / И. Р. Сорокина, О. О. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 1041-1043. - ISSN 2072-0297.

8. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. - М. : Юрайт, 2015. - 406 с. - ISBN 978-5-9916-5900-0.

9. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. -575 с. - ISBN 978-5-9916-3510-3.

1. Lokatkova, O. N. (2013). Period starshego shkol'nogo vozrasta kak jetap planirovanija i podgotovki k professional'noj dejatelnosti [Period of senior school age as a stage of planning and preparation for professional activity]. Molodoj uchenyj. No 10. P. 481-484. URL: https://moluch. ru/archive/57/7834/ (accessed 31 October, 2019). - ISSN 2072-0297.

2. Bolotova, A. K., Molchanova, O. N. (2012).

Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija [Developmental Psychology and age psychology]. Moscow. Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki. 528 p. ISBN 978-5-7598-0731-5.

3. Mordas, E. S., Noss, I. N. (2016). Psihoanaliticheskij vzgljad na fenomen agressivnosti u detej, vospityvajushhihsja v uslovijah deprivacii [Psychoanalytic view on the phenomenon of aggressiveness in children raised in conditions of deprivation]. Chelovecheskij kapital. No 4 (88). P. 43. ISSN 2074-2029.

4. Pjatunin, V. A. (2011). Deviantnoe povedenie nesovershennoletnih: himicheskaja zavisimost' [Deviant behavior of minors: chemical dependence]. Moscow. Centr sodejstvija reforme ugolovnogo pravosudija. 148 p. ISBN 978-5-901458-07-5.

5. Semenjuk, L. M. (2005). Psihologicheskie osobennosti agressivnogo povedenija podrostkov i uslovija ego korrekcii: ucheb. posobie [Psychological features of aggressive behavior of adolescents and conditions of its correction]. Moscow. MPSI: Flinta. 93 p. ISBN 5-89502-041-0.

6. Semchuk, L. A., Janchij, A. I. (2006).Podhod k izucheniju krizisov v podrostkovom vozraste [Approach to the study of crises in adolescence]. Vozrastnaja psihologija: ucheb-metod. kompleks. Grodno. GrGUim. Ja. Kupaly. P. 155. URL: http:// ebooks.grsu.by/semchuk/ (accessed 31 October, 2019).

7. Sorokina, I. R., Grigor'eva O. O. (2016).

Agressivnoe povedenie v podrostkovom vozraste i metody korrekcii [Aggressive behavior in adolescence and methods of correction]. Molodoj uchenyj. No 9. -P. 1041-1043. ISSN 2072-0297.

8. Tolstyh, N. N., Prihozhan, A. M. (2015).

Psihologija podrostkovogo vozrasta [Psychology of adolescence]. Moscow. Jurajt. 406 p. ISBN 9785-9916-5900-0.

9. Shapovalenko, I. V. (2019). Psihologija razvitija i vozrastnaja psihologija [Developmental Psychology and age psychology]. Moscow. Jurajt. 575 p. ISBN 978-5-9916-3510-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.