Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВОГО
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
© А. А. Артамонова
Артамонова Алла Анатольевна
кандидат
психологических наук заведующая кафедрой обшей и возрастной психологии
филиал ГОУ ВПО «Университет Российской академии образования» в г. Тольятти
Философы, поэты, теологи, писатели веками ломали головы над загадкой насилия среди людей. Ученые, впрочем, лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно [1].
Рассматривая становление агрессивного поведения, психологи и педагоги пытаются ответить на вопрос: как люди приобретают склонность действовать агрессивно по отношению к другим. И изучение истоков агрессии в подростковом возрасте занимает особое место в этих исследованиях.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.
В результате воздействия социальноличностных факторов перестраивается вся система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие определенных способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Однако в процессе общения могут возникать различные затруднения.
Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. Начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате этой борьбы возникает кризис подросткового возраста [2].
В настоящее время тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних подростков с девиантным поведением, которое связано с подростковой агрессией. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросло количество преступлений, совершенных молодыми людьми, особенно лицами подросткового возраста.
Проблема отклонения в поведении — одна из центральных психоло-го-педагогических проблем. Ведь если бы не было столько трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках отпала бы. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства — переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.
Агрессивное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.
И если раньше считалось, что агрессивное поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают все больше внимания. Нередко девочки-подростки являются организаторами и инициаторами противоправных действий. Причем, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается
более выраженное огрубление личности. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми.
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:
— индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
— психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
— социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
— личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
— социальный фактор, определяющийся социальными и социальноэкономическими условиями существования общества.
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания, собственной практической деятельности человека.
Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена етттгт в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей же части отклонения в поведении обусловлены не врождцнными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия неправильного воспитания и в семье, и в школе.
Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь или сглаживаясь в более позднем возрасте.
Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна, и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения [3]. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты мирным путцм, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если
в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и прочее), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения.
У 35% обследованных подростков, отличающихся девиантным поведением, отмечена повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.
Среди форм агрессивных реакций необходимо выделить следующие:
— физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
— косвенная агрессия — действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д.);
— вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
— склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
— негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
— обида-зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
— подозрительность-недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред [4].
Агрессивные подростки, при всцм различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение [5]. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети, хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определенной классификации.
Обширные материалы на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками и взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений позволили выделить четыре группы:
1) Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны: эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
2) Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
3) Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
4) Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [6].
Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. В психологической литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, агрессивный в подростковом возрасте, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследований.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1990. С. 215.
2. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М. : Педагогика, 1984. С. 159.
3. Здесь и далее приводятся данные проведенного нами исследования, которым было охвачено 384 ребенка дошкольных учреждений г. Тольятти Самарской области.
4. Фелъдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 95.
5. Бодалев А. А. Личность и общение // Избранные труды. М., 1998. С. 46.
6. Личко А. Е, Попов Ю. В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988. С. 26.