Научная статья на тему 'К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа я» в подростковом возрасте'

К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа я» в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3296
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОСТЬ / ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ / "ОБРАЗ Я" ПОДРОСТКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поликаркина Мария Сергеевна

Целью данной статьи является психологический анализ специфики проявления агрессивности у подростков и ее взаимосвязь с «Образом Я». А также фиксация полученных данных, при пилотажном исследовании по изучению агрессии вподростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа я» в подростковом возрасте»

Поликаркина М.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: obps@mail.osu.ru

К ПРОБЛЕМЕ СПЕЦИФИКИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЯ «ОБРАЗА Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Целью данной статьи является психологический анализ специфики проявления агрессивности у подростков и ее взаимосвязь с «Образом Я». А также фиксация полученных данных, при пилотажном исследовании по изучению агрессии вподростковом возрасте.

Ключевые слова: подросток, агрессивность, формы проявления агрессивности, «Образ Я» подростка.

Мы ежедневно узнаем о тех или иных проявлениях агрессии: воины, террористические акты, межнациональные конфликты, убийство, издевательство сильных над слабыми, сталкиваемся с ней каждый день. Каждый возрастной период- важнейший этап в жизни человека, во многом определяющий последующую судьбу человека. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется в психике, для которой типичны внутренние противоречия. Рост агрессивных тенденций все больше и больше наблюдается в подростковой среде и отражает одну из важнейших социальных проблем общества

- для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к свер-стникам.За последнее время выросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. По сравнению с недавним прошлым, увеличилось число преступлений против личности, влекущее за собой тяжкие телесные повреждения. На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы изучения специфики проявления агрессивности и ее взаимосвязи с «Образом Я» подростков.

Не смотря на то, что проблема агрессии мало изучена теоретически,она имеет давнюю историю. Эта проблема интересовала многих исследователей: как отечественными психоло-

гов, как Г.М. Андрееву, С.В. Еникополову,

Н.Д. Левитова, Е.В. Романину,С. Е. Рощина, Т.Г. Румянцеву,Л.М.Семенюк и др.,так и зару-бежными,такими как А.Бандура, А. Басс, Н.Ка-уфманК.Хорни,Э.Эриксон, З.Фрейд и др., и продолжает привлекать всеобщее внимание, так как эта проблема сложна и многогранна. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия определяющие проявления агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Подростковый период принято считать «трудным» и «критическим» в силу того, что:

-во-первых, происходят в сравнительно короткий срок многочисленные качественные изменения прежних особенностей, интересов и отношений, что сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер;

-во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка (трудностей в его воспитании);

-в-третьих, подросток не поддается воздействию взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость).

И несомненной проблемой выступает такое качество личности, как агрессивность. Оно издавна используется в европейских языках, однако, значения ему придавалось не всегда одинаковое. На наш взгляд, агрессия может быть следствием тех психологических особенностей «Образа Я» подростка,которые он для себя приемлет и, следовательно, вста-

ет вопрос защиты хрупкой человеческой психики и «Образа Я» как ее компонента.

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии, но в нашем исследовании мы будем придерживаться той точки зрения, в которой -»агрессия

- это намеренное (или не намеренное) действие, направленное на причинение физического или психического вреда». [ 3,с.17]

Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна влиять на становление «Образа Я» в подростковом возрасте и предопределять общую тенденцию поведения.

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Обширные материалы, добытые Л.М.Се-менюк, на основе анализа данной проблемы и многолетнего изучения позволили ей выделить четыре группы:

1)Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2)Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3)Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

4)Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негати-визм.[ 12,с.35]

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положение м в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В под-

ростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.[ 10, с. 57]

Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности. По-мнению Ю.М. Можгинского. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего «Я» неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально - психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.[ 9,с.45]

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания.

У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена.

Главная особенность подростка - личностная нестабильность. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Противоречивые желания и поступки порождает как раз личностная нестабильность. [5,с.73 ]

Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности,

связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Среди многих личностных особенностей, присущи подростку, особо выделим формирующиеся у него чувства взрослости. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости -отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностные нестабильности у него формируется «Я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. [ 15,с.34-59]

..Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают становление «Образа Я».

В конце подросткового возраста, складываются разнообразные образы «я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка.

Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста становится самосознание и образ Я. Потребность разобраться в собственном поведении,оценить его с точки зрения соответствия или несоответствия внешним требованиям реализуется у подростка в процессе самоанализа. Обычно он возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями. Это суть «движение от единичных ситуативных образов через интеграцию в целостное понятие своего собственного Я, как субъекта, отличного от других».

«Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента [7,с. 4-8]:

1) познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

2) эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;

3) поведенческий - особенности регуляции поведения.

Как уже говорилось, образ «Я» - не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». [8,с.49]

Сложившиеся еще раньше (в младшем школьном возраст) относительно устойчивые качества личности влияют на поведение школьника, а поэтому у него возникает потребность познать эти качества. Данная потребность усиливается в связи с происходящими изменениями физического и психологического облика подростка. Здесь происходит усложнение системы знаний о себе, в нее

включаются отношения с другими людьми, нравственные проявления и собственные возможности.

Исследования содержания Образа Я, проведенные под руководством И.В. Дубровиной, показали, что на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного компонента Я-кон-цепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый, более высокий уровень [6,с.10-31].

Представление подростка или юноши о себе всегда соотносится с

групповым образом «мы» типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы».

В.Ф. Сафин характеризует это существенное различие во взгляде на себя младших и старших подростков следующим образом: подросток ориентирован прежде всего на поиск ответа на вопрос о том, «каков он среди других, насколько он похож на них», старший подросток - «каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу» [ 11,с.69-75].

В.А. Алексеев подчеркивает, что подросток - это «личность для других», в то время как юноша - «личность для себя» [1,с.101].

В теоретическом исследовании И.И. Чес-ноковой,указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего - «Я и другой человек» и высшего - «Я и Я»; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует» [14, с.209-225].

Некоторые исследователи:Б.В. Зейгар-ник, Б.С. Братусь, считают, что для подросткового возраста типично активное стремление различными путями реализовать лишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелой личности, напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего, за счет того, что успешность или неуспешность в конкретной деятельности воспринимается именно как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.[2,с.107 ],[4,с.193]

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотно-шения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей - психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.[16,17,с.64-65 ]

Другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (напри-

мер, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).[ 10,с.13]

Анализ психологической литературы по проблеме изучения специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» под-ростков,а также пилотажное исследование,на-правленное на выявление агрессивности среди подростков, проведенное нами в 2008 году, позволили сделать нам следующие выводы:

1.Наиболее сильно черты агрессивности, как своеобразного способа разрешения проблем, проявляются именно в подростковом возрасте.

2. Основываясь на подходе И.И.Чесноко-вой, термином «Образ-Я» мы называем единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции, осуществляемой на основе двух первых процессов.

3. Именно в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная и независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

4.В возрастном аспекте, исследования выявлено, что если у 10-11 летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 1415 лет на первый план выходит вербальная аг-рессия.Это, однако, не связанно со снижением проявлений физической агрессии с возрастом.

5. В этот период происходит соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

6.В подростковом возрасте самооценка внешности приобретает особое значение. Огромную роль в формировании «Образа Я»,на-ряду с оценками значимых других, теперь это главным образом сверстники и учителя, здесь играет ориентация на принятые в обществе стереотипные образы маскулинности или фе-минности.

7.В «Образе-Я» акцент сделан на внутренней картине личности, на классификации различных образов самого себя, гармонично сочетающих и дополняющих единый образ самого себя или болезненно раскалывающих личность, то есть «Образ-Я» трактуется и как

целостный образ, и как совокупность множественных образов.

8.Максимальные показатели проявления всех форм агрессии обнаруживаются именно в 14-15 лет. В подростковом широкое распространение имеет -вербальная агрессия.

9.Высокий индекс агрессивности имеют 56.5% дети подросткового возраста.

10.Было выявлено, что у подростков ярко выражены еще две формы агрессивности: раздражительность, подозрительность. Так у 17 (у 73,9%) учащихся просматривается наличие доминирующих форм агрессии.

11.В результате полученных данных высокий индекс враждебности имеют 60.8% учащихся от общего числа. Индекс враждебности в норме у 30.4% учащихся. Заниженный индекс враждебности лишь 8.8%.

12.Высокий индекс агрессивности имеют

56.5% учащихся от общего числа испытуемых. В норме у 39,1%.3аниженный индекс имеют 4,4% учащихся.

13.Обнаружено, что особенности проявления агрессивности зависят от характера социально-психологического климата в семье.

14.В «Образе-Я» акцент сделан на внутренней картине личности, на классификации различных образов самого себя, гармонично сочетающих и дополняющих единый образ самого себя или болезненно раскалывающих личность, то есть «Образ-Я» трактуется и как целостный образ, и как совокупность множественных образов.

15.Также было обнаружено, что особенности проявления агрессивности зависят от характера социально-психологического климата в семье.

18.01.2011

Список литературы:

1. Алексеев А. В. Познай себя, или Ключ к резервам психики / А. В. Алексеев. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2004. - 320 с. -(Серия «Психологический практикум»).

2.Братусь Б.С.Аномалии личности /Б.С.Братусь.-М.,1988.-303 с.

3.Бэрон Р.,Ричардсон Д. Агрессия.-СПб.,1997.

4.Зейгарник Б.В.Психология личности: норма и патология / Б.В.Зейгарник. - М.; Воронеж,1998.-347 с.

5.Выготский Л.С.Педология подростка //Выготский Л.С.Собр.соч.:В 6 т.,т 1 М.,1982.

6.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М.:педагогика,1991.-стр.10-31.

7.Карцева, Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен //Автореф. дис. на соис. уч. степ. канд.псих.наук, М.:1989.

8.Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности. дисс..канд.пихол.наук.-М.,1984-141с.

9. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: 2003.

10.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. №5. 2003.

11.Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 1982. -№1. - С.69-75.

12.Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996

13.Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности. - М.,1998.

14.Чеснокова И.И.. Самосознание личности //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974 г., с.209-225 15.Д.Б.Эльконин «Избранные психологические труды» М.,-1989.

16.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

17.Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. Harry Holt and Co.,New York,1992

Сведения об авторе: Поликаркина Мария Сергеевна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, аспирант 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 2311 тел. (3532) 372575, e-mail: obps@mail.osu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.