УДК 329.78 ББК 66
Лубский Роман Анатольевич Lubsky Roman Anatolyevich
профессор кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, доцент.
Professor, the Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Philosophy, Associate Professor. Е-mail: [email protected]
Чернобровкина Наталия Игоревна Chernobrovkina Natalya Igorevna
доцент кафедры экономической социологии и регионального управления Южного федерального университета кандидат философских наук, доцент.
Associate Professor, the Department of Sociology and Regional Management, the Southern Federal University, PhD in Philosophy, Associate Professor. Е-mail: [email protected]
Боева Милана Александровна Boeva Milana Aleksandrovna
старший преподаватель кафедры специальной подготовки Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова кандидат юридических наук, доцент.
Senior Lecturer, the Department of Special Training, the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ (КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ) ПРАВОВОЙ СЕМЬИ НА ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Characteristics of legal regulation of the youth policy of the romano-germanic (continental) legal family at the intrastate level
В статье предпринята попытка охарактеризовать особенности нормативно-правового регулирования молодежной политики государств романо-германской правовой семьи на внутригосударственном уровне. Предметом исследования выступают общие и особенные признаки правового регулирования социальных отношений в сфере молодежной политики, реализуемой на основе различных нормативных моделей, характеризующих специфику минимальных стандартов, предусмотренных к содержанию и качеству официальных предписаний и мероприятий, предназначенных для реализации прав молодежи в рамках внутригосударственного законодательства этих стран. В ходе исследования было установлено, что особенности нормативно-правового регулирования молодежной политики, проводимой в странах «континентального типа» на внутригосударственном уровне, обусловлены, с одной
ne article attempts to characterize the features of the legal regulation of youth policy of the Romano-Germanic legal family at the intrastate level. The subject of the investigation is general and special features of the legal regulation of social relations in the field of youth policy, implemented on the basis of various regulatory models that characterize the specifics of the minimum standards provided for the content and quality of official regulations and measures for the implementation of the rights of young people in the national legislation of these countries. In the course of study, it was defined that the features of legal regulation of youth policy, carried out in «continental-type» countries at the intrastate level, on the one hand, are caused by an increased attention to the problems arising in the field of civic participation of young people (Germany). On the other hand, these features are caused by the problems of legal regula-
стороны, повышенным вниманием, которое уделяется проблемам, возникающим в сфере гражданского участия молодежи (Германия), с другой -проблематике нормативного правового регулирования, осуществляемого в контексте специальных национальных программ (Франция).
Ключевые слова: молодежная политика, нормативно-правовое регулирование молодежной политикой, внутригосударственное законодательство о молодежной политике, молодежные инициативы, гражданское участие, национальные программы.
tion, carried out in the context of special national programs (France).
Keywords: youth policy, legal regulation of youth policy, intrastate legislation on youth policy, youth initiations, civic participation, national programs.
В странах романо-германской (континентальной) правовой семьи, несмотря на особую роль нормативных правовых актов, принимаемых или издаваемых на наднациональном (международном или общеевропейском) уровне, осуществляется самостоятельное или внутригосударственное нормативно-правовое регулирование социальных отношений в сфере организации и проведения молодежной политики, для которого характерны общие и особенные черты, обусловленные спецификой национальной системы права [6].
Общим признаком нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере молодежной политики стран романо-герман-ской (континентальной) правовой семьи является, прежде всего, то, что их национальные системы характеризуются наличием в качестве основного источника правового регулирования нормативно-правового акта и нормативного договора, оформленных в виде кодифицированных документов. Подобная правовая практика порождает соответствующую идеологию, «объясняющую», во-первых, особую роль национальной конституции, выступающей в форме моноконституционного акта, обладающего уникальными правовыми свойствами, позволяющими рассматривать ее в качестве основного закона, во-вторых, актов текущего законодательства, которые, с одной стороны, «расшифровывают» ее положения, с другой - регламентируют базовые направления ее реализации.
Отличительным признаком нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере молодежной политики стран романо-германской (континентальной) правовой семьи является то, что в каждой из них реализуются разные подходы к вопросу об особенностях ее нормативно-правовой базы, определяющей основные направления ее практической реализации, поэтому законодательное регулирование вопросов, входящих в сферу молодежной политики этих стран, осуществляется в рамках различных правовых моделей.
Одна из таких моделей характеризуется отсутствием единого «специального» нормативного правового акта, предназначенного для урегулирования общественных отношений в области молодежной политики, ее различных аспектов и направлений. В частности, такая модель правового регулирования отношений в сфере молодежной политики применяется в Российской Федерации.
Другая модель представляет собой такой инвариант нормативно-правового регулирования молодежной политики, при котором, в дополнение к единому «специальному» закону о молодежи, предусмотрен нормативный акт, обеспечивающий реализацию правового статуса молодежи в определенной сфере социальных отношений. Примером такой страны является современная Германия, в которой действуют особые законы, регулирующие основные направления молодежной политики. К числу таких нормативных правовых актов относится, во-первых, закон ФРГ «О защите молодежи» [12; 13, с. 146-160], принятый еще в 1951 году, во-вторых, Социальный кодекс ФРГ, который включает в свой текст раздел, предназначенный для нормативно-правового регулирования молодежной политики [14, с. 131-134]. Речь идет о защите молодых людей от негативного социального воздействия с помощью ограничений, связанных с посещением тех или иных заведений, потреблением алкогольной и иной вредной для здоровья продукции. Большое внимание в рамках этих ограничений уделяется обеспечению информационной безопасности: федеральным законодательством предусмотрены возрастные ограничения на получение определенной информации, распространяемой через разные источники.
В частности, в рамках мероприятий, направленных на социальную защиту и опеку молодежи, Социальный кодекс Германии предусматривает систему мер, призванных обеспечить общественную поддержку молодежи, включая льготы и различного рода привилегии для мо-
лодых людей, устанавливает нормативные требования, обеспечивающие защиту семей с приемными детьми, а также возмещение расходов и деятельность волонтеров. Сопоставляя особенности нормативного правового регулирования молодежной политики важно подчеркнуть, что в странах с федеративной формой государственного устройства национальное законодательство о молодежной политике формируется, прежде всего, на федеральном и региональном уровне. В этой связи нужно подчеркнуть, что применительно к законодательству о молодежи в федеративном государстве термин «муниципальное законодательство» носит условный характер. Это объясняется тем, что принимать законы в федеративном государстве могут лишь органы федеральной или региональной государственной власти, которые называются законодательными по критерию своей компетенции и представительными по критерию выражения интересов избирателей. Органы муниципальной власти наделены правом издавать нормативные правовые акты, но законы принимать они не могут, поэтому и не называются законодательными, а лишь представительными. В этой связи необходимо отметить наличие устойчивой тенденции, в соответствии с которой в зарубежных странах с федеративной формой государственного устройства усиливается проблематика молодежной политики и форм ее реализации на уровне местного самоуправления. При ее реализации особое внимание уделяется значимости мероприятий, осуществляемых муниципальными учреждениями публичной власти как наиболее приближенными к молодежи и ее проблемам [4, с. 295-298].
Третья модель молодежной политики характеризуется особенностями «молодежного» законодательства, которое представляет собой совокупность правовых актов, предназначенных для нормативного обоснования различных проектов и программ, призванных стимулировать определенные виды и аспекты практической деятельности по содействию молодежи (Франция).
Анализируя специфику нормативно-правового регулирования молодежной политики в странах романо-германской (континентальной) правовой семьи, осуществляемой на основе различных моделей, необходимо отметить, что если во Франции молодежные «проекты» нацелены на реализацию молодежных инициатив, то в Германии молодежные программы направлены, в первую очередь, на предупреждение (профилактику) нежелательных последствий тех или иных молодежных акций, поэтому большая часть программ, реализуемых в рам-
ках немецкой молодежной политики, имеют специфическую направленность. Особенностью этих программ является то, что они, во-первых, ориентированы на специфические молодежные группы, которые, в рамках универсальной терминологии, можно отнести к группам особого (повышенного) риска, во-вторых, обладают ведомственным характером, в-третьих, реализуются под руководством компетентных специалистов и носят реактивный характер. Реактивная природа этих программ обусловлена спорадическим характером проблемы, ставшей актуальной в молодежной среде, и, поэтому, требующей незамедлительного разрешения. Эти проблемы могут охватывать самые разные сферы социальной реальности молодых людей: профессионального образования [5, с. 18-25], трудоустройства [11, с. 294-300], ксенофобии, участия в социальных беспорядках и другие негативные явления.
Нормативно-правовое регулирование молодежной политики в Федеративной Республике Германии обладает двумя отличительными особенностями, во-первых, она базируется на определяющей роли государственных институтов власти, ответственных за проведение молодежной политики, во-вторых, юридическом закреплении специальных мероприятий, направленных на поддержку молодежных организаций и ее представителей. В Германии политика в отношении молодежи носит многоступенчатый или так называемый «каскадный» характер. Это связано с тем, что она осуществляется по федеративному принципу, в соответствии с которым выделяется федеральная, региональная и муниципальная молодежная политика [1].
Федеративная Республика Германии - это государство, которое имеет прочные, устоявшиеся традиции нормативно-правового регулирования молодежной политики и ее различных аспектов. Об особом значении этой разновидности национальной политики свидетельствует то, что федеральная конституция гарантирует, во-первых, информационную безопасность молодежи, во-вторых, ограничивает свободу передвижения для тех или иных ее представителей. ФРГ - это государство, в котором молодежной политике придается особое значение. Об этом в полной мере свидетельствует то, что эта страна - это одно из первых государств, в котором были приняты нормативные акты, предназначенные для правовой охраны молодых людей.
В современной Германии в качестве правовой основы государственной молодежной политики выступают ратифицированные ме-
ждународные акты, а также федеральные нормативные акты, предназначенные для общеправового регулирования на общефедеральном уровне. Среди таких актов необходимо выделить, прежде всего, федеральную конституцию, Гражданский и Уголовный кодекс Германии [10, с. 59-62], а также федеральные законы «О социальной помощи» и «О содействии трудоустройству» [9, с. 154-161].
Помимо этого, нормативную правовую базу государственной молодежной политики в Германии составляют «специальные» нормативные акты, принятые на федеральном уровне с целью правового регулирования «проблемных сфер» молодежной политики. Это федеральные законы «О помощи детям и молодежи», «О распространении опасных для молодежи письменных произведений и содержаний в средствах информации», «О защите молодежи в общественных местах», «Об охране труда несовершеннолетних», «О содействии трудоустройству», «О гражданской (альтернативной) службе», а также ежегодный федеральный план, предусматривающий систему организационно-правовых мероприятий в сфере детской и молодежной политики [15].
Эти акции предусматривают реализацию практических мер, направленных на социализацию молодых людей и охватывающих вопросы противодействия бедности, сокращения безработицы, духовно-нравственного воспитания. В последнее время особое внимание уделяется различным аспектам адаптации беженцев в современный немецкий социум [2, с. 87-94].
Особое место в системе нормативно-правового регулирования молодежной политики в Федеративной Республике Германии занимают вопросы ее практической в контексте необходимости обеспечения максимально возможных условий для социального комфорта и социальной адаптации молодежи в процессе интеграции в современное немецкое общество. Эти вопросы с правовой точки зрения в первую очередь, регламентируются федеральным законом «О помощи детям и молодежи», принятом еще в 1991 году, а также Федеральным законом «Об органах по делам детей и молодежи», регламентирующим различные аспекты деятельности органов по делам молодежи [15].
В рамках этих нормативных актов социальное благополучие молодых людей должно быть обеспечено за счет создания условий, позволяющих им приобретать не только знания и умения, но и практические навыки, необходимые для социальной адаптации в условиях современной государственности [7, с. 5-15].
В этой связи особое внимание законодателя уделяется мероприятиям, предусматривающим защиту молодых людей от вредоносной информации, деформирующей сознание, психику и ментальность молодых людей. Для этих целей в Германии между землями и федеральным центром был заключен договор о защите молодежи от отрицательного воздействия средств массовой информации и принят закон (просуществовавший до 2003 г.), предусматривающий правовые механизмы, минимизирующие негативные формы воздействия на молодежь, оказываемого различными источниками печатной литературы, а также информации на иных носителях. Помимо этого, закон определил сферу компетенции соответствующих федеральных органов государственной власти, призванных осуществлять контроль над носителями информации, которая может рассматриваться в качестве вредоносной. На сегодняшний день защита молодых людей от пагубного информационного воздействия, оказываемого телевидением и радиовещанием, также обеспечивается в рамках государственной политики, проводимой различными учреждениями федеративной государственной власти, «специализирующимися» на правовой защите молодежи от вредоносного воздействия, оказываемого средствами массовой информации [15].
Вместе с тем, необходимо отметить, что основной «контент» правового регулирования вопросов правовой защиты молодежи, в том числе и от вредной информации, осуществляется в Германии на федеральном уровне. На уровне земель, за исключением федеративного договора о защите молодежи от отрицательного воздействия средств массовой информации, правовое регулирование этих вопросов носит спорадический и фрагментарный характер, что обусловлено относительной неопределенностью, существующей по вопросу финансирования этих мероприятий: законодательство земель, как правило, не «прописывает» статьи финансовых инвестиций и расходов, выделяемых региональными учреждениями власти для решения этих вопросов.
С другой стороны, несмотря на то, что в немецком законодательстве отсутствуют минимальные стандарты, предусмотренные к содержанию и качеству мероприятий, направленных на защиту молодежи, муниципальные органы власти в Германии обязаны (в Российской Федерации не обязаны) финансировать деятельность по защите молодежи от вредного социального воздействия. Эта обязанность выражается, прежде всего, в разработке и оформлении
«инфраструктуры» молодежной политики, осуществляемой на муниципальном уровне.
Оптимизация «молодежного» законодательства в современном немецком социуме продолжается. На сегодняшний день отчетливо прослеживается тенденция увеличения значимости вопросов гражданского участия. В современном немецком обществе осуществляется перманентная модернизация институтов гражданского участия, функционирующих на основе федеральных законов: «О молодежных добровольческих службах» и «О страховании добровольчества», принятых в 2008 году, а также федеральном законе «О поддержке добровольчества молодежи», принятом в 2011 году. В конце 2020 г. в Германии планируется принятие «специального» федерального закона, предназначенного для урегулирования различных форм гражданского участия.
Характеризуя национальную молодежную политику во Франции, необходимо отметить, с одной стороны, наличие в ней общих черт, характеризующих общеевропейское законодательство (законодательство Европейского Союза) в сфере молодежной политики, с другой - целый ряд отличительных особенностей. При этом необходимо понимать, что национальная система права во Франции относится к национальным системам права континентального типа, что, в первую очередь, предполагает такой тип нормативно-правового регулирования, который осуществляется в рамках правового предписания, оформленного в виде закона или подзаконного акта.
Вместе с тем отличительной особенностью молодежной политики во Франции является то, что во французском законодательстве, как и в законодательстве Российской Федерации, отсутствует специальный нормативный правовой акт, предназначенный для урегулирования различных аспектов осуществления молодежной политики.
Это обстоятельство обусловливает еще одну особенность молодежной политики во Франции, в соответствии с которой нормативно-правовое регулирование в этой сфере общественных отношений осуществляется на основе конституционного законодательства, которое раскрывается законами, а также подзаконными актами, разрабатываемыми разными министерствами, представляющими интересы молодежи. В данном случае речь идет, прежде всего, о Министерстве по делам молодежи, Министерстве национального образования и Министерстве юстиции. Наименование этих органов власти, «отвечающих» за норма-
тивно-правовое обеспечение национальной политики, проводимой во Франции, позволяет сформировать представление о том, что определяет ее содержание.
Так, на уровне конституционно-правового регулирования молодежной политики во Франции существует конституционный закон, предназначенный для урегулирования социальных отношений в сфере финансовой политики. Этим законом, помимо прочих вопросов, определяются, во-первых, основные принципы финансирования молодежной политики, во-вторых, статьи расходов, предусмотренных для ее реализации, в-третьих, условия и критерии для финансирования деятельности молодежных организаций и объединений. В этой связи также необходимо отметить «Закон о добровольчестве и образовательном контракте», предназначенный для урегулирования вопросов, возникающих в сфере организации и деятельности волонтерских организаций [16].
Общей характеристикой конституционного законодательства и соответствующих актов во Франции является то, что все национальные законы, определяющие специфику нормативно-правового регулирования различных аспектов реализации молодежной политики, сконцентрированы либо на государственной защите, либо социальной интеграции и профессиональной подготовке молодых людей.
Особенности нормативно-правового регулирования молодежной политики во Франции обусловлены также наличием национальных социальных программ, направленных на повышение уровня и степени доверия молодых людей к организации и функционированию институтов публичной власти, их социальной, личностной и профессиональной консолидации, а также профессиональной занятости и снижения уровня безработицы.
Эти программы охватывают самые разнообразные сферы социальности. К примеру, в рамках трудового законодательства они ориентированы на предоставление молодежи практических возможностей для трудоустройства и последующего карьерного роста. При этом в соответствии с французским «Кодексом законов об образовании», практическая ориентация обучающихся предусматривает их информированность о перспективах будущего трудоустройства и даже о «возможностях смены профиля образования...» [3].
Целевая аудитория образовательных программ во Франции, санкционируемых соответствующими учреждениями государственной власти, - это молодые люди от одиннадцати
до тридцати лет. Эти программы нацелены не только на решение их проблем в сфере будущего трудоустройства, но и в сфере предпринимательства, реализации коммерческих инициатив, научного и прикладного творчества. Помимо нормативного правового обеспечения эти программы предусматривают оказание молодым людям психолого-педагогической, материально-технической и финансово-экономической поддержки со стороны государства.
Особенности молодежных проектов и программ во Франции обусловлены также и тем, что они реализуются в рамках особых министерских проектов, реализуемых в различных сферах социального бытия французской молодежи. Это так называемый второй уровень французского законодательства в сфере молодежной политики, охватывающий область культуры, в рамках которой материализуются министерские проекты, направленные на стимулирование развития молодежного кинематографа, центров отдыха, учреждений спорта, а также специальных информационно-консультативных центров.
«Вторым уровнем» французского законодательства в сфере молодежной политики является уровень подзаконного нормативно-правового регулирования, осуществляемого государственными министерствами. Так, в соответствии с Приказом Министерства национального образования № 139.2000-549 от 15 июня 2000 г. во Франции был принят Кодекс образования, определяющий базовые принципы национальной политики в области образования [3] и представляющий собой совокупность всех нормативных правовых актов в этой сфере [16].
Кодекс образования Франции состоит из двух частей и соединяет воедино национальный закон о школьном образовании, принятый 8 июля 2013 г. («Loid'orientation et deprogram-mation pour la refondation del' Ecoledela ^publique»), а также закон от 22 июля 2013 г., регламентирующий сферу высшего образования и научных исследований. Эти законы приняты, прежде всего, для того, чтобы оказать государственную поддержку школьникам и студентам в получении соответствующего вида образования. В сфере высшего образования вопросы его
Литература
1. База данных по международной работе с молодежью. Германия. URL:http://www.diade/ downloads/Deutschland.
2. Грошева Г.В. Европейское гражданство и европейская идентичность молодежи Герма-
получения оформлены в виде пятидесятипроцентной «квоты», предусматривающей возможность получить высшее образование в соответствии с возрастной группой, к которой относится абитуриент. Помимо этого закон о высшем образовании формулирует государственные меры, которые, с одной стороны, необходимы для обеспечения профессиональной мобильности обучающихся и научных работников, с другой - предусматривают возможность их обучения, повышения профессиональной квалификации, а также практической деятельности за пределами государства.
Еще одним национальным министерством, принимающим активное участие в практической реализации молодежной политики во Франции, является Министерство по делам молодежи, которое осуществляет надзор за деятельностью несовершеннолетних, находящихся вне своего места жительства, включая внеурочное время, и обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего правовые аспекты деятельности несовершеннолетних с помощью Кодекса социальных действий и семьи, утвержденного декретом № 1.56-149 от 24 января 1956 г. Этот нормативный акт объединил различные указы, распоряжения, меморандумы, а также Приказы, регламентирующие, во-первых, разведывательную деятельность в отношении несовершеннолетних (Приказ от 21.05.2007), во-вторых, организацию их физической культуры (Приказ от 25.04.2012), в-третьих, общие правила повседневной деятельности несовершеннолетних во внеурочное время (Приказ от 12.12.2013 и от 03.11.2014) [8, с. 27-37].
Кодексом социальных действий и семьи определяется необходимость социальных мероприятий, направленных, с одной стороны, на создание благоприятных условий для детей-инвалидов и подростков, с другой - для осуществления социальной помощи семьям, детям младшего возраста, а также детям, находящимся в непростой жизненной ситуации. В этой связи в кодексе большое внимание уделяется правовой пропаганде здорового образа жизни, представляющей собой национальную «программу санитарного просвещения».
Bibliography
1. Database on international youth work. Germany. URL: http://www.diade/downloads/Deut-schland.
2. Grosheva G.V. European citizenship and European identity of newlyweds in Germany
нии (по материалам статистики Евробаромет-ра 2016-2017) // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 5 (194). 2018.
3. Кодекс образования Франции. Законодательная часть. Приложение к распоряжению № 2000-549 от 15.06.2000. URL: http://www. lexed.ru/zakonodatelstvoobobrazovanii/kodi-fikatsiyа.
4. Кочетков А.В. Формирование правовых основ работы с молодежью в муниципальных образованиях // Пробелы в российском законодательстве. № 2. 2009.
5. Краснова Г.А. История развития непрерывного профессионального образования Франции // Вестник РУДН. № 3. 2015.
6. Лубский Р.А. Нормативно-правовая база организации и деятельности органов государственной власти // Регионоведение: учебное пособие. Ростов н/Д, 2002.
7. Лубский Р.А. Российская государственность как социальная реальность: методология многомерного исследования, типы, специфика развития: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2015.
8. Манцерев К.А. Сравнительный анализ правовой политики России и Франции в области иммиграции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 4 (16). 2010.
9. Морозова В.Н., Дмитриева С.И. Социальное государство в Германии: крах, разрыв или траектория адаптации // Воронежский государственный университет. № 2 (10). 2016.
10. Серебренникова А.В. Уголовно-правовая доктрина ФРГ о системе Особенной части уголовного кодекса Германии // Interactive sciences. № 7. 2016.
11. Скударева Н.З. Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда // Вестник МФЮА. № 1. 2017.
12. Федеральный закон ФРГ «О защите молодежи». URL: http://www.bmfsfjj.deRedaktion BMFAnlagen.
13. Хершеельман М. Защита прав детей в Германии (правовые проблемы) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. № 3. 2018.
14. Чилькина К.В. Понятие и принципы социальной помощи в Германии // Вопросы российского и международного права. № 2. 2011.
15. Youth Policies in Germany. URL: https:// eaceaeceuropa.eu/nationalpolicies/germany .
16. Legifrance.gouv.france. Le serv^ риЫю de 1а diffusen du dmit. URL: http://www. 1egifrance.gouv.fr.
(based on Eurobarometer statistics 2016-2017). Bulletin of Tomsk state pedagogical University. № 5 (194). 2018.
3. French education code. Legislative part. Application to the order № 2000-549 from 15.06.2000. URL: http://www.lexed.ru/zakonod-atelstvoobobrazovanii/kodifikatsiya.
4. Kochetkov A.V. Formation of legal bases of work with youth in municipalities. Gaps in Russian legislation. № 2. 2009.
5. Krasnova G.A. History of continuous professional education in France. RUDN Bulletin. № 3. 2015.
6. Lubsky R.A. Normative-legal base of the organization and activity of state authorities. Regional studies: Educational offer. Rostov-on-don, 2002.
7. Lubsky R.A. Russian statehood as a social reality: methodology of multidimensional research, types, specifics of development: dis. ... Doc. of Philosophy. Rostov-on-don, 2015.
8. Mantserev K.A. Comparative analysis of the legal policy of Russia and France in the field of immigration. News of higher educational institutions. Volga region. Sociable Sciences. № 4 (16). 2010.
9. Morozova V.N., Dmitrieva S.I. Social state in Germany: collapse, gap or trajectory of adaptation. Voronezh state University. № 2 (10). 2016.
10. Serebrennikov A.V. Criminal-legal doctrine of Germany on the honor system Special corner of the German code of. Interactive sciences. № 7. 2016.
11. Skudareva N.Z. problems of employment of newlyweds in the labor market. Bulletin of the Moscow state University. № 1. 2017.
12. Federal law of Germany «On protection of youth». URL: http://www.bmfsfj.deRedaktion BMFAnlagen.
13. Hershelman M. Protection of children's rights in Germany (legal problems). Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Jurisprudence. № 3. 2018.
14. Chilkina K.V. Concepts and principles of social assistance in Germany. Questions of Russian and international law. № 2. 2011.
15. Youth Policies in Germany. URL: https:// eaceaeceuropa.eu/nationalpolicies/germany.
16. Legifrance.gouv.france. Le servise rublis de la diffusion du droit. URL: http://www. legifrance.gouv.fr.