УДК 329.78 (100) ББК 66.7
Лубский Анатолий Владимирович Lubsky Anatoly Vladimirovich
профессор кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета доктор философских наук, профессор.
Professor of the Department of Theoretical Sociology and Methodology of Regional Researches of Institute of Sociology and Regional Studies of Southern Federal University, Doctor of Philosophy, Professor. Тел.: 8 (928) 166-27-33.
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА И ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В ГЕРМАНИИ*
Youth policy and civil participation of young people in Germany
В статье рассматриваются нормативная правовая база молодежной политики, ее основные субъекты, цели, задачи, направления и особенности в современной Германии в условиях падения гражданской активности молодежи. Раскрывается влияние молодежной политики на повышение гражданской активности и расширение гражданского участия молодежи в различных сферах общественно-политической жизни, в том числе и в рамках молодежной работы и гражданского образования.
Ключевые слова: молодежная политика, гражданское общество, гражданская активность, гражданская ответственность, гражданское участие, волонтерство, молодежная работа, гражданское образование.
In the article the normative legal base of youth policy, its main subjects, goals, objectives, directions and features in modern Germany in the conditions of a fall of civil activity of youth are analyzed. The influence of youth policy on increasing civil activity and expanding civil participation of youth in various spheres of public and political life including in the framework of youth work and civic education is revealed.
Keywords: youth policy, civil society, civil activity, civil responsibility, civil participation, volunteering, youth work, civic education.
В развитых европейских странах молодежь долгое время рассматривалась исключительно в качестве ресурса будущего общественного развития. Однако в эпоху глобализации молодежь, изменив свой социальный статус и превратившись в активного агента социальных отношений, оказалась на переднем крае социальных изменений в обществе. Поэтому молодежь в настоящее время воспринимается не только как социальный ресурс будущего развития обществ, но и как особая социальная группа, которая уже сегодня может внести существенный вклад в социальные преобразования. Этот вклад во многом зависит от социальной активности молодых людей, поэтому в развитых европейских странах особое значение придается молодежной политике, направленной, с одной стороны, на социальную поддержку молодых лю-
дей, а с другой - на создание необходимых условий для развития социального капитала молодежи и повышения уровня ее социальной активности. При этом следует различать два типа социальной активности молодежи: первый связан с ее непосредственным участием в социальных преобразованиях, а второй - с гражданским участием, под которым подразумеваются социальные практики, имеющие добровольный, морально мотивированный и публичный характер. Целью гражданского участия молодежи является содействие общему благу, повышению качества жизни общества и решению социально значимых проблем.
Различные аспекты молодежной политики в Германии уже были предметом научных исследований, прежде всего, такие вопросы, как особенности молодежной политики в Герма-
* Статья подготовлена в рамках реализации гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-011-33055 «Гражданственность в молодежной среде в локальных сообществах в России и в странах с развитой культурой гражданского участия (Франция и ФРГ): особенности и возможности имплементации зарубежного опыта в российских условиях».
нии в контексте развития молодежной политики в Европейском Союзе [1], нормативная база, проблемы институционализации, принципы, направления и механизмы ее реализации, в том числе и в сравнении с другими странами [2, с. 58-71]. В центре внимания исследователей находятся также вопросы, связанные с участием молодежи в общественной и политической жизни Германии [8; 13]. При этом исследователи обращают внимание на то, что в последнее время в обществе наблюдается сокращение социальной и гражданской активность молодежи [15, s. 89-100]. В связи с этим особое значение они придают расширению участия молодых людей в волонтерских практиках [12], а также молодежной работе и гражданскому образованию, направленных на активизацию социальных и гражданских практик молодежи [11, р. 71-80]. Вместе с тем в научной литературе еще не рассматривались вопросы, связанные с влиянием молодежной политики на гражданское участие молодежи в общественно-политической жизни Германии.
Методологические трудности, относящиеся к изучению этих вопросов, обусловлены тем, что в научной литературе существуют различные представления о молодежной политике и гражданском участии молодежи, обусловленные парадигмальными предпочтениями исследователей. Так, в рамках одних из этих предпочтений молодежная политика рассматривается как механизм управляемой социализации молодежи, целью которой является ее интеграция в социальную структуру общества. В рамках других - молодежная политика -это механизм социального развития молодежи в условиях социальных рисков и создания позитивной среды для молодого поколения. В рамках третьих парадигмальных предпочтений молодежная политика - это деятельность государства по созданию для молодежи благоприятных социальных условий для ее социального включения, порождающая, с одной стороны, государственную лояльность молодого поколения, а с другой - его социальную и гражданскую активность. В целом под молодежной политикой можно понимать деятельность органов государственной власти и негосударственных организаций, направленную, во-первых, на решение проблем молодежи, связанных с транзитом молодого поколения во взрослую жизнь, во-вторых, на создание условий для самореализации молодежи и ее интеграцию в современное общество. С учетом
субъектов молодежной политики можно выделить три ее типа: 1) государственная молодежная политика; 2) общественная молодежная политика; 3) молодежная политика, основанная на партнерстве государственных и общественных организаций.
В научной литературе гражданское участие молодежи также трактуется достаточно широко, включая ее деятельность в общественных организациях, волонтерских движениях, участие в местном самоуправлении, избирательном процессе, а также различных политических акциях, в том числе протестного характера. В связи с этим в научной литературе выделяют неполитические и политические типы гражданского участия, различая при этом индивидуальное («добровольцы») гражданское участие и коллективное (местное самоуправление, общественные организации и ассоциации, гражданские инициативы, институциональные практики прямой и представительной демократии) [6, р. 283-300].
Молодежная политика в Германии проводится с учетом, с одной стороны, рекомендаций, принятых в рамках Европейского Союза, с другой - национальных особенностей сложившегося в стране гражданского общества и национально-гражданской идентичности. В рамках Европейского Союза приоритетными направлениями молодежной политики, кроме образования, профессиональной подготовки и переподготовки, освоения информационных технологий, социальной занятости и мобильности, сближения молодежи различных стран на базе межкультурного диалога, являются также защита прав человека, рост гражданской активности и добровольческая деятельность (волонтерство). При этом подчеркивается, что в процессе реализации молодежной политики молодые люди должны, во-первых, приобрести социальный опыт и социальную уверенность, во-вторых, увидеть, что их гражданская активность в общественной жизни своих стран приносит результаты [3, р. 5].
Молодежная политика в Германии обусловлена также национальными особенностями сложившегося в стране гражданского общества, характеризующегося, с одной стороны, политической активностью граждан, связанной с участием в процессах политического волеизъявления, принятия политических решений и гражданского контроля, с другой стороны, гражданской активностью, связанной с коллективным участием граждан, объединенных в
различные социальные корпорации, в решении общезначимых социальных проблем при партнерском содействии государства. Кроме того, молодежная политика в Германии обусловлена особенностями доминирующей в обществе национально-гражданской идентичности, основой которой является гражданское демократическое самосознание, предполагающее отождествление индивида с гражданским сообществом и включающее его представления и чувства общности с гражданами страны, солидарности с ними, ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих.
Главным субъектом молодежной политики является Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи в Германии (BMFSFJ), отвечая, прежде всего, за разработку молодежной политики и ее реализацию на федеральном уровне [14, р. 7]. Большую роль в осуществлении молодежной политики на местном уровне в Германии играют негосударственные объединения: молодежные организации, благотворительные учреждения, церковь, общественные организации, юридические объединения и группы самопомощи. Эти объединения, действующие в рамках партнерского сотрудничества с государством, с одной стороны, являются связующим звеном между молодежью и органами государственной и муниципальной власти, с другой -выступают проводниками основных идей государственной молодежной политики.
В последнее время в условиях нарастания кризисных явлений в германском обществе, обусловленных нарастанием миграционных потоков и недоверием граждан, в том числе и молодых, к миграционной политике правительства, государство стремится взять под контроль молодое поколение, не давая ему уйти к оппозиционным силам, часто радикальной направленности. В связи с этим в Германии в области молодежной политики усиливается роль государства, и в то же время сокращается его сотрудничество с негосударственными объединениями, которое все больше берет на себя функции, ранее выполняемые неправительственными организациями.
Практическая реализация молодежной политики в Германии регулируется различными нормативными правовыми актами, среди которых базовым является Закон «О помощи детям и молодежи», принятый в 1991 году [14, р. 8]. В настоящее время в Германии доминирует социально-государственная модель молодежной
политики, в которой государство не только разрабатывает ее принципы, но и курирует все направления молодежной политики, беря на себя обязательства, связанные с решением различных социальных проблем молодежи путем реализации молодежных программ на основе государственного финансирования, прежде всего, за счет региональных бюджетов. В связи с этим такую модель молодежной политики иногда называют патерналистской. Однако, выполняя патерналистские функции, молодежная политика в Германии характеризуется широким вовлечением в нее самой молодежи, объединенной в различные организации, деятельность которых финансируется за счет государственных средств, но стремящиеся проводить свою работу самостоятельно, без государственного влияния. Все это свидетельствует о постепенном переходе в молодежной политике в Германии от патернализма к созданию условий для самоорганизации молодежи, формируя гражданские механизмы защиты социальных интересов, гражданских прав и свобод молодых людей, способствуя усилению их гражданской активности и поощряя различные формы гражданского участия молодежи в жизни общества.
В связи с этим молодежная политика в современной Германии базируется на представлении о молодежи не как социальном ресурсе, а как социальной проблеме и необходимости расширения ее участия в общественно-политической жизни. Поэтому основными направлениями молодежной политики в Германии являются: 1) разрешение молодежных проблем; 2) профилактика социальных проблем молодого поколения; 3) интеграция молодежи в общественную жизнь; 4) поддержка различных форм участия молодежи в общественной жизни; 5) привлечение молодежи к делам государства и местного самоуправления, вовлечение молодежи в процессы принятия решений; 6) развитие принципов демократии и толерантности в молодежной среде; 7) воспитание молодого поколения в интересах государства на основе сложившейся культуры [14].
В рамках молодежной политики в Германии большое внимание уделяется развитию различных форм гражданского участия молодых в жизни общества. При этом под гражданским участием подразумеваются все, допускаемые нормативными правовыми актами, социальные практики граждан, имеющие добровольный, морально мотивированный и публичный характер. Целью гражданского участия является со-
действие общему благу, повышению качества жизни общества и решению социально значимых проблем. Выделяют различные виды гражданского участия как неполитического, так и политического характера, включающие, с одной стороны, гражданско-общественные, гра-жданско-инициативные и добровольческие социальные практики, а с другой - институциональные практики непосредственной и представительной демократии [6, р. 283-300].
В связи с сокращением гражданской активности молодежи в Германии большое внимание в рамках молодежной политики стали уделять созданию государством благоприятной институциональной среды и инфраструктуры для участия молодежи в деятельности различных общественных и политических организаций, для ее привлечения к делам государства и местного самоуправления, вовлечения в процессы принятия решений. При этом в последнее время особое значение придается развитию так называемого молодежного контроля, который позволяет, с одной стороны, оценивать влияние национального законодательства на жизнь молодых людей, с другой - осуществлять проверку того, как молодые люди вовлечены в разработку и реализацию общественно-политических проектов [14]. Молодежный контроль расширяет возможности наиболее активной части молодежи для гражданской самореализации в политической сфере, позволяя ей учиться нести гражданскую ответственность за свою деятельность, направленную на решение социально значимых проблем в обществе, а также стимулировать гражданскую активности другой части молодежи.
Особое значение в молодежной политике Германии отводится развитию волонтерства, которое рассматривается как одна из сфер деятельности молодых людей, стремящихся проявить свою приверженность гражданским ценностям, и как их гражданская обязанность, формирующая гражданскую ответственность. В 2016 году BMFSFG была принята стратегия гражданского участия, важным компонентом которой является развитие молодежной волонтерской деятельности как гражданской ответственности без материального вознаграждения. BMFSFG, известное как «министерство гражданских обязанностей», ответственно, прежде всего, за создание инфраструктуры, направленной на поддержку и развитие молодежного волонтерства, и финансирова-
ние различных национальных и интернациональных молодежных добровольческих служб. В этом плане большое значение для развития и поощрения молодежной волонтерской деятельности имеет финансирование государством образовательных программ, направленных на личностное и профессиональное развитие волонтеров. Освоение такого рода образовательных программ является обязательным, а время, затрачиваемое на обучение, засчитывается как рабочее в направляющих их волонтерских организациях. Такого рода образовательные программы реализуются, как правило, некоммерческими организациями как структурами гражданского общества [14].
В Германии существует множество волонтерских программ, в реализации которых непосредственное участие принимает молодежь в таких областях, как общественное благосостояние, сохранение окружающей среды и охрана природы, поддержка беженцев, гериатрическая помощь, сохранение памятников культуры, спорт и т. п. Некоторые из волонтерских программ подпадают под действие закона, например, «Добровольный социальный год» и «Добровольный экологический год». Эти программы не только стимулируют социальную активность молодежи, но и формируют у молодых людей гражданственность, связанную с участием в решении общественно значимых проблем. Кроме того, участвуя в реализации такого рода программ, или волонтерских практиках, молодые люди приобретают практический опыт, влияющий на их дальнейший профессиональный выбор [12].
В рамках молодежной политики в плане формирования гражданственности в Германии особое значение придается молодежной работе, которая, как отражено в Законе «О помощи детям и молодежи», должна основываться на интересах молодежи, способствовать ее развитию, расширять возможности, поощрять социальную ответственность и социальную активность молодого поколения [9, р. 83]. Хотя в молодежной работе в Германии акцент делается на ее социальной составляющей, направленной на оказание помощи молодым людям в решении их социальных проблем и их личностное развитие, однако эта деятельность способствует приобщению молодых людей к демократическим и солидаристским ценностям, усилению их гражданственной мотивации и гражданской ответственности. В этом плане молодеж-
ная работа в Германии, способствуя индивидуальной самореализации, укрепляет волю молодых людей и развивает способности к участию в государственной и общественной жизни.
Ответственность за создание необходимой инфраструктуры для развития молодежной работы и ее координацию в Германии несет государство. Непосредственно работой с молодежью занимаются в основном общественные и религиозные организации, деятельность которых осуществляется оплачиваемым персоналом и волонтерами. Приоритетами молодежной работы, ориентированной в Германии на всех молодых людей, является внешкольное образование, в том числе и гражданское [11, р. 71-80]. В настоящее время гражданскому образованию молодежи в Германии уделяется особое внимание в связи с падением ее гражданской активности, обусловленным, как отмечают исследователи, просчетами гражданского воспитания молодых людей [15, s. 89-100].
Гражданское образование в большинстве европейских стран, в том числе и в Германии, рассматривается в контексте продвижения и развития демократии и прав человека и формирования демократической гражданственности. В связи с этим в настоящее время речь идет не столько о гражданском образовании, направленном на формирование у молодежи представлений о гражданском обществе и демократии, сколько об образовании в сфере гражданственности, под которым подразумевается формирование у молодых людей гражданских качеств, необходимых для их эффективного и демократического участия в общественной жизни. Поэтому в контексте формирования демократической гражданственности особое значение в образовании придается проведению различного рода дискуссий, тренингов, организации практической деятельности, вводящих обучающихся в реальный жизненный контекст и позволяющихся формировать у них гражданскую активность и гражданскую ответственность в демократическом обществе [5].
Литература
1. Грачев Е. Н. Молодежная политика в европейском союзе: национальный и наднациональный уровни: дис. .. .канд. полит. наук. М., 2019.
2. Лупачева Н. С. Государственная молодежная политика в Европе и России: нормативный аспект // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 1.
Таким образом, под гражданским участием молодежи в Германии подразумеваются такие ее социальные практики, имеющие морально мотивированный, добровольный и публичный характер, которые, содействуя общему благу, оказывают влияние на решение общезначимых проблем в жизни общества. Большое влияние на развитие различных форм гражданского участия молодежи в Германии оказывает государственная молодежная политика, создающая благоприятные институциональные, инфраструктурные и финансовые возможности для гражданского участия молодых людей в жизни общества.
В связи с этим в молодежной среде получили распространение самые различные виды гражданского участия как политического, так и неполитического характера, включающие, с одной стороны, институциональные практики непосредственной и представительной демократии, с другой - гражданско-общественные, граждан-ско-инициативные и добровольческие социальные практики. Усиливается также тенденция к участию молодых людей в деятельности государственных и муниципальных учреждений и включению их в процесс принятия решений, связанных с молодежной работой и защитой прав молодежи. Однако такого рода участие молодежи в Германии, как отмечают эксперты, носит эпизодический характер, что обусловлено усилением политической апатии молодых людей и слабым развитием различных форм самоуправления в образовательных учреждениях. В результате в условиях отсутствия «сильной культуры гражданского участия в принятии решений посредством прямой демократии» есть запланированные возможности участия «сверху», но «нет активного движения для участия в инициативах "снизу вверх"». В связи с этим эксперты считают необходимым разработку в Германии специальных нормативных правовых актов, законодательно закрепляющих право молодежи на участие в демократической жизни местных сообществ [7].
Bibliography
1. Grachev E. N. Youth policy in the European Union: national and supranational levels: dis. ... of PhD in Politics. Moscow, 2019.
2. Lupacheva N. S. State youth policy in Europe and Russia: normative aspect // Bulletin of the Moscow Region state University. 2019. № 1.
3. A new impetus for European Youth - white paper. COM (2001) 681 final, 21 November 2001. URL: http://aei.pitt.edu/1186/.
4. Country sheet on youth policy in Germany / by K. Wondratschek. 2014. URL: http://www. youthpolicy.org/wp-content/uploads/library/Germa-ny_ 2014_Youth_Policy_Briefing.pdf.
5. Education for democratic citizenship and human rights education. Council of Europe. 2014. URL: https://www.osce. org/ odihr/124869.
6. Ekman J., Amra E. Political participation and civic engagement: towards a new typology // Human Affairs. De Gruyter. 2012. Vol. 22. Issue 3.
7. Finnish Ministry of education and the German Federal Ministry for Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth (BMFSFJ). URL: https://www.nuorisotutkimusseura.fi/images/) ul-kaisuj a/youth_participation_in_ finland_and_in_ germany.pdf.
8. Kinder- und Jugendbeteiligung in Deutschland. Entwicklungsstand und Handlungsan-sдtze. Gütersloh, 2007.
9. Kinder- und Jugendhilfe: Achtes Buch Sozialgesetzbuch. URL: https://www.bmfsfj.de/ blob/94106/00a03f47fcbe076829/kinder.pdf.
10. Quinn W. Trends in youth development topics: an integrative review of positive youth development research published in selected journals between 2001-2010 // Journal of Youth Development. 2011. Vol. 6. № 3.
11. Thimmel A. Youth work and youth social work in Germany // Thinking seriously about youth work. And how to prepare people to do it / ed. H. Schild, N. Connolly, F. Labadie, J. Vanhee, H. Williamson // Youth Knowledge. 2017. № 20.
12. Volunteering in Germany: Freiwilliges Soziales Jahr. URL: https://www.deutschland.de/ en/topic/business/volunteering-in-germany-frei-williges-soziales-jahr.
13. Youth participation in Finland and in Germany - status analysis and data based recommendations is funded by the Finnish Ministry of Education and the German Federal Ministry for Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth (BMFSFJ). URL: https://www.nuorisotutkimusse uyouth_ participation_in_finland_and_in_germany.pdf.
14. Youth Policies in Germany. 2017 // Youth Wiki. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/sites/youthwiki/files/germany.pdf.
15. Zimmer A. Empirische Befunde zum bürgerschaftlichen Engagement in Deutschland // Bürgerschaftliches Engagement und Zivilgesellschaft. 2002.
3. A new impetus for European Youth - white paper. COM (2001) 681 final, 21 November 2001. URL: http://aei.pitt.edu/1186/.
4. Country sheet on youth policy in Germany / by K. Wondratschek. 2014. URL: http://www. youthpolicy.org/wp-content/uploads/library/Ger-many_ 2014_Youth_Policy_Brieling.pdf
5. Education for democratic citizenship and human rights education. Council of Europe. 2014. URL: https://www.osce. org/ odihr/124869.
6. Ekman J., Amne E. Political participation and civic engagement: towards a new typology // Human Affairs. De Gruyter. 2012. Vol. 22. Issue 3.
7. Finnish Ministry of education and the German Federal Ministry for Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth (BMFSFJ). URL: https://www.nuorisotutkimusseura.fi/images/jul-kaisuj a/youth_participation_in_ finland_and_in_ germany.pdf.
8. Kinder- und Jugendbeteiligung in Deutschland. Entwicklungsstand und Handlungsan-sgtze. Gütersloh, 2007.
9. Kinder- und Jugendhilfe: Achtes Buch Sozialgesetzbuch. URL: https://www.bmfsfj.de/ blob/94106/00a03f47fcbe076829/kinder.pdf.
10. Quinn W. Trends in youth development topics: an integrative review of positive youth development research published in selected journals between 2001-2010 // Journal of Youth Development. 2011. Vol. 6. № 3.
11. Thimmel A. Youth work and youth social work in Germany // Thinking seriously about youth work. And how to prepare people to do it / ed. H. Schild, N. Connolly, F. Labadie, J. Vanhee, H. Williamson // Youth Knowledge. 2017. № 20.
12. Volunteering in Germany: Freiwilliges Soziales Jahr. URL: https://www.deutschland.de/ en/topic/business/volunteering-in-germany-frei-williges-soziales-jahr.
13. Youth participation in Finland and in Germany - status analysis and data based recommendations is funded by the Finnish Ministry of Education and the German Federal Ministry for Family Affairs, Senior Citizens, Women and Youth (BMF-SFJ). URL: https://www.nuorisotutkimusse uyouth_ participation_in_finland_and_in_germany.pdf.
14. Youth Policies in Germany. 2017 // Youth Wiki. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/sites/youthwiki/files/germany.pdf.
15. Zimmer A. Empirische Befunde zum bürgerschaftlichen Engagement in Deutschland // Bürgerschaftliches Engagement und Zivilgesellschaft. 2002.