Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО'

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
493
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исполнение наказания / уголовное наказание / изоляция от общества / уголовная ответственность / ограничение свободы / обязательные работы / исправительные работы / принудительные работы / execution of punishment / criminal punishment / isolation from society / criminal liability / restriction of freedom / compulsory labor / correctional labor / forced labor

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутаев Мурадали Якубович

В статье отражены особенности назначения наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения теоретических и прикладных проблем применения наказаний, не связанных с лишением свободы и причин их недостаточного применения на сегодняшний день с целью дальнейшей гуманизации процесса, как назначения, так и применения наказаний. Санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают значительными экономическими преимуществами. Их применение дает возможность разгрузить исправительные учреждения, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SENTENCING RELATED TO MANDATORY LABOR ACTIVITY OF THE CONVICTED PERSON

This article reflects the features of sentencing related to mandatory labor activity of a convicted person. The relevance of the research lies in the need to study the theoretical and applied problems of applying non-custodial punishments and the reasons for their insufficient application today in order to further humanize the process of both assigning and applying punishments. Sanctions that do not involve isolation from society have significant economic advantages. Their use makes it possible to unload correctional facilities, reallocate resources, and direct the state’s efforts to work with citizens who need help and support and do not pose a threat to the security of society and the state.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОСУЖДЕННОГО»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10873 БУТАЕВ Мурадали Якубович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в г. Дербенте,

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ОСУЖДЕННОГО

Аннотация. В статье отражены особенности назначения наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного. Актуальность исследования заключается в необходимости изучения теоретических и прикладных проблем применения наказаний, не связанных с лишением свободы и причин их недостаточного применения на сегодняшний день с целью дальнейшей гуманизации процесса, как назначения, так и применения наказаний. Санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают значительными экономическими преимуществами. Их применение дает возможность разгрузить исправительные учреждения, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.

Ключевые слова: исполнение наказания, уголовное наказание, изоляция от общества, уголовная ответственность, ограничение свободы, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы.

BUTAEV Muradali Yakubovich,

candidate of legal Sciences, Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines of the branch of Dagestan State University in Derbent

FEATURES OF SENTENCING RELATED TO MANDATORY LABOR ACTIVITY OF THE CONVICTED PERSON

Annotation. This article reflects the features of sentencing related to mandatory labor activity of a convicted person. The relevance of the research lies in the need to study the theoretical and applied problems of applying non-custodial punishments and the reasons for their insufficient application today in order to further humanize the process of both assigning and applying punishments. Sanctions that do not involve isolation from society have significant economic advantages. Their use makes it possible to unload correctional facilities, reallocate resources, and direct the state's efforts to work with citizens who need help and support and do not pose a threat to the security of society and the state.

Key words: execution of punishment, criminal punishment, isolation from society, criminal liability, restriction of freedom, compulsory labor, correctional labor, forced labor.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] УК РФ и УИК РФ [2; 3] дополнены нормами, которые касаются регулирования нового вида наказания - принудительных работ. В действующей системе уголовных наказаний теперь три вида наказаний - обязательные работы, исправительные работы и принудительные работы - исполнение которых связано с обязательным привлечением к труду, с принудитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

ным (обязательным) выполнением осужденными соответствующих работ.

Обязательные работы - сравнительно новый для России вид наказания, предусмотренный ст. 49 УК РФ и применяемый только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ) [3]. Содержание этого вида наказания определено в ч. 1 ст. 49 УК РФ и заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоу-

правления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями [3]. На основании ч. 2 ст. 49 УК РФ сроки наказания установлены в пределах от 60 до 480 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы [3]. При рассмотрении данного вопроса и далее вопросов о наказаниях, при отбывании которых осужденные обязаны трудиться, следует сразу оговориться, что данный труд не является принудительным или обязательным трудом, запрещенным Конвенцией Международной организации труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.) [1], где в ст. 2 из понятий «принудительного» или «обязательного труда» исключается, в частности, всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.

Время обязательных работ, как отмечалось, не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Закон предусматривает и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК РФ) [3].

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;

б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

Согласно ч. 3 ст. 88 УК РФ обязательные работы, назначаемые несовершеннолетним осужденным, имеют несколько иные пределы: они назначаются на срок от 40 до 160 часов и заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетних работ [3]. Выполняются они также в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность их для осужденных в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, для лиц в возрасте от 15 до 16 лет не может превышать 3 часов в день [7, с.432].

Обязательные работы имеют и другие ограничения в применении. На основании ч. 4 ст. 49 УК РФ обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву [3].

Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями [2]. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

Обязанности администрации организаций, в которых осужденные будут отбывать обязательные работы, сформулированы и закреплены в ст. 28 УИК РФ [2]. На администрацию организаций возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Наказание в виде исправительных работ применяется судом в случаях, когда оно пред-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

усмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ [3]. Так, по состоянию на 31.12.2018 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 53535 осужденных к исправительным работам лиц, что для сравнения вдвое больше осужденных к работам обязательным -21687 [10], а за 2018 год по сводным статистическим сведениям о состоянии судимости в России к ним привлечено 27229 из 348613 осужденных [6].

Исправительные работы - более строгий вид наказания, чем обязательные работы, и назначаются только в качестве основного вида наказания. Согласно ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его [3]. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (реализация одного из пенитенциарных принципов: исполнение наказания по месту жительства осужденного). Исправительные работы назначаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ) [3]. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Исправительные работы не назначаются инвалидам 1-й группы, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК РФ) [3].

В настоящее время исправительные работы могут назначаться и тем, кто имеет постоянное место работы, и тем, у кого оно отсутствует. В этой связи в резолютивной части приговора при назначении исправительных работ должен быть указан вид их отбывания (как и вид места отбывания лишения свободы). Этот вопрос определяет сущностное содержание наказания и поэтому специально предусмотрен в ст. 50 УК РФ [3].

Содержание исправительных работ заключается в обязанности трудоспособного лица трудоустроиться в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание, но в районе места жительства, осужденного и отбывании лицом определенного в приговоре суда срока по месту работы, а также в удержании в доход госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

дарства от пяти до двадцати процентов из заработка, осужденного (ч. 3 ст. 50 УК РФ [3]

Для осужденных, имеющих постоянное место работы, обязанность трудоустроиться, естественно, отсутствует. Они отбывают наказание по месту работы, если суд назначит им именно этот вид исправительных работ.

В период отбывания наказания осужденный ограничивается и в ряде иных прав. Например, в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией и т.д.

Именно в указанных ограничениях и заключается карательное содержание исправительных работ. Осужденные к исправительным работам могут отбывать наказание на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, частной). Исполняются исправительные работы уголовно-исполнительными инспекциями [9, с.11].

Поскольку исправительные работы предполагают обязанность осужденного трудиться, они не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

При назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначены исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ. При назначении наказания в виде исправительных работ по совокупности преступлений сложение процентов удержаний из заработной платы не допускается. При назначении

наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам могут присоединяться лишь сроки исправительных работ. В этих случаях, назначив за последнее преступление наказание в виде исправительных работ с удержанием из заработной платы определенного процента в доход государства, суд полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию не отбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний.

В случае злостного уклонения, осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить не отбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений:

а) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные законом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода, осужденного на работу. В срок наказания не засчитываются время, в течение которого осужденный не работал; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением, или действиями, связанными с ним; время отбывания административного наказания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стра-

жей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в УК РФ включена ст. 53.1, регламентирующая содержание и применение нового вида наказания в виде принудительных работ. Этот вид наказания согласно закону, применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ [4].

Данное положение закона означает, что назначение принудительных работ в обязательном порядке должно быть сопряжено с предварительным назначением наказания в виде лишения свободы, что отражается в приговоре суда. И лишь после того, как суд назначит виновному наказание в виде лишения свободы и придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При этом если суд назначит виновному наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, то принудительные работы не могут быть применены.

Решая вопрос о возможности исправления осужденного без направления его в места лишения свободы, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, обстоятельства совершения преступления, данные о посткриминальном поведении виновного и т.д.

Если перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии необходимости реального отбывания осужденным лишения свободы, то суд в приговоре постановляет о замене этого наказания наказанием в виде лишения свободы. Принудительные работы могут быть назначены только за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Указание закона о совершении тяжкого преступления впервые следует трактовать как ситуацию, когда совершается именно первое преступление. При этом не учитываются преступления, судимости за которые сняты или погашены в установленном законом порядке, либо преступления, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Если же лицо ранее совершало преступления небольшой или средней тяжести, а затем совершило тяжкое преступление, то последнее не будет считаться совершенным впервые и такому лицу не могут быть назначены принудительные работы [5, с. 12].

В соответствии с ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы могут применяться исключи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

тельно как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ. Однако в законе отсутствуют указания на такие случаи. Принудительные работы лишь включены законодателем в санкции статей особенной части УК РФ в качестве альтернативного наказания, наряду с другими наказаниями. К примеру, санкция ч. 1 ст. 167 УК РФ (Умышленные уничтожение или повреждение имущества) предусматривает возможность назначения штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет [3]. Аналогичным образом построены и другие санкции статей особенной части УК РФ, в которые законодатель включил наказание в виде принудительных работ [3]. Поэтому, очевидно, применение рассматриваемого вида наказания возможно тогда, когда оно предусмотрено соответствующей санкцией. Это и есть тот случай, который предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК РФ [3]. Срок принудительных работ составляет от двух месяцев до пяти лет. С содержательной стороны принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Так же, как и при исправительных работах, из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.

В процессе отбывания принудительных работ на осужденного распространяются различного рода прав ограничения, связанные с отбыванием наказания и контролем за поведением осужденного. В то же время законодателем предусмотрены и негативные последствия за несоблюдение осужденным порядка и условий отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Поскольку принудительные работы относятся к наказаниям, сопряженным с обязательным трудом осужденного, отдельным категориям лиц это наказание не назначается. Так, принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим [8, с. 456].

Подводя итог, отметим, что обязательные, исправительные и принудительные работы как самостоятельные виды наказаний по характеру выполняемой работы отвечают международным требованиям в области труда по следующим критериям:

1) устанавливаются федеральным законодательством, в частности, уголовным и уголовно-исполнительным;

2) устанавливаются исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе;

3) выполняемая работа производится в зависимости от вида наказания под контролем уголовно-исполнительной инспекции (обязательные и исправительные работы) и надзором администрации исправительного центра (принудительные работы);

4) осужденные, выполняющие работы на предприятиях, не принадлежащих государству или муниципалитету, не передаются в распоряжение частных лиц, компаний или обществ, а выполняют работы в соответствии с соглашением между местными органами самоуправления и администрацией предприятия или трудовым договором (контрактом);

Список литературы:

[1] Конвенция № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[2] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (посл. ред.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[4] Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[5] Аросланов В.Я. Проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. -Киров: «Киров», 2018. - С. 12.

[6] Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.cdep.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[7] Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник (2-е издание, перераб. и дополненное) / под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: «Проспект», 2018. - С. 432-450.

[8] Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник (под ред. А.И. Чучаева). - М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2019. - С.456-457.

[9] Фарафонов А. Труд исправит // Экономика и жизнь. 2019. № 49. - С. 11.

[10] Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал Федеральной службы исполнения наказаний РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// фсин.рф (дата обращения: 10.07.2020).

Spisok literatury:

[1] Konvenciya № 29 Mezhdunarodnoj organ-izacii truda «Otnositel'no prinuditel'nogo ili obyaza-tel'nogo truda» (prinyata v g. Zheneve 28.06.1930 na 14-oj sessii General'noj konferencii MOT) [Elektron-nyj resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema Kon-sul'tant Plyus [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[2] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 31.07.2020) (posl. red.) [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[3] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 31.07.2020) [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[4] Federal'nyj zakon ot 07.12.2011 № 420-FZ (red. ot 03.07.2016) «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. - Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov. ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[5] Aroslanov V.Ya. Problemy ispolneniya naka-zanij, ne svyazannyh s lisheniem svobody. - Kirov: «Kirov», 2018. - S. 12.

[6] Otchet o chisle privlechennyh k ugolovnoj otvetstvennosti i vidah ugolovnogo nakazaniya za 2019 g. [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa: http://www. cdep.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[7] Ugolovnoe pravo Rossii. Chasti Obshchaya i Osobennaya: Uchebnik (2-e izdanie, pererab. i dopolnennoe) / pod red. A.V. Brilliantova. - M.: «Prospekt», 2018. - S. 432-450.

[8] Ugolovnoe pravo Rossijskoj Federacii. Obshchaya i Osobennaya chasti: Uchebnik (pod red. A.I. Chuchaeva). - M.: «KONTRAKT», «INFRA-M», 2019. - S. 456-457.

[9] Farafonov A. Trud ispravit // Ekonomika i zhizn'. 2019. № 49. - S. 11.

[10] Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolnitel'nyh inspekciyah [Elektronnyj resurs] //Oficial'nyj internet-portal Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij RF [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa http://fsin.rf (data obrashcheniya: 10.07.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.