Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
исполнение наказания / уголовное наказание / изоляция от общества / уголовная ответственность / ограничение свободы / обязательные работы / пробация. / execution of punishment / criminal punishment / isolation from society / criminal liability / restriction of freedom / compulsory labor / probation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутаев Мурадали Якубович

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В поисках оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации учеными высказывались предложения по дополнению системы уголовных наказаний отработанными в некоторых зарубежных странах и показавших свою эффективность наказаниями в виде домашнего ареста (аналог ограничения свободы), залога, по возврату таких наказаний, как увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, и др. Думается, что подобные изменения сыграют положительную роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE EXECUTION OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO ISOLATION OF CONSUMED FROM SOCIETY (RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE)

This article discusses the problems of improving the efficiency of execution of sentences that are not related to the isolation of convicts from society. In search of optimal ways out of the current situation, scientists have made proposals to Supplement the system of criminal punishments that have been worked out in some foreign countries and have shown their effectiveness with punishments in the form of house arrest (similar to restriction of freedom), bail, and the return of such punishments as dismissal from office, assignment of the duty to make amends, etc. I think that such changes will play a positive role.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10866 БУТАЕВ Мурадали Якубович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в г. Дербенте

e-mail: muradali.butaev.sk@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. В поисках оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации учеными высказывались предложения по дополнению системы уголовных наказаний отработанными в некоторых зарубежных странах и показавших свою эффективность наказаниями в виде домашнего ареста (аналог ограничения свободы), залога, по возврату таких наказаний, как увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, и др. Думается, что подобные изменения сыграют положительную роль.

Ключевые слова: исполнение наказания, уголовное наказание, изоляция от общества, уголовная ответственность, ограничение свободы, обязательные работы, проба-ция.

BUTAEV Muradali Yakubovich,

candidate of legal Sciences, Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines of the branch of Dagestan State University in Derbent

PROBLEMS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE EXECUTION OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO ISOLATION OF CONSUMED FROM SOCIETY (RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE)

Annotation. This article discusses the problems of improving the efficiency of execution of sentences that are not related to the isolation of convicts from society. In search of optimal ways out of the current situation, scientists have made proposals to Supplement the system of criminal punishments that have been worked out in some foreign countries and have shown their effectiveness with punishments in the form of house arrest (similar to restriction of freedom), bail, and the return of such punishments as dismissal from office, assignment of the duty to make amends, etc. I think that such changes will play a positive role.

Key words: execution of punishment, criminal punishment, isolation from society, criminal liability, restriction of freedom, compulsory labor, probation.

Изменение уголовно-правовой политики государства, которое сегодня инициируется и реализуется в России, ни в коем случае не направлено на либерализацию системы исполнения уголовного наказания. При эффективной реализации принципа неотвратимости наказания необходимо учитывать обеспечение возвращения гражданина, привлеченного к уголовной ответственности, способного подчиниться законодательству и обеспечить свое законное существование, к нормальной жизни в обществе [4]. Создание законодательных и практических условий, позволяющих сократить число лиц, находящихся в местах изоляции от общества, в

настоящее время является для ФСИН России наиболее важной задачей реализации концептуальных решений реформирования системы.

Президентом Российской Федерации перед уголовно-исполнительной системой поставлены масштабные задачи, направленные на совершенствование существующей уголовно-судебной политики, реформирование системы исполнения наказаний, что требует консолидации усилий всех ветвей власти, как на общероссийском, так и региональном уровнях. Так, 10 января 2010 г. введен в действие новый альтернативный вид наказания в виде ограничения свободы. Количество приговоренных к ограничению свободы в России продол-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

жает постоянно расти. За первый квартал 2011 г. количество осужденных, состоящих на учете в УИИ, увеличилось на 1843 осужденных и составило 9239 человек (2% от общего количества состоящих на учете УИИ) [7, с. 20].

В мае 2010 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части назначения наказания в виде обязательных работ. Указанным Законом в санкции более 40 статей Уголовного кодекса Российской Федерации включено наказание в виде обязательных работ, что в отдельных случаях позволяет избежать применения лишения свободы к лицам, которым по каким-либо причинам не могут быть назначены обязательные работы.

Сравнительное исследование эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, позволяет констатировать следующее. Наименее эффективно условное осуждение, к которому приговариваются более 80% всех осужденных, к наказаниям без изоляции от общества. По итогам первого квартала 2019 г. на учете УИИ России состояло 483285 человек, из них 86% осужденных условно; данной категорией осужденных совершено 4635 преступлений, уровень рецидива на 1000 осужденных составил 9,1%. Более эффективным видится исполнение наказания в виде обязательных работ - уровень рецидива среди осужденных на 1000 составляет по России 3,6% [9].

Для урегулирования работы по организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в регионах проводится планомерная, но зачастую недостаточная для достижения основных целей уголовного наказания работа. Практика исполнения наказания в виде обязательных работ в России показывает, что в организациях (большинство из них — это общества с ограниченной ответственностью) осужденным, как правило, отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на отсутствие вакансий. Это можно объяснить недостатками в механизме контроля исполнения наказания со стороны организации, в которую направляется осужденный. Кроме того, зачастую не соблюдается срок привлечения осужденных к обязательным работам, не везде ведется суммарный учет отработанного осужденными времени, нарушается порядок исчисления срока обязательных работ, что выражается в нарушении установленного законодательством количества часов. Ответственность сотрудников организаций за ненадлежащее исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ на законодательном уровне не урегулирована. Эти обстоятельства и обусловливают достаточно редкое назначение судами этого вида наказания.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Уголовно-исполнительная политика России за последнее время приобрела ряд особенностей, одна из которых заключается в поиске и правовом закреплении системы наказаний и мер без изоляции от общества. Одним из таких элементов системы мер, не связанных с лишением свободы, является пробация, ее разновидности и вариации, широко применяемая не только в США, но и в практике многих государств. Специалисты говорят о ее высокой эффективности [6, с. 29].

Важность решения этих задач позволила выступить с предложением о создании в Российской Федерации системы пробации и подведомственной Минюсту России специализированной федеральной службы пробации на основе действующей системы уголовно-исполнительных инспекций с одновременной оптимизацией и централизацией функций органов государственной власти, относящихся к этой сфере.

Кроме обеспечения исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества (обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, условных наказаний и др.), на создаваемую службу должны быть возложены обеспечение контроля за поведением лиц, страдающих наркозависимостью, которым предоставлена отсрочка исполнения наказания, содействие в социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и некоторые другие.

«Пробация» (от лат. probatio - испытание) -юридический термин, который используется в международной практике для определения вида наказания (или меры уголовно-правового характера), совокупность всех видов альтернативных наказаний и мер [10, с. 235].

Это служба, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, преступившими закон, осужденными, но не лишенными свободы или освобожденными из-под стражи. По мере развития в различных странах служба про-бации стала брать на себя функции социально-реабилитационной деятельности в отношении более широкого круга граждан, которые преступили закон и нуждаются в такой деятельности.

Чаще всего термин «пробация» употребляется в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы, наказаний, которые осужденные отбывают в обществе. Пробация рассматривается как уголовный надзор (уголовная опека). Интерес к службе пробации возникает в связи с ее функцией исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, например, такого их вида, как общественно полезные работы (в российском законодательстве соответствует обязательным работам), а также условного наказания.

Впервые общественно полезные работы были введены в Швейцарии в 1971 г., изначально это наказание назначалось только несовершеннолетним правонарушителям в возрасте от 7 до 18 лет. Позже общественно полезные работы стали назначаться несовершеннолетним в качестве основного наказания, а в ряде швейцарских кантонов - и взрослым, но в качестве дополнительного наказания. Среди Скандинавских стран первыми общественно полезные работы как вид уголовного наказания ввели Дания (в 1982 г.) и Норвегия (в 1984 г.). С 1990 г. данный вид наказания стали применять в Финляндии, а с 1991 г. - в Швеции [3, с. 27].

Практически во всех европейских странах, а также в Канаде и США в структуре службы проба-ции обязательно имеется специализация по осуществлению уголовного надзора за несовершеннолетними.

В Дании, Финляндии и Швеции общественно полезные работы вводились постепенно: сначала в качестве эксперимента в ряде областей, а потом уже на территории всей страны. Необходимо отметить, что в Швеции данный вид наказания в течение первых восьми экспериментальных лет назначался только правонарушителям в возрасте до 21 года.

Опыт деятельности служб пробации Скандинавских стран, в которых применение альтернативных санкций в отношении несовершеннолетних достаточно широко распространено, например, Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, полезен для России и тем, что в этих странах фиксируется сравнительно невысокий уровень преступности. При этом эти страны уделяют особое внимание проблеме преступности несовершеннолетних и социальной защите детства. Введение наказаний, альтернативных лишению свободы, в систему уголовных наказаний обусловлено тем, что лишение свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление несовершеннолетних осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений по следующим причинам.

Во-первых, потому, что отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, ее возвращению в общество: человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые навыки, перенимает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует ресоциализации личности.

Во-вторых, отбывание наказания без изоляции от общества под контролем квалифицированного персонала (под уголовной опекой, проба-цией) позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий

изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального поведения сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.

В-третьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительными экономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить исправительные учреждения, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.

Одна из важнейших составляющих работы службы пробации - это сотрудничество не только с государственными учреждениями и органами местного самоуправления, но и с частными лицами, общественностью, а именно с добровольцами для оказания содействия в социальной адаптации поднадзорных. В сотрудничестве с общественностью работник службы пробации следует принципам, действующим в системе уголовного надзора [8, с. 52].

Создание службы пробации в нашей стране, обеспечивающей социальную адаптацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [1]. Также вопросы создания условий для подготовки освобождающихся из мест лишения свободы к дальнейшей пост пенитенциарной адаптации через службу пробации нашли свое отражение в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [2].

Поскольку одним из важнейших звеньев правосудия в отношении несовершеннолетних, непосредственно реализующих его цели, является система исполнения наказаний, по нашему мнению, необходимо существенное изменение уголовно-исполнительного законодательства, которое видится в создании службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций, цель и задачи деятельности которых в значительной степени совпадают с основами функционирования службы пробации, путем расширения функций сотрудников. Отдельным направлением в работе службы пробации должна являться работа с несовершеннолетними правонарушителями в соответствии с принципами ювенальной юстиции. Опыт

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

зарубежных стран свидетельствует о том, что продуманная служба пробации снижает рецидивную преступность, уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, предупреждает криминализацию личности и в конечном итоге способствует снижению преступности в обществе [5, с. 5].

Список литературы:

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

- Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[2] Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 23.09.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2020).

[3] Воронова Е.Л. Создание службы пробации в России// Вопросы ювенальной юстиции. 2019. № 3. - С. 27.

[4] Выступление директора ФСИН России, генерал-полковника внутренней службы А. А. Рей-мера на коллегии 25 февраля 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

- Режим доступа: http://www.fsin.su/news (дата обращения: 10.08.2020).

[5] Давыденко В.М. Перспективы создания в Российской Федерации службы пробации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 4. - С. 2-5.

[6] Калужина М.А. Особенности функционирования службы пробации в США // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 3. - С. 29-32.

[7] Николаев С.М. Повышение эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Российская юстиция. 2019. № 10. - С. 20-22.

[8] Обзор законодательства Скандинавских и Балтийских стран по службе пробации (уголовному надзору). Серия «Права человека» / Составитель - Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». - СПб.: «ПИТЕР», 2019. - С. 52.

[9] Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Судебного департамента при Верховном Суде РФ. - Режим доступа: http://www. cdep.ru (дата обращения: 10.08.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

[10] Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. и с предисл. И.Д. Козочкина. - М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2018. - С. 235238.

Spisok literatury:

[1] Koncepciya dolgosrochnogo social'no-eko-nomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda, utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r [Elektronnyj resurs] // Sprav-ochnaya pravovaya sistema Konsul'tant Plyus. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[2] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 № 1772-r «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» (red. ot 23.09.2015) [Elektronnyj resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema Konsul'tant Plyus. - Rezhim dostupa: http://www.consult-ant.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[3] Voronova E.L. Sozdanie sluzhby probacii v Rossii// Voprosy yuvenal'noj yusticii. 2019. № 3. - S. 27.

[4] Vystuplenie direktora FSIN Rossii, gener-al-polkovnika vnutrennej sluzhby A. A. Rejmera na kollegii 25 fevralya 2017 g. [Elektronnyj resurs] // Ofi-cial'nyj internet-portal Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij RF. - Rezhim dostupa: http://www.fsin.su/ news (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[5] Davydenko V.M. Perspektivy sozdaniya v Rossijskoj Federacii sluzhby probacii // Ugolovno-is-polnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie.

2019. № 4. - S. 2-5.

[6] Kaluzhina M.A. Osobennosti funkcion-irovaniya sluzhby probacii v SSHA // Ugolovno-ispol-nitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie.

2020. № 3. - S. 29-32.

[7] Nikolaev S.M. Povyshenie effektivnosti ispolneniya nakazanij, ne svyazannyh s izolyaciej osuzhdennyh ot obshchestva // Rossijskaya yus-ticiya. 2019. № 10. - S. 20-22.

[8] Obzor zakonodatel'stva Skandinavskih i Baltijskih stran po sluzhbe probacii (ugolovnomu nad-zoru). Seriya «Prava cheloveka» / Sostavitel' -Sankt-Peterburgskaya obshchestvennaya pravo-zashchitnaya organizaciya «Grazhdanskij kontrol'». - SPb.: «PITER», 2019. - S. 52.

[9] Otchet o chisle privlechennyh k ugolovnoj otvetstvennosti i vidah ugolovnogo nakazaniya za 2019 g. [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj internet-portal Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude RF. - Rezhim dostupa: http://www.cdep.ru (data obrashcheniya: 10.08.2020).

[10] Ugolovnoe pravo zarubezhnyh gosudarstv. Obshchaya chast' / Pod red. i s predisl. I.D. Kozoch-kina. - M.: Institut mezhdunarodnogo prava i ekono-miki im. A.S. Griboedova, 2018. - S. 235-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.