Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы'

Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
523
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / CRIMINAL EXECUTIVE INSPECTION / НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА / PUNISHMENT WITHOUT ISOLATION OF THE CONVICT FROM SOCIETY / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / ORGANIZATION OF THE ACTIVITIES OF PENITENTIARY INSPECTIONS / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ / LEGAL BASIS OF THE FUNCTIONING OF PENAL INSPECTIONS / PRIORITIES PENAL INSPECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Заводчиков Максим Николаевич

В статье рассматривается современное состояние функционирования уголовно-исполнительных инспекций в условиях существенного изменения федерального законодательства. Проводится анализ реализации уголовно-исполнительными инспекциями приоритетных направлений деятельности службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Процессы реформирования, происходящие в России, определили существенные перемены в государственной политике, в том числе в области организации исполнения уголовных наказаний. Расширение сферы применения к осужденным наказаний, альтернативных лишению свободы, за преступления, не представляющие большой общественной опасности, неизбежно требует научной проработки вопросов, связанных с деятельностью учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества. Несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введением альтернативных лишению свободы наказаний, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций имеется ряд проблем, прежде всего организационно-правового характера. В связи с этим разработка организационно-правовых аспектов управления уголовно-исполнительными инспекциями приобретает важное значение для теории организации правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal support functioning penal inspections during the reform of the penal system

The article discusses the current state of the functioning of the criminal-Executive inspections in the face of substantial changes in the Federal legislation. An analysis of the implementation of the criminal Executive inspection of priority directions of activity of the service of execution of punishments not connected with isolation of convicted persons from society. The reform processes taking place in Russia, have identified significant changes in government policies, including in the field of execution of criminal sanctions. The extension of the scope of application to those convicted of punishments alternative to imprisonment for crimes, not representing big public danger, inevitably requires scientific study of issues connected with the activities of the institutions executing punishment without isolation of prisoners from society. Despite the positive aspects related to the humanization of criminal policy, the introduction of non-custodial punishments in the activity of criminal-Executive inspection there are a number of problems, primarily of organizational and legal nature. In this regard, the development of organizational and legal aspects of the management of the criminal Executive inspection becomes important for the theory of law enforcement.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.847

И. Н. Смирнова, М. Н. Заводчиков

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматривается современное состояние функционирования уголовно-исполнительных инспекций в условиях существенного изменения федерального законодательства. Проводится анализ реализации уголовно-исполнительными инспекциями приоритетных направлений деятельности службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Процессы реформирования, происходящие в России, определили существенные перемены в государственной политике, в том числе в области организации исполнения уголовных наказаний.

Расширение сферы применения к осужденным наказаний, альтернативных лишению свободы, за преступления, не представляющие большой общественной опасности, неизбежно требует научной проработки вопросов, связанных с деятельностью учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденных от общества.

Несмотря на позитивные моменты, связанные с гуманизацией уголовной политики, введением альтернативных лишению свободы наказаний, в деятельности уголовно-исполнительных инспекций имеется ряд проблем, прежде всего организационно-правового характера.

В связи с этим разработка организационно-правовых аспектов управления уголовно-исполнительными инспекциями приобретает важное значение для теории организации правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; наказания без изоляции осужденного от общества; приоритетные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций; организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций; правовые основы функционирования уголовно-исполнительных инспекций.

I. N. Smirnova, M. N. Zavodchikov

ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT FUNCTIONING PENAL INSPECTIONS DURING THE REFORM OF THE PENAL SYSTEM

The article discusses the current state of the functioning of the criminal-Executive inspections in the face of substantial changes in the Federal legislation. An analysis of the implementation of the criminal Executive inspection of priority directions of activity of the service of execution of punishments not connected with isolation of convicted persons from society. The reform processes taking place in Russia, have identified significant changes in government policies, including in the field of execution of criminal sanctions.

The extension of the scope of application to those convicted of punishments alternative to imprisonment for crimes, not representing big public danger, inevitably requires scientific study of issues connected with the activities of the institutions executing punishment without isolation of prisoners from society.

© Смирнова И. Н., Заводчиков М. Н., 2016.

Despite the positive aspects related to the humanization of criminal policy, the introduction of non-custodial punishments in the activity of criminal-Executive inspection there are a number of problems, primarily of organizational and legal nature.

In this regard, the development of organizational and legal aspects of the management of the criminal Executive inspection becomes important for the theory of law enforcement.

Keywords: criminal executive inspection; punishment without isolation of the convict from society; priorities penal inspections; organization of the activities ofpenitentiary inspections; legal basis of the functioning of penal inspections.

В рамках реформы уголовно-исполнительной системы (УИС) формируются условия улучшения результатов оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности [3]. Так, в 2013 г. было принято 12 федеральных законов (в 2012 г. — 9), касающихся деятельности УИС, 25 актов Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию норм Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2013 № 135 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)"».

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики предусматривается дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта; поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с ними; определение направлений и форм международного сотрудничества с пенитенциарными системами других стран, улучшения взаи-

модействия УИС с иными учреждениями и органами, участвующими в борьбе с преступностью, в том числе с институтами гражданского общества.

Большое внимание уделяется развитию наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. В течение последних лет почти на 65 % увеличилось число состоявших на учете УИИ осужденных к наказаниям без изоляции от общества, назначенным в качестве основного вида наказания (к лишению прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного вида наказания, а также в качестве дополнительного вида наказания, отбывших основное, — на 61,26 %; к исправительным работам — на 77,97 %; к ограничению свободы в качестве основного вида наказания, а также в качестве дополнительного вида наказания, отбывших основное, — в 8 раз) [2, с. 144].

Проведены мероприятия по созданию в территориальных органах УИС системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), развертывание которой позволяет повысить эффективность контроля за поведением осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы. Согласно официальным данным, с июля 2011 г. под контролем СЭМПЛ находилось более 40 000 осужденных к ограничению свободы, а с марта 2013 г. — более 3000 подозреваемых и (или) обвиняемых, прошедших по учетам УИИ в 20132014 гг. [7, с. 133].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 утверждена государственная

программа Российской Федерации «Юстиция». Ее целью является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и доверия к правосудию; в числе задач, например, повышение уровня исполнения судебных актов и уголовных наказаний, включая разработку общей стратегии государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний. Ожидаемые результаты: соблюдение прав и основных свобод человека и гражданина; повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов; улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов. В подпрограмме 3 «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» этой государственной программы предусматривается развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы. Целевые индикаторы представлены, в частности, уровнем привлечения к отбыванию наказания в виде исправительных работ (от числа подлежащих привлечению к труду), уровнем привлечения к труду осужденных к наказанию в виде обязательных работ (от числа подлежащих привлечению к труду).

За последние годы проделана значительная работа по формированию нормативно-правовых основ деятельности УИИ, совершенствованию их организационной структуры, укреплению материально-технической базы, внедрению новых форм и методов работы [4, с. 131].

В 2013 г. ФСИН России выделено для ФКУ УИИ 73 комплекта компьютерной техники (всего на их балансе состоит 10 204 комплекта), для решения вопроса о размещении ФКУ УИИ и их филиалов в зданиях, принадлежащих ОВД, направлена информация в Роси-мущество и МВД России, проведено совместное с МВД России совещание, в территориальные органы ФСИН России и МВД России направлено совместное

указание об упорядочивании отношений в части использования недвижимого имущества, предоставленного для размещения сотрудников ФКУ УИИ.

Принято 27 нормативных правовых актов, касающихся вопросов исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (11 федеральных законов, 1 указ Президента Российской Федерации, 2 постановления Правительства Российской Федерации, 3 распоряжения Правительства Российской Федерации, 7 приказов Минюста России и 3 приказа ФСИН России): в 2012 г. — 8, в 2013 г. — 11, в 2014 г. — 8.

Благодаря принятым мерам удалось добиться значительных результатов при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также меры пресечения в виде домашнего ареста: уровень повторной преступности среди осужденных по итогам 2013 г. составил 2,07 % (уголовные дела за совершение повторных преступлений после постановки на учет УИИ возбуждены в отношении 19 659 осужденных, в 2012 г. — 22 885, 2,40 %); доля осужденных к ограничению свободы, находящихся под электронным надзором, злостно уклоняющихся и скрывающихся от контроля УИИ, — в 3 раза меньше, чем осужденных, к которым не применяются технические средства; доля подозреваемых и обвиняемых, уклонившихся от контроля УИИ, в 2013 г. снизилась в 2,5 раза по сравнению с 2012 г. [1, с. 8-19].

Тем не менее в настоящее время требуют решения некоторые вопросы:

1) при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы имеется возможность возложения судом на осужденного обязанности пройти лечение от наркомании и

медицинскую и (или) социальную реабилитацию. Необходимо урегулировать вопросы вменения этой обязанности и механизм ее реализации осужденными к обязательным и исправительным работам (прохождение лечения и медико-социальной реабилитации осужденными препятствует исполнению этих видов наказаний, поскольку они предусматривают обязательное привлечение осужденного к труду), ответственности осужденных при уклонении от исполнения этой обязанности; кроме того, отечественным законодательством не регламентирован вопрос социальной реабилитации осужденных, больных наркоманией, в связи с чем осуществление УИИ контроля за ее прохождением осужденными сопряжено с трудностями;

2) уточнение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и прав подозреваемого (обвиняемого), в отношении которого применена мера пресечения в виде домашнего ареста (обеспечение сопровождения подозреваемого или обвиняемого в случае необходимости выехать из места исполнения меры пресечения);

3) установление в качестве оснований для отказа в выдаче или аннулирования иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство в Российской Федерации и разрешения на работу в Российской Федерации, наличие у них неснятой или непогашенной судимости за совершение любого умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами;

4) создание единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, в том числе предусматривающей проведение профилактической работы с осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, включая меры по их социальной адаптации и ресоциа-лизации, профилактику правонаруше-

ний, предупреждение незаконной миграции, оказание социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и другие вопросы;

5) усиление меры уголовной ответственности для лиц, совершивших преступления против общественной безопасности (террористической направленности), в том числе путем введения нового вида наказания за совершение таких преступлений в виде лишения права на свободное пересечение границ Российской Федерации;

6) установление нормы, согласно которой иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие умышленное преступление на территории Российской Федерации, после отбытия уголовного наказания или освобождения от него подлежат обязательной депортации [2, с. 112-119];

7) создание службы пробации как одного из важных направлений реформирования УИС. В соответствии с Планом первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг. Минюстом России в январе 2014 г. был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части создания системы пробации для несовершеннолетних)», однако им предусматривается внедрение отдельных элементов проба-ции в отношении несовершеннолетних на стадии уголовного процесса;

8) установление порядка медицинского освидетельствования осужденных к наказаниям без изоляции от общества в целях представления к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью;

9) утверждение порядка осуществления контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего

14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;

10) увеличение штатной численности УИИ в целях реализации положений Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

11) закрепление в законодательстве Российской Федерации порядка и оснований применения сотрудниками УИИ физической силы и специальных средств.

В настоящее время в числе приоритетных направлений деятельности службы исполнения наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества, следующие [3, с. 175]:

1) безусловное и эффективное исполнение наказаний и уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) обеспечение законности при исполнении наказаний без изоляции осужденного от общества;

3) реализация мероприятий, предусмотренных Календарным планом мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также государственной программы Российской Федерации «Юстиция»;

4) укрепление взаимодействия с ОВД по предупреждению преступлений и других правонарушений со стороны лиц, осужденных без изоляции от общества;

5) обеспечение взаимодействия УИИ с заинтересованными оперативными подразделениями в опросах розыскной работы в отношении осужденных без изоляции от общества;

6) контроль за функционированием СЭМПЛ, обеспечение УИИ аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля;

7) укрепление материально-технической базы, условий размещения УИИ, вывод их из арендуемых помещений;

8) контроль за выполнением плановых показателей деятельности УИИ.

Литература

1. Зарембинская Е. Л. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России за 2012-2013 гг. и задачах на предстоящий период // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). — Казань, 2014. — С. 8-19.

2. Никитина Т. Н. Совершенствование нормативно-правовой основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). — Казань, 2014. — С. 140-144.

3. Об утверждении Отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2013 г., Плана работы и Показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2014 год: приказ Минюста России от 31.03.2014 № 50.

4. Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций по некоторым направлениям в 2013 году : обзор ФСИН России. — М., 2014. — 664 с.

5. Приветственное слово участникам конференции заместителя директора ФСИН России генерал-майора внутренней службы А. А. Рудого // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития : сб. тез. докл. участников

Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.) : в 4 т. Рязань, 2012.

— Т. 1. — С. 5-7.

6. Решение V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). — Казань, 2014.

— С. 178-180.

7. Удоденко А. О. Применение оборудования СЭМПЛ в деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. — С. 133-140.

Сведения об авторах

Смирнова Ирина Николаевна: Псковский филиал Академии ФСИН России (г. Псков), профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС, доктор юридических наук. E-mail: smirnova_ps@mail.ru Заводчиков Максим Николаевич: Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт. E-mail: zavodchikov.m.n@yandex.ru

Information about the authors

Smirnova Irina Nikolaevna: Pskov Branch of the Academy of the FPS of Russia (Pskov), professor of the chair of mode organization and operational searching activity, doctor of law. E-mail: smirnova_ps@mail.ru Zavodchikov Maksim Nikolaevich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), postgraduate student. E-mail: zavodchikov.m.n@yandex.ru

УДК 343.2

В. К. Сыч

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ДОКТРИНЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена состоянию уголовной политики в нашей стране. После распада СССР был взят курс на либерализацию институтов уголовного и уголовно-исполнительного права. В частности, это коснулось расширения применения мер, не связанных с лишением свободы, отказа от смертной казни, более гуманного отношения с осужденными и т. д.: уголовная политика государства стала носить ярко выраженный либеральный характер, к чему многие ученые и практические работники правоохранительных органов относятся крайне негативно. В статье рассматриваются позиции как сторонников, так и противников либерализации уголовной политики, высказывается авторская точка зрения на этот вопрос. Уделяется внимание определению непосредственно самого понятия уголовной политики. Данное понятие трактуют в широком и узком смысле. Под первым подразумевают систему борьбы с преступностью в целом, что комплексно характеризует научно обоснованную линию борьбы с преступностью. Второй включает в себе концепцию использования в борьбе с преступностью только уголовно-правовых средств.

© Сыч В. К., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.