Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS / TAXATION / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.А., Петров Д.В., Поддубный Е.М.

В статье сформулировано значение малого предпринимательства в современной экономике России, выделены преимущества малого бизнеса над крупным, обозначены сложности развития предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Сказано о необходимости государственной поддержки данного сектора экономики, при этом особое внимание уделено именно налоговой поддержке субъектов малого предпринимательства. Рассмотрены специальные налоговые режимы, действующие на сегодняшний день в Российской Федерации: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. При этом дана краткая характеристика каждого из специальных налоговых режимов, рассмотрена возможность их применения субъектами малого предпринимательства. Сказано о возможности работы субъектов малого предпринимательства на общем режиме налогообложения. В статье обозначены проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса, возникающие на современном этапе.The article outlines the importance of small business in the modern Russian economy, identifies the advantages of small business over a large business, identifies the difficulties of developing small businesses in the conditions of the economic crisis. It is said about the need for state support of this sector of the economy, with particular attention paid to tax support for small businesses. Special tax regimes currently in force in the Russian Federation are considered: a single agricultural tax, a simplified taxation system, a single tax on imputed income and a patent taxation system. At the same time, a brief description of each of the special tax regimes is given, and the possibility of their application by small business entities is considered. It is said about the possibility of work of small business entities on the general taxation regime. The article outlines the problems in the sphere of taxation of small business, arising at the present stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит

А.А. Адаменко

профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

A.A. Adamenko

Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University (adam83@mail.ru)

Д.В. Петров

начальник научно-издательского центра, Кубанский социально-экономический институт

D. V. Petrov

head of the scientific and publishing center, Kuban Social and Economic Institute (hati1984@mail.ru)

Е.М. Поддубный доцент кафедры экономики предприятия, к.э.н., Краснодарский филиал Российского экономического университета

имени Г.В. Плеханова E.M. Poddubny

associate Professor of the Department of enterprise economics, Cand. Ekon.D., Krasnodar Branch of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanova (hati1984@mail.ru)

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье сформулировано значение малого предпринимательства в современной экономике России, выделены преимущества малого бизнеса над крупным, обозначены сложности развития предприятий малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Сказано о необходимости государственной поддержки данного сектора экономики, при этом особое внимание уделено именно налоговой поддержке субъектов малого предпринимательства. Рассмотрены специальные налоговые режимы, действующие на сегодняшний день в Российской Федерации: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. При этом дана краткая характеристика каждого из специальных налоговых режимов, рассмотрена возможность их применения субъектами малого предпринимательства. Сказано о возможности работы субъектов малого предпринимательства на общем режиме налогообложения. В статье обозначены проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса, возникающие на современном этапе.

Annotation. The article outlines the importance of small business in the modern Russian economy, identifies the advantages of small business over a large business, identifies the difficulties of developing small businesses in the conditions of the economic crisis. It is said about the need for state support of this sector of the economy, with particular attention paid to tax support for small businesses. Special tax regimes currently in force in the Russian Federation are considered: a single agricultural tax, a simplified taxation system, a single tax on imputed income and a patent taxation system. At the same time, a brief description of each of the special tax regimes is given, and the possibility of their application by small business entities is considered. It is said about the possibility of work of small business entities on the general taxation regime. The article outlines the problems in the sphere of taxation of small business, arising at the present stage.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, малый бизнес, налогообложение, специальные налоговые режимы.

Key words: subjects of small business, small business, taxation, special tax regimes.

Малое предпринимательство играет достаточно важную роль в современной экономике России, оно оказывает влияние на развитие конкурентной среды, на самозанятость граждан, на рынок труда, на некоторые сегменты рынка, где эффективность крупного бизнеса не является явной. Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед крупным бизнесом, а именно: он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. Конечно же, малый бизнес имеет и недостатки, к ним можно отнести, например, меньшие возможности по привлечению финансовых средств.

В условиях рынка, и, особенно, в условиях современного кризиса предприятия малого бизнеса испытывают сложности развития, сталкиваясь как со снижением спроса в ряде отраслей, с конкурентным давлением крупного бизнеса, с административными барьерами и, в ряде случаев, с ужесточением контроля со стороны проверяющих органов. Все это говорит о необходимости государственной под-

держки субъектов малого предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства входит в сферу деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Говоря о государственной поддержке субъектов малого бизнеса, стоит отдельно сказать о налоговой поддержке, которая избавляет малые предприятия от излишней бухгалтерско-финансовой работы, налоговых рисков. Сложная система налогообложения и налогового администрирования является барьером для развития малого предпринимательства, потому во многих странах, в том числе, в России, используются специальные налоговые режимы, упрощающие как налогообложение, так и администрирование. В современных условиях в России имеются проблемы в использовании данных режимов.

Институт специальных налоговых режимов является сравнительно новым для отечественного налогового права, получившим свое закрепление в российском законодательстве только в 2001 г. С момента включения в Налоговый кодекс Российской Федерации раздела 8.1. «Специальные налоговые режимы» в 2002 г. были сделаны первые шаги к систематизации и объединению разрозненных специальных налоговых режимов. Указанный процесс завершился лишь в 2004 г. внесением гл.26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».

В качестве основных признаков специальных налоговых режимов отмечается особый порядок определения элементов налогообложения, а также возможность их освобождения от уплаты некоторых налогов и сборов, отнесенных к общему режиму налогообложения. Специальные налоговые режимы могут применяться только определенными категориями налогоплательщиков.

Специальные налоговые режимы создаются в рамках специальной системы налогообложения для ограничения категорий налогоплательщиков, видов деятельности, обязательно включают в себя единый налог - это исключительный (единственный) налог на один определенный объект налогообложения.

Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации для малых предприятий предусмотрена как общая система налогообложения, предусматривающая уплату всех налогов, перечисленных в гл.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и специальные режимы (ст.18 НК РФ), к которым для малого предпринимательства относятся (рисунок 1):

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

- патентная система налогообложения (ПСН).

Единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, то есть переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.

Рисунок 1 - Специальные налоговые режимы

Важно, что каждый из специальных налоговых режимов регулируется нормами соответствующей главы части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, где подробно описан порядок применения данного режима, определение лиц, которые могут его применять, налоговой базы, ставок налогов. При применении упрощенной системы налогообложения ключевым фактором является предельный доход субъекта, при котором применение данного режима возможно (в настоящее время -150 млн. руб. в год). Учитываются также вид деятельности, участие в капитале юридических лиц и некоторые иные факторы.

Кроме того, ставки упрощенной системы налогообложения регулируются нормами регионального законодательства (могут быть снижены в целом, как в Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком автономных округах, либо для отдельных видов деятельности, как это предусмотрено в большинстве субъектов федерации, имеющих такие региональные законы. Максимальная ставка единого налога по упрощенной системе налогообложения составляет 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов (регионом может быть снижена до 5 %) или 6 % от доходов (регионом может быть снижена до 3%).

Применение единого сельскохозяйственного налога возможно для сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, и базовый критерий здесь - основная деятельность, связанная с именно с сельскохозяйственным товаропроизводством (не менее 70 % доходов, п. 2 ст. 346.2 НК РФ), имеются и иные ограничения, установленные ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставки единого сельскохозяйственного налога ниже, чем при применении упрощенной системы налогообложения, они установлены ст. 346.8 в размере 6 % от разницы между доходами и расходами субъектов.

Применение единого налога на вмененный доход предусматривается для отдельных видов деятельности, которые определены п. 2 ст. 346.26, и в настоящее время обязательным применение данного налога не является (что имело место до 2013 г.). П. 2.2 ст. 346.26 определены ограничения в возможности перехода на единый налог на вмененный доход, и сейчас он применяется только для субъектов малого предпринимательства (по численности персонала, структуре капитала, видам

деятельности). Важно, что ставка единого налога на вмененный доход не зависит от фактической выручки (доходов) субъектов, применяющих данный специальный режим, она определяется понятием «вмененный доход», зависящий от «базовой доходности» по видам деятельности (ст. 346.27 НК РФ). Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности с физической единицы (площади, количества работников, количества транспортных средств и т.п.) на общую величину этих единиц, используемых в предпринимательской деятельности субъекта. При этом, применяются корректирующие коэффициенты (первый устанавливается в зависимости от инфляции на федеральном уровне, второй - местными нормативными актами, в зависимости от территориального положения субъекта бизнеса). К рассчитанному таким образом вмененному доходу за квартал (налоговый период) применяется ставка 15 % (ст.3 46.29 НК РФ).

Патентная система налогообложения введена относительно недавно (с 2013 г.) и применяется только в отношении индивидуальных предпринимателей, и только по отдельным видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разрабатываемых на этой основе региональных законов, которые могут сократить или расширить перечень видов деятельности. В региональных законах определяется и «потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем доход» как налоговая база (ст. 346.28 НК РФ), к которой применяется ставка 6 %, и повышающие коэффициенты к налоговой базе в зависимости от места работы субъектов бизнеса. Здесь налог также не зависим от фактической выручки, но имеется ограничение по ее размеру для применения патентной системы налогообложения (60 млн. руб.). Важно, что данная система применяется, в основном, к микробизнесу (имеются существенные ограничения по численности персонала), неприменима для юридических лиц.

Применение упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, патентной системы налогообложения освобождает от начисления и уплаты многих федеральных и региональных налогов (в частности, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, что важно, поскольку администрирование этих налогов достаточно сложно; также от налога на имущество организаций, кроме недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости; для индивидуальных предпринимателей - от налога на доходы физических лиц с доходов самого индивидуального предпринимателя). Более того, применение единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения существенно упрощает налоговое администрирование у субъекта: упрощается процедура расчеты налога (или стоимости патента).

Также субъекты малого предпринимательства могут работать и на общем режиме. При этом, при выручке до 2 млн. руб. за квартал данные субъекты освобождаются от обязанностей уплаты налога на добавленную стоимость. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено и освобождение отдельных операций от налогообложения НДС (ст. 149 НК РФ) и даже налога на прибыль организаций, в том числе, услуг в сфере здравоохранения, образования, производства ряда медицинских товаров (имеются существенные ограничения по доле доходов от данных видов деятельности в общих доходов субъекта). Тем не менее, чаще субъекты малого предпринимательства выбирают специальные налоговые режимы, из-за простоты налогового администрирования.

Однако применение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства имеет ряд сложностей, которые связаны не столько с налоговой нагрузкой, сколько с администрированием налогов.

Важно отметить, что до вступления в силу закона «О бухгалтерском учете» в 2013 г. организации, работающее на упрощенной системе налогообложения, не обязаны были вести бухгалтерский учет (кроме основных средств и кассовых операций) и формировать финансовую отчетность, начиная с 2013 г. им вменили это в обязанность. Это увеличило существенно объем бухгалтерско-финансовой работе, особенно для микробизнеса, для которого существенно увеличились расходы на ведение такого учета.

С 1 июля 2016 г. в связи с уже вступившими в силу изменениями в законе «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» субъекты малого бизнеса, работающие на упрощенной системе налогообложения, едином сельскохозяйственном налоге обязаны стали применять онлайн-кассы (до этого многие из них применяли бланки строгой отчетности, либо использовали обычные кассовые аппараты, стоимость которых была ниже, дешевле было и обслуживание). С 1 июля 2017 г. обязаны использовать онлайн-кассы и субъекты, работающие на едином налоге на вмененных доход и на патентной системе налогообложения (хотя, их налоги не зависят от фактической выручки, и ранее они были освобождены от обязанности применения контрольно-кассовой техники вообще). Не освобождены от использования онлайн-касс даже расчеты банковскими картами, введена обязанности применения их в отношении Интернет-платежей (хотя, там и там исключается уклонение от налогов, поскольку эквайером средства переводятся на расчетный счет клиента). Опять же, это решение существенно повлияет на расходы субъектов микробизнеса, увеличит их затраты.

Можно отметить и тот факт, что не упрощается система отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом до 2011 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, имели минимум такой отчетности, уплачивали взносы только в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования по страхованию от несчастных случаев.

Несмотря на множество предложений экспертов, государство так и не расширило применение патентной системы налогообложения на юридические лица - субъекты миркобизнеса, хотя это вполне нормальная практика, часто применяемая в других странах.

Государство, снижая формально в Налоговом кодексе и региональных законах до 2014 г. ставки налогов при применении специальных налоговых режимов, с 2011 г. начало увеличивать страховые взносы для субъектов, на этих режимах работающих. Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей были введены обязанности уплаты взносов в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, а для индивидуальных предпринимателей существенно была увеличена и база для расчета фиксированных платежей в 2013 г. При этом, если до половины единого налога по упрощенной системе налогообложения, единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход можно уменьшить на уплаченные страховые взносы, то для патентной системы налогообложения такой нормы принято не было. Все это влияет на фактическое увеличение налогового бремени на малый бизнес.

Разумеется, все эти решения, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства, и, особенно, микробизнеса, необходимо переосмыслить, пересмотреть и скорректировать в ближайшее время, чтобы данная сфера бизнеса как основа развития «креативной экономики» имела больше шансов и перспектив на развитие в нашей стране. Источники:

1. Адаменко А.А. Барьеры ресурсного участия малого и среднего бизнеса в развитии экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2017. Т. 7. - № 1 (22). - С. 58-63

2. Адаменко А.А., Абрамян Р.Т., Заворотная А.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. 2016. - С. 616-621.

3. Адаменко А.А., Жердева О.В., Грабовец О.В. Основные тенденции развития малого предпринимательства в современной России // Экономика и предпринимательство. №12-3 (65-3), 2015. - С.922-926.

4. Адаменко А.А., Петров Д.В., Стадник А.И. Способы обеспечения развития региональной системы предпринимательства внутренними ресурсами сферы малого и среднего бизнеса // Вестник академии знаний. - 2018. - № 2 (25). - С. 12-19.

5. Адаменко А.А., Ткаченко А.С. Особенности налогообложения малых и средних предприятий //Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2016. - № 4 (72). - С. 66-72.

6. Стадник А.И., Петров Д.В., Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 925-929.

Sources:

1. Adamenko AA Barriers of resource participation of small and medium-sized businesses in economic development //

Izvestiya Yugo-Zapadnogo Gosudarstvennogo Universiteta. Series: The Economy. Sociology. Management. - 2017. T. 7. - No. 1 (22). - P. 58-63

2. Adamenko AA, Abramyan RT, Zavorotnaya AA Problems and prospects for the development of small business / / In the

collection: Information support for the effective management of economic entities. Materials of the VI International Scientific Conference. 2016. - P. 616-621.

3. Adamenko AA, Zherdeva OV, Grabovets OV The basic tendencies of development of small business in modern Russia //

the Economy and business. No. 12-3 (65-3), 2015. - P.922-926.

4. Adamenko AA, Petrov DV, Stadnik AI Ways to ensure the development of a regional system of entrepreneurship with

internal resources of small and medium-sized businesses // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). - P. 12-19.

5. Adamenko AA, Tkachenko AS Peculiarities of taxation of small and medium-sized enterprises // Economics. Right. Print-

ing. Herald of KSEI. - 2016. - No. 4 (72). - P. 66-72.

6. Stadnik AI, Petrov DV, Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized business in Russia and

ways to solve them / / Economics and entrepreneurship. - 2014. - No. 11-2 (52-2). - P. 925-929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.