Т.С. МАКСИМЕНКО
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ
При осуществлении финансово-хозяйственной налогообложения посреднических договоров (пору-деятелъноапи предприятия пользуются услугами чения, комиссии и агентирования) и их правовая посредников. В статье рассматриваются вопросы основа.
Посреднические договоры, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, налог на прибыль, НДС, НДФЛ.
Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выс-тавляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе.
Существует несколько видов посреднических договоров: поручения, комиссии и агентирования. Все эти договоры объединяет то, что посредник всегда действует в чужих интересах и за чужой счет. За это он получает вознаграждение от клиента. В договоре поручения такого клиента называют доверителем, в договоре комиссии - комитентом, а в агентском договоре - принципалом. Соответственно, посредников называют поверенным, комиссионером или агентом.
Договор поручения. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Однако при этом доверитель не может постоянно контролировать действия своего поверенного. В этом и заключается особенность договора поручения - отношения сторон носят лично-доверительный характер, а в его основе лежит высокая степень доверия. Об этом свидетельствует и возможность одностороннего отказа от исполнения договора без указания соответствующих причин.
На практике следует внимательно относиться к оформлению доверенности, в которой четко и подробно должны быть описаны полномочия поверенного, а также самым тщательным образом регламентировать основания прекращения договора поручения.
Поверенный обязан исполнить поручение, данное ему доверителем, лично и в соответствии с указаниями последнего. Поверенный вправе отступить от указаний, если это делается в интересах доверителя, но не выходя за рамки полномочий, определяемых доверенностью.
Гражданский кодекс четко устанавливает два случая, когда при невозможности лично осуществлять действие поверенный может возложить исполнение поручения на своего заместителя:
• поверенный прямо уполномочен на это самим
доверителем;
• поверенный вынужден к этому силою обстоятельств для неотложной охраны интересов своего доверителя (п. 1 ст. 187 ГКРФ, п. 1 ст. 976 ГКРФ). Однако в этих случаях за доверителем также сохраняется право отвода избранного поверенным замес -тителя. Кроме того, поверенный отвечает перед своим доверителем за выбор заместителя (включая возмещение возможных убытков, причиненных обнаружившейся неудачей выбора), если только сам доверитель прямо не указал в договоре или в доверенности возможного заместителя и никакого выбора у поверенного не было.
Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Комиссионер совершает сделки от своего имени, но за счет комитента, а все права и обязанности по договору возникают у комиссионера. Это и является отличительной чертой договора комиссии. При этом комиссионер обязан исполнить принятые на себя обязанности на наиболее выгодных для комитента условиях и в соответствии с его указаниями.
Отличия договора комиссии от договора поручения
• Во-первых, комиссионер по договору комиссии действует от собственного имени, а поверенный по договору поручения - от имени поручителя. Таким образом, поверенный - это прямой представитель, а комиссионер - косвенный.
• Во-вторых, комиссионер более свободен в выборе способа исполнения поручения комитента, чем поверенный по договору поручения. Отступления комиссионера от указаний комитента могут привести или к получению дополнительной выгоды, или к возникновению убытков. При получении выгоды она делится между комитентом и комис -сионером поровну, а в случае возникновения убытков они погашаются за счет средств комис -сионера.
• В-третьих, договор комиссии в обязательном порядке является возмездным (ст. 991 ГКРФ). При этом если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов. Договор поручения, в зависимости от того, к какому соглашению пришли стороны, может быть как возмездным, так и безвозмездным.
Договор агентирования. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГКРФ).
Главная особенность агентского договора состоит в том, что он может строиться как по принципу договора комиссии, так и по принципу договора поручения. В случае если агентский договор строится по принципу договора поручения, то к нему применяются правила, установленные гл. 49 ГК РФ «Договор поручения». Для агентских договоров с элементами договора комиссии применяются правила, определенные гл. 51 ГК РФ «Договор комиссии».
Поверенный действует только от имени доверителя, комиссионер - от своего собственного имени. Существенное отличие агентского договора от договоров поручения и комиссии состоит в том, что в агентском договоре возможны оба варианта, а также их сочетание (см. таблицу).
Агентский договор может быть заключен как на определенный срок, так и без определения срока. Если срок в договоре не определен, то каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора.
Общим для всех посреднических договоров является то, что посредник не становится собственником того имущества, которое он получает от доверителя (комитента, принципала) либо приобретает за его счет в ходе исполнения сделки.
Согласно ст. 974 и 999 ГК РФ поверенный (комис-сионер, агент) обязан по исполнении поручения передавать доверителю (комитенту, принципалу) все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.
На практике часто возникает вопрос о сроках такой передачи. Означает ли такая формулировка, что полученное по сделкам должно быть передано по мере реализации и поступления денежных средств на счет посредника или речь идет об окончании срока действия договора?
Как следует из смысла указанных статей, при отсутствии соглашения сторон об ином посредник обязан перечислять доверителю (комитенту, принципалу) суммы, вырученные от продажи товаров, работ, услуг, по мере их поступления, а не по результатам исполнения посреднического договора в полном объеме.
Обязательство по перечислению выручки коми-
день после того, как он узнал или должен был узнать о поступлении выручки на его счет. Неисполнение обязательств такого рода влечет признание просрочки исполнения комиссионером своих обязательств по сделке и штрафные санкции, предусмотренные как самим договором, так и ст. 395 ГК РФ. То же самое можно распространить и на агентский договор и договор поручения.
В соответствии со ст. 74, 999, 1008 ГК РФ поверенный, комиссионер, агент по исполнении поручения обязаны представлять отчеты.
На практике налоговые органы требуют от посредников составления актов, считая, что все расходы на работы и услуги должны быть подтверждены актами приемки-передачи, и ничем иным. При этом налоговые инспекторы ссылаются на п. 2 ст. 272 НК РФ. В результате индивидуальные предприниматели, выполняющие функции посредников, вынуждены вместо отчетов оформлять акты.
С другой стороны, налоговые органы, не обнаружив отчетов посредников, пытаются переквалифицировать посреднические договоры в иные, например, в договоры купли-продажи. Выход из этой ситуации есть: необходимо четко озвучить в договоре, что отчеты поверенного (комиссионера, агента) будут оформляться в виде актов. Это вполне допустимо, т.к. форма и содержание отчетов - свободные. Для наглядности в качестве приложения к посредническому договору можно приложить образец акта-отчета.
Особенности налогообложения операций по посредническим договорам. Исходя из сравнительного анализа посреднических договоров, их условно можно подразделить на две группы:
1-я группа - посреднические договоры по типу «поручения»: посредник действует от имени клиента и за счет клиента. Клиент опосредованно участвует во всех операциях. Сюда относятся договор поручения и агентский договор, построенный по принципу договора поручения;
2-я группа - посреднические договоры по типу «комиссии»: посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Сюда относятся договор комиссии и агентский договор, построенный по принципу договора комиссии. В данном случае комитент (принципал) несколько отстранен от процесса реализации товаров, работ, услуг. Он поставлен в зависимость от комис -сионера (агента), поскольку действия, совершаемые посредником, влекут для комитента (принципала)
тенту комиссионер должен исполнить на следующий налоговые последствия.
Сравнительный анализ посреднических договоров
Наименование договора Предмет договора Лицо, от имени которого действует посредник Оформление доверенности
Договор поручения Совершение юридических действий От имени доверителя Обязательно
Договор комиссии Совершение сделок От имени комиссионера Не оформляется
Агентский договор Любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций поверенного или комиссионера От своего имени либо от имени принципала Оформляется, только если агент дейс твует от имени принципала (в разрезе договора поручения)
При этом Гражданский кодекс не содержит никаких положений об извещении посредником комитента (агента) о проведенных им операциях. Такое требование содержится в Налоговом кодексе - посредник должен известить комитента (принципала) о факте реализации в течение трех дней с момента окончания отчетного периода (ст. 316 НК РФ). На основании даты, указанной в этом извещении, комитент (агент) и определяет дату реализации.
В практической деятельности стороны, как правило, самостоятельно предусматривают в посредничес-ких договорах немедленное уведомление комитента (принципала) о фактах, которые имеют для него налоговые последствия, а также определяют сроки, регулярность, способ представления информации, требования к содержанию извещений.
Налог на доходы физических лиц. Размер вознаграждения в договоре может быть установлен в виде фиксированной суммы, процента от стоимости реализованного товара или как разница в его цене.
За оказываемые посреднические услуги доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (ст. 972 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По агентскому договору агент по поручению принципала совершает за вознаграждение юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГКРФ).
Таким образом, доходом поверенного, комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими доверителю, комитенту или принципалу. Эю положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, поскольку предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется гражданским законодательством (п. 3 ст. 23 ГКРФ).
Доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления посреднической деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в обычном порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ, т.е. по ставке 13%. Следовательно, и для целей налогообложения НДФЛ вознаграждение, полученное индивиду альным предпринимателем от оказания услуг по договору поручения, комиссии или агенте -кому договору, в соответствии со ст. 210 НК РФ рассматривается как доход.
Поступление имущества в рамках посредничес -кого договора не признается доходом посредника -индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 971, 990, 1005 ГК РФ посредник обязуется совершить определенные юридические действия и сделки за счет другой стороны (доверителя, комитента, принципала). Таким образом, имущество (включая денежные средства), поступившее индивидуальному предпринимателю в связи с исполнением обязательств по посредническому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за доверителя
(комитента, принципала), если такие затраты не подлежат включению в состав их расходов, к доходам от предпринимательской деятельности не относятся.
Существуют два варианта получения посредником своего вознаграждения:
• перечислением с расчетного счета доверителя (комитента, принципала) на основании отчета и (или) акта об оказании посреднических услуг (где обычно фиксируется сумма данного вознаграждения). Этот вариант применяется в том случае, когда такое требование содержится в договоре комиссии либо если все расчеты производятся через счета доверителя (комитента, принципала);
• посредник удерживает свое вознаграждение из сумм, причитающихся к перечислению доверителю (комитенту, принципалу). Размер вознаграждения в данном случае также определяется исходя из отчета и (или) акта об оказании услуг. Причем данный вариант также должен быть отражен в посредническом договоре.
При исчислении налоговой базы доходы, полученные от предпринимательской деятельности, уменьшаются на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профес-сиональные налоговые вычеты). При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
Расходы индивидуального предпринимателя на реализацию посреднического договора компенсируются ему доверителем (комитентом, принципалом). В то же время, если посредник в рамках посредничес -кого договора осуществляет расходы, не возмещаемые доверителем (комитентом, принципалом), то такие расходы посредник вправе включить в состав прочих расходов по НДФЛ. При этом указанные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ об обоснованности и документальном подтверждении.
Например, договором комиссии предусмотрена обязанность организации-комитента возмещать индивидуальному предпринимателю-комиссионеру расходы, связанные с хранением товаров. Суммы арендной платы, перечисленные комитентом арендодателю на основании договора аренды склада, заключенного комиссионером, не могут рассматриваться как доход комиссионера. Данные суммы не являются объектом налогообложения по НДФЛ, поскольку индивидуальный предприниматель-комиссионер, заключивший от своего имени договор аренды склада, указанные суммы от организации-комитента не получал.
Если же индивидуальный предприниматель не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с его предпринимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности (ст. 221 НК РФ).
В том случае если индивидуальный предприниматель является комитентом (принципалом), налогооблагаемая база по НДФЛ от реализации товаров с использованием посредника формируется у него в
обычном порядке. Суммы вознаграждений, выплачиваемых посредникам, учитываются в составе профессиональных вычетов по НДФЛ.
Налог на добавленную стоимость. Индивидуальные предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (или любых иных аналогичных доходов) при исполнении таких договоров (ст. 156 НК РФ). Таким образом, налогооблагаемой базой по НДС у посредника будет являться только сумма его вознаграждения за исполнение посреднического договора.
В налоговую базу не включаются:
• суммы, полученные поверенными, комиссионерами или агентами от комитентов, доверителей и принципалов для исполнения сделки (за исключением вознаграждения);
• суммы, полученные поверенными, комиссионерами или агентами от покупателей товаров, работ или услуг.
Расчеты с бюджетом по указанным суммам должен провести сам заказчик.
Сформированная индивидуальным предпринимателем налоговая база по НДС облагается по ставке в размере 18% вне зависимости оттого, по какой ставке подлежит налогообложению сам реализуемый товар, работа, услуга. НДС с суммы вознаграждения посредника, установленного в процентах от суммы совершенной сделки, а также дополнительных доходов посредника, определяется расчетным путем по налоговой ставке 18/118 (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Если посредник учас твует в расчетах и удерживает суммы своего вознаграждения из поступивших от покупателей средств, их необходимо включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены.
НДС, уплаченный по расходам, которые по условиям договора не возмещаются комитентом (принципалом), посредник - индивидуальный предприниматель может принять к вычету. В случае если товары, работы, услуги доверителя (комитента, принципала) освобождены от уплаты НДС, на вознаграждение посредника данная льгота не распространяется (п. 2 ст. 156 НК РФ). Исключение составляют лишь некоторые виды товаров (работ, услуг), такие как предоставление в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, реализация медицинских товаров, ритуальных услуг, изделий народных художественных промыслов (гл. 21 НК РФ).
Если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги иностранным фирмам, то данные услуги подлежат обложению НДС по ставке налога в размере 18%. Связано это с тем, что местом осуществления деятельности посредника признается территория Российской Федерации (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Согласно ст. 161 НК РФ, в перечень налоговых агентов входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие посредническую деятельность. Эта обязанность распространяется на те случаи, когда посредник заключил договор поручения, комиссии
или агентирования с иностранным лицом, не сос-тоящим на учете в российском налоговом органе в качестве налогоплательщика. При реализации товаров, принадлежащих данному иностранному лицу, посредник - индивидуальный предприниматель должен уплатить в бюджет сумму НДС, предъявленную покупателям товаров на территории РФ. При этом налоговой базой будет считаться стоимость продаваемых товаров без включения в них НДС, но с учетом акцизов (если они есть). НДС начисляется при отгрузке (т.е. при реализации товаров покупателям). В отличие от налогового агента, приобретающего товары у иностранца по договору поставки, принять к вычету сумму НДС из бюджета, уплаченную за иностранного комитента (доверителя, принципала), индивидуальный предприниматель не сможет (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Часто на практике возникает ситуация, когда предоплата от покупателя поступает на счет посредника в одном налоговом периоде, а отгрузку товаров посредник производит в следующем периоде. При этом посредник удерживает свое вознаграждение из полученных им сумм от покупателей. Получается, что посредник должен будет уплатить НДС в периоде получения аванса. Чтобы избежать данной ситуации, необходимо в посредническом договоре четко указать, что комитент (принципал) оплачивает услуги посредника на момент отгрузки товаров покупателям, например, в процентах от суммы поставки. Такая формулировка договора позволяет не платить НДС, поскольку к посреднику на счет поступили авансовые платежи для комитента (принципала). Поэтому налоговая база по НДС возникает у комиссионера только в момент получения вознаграждения, т.е. после отгрузки товаров. До момента отгрузки товаров посредническое вознаграждение считается невыплаченным, пока покупателю не отгружен товар.
Порядок выставления счетов-фактур по посредническим операциям. Если стороны заключили договор поручения (или агентский договор по типу поручения), то посредник действует от имени доверителя (принципала) и счета-фактуры, соответственно, выставляются доверителем (принципалом) на имя третьего лица (покупателя), минуя агента, с регистрацией их в Книге продаж (Постановление Правительства №1137 от 26.11.2011 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчете налога на добавленную стоимость»).
При реализации товара комитента (принципала) посредник выписывает два экземпляра счета-фактуры от своего имени. Первый экземпляр передается покупателю, второй хранится у посредника, в Книге продаж этот счет-фактура не регистрируется, а просто подшивается в журнал регистрации выставленных счетов-фактур.
Реквизиты выставленного на имя покупателя счета-фактуры посредник указывает в своем отчете по исполнению посреднического договора перед комитентом (принципалом). Комитент (принципал) в течение пяти дней со дня отгрузки товара дублирует эту операцию счетом-фактурой от своего имени за своим номером на имя посредника в двух экземплярах. Один экземпляр комитент (принципал) передает посред-
нику, а второй регистрирует в книге продаж и хранит в журнале полученных счетов-фактур.
Посредник не регистрирует у себя в книге покупок полученный счет-фактуру, но хранит его в журнале учета полученных счетов-фактур.
Таким образом, факт реализации для целей налогообложения НДС отражает собственник проданного товара - комитент (принципал), посредник в своей книге продаж показывает счет-фактуру на сумму собственного вознаграждения за посреднические услуги.
Каких-либо особенностей в порядке выставления посредником счетов-фактур на суммы вознаграждения нет. На сумму вознаграждения посредник выстав-ляет комитенту (принципалу, доверителю) отдельный счет-фактуру по посредническому договору. Этот счет-фактура регистрируется у посредника в установленном порядке в Книге продаж, а у комитента (принципала, доверителя) - в Книге покупок.
В то же время посредник может указать сумму своего вознаграждения в одном счете-фактуре вместе со стоимостью приобретенных для комитента (принципала, доверителя) товаров, работ, услуг отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС.
Сложности «таможенного» НДС. НДС, уплаченный при ввозе товаров из-за границы, в соответствии сп. 2 ст. 171 НК РФ можно принять к вычету.
Однако официального перечня документов, на основании которых российский импортер может применить вычет по НДС, уплаченному на таможне посредником, не существует.
Налоговые органы считают, что комитент (принципал) вправе произвести вычет «таможенного» НДС на основании счета-фактуры, выставленного на его имя посредником. Причем выделенный в этом документе налог должен соответствовать сумме, указанной в таможенной декларации или после постановки ввезенного товара на учет комитент (принципал) может принять к вычету НДС на основании таможенной декларации (ее копии) и документов, подтверждающих уплату посредником налога на таможне. Следовательно, посреднику при осуществлении импортных операций необходимо обязательно прилагать к своему отчету таможенную декларацию или ее копию.
Посредник, применяющий упрощенную систему налогообложения. Отдельного рассмотрения требует ситуация, когда посредник - индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налого-обложения, а его комитент (принципал) находится на общей системе налогообложения.
Денежные средства, полученные от комитента (принципала, доверителя), за исключением посреднического вознаграждения, не являются доходом и не учитываются посредником для исчисления налоговой базы. Статьей 346.15 НК РФ установлен порядок определения доходов, в соответствии с которым при определении объекта налогообложения «упрощенцы» не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или)
иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, за исключением вознаграждения поверенного. При этом не имеет значения, где находятся денежные средства, на счету посредника - индивидуального предпринимателя или были перечислены комитенту (принципалу, доверителю). Даже в том случае, если посредник использует полученные денежные средства в собственных целях для осуществления своей хозяйственной деятельности, они не могут быть признаны его доходом. Денежные средства не являются индивидуально определенными вещами, поэтому, будучи переведенными комитентом (принципалом, доверителем) на расчетный счет посредника, они смешиваются с его собственными денежными средствами. Соответственно, посредник распоряжается всей суммой денеж-ных средств, находящейся на его расчетном счете. Однако при этом не следует забывать, что посредник обязан передать денежные средства комитента (принципала, доверителя) в соответствии с условиями посреднического договора или по его требованию.
При применении упрощенной системы налогообложения индивидуальный предприниматель не признается плательщиком НДС. Однако несмотря на это он должен выставлять на имя покупателей счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость и передавать реквизиты этих счетов-фактур своему комитенту (принципалу). Но такой порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности посредника уплачивать НДС в бюджет по реализуемым им товарам комитента.
Что же касается своего собственного посреднического вознаграждения, то на его сумму посредник счет-фактуру выставлять комитенту (принципалу) не должен.
Если индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, является комитентом (принципалом), он при определении объекта налогообложения учитывает доходы по правилам ст. 249 и 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, не учитываются. Избранный индивидуальным предпринимателем объект налогообложения - «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов», в данном случае роли не играет.
При этом комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру (агенту) по договору комиссии (агентирования), является составной частью этих доходов вне зависимости от того, уплачивается ли оно после совершения сделки (сделок) или посредник самостоятельно его удерживает из доходов, поступающих индивидуальному предпринимателю.
В заключение хотелось бы отметить, что при заключении посреднических договоров необходимо четко и правильно понимать юридическую основу и порядок налогообложения посреднических операций как у заказчика, так и у посредника.