бремя затрат на фармакотерапию, гипоаллергенный быт и санаторно-курортное лечение, так и для государства в целом. Разработка и внедрение комплексных программ лечения, профилактики и образования пациентов с определением их затратной эффективности определяет актуальность дальнейших фарма-коэкономических исследований при АД у детей и поможет снизить стоимость болезни в целом.
Литература
1. Атопический дерматит. Рекомендации для практических врачей. — Российский согласительный документ по атопическому дерматиту. — М., 2002.
2. Атопический дерматит у детей. Диагностика, лечение и профилактика: Научно-практическая программа. — М, 2001.
3. Белоусов Ю.Б. Ольбинская Л.И., Быков А.В.// Кли-нич. фармакология и терапия. — 1997. — №6. — С. 83-85.
4. Виноградов А.В.// Фармаптека. — 1994. — №2. — С. 14-23.
5. Кобельт Ж.// Клинич. фармакол. и терапия. — 1999. — № 8. — С. 60-64.
6. Кобельт Ж.// Клинич. фармакол. и терапия. — 1999. — № 9. — С. 93-94.
7. Кобина С.А., Семенов В.Ю.// Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 1999. — № 1. — С. 39-48.
8. Медников Б.Л.//Хронические обструктивные болез-
ни легких/ Под ред. А.Г. Чучалина. — М.: Медицина, 1998. — С. 501-510.
9. Экология и здоровье детей/ Под ред. М.Я. Студени-кина и А.А. Ефимовой. — М.: Медицина, 1998.
10. Bjorksten B., Dumitrascu D, Foucard T. et al.// Eur. Resp. J. — 1997.- No. 10. — P. 743-749.
11. Correali C.E., Walker C., Murphy L.// Am. Family Physiacian. — 1999. — Vol. 60. — P. 1191-1197.
12. Strachan D., Sibbald B., Weiland S. et al.//Pediatr. Allergy Immunol. — 1997. — NS. — P.161-176.
13. Walley T., Haycox A.// Br. J. Clin. Pharmacol. — 1997. — Vol. 43, No. 4. — P. 343-348.
Поступила в редакцию 26.03.04.
PHARMACOECONOMIC ASPECTS OF TREATMENT OF CHILDREN'S ATOPIC DERMATITIS V.V. Derkach, E.V. Prosekova, G.V. Vinokhodova, I.S. Sergienko Vladivostok State Medical University, Far-Eastern Branch of Scientific and Research Institute of Clinical Immunology of the Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Science, Children's Municipal Clinical Hospital (Vladivostok) Summary — The authors have studied 300 cases of atopic dermatitis at children being at the age of 3 — 18. Based on the medical documentation analysis and questioning, they ascertained high cost of the disease both for the family and the state. Structure and amount of costs depended on duration and severity of the disease. On the whole, the authors point out that atopic dermatitis has negative impact upon life quality of the patients and their families, nevertheless there is a need to carry out further pharma-coeconomic researches.
Pacific Medical Journal, 2004, No. 3, p. 73-76.
УДК 612.821.3:378.147 С.С. Корнеенков
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Владивостокский государственный медицинский университет
Ключевые слова: мышление, интуиция, обучение.
В зависимости от воспитания и уровня развития сознания человек стремится к познанию самого себя или со стороны социума (внешняя сторона), или со стороны индивидуального сознания (внутренняя сторона). Западная и отечественная наука изучают человека с внешней стороны и постепенно продвигаются вглубь его более тонких компонентов. Особых успехов в изучении материи, а значит, и человека, добилась квантовая механика, которая считает, что он является не только корпускулярным существом, но и квантовым, то есть человек — это и материя, и энергия [2]. Восточная психология, религия, йога стремятся познать человека со стороны его души. Существует и третья позиция, которая позволяет изучать природу человека в единстве, синтезе материи и сознания.
В науке, но особенно в духовных учениях, хорошо известно, что в генофонде человека имеется вся информация не только о его филогенезе, но и программа эволюционного развития. В принципе каждый человек осознанно или неосознанно воспринимает информацию о прошлом, настоящем и будущем. Мы часто без каких-либо на то оснований знаем, что нам делать и как поступить в том или другом случае. Мгновенно полученное знание связываем с интуицией, озарением, прозрением, просветлением, откровением. Истинные открытия в науке, как отмечают многие, имеют интуитивную природу, когда идея, мысль входит в сознание индивида из более высоких слоев сознания, которые в разных научных источниках обозначаются по-разному: коллективное бессознательное, сверхсознательное, душа, высшее сознание, супраментальное. Интуитивные способности можно развивать, что мы видим в духовных, мистических, йогических учениях. Человек — универсальное принимающее и передающее устройство, способное к познанию самого себя и Вселенной. Качество воспринимаемой и передаваемой информации зависит от уровня раскрытия его сознания.
Исходя из вышеприведенных положений, учитывая, что познание своей природы является сутью эволюции человека, было проведено экспериментальное исследование. Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности мышления студентов
в измененных состояниях сознания (ИСС), возможности получения информации из бессознательного или сверхсознательного. Методологической основой данной работы являлась интегральная парадигма природы! человека, что определило нетрадиционную постановку целей, задач и методы исследования.
Для получения ответов на поставленные вопросы необходимо было всех участников интегрального обучения предварительно научить специальной технике сонастройки, позволяющей по собственному желанию входить в ИСС. Разработанная нами психолого-педагогическая методика, названная «интегральной моделью обучения и саморазвития», позволяла решить эту задачу [1]. В данной методике традиционные формы обучения и самообучения, связанные с активизацией психических процессов в обыденном состоянии сознания, сочетаются с ИСС, приемами релаксации, что приводит к расширению сознания и проявлению выраженных интуитивных способностей. Известно, что психика максимально восприимчива и обучаема, когда человек сохраняет естественный активно-пассивный ритм работы мозга. Для поддержания естественного психического ритма необходим высокий уровень контроля со стороны индивидуального сознания, что возможно при овладении техникой входа в ИСС и выхода из него. Проявление таких способностей служит необходимым условием для проведения интегрального обучения.
На первом этапе при развитии способностей вхождения в ИСС необходимо добиться максимальной релаксации физического тела, успокоения эмоций и ума. На втором этапе надо научиться концентрации сознания на строго обозначенном локальном участке (объекте) исследования. При «вхождении» в объект исследования сфокусированным сознанием постепенно происходит развертывание информационного поля объекта с переводом этих знаний в определенную знаковую систему, то есть в слова или в образы.
Интегральная модель обучения и саморазвития совершенствовалась автором на протяжении нескольких лет. В последние восемь лет в стенах вуза ДВГАЭУ ей овладело более двух тысяч человек, при этом обучение технике вхождения в ИСС проходило во время изучения курса психологических и педагогических дисциплин.
В описываемом экспериментальном обучении на первом этапе участвовало 80 человек — 18-летние студенты ВГМУ. После трех тестовых заданий в группе осталось шесть человек, которые продолжили экспериментальное обучение по интегральной методике. Обучение проходило в форме элективного курса по 84-часовой программе, где интегрировались знания таких учебных дисциплин, как психофизиология, психология, антропология, философия, но акцент был сделан на нормальной физиологии. Все занятия проводились при непосредственном участии заведующей кафедрой, д.м.н. проф. Л.Д. Маркиной.
После того как студенты овладели техникой самостоятельного входа в ИСС и выхода из него, обучение проводилось по алгоритму, который выглядел следующим образом:
1. Формирование и постановка конкретного вопроса (вопросов) по теме занятий.
2. Вербальная установка на изучение данного вопроса в ИСС.
3. Вход в ИСС.
4. Выход из ИСС.
5. Запись полученных результатов исследования.
Весь ход эксперимента контролировался преподавателем.
Время пребывания в ИСС ограничивалось 5-10 минутами в зависимости от «качества» вопросов и их количества. Время на запись полученной информации варьировалось от 20 до 60 мин.
Овладение основами техники входа в ИСС в целом не представляет для студентов психологических и методологических сложностей. На первом установочном (тестовом) занятии из 80 в ИСС смогли войти 70 человек (87,5%). Глубина погружения «в себя» у студентов была весьма вариативна. С продолжением занятий количество студентов, способных к устойчивой и глубокой интроспекции и рефлексии, увеличивалось. Обучение с использованием ИСС имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект, гармонизирует психосоматическое состояние человека, развивает терпение, спокойствие, уравновешенность, ответственность за свои действия и слова. После занятий студенты гораздо лучше управляли эмоциями и контролировали свое поведение в критических ситуациях. ИСС служат прекрасным методом психологической коррекции и терапии во время учебной деятельности. У учащихся появляется повышенный интерес к изучению курса дисциплин, так как они принимают непосредственное участие в постановке вопросов исследования и получают ответы в развернутой форме от своего внутреннего источника. Занятия строятся по принципу «от студента», а не «от программы» или «от преподавателя». Каждое занятие имеет исследовательский характер, что делает его максимально интересным и продуктивным.
При вхождении в ИСС можно максимально глубоко и полно сосредоточить внимание на интересующей теме, проблеме или вопросе. Ответ приходит из глубины сознания и соответствует качеству поставленного вопроса. При необходимости как вопрос, так и ответ могут расширяться и углубляться. Обучаемый, он же и обучающий, ученик, он же и учитель, сливаются в единое гармоничное целое. Спрашивающий понимает, что он всегда знал ответы на все вопросы и что его задача — осознать знания в самом себе и уметь использовать их на практике.
С применением интегральной модели обучения осуществляется индивидуальный подход в обучении и воспитании, несмотря на то, что занятия проводятся с группой. Спрашивающему из его же бессознательного
(сверхсознания) дается такой ответ и в такой форме, который полностью соответствуют его психическому, духовному и интеллектуальному развитию. Ответы, приходящие из глубины сознания, отлично сохраняются в оперативной, кратковременной и долговременной памяти. Информация, приходящая из «внутреннего мира» не нарушает психического, информационного и энергетического равновесия индивида. Более того, после ИСС наблюдается устойчивое гармоничное состояние во всем организме и на всех уровнях, которое сохраняется от нескольких часов до нескольких суток. Студент на собственном опыте узнает, что его возможности безграничны и что его жизненный путь зависит только от него самого.
ИСС позволяет равномерно включить в работу оба полушария головного мозга, что во много раз увеличивает продуктивность ума, способствует развитию творческих способностей, интеграции психических сил и знаний. Знание и понимание сливаются в единый процесс познания, то есть знания, умения и навыки приобретаются одновременно в процессе включения индивида в другую объективную реальность — он живет в ней, сопереживает ее. Во время погружения можно получать ответы на все вопросы от своего внутреннего источника — истинной личности. Ответы могут приходить в любой модальности: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, осязательной, как в развернутой форме, так и в «свернутом» виде, что воспринимается как инсайт, или интуитивное откровение. Вступая в диалог со своим высшим Я, человек может построить оптимальную модель духовного, психического, физиологического и физического поведения, чтобы сохранить или улучшить свое здоровье. После получения информации о своем психосоматическом состоянии и способах поддержания здоровья, человек вправе решать проблемы своей жизнедеятельности. Он начинает полностью осознавать, что его психосоматическое здоровье и развитие практически зависят только от него самого.
Интегральная модель обучения максимально отвечает гуманистическому принципу психологии и педагогики — «не навреди». Психика индивида сохраняет естественный ритм функционирования во время всего учебного процесса. У студентов не возникает зависимости и привыкания ни к внешним источникам информации в форме учебной и научной литературы, ни к преподавателю, ни к методике преподавания, ни к субъективной реальности. Субъект познания в любой момент сам может выйти из ИСС и вновь в него погрузиться. Знания, полученные из учебной и научной литературы, помогают корректной и последовательной постановке вопросов и исследовательских задач и адекватному описанию полученной информации на научном языке. В ИСС резонансно-волновая природа психики работает по принципу «каков запрос — таков ответ». Овладение данной методикой обучения позволяет осознанно
воспринимать внутренний, психический мир и объективную реальность, принимать себя и окружающую действительность как единое целое.
Субъективное восприятие времени в ИСС значительно отличается от восприятия времени в обыденном состоянии сознания. Пять минут в ИСС по внутренней информационной и энергетической насыщенности воспринимаются как значительно больший период времени. Может показаться, что прожита целая жизнь. Использование данной методики позволяет в десятки раз сократить период обучения. Интегральное обучение и самообучение носят естественный, природный характер, они не мотивированы социумом или другими личностями, формируются и направляются глубинной психической энергией высшего Я, которое контролирует энергоинформационный гомеостаз организма.
Данную методику можно использовать в качестве инструментария в самодиагностике психосоматического и энергетического состояния организма, выявлять патогенез заболевания и находить нетрадиционное, индивидуальное и безопасное лечение. При ее использовании нет необходимости в интерпретации и расшифровке возникающих символов или образов, так как ответ приходит в конкретной и лаконичной вербальной или образной модальности. Методика дает возможность за несколько минут получить словесное или образное объяснение любого психофизиологического процесса, происходящего в живом организме на всех уровнях от молекулярного до организмен-ного. При необходимости можно прожить жизнь от зарождения, развития и гибели любого элемента или всей системы в зависимости от сформулированного запроса. Можно строить прогностические модели жизнедеятельности организма при воздействии на него фармакологического препарата (как и любого вещества) без фактического принятия препарата, то есть оценить ответную реакцию на препарат как отдельной клетки, органа или системы, так и всего организма. Методика позволяет создавать альтернативные прогностические модели процессов, происходящих на различных уровнях организма без вмешательства в его жизнедеятельность. Это позволяет глубже понять работу организма как сложно организованной функциональной системы. Методика дает возможность изучать организм и его системы до молекулярного и энергетического уровня в любой проекции и любом масштабе при трехмерном и четырехмерном восприятии, как в статике, так и динамике. Просмотр может происходить в любом режиме скорости восприятия, с остановкой во времени и в обратной перспективе.
ИСС позволяют видеть функционирование живого организма в разных режимах деятельности, воспринимать естественный или патологический цвет любой системы, органа, клетки. Методика имеет бесконечные вариации, имеет индивидуальный ключ (почерк), применима при изучении любой учебной дисциплины и любого объекта.
Овладев ИСС, студенты успешно используют ее перед любыми видами деятельности, во время самой деятельности, в частности, при подготовке и сдаче экзаменов. В жизни человека спонтанные ИСС характерны для детского возраста. С социальной адаптацией природные способности к рефлексии у большинства людей сводятся почти к нулю, и чтобы их восстановить, нужны специальные методы обучения. Данная методика позволяет осуществлять обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание независимо от места встречи учащихся и учителя. Занятия можно проводить в домашней обстановке или во время отдыха на природе, а также во время выполнения любых видов деятельности.
Интегральная модель обучения и саморазвития позволяет получать информацию практически о любом объекте исследования. Овладев ИСС, можно проводить диагностику живых и неживых систем (как и самодиагностику), что бесконечно расширяет возможности каждого человека в самопознании и саморазвитии, каждый воистину становится хозяином своей жизни. По существу, человек может доверять только своему высшему сознанию, поэтому
УДК 371.14:378.661(571.63) А.Я. Осин, Н.Г. Садова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
Владивостокский государственный медицинский университет
Ключевые слова: педагогическое образование, медицинский вуз, модернизация.
В последние годы образование становится одной из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности человека. Перспективы его развития все чаще рассматриваются как важный фактор обеспечения качества жизни общества, как необходимое условие национального развития. Эта проблема актуализирована разворачивающейся широкомасштабной модернизацией высшей школы России. Переход на новые экономические механизмы, обеспечение широкого доступа к образовательным ресурсам, освоение педагогических программ, создание условий для качественного образования станут возможными, если будут объединены и интегрированы усилия всех субъектов образования. В качестве объективного необходимого условия такой интеграции выступает идея непрерывности педагогического образования преподавателей высшей школы. Этот инновационный подход требует формирования педагогической компетенции педагога
необходимо всячески стимулировать способности, связанные с развитием сознания, восприятием и пониманием объективной реальности.
Литература
1. Корнеенков С.С. Психологические теории личности и ее потребностей. Психосинтез: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1998.
2. Капра Ф. Дао Физики. — СПб.: Орис-х-Янапринт, 1990.
Поступила в редакцию 07.07.03. THINKING IN CHANGED CONSCIOUSNESS STATES IN ACADEMIC PROCESS S.S. Korneenkov
Vladivostok State Medical University
Summary — The paper provides experimental data on researching into the peculiarities of thinking in the changed consciousness states. On mastering the "self-immersion" method, the experiment participants — students — give written answers about their physiological parameters relating to the functioning of the organism. The author adduces generalized parameters of the peculiarities of thinking in the changed consciousness states and shows very promising prospects when using this method in the course of education in the institutions of higher education and during self-instruction.
Pacific Medical Journal, 2004, No. 3, p. 76-79.
ближайшего будущего, определения необходимых условий для его профессионального роста, изучения механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы непрерывного педагогического образования, освоения новых образовательных программ [4, 7].
Современная концепция модернизации образования несет на себе печать времени. По многим проблемам концепция не содержит однозначных решений, а предполагает проведение экспериментов, внимательное изучение последствий предлагаемых новшеств, их оценку с позиций соответствия интересам личности, общества и государства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Концепция модернизации — это новая философия образования, которая определяет его новые цели и ценности, достижение которых возможно лишь в процессе постоянного взаимодействия с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций [1, 11].
Стратегия модернизации российского образования требует повышения профессионализма педагогических кадров, а это значит — реформирования всех звеньев непрерывного педагогического образования, важнейшим из которых является система повышения квалификации. Понимая сложность и новизну задач, сформулированных в концепции модернизации, нами на основе программно-целевого подхода проведен анализ состояния и тенденций развития педагогического образования в ВГМУ. Это определяет направленность на создание модели, ориентированной на личностный рост и профессиональное развитие педагога,