Научная статья на тему 'Непрерывное педагогическое образование преподавателей в условиях модернизации высшей медицинской школы'

Непрерывное педагогическое образование преподавателей в условиях модернизации высшей медицинской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осин А.Я., Садова Н.Г.

Effective activity of the medical college teaching staff depends both on the level of educational potential and professional pedagogical skills. Excellent qualification of the teaching staff may be attained by implementing professional development system at three levels: inside the sub-faculty, within the institute, and between different institutes. Pedagogical training of the teaching staff in the context of modernization of higher medical school is characterized by continuity and andrological principles. Among the criteria that may testify the effectiveness of the professional development are professional competence, reflective activity, pedagogical consciousness and thinking, personal and professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS PEDAGOGICAL TRAINING OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF HIGHER MEDICAL SCHOOL MODERNIZATION

Effective activity of the medical college teaching staff depends both on the level of educational potential and professional pedagogical skills. Excellent qualification of the teaching staff may be attained by implementing professional development system at three levels: inside the sub-faculty, within the institute, and between different institutes. Pedagogical training of the teaching staff in the context of modernization of higher medical school is characterized by continuity and andrological principles. Among the criteria that may testify the effectiveness of the professional development are professional competence, reflective activity, pedagogical consciousness and thinking, personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Непрерывное педагогическое образование преподавателей в условиях модернизации высшей медицинской школы»

Овладев ИСС, студенты успешно используют ее перед любыми видами деятельности, во время самой деятельности, в частности, при подготовке и сдаче экзаменов. В жизни человека спонтанные ИСС характерны для детского возраста. С социальной адаптацией природные способности к рефлексии у большинства людей сводятся почти к нулю, и чтобы их восстановить, нужны специальные методы обучения. Данная методика позволяет осуществлять обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание независимо от места встречи учащихся и учителя. Занятия можно проводить в домашней обстановке или во время отдыха на природе, а также во время выполнения любых видов деятельности.

Интегральная модель обучения и саморазвития позволяет получать информацию практически о любом объекте исследования. Овладев ИСС, можно проводить диагностику живых и неживых систем (как и самодиагностику), что бесконечно расширяет возможности каждого человека в самопознании и саморазвитии, каждый воистину становится хозяином своей жизни. По существу, человек может доверять только своему высшему сознанию, поэтому

УДК 371.14:378.661(571.63) А.Я. Осин, Н.Г. Садова

НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: педагогическое образование, медицинский вуз, модернизация.

В последние годы образование становится одной из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности человека. Перспективы его развития все чаще рассматриваются как важный фактор обеспечения качества жизни общества, как необходимое условие национального развития. Эта проблема актуализирована разворачивающейся широкомасштабной модернизацией высшей школы России. Переход на новые экономические механизмы, обеспечение широкого доступа к образовательным ресурсам, освоение педагогических программ, создание условий для качественного образования станут возможными, если будут объединены и интегрированы усилия всех субъектов образования. В качестве объективного необходимого условия такой интеграции выступает идея непрерывности педагогического образования преподавателей высшей школы. Этот инновационный подход требует формирования педагогической компетенции педагога

необходимо всячески стимулировать способности, связанные с развитием сознания, восприятием и пониманием объективной реальности.

Литература

1. Корнеенков С.С. Психологические теории личности и ее потребностей. Психосинтез: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1998.

2. Капра Ф. Дао Физики. — СПб.: Орис-х-Янапринт, 1990.

Поступила в редакцию 07.07.03. THINKING IN CHANGED CONSCIOUSNESS STATES IN ACADEMIC PROCESS S.S. Korneenkov

Vladivostok State Medical University

Summary — The paper provides experimental data on researching into the peculiarities of thinking in the changed consciousness states. On mastering the "self-immersion" method, the experiment participants — students — give written answers about their physiological parameters relating to the functioning of the organism. The author adduces generalized parameters of the peculiarities of thinking in the changed consciousness states and shows very promising prospects when using this method in the course of education in the institutions of higher education and during self-instruction.

Pacific Medical Journal, 2004, No. 3, p. 76-79.

ближайшего будущего, определения необходимых условий для его профессионального роста, изучения механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы непрерывного педагогического образования, освоения новых образовательных программ [4, 7].

Современная концепция модернизации образования несет на себе печать времени. По многим проблемам концепция не содержит однозначных решений, а предполагает проведение экспериментов, внимательное изучение последствий предлагаемых новшеств, их оценку с позиций соответствия интересам личности, общества и государства. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Концепция модернизации — это новая философия образования, которая определяет его новые цели и ценности, достижение которых возможно лишь в процессе постоянного взаимодействия с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций [1, 11].

Стратегия модернизации российского образования требует повышения профессионализма педагогических кадров, а это значит — реформирования всех звеньев непрерывного педагогического образования, важнейшим из которых является система повышения квалификации. Понимая сложность и новизну задач, сформулированных в концепции модернизации, нами на основе программно-целевого подхода проведен анализ состояния и тенденций развития педагогического образования в ВГМУ. Это определяет направленность на создание модели, ориентированной на личностный рост и профессиональное развитие педагога,

создающей условия для решения широкого спектра новых задач. Для этого необходимо овладеть технологиями программно-целевого управления развитием образовательных систем, найти управленческие решения, ведущие к позитивным изменениям в образовательном пространстве. Новую концепцию образования наполнили такие понятия, как образование взрослых, андрагогика, переподготовка специалистов, дополнительное профессиональное образование, профессиональная мобильность, аутодидактика и др. Непрерывное образование выполняет не только социально-экономическую, но и личностно-ориен-тированную функцию [2, 3, 5].

Эффективная деятельность преподавателей в медицинском вузе во многом зависит от уровня их педагогической квалификации. В период модернизации высшего медицинского образования значимость этой проблемы значительно возрастает. В связи с этим в нашем вузе была разработана и эффективно использована в течение последних лет система повышения педагогической квалификации (ППК) преподавателей [8].

Структура системы ППК преподавателей ВГМУ включает различные формы трехуровневой подготовки специалистов. При этом координирующим звеном является сформированный отдел ППК преподавателей и соответствующий методический совет при ФПК и ППК. Дидактический процесс этой системы основан на таких компонентах, как мотивация, целеполагание, педагогическое диагностирование, прогнозирование хода и результатов, проектирование и планирование, учет и корректировка результатов, оценка эффективности. Процесс ППК осуществляется на трех уровнях: 1-й — на базе кафедр, 2-й — на базе ВГМУ и 3-й — на базе других вузов Российской Федерации и Международной академии наук высшей школы.

Дидактическими формами и методами реализации 1-го уровня ППК являются проведение семинаров и итоговой (годовой) учебно-методической конференции, анализ собственной деятельности сотрудников и их самообразование, обобщение и распространение педагогического опыта. Предполагается выполнение НИР по проблемам педагогики и психологии высшей школы, публикация материалов НИР, стажировка молодых специалистов на рабочих местах, совершенствование педагогической деятельности путем использования педагогических инноваций, составление обзоров по современным проблемам педагогики высшей школы, наставничество, проведение открытых практических занятий и чтение открытых лекций, организация мастер-классов, методических кабинетов, методических уголков «В помощь педагогу» и др.

Ко 2-му уровню ППК относятся краткосрочные и долговременные программы обучения сотрудников, учебно-методические и научно-педагогические конференции, дискуссии по актуальным вопросам педагогики высшей школы. Сюда относятся и профессиональный конкурс «Педагог года» ВГМУ, выставка литературы «Достижения в педагогике высшей

школы», ярмарка педагогических идей, НИР, научная организация учебно-воспитательного процесса, инновации в области педагогики и психологии высшей школы. На 2-м уровне ППК предполагаются педагогические чтения, смотры-конкурсы методической работы, творческие отчеты преподавателей, получивших общее признание в вузе за их мастерство и опыт, и многие другие формы и методы.

Программы обучения «Педагогика высшей медицинской школы» в объеме 72/144 часов предназначаются для повторно обучающихся преподавателей, программы обучения «Основы педагогики высшей школы» в объеме 144 часов — для впервые обучающихся. В соответствии с приказом Минобразования РФ № 180 от 24.01.2002 г. «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы» и решением ученого совета ВГМУ организована дополнительная образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в установленном порядке.

С целью ППК сотрудников вуза ежегодно организуются учебно-методические конференции с изданием тематических сборников трудов. Среди них — «Роль и функции преподавания в учебном процессе» (1999), «Психолого-педагогические аспекты учебно-воспитательного процесса» (1999), «Образование и медицинская наука XXI века» (2000), «Современные педагогические технологии в медицинском вузе» (2001), «Профессиональное воспитание в системе высшего медицинского образования» (2002), «Современные проблемы качества образования в медицинском вузе» (2003), «Педагогический менеджмент в условиях модернизации высшей медицинской школы» (2004).

На 3-м уровне ППК реализуются краткосрочные и долговременные программы обучения на базе других вузов, проводятся региональные и международные научно-методические и научно-практические конференции. Наибольший интерес в последние годы вызвали региональная научно-методическая конференция «Управление качеством образования» (ДВГАЭУ, 2001), международная научно-практическая конференция «Проблемы открытого образования» (ДВГТУ,

2001), научно-практическая конференция «Профессиональная подготовка и проблемы гуманизации высшей школы» (ДВ филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2001), межрегиональная научно-методическая конференция «Объективизация оценки качества образования в современных условиях» (НГМА, 2001), региональная межвузовская научно-методическая конференция «Высшая школа: Проблемы гуманизации и информатизации образования в государственных стандартах высшего профессионального образования второго поколения» (ХГАЭП,

2002), региональная научно-методическая конференция «Роль производственной практики в системе образования» (ДВГАЭУ, 2002), Всероссийская научно-

практическая конференция (Пенза, 2002), региональная научно-практическая конференция «Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы» (ПИППКРО,

2002), 4-я региональная научно-практическая конференция «Воспитание учащейся молодежи: проблемы, исследования, перспективы (МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2003), межвузовская научно-практическая конференция «Книга-читатель-культура» (ДВГУ,

2003), межвузовский семинар-совещание «Использование инновационных методов и информационных технологий в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования» (ДВГТУ, 2003) и др. Преподаватели осуществляют обмен опытом работы, участвуют в работе Международной академии наук высшей школы. На базе ДВГТУ эффективно была использована переподготовка по программе дополнительного (к высшему) образования в объеме 600 часов с выдачей диплома по специальности «Педагогика высшей школы».

ППК неразрывно связано с педагогическим потенциалом преподавателей, отражающим уровень их мастерства. В этом потенциале реализуются трехуровневые формы и методы подготовки и деятельности педагога в медицинском вузе. Педагогический потенциал как система естественных и приобретенных качеств определяет способность педагога выполнять свои обязанности на нужном уровне. Формируемый потенциал служит базой педагогических знаний, умений, навыков, развития способностей, реализации цели, активного творчества. Итогом ППК является профессионализм, рассматриваемый как умение педагога мыслить и действовать профессионально.

Анализ проблемы профессионального роста преподавателя следует начинать с рассмотрения нескольких аспектов высшего медицинского образования. В нем идут два фундаментальных процесса: 1) модернизация структуры и содержания, 2) развитие новых педагогических компетенций. Именно в контексте этих двух направлений вопросы, связанные с повышением квалификации и совершенствованием средств педагогической работы, должны быть кардинально переосмыслены [10]. Вполне возможно, что традиционные программы повышения квалификации могут быть недостаточны для преподавателей, и необходимы инновационные образовательные программы профессионального развития и личностного роста. Современный педагог становится профессионалом, способным решать дидактические задачи своими педагогическими средствами, собственным содержанием педагогической деятельности, адекватным для каждого уровня образования. Главная цель профессионального развития педагога и его деятельности связана с кардинальным переосмыслением самого содержания образования, его структуры и формы организации, с условиями происходящего переосмысления

и новыми профессиональными компетенциями. Однако последние не формируются в режиме информирования, они должны быть культивированы при непосредственном участии самого педагога путем выработки собственной личностной и профессиональной позиции. В этом и заключаются концептуальные основы постановки и решения проблемы профессионального развития педагога в современном образовании.

Программа последипломного педагогического образования должна адекватно отражать цели и ценности модернизации высшей медицинской школы, создавать условия включения преподавателя в инновационные образовательные процессы [9]. Профессиональная форма деятельности педагога, основанная на «передаче», «трансляции», «объяснении», меняется на педагогическое сопровождение развития самостоятельности, самодеятельности обучаемых, на их педагогическую поддержку. Сложившееся информационно-инструктивное, рецепторное, предметное поле содержания повышения квалификации и условия профессионального образования часто не способствуют воспитанию необходимых профессиональных качеств. В условиях приобретения системой образования принципиально новых свойств ядром повышения квалификации становится не усовершенствование педагогических знаний (квалификационный подход), а профессиональное развитие педагогов, направленное на становление, обретение новых способов профессиональной деятельности, присвоение новых образовательных практик (компетентностный подход). При компетентностном подходе не профессиональные знания, умения и навыки, а педагогический стиль, творческий опыт, мастерство становятся потенциалом развития. Программы повышения квалификации, таким образом, должны трансформироваться в программы развития профессиональной компетентности, содействия становлению профессиональной индивидуальности и самостоятельности в решении педагогических задач.

Современный педагог должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать педагогическим сознанием, имеющим определенную структуру и присущие ему качественные характеристики. Гуманистическая направленность, рефлексивность, креативность, диалогичность являются теми существенными характеристиками, которые подчеркивают особый характер педагогического сознания [12]. Однако индивидуальному педагогическому сознанию они не даны изначально, а формируются в той среде, в которой происходит развитие педагога. Гуманистическая направленность индивидуального сознания педагога состоит в обращении к человеческой личности, правам и интересам человека, в признании личностью ее права на свободное развитие и проявление своих способностей. Эта характеристика педагогического сознания предполагает комплексное восприятие личности в ее самобытности и неповторимости. При этом задачей педагога является понимание каждого обучающегося

как воплощения общего, особенного и отдельного и в укреплении веры человека в себя. Рефлексивность педагогического сознания проявляет себя в вечном стремлении к познанию, к поиску смысла бытия, жизни, деятельности. Рефлексия для педагогической науки наступает тогда, когда она начинает размышлять о собственных основаниях и последствиях деятельности. Способность индивидуального сознания к рефлексии является условием понимания человеком себя и других, принятия мира в целом, способности к диалогу с самим собой и окружающим миром. Результатом рефлексии становится новое понятие, новый план деятельности, проект изменения и решения проблемной ситуации, процесс осмысления и переосмысления, проходящий через всю жизнь человека и образующий основное содержание его существа. Креативность педагогического сознания свидетельствует о со-зидательности педагога. Творчество в его практической деятельности может проявляться в нестандартных подходах к решению проблем, в разработке новых методов, форм, приемов, средств обучения и воспитания, в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, реализации, модернизации ранее известного в соответствии с новыми задачами, стоящими перед высшей школой и обществом. Диалогичность педагогического сознания проявляется в отношениях между участниками педагогического процесса, в его двусторонности, во взаимодействии с обучаемыми и предполагает восприятие его как равного, целостного и интересного педагогу человека, с которым он вместе ищет и вырабатывает некое знание и обретает духовное творческое единение.

Педагогическое мышление как структурный компонент педагогического сознания представляет собой вид практического мышления, направленного на решение профессионально значимых задач. Оно заключается в способности к психолого-педагогической диагностике состояния всех компонентов учебно-воспитательного процесса, самооценке и оценке возможностей обучаемых, в способности проектирования, управления, моделирования, предвидения результатов деятельности, немедленного реагирования, принятия решений, организации коммуникаций между всеми участниками педагогического процесса [6].

Таким образом, одним из главных условий модернизации высшей медицинской школы является непрерывное педагогическое образование преподавателей. Эффективной следует считать трехуровневую систему повышения квалификации, включающую кафедральный, вузовский и межвузовский уровни и обеспечивающую непрерывную психолого-педагогическую подготовку кадров. Широкий спектр методов и форм повышения квалификации обеспечивает инновационный подход к решению настоящей проблемы. Конечная цель педагогического образования определяется рядом значимых критериев и категорий. Профессиональный педагогический потенциал

и педагогическое мастерство достигаются на основе квалификации и профессионализма, профессиональной компетентности и рефлексивной деятельности, педагогического сознания и мышления и обеспечивают личностный рост и профессиональное развитие субъектов высшего медицинского образования.

Литература

1. Горовая Т.П.// Проблемы научно-методического обеспечения образования взрослых в Дальневосточном регионе: Мат. регион. научно-метод. конф. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — С.110-114.

2. Городецкая Е.Я., Трубникова Э.И.// Там же. — С. 32-35.

3. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001.

4. Журавский А.М.// Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы: Мат. регион. научно-практ. конф. — Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2002. — С. 4-5.

5. Змеев С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта-Наука, 1999.

6. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б. Врач-педагог в изменяющемся мире. Традиции и новации. — М.: ГОУВУНМЦМЗ РФ, 2001.

7. Логвинова И.М.// Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы: Мат. регион. научно-практ. конф. — Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2002.- С. 5-7.

8. Осин А.Я., Окунь Б.В., Садова Н.Г.// Там же. — С. 54-55.

9. Петрунько А.В.// Там же. — С. 15-17.

10. Слободчиков В.И.// Там же. — С. 12-15.

11. Харин А.З.//Пробл. науч.-метод. обеспечения образования взрослых в Дальневосточном регионе: Мат. регион. научно-метод. конф. — Владивосток: Из-во ДВГТУ, 2002.- С. 19-20.

12. Шурухина Т.Н.// Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы: Мат. регион. научно-практ. конф. — Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2002. — С. 30-33.

Поступила в редакцию 12.04.04.

CONTINUOUS PEDAGOGICAL TRAINING OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF HIGHER MEDICAL SCHOOL MODERNIZATION A.Ya. Osin, N.G. Sadova Vladivostok State Medical University

Summary — Effective activity of the medical college teaching staff depends both on the level of educational potential and professional pedagogical skills. Excellent qualification of the teaching staff may be attained by implementing professional development system at three levels: inside the sub-faculty, within the institute, and between different institutes. Pedagogical training of the teaching staff in the context of modernization of higher medical school is characterized by continuity and andrological principles. Among the criteria that may testify the effectiveness of the professional development are professional competence, reflective activity, pedagogical consciousness and thinking, personal and professional development.

Paciflc Medical Journal, 2004, No. 3, p. 79-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.