Научная статья на тему 'Реализация индивидуальных образовательных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров в вузе'

Реализация индивидуальных образовательных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова С. Н.

Belova S.N. realization of individual educational programs of raising the qualification of scientific-pedagogical staff in an institution of higher education. The article presents the experience of advanced training among heads of structural units and the teaching staff about the problem of management of formation and development of the system of evaluation of the educational process quality in an institution of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация индивидуальных образовательных программ повышения квалификации научно-педагогических кадров в вузе»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗЕ

С.Н. Белова

Belova S.N. Realization of individual educational programs of raising the qualification of scientific-pedagogical staff in an institution of higher education. The article presents the experience of advanced training among heads of structural units and the teaching staff about the problem of management of formation and development of the system of evaluation of the educational process quality in an institution of higher education.

Управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) в вузе является сложным процессом, происходящим под влиянием многих субъективных и объективных факторов, осуществляемым в логике становления и развития системы качества вуза, и предполагает организацию обучения руководителей структурных подразделений, ППС на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (ФПК и ППК) Курского государственного университета (КГУ).

В практике КГУ хорошо зарекомендовала себя система проектирования индивидуальных образовательных программ, реализация которых предусматривала создание многообразных дискретных управленческих систем оценивания, сориентированных на выполнение миссии университета.

Обеспечению качества развития персонала вуза служили накопительная система повышения квалификации руководителей структурных подразделений, ППС в форме проведения творческих сессий; функционирование школы педагогических инноваций; школы молодого преподавателя; проблемных семинаров для руководителей методических комиссий; педагогических мастерских, мастер-классов ведущих ученых и других форм внутривузовского повышения квалификации.

Система внутривузовского повышения квалификации была построена с учетом ожидания заинтересованных лиц (руководителей структурных подразделений вуза, ППС), ориентирована на достижение их удовлетворенности качеством педагогической деятельности, а также удовлетворенности самих субъектов процессом повышения квалификации.

Индивидуальные образовательные программы для управленческого персонала КГУ были ориентированы на удовлетворение профессионально-личностных потребностей в области овладения теорией и практикой управления инновационными процессами в целях обеспечения СОКОП,

включали самообразование и научноисследовательскую деятельность по вопросам системного, стратегического, корпоративного, инновационного менеджмента; создание системы оценивания качества образовательного процесса в компетентност-ном формате; освоение технологий менеджмента качества; разработку системы обеспечения качества образования, системы управления качеством; подготовку конкурентоспособных выпускников вуза, владеющих «портфелем ключевых компетенций»; освоение приоритетных направлений развития высшего профессионального образования; изучение опыта использования инновационных технологий в образовании, управлении образовательным процессом и оценивании качества образовательного процесса; проектирование и реализацию интерактивных семинаров для сотрудников и студентов вуза по вопросам процессного, системного, стратегического, рефлексивного управления становлением и развитием СОКОП.

Индивидуальные образовательные программы для вышеназванной категории предусматривали как участие в конференциях, семинарах, так и активную учебу в системе внутривузовского повышения квалификации. Так, например, все руководители структурных подразделений КГУ прошли обучение по образовательной программе «Внутривузовская система обеспечения качества подготовки кадров».

Содержание данной программы ориентировалось на освоение следующих вопросов: положения Болонской декларации в системе ВПО Российской Федерации; приоритетные направления модернизации образования в вузе; цели, задачи и основные принципы менеджмента качества; базовые принципы Всеобщего управления качества; стандарты и директивы гарантии качества высшего образования в Европейском регионе Европейской ассоциации гарантии качества в сфере высшего образования; основные цели, задачи, методы проведения самооценки деятельности вуза, структурных

подразделений в соответствии с моделью совершенствования деятельности вуза и моделью конкурса Рособразования и Рособр-надзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»; критерии оценивания основной образовательной программы по направлению / специальности, учебнометодических комплексов, всех видов практик, самостоятельной, научно-

исследовательской работы, учебных занятий в вузе; критерии и показатели оценки качества деятельности факультета, кафедры, вуза; критерии и показатели оценивания качества преподавания; требования к разработке оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в компетентностном формате; новые технологии оценивания результатов образовательного процесса и др.

Кроме того, руководители структурных подразделений вуза принимали активное участие в работе научно-практических семинаров по темам «Система обеспечения качества образовательного процесса в университете», «Проектирование основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО третьего поколения», «Нормативно-правовое обеспечение системы оценивания качества образовательного процесса в вузе», «Балльно-рейтинговая система оценивания качества освоения основной образовательной программы» и др. В ходе проведения научно-практических семинаров осуществлялось организованное и целенаправленное генерирование возможных идей в результате творческого мышления группы людей.

Так, например, на семинаре «Балльнорейтинговая система оценивания качества освоения основной образовательной программы» было обозначено «проблемное поле» управленческой деятельности руководителей структурных подразделений, предложен «портфель» идей по внедрению инновационной системы оценивания, который нашел отражение в деятельности сотрудников университета. Процедура семинара заключалась в следующем: во-первых, организовывалась последовательность циклов «мозговой атаки» при обсуждении таких проблемных вопросов, как актуальность введения балльно-рейтинговой системы оценивания качества освоения основной образовательной программы; ее цель,

задачи, условия; балльно-рейтинговая организация образовательного процесса; обоснование и описание конечных результатов подготовки, представленных в формате ключевых компетенций выпускников; обеспечение образовательного процесса системой оценки и контроля качества освоения модульных программ; во-вторых, разрабатывалась программа последовательных индивидуальных опросов с помощью вопросников, исключающая контакты между экспертами, но предусматривающая ознакомление их с мнениями друг друга между турами; вопросники от тура к туру уточнялись.

Результатом проведения семинара явились методические рекомендации к разработке балльно-рейтинговой системы оценивания качества освоения основной образовательной программы и проект «Положение о модульно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ», который был утвержден на заседании Ученого совета КГУ, доведен до сведения сотрудников и студентов вуза посредством размещения на сайте вуза www.kursksu.ru, на информационных стендах факультетов и кафедр.

Управление становлением и развитием СОКОП потребовало организации обучения уполномоченных по качеству основных образовательных программ, которые являются проводниками политики в области качества на всех уровнях структуры вуза, активными помощниками в становлении и развитии системы оценивания качества образовательного процесса (входят в состав временных творческих коллективов по решению проблем оценивания качества образовательного процесса), имеют определенные полномочия, зафиксированные в должностной инструкции, и несут ответственность перед руководством факультета (кафедры) за развитие системы обеспечения качества подготовки кадров по соответствующей образовательной программе, за развитие системы оценивания качества структурных компонентов качества образовательного процесса и системы в целом. Совместно с центром аудита качества образования они участвуют в разработке документации СО-КОП, проведении внутренних аудитов и самооценки, обработке полученных данных, формировании и реализации планов

корректирующих, предупреждающих действий и др.

Все уполномоченные по качеству основных образовательных программ (ООП) прошли обучение по образовательным программам повышения квалификации: «Система оценивания качества образовательного процесса в вузе», «Проблемы качества обучения». Содержание данных программ ориентировалось на освоение таких вопросов, как положения Болонской декларации в системе ВПО Российской Федерации; формирование «портфеля ключевых компетенций» внутренних аудиторов; цели, задачи и основные принципы менеджмента качества; базовые принципы Всеобщего управления качества; стандарты и директивы ENQA; требования и рекомендации международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 и особенности их применения в образовании; модель организационного совершенствования Европейского фонда по качеству (EFQM) и ее адаптации для сферы образования; системные методы и алгоритмы обеспечения, поддержания и улучшения качества; методы качественного и количественного оценивания сложных систем; критерии оценивания основной образовательной программы, учебнометодических комплексов, всех видов практик, самостоятельной, научно-

исследовательской работы, учебных занятий в вузе; критерии и показатели оценки качества деятельности факультета, кафедры, вуза; критерии и показатели оценивания качества преподавания; требования к разработке оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в компетент-ностном формате; обоснование и описание конечных результатов подготовки бакалавров, магистрантов, представленных в формате ключевых компетенций выпускников; новые технологии оценивания результатов образовательного процесса; организация и проведение внутреннего аудита качества образовательного процесса в вузе и др.

В то же время системообразующим механизмом профессионально-личностного саморазвития руководящего состава университета, уполномоченных по качеству основных образовательных программ являлась самообразовательная деятельность по вопросам разработки инновационных сис-

тем оценивания качества образовательного процесса в вузе.

В индивидуальные образовательные программы ППС вуза были включены следующие виды деятельности:

- обучение в условиях внутривузов-ской системы повышения квалификации по образовательным программам: «Разработка фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов», «Управление качеством образования в высшей школе», «Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России», «Система оценивания качества образовательного процесса в вузе», «Деятельность преподавателя вуза по обеспечению качества самостоятельной и исследовательской работы студентов», «Проектирование ООП, реализующих ФГОС ВПО третьего поколения» и др.;

- обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения квалификации «Преподаватель высшей школы»;

- участие в различных форумах, конференциях, симпозиумах: «Качество педагогического образования», «Importance of science in the light of social and economic changes in the central and east European countries», «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий», «Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования», «Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов», «Качество подготовки кадров в условиях модернизации образования», «Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением», «Управление качеством образования в современной России», «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании», «Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона», «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», «Деятельность университета по подготовке конкурентоспособных кадров, обеспечению

качества жизни в регионе, развитию его духовно-нравственной среды», «Инновации в непрерывном профессиональном образовании конкурентоспособных кадров» и др.;

- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями региона по проблемам введения Федерального компонента государственного образовательного стандарта (второго поколения), предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения, использования современных средств оценивания результатов обучения, подготовки выпускников школ к единому государственному экзамену, экспертной деятельности в образовании, инноваций в управлении, проектирования внутришкольной системы управления процессами обеспечения качества образования; организация и проведение второй волны ЕГЭ;

- самообразовательная деятельность на основе самопроектирования образовательного пространства, содержания повышения квалификации в целях формирования и развития «портфеля ключевых компетенций», в том числе и экспертной компетенции.

Индивидуальные образовательные программы больше частью были ориентированы на формирование у ППС умений разрабатывать программы научно-

исследовательской и педагогической практик магистрантов, технологические карты самоанализа учебных занятий, подготовки и защиты бакалаврской работы, магистерской диссертации, государственного экзамена по направлению подготовки, учебной дисциплины, научно-иссле-довательской работы студента, самостоятельной работы студентов; диагностические карты остаточных

знаний студентов; фонды оценочных средств для проведения текущего оценивания успеваемости, промежуточной аттестации в компетентностном формате; инновационные системы оценивания структурных компонентов качества образовательного процесса; осуществлять экспертные оценки качества разработки ООП, УМК учебных дисциплин; проектировать согласованные компетентностно-ориентированные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик; определять рекомендуемое соотношение видов обучения, видов аттестации студентов и оценочных средств при освоении теоретической и практической частей ООП подготовки бакалавров, магистров, специалистов; проектировать структурные матрицы формирования и оценивания компетенций (матриц формирования универсальных и профессиональных компетенций, матриц оценочных средств для примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки, вузовским матрицам оценочных средств), рефлексивные карты, позволяющие осуществлять самооценку преподавателям, студентам качества реализации ООП; карты-маршруты внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине и др.

Таким образом, в КГУ сложилась многоуровневая и многообразная система обучающего менеджмента, направленная на реализацию стратегии управления становлением и развитием СОКОП.

Поступила в редакцию 01.12.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.