Научная статья на тему 'Концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе'

Концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ЭТАПЫ / МЕХАНИЗМЫ / КРИТЕРИИ / УСЛОВИЯ / management foundation and development of quality assessment system in universities educational process / trends / principles / functions / organizational structure / phases / mechanisms / criteria and conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова С. Н.

В статье рассмотрены ведущие концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении тенденций и принципов управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Раскрываются функции, организационная структура, этапы, механизмы, критерии, показатели и условия эффективности управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considered conceptualists idea of formation and development of quality assessment system in universities educational process. Emphasis is placed on the examination of trends and principles of formation and development of quality assessment system in universities educational process. Substantiated functions, organizational structure, phases, mechanisms, criteria, indicators and conditions for the emergence of effective quality assessment system in universities educational process.

Текст научной работы на тему «Концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе»

УДК 378

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ УПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

© 2010 С. Н. Белова

канд. пед. наук, доц. каф. непрерывного профессионального образования, начальник центра аудита качества образования

e-mail: fpkkursk@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены ведущие концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Особый акцент сделан на рассмотрении тенденций и принципов управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Раскрываются функции, организационная структура, этапы, механизмы, критерии, показатели и условия эффективности управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе

Ключевые слова: управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе, тенденции, принципы, функции, организационная структура, этапы, механизмы, критерии, условия.

Усиление роли высшего профессионального образования в социальноэкономическом развитии страны связано с повышением его качества; приведением содержания образования, технологий обучения и оценивания качества образовательного процесса в соответствие с требованиями современного общества и рынка труда; разработкой механизмов управления, адекватных задачам развития системы высшего профессионального образования. В связи с этим возрастают требования к качеству образования и индивидуального развития современного человека, актуализируется необходимость адекватных изменений в управлении качеством образовательного процесса (на всех его уровнях и во всех звеньях) как способах достижения изменившихся целей, развиваются независимые формы оценивания качества образования.

Однако до настоящего времени в теории и практике высшего профессионального образования (ВПО) остается недостаточно разработанной проблема преодоления узконаправленного оценивания качества образовательного процесса (оценивание в большей степени только результата обучения, игнорирование оценивания качества руководства, качества ресурсов - условий, качества процесса, качества сформированности ключевых компетенций конкурентоспособных выпускников, степени удовлетворенности всех заинтересованных сторон качеством образовательного процесса и др.), создания внутренней системы оценивания качества образовательного процесса и управления ею.

Концептуальные идеи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) в вузе как системное описание (абстрагированное воспроизведение) взглядов, ведущих замыслов, определяющих инновационную стратегию процесса управления, его структуру, свойства, признаки и отношения, позволяет представить исследуемый процесс в следующих аспектах:

- методологические ориентиры, включающие ведущие идеи общей теории систем, обучающего менеджмента, системного, процессного, синергетического, субъектно-деятельностного, социочеловекоориентированного, рефлексивного, компетент-ностного, квалитологического подходов к управлению становлением и развитием СОКОП в вузе;

- тенденции, принципы, цели и задачи управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе;

- функции, организационная структура;

- уровни и этапы;

- механизмы;

- критерии оценки и условия эффективности.

Ядром концепции управления становлением и развитием СОКОП в вузе выступают тенденции, зависимые связи и принципы управления развитием исследуемой системы в условиях учреждения высшего профессионального образования. Тенденция (от лат. 1еиёеге - направляться, стремиться) означает направление развития какого-либо явления или процесса и отражает связи между явлениями или процессами, состояниями и свойствами, которые при определенных условиях могут перейти в категорию закономерности [Санкин 2002: 63]. По сути дела, тенденция представляет собой предполагаемую потенциальную закономерность [Кручинин 2006: 101]. Провести границу между тенденцией и закономерностью довольно сложно. Речь может идти об их относительном различии. Общеизвестно, что если установленные зависимые связи не будут подвергаться строгой формализации, качественной и количественной проверке в жестко фиксируемой форме, то, согласно утверждению П.Р. Ату-това, Г.В. Воробьева, М.Н. Скаткина и других (см. [Кручинин 2006: 100]), эти связи не могут быть отнесены к разряду закономерностей и могут изучаться как тенденции. Из этого утверждения следует, что тенденция представляет собой предполагаемую потенциальную закономерность.

Тенденции призваны выражать определенный порядок причинной, устойчивой связи между управляющей и управляемой подсистемами и внутренней природой процесса управления становлением и развитием СОКОП в вузе как системы принятия решений, действий, операций, отношений, коммуникаций, между функциями управления, между внешними и внутренними детерминантами системы оценивания качества образовательного процесса, а также между внешними и внутренними детерминантами управления вышеназванным процессом. Установленные связи позволяют обнаружить механизмы становления и развития СОКОП в вузе и на их основе определить ведущие механизмы управления становлением и развитием названного процесса, в котором изменение одних параметров неизбежно вызывает изменение других. Отображенные в тенденциях связи указывают на общее направление разработки принципов, определяющих наиболее существенные требования к управлению становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.

Принципы как исходные, основополагающие положения (руководящие методологические идеи и ведущие правила), определяющие управленческую деятельность, отражают внутренние, существенные стороны управления и определяют его эффективность в разных формах, при различном его содержании и организации, то есть являются инструментальным, данным в категориях деятельности выражением управленческой концепции. Они - методологическое отражение познанных законов и закономерностей [Гительман, 1999: 67], выступают в роли знаний о целях, сущности, содержании деятельности, выраженных в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм в процессе управления становлением и развитием СОКОП в

вузе. Таким образом, в принципах находят свое выражение исходные требования, выполнение которых обеспечивает эффективность управления становлением и развитием СОКОП в вузе.

Методологическим ориентиром выявления тенденций управления становлением и развитием СОКОП в вузе, определившим логику разрабатываемой нами концепции, выступают следующие положения:

- опора на общие законы развития и управления, применение их к построению, изучению и управлению становлением и развитием СОКОП в вузе; анализ ситуации, которая побуждает обеспечить становление и развитие системы оценивания качества образовательного процесса, осуществить разработку модели инновационного управления; изучение истории вопроса и обнаружение повторяющихся явлений и устойчивых тенденций; выделение источников становления и развития СОКОП в вузе и факторов, определяющих особенности управления становлением и развитием систем оценивания; выявление ростков нового, перспективного, важного; изучение опыта управления качеством в учреждении ВПО, установление главных, ведущих зависимых связей, которые будут определять становление и развитие системы оценивания качества образовательного процесса в вузе и развитие системы управления качеством в будущем на опыте прошлого при сохранении известной стабильности условий. При этом важно различать всеобщие межсистемные связи, устойчиво наблюдаемые в любых системах различной природы; общие системные, видовые связи, присущие группе систем определённого рода; частные связи, свойственные исключительно только данному типу систем, даже если эта система является частью рода (вида) систем;

- прогноз развития инновационной управленческой системы оценивания качеством образовательного процесса в вузе на основе прошлого опыта, учитывающий ее особенности, уровень и качество;

- опора на опыт настоящего состояния управления СОКОП в вузе, требующая установления стадии развития оценочной системы в данный момент, учёта особенностей преобразуемых ресурсов, наличных движущих сил и источников развития, анализа окружающей среды, выделения перспективных направлений развития.

В установлении тенденций управления становлением и развитием СОКОП в вузе необходимо учитывать следующие теоретические положения:

- управление становлением и развитием СОКОП призвано учитывать специфику управляемого объекта, находящегося в режиме эволюции, то есть перехода из одного состояния в принципиально другое, связанное с качественным изменением элементов, а также с преобразованием взаимосвязей элементов внутри системы и с внешней средой;

- цель как системообразующий фактор управления становлением и развитием СОКОП выступает выражением потребностей и ожиданий потребителей (государства и общества, работодателей, студентов и их родителей, ППС и др.) в адрес вуза и субъектов управления, действует в качестве внешней и внутренней силы по отношению к исследуемой нами инновационной системе управления, способствуя её становлению и развитию;

- управление становлением и развитием СОКОП в вузе детерминируется различным соотношением и взаимодействием внутренних факторов (внутривузовская система менеджмента качества; лидирующая роль руководителя; наличие внутриву-зовской службы оценивания качества образовательного процесса; эффективность системы управления; компетентность управленческого и педагогического персонала в области оценивания качества образовательного процесса и его управления, в том числе его мотивация на создание и реализацию СОКОП; готовность субъектов обра-

зовательного процесса к рефлексивной деятельности в области качества преподавания, реализация инновационных систем оценивания компонентов качества образовательного процесса; внутривузовская система повышения квалификации и др.) и внешних факторов (социальный заказ системе ВПО на макро-, мезо- и микроуровнях, внешнее управленческое воздействие на уровне конкретного вуза и т. д.) при доминирующей роли механизмов самоуправления, самоорганизации и саморазвития;

- самоуправляемая СОКОП не исключает внешнего управленческого воздействия на взаимодействие ведущих элементов процесса обеспечения сбалансированного поступательного развития;

- резонансность управленческого воздействия определяет эффективность становления и развития системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.

Тенденции управления становлением и развитием СОКОП устанавливаются на основе выявленных причинно-следственных связей и зависимостей с учётом модельного представления исследуемого процесса управления, а также посредством анализа основных противоречий, возникающих в процессе управления.

Противоречия позволяют определить взаимосвязи различных сторон изучаемой системы управления, объясняют причинную зависимость. Противоречивость процесса управления становлением и развитием СОКОП как отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей указывает на источники и факторы саморазвития, самоуправления, самоорганизации системы оценивания качества образовательного процесса, выводит на признание в исследуемой системе управления взаимно предполагающих и исключающих друг друга факторов.

Управление становлением и развитием СОКОП берет начало с разрешения основного и частных противоречий как источников зарождения процесса развития, возникающего в результате столкновения старого и нового, регрессивного и прогрессивного, сопровождающего переход образовательной системы на качественно новый уровень. Система управления в этом контексте несет ответственность за обоснованный выбор внешних и внутренних механизмов обеспечения становления и развития системы оценивания качества образовательного процесса.

Значительная роль в обосновании тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе принадлежит выявлению ведущей, основной тенденции, которая детерминирует все другие, более частные тенденции, задает общую структуру теоретической основы управления вышеназванным объектом, ее категориальный строй, обусловливает приемы и методы исследования.

Таким образом, логика выявления тенденций и принципов, характерных для управления становлением и развитием СОКОП, включает

- изучение и анализ закономерностей развития системных объектов, в том числе социальных систем, к которым принадлежат образовательные и управленческие системы;

- выявление противоречий, теоретическое обоснование связей и зависимостей, тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе;

- последующую опытно-экспериментальную проверку выявленных теоретическим путём тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе в условиях реальной управленческой деятельности.

Ведущими тенденциями управления становлением и развитием СОКОП являются: направленность процесса управления СОКОП в вузе на опережающее развитие качества человека, позволяющая ориентировать человека на готовность к решению задач-проблем всех уровней и типов (выживание, надежность функционирования, динамика прогрессивного развития) в контексте широкой общекультурной структуры

знаний, обеспечивающих формирование у него целостной и многогранной научной картины мира и человека в нем, в пространстве и во времени (прошлом - настоящем -будущем), включая представления об общечеловеческих целях, ценностях и смысле жизни, о современных концепциях и перспективах развития человеческой цивилизации в целом и собственной страны, системные представления об организации общества (как общих черт, так и национально-этнических особенностей), во взаимосвязи и взаимодействии всех его основных сфер между собой и др.; компетентностно-ориентированная стратегия оценивания, которая предполагает формирование, развитие и оценивание компетенций студентов, выпускников, ППС, руководителей вуза; развитие в образовательном процессе вуза многообразия дискретных систем оценивания качества образовательного процесса, сориентированных на выполнение миссии университета, реализацию стратегии его развития, достижение целей профессионально-личностного развития студентов; ценностно-смысловое взаимодействие всех заинтересованных внешних и внутренних потребителей (руководителей структурных подразделений, преподавателей, сотрудников, обучающихся, абитуриентов, работодателей и др.) в оценивании качества образовательного процесса на основе стратегической траектории качества.

Названные тенденции находят свое выражение в принципах ценностноориентированной направленности управления СОКОП на развитие качества человека; активного и самоуправляемого оценивания; опоры на междисциплинарные знания, профессиональный и жизненный опыт субъектов оценивания и их исследовательскую (поисковую) деятельность; ориентации на рефлексивность, развитие общекультурных и профессиональных ценностей, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и запросов субъектов образовательного процесса; интерактивности и кооперации в образовательном процессе; дискретности и непрерывности в развитии систем оценивания качества образовательного процесса в вузе; развития инновационной системы оценивания качества образовательного процесса; системной детерминации развития инновационной системы оценивания качества образовательного процесса субъектами управления; соответствия внешнего управленческого воздействия с субъектной активностью участников процесса оценивания; единства управления и самоуправления развитием инновационной системы оценивания качества образовательного процесса внешними и внутренними потребителями.

Теоретический анализ и осмысление выявленных тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе позволили гипотетически представить управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе: определить факторы, цели, задачи, функции, содержание, этапы, механизмы, условия, ресурсы, критерии и показатели (рисунок).

Согласно процессному подходу процесс управления становлением и развитием СОКОП есть система инновационных действий (работ, операций), целью которых является преобразование «входов» процесса в его «выходы» для достижения планируемого результата. «На входе» - маркетинговые исследования требований к качеству человека; требования Минобрнауки России, работодателей и других внешних потребителей; информация о свойствах системы оценивания качества образовательного процесса и стадиях его развития и др. «На выходе» - выпускники вуза, обладающие «портфелем ключевых компетенций»; документация СОКОП (внутривузов-ский стандарт СОКОП в вузе, руководство по качеству, документированные процедуры (внутренние аудиты и др.), информационные карты процессов оценивания, документы по планированию оценивания, организационно-правовые и методические документы и др.) и т.д. (см. рисунок).

Управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе

Важную роль в реализации и развитии процесса управления становлением и развитием СОКОП в вузе выполняют ресурсы. Ресурсы, обеспечивающие процесс становления и развития СОКОП в вузе, включают в себя: информационноаналитическое, нормативно-правовое, кадровое, программно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Конечная цель управления становлением и развитием СОКОП в вузе состоит в теоретико-методологическом обеспечении качественной подготовки конкурентоспособного выпускника посредством целенаправленного систематического, созидательного взаимодействия структурных компонентов качества образовательного процесса, внутривузовских структур, ППС, студентов, работодателей.

Теоретические и методологические подходы к исследованию проблемы управления становлением и развитием СОКОП в вузе могут способствовать выявлению критериев и показателей эффективности управления становлением и развитием СОКОП. Они позволят определить изменения в направленности управления, в его процессе и результатах.

Критерий системной, стратегической, социочеловекоориентированной и ком-петентностно-ориентированной направленности управления становлением и развитием СОКОП. Показатели - разработка и реализация стратегического плана внедрения системных стандартов качества подготовки конкурентоспособных кадров; создание и реализация инновационной системы оценивания качества образовательного процесса

внутренними и внешними потребителями на основе стратегических ориентиров качества подготовки выпускников; целенаправленная деятельность руководителей структурных подразделений, ППС по созданию системы управления и развития оценочного фонда профессионально-личностного саморазвития обучающихся; коллегиальный характер управления становлением и развитием СОКОП; ориентация на развитие мотивации субъектов образовательного процесса в области системного оценивания качества образовательного процесса, овладение инновационными средствами, технологиями оценивания и управленческой деятельности.

Критерий инновационной направленности развития процесса управления СОКОП. Показатели - полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов управления образовательным процессом; интеграция внешней и внутренней подсистем оценивания качества образовательного процесса; создание и реализация инновационной организационной структуры СОКОП, формирование и реализация управленческих систем интерактивного сотрудничества вуза с потенциальными работодателями по вопросам проектирования профессиональных компетенций студентов и их оцениванию, развитие корпоративности управления, создание и развитие системы оценивания качества образовательного процесса.

Критерий продуктивности управления становлением и развитием СОКОП. Показатели - позитивная динамика качества подготовки кадров; использование инновационных средств, технологий оценивания; готовность субъектов корпоративного управления к принятию внутривузовского стандарта СОКОП и их способность к разработке частных стратегий оценивания и инновационных систем оценивания качества образовательного процесса; создание условий для системного формирования и оценивания «портфеля ключевых компетенций»; удовлетворенность внутренних и внешних потребителей качеством образовательного процесса, системой его оценивания.

Управление становлением и развитием СОКОП предусматривает реализацию системы квалитологических функций управления становлением и развитием СОКОП (проектирование политики качества, планирование качества, обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества, оценку качества).

Новые стратегические потребности обеспечения становления и развития СОКОП порождают необходимость модернизации его организационной структуры управления, которая сопровождается созданием новых структурных подразделений, специальных групп и команд, пересмотром традиционных подходов к проектированию должностного и ролевого репертуара сотрудников. Разрабатывая организационную структуру управления, следует опираться на исходные положения теории формирования адаптивной организационной структуры, а именно: формирование структуры на основе дерева целей развития университета; создание подразделений для решения конкретных проблем или выполнения определенных функций; обеспечение достаточной гибкости, мобильности структуры, способной видоизменяться в зависимости от воздействия факторов внешней и внутренней среды. Вместе с тем гибкость организационных схем взаимодействия предлагаемой организационной структуры должна сочетаться с определенной устойчивостью структуры.

Организационная структура управления СОКОП в Курском государственном университете построена по принципу функционально-временно-целевой структуры. Она включает такие функциональные модули, как совет по качеству научнообразовательной деятельности, центр прогнозирования и стратегического управления университета, центр аудита качества образования, научно-методический совет, институт уполномоченных по качеству ООП, комиссии по управлению качеством, каждый из которых состоит из совокупности элементов, нацеленных на создание условий для эффективного решения задач оценивания качества образовательного процесса и опере-

жающего развития качества человека в процессе управления вузом на разных иерархических уровнях. Данная структура предполагает наличие межфакультетских и межка-федральных структур, предусматривающих интеграцию интеллектуального потенциала вуза и ключевых групп потребителей на региональном рынке: научно-

исследовательских центров, временных творческих групп, корпоративных исследовательских центров, студенческих временно-исследовательских групп. Именно матричная организационная структура открывает возможности для более эффективного использования ресурсов, повышения уровня координации и кооперации деятельности функциональных подразделений, делегирования ответственности и властных полномочий на нижние уровни иерархии, существенного обогащения опыта сотрудников, расширения сферы их деятельности, обеспечения их причастности к решению стратегических задач, востребованности человеческого потенциала персонала во всей его полноте и, кроме того, обладает большей адаптивностью к изменяющейся внешней среде.

Управленческая деятельность, направленная на построение СОКОП в вузе, должна начинаться с идентификации, классификации и описания процесса управления СОКОП, установления последовательности его этапов и взаимодействия между ними. Ведущие этапы управления становлением и развитием СОКОП адекватны логике создания системы обеспечения качества и системы управления качеством. Это, во-первых, проектирование СОКОП (концептуализация, моделирование, программирование), включающее разработку концепции управления становлением и развитием СОКОП, анализ потребностей рынка образовательных услуг, формулировку видения, миссии, стратегии, политики в области качества, доведение политики и стратегии до всех субъектов вуза, внедрение системы обучающего менеджмента, корпоративного проектирования документации управления становлением и развитием СОКОП в вузе, формирование организационной структуры управления становлением и развитием СОКОП, распределение обязанностей, полномочий и ответственности; анализ существующей организации управления СОКОП; определение, классификацию и описание основных процессов управления становлением и развитием СОКОП и видов деятельности. Во-вторых, конструирование, направленное на моделирование личности выпускника КГУ по специальности / направлению, разработку системы измерения основных показателей и характеристик основных процессов и видов деятельности, осуществление процессов, работ и мероприятий системы оценивания качества образовательного процесса. В-третьих, реализация, связанная с разработкой и реализацией мониторинга СОКОП, системой корректирующих и предупреждающих действий, проведением внутренних аудитов и самооценки вуза. В-четвертых, рефлексия, обеспечивающая анализ системы обеспечения качества образования, СОКОП, определение областей для совершенствования; непрерывное улучшение СОКОП, внедрение инновационных процессов в СОКОП.

Ведущими механизмами управления становлением и развитием СОКОП в вузе являются: разработка стратегической траектории качества, концентрация ресурсов на инновационных направлениях оценивания качества образовательного процесса, создание многоуровневой системы внутриорганизационных кластеров качества, формирование у сотрудников вуза «ключевых компетентностей» в области СОКОП через систему внутриорганизационного обучения и повышения квалификации; создания временных творческих объединений под конкретные управленческие проекты, механизмы рефлексии, самообразования, самооценки, самоконтроля.

Опора на системный, процессный, субъектно-деятельностный, синергетический, социочеловекоориентированный, компетентностный, квалитологический, рефлексивный подходы позволяет выделить комплекс условий управления становлением и развитием СОКОП. Первую группу составляют системно-стратегические условия,

включающие направленность инновационного управления на сбалансированную реализацию функций СОКОП, реализацию стратегии системного управленческого взаимодействия, направленность управления СОКОП на опережающее развитие качества человека, применение диалогической стратегии в управлении, обеспечивающей взаимное саморазвитие управляющей и управляемой систем; использование субъект-субъектных методов соуправляемого и самоуправляемого развития управленческой системы. Вторая группа представлена организационно-педагогическими условиями. Это предварительная (опережающаяся) и последующая постоянная подготовка субъектов образовательного процесса к управлению СОКОП, создание целостной технологии управления становлением и развитием СОКОП, разработка и реализация мониторинга качества образовательного процесса, проектирование инновационных средств и технологий оценивания качества образовательного процесса, создание организационной структуры управления, обеспечивающей оценивание качества образовательного процесса как системы. Следующая группа - субъектноличностные условия, связанные с созданием системы мотивационного развития персонала, обеспечением полисубъектного диалогического взаимодействия всех субъектов оценивания, достижением самоуправляемого профессионально-личностного развития субъектов управления на основе полисубъектного взаимодействия, обеспечением готовности субъектов образовательного процесса к принятию внутривузовского стандарта СОКОП и способности к проектированию и внедрению инновационных систем оценивания качества образовательного процесса; развитием рефлексивной позиции субъектов оценивания. И наконец, группа ресурсных условий включает создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности вуза в области управления становлением и развитием СОКОП, подготовку внутривузовских аудиторов, уполномоченных по качеству, развитие «портфеля ключевых компетенций» субъектов оценивания, информационное обеспечение инновационных процессов СОКОП.

Таким образом, моделирование управления становлением и развитием СОКОП на уровне концептуализации побуждает руководителя вуза, руководителей структурных подразделений учитывать условия внутренней и внешней среды, особенности конкурентной системы, определять приоритеты деятельности операциональных систем. Концептуальные идеи выступают в качестве средства определения перспектив развития управленческой СОКОП в вузе, способствуют выбору, применению, рефлексии и улучшению альтернативных инновационных технологий оценивания структурных компонентов образовательного процесса, качества образовательного процесса и всей системы в целом. Они имеет также и прикладное значение, которое заключается в более четком представлении специфики управления таким сложным объектом, как становление и развитие системы оценивания качества образовательного процесса в вузе.

Библиографический список

Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организаций и консультантам по управлению: учеб. пособ. М.: Дело, 1999. 496 с.

Кручинин В., Виноградова И. Рынок образовательных услуг, стратегия расширения // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 97-101.

Санкин Л., Тонконогая Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия Российской академии образования. 2002. № 2. С. 61-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.