Научная статья на тему 'ВГМУ: вчера, сегодня, завтра'

ВГМУ: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ДОСТИЖЕНИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каминский Ю. В.

The author presents an article dedicated to the forty-fifth anniversary of Vladivostok State Medical University where he surveys its activities and prospects for the future. Moreover, the scientist cites data about the teaching, methodical, scientific and medical work of the University, then marks the positive tendencies towards specialists' and scientists' training, the international cooperation expansion. Furthermore, the priority directions for the system of open-ended higher education are formulated by the author, and the dynamics and trends of the renewal of the material and technical basis of the institution, the updating of publications and the quality of methodical equipment of the educational process are shown as well. The scientist places high emphasis on the social sphere and prophylactic direction of the university work and bounds up the prospects for the further development of Vladivostok State Medical University with more outright realization of the principle of the economy and management priority over the politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIVOSTOK STATE MEDICAL UNIVERSITY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW

The author presents an article dedicated to the forty-fifth anniversary of Vladivostok State Medical University where he surveys its activities and prospects for the future. Moreover, the scientist cites data about the teaching, methodical, scientific and medical work of the University, then marks the positive tendencies towards specialists' and scientists' training, the international cooperation expansion. Furthermore, the priority directions for the system of open-ended higher education are formulated by the author, and the dynamics and trends of the renewal of the material and technical basis of the institution, the updating of publications and the quality of methodical equipment of the educational process are shown as well. The scientist places high emphasis on the social sphere and prophylactic direction of the university work and bounds up the prospects for the further development of Vladivostok State Medical University with more outright realization of the principle of the economy and management priority over the politics.

Текст научной работы на тему «ВГМУ: вчера, сегодня, завтра»

УДК 378.661(571.63)"31" Ю.В. Каминский

ВГМУ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: Владивостокский государственный медицинский университет, достижения, перспективы развития.

Владивостокскому государственному медицинскому университету исполняется 45 лет — возраст, достаточный для полного становления вуза. В пределах одной статьи невозможно осветить всю историю ВГМУ, главное — показать динамику развития, осветить сегодняшнее состояние дел и наметить перспективы. Основой всех видов деятельности университета в последнее десятилетие был провозглашен принцип приоритета экономики и управления над политикой.

За последние годы вуз продвинулся далеко вперед. Удалось полностью оборудовать весьма затратный стоматологический факультет — вложено 3,5 млн руб., создан клинический учебный корпус. В нем расположились кафедры реабилитологии, традиционной медицины, стоматологии, биологии, наркологии, гуманитарных дисциплин, а также лицей и 3 лекционные аудитории. В текущем учебном году планируется закончить оснащение и фармацевтического факультета. В связи с введением ГОСТа 2000 г. и лицензированием новых факультетов произошло изменение количества кафедр и курсов. Так, были созданы курс клинической фармакологии, поликлинические кафедры, курсы эндокринологии и диабетологии, урологии и андрологии, клинической лабораторной диагностики, функциональной диагностики, биорезонансной терапии и гомеопатии, а также кафедры хирургической стоматологии, терапевтической стоматологии, фармакогнозии, клинической психологии и психосоматической патологии с курсом медицинской педагогики. Медицинский университет располагает 6 учебными корпусами. Введено в строй дополнительно к имевшимся 5 лекционных аудиторий. Общая полезная площадь собственных учебно-лабораторных зданий с 1997 г. увеличилась с 28 206 до 145 860 кв. м. На одного студента се-

годня за счет введения в строй нового учебного корпуса приходится 18 кв. м полезной площади (табл. 1).

За три последних года закуплены медицинское и учебное оборудование (на 10 и 4,5 млн руб.), компьютеры (на 6 млн руб.), научная и учебная литература (на 4 млн руб.). Только на приобретение мебели затрачено более 7 млн руб., что в два раза больше, чем за 10 предшествующих лет.

В плане на 2003-2005 гг. — тотальное восстановление фасада административного корпуса и капремонт гигиенического (экспериментального) учебного корпуса, строительство нового жилого дома для сотрудников, текущий ремонт учебных корпусов и общежитий, а также клинических баз.

Среди серьезных организационных мероприятий, проведенных за последние 10 лет в университете, следует отметить:

♦ открытие новых факультетов (стоматологического, фармацевтического, сестринского дела, военного обучения, клинической психологии),

♦ организацию работы 6 диссертационных советов по

18 медицинским специальностям (4 созданы за последние 5 лет),

♦ учреждение Тихоокеанской международной медицинской академии,

♦ выпуск 12 номеров «Тихоокеанского медицинского журнала» и перерегистрацию журнала как всероссийского (центрального) издания,

♦ проведение 32 международных симпозиумов и 114 международных и региональных научно-практических конференций,

♦ издание 15 учебников, 82 монографий и более 600 методических пособий (рис. 1),

♦ ежегодный прием на стажировку студентов Харбинского медицинского университета (КНР) и мед-университета г. Ниигата (Япония),

♦ ежегодная стажировка студентов ВГМУ в КНР и Японии,

♦ проведение ежегодных приемных комиссий (целевой набор) в Сахалинской и Камчатской областях, а также в Якутии и Магадане,

♦ открытие собственных клиник мануальной терапии, гомеопатии, восточной медицины, наркологии и стоматологии,

♦ создание редакционно-издательского центра и университетского издательства «Медицина ДВ»,

Таблица 1

Показатели оснащенности учебного процесса в ВГМУ

Год Кол-во учебных корпусов Кол-во факультетов Кол-во студентов Площадь на 1 чел., кв. м.

1958 1 1 82 4

1965 2 1 1600 6

1980 3 3 2850 8

1995 5 5 3800 12

2003 6 10 2680 18

I Пособия с грифом ДВ РУМЦ I Пособия с грифом УМО МЗ РФ

^__О

1998 г.

2 1 I I.

1999 г.

Мл

2000 г.

27

17

2002 г.

34

2003 г.

Рис. 1. Структура учебно-методических пособий.

План приема в ВГМУ в 2001-2004 гг.

Направление Год

подготовки код

2001 2002 2003 2004

Гуманитарно- 022700 Клиническая Клинический 15 20 25 30

социальное психология психолог

040100 Лечебное дело Врач 95 95 110 120

040200 Педиатрия Врач 70 70 85 100

040300 Мед.-проф. дело Врач 85 85 110 120

Медицинское 040400 Стоматология Врач-стоматолог 15 45 50 75

040500 Фармация Врач-провизор 15 25 30 50

040600 Медсестринское Менеджер 15 15 25 50

дело

Лечебное дело

901000 в наземных Врач 25 30 50 60

Военные войсках

специальности Лечебное дело

901200 на надводных Врач 25 30 50 60

кораблях

♦ прием 26 международных медицинских делегаций из КНР, Японии, Южной Кореи, США, Германии и КНДР,

♦ заселение жилого дома для сотрудников (2000 г.),

♦ начало строительства второго жилого дома для сотрудников (2003 г.).

Набор во Владивостокский государственный медицинский университет на бюджетной (бесплатной) основе до 2001 г. составлял 280 человек. С 2002 г. за счет факультета военного обучения он был увеличен до 330 человек. В состав университета в дополнение к лечебному, педиатрическому и медико-профилактическому факультетам, а также факультету довузовской подготовки и факультету повышения квалификации добавились факультеты стоматологии, фармации, высшего сестринского образования, клинической психологии, военного обучения, дополнительного образования, второго высшего образования (табл. 2). В ВГМУ действует схема «сквозной профи-лизации», когда отбор будущих врачей начинается со школьной скамьи через медицинские классы, лицей факультета довузовской подготовки, а окончательное формирование специалистов происходит в системе послевузовского образования (табл. 3). В течение последних 5 лет ВГМУ проводит целевой набор учащихся на выездных приемных комиссиях в городах Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Якутск. С 2000 г. студенты университета за период обучения могут получить второе высшее образование по специальности переводчик в сфере профессиональных коммуникаций.

Преподавательский корпус вуза включает 381 сотрудника, из которых 87 — доктора и профессора и 252 — кандидаты медицинских наук. Общая «осте-пененность» ВГМУ достигла 85%, что значительно выше среднего показателя по Российской Федерации (67%). Количество докторов наук за пятилетие увеличилось на 12 человек, а в плане защит до 2005 г. — еще 24 докторские диссертации. В коллективе уни-

Таблица 2 верситета работают 2 заслуженных деятеля науки РФ, 8 академиков РАЕН, 45 академиков других общественных академий России, 6 членов зарубежных академий, 19 заслуженных врачей РФ, 55 отличников здравоохранения и 14 отличников высшей школы.

Переход на Государственный стандарт 2000 г. потребовал пересмотра содержания подготовки выпускников и оценки соответствия ГОСТу профессиональных образовательных программ. С этой целью методическими цикловыми комиссиями, методическими советами факультетов было рекомендовано провести отбор содержания и коррекцию учебных планов на кафедрах по дисциплинам с учетом требований к знаниям и умениям по специальностям. Было пересмотрено содержание методической работы, выделены приоритетные направления, определены основные виды деятельности преподавателей в организационно-методической и экспертно-методичес-кой работе. Все это позволило изменить структуру и содержание контрольных заданий на всех этапах подготовки — от довузовского до последипломного, — внедрить нормативные средства для оценки качества знаний выпускников и специалистов.

Приоритетные направления системы непрерывного высшего образования в ВГМУ:

1. Формы и методы организации интенсивного обучения.

2. Методы эффективного контроля знаний.

3. Методы активизации самостоятельной работы студентов.

4. Организация эффективной курсовой и итоговой аттестации на всех этапах.

5. Разработка новых форм стимуляции участников образовательного процесса;

6. Выпуск учебно-методических, учебных и научно-методических изданий по приоритетным направлениям.

7. Проведение итоговых научно-методических конференций.

Продолжилась работа по методическому оснащению учебного процесса. Особое внимание уделялось составлению методических рекомендаций для студентов и преподавателей, учебно-методических пособий. Важной особенностью явились разработка и включение в учебный процесс элективов, являющихся обязательной частью учебных планов. Количество их возросло с четырех в 1996-м до тридцати девяти в 2003 г. По всем элективам были созданы рабочие программы,

обеспечено методическое и техническое оснащение. Комплексная работа теоретических и клинических кафедр, профилизация преподавания, тесная связь с практикой, возможность выбора студентами элективов позволили углубить знания по дисциплинам, не представленным или недостаточно представленным в учебных планах.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. В ВГМУ разработана и используется система форм и методов повышения педагогической квалификации преподавателей, предусматривающая три уровня подготовки: на базе кафедр, на базе ВГМУ, а также на базе других вузов Дальнего Востока и Российской Федерации. Эта работа координируется созданным в 1999 г. учебно-методическим советом по педагогике. Только за последние 5 лет на базе университета повысили квалификацию 410 сотрудников и на базе других вузов — 60. Ежегодно в ВГМУ проводятся научно-методические конференции по проблемам высшего медицинского образования — с 1997 по 2003 г. состоялись 8 таких конференций. Преподаватели университета приняли участие и в 8 конференциях по актуальным проблемам педагогики высшей школы на базе других вузов Российской Федерации.

Введение рейтинговой системы оценки знаний, анализа межсессионной аттестации, оценки качества знаний требует солидного программного обеспечения. В университете функционирует информационно-вычислительный центр (ИВЦ). Главная цель его деятельности — техническое и программное обеспечение учебного процесса. ИВЦ использует служебные помещения общей площадью 320 кв. м в 5 дисплейных классах. Сотрудники центра обеспечивают регламентное техническое обслуживание всей вычислительной техники. Проводились программная поддержка и сопровождение составленных совместно с преподавателями кафедр обучающих и учебно-контролирующих программ. Всего в учебном процессе используются 96 программ. Особое внимание уделялось оснащению дисплейных классов. Количество компьютеров увеличилось с 18 (1987 г.) до 220 (2003 г.). При учете ЭВМ, задействованных в подразделениях ВГМУ и научно-исследовательской работе, общее количество компьютеров достигло 440 единиц.

Доценты и профессора университета только за прошедшие 5 лет выполнили 1 225 729 консультаций. Проведено 12 415 операций, пролечено 50 456 больных, организовано 9930 консилиумов и обходов с привлечением сотрудников кафедр, сделано 246

Таблица 3

Структура подготовки обучающихся в ВГМУ

Уровень подготовки Год

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Довузовский

Лицей 110 86 87 104 102 135 150

Филиал лицея 30 20 12 24 35

Вузовский

Студенты:

бюджет 1962 1771 1780 1770 1831 2200 2250

по договорам 273 409 461 599 699 450 650

Интерны 139 119 116 139 136 165 175

Аспиранты:

очные 27 46 50 56 62 85 90

заочные 17 36 44 55 55 65 70

Докторанты 1 2 2 3 2 5 7

Ординаторы 234 156 153 176 192 200 215

Дополнительный

ФПК 243 451 450 664 893 1150 1250

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего 3036 3096 3155 3590 4007 4290 4857

аутопсий, проанализировано более 830 000 биопсий. Все это сделано на клинических базах безвозмездно, и эти цифры имеют стойкую тенденцию к росту.

Более 50% преподавателей клинических дисциплин имеют высшую (196 человек) и первую (43 человека) квалификационные категории. 31 сотрудник выполняет обязанности главного внештатного специалиста департамента здравоохранения администрации Приморского края, 20 — главных внештатных специалистов управления здравоохранения г. Владивостока и 8 — Дальневосточного округа.

С 1996 г. в России начата сертификация специалистов. Прежде всего, на сертификационных циклах обучались преподаватели высшей школы. К 2003 г. сертификаты получили все преподаватели клинических кафедр, из них часть (17,6%) — по двум специальностям. Доля преподавателей, имеющих сертификат специалиста по трем и более специальностям, составила более 7%. Всего же за период с 1997 г. обучены и получили сертификат специалиста на бюджетной основе 17 тысяч врачей Приморского края.

Под эгидой Владивостокского государственного медицинского университета создан и успешно функционирует 35 специализированных центров (6 — регионального значения, 21 — краевого и 8 — городского). Руководят центрами заведующие кафедрами (курсами) или доценты. В работе остальных 14 центров, расположенных на клинических базах ВГМУ, принимают активное участие сотрудники профильных кафедр. Всего в этой работе участвуют 175 преподавателей.

В декабре 2000 г. была открыта собственная клиника ВГМУ, которая включает отделения наркологии, вертеброневрологии и мануальной терапии. В клинике оказывается медицинская помощь жителям Приморского края и других регионов в стационарном и амбулаторно-поликлиническом объемах. В 2002 г. открыты еще два отделения — восточной медицины и стоматологии. Резервом в работе медицинского

объединения ВГМУ является создание собственной аптечной сети как базы для отработки практических навыков студентов фармацевтического факультета и расширение объема оказания медицинской помощи населению за счет службы амбулаторно-поликли-нического звена.

Необходимо учесть, что к 2005 г. завершится структурная перестройка российского здравоохранения, разделяющая ЛПУ на 4 категории: 1) больницы интенсивного лечения, 2) больницы восстановительного лечения, 3) стационары для больных с хроническими заболеваниями, 4) госпитали медико-социальной помощи.

Уже сегодня у нас возникли проблемы, сопровождающие расширение сферы платных медицинских услуг. Среди них и бесконтрольное замещение бесплатной медицинской помощи, и борьба за пациента в плане соотношения «цены-качества» частным медицинским сектором, быстрое развитие которого предполагается после принятия закона «О регулировании частной медицинской деятельности». Хаос на фармацевтическом рынке также снижает эффективность врачебной деятельности. Дезинформируются врачи и больные, статьи перенасыщаются сомнительными сведениями, панацеей провозглашаются малопригодные и даже вредные медикаменты. Система же подготовки специалистов по экономике здравоохранения далека от совершенства. Мы нуждаемся в обновлении методической базы и в унификации подходов к разработке учебных пособий по экономике здравоохранения и современных организационных технологиях. Нам уже давно пора превратить количественное здравоохранение

Основные научные направления ВГМУ в 2000-2005 гг.

Направление Руководители

Медицинские аспекты биотехнологии лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище из природного сырья Мотавкина Н.С. Хотимченко Ю.С. Кропотов А.В.

Нитроксидергические механизмы регуляции висцеральных систем Мотавкин П.А.

Патофизиологические и клинические аспекты остеопороза Гельцер Б.И. Рубашек И.А. Каминский Ю.В.

Современные технологии сохранения, развития, восстановления здоровья детей и подростков Лучанинова В.Н. Ицкович А.И.

Фармакоэкономические исследования в медицине Гельцер Б.И. Просекова Е.В.

Научное обоснование и разработка мероприятий по профилактике массовых неинфекционных заболеваний населения Дальнего Востока Петров В.А.

Разработка и внедрение в практическое здравоохранение современных технологий по профилактике и лечению заболеваний внутренних органов Суханова Г.И. Кулаков Ю.В.

Клиническая эрология Каминский Ю.В. Кривилевич Е.Б. Шуматов В.Б.

в качественное. При подготовке врачей необходимо видеть их потенциальные возможности и целенаправленно руководить их деятельностью: кому-то рекомендовать посвятить себя практической медицине, а кому-то — науке. Ориентация на количество публикаций — ненадежный критерий профессиональной компетенции. Общеизвестно, что писательская активность быстро угасает у многих ученых, когда они достигают поставленной цели — звания, степени, должности. Следует помнить, что главное в науке — это идея, а не количественные показатели научного труда.

Ежегодно в рамках государственных, отраслевых и региональных программ выполняется до 170 заданий для практического здравоохранения (научные направления за 2000-2005 гг. представлены в табл. 4). По линии международного сотрудничества в год проходит от 6 до 13 программ. Грантовую поддержку ежегодно получают 2-3 программы. 96 начных разработок защищены авторскими свидетельствами и патентами. В университете сформировались авторитетные научные школы, известные в нашей стране и получившие международное признание.

Успехи в научно-исследовательской работе отразились на количестве и структуре специализированных ученых советов вуза (рис. 2). За 1993-1995 гг. в них было защищено 112 кандидатских и 8 докторских диссертаций, а за последние 3 года — 157 кандидатских и 14 докторских диссертаций.

Тем не менее имеется ряд задач, решение которых должно улучшить качество работы диссертационных советов. Среди них — совершенствование предварительной экспертизы научных трудов, информационный обмен с соседними регионами, приоритетная ориентация на аспирантуру.

Особенно важна последняя задача. За пять лет аспирантуру окончили 99 человек. Количество аспирантов с 1994 по 2003 г. увеличилось с 67 до 145. За пятилетие список кафедр, имеющих лицензию на аспирантуру, вырос с 6 до 28. Пока только 65% аспирантов трудоустраивлись в ВГМУ, но все выпускники оставались в Приморском крае. Докторантура в ВГМУ была открыта в 1999 г. по одному направлению. Ее к 2002 г. успешно окончили 2 человека, и еще 2 обучаются в настоящее время.

Обучение в клинической интернатуре ВГМУ проводится с 1995 г. До 2002 г. прошли обучение 898 интернов по 28 специальностям. За данный период созданы и утверждены рабочие программы по всем специальностям, по которым проходит обучение. На кафедрах ВГМУ прошли полугодовую

Таблица 4

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ

Внутренние болезни, патологическая анатомия, хирургия Ю.В. Каминский (с 1991 г.)

Пульмонология,

клиническая фармакология

Б.И. Гельцеп (с 1998 г.)

Микробиология, аллергология и иммунология

Н.С. Мотавкина (с 1998 г.)

ПРОБЛЕМНЫЕ КОМИССИИ

Психиатрия, наркология С.Е. Гуляева Хирургия А.В. Малышев Материнство и детство А.И. Ицкович Внутренние болезни, клиническая фармакология Ю.В. Кулаков Морфология, физиология, биохимия П.А. Мотав-кин Пульмонология, фтизиатрия А.В. Малышев Микробиология, эпидемиология, иммунология Н.С. Мотавкина Гигиена В.А. Петров

ПРОРЕКТОР по НИР

Рис. 2. Схема координации научно-исследовательской работы вуза.

аттестацию и сдали заключительный сертификационный экзамен более 800 интернов практического здравоохранения в Приморском крае. Проводилась активная работа с руководителями баз интернатуры, в 2000 и 2002 г.: совещания с руководителями баз, представителями департаментов здравоохранения администраций Приморского края, Владивостока, Сахалинской и Камчатской областей. На Сахалине преподаватели ВГМУ только за прошедшие 5 лет приняли заключительные экзамены у 268 интернов по 15 специальностям.

С 2000 г. впервые организована базовая интернатура для выпускников медико-профилактического факультета, создано положение о базовой интернатуре, утверждены базы. За прошедшие два года в базовых ЦГСЭН подготовлено 18 врачей по специальности «общая гигиена» и 5 по специальности «эпидемиология».

Наибольшие трудности возникали при подведении итогов по доезду выпускников, что в большей степени связано с социально-экономическими факторами. Для улучшения состояния дел в этой области необходимо вести активную работу с органами исполнительной власти на местах, с главными врачами ЛПУ. Ведется совместная работа с ДЗ АПК по разработке новых договоров о трудоустройстве с предоставлением социальных гарантий, материальной поддержкой молодых специалистов, особенно на селе. Без этого нам не изменить ситуацию с кадрами на местах.

За последнее пятилетие полностью реконструирована и восстановлена спортивная база университета,

сейчас в нем функционируют три спортивных и тренажерный залы, тир, спортплощадка. В 1998 г. был разработан «Перспективный план развития массовой оздоровительной физкультурно-спортивной работы ВГМУ на 1998-2002 гг.», которым предусматривалось материально-техническое развитие спортивной базы университета. С целью развития и популяризации физической культуры и спорта среди студентов вузов г. Владивостока и Приморского края проводятся три межвузовские спартакиады: «Кубок первокурсника», «Межвузовская спартакиада студентов Приморского края», спартакиада «Здоровье».

В ноябре 1998 г. в стенах университета проходила 1-я Международная встреча по настольному теннису между Харбинским университетом и ВГМУ, в 1999 г. — ответная встреча в Харбине. Ежегодно осенью в университете проводятся два турнира по настольному теннису и большому теннису на кубок ВГМУ. С декабря 1999 г. после полного восстановления спорткомплекса вуза возрождены ежегодные студенческие спартакиады.

Медицинское обеспечение студентов ВГМУ осуществляется двумя цеховыми врачами и санаторием-профилакторием «Незабудка», который вот уже два года полностью содержится за счет университета. Ежегодно проводятся медицинские осмотры студентов-первокурсников, осуществляются диспансерное наблюдение и лечение. После медицинского осмотра нуждающиеся направляются на полное обследование. Также ежегодно до 400 студентов ВГМУ проходят санаторное лечение в профилактории «Незабудка». За последние

3 года более 120 сотрудников и студентов вуза получили бесплатные путевки в санатории.

В 2000 г. был создан Молодежный центр ВГМУ, который курирует спортивно-культурно-массовую работу вуза. При нем работают коллективы художественной самодеятельности: сборная команда КВН, клуб любителей бардовской песни, студенческий театральный коллектив, вокально-инструментальные ансамбли, женская вокальная группа и ряд других. Ежегодно коллективы художественной самодеятельности демонстрируют свои таланты на фестивалях во Владивостоке и Хабаровске, в конкурсах «Пушкин в сердцах поколений» и «Болдинская осень». Они участвуют в фестивале театрального искусства «Белая чайка», классической музыки «Бельканто», краевых конкурсах и фестивалях команд КВН.

Итак, все вышеизложенное свидетельствует о динамичном развитии Владивостокского государственного медицинского университета, о хорошем контакте с практическим здравоохранением Приморья и всего Дальневосточного округа и эффективном взаимодействии с научно-исследовательскими институтами Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, что проявилось в открытии ряда филиалов научно-исследовательских институтов на базе ведущих клиник г. Владивостока. Начало функционировать Дальневосточное отделение Российской академии медицинских наук, что должно улучшить координацию научных коллективов и лечебных учреждений в рамках всего Дальнего Востока. Активно работают в этом направлении департамент здравоохранения администрации края и наш вуз. Особую роль в этом призвана сыграть Дальневосточная медицинская ассоциация, которая обязана проявить достаточную активность и усовершенствовать все виды своей деятельности.

Идет процесс становления семейной медицины, но он сдерживается слабой нормативно-правовой базой, отсутствием материально-технического оснащения на местах и недостаточной социальной защищенностью врача общей практики (семейного врача). Вуз подготовил 150 семейных врачей, но учреждения здравоохранения края оказались не готовыми к их приему, и большинство специалистов трудоустроились в области частной медицинской практики. В этом плане весьма своевременна краевая целевая программа «Общая врачебная практика (семейная) на 2003-2006 гг.» на общую сумму 26 млн 672 тыс. руб., утвержденная губернатором края 21 октября 2002 г. Программа разработана департаментом здравоохранения администрации Приморского края, Владивостокским государственным медицинским университетом и Фондом обязательного медицинского страхования. Ее реализация, несомненно, усилит в первую очередь сельское здравоохранение, крайне в этом нуждающееся. Как позитивный факт следует отметить и утверждение администрацией края 11 целевых программ по здравоохранению. Если их удастся реализовать, то медицинское обеспечение примор-цев значительно улучшится.

Перспективными являются работы по внедрению образовательных программ для больных с социально-значимыми заболеваниями, определяющие новые подходы к организации амбулаторно-поликлинической помощи, основанные на усилении взаимодействия врача и пациента. Однако их внедрение требует пересмотра многих положений о работе поликлиник, нормированию труда персонала и т.д.

Владивостокский государственный медицинский университет совместно с Фондом обязательного медицинского страхования работает над созданием школы «Экономика современного здравоохранения», программой обучения и планом последующей сертификации врачей-экономистов, в которых так нуждается практическое здравоохранение.

Врач должен подкреплять свой опыт научными изысканиями, а не делать последние самоцелью. Это указывает на необходимость роста гуманитаризации обучения в медицинских вузах, с одной стороны, и более строгой деятельности проблемных комиссий и диссертационных советов — с другой.

Совершенствование всех видов деятельности вуза — процесс непрерывный, и в основе его должна лежать эволюционная идея, а не бесконечные «революционные реформы», порождающие хаос и разруху вместо созидания, на которое уже не хватает ни сил, ни средств, ни времени.

Итак, не копировать чужое как должное, не рисовать красивые картинки, не давать «мертвых» рекомендаций, а в каждом конкретном случае непредвзято видеть проблему, четко формировать цели, направление и скорость движения к ним, и одновременно использовать приобретенный опыт для формирования нового хозяйственного стиля. Вот что мы имеем в виду, провозглашая принцип приоритета экономики и управления над политикой.

Поступила в редакцию 20.12.02 .

VLADIVOSTOK STATE MEDICAL UNIVERSITY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW Yu.V. Kaminsky

Vladivostok State Medical University

Summary — The author presents an article dedicated to the forty-fifth anniversary of Vladivostok State Medical University where he surveys its activities and prospects for the future. Moreover, the scientist cites data about the teaching, methodical, scientific and medical work of the University, then marks the positive tendencies towards specialists' and scientists' training, the international cooperation expansion. Furthermore, the priority directions for the system of open-ended higher education are formulated by the author, and the dynamics and trends of the renewal of the material and technical basis of the institution, the updating of publications and the quality of methodical equipment of the educational process are shown as well. The scientist places high emphasis on the social sphere and prophylactic direction of the university work and bounds up the prospects for the further development of Vladivostok State Medical University with more outright realization of the principle of the economy and management priority over the politics.

Pacific Medical Journal, 2003, No. 2, p. 5-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.