Научная статья на тему 'Становление и развитие коммуникативной компетентности субъектов обучения в системе высшего медицинского образования'

Становление и развитие коммуникативной компетентности субъектов обучения в системе высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осин А. Я.

On the results of studying of psychological-teaching aspects of communicative competence the structure of commu-nicative maturity and stages of communicative growth of subjects of training has been developed and the opportunities of their use for formation and development of personal-professional com-municative competence of high medical education system are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

START AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SUBJECTS OF TRAINING IN HIGH MEDICAL EDUCATION SYSTEM

On the results of studying of psychological-teaching aspects of communicative competence the structure of commu-nicative maturity and stages of communicative growth of subjects of training has been developed and the opportunities of their use for formation and development of personal-professional com-municative competence of high medical education system are determined.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие коммуникативной компетентности субъектов обучения в системе высшего медицинского образования»

УДК 37.03:378.661 А.Я. Осин

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, субъекты обучения, высшее медицинское образование.

В современных условиях модернизации высшего профессионального образования (ВПО) основным результатом деятельности вузов должна стать не только система профессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН), но и система ключевых компетент-ностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. При этом в содержании образования важное место должна занять коммуникативность (или коммуникативная компетентность). Важнейшим условием достижения этой цели является усиление личностной направленности, обеспечение активности обучаемого в образовательном процессе. Все эти и многие другие постулаты формируют компетентностный подход к организации ВПО. В основу обновленного содержания образования должны быть положены ключевые компетентности, которые выступают в качестве центральных, узловых его понятий. Основные идеи компетентностного подхода состоят в следующем:

♦ компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

♦ в понятии компетентности заложен смысл интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);

♦ ключевая компетентность обладает интегративной природой, т.к. она включает в себя ряд однородных или близких ЗУН, относящихся к широким сферам деятельности человека [8].

Цель собственного исследования состояла в изучении психолого-педагогических аспектов коммуникативной компетентности, в разработке структуры коммуникативной зрелости и этапов коммуникативного роста личности субъектов обучения, а также в определении возможностей использования их в качестве основы для формирования и развития личностно-профессиональной коммуникативной компетентности в системе высшего медицинского образования (ВМО).

Для проведения понятийного исследования по данной тематике в его объем были включены такие педагогические категории, как коммуникативная осведомленность, потенциал, компетентность, ядро личности. Осведомленность имеет значение для обладания обширными сведениями в какой-нибудь об-

ласти [7]. Потенциал (от лат. potentia — сила) означает источники, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица или степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь [1, 7]. Компетенция (от лат. со-mpeto — добиваюсь, соответствую, подхожу) означает знания, опыт в той или иной области или круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [2, 4].

Под коммуникативной компетентностью обычно понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, некоторую совокупность ЗУН, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, а также умение расширять или сужать круг общения и умение понимать и быть понятым партнерами по общению. Понятие коммуникативной компетентности — это комплексное понятие, которое не сводится ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности педагога в области педагогики и психологии ВПО, ни к набору личностных черт, т.к. при этом трактовка возможностей педагога оказывается односторонней [5, 6].

Условно можно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых уровня коммуникативной компетентности:

1-й уровень определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, коммуникативном поведении человека;

2-й уровень включает коммуникативные ценности, ориентацию и специфику мотивации в целом у данного педагога, уровень его потребности в общении.

При рассмотрении профессиональной деятельности педагога общение направлено на создание условий для развития и саморазвития обучаемого. Можно предположить, что ее эффективность во многом определяется степенью сформированности ценностных ориентаций педагога, которую психологи определяют как способ дифференциации личностью объектов профессиональной деятельности по их значимости.

Ценностные ориентации оказывают значительное влияние на направленность коммуникативного ядра личности будущего специалиста. По глубокому убеждению А.А. Бодалева, коммуникативное ядро личности — это «единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при взаимодействии с различными людьми». Поскольку каждый человек является субъектом общения, то в структуре его личности должно быть ядро (некая основа), позволяющая ему реализоваться в общении [10].

Профессионально значимым качеством личности педагога является гуманистическая коммуникативная направленность образования. Развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста выступает в качестве одной из наиболее значимых задач ВПО [3]. Решение этой задачи будет протекать

Рис. 1. Структура и содержание коммуникативной зрелости личности субъекта общения.

V. Саморазвитие коммуникативной компетентности

Достижение коммуникативной компетентости личности

IV. Развитие коммуникативной компетентности

Стимулирование коммуникативного развития

III. Становление коммуникативной компетентности

Реализация коммуникативного потенциала

II. Формирование коммуникативного потенциала

Образование коммуникативного ядра личности

I. Овладение основами общения

Создание теоретико-методологической (гуманистическая коммуникативная направленность образовательного процесса) и технологической (средства, методики, технологии и др.) базы

Рис. 2. Лестница этапов коммуникативного роста личности субъекта общения.

более успешно при наличии соответствующих условий: оптимальное содержание ВПО, ориентация методик образования на развитие гуманистической направленности личности будущего специалиста, разработка путей и средств стимулирования коммуникативного саморазвития учащегося, соответствие ценностно-личностных отношений «преподаватель — студент» гуманистическому образу общения и др.

Следовательно, коммуникативная компетентность — это сложный (диалогический) психолого-педагогический, личностно и профессионально значимый феномен, в структуру которого входят многочисленные составляющие элементы коммуникативного процесса.

На основе анализа результатов собственных исследований и данных литературы представилось возможным разработать коммуникативную модель личности субъекта общения (рис. 1, 2).

На наш взгляд, у каждого учащегося к моменту поступления в вуз уже имеется некая коммуникативная осведомленность (информированность) пре-

имущественно личностного характера (а не профессионального). В процессе обучения в вузе постепенно формируется коммуникативный потенциал обучаемых, который еще не реализуется, а существует в потенциях. Наряду с комплексом знаний в области теории общения в структуру коммуникативного потенциала включаются мировоззренческая коммуникативная система (совокупность коммуникативных принципов, целей, ценностей, интересов, позиций, установок, идеалов, убеждений, мнений, взглядов и др.), коммуникативные способности, личностные качества, умения и навыки, отношения, мышление, поведение, образующие коммуникативное ядро и определяющие в конечном итоге коммуникативную компетентность личности. Эта структура отражает различную степень коммуникативной зрелости, возрастающую от коммуникативной осведомленности (минимальная степень) до коммуникативной компетентности (максимальная степень) личности субъекта общения. При этом под зрелостью понимается свойство человека, достигшего полного

развития в какой-нибудь сфере жизни и деятельности [7, 9].

Личность субъекта общения характеризуется широким диапазоном качеств (черт, свойств). К числу наиболее значимых из них можно отнести следующие: тактичность, доброжелательность, вежливость, уступчивость, уравновешенность, контактность, справедливость, правдивость, объективность, честность, самокритичность, общительность, коммуникабельность, терпимость, беспристрастность, рефлексивность, бескорыстность (бескорыстие), благородность (благородство), предусмотрительность, воспитанность, наблюдательность, бесконфликтность, самообладание, взаимодействие, самоконтроль, взаимопонимание, эмоциональная эмпатия, доброта, понимание, взаимоуважение, доверие к собеседнику (доверительность), культура общения, моральная чистота, эмоциональная устойчивость, уважение к другим, внимательность к собеседнику, коммуникативная гибкость, коммуникативная конструктивность, демократический стиль общения, готовность решать межличностные проблемы, центрирование на личности собеседника, потребность в общении, понимание самого себя, психологический контакт, активный субъект общения, личное равенство в субъект-субъектных отношениях, готовность к различным ситуациям, состояние психологической совместимости, склонность к компромиссам, сотрудничеству, уверенность в себе и своих силах, интерес к партнеру по общению и к работе с ним.

Профессиональная деятельность специалиста становится возможной с помощью соответствующего набора коммуникативных умений и навыков (УиН):

1. УиН организовывать и вести дискуссию;

2. УиН воспринимать собеседника как субъекта взаимодействия;

3. УиН проявлять собственную децентрацию;

4. УиН выстраивать и поддерживать симметрию позиций (коммуникатор-реципиент);

5. УиН организовывать и вести диалог и полилог;

6. УиН сочетать когнитивные и эмоциональные компоненты межличностных отношений;

7. УиН обеспечить эффективное протекание коммуникативного процесса;

8. УиН изменять (расширять и суживать) круг общения;

9. УиН понимать и быть понятым партнерами по общению;

10. УиН конструктивного (бесконфликтного) общения;

11. УиН взглянуть на проблему с различных точек зрения;

12. УиН отстаивать свои взгляды и убеждения;

13. УиН быстро ориентироваться в сложившейся ситуации;

14. УиН предотвращать или продуктивно разрешать возникшие конфликты;

15. УиН выбора компромиссного решения в конфликтной ситуации;

16. УиН высказывать и отстаивать собственную точку зрения;

17. УиН бесконфликтного продуктивного общения;

18. УиН психологической саморегуляции и самоконтроля чувств и эмоций;

19. УиН проявлять должное внимание к другим людям, к природе, к действительности;

20. УиН располагать к себе партнера по общению;

21. УиН постоять за себя и с честью выходить из конфликтных ситуаций;

22. УиН делать альтернативный выбор;

23. УиН ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях;

24. УиН организовывать свои взаимоотношения с другими и взаимоотношения других между собой в процессе совместной деятельности;

25. УиН понятно подать информацию партнеру по общению;

26. УиН занять равную партнерскую позицию в коммуникативном процессе;

27. УиН преодолевать психологические барьеры в общении;

28. УиН оказывать поддержку собеседнику;

29. УиН определять и учитывать индивидуальные (коммуникативные) особенности собеседника;

30. УиН «психологического камертона» (определения лучших подходов к личности);

31. УиН поставить себя на место партнера по общению;

32. УиН выявлять и учитывать изменения в психическом состоянии, настроении собеседника в процессе общения с ним;

33. УиН понимать психологическую атмосферу в группе людей, наблюдать за ее динамикой;

34. УиН ориентировать свою речь на конкретного собеседника;

35. УиН преодолевать негативные установки по отношению к участникам общения;

36. УиН развивать коммуникативную память (быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении);

37. УиН прогнозировать возникновение конфликтов, предполагать направление их развития, возможные варианты выхода из них;

38. УиН видеть и ценить личность в себе и других;

39. УиН коммуникативного поведения в различных ситуациях;

40. УиН выбирать эффективные стратегии решения конфликтных ситуаций;

41. УиН быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения;

42. УиН быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, состава и индивидуальных особенностей участников коммуникации;

43. УиН ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

44. УиН управлять собой, своим психическим состоянием, телом, голосом, мимикой, настроением, мыслями, чувствами и эмоциями, снимать мышечные зажимы;

45. УиН прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих действий в них;

46. УиН применять разнообразие средств и приемы воздействия (убеждение, внушение, эмоциональное заражение, «приспособления», «пристройки» и др.);

47. УиН учитывать репрезентативную систему собеседника;

48. УиН использовать процедуры и технологии оптимальной коммуникации;

49. УиН постановки и решения коммуникативных задач;

50. УиН коммуникативного тренинга.

В то же время известно, что коммуникативные личностные качества, УиН могут быть сформированы на основе психолого-физиологических возможностей (способностей) индивида. В процессе его деятельности раскрываются коммуникативные способности, включающие:

1. Способность устанавливать и поддерживать контакты с людьми;

2. Способность слушать и слышать;

3. Способность адекватно выражать собственную позицию;

4. Способность работать в команде;

5. Способность искусно помогать собеседнику в высказывании своего мнения;

6. Способность признавать ценности и интересы собственные и других людей;

7. Способность к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству;

8. Способность к убеждению других;

9. Способность к анализу конфликтных ситуаций;

10. Способность к организации коммуникаций между всеми участниками коммуникативного процесса;

11. Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с различными людьми (по возрасту, полу, ценностным ориентациям);

12. Способность корректировать свою и чужую агрессию в общении и отношениях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Способность к поддержанию эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации;

14. Способность сопереживать и сочувствовать собеседнику;

15. Способность к самостоятельному принятию решений и к самостоятельному ответу за них;

16. Способность объективно воспринимать собеседника самого, его настроения, намерения и др.;

17. Способность адекватно воспринимать ситуацию;

18. Способность видеть себя глазами партнера по общению;

19. Способность и готовность воспринимать передаваемую информацию;

20. Способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию и сотрудничеству;

21. Способность к свободному обмену мнениями с признанием права на ошибку;

22. Способность к совместному решению проблемы партнера;

23. Способность к пониманию собеседника;

24. Способность к спонтанности (к неподготовленной коммуникации);

25. Способность к вербальным коммуникациям (культура и развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств и др.);

26. Способность к профессионально (педагогически) целесообразным переживаниям и действиям;

27. Способность к профессиональной педагогической импровизации;

28. Способность к «сенсорной остроте»;

29. Способность понять и предугадать поведение партнеров в процессе общения;

30. Способность к изменению стилей и позиций общения.

В сложном коммуникативном процессе, личностном и профессиональном развитии обучаемых в вузе нами было выделено 5 основных этапов, представляющих собой лестницу коммуникативного роста личности субъекта общения:

I этап — овладение основами общения,

II этап — формирование коммуникативного потенциала,

III этап — становление коммуникативной компетентности,

IV этап — развитие коммуникативной компетентности,

V этап — саморазвитие коммуникативной компетентности.

В основу деления на этапы личностного роста был положен принцип направленности и технологичности образования в коммуникативной сфере. На I этапе основы общения обучаемые постигали путем создания теоретико-методической и технологической соответствующей базы при наличии гуманистической коммуникативной направленности образовательного процесса в использовании необходимых средств, техник, методик, технологий коммуникации. На II этапе формирование коммуникативного потенциала совпадало с образованием внутреннего коммуникативного ядра личности учащегося. На III этапе становление коммуникативной компетентности достигалось путем создания условий для реализации коммуникативного потенциала. На IV этапе дальнейшее развитие коммуникативной компетентности обеспечивалось путем стимулирования и поддержания его на высоком профессиональном и личностном уровне. На V этапе саморазвитие коммуникативной компетентности становилось возможным с приобретением обучаемыми такой характеристики саморазвивающейся личности, как коммуникативной ее субъектности.

Структура коммуникативной зрелости и этапы коммуникативного роста субъектов общения были рассмотрены с позиции возможности использования их в системе многоуровневого ВМО. На уровне

довузовской подготовки учащихся лицеист (потенциальный абитуриент) владеет лишь основами общения преимущественно личностного характера (I этап) и не имеет коммуникативной компетентности. На уровне вузовской додипломной подготовки будущих специалистов у студентов 1—11 курсов формируется коммуникативный потенциал (II этап), что рассматривается как предстадия коммуникативной компетентности (или коммуникативные потенции). На том же уровне вузовской додипломной подготовки у студентов Ш—ГУ курсов происходит становление коммуникативной компетентности как реализация коммуникативного потенциала (III этап), и это оценивается минимальной степенью коммуникативной зрелости. Следовательно, у выпускника медицинского вуза уже имеется коммуникативная компетентность, развитая лишь в минимальной степени. Более высокая степень коммуникативной зрелости достигается на уровне последипломной подготовки специалистов.

Обучение молодых специалистов в клинической интернатуре, ординатуре, аспирантуре позволяет развить у них коммуникативную компетентность (IV этап) до средней степени при оптимально созданных условиях. При непрерывном последипломном медицинском образовании (на циклах тематического усовершенствования, сертификации по специальностям, переподготовки и др.) зрелый специалист может осуществлять саморазвитие коммуникативной компетентности в случаях приобретения коммуникативной субъектности как качества саморазвивающейся личности (V этап) и достичь наибольшей степени коммуникативной зрелости. В системе личностно-профессионального общения целостного педагогического процесса каждый педагог должен быть саморазвивающимся субъектом (V этап) и обладать максимальной степенью коммуникативной зрелости (табл. 1).

Представленная схема профессиональной коммуникативной компетентности личности субъекта общения в контексте системы многоуровневого ВМО, безусловно, имеет элементы субъективности, но в то же время служит ориентиром в оценке функциональной готовности к деятельности и в управлении формированием и развитием коммуникативной компетентности у обучаемых в вузе.

Несмотря на индивидуальные особенности, в подавляющем большинстве случаев, как показывают наблюдения и исследования, критерии субъектов общения соответствуют этапам коммуникативного роста и степеням коммуникативной зрелости, а этапы коммуникативного роста — степеням коммуникативной зрелости (тенденция коммуникативного прогресса, коммуникативная гармоничность направ-ленностей развития). Однако в отдельных случаях возможно замедление развития коммуникативной компетентности (коммуникативная ретардация) или полная его остановка на том или ином этапе (тенден-

ция коммуникативного регресса), а также рассогласование между динамикой коммуникативного роста и коммуникативной зрелости (коммуникативная диссоциация). Отсюда следует, что наряду с эффективным развитием коммуникативной компетентности (тенденция коммуникативного процесса, коммуникативная гармоничность направленностей развития) в неадекватных условиях возникают феномены неэффективного ее развития (коммуникативная ретардация, тенденция коммуникативного регресса, коммуникативная диссоциация направленностей развития и др.).

На основании представленных выше данных была разработана и впервые сформулирована собственная концепция поэтапного становления и развития личностно-профессиональной коммуникативной компетентности субъектов общения на основе инновационного подхода к организации многоуровневого ВМО. Сущность собственной концепции позволяет проецировать модель коммуникативной компетентности личности субъекта общения в системе многоуровневого ВМО, которая включает в себя 3 логически взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

1. Структура и содержание коммуникативной зрелости личности субъекта общения;

2. Лестница этапов коммуникативного роста личности обучаемых;

3. Профессиональная коммуникативная компетентность личности субъекта общения в системе многоуровневого ВМО.

Таким образом, настоящая работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Теоретическая значимость ее заключается в том, что:

♦ систематизированы различные теоретические подходы к проблеме коммуникативной компетентности с целью уточнения понятия «профессиональная коммуникативная компетентность» применительно к обучающимся в медицинском вузе;

♦ определены сущность, структура и содержание лич-ностно-профессиональной коммуникативной компетентности субъектов общения в условиях ВМО;

♦ введены в проблему понятия «коммуникативного потенциала», «коммуникативной зрелости» и «коммуникативного роста» субъекта личности общения и дана их характеристика;

♦ определены коммуникативные личностные качества, УиН, способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности у обучаемых;

♦ показаны характер динамики и условия коммуникативного роста личности субъекта общения в непрерывном ВМО;

♦ установлены особенности эффективного (тенденция коммуникативного процесса, коммуникативная гармоничность направленностей развития) и неэффективного (коммуникативная ретардация, тенденция коммуникативного регресса, коммуникативная

Таблица 1

Профессиональная коммуникативная компетентность субъекта в системе многоуровнего ВМО

Уровень подготовки обучаемого Довузовская подготовка учащихся Вузовская додипломная подготовка Последипломная подготовка

общеобразовательная специальная интернатура и ординатура, аспирантура усовершенствование специалистов

Субъекты общения Лицеист, абитуриент Студент I—II курсов Студент III—VI курсов Молодой специалист Зрелый специалист, педагог

Этапы коммуникативного роста I этап II этап III этап IV этап V этап

Степень коммуникативной зрелости Коммуникативная компетентность отсутствует Предстадия (потенция) коммуникативной компетентности Минимальная степень развития Средняя степень развития Максимальная степень развития

асимметрия) развития коммуникативной компетентности;

♦ даны теоретические основы, позволяющие обосновать модель профессиональной коммуникативной компетентности личности субъекта общения в системе многоуровневого ВМО;

♦ представлены основные положения собственной концепции поэтапного становления и развития личностно-профессиональной коммуникативной компетентности субъектов общения на основе инновационного подхода к организации многоуровневого ВМО.

Практическая значимость работы состоит в

том, что:

♦ разработана и представлена модель формирования и развития личностно-профессиональной коммуникативной компетентности, позволяющая преобразовать объектно-субъектную позицию обучающихся в положение субъекта общения в высшей медицинской школе;

♦ модель коммуникативной компетентности может эффективно использоваться как основа при планировании, организации и осуществлении целенаправленной деятельности педагогов по активизации формирования коммуникативной компетентности у обучаемых в медицинском вузе;

♦ полученные результаты могут служить в качестве практических ориентиров для слежения за процессом формирования коммуникативных личностных качеств, УиН, способностей, развития коммуникативной компетентности и для внесения в него соответствующей коррекции;

♦ коммуникативная модель может успешно применяться в системе многоуровневого ВМО на этапах довузовской, вузовской додипломной и последипломной подготовки обучаемых, обеспечивая непрерывное их образование в области коммуникативной культуры.

Литература

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике : учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания

/ под ред. А.А. Бодалева. — М. : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 1996.

3. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. — М. : Аспект Пресс, 2004.

4. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. — М. : Большая российская энциклопедия, 1998.

5. Бугаец В.И. // Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы : материалы региональной научно-практической конференции. — Владивосток : ПИППКРО, 2002. — С. 63-65.

6. Жуков Е.В. // Там же. — С. 65-67.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1996.

8. Седова Н.Е. // Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы : материалы региональной научно-практической конференции. — Владивосток : ПИППКРО, 2002. — С. 82—87.

9. Современные проблемы педагогического общения в медицинском вузе : сборник материалов научно-методической конференции / под ред. Ю.В. Каминского, А.Я. Осина. — Выпуск 10. — Владивосток, 2005.

10. Суринова Е.А. // Непрерывное педагогическое образование в условиях модернизации российской школы: материалы региональной научно-практической конференции. — Владивосток : ПИППКРО, 2002. — С. 89—90.

Поступила в редакцию 19.08.05.

START AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SUBJECTS OF TRAINING IN HIGH MEDICAL EDUCATION SYSTEM A.Ya. Osin

Vladivostok State Medical University

Summary — On the results of studying of psychological-teaching aspects of communicative competence the structure of communicative maturity and stages of communicative growth of subjects of training has been developed and the opportunities of their use for formation and development of personal-professional communicative competence of high medical education system are determined.

Pacific Medical Journal, 2005, No. 3, p. 94—99.

Вниманию авторов!

Редакционная коллегия Тихоокеанского медицинского журнала обращает внимание на необходимость соблюдения при подготовке статей изложенных ниже правил.

Статья должна иметь визу руководителя учреждения, в котором выполнена работа, и сопроводительное письмо на бланке организации с круглой печатью. Следует указать фамилию, имя, отчество и адрес (в т. ч. e-mail) автора, с которым при необходимости редакция будет вести переписку.

Статья должна быть напечатана на машинке или компьютере на одной стороне стандартного листа формата A4 с двойным интервалом между строками (56—60 знаков в строке, включая знаки препинания и пробелы, 29—30 строк на странице). Ширина полей: слева — 3 см, справа — 1 см. Принимаются первый и второй экземпляры. К статье прилагается 3,5-дюймовая дискета с набором в формате Word'95/97 для Windows (с расширением *.doc и/или *.rtf).

Объем передовых и обзорных статей не должен пре вы шать 12 страниц, оригинальных исследований — 8 страниц, сообщений методического и информационного характера — 4 страниц (за исключением иллюстраций, списка литературы и резюме). В начале первой страницы указываются: инициалы и фамилии авторов, название статьи, учреждение и город, где выполнена работа, а также ключевые слова (не более четырех).

Все цитаты, химические формулы, таблицы и дозировки препаратов, приводимые в статьях, должны быть тщательно выверены и подписаны на полях автором.

Сокращение слов, имен и названий (кроме общепринятых) без расшифровки не допускается, количество аббревиатур, словосочетаний, наиболее часто встречающихся в тексте, с расшифровкой — не более четырех. Единицы измерения даются по системе СИ.

Количество иллюстраций (фотографий, рисунков, ди аг рамм, графиков) не должно превышать 3. Фотографии должны быть черно-белыми, прямоугольными и контрастными, рисунки — четкими, диаграммы и графики выполнены тушью. На обороте второго экземпляра иллюстрации мягким карандашом указываются ее номер, фамилия первого автора, название статьи, обозначаются верх и низ. Рисунки и фотографии следует вкладывать в отдельный конверт, на котором указываются фамилия первого автора и название статьи. Подписи к иллюстрациям даются на отдельном листе в 2 экземплярах в порядке нумерации рисунков. В подписях к микрофотографиям указывают метод окраски и увеличение. Место в тексте, где должна быть иллюстрация, следует пометить квадратом на левом поле. В квадрате указывается номер иллюстрации.

Если иллюстрации (черно-белые) представляются в электронном виде, они должны быть приложены в виде отдельных файлов в формате TIFF (расширение

для РС — *.tif) или JPEG с минимальной компрессией (расширение *.jpg) в натуральную величину с разрешением 300 ppi (точек на дюйм). Рисунки в виде внедренных в Word'95/97 файлов не принимаются!

Таблицы должны быть наглядными, озаглавленными и пронумерованными, заголовки граф — соответствовать их содержанию, цифры в таблицах — соответствовать цифрам в тексте.

Библиографические ссылки в тексте приводятся в квадратных скобках, по номерам — в соответствии с пристатейным списком литературы. Библиография должна содержать как отечественные, так и иностранные работы за последние 10—15 лет. Лишь в случае необходимости допустимы ссылки на более ранние труды. В оригинальных статьях цитируются не более 15 источников, в передовых статьях и обзорах — не более 30. Авторы несут ответственность за правильность библиографических данных.

Пристатейная литература оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1—84. Источники нумеруются и указываются строго в алфавитном порядке (сначала работы отечественных авторов, затем — иностранных) в оригинальной транскрипции. Работы отечественных авторов, опубликованные на иностранных языках, помещаются среди работ иностранных авторов в общем алфавитном порядке, а работы иностранных авторов, опубликованные на русском языке, — среди работ отечественных авторов в общем алфавитном порядке.

Если статья написана коллективом авторов, то указываются первые три фамилии, а далее ставится «и др.». Если авторов всего 4, то указываются все авторы. Ссылки на статьи из журналов и сборников оформляются так: Автор // (две косые линии) Название журнала или сборника. — Место издания, год. — С. (страницы) от—до. Ссылки на монографии оформляются следующим образом: Автор. Полное название книги. — Место издания: название издательства, год. — (количество страниц) с. Монография, написанная коллективом авторов (более 4 человек), помещается в списке по заглавию книги. Через косую черту после заглавия указываются фамилии трех авторов, а далее ставится «и др.».

К статье прилагается резюме объемом до 0,5 страницы в 2 экземплярах.

Редакция оставляет за собой право сокращать и исправлять рукописи.

Работы направлять по адресу:

690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 2.

Владивостокский государственный медицинский университет,

редакция Тихоокеанского медицинского журнала.

Не принятые к опубликованию работы авторам не возвращаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.