Научная статья на тему 'Особенности восприятия и мышления в измененном состоянии сознания'

Особенности восприятия и мышления в измененном состоянии сознания Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
568
82
Поделиться

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Раскрываются особенности восприятия и мышления студентов в измененном состоянии сознания при использовании интегральной технологии раскрытия сознания. Показано, что интегральные методы раскрытия сознания значительно повышают эффективность обучения и развития личности.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия и мышления в измененном состоянии сознания»

Приглашаем к дискуссии

С.С. КОРНЕЕНКОВ

Особенности восприятия и мышления в измененном состоянии сознания

Раскрываются особенности восприятия и мышления студентов в измененном состоянии сознания при использовании интегральной технологии раскрытия сознания. Показано, что интегральные методы раскрытия сознания значительно повышают эффективность обучения и развития личности.

Современная психология широко исследует механизмы и особенности мыслительной деятельности в бодрствующем состоянии сознания. Мышление человека не прерывается, в каком бы состоянии он ни находился: в бодрствующем, во сне со сновидениями и без сновидений, в измененном состоянии сознания. В зависимости от уровня развития психики человек способен получать информацию и со стороны социума, и со стороны индивидуального сознания. Наиболее тонкая настройка ума происходит во время сна без сновидений, в это время ум находится на волне сверхсознания. При выходе из этого состояния человек не помнит, где был его ум, какую он воспринимал информацию. Во сне со сновидениями ум индивида создает свой собственный мир, и можно даже научиться осознанно его изменять, вызывать любые видения и переживания. Осознанная регуляция сновидений возможна в случае приобретения такой способности, врожденная же способность регуляции сновидения встречается крайне редко. В бодрствующем состоянии сознания человек может регулировать внешний поток информации, переключая ум с одного сенсорного канала на другой. Наиболее тренированный ум совершает мгновенные переходы, т.е. меняет свою настройку с восприятия энергоинформационных волн внешнего мира на волны тонкого, внутреннего мира.

Психология как наука о внутреннем мире человека изучает феномены сознания со стороны его внешних проявлений (поведение, деятельность, общение, речь и т.д.) и постепенно продвигается вглубь к его более тонким компонентам (ощущению, памяти, мышлению и т.д.). Инструментом познания во всех случаях служат ум, интеллект. Умом мы без труда анализируем характер внешних сигналов, гораздо труднее

осознать свой внутренний мир, то, что мы называем Душой и Духом. Изучение внутреннего мира связано с переключением внимания, интроспекцией, внутренней концентрацией, созерцанием, медитацией. Самонаблюдение - важный психологический метод, при котором объектом наблюдения служит мир собственных психических явлений [15. С. 91]. Самонаблюдение можно считать самым ранним методом практической психологии как науки [3]. Большинство исследовательских методик личности так или иначе построены на интроспекции или включают в себя ее элементы. Например, прежде чем ответить на какой-либо вопрос, мы должны задуматься, погрузиться внутрь себя, затем вербализовать свои мысли. При помощи внешней и внутренней концентрации ума, анализа и синтеза человек добился поразительных результатов в изучении материи, что особенно показательно в квантовой механике, где считается, что человек не только корпускулярное, но и квантовое существо, т.е. человек - это и материя, и энергия, и информация [7]. Эти выводы очень близки принципам восточной философии и психологии, йоги, религиозным учениям, которые утверждают, что человек одновременно материальное и духовное существо.

В системе образования, в дидактике, сложились определенные принципы обучения и воспитания. Считается, что знания должны быть внесены в психику индивида из внешнего мира и присвоены им - таков акцент обучения. Для этого разработаны многочисленные психологопедагогические технологии [13]. Духовное же развитие человека происходит (если происходит) вне общественной и государственной системы образования. В настоящее время в мире господствуют технократические технологии образования, гораздо менее представлен гуманистический подход и практически отсутствуют методики, не говоря уже о технологиях, направленные на раскрытие внутренних, духовных, сил человека. Созданные стереотипы образования сдерживают разработку и внедрение альтернативных технологий в образовательной практике, что сказывается на интеллектуальном и духовном развитии человека. Создание и признание психолого-педагогических технологий, связанных с самораскрытием Высшего Сознания, становится актуальной потребностью современного образования.

Во все времена помимо привычных для нас форм образования существовали и нетрадиционные способы, направленные на активизацию внутренних сил. Раскрытие потенциальных способностей, получение знаний из сверхсознания обычно связывают с интуицией, озарением, прозрением, инсайтом. В науке, но особенно в духовных учениях, хорошо известно, что в генофонде человека, социальной и духовной матрицах имеется вся информация не только филогенеза человека, но и развития всей Вселенной. Человек неосознанно, полуосознанно и осознанно воспринимает информацию о прошлом, настоящем и будущем, содержащуюся в информационном поле космоса.

На протяжении тысячелетий исследовательской деятельности разработано множество способов получения знаний из информационных полей разного уровня. Человек живет в энергоинформационном пространстве Вселенной, где вся информация существует как внутри человека, так и вокруг него. Человек - универсальное принимающее и передающее устройство, способное к познанию самого себя и Вселенной. Качество воспринимаемой и передаваемой информации зависит от уровня настройки и напряжения ума, его включенности в Универсальное Сознание. Шри Ауробиндо пишет, что те знания, которые мы получаем в бодрствующем состоянии через речь и письмо, всего лишь фрагменты из Единого Сознания. «Даже если ты не слышал и не читал «Гамлета», расскажет тебе о Гамлете твое Высшее Я, если высвободить из него информацию при помощи соответствующего процесса йоги или гипноза» [14. С. 191].

Каким же образом человек должен развивать свои природные способности, как научиться воспринимать информацию из сверхсознания? Как услышать голос Высшего Я - самого себя истинного? Задача, на первый взгляд, более чем сложная. И, тем не менее, мы довольно часто без раздумий и специальной подготовки знаем, что делать и как поступать в том или другом случае. Мгновенно полученные знания мы связываем с интуицией, озарением, прозрением, просветлением, откровением, посещением «музы». Истинные открытия в науке, как отмечают многие, имеют интуитивную природу, когда идея-мысль входит в сознание индивида из более высоких слоев сознания, которые в разных источниках обозначаются по-разному: коллективное бессознательное, сверхсознательное,

Душа, Высшее Я.

О том, что человек может получать информацию от Бога, знали еще в древности. Таким способом написаны все Священные Писания Востока и Запада. Пифагор считал, что откровения приходят в трансе. Трансовые состояния всегда служили способом получения новых знаний. В настоящее время имеется бесчисленное количество литературы любого содержания, написанной в трансовом состоянии или при помощи «контакта» с тонким миром. Приведем один пример из жизни Р. Оппенгеймера, которого называют отцом американской атомной бомбы. Для его биографов было сенсацией, когда в дневниках ученого обнаружили записи его изобретения, из которых следует, что все детали создания атомной бомбы ему были продиктованы некими сверхъестественными существами [1. С. 9]. Открытий, сделанных подобным способом, огромное множество, и человек может применить их как во благо, так и во зло.

Опыт общения с внутренним миром существует у всех людей, без этого невозможны жизнь и развитие сознания. Подобный опыт стал основой возникновения религии, тантры, вед, йоги, а также научных и бытовых знаний. Осознанные и глубокие погружения в себя свойственны немногим людям. По мнению Н.О. Лосского, на это способны

люди только с высокой степенью мистической интуиции [10. С. 263]. За многие века сложились и способы развития мистической интуиции. В христианской мистике, как указывает Н.О. Лосский, основные ступени мистической интуиции были сформулированы Дионисием Аре-опагитом. Первая ступень - подготовительная, это путь нравственного очищения, обуздания страстей. Вторая ступень - путь просветления, он достигается молитвой, медитацией, сосредоточением мысли на Сверхмировом начале, на Боге и всем, что ведет к нему. Третья ступень - путь единения, переживание единства с Богом, это цель всех упражнений. Еще более высокая ступень приобщения к Божественной жизни называется «брак Души с Богом», при этом душевная жизнь достигает высшего напряжения как внутри, так и во внешней практической деятельности.

Описания внутреннего мира мистиками похожи на те ощущения, которые испытывают психические больные в виде галлюцинаций или как синтез эйдетических воспоминаний. Но не стоит поспешно приравнивать видения мистиков к псевдогаллюцинациям больных. Как указывает Н.О. Лосский, мистики, подвижники никоим образом не являются душевнобольными людьми. Наоборот, это люди абсолютно здравого ума и совершенной психики [10]. Например, св. Тереза отличала в своем сознании слова, исходящие от ее духа, от слов злого духа. Она говорила, что слова от деятельности ума не ясны, не вызывают доверия, их можно остановить. Если слова исходят от Бога, то они совершенно ясные, их нельзя прекратить, они в высшей степени действенны, это слова дела и несут подлинное утешение, успокоение, в них величие и убедительность, они незабываемы и не зависят от нашего желания: когда хочешь слышать, то не получается, когда вовсе об этом не думаешь, они являются. О зрительных образах св. Тереза также говорит, что одни из них исходят из собственного воображения, другие от злого духа, третьи от Бога. Последнее превосходит силу человеческого воображения, укрепляет Душу и тело, освобождает от злых привычек, имеет характер полной достоверности [10. С. 276]. Св. Тереза говорит, что «нужно решительно различать видения природные, демонические и божественные, смотря по причине, влияющей на наше тело» [10. С. 278].

Некоторые полагают, что сосредоточение на внутренних образах и возникающее при этом измененное состояние психики свойственно начинающим ученикам, не имеющим еще единения с Высшим Сознанием. Экстазы, ненормальные телесные проявления, эмоциональные состояния, видения, слышания оцениваются при этом как невысокая ступень сознания, это еще путь плоти. Этот уровень познания внутреннего мира еще связан с чувствами, ощущениями, памятью, умом, воображением. Более высокий уровень - это интеллектуальное созерцание, воспоминание, он осуществляется на базе субсен-сорной и соматосенсорной информации. Эта информация более достоверна, хотя и существуют образы и звуки. В глубоко измененном

состоянии сознания человек может получать знания без слышания слов, знаков и образов. Подлинное знание наступает, когда Душа отвлекается от всех чувственных представлений, от памяти физического ума, умственной деятельности и сочетается с Богом.

Восприятие внешнего и своего внутреннего мира связано с ритмичностью работы нервной системы, этот ритм исходит от Высшего Сознания и распространяется на деятельность всей психики. Пассивный ум часто понимается как вялость, лишение воли, силы и энергии, но на самом деле это не так. Пассивность ума - это обязательная часть его деятельности, она необходима для настройки на определенные энергоинформационные потоки сознания, в том числе и на вибрации Высшего Я. Ум, настроенный на волну Высшего Я, получает осознанную активность, безопасное руководство и силу. Но ум может быть настроен и на деструктивные силы, при этом он теряет связь с Душой. Такое состояние ума таит в себе опасности, что убедительно показано в исследованиях Н.О. Лосского, Шри Ауробиндо и др. В этом состоянии ум наполняется запутанной и ложной информацией из индивиду -ального и коллективного бессознательного, это могут быть вмешательства и других существ. Если в психике есть пятна зла, страстей, негативных эмоций, то наверняка они притянут такие энергии, которые несут в себе ложную информацию. Не стоит проводить безадресные медитации без предварительной очистки психики и сона-стройки, блуждать в матрицах индивидуального или коллективного бессознательного.

В настоящее время возрос интерес к феномену творчества со стороны теоретиков и практиков в разнообразных видах деятельности. Процесс творчества связывают с возникновением альфа-ритма в коре головного мозга. Учеными установлено, что желанию что-то совершить предшествуют определенные сигналы из подсознания и сверхсознания. Особенно благоприятно сказываются на действиях и самочувствии человека влияния альфа-волн. Они гармонизируют внутреннее состояние, способствуют улучшению отношений с другими людьми, развивают интуицию. Считается, что альфа-волна (диапазон частот 8-14 Гц) возникает в состоянии расслабления и медитации [4. С. 169]. Медитация есть результат изменения сознания, ее можно использовать не только для приобретения успокоения и гармонии, но и с целью получения нового знания [11]. Можно получать не только обыденные знания, но и знания научного характера, если удается настроиться на определенную интеллектуальную волну.

В измененное состояние можно войти многочисленными способами и испытать при этом различные переживания, что разносторонне показано в работах С. Грофа [5]. В ИСС ум может путешествовать в любом мире, микро- и макрокосмосе и получать любую информацию, которую невозможно получить в обыденном состоянии сознания. По мнению С. Грофа, эти способности объясняются корпускулярно-вол-

новой природой человека и голографической природой его сознания. По мнению отечественных психологов А.П. Дуброва и В.Н. Пушкина, если объекты Вселенной имеют волновую природу, то для их познания достаточно сфокусировать сознание на определенной точке [6]. Если человек и Вселенная представляют гигантскую голографическую систему, имеют квантовомеханическую природу, то и психика человека имеет такую же природу. Это дает возможность сознанию человека получать информацию из любой точки Вселенной. Причем для этого не нужно совершать далеких путешествий, само тело человека содержит в себе все информационное богатство Вселенной.

Голографическая модель человеческой психики и Вселенной была разработана К. Прибрам и Д. Бомом и в настоящее время активно используется для объяснения самых разнообразных явлений природы и психики. По мнению ученых, наиболее легко информация извлекается из коры головного мозга благодаря голографической природе нашего мышления. Голографическая и корпускулярно-волновая концепция природы человека легко объясняет трансперсональный опыт, который возникает у человека в ИСС в период творческого подъема, вдохновения. С этих позиций можно объяснить и психотерапевтический эффект возникающий в ИСС и особенно тогда, когда человек настраивается на свое Высшее Сознание. Благодаря сона-стройке весь организм человека приобретает гармонию и дополнительный приток энергии, главное - никогда ее не терять.

Специалисты отмечают, что в результате занятий медитацией происходит изменение в работе коммуникативных каналов головного мозга, который начинает работать более согласованно, это подтверждается электроэнцефалограммой. Когерентность - согласованность во времени и пространстве волновых процессов мозга - приводит к появлению принципиально новых способностей и возможностей. Занятия медитацией изменяют работу организма, синхронизируют его деятельность, каждая клеточка настраивается на единую рабочую волну, изменяется сознание, увеличивается сила мысли. Чем выше уровень сознания, тем совершеннее медитации [12]. Академик В.М. Бехтерев, изучая уровни сознания, отмечал, что, если человек может анализировать свою психическую деятельность, давать самоотчет обо всем, что с ним происходит, то это является признаком полного и здорового сознания [2. С. 38].

Главная особенность сонастройки в том, что она приводит к изменению уровня сознания, повышает напряжение сознания, связывает ум личности с Душой посредством изъявления свободной воли. Активность ума в сонастройке никак не связана с привычными для него синтезом и анализом, индукцией и дедукцией и другими мыслительными операциями. Эта активность объясняется напряжением сознания и прямым, без размышления, получением готовых знаний. Ум в это время находится в абсолютном покое, и знания беспрепятственно поступают в сознание личности.

С учетом вышеизложенного нами была разработана и внедрена в практику педагогическая технология интегрального развития сознания [8, 9]. В экспериментальном обучении участвовало более двух тысяч студентов, получено более десяти тысяч протоколов, по которым можно судить о характере мышления в ИСС. Приведем для примера содержание одного из протоколов, когда восприятие и мышление в ИСС представлено наиболее характерным образом. Объектом самоис-следования являлась кровь, нужно было получить ответы на следующие вопросы: 1. Форменные элементы крови. 2. Плазма крови, ее состав и свойства. 3. Этапы дифференцировки эритроцитов от стволовой клетки до зрелой формы. 4. Функции эритроцитов. 5. Какие вещества образуются в результате гибели эритроцитов? 6. Форма эритроцитов и их изменения при движении по капиллярам легких. 7. Здорова ли моя кровь? Самоисследование выполнено студенткой второго курса медицинского института. Время медитации - 10 мин. Время записи содержания медитации - 30 мин.

Состояние до медитации хорошее. Вошла в медитацию очень быстро, еще до счета. Как только я закрыла глаза, я оказалась в потоке крови. Я была такая же маленькая, как и все клетки. Кровь текла и несла меня с собой. Затем я сказала сама себе: «Помоги мне». И тут же я очутилась в большом огромном светлом коридоре. Все стены, пол, потолок были белыми, вернее сказать, белоснежными. Передо мной стояла девушка, как две капли воды похожая на меня. Она была в таком же белоснежном халате, как и все вокруг. Я хотела что-то спросить у нее, но она сказала: «Я все знаю. Я помогу тебе найти ответы и расскажу то, что знаю сама». Я поняла, что эта девушка -часть меня самой. Она повела меня по коридору. Перед нами открылась дверь, и мы оказались в такой же белоснежной лаборатории, как и коридор. Самое интересное, что ни в коридоре, ни в лаборатории не было окон, а свет был как солнечный, причем очень яркий. Девушка подвела меня к огромному сосуду. В нем я увидела клетки. Это были клетки крови: эритроциты, лейкоциты. Потом все клетки исчезли, остался один эритроцит, но он стал еще больше. Девушка сказала: «Ты можешь потрогать его руками, если хочешь». Я без лишних вопросов дотронулась до него. Наощупь эритроцит был мягкий, гладкий и теплый. Он был красивый, круглый и вогнутый с двух сторон. Цвет был ярко-красный, но прозрачный. После этого девушка повела меня в другую комнату. Там был еще один сосуд, точно такой же, как и предыдущий, но в нем, как я поняла, была плазма крови. Девушка сказала, что это действительно плазма. Я попросила ее рассказать про нее. «Я не только покажу, но ты сама увидишь все составляющие», - ответила она. И тут же перед моими глазами по очереди стали проходить разные картины. Сначала я увидела белки: альбумины, глобулины, фибриноген и другие (их было много). Все они были совершенно разные по форме, по размеру. Одни были непонятной формы, другие - вытянутые. Затем девушка

сказала: «Большую часть плазмы составляет вода, но в ней очень много и других веществ. Здесь присутствуют глюкоза, жиры, гормоны, холестерин, кислоты, кальций, магний и много других веществ и элементов». Я ответила, что для первого раза достаточно, но я хочу узнать еще кое-что. Тут же девушка исчезла, и я оказалась в каком-то пространстве. Здесь не было ни пола, ни стен, ни потолка, ничего. Однако я чувствовала, что крепко стою на ногах. Передо мной стали появляться клетки. И опять я услышала свой голос, который сказал, что я сейчас увижу, как происходит развитие эритроцитов. Сначала это была обыкновенная круглая прозрачная клетка с ядром - стволовая клетка. Затем перед моими глазами по кругу стали проходить другие клетки. Эритроцит развивался, как в замедленном мультфильме. Он постепенно образовывался из простой клетки. В ней стали исчезать ядра. Клетка стала менять свой цвет. Затем в ней совсем исчезло ядро, а вместо него появилась глыбка гемоглобина. Клеток в круге (цикле) было очень много. После всего этого я увидела уже зрелую клетку, такую же красивую, как я видела в первый раз моего знакомства с форменными элементами.

И тут я поняла, что хорошо рассмотрела только эритроцит, и спросила у себя: «Почему я так же хорошо не рассмотрела и другие клетки?». Голос ответил: «Другие клетки ты увидишь в последующих медитациях». Зрелый эритроцит направился в кровяное русло с током крови, он достиг легких, насытился кислородом, и при этом внутри него форма глыбки гемоглобина изменилась. Затем он опять с кровью направился в ткань, но я не знала, как именно, т.к. не задала себе такого вопроса. Там эритроцит обменял О2 на СО2, и опять глыбка внутри него поменяла форму. Так было много раз, после чего эритроцит направился в селезенку, где у него постепенно стала меняться форма, разрушилась оболочка, глыбка рассыпалась, и железо, которое там было, направилось в костный мозг, а все остальные части - в печень. Так закончилась жизнь эритроцита.

Передо мной опять появилась девушка и сказала: «Тебе не о чем беспокоиться, твоя кровь в порядке, все показатели в норме». После чего она исчезла. Из медитации вышла незаметно для себя. Состояние хорошее, настроение тоже. Отождествление - 90%. Вывод: все ответы на мои вопросы были получены.

Главным методом исследования в данной работе является сона-стройка, которая особенно хорошо формируется и проявляется в ИСС. Анализ эмпирических данных, анкетный опрос, собеседования и многолетние наблюдения за участниками экспериментального обучения позволяют сделать следующие выводы об особенностях восприятия и мышления в измененном состоянии сознания:

1. Овладение основами техники входа в ИСС с использованием концентрации, суггестии и сонастройки в целом не представляет сложностей. На первом занятии в легкое измененное состояние сознания входит более 87,0% участников эксперимента при условии, что

есть желание и нет сопротивления индивида. Относительно глубокое и устойчивое погружение «в себя» на первом занятии было отмечено у 25% студентов. С продолжением занятий количество студентов, способных к глубокому вхождению в ИСС, увеличивается, изменяются содержание переживаний и качество мышления.

2. Интегральное развитие с использованием сонастройки в ИСС имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект, гармонизирует психосоматическое состояние, развивается и закрепляется целый ряд положительных личностных качеств: терпение, спокойствие, уравновешенность, ответственность за свои действия и слова. После таких занятий студенты гораздо эффективнее управляют своими эмоциями, лучше контролируют свое поведение в бытовых, учебных и критических ситуациях. Адресные медитации являются прекрасным методом психологической терапии во время учебной деятельности.

3. По мере овладения медитацией и сонастройкой у учащихся появляется повышенный интерес к самопознанию и изучению курса вузовских дисциплин, т. к. они принимают непосредственное участие в постановке вопросов исследования и получают ответы в развернутой форме от своего внутреннего источника. Занятия строятся по принципу «от студента», а не «от программы» или желаний преподавателя. Каждое занятие носит исследовательский характер, что делает его максимально интересным и продуктивным.

4. С помощью концентрации, медитации и сонастройки можно максимально сосредоточить внимание на интересующей теме, проблеме, вопросе. Ответ приходит из глубины собственного сознания и соответствует качеству поставленного вопроса и глубине погружения. При необходимости как вопрос, так и ответ могут расширяться и углубляться. Обучаемый, он же и обучающий, сливаются в единое гармоничное целое. Спрашивающий понимает, что он всегда знал ответы на все вопросы и что его задача - осознать свои знания в самом себе.

5. Сонастройка на сверхсознание является незаменимым источником познания самого себя, внешней и внутренней реальности как единого целого, она развивает мышление и интуицию. Мышление при этом приобретает ярко выраженный творческий характер, качественно изменяются анализ и синтез, обобщение и конкретизация, формирование новых понятий и смыслов. Устное и письменное изложение материала отличается логичностью и многочисленными ассоциативными связями, где открываются новые знания.

6. Интегральная технология развития сознания позволяет осуществить индивидуальный подход в обучении и воспитании, т.к. этот процесс проводится силой собственного сверхсознания. Самоиссле-дователю дается ответ в такой модальности или форме, которые полностью соответствуют его психическому, интеллектуальному и духовному развитию. Ответы, приходящие из глубины сознания, отлично

сохраняются в оперативной, кратковременной и долговременной памяти субъекта. Информация, приходящая из «внутреннего мира», не нарушает психического, информационного и энергетического равновесия индивида. Более того, после пребывания в ИСС наблюдается устойчивое гармоничное состояние во всем организме, которое сохраняется от нескольких часов до нескольких суток. Студент на собственном опыте узнает, что все знания в нем уже есть, что его возможности безграничны и жизненный путь зависит только от него самого.

7. Правильно проведенные внутренняя концентрация, медитация и сонастройка позволяют равномерно включить в работу оба полушария головного мозга, способствуют их интеграции, что увеличивает продуктивность ума, способствует развитию высших способностей. Знание и понимание сливаются в единый процесс познания, индивид практически переживает другую реальность. В ИСС можно получать ответы на все вопросы от своего внутреннего источника - самого себя. Ответы могут приходить в любой модальности: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, осязательной как в развернутой форме, так и в «свернутом» виде, что воспринимается как ин-сайт или интуитивное откровение. Вступая в диалог со своим организмом, подсознанием или сверхсознанием, человек может выбрать оптимальную модель своего поведения и психического развития. После получения информации о своем психосоматическом состоянии и способах поддержания здоровья человек более осознано решает проблемы своей жизнедеятельности. Он полностью осознает, что его здоровье, психическое и духовное развитие зависят только от него самого.

8. В бодрствующем состоянии сознания следовые реакции не могут достаточно сильно активизироваться, т. к. кора головного мозга одновременно получает множество сильных раздражителей. Отмеченный момент устраняется, если мышление происходит в ИСС. При этом внимание ума концентрируется на строго определенных вибрациях, слабые раздражители усиливаются. В ИСС можно активизировать даже те следовые процессы, которые, казалось бы, безвозвратно вытеснены из памяти. В нашем случае необходимо было не просто вспомнить ранее полученную информацию из внешних источников, а получить новую информацию у самого себя. При интегральном обучении и саморазвитии в ИСС ничего не внушается, но перед входом в измененное состояние сознания необходимо четко продумать вопросы, на которые ум индивида должен «найти» ответы в бессознательном или сверхсознании.

9. Интегральная модель психотерапии, обучения и саморазвития максимально отвечает гуманистическому принципу психологии и педагогики - не навреди. В ИСС, когда есть сонастройка, психика индивида сохраняет и укрепляет свой естественный ритм деятельности,

обучение совершается как бы само собой. Студент осознает значимость личного участия в процессе обучения и того, что он является носителем любой информации. Это понимание укрепляет внутреннюю мотивацию для интеллектуального и духовного самосовершенствования.

10. Во время обучения у студентов не возникает зависимости или привыкания к внешним источникам информации в форме учебной и научной литературы, методике преподавания, преподавателю или авторитетам из внешней реальности. Субъект познания в любой момент, если это необходимо, самостоятельно может войти в измененное состояние сознания или выйти из него, затем опять погрузиться. Знание учебной и научной литературы способствует наиболее корректной постановке вопросов и исследовательских задач и адекватному описанию полученной информации. Резонансно-волновая природа психики работает по принципу: каков запрос - таков ответ. Поэтому качество поставленных вопросов, на которые необходимо найти ответ в ИСС, должно быть максимально высоким.

11. Овладение методом сонастройки в измененном состоянии сознания позволяет осознанно воспринимать субъективную и объективную реальность, принимать себя и окружающую действительность как единое целое. Находясь в ИСС, человек учится прислушиваться к самому себе, находить связь со своим внутренним состоянием, подсознанием и сверхсознанием.

12. Субъективное восприятие времени в ИСС значительно отличается от восприятия времени обыденным сознанием. Единица обыденного времени, например минута, в ИСС по внутренней информационной насыщенности воспринимается как значительно больший период времени. Может показаться, что прожита целая жизнь. Использование данной методики позволяет во много раз сократить период времени, который необходим на усвоение учебного материала при традиционной форме обучения.

13. Интегральное обучение и саморазвитие носит естественный характер, оно не мотивировано социумом, направляется энергией и волей Высшего Сознания.

14. В настоящее время при помощи приборов можно визуализировать внутренние органы неинвазивным (без вмешательства) методом. Это возможно при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Но, как показывают наши исследования, человек может хорошо видеть свои внутренние органы и без приборов. Медитация позволяет видеть внутренние органы без помощи современной техники. Например, можно рассмотреть физико-химический состав костной ткани различных частей скелета, моделировать разнообразные движения, изучать действия и подвижность костей и суставов, оставаясь при этом полностью неподвижным. Можно проследить последовательность сокращения мышечных волокон при сгибании пальца и ход нервных импульсов при прикосновении к нему, опять

же оставаясь неподвижным. Можно «поплавать» по собственному кровяному руслу и заглянуть в сердце (как и в любой орган), проверить работу клапанов и кардиомиоцитов, наблюдать за процессами газообмена в легких и тканях, а также за многими другими процессами. Качество полученных в ИСС знаний превосходит знания, полученные из научных лекций, атласов, учебников, пособий, фильмов и т.д. Умелое сочетание информации из ИСС с информацией, полученной традиционными способами восприятия, делает процесс обучения максимально эффективным, студент действительно удивляет преподавателя глубиной знаний и пониманием своего организма.

15. Данную методику можно использовать в качестве инструментария в самодиагностике психосоматического состояния организма, в оценке физиологического состояния определенных органов, выявлении патогенеза заболевания и нахождении индивидуального и безопасного лечения, например индивидуальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, питания. При использовании этой методики исследования нет необходимости в интерпретации и расшифровке возникающих символов или образов, ответ дается в конкретной и лаконичной форме. Методика позволяет самостоятельно изучать свои физиологические и психические процессы, свойства, состояния, новообразования и качества личности как динамические структуры.

16. Методика дает возможность за несколько минут получить словесное или образное объяснение любого психофизиологического процесса, происходящего в живом организме на всех уровнях - от молекулярного до организменного. При необходимости можно прожить жизнь от зарождения, развития и гибели любого элемента, органа, системы или функции в зависимости от сформулированного запроса, т.е. целей и задач исследования. Можно строить прогностические модели жизнедеятельности организма при предполагаемом воздействии на него фармакологического препарата (как и любого вещества) без фактического принятия препарата, т. е. оценить ответную реакцию на препарат как отдельной клетки, органа или системы, так и всего организма.

17. Методика помогает уму строить альтернативные прогностические модели процессов, происходящих на различных уровнях организма без вмешательства в его жизнедеятельность, что позволяет глубже понять работу организма как сложно организованной системы. Методика позволяет изучать организм и его системы от молекулярного до энергетического уровня в любой проекции и любом масштабе, совершать переход от трехмерного к четырехмерному восприятию объекта в статике и динамике, а также воспринимать работу организма как целостной системы. Просмотр внутренней деятельности может происходить в любом режиме скорости восприятия, с остановкой во времени и в обратной перспективе.

18. Благодаря ИСС можно видеть функционирование живого организма в разных режимах деятельности, воспринимать естественный или патологический цвет любой системы, органа, клетки.

19. Методика имеет бесконечные вариации, носит индивидуальный ключ, имеет высокий уровень достоверности и может применяться в любой учебной дисциплине, в изучении внешнего и внутреннего мира человека.

20. Овладев приемами вхождения в ИСС, студенты успешно используют ее перед любыми видами деятельности, во время выполнения деятельности, в частности при подготовке и сдаче экзаменов. В жизни человека сочетание ИСС и обыденных состояний сознания характерно для детского возраста, когда формируемая внешняя личность еще не закрыла способностей Души. С социальной адаптацией природные медитативные способности человека практически сводятся к нулю и, чтобы их восстановить, нужны специально разработанные техники. Как и многие другие угасшие способности, способность к интроспекции, самовоспоминанию, медитации, сонастройке очень трудно поддается восстановлению, несмотря на усиленные занятия.

21. Используя сонастройку, можно проводить обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание независимо от места встречи учащихся и учителя, в любое время суток. Ученик может получать знания от самого себя, находясь в домашней обстановке или во время отдыха на природе, а также во время выполнения любых видов деятельности. Данная методика позволяет успешно изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, в принципе - любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.

22. Интегральная модель обучения и саморазвития позволяет получать информацию высокого уровня достоверности практически о любом объекте исследования. Овладев мышлением в ИСС, можно проводить любую диагностику живых и неживых систем (как и самодиагностику), что бесконечно расширяет возможности индивида в самопознании и саморазвитии, человек воистину становится хозяином своей жизни. По существу, человек может доверять только своему глубинному сознанию, своей Душе, поэтому необходимо всячески развивать способности, связанные с восприятием и пониманием как внешней, так и субъективной реальности. При этом нужно помнить, что точность восприятия и понимания любой информации зависит от уровня развития сознания: чем он выше, тем объективнее знания. Максимальной объективации сознания, очевидно, можно достигнуть только в случае слияния с Универсальным Сознанием. Поэтому все знания, полученные в ИСС, как бы они ни были достоверны на первый взгляд, требуют тщательной практической проверки. Как и любые знания, продуцируемые нашим умом, они могут быть неполными, ошибочными, гипотетичными и требуют максимальной осторожности в их применении и использовании.

Феномены мышления и переживаний в ИСС крайне многочисленны и далеко не изучены, дальнейшее исследование этой темы может принести новые открытия в отношении самых разнообразных способностей человека. Естественное возникновение сонастройки развивает интуицию, расширяет сознание и переводит его на новые уровни восприятия реальности.

Литература

1. Андреев П. Идея атомной бомбы была подсказана свыше / П. Андреев // Необыкновенное, любопытное, очевидное. 1999. № 26. С. 9.

2. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение, телепатия / В.М. Бехтерев. -М., 1994. - 364 с.

3. Боринг Э. История интроспекции / Э. Боринг // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 2. С. 61-72.

4. Волков Ю.Г. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты: учеб. пособие / Ю.Г. Волков,

B.С. Поликарпов. - Ростов н/Д., 1994. - 283 с.

5. Гроф С. Неистовый поиск себя: Руководство по личностному росту через кризис трансформации / С. Гроф. - М., 2003. -347 с.

6. Дубров А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1989. - 280 с.

7. Капра Ф. Дао физики / Ф. Капра. - Киев; М., 2002. - 352 с.

8. Корнеенков С.С. Интегральная методика обучения и само-

развития / С.С. Корнеенков // Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях: сб. науч. ст. Междунар. конф. - Уссурийск, 2005. С. 193-195.

9. Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: инте-

гральная психология и психотерапия / С.С. Корнеенков. - Владивосток, 2005. - 384 с.

10. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. - М., 1995. - 400 с.

11. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов. -М., 1989. - 287 с.

12. Ротх Р. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги / Р. Ротх. - СПб., 1994. - 110 с.

13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Се-левко. - М., 1998. - 256 с.

14. Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 4. Иша Упанишада / Шри Ау-робиндо. - СПб., 2004. - 416 с.

15. Яновский М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии / М.И. Яновский // Вопросы психологии. 2001. № 1.

C.91-96.

© Корнеенков С. С., 2007 г.