Научная статья на тему 'Основные принципы образования и интегральное обучение'

Основные принципы образования и интегральное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6831
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные принципы образования и интегральное обучение»

Актуальная тема

С.С. КОРНЕЕНКОВ

Основные принципы образования и интегральное обучение

В мировой практике утвердилась общая теория образования, сложились методы обучения и воспитания (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский и др.), выведены основные педагогические принципы (природо-сообразности, гуманизации, целостности, демократизации и т.д.), дидактические принципы, изучены всевозможные средства и формы организации учебно-воспитательного процесса. Сформирована система принципов, характеризующих психическое развитие человека с детского до юношеского возраста, что хорошо показано в работе В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунова1. Они отмечают и подробно описывают двенадцать принципов: 1. Творческий характер развития. 2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. 3. Ведущая роль сенситивных периодов развития. 4. Совместная деятельность и общение. 5. Ведущая деятельность, законы ее смены. 6. Зона ближайшего развития. 7. Расширение детского развития. 8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. 9. Принцип единства аффекта и интеллекта. 10. Опосредованная роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями. 11. Интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения. 12. Неравномерность (гетерохронность) развития и формирования психических действий. Данные принципы, как отмечают авторы, должны лежать в основе любой современной, разумной и человеческой системы образования и воспитания. В связи с этим необходимо создавать методики, психотехники, технологии, предназначенные для их реализации в педагогической деятельности.

Установленные педагогические и дидактические принципы, а также принципы психического развития должны поддерживаться соответствующими принципами образования. Но сложность заключается в том, что само понятие «образование» очень емкое и трактуется далеко не однозначно. В педагогике под образованием понимается специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Эта трактовка отражает только внешнюю сторону развития сознания. Образование (лат. «ейисате») означает «выявление того, что есть внутри». Выявить - значит превратить внутренние потен-

1 Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /

В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

циальные силы в реально действующие. Образование - это не сумма знаний, полученных из книг, это практическая деятельность ума и сердца, приводящая к развитию разнообразных человеческих ценностей. Под образованием будем понимать непрерывный процесс обучения тому, как согласовать между собой в человеке дух и материю, целое и часть, единое и множественное, земное и божественное. Такое понимание учитывает интегральную природу человека, где бодрствующее сознание личности неразрывно связано с Высшим Сознанием. Цели образования и воспитания неотделимы от цели жизни человека. Образование имеет два аспекта. Первый относится к знаниям о внешнем мире и соответствует накоплению мирской и научной информации, второй аспект связан с выведением наружу того, что заложено в ребенке божественной природой, что хранится в его душе.

Современные образовательные технологии2 построены на основе чувственного восприятия, акцент ставится на развитии личности (памяти, мышления, умений, накоплении знаний, способностей, социальных потребностей) устным или письменным словом в разнообразных видах деятельности. Православная педагогика обращается к душе человека, к его внутреннему миру, а не к внешней личности3. В ней говорится, что образование есть постоянный внутренний диалог души с Богом. Суть обучения - поддержание врожденной потребности человека к познанию истины. Такое понимание учитывает интегральную природу человека, где бодрствующее сознание связано с Высшим Сознанием. Ум человека не ставится в центре мироздания, центром признается Творец. В христианстве единодушно признается абсолютная ценность внутреннего откровения, путь мистического озарения, духовного прозрения, где утверждается, что все знания о мире принадлежат Духу. Климент Александрийский указывал: «Одно дело, что приобретено упражнениями и учением, и иное, что воспринято через откровение верою. Только последний путь ведет к познанию Божественной истины»4. С.А. Нилус приводит слова Августина на пример обучения: «Научает нас внутренний Учитель, ... Божественное вдохновение; где нет этого вдохновения, там тщетно действие слов извне»5. Григорию Богослову принадлежат слова: «Если Тот, Кто научает, не находится внутри, то язык учителя, который вне, трудится понапрасну». Иоанн Кронштадтский, который более тридцати лет вел преподавательскую деятельность, отмечает главный принцип обучения: «Учительные голоса извне суть только вспомоществование и увещания. Один только есть Учитель, Который собственно научает -Христос. Его Слово внутри нас научает; где нет Его слова внутри нас. там слова вне звенящие - шум пустой»6. Возможно ли слышать голос

2 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1998. - 256 с.

3 Шестун Е. Православная педагогика / Е. Шестун. - М., 2001. - 576 с.

4 Нилус С.А. Полн. собр. соч. в 6 т. Т.1. Великое в малом / С.А. Нилус. - М., 2005. - С. 679.

5 Там же.

6 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1998. - С. 144.

истинного Учителя? На этот вопрос Н.А. Мотовилова о. Серафим Саровский отвечает: «А непонятного здесь ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простора ... видения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что уже нам кажется не-удобопостижимым то, о чем древние . ясно говорили»7.

Природа обучения внутренним Учителем подробно описана в интегральной йоге. Шри Ауробиндо показывает два основополагающих принципа образования. Первый принцип, лежащий в основе истинного образования, звучит весьма парадоксально для современной педагогики: ничему нельзя научить8. Это означает, что душа с самого начала обладает всеми знаниями. Задача человека - превратить потенциальные знания в актуальные согласно потребностям человека, общества и времени. Выведенный принцип показывает, что учитель своими действиями настраивает мозг ученика на нужную информационную волну, показывает, где скрыты знания, как вызволить их наружу. Внешняя личность черпает знания из внешнего мира благодаря анализаторной системе, но эти знания уже есть в душе человека. Лучший учитель тот, кто способен создать соответствующие внешние условия для формирования сонастро-енности личности ученика на Универсальное Сознание.

Второй принцип: образовательный процесс необходимо соизмерять с возможностями и способностями человека. Главная ошибка учителей школы и вуза - стремление развивать заранее определенные социумом качества и способности, подготовить человека к семейной жизни, карьере и рыночным отношениям. Такой подход не дает природе раскрыть присущее ей совершенство и те способности, которые она заложила в данного человека и намерена их проявить. Человека по жизни ведет душа, все остальное - от общества до педагогических технологий, родителей и учителей - среда, которая имеет свою качественную характеристику. Среда зависит от развития сознания индивидов и общества: чем оно выше, тем благоприятнее условия. Правильно организованное образование распространяется на все основные аспекты человека: физический, витальный (жизненный), ментальный, психический (душевный) и духовный. Такое образование приводит к интегральному развитию человека, а сама система образования может быть названа интегральной. Остановимся подробнее на образовании ментала, психического и духовного слоя сознания в интегральном саморазвитии.

Ментальный слой сознания образован памятью, умом, интеллектом и интуицией. Согласно видению Шри Ауробиндо, основой всего обучения служит память, это тот опыт, который скрыт внутри нас в виде потенциальной памяти9. В процессе обучения в школе жизни формируется активная память и берет из пассивной памяти то, что в настоящий момент необходимо для саморазвития сознания. Пассивная память не нуж-

7 Нилус С.А. Полн. собр. соч. в 6 т. Т.1. Великое в малом / С.А. Нилус. - М., 2005. - С. 683.

8 Шри Сатья Саи Баба. Видья Вахини. Сутра Вахини / Шри Сатья Саи Баба. -М.: Амрита-Русь, 2004. - С. 351.

9 Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 1. Биография. Глоссарий / Шри Ауробиндо. -СПб., 1998. - С. 352.

дается в обучении, она проявляется автоматически и естественным образом. Тренировке подлежит активная память, направленная на актуализацию, воспоминание тех знаний, которые необходимы человеку в данный момент развития. Анализаторная система предназначена для восприятия внешнего мира, ориентации и адаптации индивида в природе и социальной среде. Взаимодействие анализаторов координирует шестой орган чувств - ум, он собирает воедино информацию с органов чувств и правильно ее использует. Интеллект - это тот инструмент, который находит применение приобретенному знанию. Эта сфера сознания наиболее всего нуждается в развитии в процессе обучения.

Четвертый уровень ментала, который пока еще слабо развит, но постоянно эволюционирует, - это интуиция. Интуиция - основа гениальности, независимости суждений, прозорливости. Современное образование развивает способности к запоминанию и сохранению внешней информации, но не способность воспринимать информацию, идущую от внутреннего источника, что выполняет интуиция. Такое обучение подавляет интуицию, т.к. она связана с развитием сензитивности, сверхчувствительности психики. Ментальная природа человека в своей основе имеет моральное начало, развитие ума и интеллекта в отрыве от нравственности губительно для человека. Но морали учат не по учебникам, которые превращают мысли о высоком и духовном в механические и искусственные знания. Именно такая практика приводит к процветанию лицемерия и лжи, порождает маски и личины. Первое правило в воспитании морали - совет и помощь, а не требование и наказание. Лучший прием - личный пример во время общения и совместной учебной деятельности. Огромную помощь в воспитании морали играет литература с жизнеописанием выдающихся людей с высокими мыслями и поступками. Шри Ауро-биндо в воспитании ментала отмечает пять основных этапов10:

1. Развитие внимания и силы сосредоточения, умение концентрироваться на поставленной задаче, объекте, процессе, идее.

2. Расширение и обогащение ума, поднятие его со ступеньки на ступеньку.

3. Объединение всех мыслей вокруг центральной идеи, которая служит путеводной звездой.

4. Контроль над мыслями, неприятие ненужных мыслей, способность думать лишь тогда, когда вы этого хотите.

5. Создание ментальной тишины, умственного покоя, что позволяет быть чувствительным к высшим вибрациям сознания или, выражаясь языком физиологии, к субсенсорным и соматосенсорным сигналам.

Прохождение этих этапов приводит к пониманию того, что развитие ума, а особенно интеллекта и интуиции, значительно важнее, чем развитие памяти. В ментальной работе нужно уметь давать уму отдых, этому способствует сохранение естественного ритма активности и безмолвия. Сохранение естественного ритма придает психике силу и энергию.

10 Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 1. Биография. Глоссарий / Шри Ауробиндо. -СПб., 1998. - С. 260.

Начало психического воспитания связано с пониманием того, что душа не зависит ни от тела, ни от социума, ни от ума и чувств, ни от языка, на котором ведется общение и обучение, ни от привычек и традиций общества, ни от страны и системы образования. Психическое воспитание -это открытие себя Универсальности, беспредельности и целостности, отказ от своего маленького «я», устранение всех барьеров, которые разделяют людей. Ум не может правильно судить и управлять психическим и духовным развитием, потому что это связано с отказом от личного счастья, наслаждений и удобств11. В каждом человеке скрыты силы Высшего Сознания, именно они должны быть раскрыты в процессе воспитания и обучения. Для этого необходимо развивать волю, а не следовать желаниям витала. На этом пути необходимо сохранять спокойствие в любой ситуации и в то же время быть ко всему предельно внимательным. В психическом воспитании, чем бы человек ни занимался, главное - постоянно помнить о той цели, которая была поставлена. Отсюда следует, что, начиная любое, даже маленькое дело, нужно напоминать себе о том, что эта деятельность совершается во имя поставленной единой цели. Психическое воспитание ориентировано на освобождение от потребностей внешней личности, т.к. удовлетворение этих потребностей не есть высшая цель жизни.

Духовное воспитание выше психического, оно предполагает обладание Высшим Сознанием, жизнь вечную и бесконечную за пределами времени и пространства. Чтобы осознать душу, жить духовной жизнью, необходимо устранить влияние внешней личности. Это означает посвящение и полную отдачу себя Высшему Сознанию и неважно как оно называется: Абсолютом, Богом, Реальностью, Истиной. Главное - полная самоотдача. За пределами формы и материи скрыта Единая Сила, которая управляет всей Вселенной. Самоотдача себя - есть самопосвящение Высшей Творческой Силе. Духовное воспитание есть венец системы образования, и множество людей готовы принять такое воспитание. Истинное образование возможно лишь на основе союза науки и духовности, на что и направлены усилия всего прогрессивного человечества.

Приобретение знаний требует огромных усилий как со стороны того, кто получает, так и со стороны того, кто создает для этого условия. Никому нельзя передать знания силой, они приобретаются в процессе самостоятельного познания внешнего мира и самого себя. Вершиной знаний является осознание Высшего Я - внутреннего учителя. Механизм раскрытия этих знаний невозможно объяснить образованием обычных рефлексов. В этом случае возникают сложные рефлекторные связи между тонкими (субсенсорными) анализаторами и центрами, образованными сенсорной системой. Ум улавливает информацию, исходящую от сверхсознания и переводит ее в бодрствующее сознание. Для проявления интуитивных знаний ум должен быть максимально спокойным, тихим, любая внешняя активность анализаторов сведена к минимуму. Обучение — это не столько передача информации, сколько настройка ума уче-

11 Шри Ауробиндо. Собр. соч. Т. 1. Биография. Глоссарий / Шри Ауробиндо. -СПб., 1998. - С. 362.

ника на знания, хранящиеся в душе. Отсюда возникает вопрос: как настроить ум ученика, чтобы он стал восприимчивым к самым высоким вибрациям?

Человек не осознает психофизиологический механизм (резонанс) работы своего сознания (памяти, ума, интеллекта, воли, способностей и т.д.) и тех сил, которые участвуют в этой деятельности. Обучение и самообучение проводится как бы с двух сторон: со стороны социума (родители, учителя, друзья, природа, средства массовой информации, социальные институты) и со стороны внутреннего источника. Первая (внешняя) группа сил создает условия и информационную настройку, вторая (внутренняя) - наполняет ум содержанием, знаниями, но в любом случае любая информация обрабатывается мозгом. Проведение осознанного саморазвития, осознанного обучения и воспитания, осознанной психокоррекции и психотерапии есть высший критерий педагогического, психологического, психотерапевтического мастерства.

Степень осознания мира и самого себя связана с эволюцией человека. Индивид может значительно ускорить свое развитие, если будет знать, как это происходит и что этому способствует. Для достижения объективного сознания надо много потрудиться, иначе оно так и не проявится в течение всей жизни. Соединяя внешние и внутренние источники сил, мы в итоге имеем целостное, интегральное обучение. Не учитывать роль Высшего Сознания в эволюции человека, в становлении здоровой соматики, психики, ума, интеллекта, интуиции было бы большой ошибкой. Для наиболее полного проявления целостного сознания необходимо создать оптимальные условия для тела и ума. В йоге для этого применяют различные техники: мантра, молитва, в других случаях диета, порой используют асаны или концентрацию внимания, в некоторых случаях подходит пранаяма12. Йога использует индивидуальный подход и в обучении, и в лечении. Саморазвитие любого человека - абсолютно индивидуальный процесс, нет алгоритма или техник по проявлению сознания в биологическом теле. Йога оказывает воздействие на ум, а ум у всех людей разный, различны и условия жизни. Главный принцип йоги состоит в том, что не человек подстраивается под йогу, а йогическая практика подбирается так, чтобы она подходила человеку. Обучение и психотерапия в йоге основаны на творческом подходе, на установлении настройки сознания ученика на сознание учителя или сонастроенности

ума на Высшее Я. Это приводит не только к получению новых знаний, но и к эволюции сознания личности13.

В настоящее время внимание человека направлено на развитие ума, ментальных способностей и нравственности. Данный подход является ведущим в воспитании социально-нравственного, экономического человека. Идеал всеобщего образования приводит к необратимой тяге человека в развитии ментальности, к интеллектуальной активности. Некото-

12 Дешикачар Т.К. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики / Т.К. Дешикачар. - Киев; М., 2003. - С. 16.

13 Дешикачар Т. К. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики / Т.К. Дешикачар. - Киев, М., 2003. - С. 17.

рые страны готовы начать всеобщее высшее образование (Япония), но никогда еще в образовании не ставился вопрос о всеобщем интеллек-туально-духовномразвитии. Развитие сознания не означает только рост ума и интеллекта, это относится и к интуиции. Индивидуальное сознание оттачивает свои инструменты - интуицию, интеллект, память, чувства, эмоции в индивидуальном и групповом сознании. Человеку нужен живой, одухотворенный интеллект, управляемый интуицией, а не механическим умом. Современная наука изначально преследует материалистические цели. Но наука по своей сути и есть знание о том, как покорить материю, овладеть силами природы, избавиться от механистичности. Законы природы невозможно всецело познать без знаний о сверхфизиче-ской, т. е. духовной природе человека.

Материальный мир - это то, что можно узнать глазами, чувствами, умом. «Но в самом этом мире, - как пишет Сатья Саи Баба, - пронизывая его, существует другой постижимый мир - нематериальный и субъективный. Когда это становится известно, оба мира раскрывают себя как частичное проявление одного и того же неделимого сознания. Эти два мира дополняют друг друга, совмещаясь в единой полноте»14.

Система образования по-прежнему ориентируется на социальный подход в воспитании личности и специалиста. Но чем сильнее развита социальная личность, тем представительнее эгоизм личности и общества. Личность не может быть неэгоистичной, пока живет по принципу потребления, присвоения, но «истинная личность не есть эго, а божественная индивидуальность, которая через нашу эволюцию готовится проявиться в нас»15. Необходимо такое образование, такой индивидуальный и коллективный труд, которые способствуют проявлению потенциальных сил Высшего Я во внешней личности.

Высшее Я наиболее активно проявляет себя в следующих случаях: а) в состоянии глубокого сна, б) в критических для жизни ситуациях, в) при максимальном физическом и психическом покое, г) в измененном состоянии сознания. Необходимо выбрать, какой из приведенных выше вариантов наиболее доступен для учебно-воспитательного, психотерапевтического процесса с учетом целей, задач, места и времени, личности психолога и личности ученика. Вариант «а» мало подходит, ибо на занятиях студенты не находятся в состоянии глубокого сна, когда ум погружен вовнутрь и прерваны все внешние коммуникации. Во сне также происходит обучение и лечение (причем очень качественное), человек обучается непрерывно, максимально активизируются нейроны, ответственные за получении энергии и информации от Высшего Сознания. И не стоит в это таинство вмешиваться искусственными методиками. Во сне структурируется, обобщается не только сенсорная информация, но приобретаются качественно новые знания благодаря работе субсенсорной и соматосенсорной систем, выстраиваются новые корковые связи. Много-

14 Шри Сатья Саи Баба. Видья Вахини. Сутра Вахини / Шри Сатья Саи Баба. -М., 2004. - С. 9.

15 Шри Ауробиндо Гхош. Человеческий цикл. Новый век / Шри Ауробиндо Гхош. - Казань, 1992. - С. 60.

численные открытия «приходили на ум» именно во сне. Лучшее, что мы можем сделать - это максимально подготовить себя ко сну и создать для этого оптимальные условия. Вариант «б» мы также не станем применять ни в лекционных занятиях, ни в психотерапии. Критические, опасные и поучительные для жизни индивида ситуации в изобилии создает сама жизнь.

Для нас приемлемы варианты «в» и «г». При варианте «в» психосоматика человека находится в состоянии контролируемой релаксации. В этом состоянии могут находиться и преподаватель (психолог, учитель, менеджер), и студент (слушатель, пациент, клиент), выполняя совместную деятельность. Состояние равновесия и покоя ума - это самое нормальное, здоровое состояние психики. Спокойный ум способен адекватно отражать объективную реальность, он не мечется из крайности в крайность. Состояние успокоенного ума тесно связано с измененным состоянием сознания (вариант «г»). Под измененным состоянием сознания будем понимать такое психическое состояние, которое качественно отличается от бодрствующего состояния сознания, но не является Универсальным Сознанием. Главной характеристикой измененного сознания служит внутренняя концентрация, глубина погружения, энергоемкость. В обычном состоянии сознания человек концентрирует свое внимание на привычной для него внешней и внутренней реальности, в измененном состоянии фокус сознания смещается, перенастраивается на более тонкую волну, при этом открывается новая реальность, новые способности и новые возможности.

Человек порой не замечает, как совершается переход из одного состояния сознания в другое. Методики, вызывающие уравновешенное и измененное состояние психики, характерны для психотерапии. Они основаны на естественных ритмах сознания и осознанно, полуосознанно и неосознанно применяются педагогами, психологами, представителями других профессий в области искусства, театра, кино, политики, рекламы и т. д.

Состояние психического покоя - наилучшая отправная точка в поиске истины. Более того, быть в полном покое - быть в истине. Когда ум спокойный и мирный, Высшее Сознание может действовать с большей легкостью и преображать человека. В интегральной йоге спокойствию ума уделяется первостепенное значение16. Есть и другие слова (понятия), которые отражают позитивные оттенки состояния ума. Спокойствие - это состояние, в котором нет беспокойства или волнения. Покой - еще более неподвижное состояние, которое не может нарушить никакое волнение. Мир - еще более позитивное состояние, оно несет чувство гармонии. Безмолвие - состояние, в котором нет движения ума, в которое не может проникнуть поверхностное движение. Шри Ауро-биндо выделяет пассивное безмолвие, в котором сознание не реагирует на внешние объекты и силы, и активное безмолвие, в котором есть ве-

1б Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Кн. 1. Ч. 3 I Шри Ауробиндо. - М., 2005. -С. 191.

ликая сила, она действует на внешние объекты, не нарушая их гармонии. Настройка включает в себя и пассивное, и активное безмолвие. Человек в тишине ума (вне ума) понимает все, как оно есть, понимает без слов, сразу и без искажения. Шри Ауробиндо отмечает, что человеческая жизнь и ум не гармонируют ни с природой, ни с Духом, они беспокойны, лишены гармонии и равновесия, это состояние больного человека17.

Адекватному пониманию происходящего способствует погружение человека в глубины своего Высшего Я, которое объединяет сознание всех людей. Для этого необходимы соответствующие методики, которые создают условия для интеграции всех сил индивида. Под интегральной методикой обучения понимается гармоничное сочетание традиционных методов обучения и интуитивных откровений, идущих от Высшего Сознания. Интегральное обучение - это свеча, зажженная с двух сторон, когда «внешнее» обучение согласовано с «внутренним». Роль педагога заключается не столько в том, чтобы помочь индивиду установить адекватные коммуникации с внешним миром и адаптировать его к социуму, но в первую очередь в том, чтобы развивать и поддерживать настройку ученика на Высшее Сознание. Настройка - это не энергия и не информация, это вибрационный уровень воздействия,

регулирующий энергоинформационный обмен посредством центра головного мозга - ретикулярной формации. Настройка способствует согласованию, совмещению индивидуальной программы развития с опытом, накопленным поколениями людей. Настройка имеет множество разновидностей. Различают ситуативную настройку, как временное состояние, и константную настройку, что уже связано с направленностью личности и ее убеждениями. Настройка тесно связана с установками, эмпатией, отождествлением и вызывает разные эмоциональные состояния. Существуют личностные, бытовые, социальные, профессиональные, культурные, научные, религиозные установки. Изучение любой дисциплины в школе или институте происходит в русле настроек-установок. Мастерство учителя и психотерапевта - в правильной настройке ума ученика или пациента. Когда человек «зашел в тупик», говорят: «Потерял настройку». Эмоциональные состояния объясняют хорошей или плохой настройкой или настроением. Сонастройка поднимает или опускает уровень сознания по вертикали, а настройка переключает внимание по горизонтальной оси сознания, расширяет или сужает объем восприятия. Со-настроенным умом руководит Высшее Сознание и через ум управляет психикой, организмом и деятельностью человека. Сонастройка формирует качественно новые знания, развивает интуицию, творческие способности, дает более полное понимание мира, способствует эволюции сознания, образованию новых, более тонких нейронных коммуникаций и переводу неосознаваемых сигналов в осознаваемые.

В настоящее время система образования построена таким образом, чтобы максимально активизировать внешнюю (фрагментарную, эмпирическую) личность, развить желания, память и ум, меньше уделяется вни-

17 Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Кн. 1. Ч. 3 I Шри Ауробиндо. - М., 2005. -

С. 135.

мания интеллекту, не говоря уже об интуиции. Чтобы ум не служил простым сборщиком информации, биологическим компьютером, необходим некто, кто бы осуществлял управление развитием сознания индивида. Этим «некто» является Высшее Сознание, которое управляет развитием всех живых существ. По мере раскрытия истинного Я в человеке развивается способность объединять все противоположности. Человек может выбирать любой путь развития, духовный или интеллектуальный, или то и другое вместе. Лучший вариант, когда истинная духовность сочетается с развитием истинного интеллекта, а наихудший путь - это сочетание ложной духовности и ложного интеллекта18. В разных психических состояниях поток информации из «внешнего» и «внутреннего» миров различен и может варьироваться от нуля до бесконечности. Правильно построенный учебный, воспитательный, психотерапевтический процесс - это умение выделять потоки энергий, которые ведут человека к гармоничному развитию.

В основе обучения как коммуникативного и психотерапевтического процесса лежит способность, связанная с установлением эмоционального, ментального и духовного контакта между учителем и учеником. Процесс обучения, воспитания и психотерапии будет максимально удачным, если преподаватель является мастером настройки, а слушатель способен на внимание и концентрацию. Если же одна из сторон не в состоянии проявить мастерство, процесс творческого общения будет не на высоте. И худший вариант, когда обе стороны не готовы к выполнению своей задачи и проявляют полную несовместимость друг с другом. В этом случае образовательный, воспитательный, психотерапевтический процесс будет не только нулевым, но и отрицательным для обеих сторон.

Одна из задач педагога заключается в способности включения слушателя в поток направленной информации (лекции, беседы, практического занятия) с целью максимальной самореализации. Принцип «Не навреди» означает невмешательство в программу индивидуального саморазвития, т.е. в судьбу другого человека. Слушатель примет, раскроет в себе столько, насколько позволяет его собственная психонейрофизиологическая организация на данный момент развития. С излишней внешней информацией ум поступает как с ненужным «провокатором» и старается ее отторгнуть, защитить себя. Но если она уже внесена в психику, то в любой момент может произвести свое действие. С принятием ненужной информации (негативной, преждевременной, противоречивой) слушатель неправильно истолковывает изучаемую дисциплину, цели и задачи обучения, личность преподавателя. При излишнем эмоциональном давлении со стороны преподавателя психика слушателя с недостаточной гибкостью может быть травмирована (психотравма), что и происходит довольно часто. В этом случае дальнейшее творческое содружество преподавателя и слушателя, их союз, совместимость, находятся под угрозой непонимания, конфликта и, возможно, окончательного разрыва отношений. По большому счету образование включает в себя не только обуче-

18 Корнеенков С.С. Развитие духовности и интеллекта в высшей школе / С.С. Кор-неенков // II Забайкальские социол. чтения. Ч 2. - Чита, 2004. - С. 121-136.

ние и воспитание, но и психологическую коррекцию, психотерапию. Академик М.К. Тутушкина подчеркивает: «Преподаватель должен быть не только психологом и педагогом, но еще и психотерапевтом как для самого себя, так и для других: уметь снимать нервно-психическое напряжение, помогать ученикам разрешать психологические кризисы, выводить их из депрессивных состояний»19. Качество образования - это духовное, психическое, социальное и физическое здоровье индивидов и нации.

В школах и институтах нет дисциплины (или методики), направленной на овладение внутренней концентрацией, медитацией, которые успокаивают внешний ум. Все методики направлены на то, чтобы ум был постоянно возбужден, активен, агрессивен, но не тих, спокоен, восприимчив. Ум - это ядро личности, человек осознает себя посредством ума: чем он сильнее развит, тем представительнее личность. Но ум - это только небольшая часть Всеобщего Сознания. Поэтому необходимо осознанно практиковать не только активное состояние ума, но и противоположное состояние - пассивное, т. к. в этом состоянии ум подчинятся Высшему Сознанию, сливается с ним, человек приобретает творческие способности. Психическая деятельность - это чередование многочисленных энергетических ритмов, вызывающих напряжение и расслабление нервной системы.

Рассмотрим некоторые особенности подготовки преподавателя, психолога перед лекцией или индивидуальным консультированием. Известно, что вхождение в любую деятельность лучше всего начинать с психологического настроя-установки. Для этого используются элементы аутогенной тренировки, мантры, молитвы, медитация или другие психотерапевтические практики. Непосредственно перед лекцией, практическим занятием, беседой необходимо провести сонастройку с Высшим Я, а также позитивную настройку на аудиторию. Настройку надо связать с конкретными действиями, особенно с теми, которые меньше всего удаются. Например, если не удается диалог со слушателями, даем себе позитивную установку: «Я люблю отвечать на вопросы, т.к. это показывает заинтересованность студентов данной темой, предметом». Лекторское мастерство, как и мастерство психотерапевта, многогранно. Подготовить себя к работе со студентами - значит настроиться на гармоничные взаимоотношения. Одним из критериев успешной деятельности будет служить не усталость в конце лекции или психотерапевтического сеанса, но заряд силы, ровной полноты и уравновешенности, ощущение того, что час-два прошли в два-три раза быстрее физического эквивалента времени. Это же должны ощущать и студенты (пациенты, клиенты).

Продолжительной совместимости с аудиторией можно ожидать только в том случае, если от начала до конца встречи была гармония внутри самого себя. Сохранить гармонию можно, если поставить себе задачу на осознание каждого своего слова, жеста, мимики, пантомимики, паузы, всего поведения. Все должно проходить мягко, плавно, с умерен-

19 Практическая психология для преподавателей / под ред. М. К. Тутушкиной. -М.: Информ; Изд. дом «Филинъ», 1997. - С. 55.

ной скоростью. На внешнем плане - это походка, жесты, передвижения, жестикуляция, манипуляция предметами. Все несет информацию, внушая то или иное состояние, приятие или отторжение фрагмента личности психолога, затем и личности в целом. Темп, ритм, голос, исключение из оборотов речи штампов, вводных слов, слэнга, непонятных слов (без разъяснения), интонация - вот далеко не все, что на внешнем и внутреннем плане должно звучать резонансом с аудиторией. Следует исключить эмоциональные нажимы, отрицательные обращения, индивидуальные разъяснения. Любая крайность несет усиленный характер кодирования психики, превращая личность слушателя в запрограммированный био-психологический объект. При этом не надо забывать, что информация, «вкладываемая» в голову студента, не есть истина в последней инстанции, что завтра слушатель столкнется с другой точкой зрения и ему надо оставить возможность выбора.

Эмоциональная, ментальная, психическая и духовная совместимость, настроенность в диаде «преподаватель-студент» приводит к раскрытию внутренних сил (именно внутренних, а не резервных) каждого из участников общения. Творчество на лекции или психотерапевтическом сеансе возможно, если совершается максимальный уход от стереотипов поведения, эмоций, мышления и волевых проявлений. Сона-стройка способствуют осознанному погружению в себя. Из Высшего Сознания произрастает то неведомое, что называется творчеством. Любовь, смирение, покой, тишина ума, радость, гармония - это силы, при помощи которых один человек может оказать помощь другому через сонастройку. В этом глубинная суть методики интегрального обучения и саморазвития.

© Корнеенков С. С., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.