Научная статья на тему 'Педагогическая технология интегрального развития в бодрствующем и измененном состоянии сознания'

Педагогическая технология интегрального развития в бодрствующем и измененном состоянии сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
803
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеенков С. С.

Дано описание авторской педагогической технологии интегрального развития, саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания, главным методом которой является сонастройка, а целью раскрытие сознания, развитие интуитивного мышления, психофизиологическое здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология интегрального развития в бодрствующем и измененном состоянии сознания»

Приглашаем к дискуссии

С.С. КОРНЕЕНКОВ

Педагогическая технология интегрального развития в бодрствующем и измененном состоянии сознания

Дано описание авторской педагогической технологии интегрального развития, саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания, главным методом которой является сонастройка, а целью -раскрытие сознания, развитие интуитивного мышления, психофизиологическое здоровье человека.

Эффективность обучения и воспитания, развитие мышления и раскрытие сознания во многом определяются процессом сотрудничества преподавателя и студента, их умению настраиваться на эмоциональную и ментальную волну друг друга. Но главный фактор в раскрытии сознания принадлежит способности личности настраивать ум на импульсы, волны высшего «Я». Интегральное, целостное развитие индивидуального сознания происходит в том случае, если нет противопоставления себя другим людям, природе и высшему сознанию. Для интегрального развития необходима соответствующая интегральная технология, способствующая созданию благоприятных внешних и внутренних условий как единого целого.

Экспериментальное исследование измененньх состояний сознания (ИСС) представляет большой интерес для психологии, психотерапии, психиатрии, педагогики, т.к. на каждом уровне сознание имеет свои закономерности, свою силу. Интерес вызывают и методики, при помощи которых можно вызвать ИСС. В научной литературе нет единого определения понятия «измененное состояние сознания» (англ. altered - измененные, states - состояния, consciousness - сознание). В монографии А.Л. Гройс-мана под ИСС понимается психическое состояние, которое вызвано тем или иным физиологическим, психологическим или фармакопсихологиче-ским агентом и субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта при определенной норме функционирования психики [1. С. 241]. Ч. Тарт под ИСС понимает новую функцию психики, отличную от базового состояния, при этом происходит качественная перестройка психического функционирования [18]. Под обычным состоянием сознания (ОСС) он понимает прерывный (дискретный) психический процесс, это содержание психики в определенный промежуток времени. Каждое

дискретное состояние уникально по смыслу и содержанию. Переход от бодрствующего состояния сознания к измененному состоянию сознания

Ч. Тарт назвал процессом наведения дискретного ИСС. При этом наработанные обыденным сознанием связи перестают действовать, психика переходит в другой режим функционирования.

К ИСС логично отнести те состояния, которые по субъективным ощущениям качественно отличаются от бодрствующего сознания. Обычно выделяют четыре состояния сознания, которые отличаются друг от друга уменьшением частоты колебания электромагнитных волн: бодрствование (обыденное сознание), сновидение, глубокий сон, трансперсональное состояние (сверхсознание, турийя, мокша, самадхи). Последние три состояния по отношению к обыденному сознанию и будут составлять измененные состояния сознания. Каждое из этих состояний имеет свои подуровни, свои особенности отражения реальности. Под обыденным сознанием Шри Ауробиндо понимает состояние, в котором человек осознает вещи посредством интеллекта, внешнего ума и чувств [23. С. 199]. Все люди в течение суток периодически проходят четыре состояния сознания независимо от своего желания. Каждое состояние имеет свою ценность и смысл.

Под измененным состоянием сознания будем понимать такое психическое состояние, которое качественно отличается от бодрствующего (обыденного) состояния сознания, но не является объективным. Объективное сознание принадлежит высшему «Я». Главной характеристикой ИСС служит глубина погружения, энергоемкость, проявление высших способностей. В обыденном состоянии сознания человек концентрирует свое внимание на ритмах привычной для него внешней и внутренней реальности, в измененном состоянии фокус сознания смещается, перенастраивается на другие волны, при этом открывается новая реальность, новые способности и новые возможности. Психическая самонастройка (настройка ума) связана с осознанным переключением внимания с восприятия одного объекта на другой, с одного уровня психического ритма на другой ритм. Настройка создает определенный режим деятельности функциональных систем психики и нейродинамических систем организма [15]. Она всегда конкретна и связана с целью деятельности. Осознанная самонастройка связана с развитием высших психических процессов и второй сигнальной системой, неосознанная настройка осуществляется инстинктивно, рефлекторно, на уровне первой сигнальной системы. Если внимание индивида находится во власти неконтролируемых умом внешних или внутренних сил, то такой процесс является обусловленной настройкой. Настройка - это перевод сознания на более высокие энергетические уровни (по желанию - на более низкие), что можно использовать в психотерапевтической, научной и познавательной деятельности, в системе образования и саморазвития. Наиболее желаемый уровень настройки - это резонанс на сверхсознание, как на источник жизни и бытия.

Настройка ума на волны высшего «Я» называется сонастрой-кой. Она является главным методом в интегральной технологии развития личности и раскрытия сознания, а все остальные методы - сопутствую-

щими, вспомогательными, дополнительными. Установление сонастройки позволяет не только расширять сознание по горизонтали, но и повышать сознание по вертикали, что отражается на интеллектуальном и духовном развитии человека, соматическом, психическом и нравственном здоровье. Сонастройка как метод развития сознания мало исследован в отечественной и зарубежной педагогике, психологии, психотерапии, несмотря на то, что данная способность является сутью нейропсихологического механизма развития мозга и психики человека. Гипотеза о резонансной природе мозговых процессов впервые была предложена русским физиологом А.А. Ухтомским. Резонансные взаимодействия между мозгом и окружающей средой лежат в основе проявления сознания. Согласно йоге именно резонанс и настройка являются главными механизмами получения знаний, развития мышления и раскрытия сознания. Для возникновения настройки используется концентрация внимания, что приводит к созерцанию, медитации. Шри Ауробиндо, создатель интегральной йоги, в отношении получения новых знаний писал: «Источником моей философии было знание, которое приходило ко мне свыше, когда я погружался в медитацию, особенно из плана Возвышенного Разума... Этот источник был беспредельным, универсальным, многообразным, и оттуда нисходили самые разнообразные идеи, которые, возможно, принадлежали конфликтующим философским системам.» [Цит. по: 2. С. 68].

Предлагаемая технология интегрального развития сознания, саморазвития, обучения и воспитания в бодрствующем и измененном состояниях сознания построена на теории самодетерминации природы и человека [11] и объединяет положения общей психологической теории обучения и нетрадиционные подходы, связанные с раскрытием сознания. Главные методологические предпосылки построения технологи интегрального раскрытия сознания (ТИРС) заключаются в положениях и принципах, которые широко и глубоко представлены в общей теории образования [3, 17], квантовой физике, психосинтезе, аналитической психологии, интегральной психологии [11, 19], православной педагогике [22], интегральной йоге [24], что нашло отражение в работах автора [4-11]. Суть данных положений заключается в следующих обобщениях:

- все знания, силы, энергии и способности заключаются в высшем сознании человека;

- человек и его способности возникают от движения высшего сознания, его физическая и психическая природа постоянно эволюционирует от элементарных форм отражения до объективного сознания;

- сверхсознание наделяет человека всеми силами, знаниями и способностями, которые находятся в латентном состоянии и подлежат раскрытию в процессе эволюции;

- для раскрытия индивидуального сознания необходимы соответствующие внешние и внутренние условия, способствующие настройке (резонансу) нервной системы на самые разнообразные виды энергии и информации;

- благоприятные условия усиливают настройку ума на волны сверхсознания, неблагоприятные - разрушают тонкие виды настройки и способствуют формированию «грубых» корковых связей;

- настройка ума личности на сверхсознание проявляется, если индивид находится: а) в полном покое, б) в поле сознания человека (или группы лиц), реализовавшего сверхсознание, в) в резонансе с умом человека, имеющего сонастройку или проявленные надличностные качества; г) под влиянием выраженной силы сознания другого человека;

- индивид, имеющий сонастройку или раскрытое сознание, способен по принципу резонанса настраивать мозг других людей на самый высокий уровень сознания, если есть такая потребность и желание;

- сонастройка есть путь проявления интуиции и способ получения прямых знаний от сверхсознания;

- сонастройка способствует импульсной передаче информации от сверхсознания к уму и формированию интегрального мышления;

- человек, который отождествил свое индивидуальное сознание со сверхсознанием, является учителем для всего человечества.

В технологии интегрального раскрытия сознания есть некоторые элементы суггестивной теории обучения, предложенной Г. Лозановым в 50-е годы XIX в. [16]. Данная теория обучения имеет как сторонников, так и критиков. В различных модификациях суггестопедия используется во многих странах. Методологически она базируется на трех психологических принципах: а) принцип радости и ненапряженности; б) принцип единства осознаваемого и неосознаваемого; в) принцип суггестивной взаимосвязи между преподавателем и учеником. В методике Г. Лозанова преподаватель должен владеть внушением и гипнозом. Суть суггестопедии заключается в том, что в гипнотическом трансе человек способен запоминать гораздо больше информации, чем в состоянии бодрствования, соответственно повышается объем и качество оперативного и отсроченного воспроизведения. Эти принципы очень важны, они сохраняются и в интегральном обучении. Гипноз и внушение в сочетании с другими методами широко применяются в обучении и раскрытии творческих способностей [21]. Главное отличие ТИРС от суггестопедии в том, что информация поступает к ученику не из внешних источников, но из внутренних, бессознательного или сверхсознания. Это означает, что человек, находясь в измененном состоянии сознания, может воспринимать и декодировать субсенсорные (подпороговые) сигналы и при выходе из этого состояния способен к оперативному или отсроченному воспроизведению полученной информации.

Главная цель интегрального подхода - суметь настроить ум ученика на более высокий уровень сознания, в конечном итоге - на высшее сознание и сделать эту связь стабильной (в конечном итоге - осознаваемой). Такая настройка развивает интуицию и импульсное мышление. Высшее «Я» едино для всего человечества, материального и духовного миров. Проявленная сонастройка делает человека сознательным творцом самого себя. Благодаря сонастройке человек получает необходимые знания в той модальности, которая приемлема для него в данный момент. Сонастройка - это путь интуиции и получение прямых знаний от высшего «Я». Возможно, что А.А. Ухтомский именно такой способ получения знаний назвал «интуицией совести» [20]. Все способности человека формируются в результате построения психонейрофизиологических

коммуникаций на основе физиологической и психологической рефлекторной деятельности мозга. Они тем совершеннее, чем полнее включение индивида и его сенсорных, субсенсорных и соматосенсорных систем, мозга и всего организма в поле высшего сознания. Настройка «спящих» нейронов мозга, функциональных психофизиологических систем на волны сверхсознания является природной способностью человека, она пробуждает и раскрывает дремлющие силы, ускоряет эволюцию индивида и его сознания.

В высшей гармонии личность настроена в унисон с высшим «Я». Настройка на высшее «Я» - это вершина деятельности, единый ритм движения всех сил организма. Настройка ума, нейронной сети мозга на высшие волны сознания осуществляется при благоприятных внешних и внутренних условиях. Эти условия могут быть подготовлены осознанно с помощью различных методик. Для этого наиболее широко применяют следующие методы: контроль эмоций и ума, успокоение ума, концентрация и медитация, чтение мантр и молитв, прослушивание музыки, пребывание на природе, естественный сон, внушение и ментальный гипноз, установка, настройка и сонастройка. Все эти методы можно применять в учебной деятельности и психотерапевтическом процессе. Для эффективного саморазвития, обучения и воспитания, психокоррекции и психотерапии педагогу или психологу необходимо иметь собственную настройку на высшее «Я», уметь создавать условия для ее возникновения у других людей. После определенного периода целенаправленных занятий сона-стройка становится привычным состоянием сознания.

Исходя из вышеприведенных положений и личного опыта, учитывая, что познание природы и самого себя есть путь движения сознания, мы провели экспериментальные исследования особенностей обучения, саморазвития, психокоррекции и психотерапии в процессе учебной деятельности с использованием интегральной технологии, где вначале основными методами выступают музыка, самовнушение, суггестия, гипноз, внутренняя концентрация, созерцание, медитация, затем - сонастройка. Задачи исследования заключались в следующем:

- изучить вариативные особенности одновременного применения самовнушения, суггестии, гипноза, концентрации, созерцания, медитации с целью создания условий для возникновения сонастройки в бодрствующем и измененном состоянии сознания;

- научиться настройке и сонастройке в бодрствующем и измененном состоянии сознания;

- установить разрешающие возможности интегральной технологии в обучении, воспитании, психокоррекции, психотерапии во время академического учебного процесса в вузе, а также в самообучении, самопознании, саморазвитии, аутопсихотерапии;

- изучить возможности измененного состояния сознания для диагностики психологических и физиологических состояний личности;

- изучить особенности технологии интегрального развития сознания не только в обучении, но и в педагогической и психологической коррекции, психотерапии личностных расстройств;

- изучить особенности мышления в измененном состоянии сознания;

- установить возможности интегрального подхода при индивидуальном, групповом и массовом обучении, психологической коррекции и психотерапии студентов в условиях непосредственного контакта с преподавателем, а также в самостоятельном развитии сознания, психокоррекции и психотерапии.

Существует и более высокое применение технологии интегрального развития сознания. Оно заключается в том, чтобы научиться поднимать, настраивать ум на волну объективного сознания, что равнозначно вхождению в состояние самадхи. Йога отмечает: «интуитивное знание, приобретенное в самадхи, несет в себе непосредственную истину» [12. С. 203]. Если ум в состоянии концентрации находится в пределах континуума «ум-интеллект», то все знания относительны, но, безусловно, знания интеллекта объективнее, чем знания ума. Интуитивные знания существенно отличаются от знаний, полученных умом путем слушания лекций, чтения книг, индуктивного и дедуктивного выводов [12. С. 204]. Интуитивное знание - это непосредственное, прямое знание. Знания, полученные другими способами (из книг, бесед, лекций, т.е. при помощи анализаторов) или путем мышления содержат чужой жизненный опыт. Каждому человеку для развития сознания нужен личный опыт видения реальности. Человек может умом выйти за пределы эмпирических чувств, а также за пределы способностей мыслить, думать, рассуждать. Эта способность проявляется в форме интуитивных знаний, которые отличаются от эмпирических вербальных знаний, а также знаний, полученных в результате логического мышления. Интуитивное мышление строится на основе импульсного потока информации из сверхсознания. Человек привычно считает, что его высшая способность заключается в способности мыслить образами или абстрактно, остановка мышления для него равносильна потери сознания.

Для решения поставленных задач был проведен лабораторный эксперимент, в качестве испытуемых участвовали студенты. Все участники экспериментального обучения должны были овладеть специальными техниками, позволяющими по собственному желанию переключать свое внимание с объектов внешнего мира на внутренние процессы и состояния, научиться мышлению в ИСС и искусству вхождения в когнитивный транс. Разработанный подход, названный «интегральное раскрытие сознания», позволяет решить поставленные выше задачи [4-11].

В интегральном подходе традиционные формы обучения и самообучения, связанные с активизацией психических процессов, сочетаются с приемами релаксации тела и психики, обыденное сознание - с измененным состоянием сознания, что приводит к усилению напряжения сознания и его переходу на более высокий уровень. В этой методике преподавателю необходимо самому владеть концентрацией, медитацией, сона-стройкой, иметь силу внушения и использовать эти способности студентов в саморазвитии.

В обучении студентов с использованием технологии интегрального раскрытия сознания можно выделить четыре этапа. Первый этап -подготовительный, все начинается с теории, объяснения конкретных целей и задач, умения проводить внутреннюю концентрацию и медитацию.

На втором этапе идет практическое освоение методов. В начале аудиторных занятий психика слушателей представляет поток разнонаправленных, несбалансированных энергий. Для успокоения, уравновешивания и гармонизации сил слушателям предлагается занять правильное положение тела, сконцентрировать свое внимание на голосе преподавателя. Концентрация на внутренних объектах, процессах и состояниях проводится с закрытыми глазами. Цель внутренней концентрации - научиться удерживать внимание на внутренних психических процессах в течение определенного времени. Для оказания помощи в формировании внутренней концентрации преподаватель ведет счет от одного до десяти с соответствующей словесной настройкой. После названия очередной цифры следует вербальная установка, состоящая из одного или нескольких слов. При этом сам преподаватель должен находиться в состоянии повышенной включенности в высшее сознание.

Для концентрации внимания применялась следующая настройка (алгоритм). «Внимание! Пожалуйста, закройте глаза... Обратитесь к своему высшему «Я»... «Господи (Мое Высшее Сознание), помоги мне сосредоточить свои внутренние силы и реализовать Тебя. Помоги настроиться на Твои вибрации. Пробуди во мне все силы, всю энергию. Руководи мной». Или: «Я хочу действовать по велению моего Господа (Высшего Я)». Сконцентрируйте внимание на ритме сердца (ритме дыхания, на чакре, в центре головы и т.д.). (Пауза 20-30 секунд). Внимание к моему голосу: Один... Внешний мир не беспокоит ваш ум, ваше внимание направлено глубоко в себя... Два... С каждым счетом до десяти ваше внимание погружается все глубже в себя... Три... Наступает полный покой. Физическое тело спокойно, ум спокоен, вам уютно и хорошо... Четыре... Ваши эмоции и чувства приходят в полное равновесие... Пять... Мысли отсутствуют... Шесть... Внутри вас полная гармония, тишина и покой... Семь... В совершенной гармонии находится деятельность коры головного мозга и сердца... Восемь... Наступает полное равновесие энергий внутри вас... Девять... На каждом вдохе-выдохе вы все глубже погружаетесь в себя... Десять... У вас полное единение с высшим «Я». На выдохе мысленно направьте слова любви ко всем присутствующим в зале» (пауза 5-15 секунд).

Погружение в себя происходит наиболее успешно, если воля и желание студента сливаются с волей преподавателя. Если преподаватель обладает способностями внушения или гипноза, силой убеждения, проявленными надличностными качествами, то ИСС наступает быстрее, это может произойти в процессе счета или сразу после его окончания. Силой внушения, гипнозом обеспечивается более устойчивая и глубокая концентрация внимания не только на внешних объектах, но и на внутренних психических процессах.

Счет «один» является как бы отправной точкой для погружения в себя, счет «десять» завершает погружение. После окончания счета до десяти включается специально подобранная музыка [8. С. 195]. Три-пять музыкальных минут создают благоприятный фон для сохранения концентрации и медитативного состояния. После окончания музыки ведется обратный счет от 10 до 1. По окончании счета дается установка (настройка) на гармонию со всем миром, на психосоматическое здоровье,

здоровье отдельных систем организма, гармонию. Вариации бесконечны, но, не углубляясь в тему психокоррекции и психотерапии, стоит отметить, что главная установка - покой ума, тишина и гармония внутри самого себя. Музыка может создавать не только благоприятный энергетический фон, но вызывать и поддерживать определенные переживания и образы. При обратном счете цифра десять становиться моментом, с которого начинается плавное и спокойное возвращение внимания в обыденное состояние сознания. При выходе из ИСС напоминается, что на счет «один» глаза необходимо открыть. Перед тем как открыть глаза, преподаватель произносит установку: «Голова свежая и ясная, улыбнитесь самому себе и окружающему вас миру». После выхода из ИСС слушатели устно или письменно (если есть такая задача) проводят анализ психологических особенностей, образов (созерцание), внутренних речевых коммуникаций, которые могли возникнуть в ИСС. Обсуждение, анализ закрепляют новый уровень сознания, достигнутый в медитации, делают его легко достижимым при повторном погружении. В дальнейшем, если в плане есть лекция или практические занятия, идет название темы, объяснение материала, опрос и т.д. Подобное погружение всегда проводится с конкретной, четко поставленной целью. Исходя из психологической и духовной безопасности, не стоит вводить (входить) в ИСС ради простого интереса, т.е. проводить безадресные медитации.

Для того чтобы данная технология развития сознания была принята аудиторией (как, впрочем, и любая новая, незнакомая), необходимо желание и согласие слушателей. Для этого нужно провести разъяснительную методологическую, методическую и учебную работу по общей и педагогической психологии, психогигиене умственного труда, психотерапии, технологиям и методам обучения и саморазвития. Необходимо также учитывать:

- уровень развития сознания студентов, их практический опыт в интроспекции, концентрации, созерцании, медитации;

- уровень предыдущей и формируемой групповой и индивидуальной совместимости в аудиторных занятиях;

- уверенность (или неуверенность) студента и преподавателя в том, что данная методика принесет больше пользы, чем издержек;

- отношение коллег и сотрудников учебного заведения к данной методике, т.к. другие преподаватели при проведении занятий с этими же студентами пользуются традиционными методами обучения, внушают слушателям и убеждают их в адекватности и валидности своих методов и методик.

В случае неприятия кем-либо из аудитории данной технологии, отдельных ее методов, способов и средств желательно персональное собеседование и, если необходимо, обучение. Вначале такой слушатель на занятиях присутствует пассивно и спокойно наблюдает. Главное, чтобы он никому не мешал и попытался понять, что происходит. Со временем, как показала практика, многие самостоятельно принимают решение поучаствовать в столь необычной форме проведения занятий, т.к. ментальные вибрации сплоченной группы становятся доминирующими над разрозненными эмоциями и мыслями отдельных индивидов. Этому способ-

ствуют механизмы психического конформизма, группового внушения, подражания, эмпатии, настройки, идентификации. Если методика кем-то не принимается и после разъяснительной работы, то этот студент не должен участвовать в медитации. Необходимо учитывать и медицинские показания (противопоказания) для занятий аутогенной тренировкой, участия в сеансах психологической коррекции и психотерапии с использованием внушения, гипноза, медитации.

В психологически (энергетически) уравновешенной группе слушателей каждый оптимально совместим с другими, к тому же действует настройка ума на высшее «Я», что позволяет проявлять новое, более высокое групповое и индивидуальное состояние сознания. Как правило, глубина погружения в себя у каждого человека индивидуальна. После выполнения поставленной задачи и выхода из ИСС студенты постепенно возвращаются к бодрствующему состоянию сознания, но уже на новой, более высокой волне. Достигнутый в погружении уровень сознания необходимо закреплять повторными занятиями. Постепенно происходит повышение напряжения сознания и повышение его уровня, формируются новые нейронные связи в коре головного мозга, изменяется качество мышления, развивается интуиция. Интуиция - это «всеведущая способность Души, благодаря которой возможно непосредственное восприятие истины без посредничества чувств» [13. С. 584]. Эффективность саморазвития, обучения и воспитания определяется тем, на какой уровень сознания перешел ученик (студент) за время обучения. Чем выше это состояние, тем эффективнее образование, самораскрытие Души. Если сознание не повышается, идет накопление только информационной базы, если нет личного практического опыта внутреннего самопознания, то такое образование не эффективно, интеллектуальное и духовное развитие задерживается или совсем останавливается.

С приобретением опыта перехода на более высокий уровень сознания у лектора и слушателей развиваются способности не только к интуитивному мышлению, но и психотерапевтическому способу общения и деятельности. Профессор М.К. Тутушкина, отвечая на вопрос: «Кто и как должен нас учить?», пишет: «Преподаватель должен быть не только психологом и педагогом, но еще и психотерапевтом как для самого себя, так и для других: уметь снимать нервно-психическое напряжение, помогать ученикам разрешать психологические кризисы, выводить их из депрессивных состояний» [14. С. 5].

Психотерапевтические установки и настрои, входящие в психологию общения и обучения, способствуют гармоничному распределению психической энергии, формируют в аудитории единое поле сознания. Эффективность интегральной методики многократно повышается, когда ей владеют обе стороны (преподаватель и студент), она имеет множество вариаций, носит творческий характер. Погружение в себя способствует единению бессознательного, бодрствующего сознания и сверхсознания. «Как только сотрудничество с бессознательным прекращается, у человека возникают проблемы даже в простейших ситуациях. Это могут быть нарушения памяти, координации движений, концентрации внимания, что может стать причиной серьезных огорчений, несчастного случая, морального слома или профессиональной неудачи», - отмечает врач и психолог К.Г. Юнг [25. С. 197].

Православная педагогика считает, что понимание внешнего мира складывается из трех видов восприятия [22]. Первое - это чувственное восприятие. Второе - видение мысленное или духовное, оно осуществляется умом. Третье - видение сверхъестественное, оно самое высокое. Второй и третий виды восприятия дают объективную картину мира, духовному видению необходимо обучать каждого человека с раннего возраста. Первый вид восприятия базируется на основе сенсорной системы, второй и третий - на восприятии субсенсорных и соматосенсорных сигналов, которые легче воспринимать и осознавать в полной тишине ума.

На третьем этапе интегрального обучения и саморазвития алгоритм, связанный со счетом до десяти и обратно и с музыкальным сопровождением, отсутствует, обязательным условием остается обращение (настройка) к высшему «Я». Акцент перемещается на овладение сонастрой-кой при словесной и ментальной поддержке преподавателя. Занятия по-прежнему носят аудиторный характер. На четвертом этапе студент самостоятельно входит в ИСС и использует сонастройку во время аудиторных или домашних занятий. Постепенно у каждого индивида складывается свой алгоритм самопогружения, вхождение в ИСС происходит в считанные секунды или практически мгновенно. Проявление этой способности (мгновенного перехода сознания на другие уровни восприятия) и есть та конечная цель, ради которой и применяется данная технология. В дальнейшем, при постоянной тренировке, способность переключать внимание на все более высокие волны совершенствуется. Чем тоньше волна, тем больше она несет информации и энергии, тем разнообразнее проявленные способности. Овладевая различными уровнями сознания, человек становится хозяином своей жизни. Можно осознанно менять режим восприятия, т.е. смотреть на вещи, процессы, события с разных точек зрения, отождествляться с ними и добиваться их качественного понимания. Это, очевидно, и будет являться ответом на вопрос: «Зачем все эти психолого-педагогические технологии, тренинги, методики?».

Обобщенный алгоритм технологии интегрального раскрытия сознания выглядит следующим образом:

1. Создание гармоничной атмосферы и позитивного отношения к теме и форме занятий.

2. Формирование и постановка конкретного вопроса (вопросов) по теме исследования до вхождения в ИСС.

3. Вербальная установка-настрой на изучение конкретного вопроса в измененном состоянии сознания или на проведение направленной психокоррекции, психотерапии.

4. Сонастройка (с помощью преподавателя или самостоятельно).

5. Концентрация, вход в ИСС (с помощью преподавателя или самостоятельно).

6. Созерцание, медитация, получение ответов на поставленные вопросы (проведение диагностики, психокоррекции, психотерапии).

7. Установка-настрой на духовное, моральное, психическое, соматическое здоровье (дается преподавателем во время сеанса или самостоятельно до начала сеанса).

8. Выход из ИСС (полный или частичный). Если методикой предусматривалась запись результатов исследования, то дается установка, что полный выход из медитации произойдет после окончания записей с постановкой точки.

9. Произведение психологического анализа процесса концентрации, содержания созерцания и медитации в письменном виде.

10. Полный выход из ИСС с сохранением (или забвением) полученной информации или деталей методики.

В начале обучения каждый шаг алгоритма контролируется и направляется преподавателем. В бодрствующем состоянии сознания подробно разбираются все детали концентрации, созерцания, сонастройки, медитативного обучения, психокоррекции, психотерапии. Затем вся цепочка алгоритма интегрального обучения контролируется каждым участником самостоятельно. Безусловно, каждая часть приведенной схемы имеет свои методические особенности. Например, девятый пункт состоит из девяти подпунктов, когда обучаемый после окончания медитации открывает глаза и проводит подробный психологический анализ и запись: 1) психофизиологическое состояние до ИСС; 2) процесс входа в ИСС; 3) содержание и способ получения информации в ИСС; 4) самочувствие в ИСС; 5) процесс выхода из ИСС; 6) отождествление с объектом исследования; 7) глубина погружения в ИСС; 8) длительность сохранения гармоничного состояния (минуты, часы, сутки) после выхода из ИСС и в конце занятий; 9) выводы по всем пунктам исследования. Возможны также и индивидуальные вариации алгоритма каждого этапа методики.

В лекционном курсе по развитию концентрации, медитативных способностей и интуиции необходимо в первую очередь обратить внимание на выполнение йогических рекомендаций ямы и ниямы, что ведет к высокой физической, эмоциональной, ментальной и нравственной чистоте [12]. Затем научиться внутренней концентрации сознания на строго обозначенном, локальном участке (объекте) исследования. Главный элемент технологии интегрального раскрытия сознания - образование сонастройки, самостоятельное повышение или понижение уровня своего сознания. При настройке на объект исследования сфокусированным сознанием постепенно происходит развертывание энергоинформационного поля исследуемого объекта с переводом информации в определенную знаковую систему, т.е. в слова, образы, схемы или ощущения. Необходимо также научиться правильному выходу из ИСС, полному или частичному (выборочному) сохранению полученной информации. В дальнейшем эту информацию необходимо сверять с уже известными научными данными, проверять их на практике, вносить коррективы в методику.

Апробация и внедрение данной технологии в учебный процесс проводились на базе Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) и Владивостокского государственного медицинского университета (ВГМУ) в период с 1997 по 2005 г. и преследовало только научные цели. Экспериментальным обучением и исследованием было охвачено более двух тысяч студентов. Продолжительность занятий варьировалась от одного до четырех-пяти месяцев (занятия два раза в неделю). В расширенном обучении и исследовании приняли участие не только

представители студенческой среды, но и люди старшего возраста (от 22 до 60 лет) в общей сложности более семисот человек. Продолжительность расширенных занятий колебалась от 40 до 200 и более часов. Самый продолжительный курс - 4 года (более 600 часов). Многочисленные детали интегральной методики обучения и саморазвития совершенствовались со школьниками в возрасте от 10 до 17 лет (более 1000 человек).

Исследование особенностей развития психики (восприятия, памяти, мышления и т.д.) и проявления сознания в измененном состоянии может принести новые открытия в плане проявления самых разнообразных способностей. Несомненно одно: данный подход к развитию сознания расширяет диапазон восприятия и понимания внешней реальности и благоприятно сказывается на психосоматическом здоровье.

Литература

1. Гройсман А. Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика / А. Л. Гройсман. - М., 2002. - 452 с.

2. Джордж ван Фрекем. За пределы человека. Жизнь и деятельность Шри Ауробиндо и Матери / Джордж ван Фрекем. - СПб., 1999. -626 с.

3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М., 1994. - 304 с.

4. Корнеенков С. С. Инновационные психолого-педагогические технологии. Цели и задачи обучения в высшей школе / С.С. Корнеенков // Вестник ДВГЭАУ. 2000. № 2. С. 98-108.

5. Корнеенков С.С. Интегральная методика обучения и саморазвития / С. С. Корнеенков // Проблемы высшего педагогического образования в современных социокультурных условиях: сб. науч. статей Междунар. конф. Уссурийск, 2005. С. 193-195.

6. Корнеенков С. С. Медитация как метод самопознания и самообучения при изучении курса нормальной физиологии / С.С. Корнеенков // Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы: сб. материалов межвузовской науч.-практ. конф. Владивосток, 2001. С. 91-100.

7. Корнеенков С.С. Медитация как способ активизации творческих способностей человека / С.С. Корнеенков // Материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 90-летию педагогического образования Приморья и 45-летию УГПИ. Уссурийск, 1999. С. 41-43.

8. Корнеенков С.С. Психологические теории личности и ее потребностей: психосинтез: учеб. пособие / С. С. Корнеенков. - Владивосток, 1998. - 258 с.

9. Корнеенков С.С. Раскрытие творческих способностей как естественной потребности человека. (Методика проведения лекционнопрактических занятий) / С. С. Корнеенков // Вестник ДВГАЭУ. № 5. 1998. С. 100-107.

10. Корнеенков С. С. Синтетическая модель обучения в школьной практике / С.С. Корнеенков // Приморская школа на пороге третьего тысячелетия: сб. науч. статей. - Владивосток, 1999. С. 70-73.

11. Корнеенков С.С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия / С.С. Корнеенков. - Владивосток. 2005. - 384 с.

12. Мишра Рамамурти (Шри Брахмананда Сарасвати). Психология йоги: учебник / Мишра Рамамурти. - М., 2003. - 480 с.

13. Парамаханса Йогананда. Вечный поиск / Парамаханса Йогананда. -М., 2004. - 608 с.

14. Практическая психология для преподавателей / под ред. М.К. Ту-тушкиной. - М., 1997. - 328 с.

15. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.А. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.]; - М., 1983. - 448 с.

16. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского.

- СПб., 2002. -1024 с.

17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Се-левко. - М., 1998. - 256 с.

18. Тарт Ч. Измененные состояния сознания / Ч. Тарт. - М., 2003. - 288 с.

19. Уилберг К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилберг. - М., 2004. - 412 с.

20. Ухтомский А.А. Интуиция совести / А.А. Ухтомский. - СПб., 1996.

- 526 с.

21. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе / И.Е. Шварц. -Пермь, 1971. - 286 с.

22. Шестун Е. Православная педагогика / Е. Шестун. - М., 2001. - 576 с.

23. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Кн. 1. Ч. 2 / Шри Ауробиндо. - М., 2005. - 272 с.

24. Шри Ауробиндо Гхош. Синтез йоги / Шри Ауробиндо Гхош. -СПб., 1992. - 666 с.

25. Юнг К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. - М., 1996. -320 с.

© Корнеенков С. С., 2007 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.