ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ В ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ
С.С. Корнеенков
Кафедра психологии Дальневосточный федеральный университет ул. Экипажная, 18б, Владивосток, Россия, 690001
Рассматривается прогностическая способность личности в измененном состоянии сознания (ИСС). Показано, что в измененном состоянии сознания ум способен с определенной точностью отражать информацию о предстоящих событиях. Приводится методика вхождения в ИСС.
Ключевые слова: сознание, мышление, прогнозирование, измененное состояние сознания, прогностические способности, интегральная технология обучения и самопознания, самопознание.
Мыслительная деятельность человека, как и вся его жизнь, происходит в разных состояниях сознания, что позволяет человекуу постоянно развиваться. В одних состояниях личность глубоко и разносторонне включается во внешний энергоинформационный поток, в других состояниях она погружается в свой внутренний мир. Полученные при этом знания и опыт служат основой формирования одной из функций мышления — прогностической.
Принцип опережающего отражения, по мнению П.К. Анохина, является универсальным для живой материи, и формы его проявления различны [1]. Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков выделяют прогнозирование на разных уровнях сознания: сенсорном, перцептивном, представлений, речемыслительном, субсенсорном [7]. Прогнозирование может касаться разных сторон прошлого или будущего и иметь разное содержание. Это могут быть внешние (природные) события, на которые субъект никак не может повлиять или может повлиять частично; собственные действия или деятельность других людей.
Прогнозирование возможно на разных уровнях сознания: в обыденном и в измененном состоянии сознания. В данном исследовании нас интересует прогностическая функция мышления в измененном состоянии сознания. Измененные состояния сознания многочисленны и многогранны, они могут возникать естественно (без видимых причин) и быть наведенными при использовании многочисленных способов [2—6; 8; 9], что сопровождается соответствующими видениями, переживаниями, мыслями, идеями и воспринимается как вдохновение, озарение, инсайт.
В нашей работе под измененным состоянием сознания (ИСС) понимается такое психическое состояние, которое качественно отличается от бодрствующего (обыденного) сознания, но не является объективным. Объективное сознание принадлежит высшему Я, оно целостно и неизменно. Главной характеристикой ИСС служит глубина погружения, энергоемкость, пропускная способность, т.е. количество энергии, которое может вобрать в себя и излучать тело и психика человека [5. С. 238].
Основные гипотезы исследования: человек в измененном состоянии сознания способен получать информацию от самого себя; в измененном состоянии сознания возможно вероятностное прогнозирование событий и результатов предстоящей деятельности.
Цель исследования: проверить гипотезы: определить, способен ли человек в ИСС получать информацию от самого себя и сохранять ее после выхода из этого состояния; изучить особенности прогнозирования предстоящей деятельности в ИСС (такой деятельностью было участие команды студентов в КВН).
Прогностические задачи, которые предстояло решить в ИСС, были разделены на три группы. В первую группу вошли общие вопросы, связанные с предстоящей деятельностью: взаимопонимание в команде во время выступления на сцене; раскованность, проявление находчивости и остроумия во время разминки; оптимальный вход в свою роль, выдержка и юмор во время встречи. Во вторую группу вошли задачи индивидуального характера: хорошо помнить слова своего текста; вовремя вступить в диалог или начать песню; чувство непринужденности; раскованность, доброжелательность, отзывчивость и т.д. Третья группа задач — сравнение результатов, полученных в ИСС, с наступившей реальностью.
Объект исследования: прогностическое мышление, выраженное в понятиях и образах будущего. Во время пребывания в ИСС студентам предстояло настроиться (увидеть, пережить) на те события, которые должны произойти через шесть дней. Обязательным условием являлась договоренность о том, что участники перед входом в ИСС не должны строить модели образов будущего, не заниматься логическим или интуитивным прогнозированием.
Для реализации гипотезы, достижения целей и решения задач нами была разработана и внедрена в практику интегральная технология обучения и саморазвития (ИТОиС) [5—7]. Методологической основой построения данной технологии послужили работы П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, А.В. Брушлинского, работы в области экзистенциальной и трансперсональной психологии (В.В. Козлов, В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин, Ч. Тарт, С. Гроф и др.).
Особенность ИТОиС связана с тем, что для развития личности используются не только возможности бодрствующего сознания, но и сознание других уровней (измененное состояние сознания).
В ИТОиС применялись следующие методики: элементы ауторенинга (АТ), установка, настройка, внутренняя концентрация внимания, сонастройка, суггестия, самовнушение, гипноз. Использование совокупности различных методик позволяло установить оптимальное их сочетание, эффективность и последовательность при вхождении в ИСС; научиться без посторонней помощи входить в ИСС и выходить из него. В технологии можно выделить четыре основных взаимосвязанных этапа. Первый этап — подготовительный, он начинается с теории обучения, объяснения конкретных целей и задач, методов обучения и раскрытия сознания. На втором этапе, помимо теории, идет практическое освоение методов вхождения в ИСС. На третьем этапе акцент постепенно перемещается на овладение внутренней концентрацией и сонастройкой при словесной и ментальной поддержке со стороны преподавателя. Занятия по-прежнему носят групповой характер (15—20 человек).
Четвертый этап — студенты самостоятельно входят в ИСС как на занятиях в группе, так и в домашних условиях. Каждый этап подготовки в среднем составляет от трех до четырех занятий по 80 мин. Стоит отметить, что экспериментальные занятия по данной технологии проводились только с теми, кто дал на это согласие.
В краткой форме обобщенный дидактический алгоритм интегральной технологии обучения и самопознания выглядит следующим образом:
1) создание гармоничной атмосферы и позитивного отношения у студентов к теме изучаемого предмета и форме занятий;
2) формирование мотивационной установки (доминанты, готовности, настройки) на развитие способности вхождения в ИСС;
3) формирование цели и постановка конкретного вопроса (вопросов) по теме исследования до вхождения в ИСС;
4) вербальная установка-настрой (с помощью преподавателя или самостоятельно) на изучение конкретного вопроса или задачи (объекта) в измененном состоянии сознания или на проведение направленной психодиагностики, психокоррекции, психотерапии;
5) концентрация, вхождение в ИСС (с помощью преподавателя или самостоятельно);
6) устойчивое ИСС, получение ответов на поставленные вопросы;
7) установка и настройка на духовное, моральное, психическое, соматическое здоровье; данную установку необходимо проводить с самого начала занятий;
8) полный или частичный выход из ИСС с сохранением или забвением полученной информации (с помощью преподавателя, затем самостоятельно). Если методикой предусматривалась запись или рассказ результатов исследования, то дается установка, что полный выход из ИСС произойдет после окончания рассказа или записи;
9) анализ и обсуждение деталей всей технологии. При необходимости экспериментальные данные сверялись с реальными событиями.
Во время обучения у каждого студента постепенно складывается свой алгоритм вхождения в ИСС. Формирование данной способности — самостоятельного и осознанного вхождения в ИСС — одна из главных задач в технологии. С нее начинается решение тех задач, которые ставятся преподавателем или самим студентом.
В экспериментальном исследовании участвовало семь человек — студенты в возрасте 18—19 лет. Ниже приводятся фрагменты нескольких протоколов, написанных сразу после выхода из ИСС, где прогностические способности проявлены достаточно полно. Время пребывания в ИСС — 5 мин., время написания протоколов — 25—30 мин.
Студентка Е.: «Вход в ИСС плавный. Сначала темно, затем яркий свет вокруг сцены на которой находится наша команда... Каждый играет свою роль отлично, без всяких помех. Я очень боялась за свою роль, но вот я танцую, у меня все получается. Залу все нравится. Слышу громкие аплодисменты, бурю оваций, крики: „Браво, великолепно, замечательно!" Удивительно то, что в этом состоянии я не вижу зала — я его чувствую всем своим телом. Я вижу, как команда работает на разминке, как мы сплочены, держимся друг за друга... Я уверена в своих силах и в силах команды...».
Позже, после реально проведенного КВН, Е. (капитан команды) напишет:
«Интересно было наблюдать, как ребята из нашей команды за несколько минут до игры сели на подоконник, закрыли глаза, сконцентрировались, настроились. Мы играли великолепно, каждый поддерживает каждого своей игрой. Во время разминки мы на несколько секунд „погружаемся" в себя, ищем варианты, как ответить на вопросы и согласовываем их. Вместе мгновенно выбираем лучшую версию, все делается согласованно и дружно».
Студентка А.: «...Вошла в ИСС быстро, без осложнений... Я на сцене, исполняю все то, что надо, все, о чем думаю. Обычно у меня во время репетиции не получается вовремя начать петь. В ИСС исполняю песню безупречно. Мне нравится это делать, мои глаза блестят, в них уверенность, счастье, задор, энергия... Мы нравимся залу. Отчетливо слышу хлопки ладошек. Мы выиграли?.. Где же ответ? Выхожу из ИСС плавно. Чувствую себя замечательно».
Студент Д.: «...Я вижу большой зал, возвышенную сцену. На ней стоит наша группа. Я подхожу к ней, и мы стоим молча. В руках зрителей плакаты с надписью: „СМАК — чемпион". СМАК — это название нашей команды. Мы видим поддержку зрителей и играем великолепно. В разминке нашему остроумию нет предела. Все номера проходят при полной поддержке зрителей. Вот мы поем финальную песню. Зрители поднялись со своих мест, взялись за руки и подпевают нам... Вышел из ИСС легко. На душе спокойно, радостно».
Позже Д. запишет: «Что же произошло на самом деле? Существует ли связь с прогнозом во время ИСС и наступившей реальностью? Как это невероятно, но все шло действительно так, как и было предвидено. Все совпадало. Неужели все происходит так, как я предвидел? Невероятно и необъяснимо. В это трудно поверить. В ИСС можно предвидеть и творить свое будущее, видеть его наяву. И, главное, предвидя будущее, можно избежать грубых ошибок. В ИСС человек становится мудрее».
Студент А.: «В ИСС... я четко и ясно увидел весь ход нашего предстоящего выступления... Мы выиграли, победили».
После КВН он напишет: «...В реальности многое происходило так, как мы «видели» во время ИСС. Легкость, непринужденность, полное взаимопонимание в команде во время КВН вылилось в закономерный ее результат: мы выиграли! Я всегда до этого относился к ИСС с некоторой иронией. Но, овладев этой техникой и убедившись в ее возможностях, часто использую ее в домашних условиях для решения самых разнообразных вопросов. Результаты более чем обнадеживающие... »
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
— после нескольких занятий студенты легко входят в ИСС как с помощью преподавателя, так и самостоятельно;
— время погружения в ИСС после соответствующей подготовки составляет несколько секунд;
— в ИСС человек воспринимает внутренний мир в той же модальности, что и в бодрствующем состоянии, т.е. он видит, слышит, ощущает и т.д. Может даже
показаться, что вхождения в ИСС не было, и в то же время человек ясно осознает, что находится в другом мире;
— в ИСС человек переходит на новый уровень восприятия, где отсутствует логическое и критическое мышление, оно становится интуитивным, безусильным;
— в ИСС воспринимается и обрабатывается та информация о мире, которой еще нет в реальности; воспринятая информация и возникающие переживания хорошо сохраняются в оперативной, кратковременной и долговременной памяти и при желании легко вспоминается спустя много дней;
— ответы приходят в образах или посредством понятий в такой форме, которая соответствует психическому развитию индивида;
— точность прогнозов предстоящих событий достаточно велика, что имеет практическое значение, но их достоверность должна проверяться практикой;
— в ИСС индивид не вмешивается в происходящие события и тем не менее является и участником, и наблюдателем, и режиссером всех событий;
— события, происходящие в ИСС, не требуют расшифровки, интерпретации, разъяснения, их надо принимать такими, как они есть. Но это не означает, что они объективно и достоверно отражают грядущие события;
— в ИСС индивид воспринимает будущее не как прогноз, а как реальность происходящую сейчас;
— время протекания событие в ИСС имеет свои ритмы, пять хронометрических минут могут быть восприняты как несколько часов или дней;
— в ИСС переход от одного события к другому разделяется короткой паузой «отсутствием сознания» и через мгновение индивид чувствует и видит себя в совершенно другом месте;
— в ИСС происходит «расширение сознания», при этом события представляются четко, ярко, с полным пониманием их реальности;
— прогностическая функция мышления в ИСС носит вероятностный характер и потому возможны ошибки, которые обусловлены как индивидом, так многочисленными другими детерминантами.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии. — 1962. — № 7. — С. 97—111.
[2] Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания: история, теория, практика. — М.: АСТ; Харьков, Флинта. 3003.
[3] Гордеева О.В. Измененные состояния сознания и культура. Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2009.
[4] Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
[5] Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. — Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. — 412 с.
[6] Корнеенков С. С. Некоторые особенности восприятия, переживаний и мышления в измененном состоянии сознания // В мире научных открытий. — Красноярск: НИЦ, 2011. — № 5.1 (Проблемы науки и образования). — С. 545—563.
[7] Корнеенков С. С. Педагогическая технология интегрального развития в бодрствующем и измененном состоянии сознания // Вестник ТГЭУ. — 2007. — № 1. — С. 127—139.
[8] Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 70—78.
[9] ЛомовБ.Ф., СурковЕ.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М.: Наука, 1980.
[10] Мордвинцева Л.П. Измененные состояния сознания: современные исследования. Научно-аналитический обзор РАН. — М.: ИНИОН, 1995.
[11] Тарт Ч. Измененные состояния сознания. — М.: Эксмо, 2003.
PROGNOSTIC FUNCTION OF THINKING IN ALTERED STATE OF CONSCIOUSNESS
S.S. Korneyenkov
The Department of General and Social Psychology
Far Eastern Federal University Ekipazhnaya St., 18b, Vladivostok, Russia, 690001
The prognostic ability of the personality in the altered state of consciousness is considered in the article. It is shown that in the altered state of consciousness the mind has the ability to reflect the information about the future events. The method of entering an altered state of consciousness is described.
Key words: consciousness, thinking, forecast, altered state of consciousness, prognostic abilities, integrated technology of education and self-actualization, self-cognition.