Научная статья на тему 'Развитие и значение целостной и фрагментарной личности в эволюции человека'

Развитие и значение целостной и фрагментарной личности в эволюции человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1717
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корнеенков Сергей Семенович

Представлен целостный взгляд на природу и строение человека. Обосновываются понятия истинной и фрагментарной личности, их значение, что расширяет представление о природе и эволюции человека, о путях его развития и трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и значение целостной и фрагментарной личности в эволюции человека»

Человек и общество

С.С. Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента ДВГАЭУ

РАЗВИТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ И ФРАГМЕНТАРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Представлен целостный взгляд на природу и строение человека. Обосновываются понятия истинной и фрагментарной личности, их значение, что расширяет представление о природе и эволюции человека, о путях его развития и трансформации.

Рассматривая вопрос онтогенеза личности, невозможно обойти стороной строение и состав человека. Христианская антропология и отечественная психология определяют человека как триединство тела, души и духа. Такой же точки зрения придерживается и восточная психология.

Каждый человек по своей глубинной сути есть единение духовного и биологического начала. Двойственность социального человека выражается в его прошлом и будущем: прошлое означает животное, будущее отражает божественное. Если в человеке низшее властвует над высшим, прошлое над будущим, то такой человек находится еще в начале своего развития. Низшее - это не только низшее проявление чувств, но и низший духовный аспект, неполное его раскрытие или только начало раскрытия. Если в человеке духовный аспект закрыт или слабо открыт, то, как правило, интенсивно развивается эгоистический центр, низшее "я" - это центр нашего материального сознания, что присуще земной, социальной, или фрагментарной личности. Высшее существо - это вневременной духовный аспект, наделенный высшей волей, любовью и мудростью, что и определяет истинного человека.

Строение человека можно представить в виде единой системы, состоящей из духа, души и фрагментарной личности, или ложного эго. Дух - это центральное существо, космический центр. Он пребывает, как отмечает Сатпрем, интерпретируя Ауробиндо Гхош, не в какой-то определенной точке, он - во всех точках сразу, непостижимым образом он находится в "сердце каждой вещи и в то же время охватывает все" [2.С.156]. А.Гхош разделяет дух, или сверхсознательное, на три части: космический, трансцендентальный, имманентный дух и дает им подробное истолкование [2.С.161]. Затем следует душа, "она вечно свободна и чиста, пребывая навеки спасенной в своем сиянии" [2.С.165]. Дух сна-

чала создал материю, затем растения и животных, а затем всё более сознательные человеческие существа, "дух творит сверхчеловека, бога" [2.С.167]. Душа должна развить в человеке его высшие возможности, "...у души было предчеловеческое прошлое, она имеет сверхчеловеческое будущее" [2.С.168].

На рисунке схематично представлено строение психического мира человека. Центр жизни принадлежит духу, который создает душу. От души, как от Солнца, во все стороны исходят лучи, или качества, которые в своем развитии образуют целостную, истинную личность. Каждое качество - это одна из граней истинной личности. Под целостной личностью мы понимаем совокупность качеств души, которые постепенно проявляются в социальной личности и формируют ее статус в зависимости от возраста, психического и физиологического состояния, характера выполняемой деятельности, которые, однажды проявившись в поле социальной личности, уже никогда не исчезают, но постепенно увеличивают свою силу. Целостная личность не имеет дуальности. Духовные качества, которыми наделена всякая душа, при раскрытии проявляют себя как многочисленные способности. По своей природе эти качества не имеют двойственности, под их влиянием формируется истинная личность с присущими только ей особенностями. Во время земной жизни развивается не только истинная личность, но формируется и развивается социальная (фрагментарная) личность. Р.Ассаджоли под истинной личностью подразумевает высшее "Я", а под фрагментарной личностью -низшее "я" [1].

Фрагментарная

Рис. Строение психического мира человека

Все духовные качества находятся в душе человека и через фрагментарную личность стремятся к проявлению. Изначально душа абсолютно чиста, ей присуще чистое, без иллюзий сознание. Чем больше качеств души проявляется, тем более сильным становится истинное "Я" человека и духовнее социальная личность. В течение жизни у человека истинные (душевные) качества проявляются не сразу, для их развития и

роста нужны время и условия. Выявление одного качества может быть растянуто во времени и проявляться порциями. Насколько у человека развились качества души, настолько он обладает духовной силой. Он или великодушен, или малодушен. От развития и проявления душевно-духовных качеств зависят и способности человека. Реализованные качества преображают как самого человека, так и внешний мир, делают его более совершенным, и чем больше духовных качеств имеет человек и человечество, тем духовнее общество.

В первые годы жизни у ребенка под влиянием души бурно развивается истинная личность с присущими ей качествами или силами: любовью, знанием, красотой, радостью, мудростью, которые проявляют себя как истинные способности в форме памяти, воли, темперамента, характера, потребностей, мотивов, целей жизнедеятельности. Чем благожелательнее обстановка вокруг ребенка, чем большей любовью он окружен, тем быстрее растет его истинное Эго, или Самость (К.Г.Юнг). В атмосфере любви душа ребенка раскрывает свои качества очень быстро. Истинное Эго начинает развиваться, когда ребенок находится еще в чреве матери, отсюда первейшей его потребностью является материнская любовь. Любовь - это самая большая энергия, сила, "пища", которая требуется в это время душе ребенка от души матери. В это же время формируются предпосылки для развития тех качеств, которые сформируют социальную личность и будут необходимы ребенку с вступлением в жизнь. Этому особенно способствуют социотип матери и отца, окружающая обстановка, присутствие родственников, информационные поля субличностей. Огромное значение имеет душевное наследство человека, миссия и программа, с которыми он приходит на землю. С первых минут жизни на психику ребенка обрушивается архетип культуры социума, которому противостоит душа с ее качествами. Чем более любящим отношением со стороны родственников и общества окружен ребенок, тем сильнее становится истинная, а затем и социальная личность. С правильным воспитанием раскрытие душевных качеств личности продолжается всю жизнь. Истинная личность произрастает из качеств души, и потому человек приобретает способность понимать свою душу и внутренний мир других людей, воспринимать тонкие вибрации из высоких слоев сознания, отличать истинное от ложного.

На рисунке периферийный круг заполнен разными психическими (энергетическими) дуальными образованиями, они представляют собой набор архетипов, или субличностей, живых существ, что составляет фрагментарную личность, или ложное эго индивида. Психология изучает фрагментарную личность во всем ее многообразии, по сути дела она изучает ложное образование, которое сотворено прижизненно самим человеком. Как пишет П.Д.Успенский, "сущность есть врожденное, личность - приобретенное... Сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить полностью, изменяя обстоятельства; она может быть утрачена или легко повреждена" [10.С.39].

Во время нисхождения духа, как утверждает А.Гхош, действует закон фрагментации (дробления), дробится все: пространство, время, ра-

дость, любовь, знания, видения [2.С.185]. Общим признаком дробления является уменьшение интенсивности сознания, осознанности, силы, радости существования. Поле пониженной интенсивности сознания в человеке постепенно заполняется психическими новообразованиями, или субличностями. Чем ниже интенсивность сознания, тем более благодатна почва для внедрения в психику индивида энергетических образований социума. Фрагментарная личность формируется в потоке "серого" обыденного сознания. Оболочка фрагментарной личности со временем становится настолько всеобъемлющей и "толстой", что поглощает все и постепенно затуманивает сознание индивида. Лучи от души искажаются, гасятся, ослабевают и едва пробиваются через "серое" сознание индивида.

Развитие ложного эго может опережать раскрытие души. В среднем уже к третьему году жизни у ребенка формируется устойчивая социально приемлемая личность, посредством которой он все более плотно взаимодействует с обществом. Воспитание сводится к программированию, обусловленности, настраиванию психики ребенка на волну внешнего мира, его вынуждают перенимать привычки, нормы, мораль, культуру, поведение, правила игры, ценности общества. Постепенно развивается фрагментарная (ложная) личность со своим уровнем сознания, состоящая из множества субличностей, что в совокупности черт делает личность неповторимым существом. Очевидно поэтому специалисты говорят, что личностью не рождаются, но становятся. Субличности не имеют света высшего "Я", это временные энергетические образования, наработанные с помощью культуры общества. Вначале они очень слабенькие, то возникают, то исчезают. Но "благоприятные" условия социума, воспитание и самовоспитание со временем могут сформировать множество сильных субличностей, которые полностью блокируют проявления неукрепившейся истинной личности. Духовная личность может остаться маленьким ребенком или подростком, если ее не развивать. Истинную личность поддерживает душа, фрагментарную укрепляет социум. В своем развитии человек фокусирует внимание то на стороне души, то на стороне социума. Ранняя социализация ребенка, которую так торопятся совершить общество и родители, разворачивает сознание ребенка лицом только к внешнему миру. Ребенок быстро растет, развивается, адаптируется, показывает высокий интеллект, развитый ум, с помощью которого ему предстоит покорить внешний мир, стать его хозяином. Но получается все наоборот - мир социума покоряет человека, делает его своим слугой, духовное развитие все более и более замедляется. Человек становится марионеткой внешних сил и забывает, кто он есть. К восемнадцати годам формируются главные вибрации (субличности-роли): юноша, девушка, сын, дочь, гражданин и все те, которые связаны с миром удовлетворения материальных, социальных, моральных, эстетических, экономических потребностей. "Затем вокруг этой первичной структуры, - пишет Сатпрем, - все более плотными слоями, слоями все более изысканными и утонченными, непрестанно наращивается одно и то же -то, что имеет тысячу лиц и что мы называем культурой, или нашим "я" [2.С.45]. Постепенно мы заключаемся в некую непроницаемую менталь-

ную конструкцию, которая пропускает лишь один вид вибраций и разрушить которую крайне сложно. Но, не разрушив этих построений, мы так и не сможем увидеть наше истинное "Я", которое отражает многоцветную бесконечность. Например, в биологические двадцать лет при среднем интеллекте индивид внутренне (духовно) может чувствовать себя семилетним ребенком. Духовный рост может и совсем остановиться. Сильное ложное эго со временем научится маскировать свои чувства, показывать лицо добропорядочного человека, "принимающего и любящего" весь мир. Возможности приспособления и выживания ложной личности безграничны. Ложь со временем научится выдавать себя за правду, но при встрече с истиной она готова ее уничтожить безоговорочно.

По определению Р.Ассаджоли, "субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет свой собственный стиль жизни и имеет свои собственные мотивы, зачастую отличные от стиля и мотивов других субличностей" [1.С.70]. В каждом из нас живет невообразимое количество таких образований, которые время от времени захватывают власть, и тогда в человеке проявляются те черты характера, которые в другое время ему не свойственны. "Знакомые" субличности вступают между собой в отношения, между ними происходит дружба, вражда или перемирие. Многие субличности о существовании других таких же образований внутри психического поля могут и не знать. Субличности всегда имеют два полюса, это их главное свойство, поэтому у человека так быстро происходит смена чувств: то он грустный, то веселый, то добрый, то злой, то любит, то ненавидит - так проявляют свои полюса субличности. Субличность нельзя выразить одним определением, она состоит из двух противоположностей, где один полюс служит в качестве позитива, другой - негатива. Например, "друг-враг" - это одна субличность с двумя полюсами. Одним образованием являются структуры "любовь-ненависть", "радость-печаль", "смелость-трусость", "горькое-сладкое" и т.д. Отсюда многочисленные народные выражения: "от любви до ненависти - один шаг", "ревнует, значит любит". Фрагментарная личность состоит из субличностей, поэтому она так же двойственна в своих проявлениях, ее сознание постоянно перемещается от полюса к полюсу, укрепляя то одну сторону, то другую. Человек, центрированный в личности, говорит о себе: "Мои недостатки - это продолжение моих достоинств" или "Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо", и это на самом деле так. На каждый случай жизни у личности вырабатывается своя "парадная" субличность, которая легко адаптируется в обществе. Он привыкает ориентироваться на то, как на него смотрят люди, как он воспринимается, и не задумывается о том, каков он на самом деле. Смена настроения может быть мгновенной или растянутой во времени, когда центр внимания смещается на противоположный полюс активной субличности. Как только один полюс субличности ослабевает и ей недостает энергии, она начинает требовать подпитки, действий, привлекает внимание, побуждает, заставляет человека действовать. Все потребности ложной личности - это не что иное, как проявление потребностей тех или

иных энергетических образований. Если человек не спешит удовлетворить ее потребности, то он всё больше и больше чувствует дискомфорт. Если субличность сильна, то, преследуя свою цель, она может довести человека до стресса, фрустрации, аффекта или, как говорят, до белого каления. После удовлетворения желания психическое напряжение спадает, субличность успокаивается, центр внимания может переместиться к другой субличности, которая нуждается в энергии, и человек опять испытывает потребность деятельности или самовыражения.

Мы привыкаем реагировать на одни вибрации больше, на другие меньше, некоторые вещи волнуют нас больше, чем другие. Наши привычки каждую секунду делают выбор за нас. Ауробиндо называет субличности "фронтальными существами", "формациями" и по этому поводу пишет: "Всеобщая Природа откладывает в нас определенные привычки движения, личности, характера, способностей, склонностей, тенденций -и это то, что мы обычно называем самими собой" [2.С.68]. Мы даже не можем сказать, что наше "я" по-настоящему устойчиво, видимая стабильность создается постоянным повторением одних и тех же вибраций. Одна и та же волна "ловит" нас в соответствии с воспитанием и традициями, и мы присваиваем себе ее качества бессознательно, автоматически. Фронтальные существа, по мнению Сатпрема, подобны "маленьким вибрационным (частотным) импульсам, испускаемым усилием воли, которые обретают затем свое независимое существование и с большим успехом выполняют свое назначение" [2.С.124]. В зависимости от цели можно создавать различные по мощности формации, периодически их "подзаряжать", и если даже мы про них забыли, то они нас помнят и, выполнив свою работу, осуществив наше желание, продолжают стремиться к своему проявлению, даже если мы этого уже и не желаем. Множество мыслей - маленьких живых существ - окружают нас, они хотят жить и развиваться сообразно своим целям, что отвлекает человека от его истинной цели. Мы по привычке говорим: "Это мое желание, моя радость, мой гнев, моя болезнь, моя депрессия, моя любовь". Опытным путем А.Гхош доказал, что все "фронтальные существа" берут начало не в нас самих, а в самых разнообразных слоях витального, или ментала (по К.Г.Юнгу), в архетипах личного и коллективного бессознательного. Мы заражаемся, попадая мыслью на те или иные волны, которые постоянно окружают нас. Отождествление происходит почти мгновенно, но в случае безмолвия, тишины ума ни одна вибрация не в силах войти в поле социальной личности, т. к. ее полностью контролирует сознание души. Земная жизнь человека - это поле действия строгой детерминации, но в то же время и поле всепобеждающей свободы. По мнению А.Гхош, все без исключения ощущения, из которых состоит наша личность, двойственны, противоречивы по своей природе. Комментируя А.Гхош, Сатпрем пишет: "Любое ощущение - это обратная сторона другого ощущения; в любой момент оно может превратиться в свою противоположность" [2.С.85]. Оптимист становится пессимистом, неверующий - фанатиком, трус - отчаянно смелым; - так проявляет себя фронтальная личность. Цепляясь за свою фронтальную личность, за ее претензии, мы теряем свои истинные человеческие качества, или, как пишет Сатпрем, "... мы не

люди в подлинном смысле этого слова - мы улитки Каменного Века, мы защищаем свое право на скорби и страдания" [2.С.87]. Субъективный мир личности - "не что иное, как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями - амальгама из многих маленьких самоповторяющихся сил и нескольких основных вибраций" [2.С.45].

Социальную (фронтальную, фрагментарную, ложную) личность со всех сторон изучают социология, философия, психология, педагогика и другие науки, при этом открываются все новые особенности и закономерности ее развития. Развитие личности (социализация) - это не что иное, как формирование в психическом поле индивида многочисленных энергетических образований, эфемерных существ, которые имеют бесконечное множество лиц, масок, персон, претендующих на самостоятельность. Жизнь личности (субличностей) проявляется в раскачивании энергетического маятника, который наделен физической, эмоциональной, ментальной энергией. Чем сильнее раскачивается маятник от "плюса к минусу", тем активнее проявляет себя личность. Социальная личность -это поток энергии между двумя полюсами, когда один полюс находится в человеке, другой в социуме. Фрагментарная личность берет энергию из внешнего мира и субъективного мира других людей той своей частью, которая не принадлежит человеку, находится как бы вне его самого. Такой человек связан по рукам и ногам стереотипами внешнего мира, он полностью зависим от него. Когда у личности сформировалось несколько сильных субличностей, то они по очереди (и вне очереди) постоянно заявляют о себе и манипулируют сознанием, поведением и деятельностью человека. Про такого говорят - человек страстей, неуправляемый или малодуховный. Индивид полностью попадает под влияние эго и из хозяина становится верным слугой для своих ложных образований. Можно изучать бесчисленные особенности проявлений личности ученого, политика, спортсмена, рабочего, студента, религиозного деятеля, детей и взрослых, больных и здоровых, мужчин и женщин, военных и гражданских - все они сформированы "профессиональными субличностями", которыми так богато современное общество. Когда человек дает себе какую-либо характеристику, это значит, что он отождествился с энергетическим образованием. Он говорит: "Я - это.", и после слова "это" можно услышать все что угодно, кроме истины. Субличности могут существовать только благодаря желаниям своего хозяина и энергии других людей и социума, которые произвольно или непроизвольно их создавали, воспитывали, обучали и вознесли на пьедестал.

В том случае, когда субличности создаются желанием самого человека в качестве приспособления к условиям внешнего мира, они образуются при косвенном участии других людей. Своим поведением, личным примером люди показывают образ действия, и другой человек уже сам, подражая другому, формирует субличность. Внедренная в психическое поле человека субличность заставляет его в той или иной ситуации поступать соответствующим образом, при этом человек испытывает определенные чувства, у него формируются определенные мысли. Сублич-

ность в индивиде может быть сформирована и насильственным способом, для этого существуют многочисленные педагогические, психологические, психотерапевтические технологии или, проще говоря, методы. Если человек добровольно принял эти образования, преподносимые как научные постулаты, великие традиции, национальные особенности, опыт поколений, житейская мудрость, культура, нравственность, то он добровольно попадает в полную зависимость к этим образованиям и должен их питать своей энергией, проявляя физическую, эмоциональную, интеллектуальную, духовную деятельность, вращаясь во внешней среде. Любые внешние образовательные системы (школы, организации, институты), даже архихорошие, как и любая преемственность по отцовской, материнской, семейной, профессиональной линии, могут оказаться тяжелым ярмом на шее человека. Психика субъекта деятельности насыщена субличностями социума. Все его жизненные качества как позитивного, так и негативного характера относятся к фрагментарной личности и не являются истинными. Его чувства временны, мотивированны, сейчас есть, через минуту или час они исчезли. Человек, отождествляя себя с субличностями и ролями, забывает о самом себе истинном. Для него вопрос "Кто я?" не существует, ибо его субличность "знает", кто она, и все "другие рассуждения" принимаются как потеря времени и сил.

Истинные качества человека не зависят от того, какая у него одежда из субличностей, они вечны, не зависят от времени, места, обстоятельств, исходят от души, где все чувства имеются в потенции. Процесс выхода качеств души в истинную, а затем в социальную личность сопровождается осознанием себя. Истинные качества и чувства всегда с нами, субъекта не надо стимулировать, мотивировать, создавать, инициировать, программировать. Надо желать что-то почувствовать, необходимо пребывать в духе, тогда будут присутствовать и истинные чувства. Ложное эго все искажает, при его наличии человек живет ложной и пустой жизнью, ибо субличности - это пустые тени, не имеющие природного зерна - живой души. Когда мы усиливаем какое-либо одно качество фрагментарной личности, мы обязательно усиливаем и ее противоположное качество, а не ослабляем его, ибо эти два полюса питают друг друга. Доминирование одного из полюсов мы больше определяем по внешним признакам, в то время как другой полюс пассивен и глубоко спрятан в бессознательном. Отсюда и выражение: "Благими намерениями выстлана дорога в ад". Чем больше ложная личность старается любить, тем сильнее укрепляется ненависть. На уровне ложного эго человек сейчас любит, через час ненавидит, здесь нет равновесия и покоя, вечный маятник, вечная буря. Сатпрем, последователь учения интегральной йоги Шри Ауро-биндо, пишет: ".мы должны подчеркнуть, что не только "дурные мысли" или "злая воля" несут в себе насилие; нет ничего более агрессивного, чем добрые намерения, высокие чувства, альтруизм - в любом случае это эго, выпячивающее себя под видом нежности или насилия" [2.С.55].

Человек - существо не только духовное, но и социальное, его жизнь не может полноценно протекать без общения с людьми и разнообразной деятельности. Во время коммуникаций постепенно создается на-

бор субличностей на все случаи жизни, и вся деятельность превращается в ответную реакцию на внешние раздражители.

Взаимодействуя с другими людьми, мы в первую очередь соприкасаемся персонами, масками, считая, что в отношения вступают объективные личности. В случае совместимости ложных эго образуется совместная ложная сверхличность, монстр, который готов распространить свое влияние на весь мир. Сформированная ложная сверхличность (группа, фирма, организация, партия, профсоюз, государство и т.д.) приписывает себе право распоряжаться жизнью других людей, управлять, казнить и миловать. Данные союзы основаны на ложном сотрудничестве, и вся их деятельность носит деструктивный, инволюционный характер.

Во время истинного сотрудничества человек проявляет истинную личность. Истинная личность стремится к сотрудничеству со всеми фрагментарными личностями и этим постоянно их просветляет. Человек, воспитанный на принципах сотрудничества внутри самого себя и во внешнем мире, стремится поддерживать этот же принцип, ибо знает: то, что есть благо для себя, то есть добро и для других. Человек фронтальной личностью постоянно противостоит помыслам своей высшей инстанции, которая желает добра для всех. Фронтальная личность усиленно формирует и укрепляет те качества, которые позволяют ей успешно вести борьбу за достижение личных побед во внешнем мире. Высшее сознание постепенно просветляет психику социального человека и все общество. Недаром в духовных учениях говорится, что для того чтобы изменить мир, необходимо изменить себя, повысить свой уровень сознания.

Человек с ложной ориентацией поддерживает те общественные ценности и развивает те черты характера, которые позволяют ему приобретать земные дивиденды, при этом он считает свой путь развития правильным. В случае же временных неудач при достижении своих целей он будет считать, что недостаточно укрепил свою личность, и приложит все усилия для ее роста - ложного развития. Любая субличность, как и образованная ими личность, ни в коем случае не желает своей смерти, и если человек, осознав свои ложные образования, ищет способ от них избавиться, то ему придется столкнуться с неимоверными сложностями. По сути дела ему придется избавляться от ложного эго, которое он старательно растил всю жизнь. Ему будет казаться, что он борется сам с собою и при этом постепенно теряет силы. Для одержания победы над эго ему необходимо проявить максимум воли и осознанности. На пути раскрытия сознания человек постепенно освобождается от всех наваждений и иллюзий, которые свойственны ложной личности.

Поставим вопросы: для чего существует фрагментарная личность, как извлечь практическую пользу из субличностей, как реализовать целостную личность? Как говорится: "если звезды зажигаются - значит - это кому-нибудь нужно", так и в случае с фронтальной личностью. Частично на эти вопросы ответ был дан выше. Уточним их и конкретизируем. На наш взгляд, вначале необходимо понять, осознать существование субличностей и социальной личности. Социальная личность наделена огромной силой, колоссальными возможностями и знаниями, она призвана адаптировать животную натуру индивида к внешней среде обитания,

служит надежной буферной зоной между сознанием общества и высшим сознанием. Осознав временную роль фрагментарной личности, необходимо научиться не быть привязанным к ее целям, потребностям, вкусам, суждениям, мотивам, методам, привычкам - в общем, ко всему ее содержанию. Необходимо осознать, что человек - это ни то и ни другое, известное нашему уму, что мы не только тело, не только ум, что мы не социально-экономические существа, а нечто гораздо большее. Ложное эго, как оболочка на истинном Эго, трансформируется, что приводит к позитивным изменениям и в обществе. В том случае, когда образовавшиеся субличности слишком сильны и упрямы, пытаются развернуть истину вспять, душа может попросту отбросить их в сторону. Стоит ли укреплять свое ложное эго, если в подходящий момент оно будет рассеяно? У трансформированного человека субличности рассеиваются, сознание становится чистым, рождается истинная жизнь. Вот только боль при таком рождении очень велика, ибо ложная личность не желает умирать. Истинная личность, или личность без облика, не нуждается в социальных ярлыках и афишах, наоборот, при поддержке высшего "Я" она постоянно просветляет социальные напластования индивидуального и коллективного эго людей, срывает маски и обличия. Фрагментарное образование имеет тысячи оттенков от самого грубого до утонченного и не может изменить само себя. С развитием понимания, осознанности ложное эго исчезает само. Мы думаем, что социальная личность является нашим "Я", но это не так. С исчезновением ложного эго, умиранием внешней личности или персоны происходит истинное, второе наше рождение. "Смерть эго - рождение Души" (Ошо). Высшие планы сознания, как считает А.Гхош, не зависят от человека, наоборот, жизнь на земле определяется исходящими из высших слоев сознания идеями и целями.

В духовных практиках по раскрытию сознания индусский мастер Ошо советует своим ученикам не привязываться к свойственным для личности крайностям. "Не избегайте крайностей, и не выбирайте только одну крайность. Оставайтесь доступным обеим полярностям. и у того и у другого есть своя красота. Оставайтесь не выбирающими" [3.С.192]. Живой человек не является приверженцем правого или левого, он - поток. Жизнь содержит в себе два аспекта, пишет Ошо, это как бы две стороны одной медали, одной и той же энергии. Не будьте ни к чему привязанными, через движение вправо - влево постепенно приходит баланс, и вы остаетесь неотождествленными. Неотождествление, свидетельствова-ние и энергия эго постепенно перейдут на службу тому, кто является истинным хозяином физического тела, эмоций и ума. Путь, который предлагает Ошо, заключается в том, чтобы найти золотую середину между крайностями ложной личности: я тебя не трогаю, и ты меня не трогай -это путь соглашения, компромисса. Обоснованию "срединного пути" Ошо посвятил всю свою жизнь, на это была направлена его многогранная теоретическая и практическая деятельность. Подобный путь со множеством вариаций рекомендуют йога, суфизм, даосизм, западная психотерапия, что широко представлено в соответствующей литературе.

Радикальный путь преобразования, когда интересы личности не

имеют никакого значения для эволюции человека, можно найти в подвижнической жизни монахов [4]. Этот способ предлагал и реализовал Г.Гурджиев, что подробно описано в работах его учеников, в частности у П.Д.Успенского [5,6]. Для реализации этого пути нужна очень сильная воля, устремленность и внешняя поддержка тех, кто уже прошел этот путь и знает дорогу, т. е. нужна школа.

Глубинный путь самоотдачи высшему "Я", супраментальному, описан в интегральной йоге Ауробиндо Гхош [7,8,9]. Глубинный способ - самый эволюционный, но для этого надо потрудиться, взять ответственность на себя, пробудиться. Можно использовать любые пути в зависимости от ситуации. Для тех, кто ищет свой индивидуальный путь, необходимы теоретические и практические знания и неустанный поиск самого себя.

Литература

1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: КЕБЬ-Ьоок, 1994. 314 с.

2. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 334 с.

3. Ошо. .А человек жаждет!.. М., 2000. 288 с.

4. Добротолюбие. Независимый фонд развития духовного искусства. В 5 т. М.: "Православный паломник", 1998.

5. Успенский П.Д. Четвертый путь. Кн. 1. М., 1995. 382 с.

6. Успенский П. Д. В поисках чудесного. СПб.: Изд-во Черны-шева,1996. 528 с.

7. Гхош Шри Ауробиндо. Синтез йоги. СПб.: Изд-во АО "Комплект", 1992. 666 с.

8. Шри Ауробиндо. Мать. В поисках души нетленной. Фрагменты работ. СПб.: Пондичери, 1997. 180 с.

9. Интегральная йога Шри Ауробиндо. М.: Никос, 1992. 396 с.

10. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека / Пер. с англ. СПб.: ИД "ВЕСЬ", 2001. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.