Научная статья на тему 'Особенности мышления специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности'

Особенности мышления специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1511
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ-АНАЛИТИК / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко О. И., Субботенко О. А.

В статье представлена классификация видов и типов мышления; описаны структурные элементы мыслительного процесса; приведены качественные показатели мышления; раскрываются понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление» как основные стили мышления, необходимые специалисту-аналитику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности мышления специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности»

УДК 378.147.022:001.8

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА-АНАЛИТИК А В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016 О. И. Шевченко1, О.А. Субботенко2

1канд. пед. наук, сотрудник e-mail: [email protected] 2соискатель Курского государственного университета, сотрудник e-mail: [email protected]

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

В статье представлена классификация видов и типов мышления; описаны структурные элементы мыслительного процесса; приведены качественные показатели мышления; раскрываются понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление» как основные стили мышления, необходимые специалисту-аналитику.

Ключевые слова: типы и виды мышления, мыслительный процесс, качества познавательной деятельности, специалист-аналитик, критическое мышление, аналитическое мышление, информационно-аналитическая деятельность.

Мы созданы, чтобы мыслить.

Г.В. Лейбниц

В современном российском обществе для обеспечения и гарантии стабильной, качественной и успешной деятельности различных организаций? начиная от частных компаний и небольших предприятий до крупных холдингов и органов государственного управления, информационно-аналитическая поддержка является неотъемлемой частью. Для ее осуществления необходим квалифицированный специалист-аналитик, способный адекватно и оперативно отслеживать, обрабатывать и анализировать бесконечные информационные потоки.

Аналитик - это специалист, занимающийся изучением аналитических исследований и обобщений в определенной сфере деятельности, который в совершенстве владеет методами анализа, способен прогнозировать процессы и разрабатывать перспективные программы развития. Он должен ориентироваться на всестороннее рассмотрение проблемы, ситуации в стране. Ему необходимо воспринимать мир рациональным, логичным и упорядоченным, видеть и устанавливать закономерности. До того как принять решение, аналитику необходимо разработать максимально подробный план, собрать как можно больше достоверной информации, объективных фактов с обязательным привлечением глубоких теоретических знаний, систематизировать их, найти общие характерные особенности, которые определяют тенденцию развития какого-либо процесса. Аналитик должен быть склонным к тщательной, кропотливой и методичной работе при решении проблем.

Он должен обладать аналитическим и критическим мышлением. В психологии мышление определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта [Кошелева, Лукьянчиков, Шевченко 2011].

Процесс мыслительной деятельности представляет собой мыслительные операции (рис. 1): анализа, синтеза, обобщения и т.д. Данные операции могут соединяться в различные вариации, образовывая тем самым основную единицу мышления - понятие.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления [Леонтьев 2003]. Понятия могут быть: единичными и общими, абстрактными и конкретными, теоретическими и эмпирическими.

Основная суть понятий раскрывается в суждениях, которые, как правило, выражаются письменно или устно (в словесной форме), про себя или вслух. Суждение -это основная форма мышления, в процессе которой отрицаются или утверждаются связи между явлениями действительности и предметами или между их свойствами и признаками. Суждения могут образовываться непосредственно (что воспринимается, то и выражается) и опосредствованно (путем рассуждений или умозаключений). Суждения могут быть единичными, частными или общими, а также ложными или истинными.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное (от единичного к общему), дедуктивное (от общего к частному) и по аналогии (на основании частичного сходства между явлениями).

Рис. 1. Содержание мышления

Таким образом, понятие, суждение и умозаключение - это основные структурные элементы мыслительного процесса, оперируя и владея которыми специалист-аналитик может развивать свои ментальные способности. Для корректного и эффективного решения интеллектуальных и аналитических задач аналитик должен обладать определенным стилем мышления. Стили мышления представляют собой систему интеллектуальных навыков, техник и стратегий, различных видов мышления и совершаемых мыслительных операций, к которым индивид склонен в силу своих личностных качеств и особенностей.

Анализ работ П.Я. Гальперина, Я. А. Пономарева, В.А. Сластенина, Л.Л. Гуровой, В.В. Давыдова, В.П. Каширина, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова и др. показал, что классификация типов мышления достаточно условная, так как наиболее типичные виды мышления человека дополняются их производными или индивидуальными формами.

Классификация видов мышления является условной и характеризует их с точки зрения заместителей реальности:

- наглядно-действенное (инструментом замещения является предмет; скрытые причинно-следственные связи обобщаются и отражаются через предмет; решить задачу можно, только выполнив практические действия);

- наглядно-образное (оперирует отдельными образами, процесс протекает свернуто и очень быстро, развернутый анализ отсутствует);

- словесно-логическое (его еще называют понятийным, так как в нем используют в качестве заместителей слова и термины; для понятийного восприятия характерно использование дедукции, движение по вертикали (от общего к частному и наоборот), использование фактически всех возможных мысленных операций (как логических, так и алогичных)) [Иванова 2013].

Классификация второстепенных видов мышления, выделенных по разным основаниям, представлена на рисунке 2.

0

ч Э

1

По типу решаемых )>.мч

Пи С1р>К|ур11(М'1И и paciMiiy i ис i и ни времени

Пи iiunpai¡.ieiiiioriH

lio HOBiiiiic поручаемых знании

По 1ин> нотации

По времени peai ироняннн

11рсобра зование окружающего мира, подготовка к физическому этапу деятельности (например, построение схемы, плана) .

11ознание правил, теории, включающей в себя научные законы. ^ правила, концепции, гипотезы. при этом отражается суть явлений.

объектов и их взанмодействии .

/'Мыслительная деятельность. развернутая во времени, при которой^ отчетливо выражены отдельные гтапы мысли, tro метолнка способствует полному осо1ианию содержания своих мыслей в налом, a также передает суть каждого лтапа в отдельности

Противоположное аналитическому типу. Око характеризуется вернутостью во времени и отсутствием четко выраженных

.•ется Л этапов/

Все мысли в ланиый момент времени направлены ни А окружающую действительность, на решение задач лишь

опосредованно связанных с личностью человека_J

Все лействия направлены на удовлетворение собственных Л потребностей и решение задач сугубо личного характера J

Преобладает неспособность поставить себя ни чьё-либо мести, таком случае все мысли направлены только на получение собственной выгоды

Воспроизведение информации.усвоенной индивидом ранее. Учитывая лу особенность, говорят о тесной взаимосвязи ланнот о вила мыслительной деятельности с памятью

11одратумеваст усвоение новой информации с последующим ее использованием

3

''Дает возможность построить первичные обобщения на осиованинЧ ранее полученного опыта. Эти процессы являются низшим уровнем но знания и в основе их лежат простейшие абстракции у

Несет в себе ориентацию на ранее установленные правила, \ воспроизводит последовательность действий, которая всегда ис паль пелся в процессе решения подобных задач_J

Основино на рассужленнн. воспроизводимом в системе мственных заключений логически взаимосвязанных между собойу

Полтин творческою мышления, целью которого является N получение решений для нестандартных заданий__/

Ограниченное время на решение задачи Тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации Информация н среда быстро меняется

Оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку Оператор соотносит информацию об объекте с ранее накоаленнымн знаниями и создаст „ в мыслях четкий образ управляемого объекта___

Рис. 2. Условная классификация подвидов мышления, выделенных по разным основаниям

Мышление - это когнитивный, свойственный интеллекту процесс, который имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления

проявляются в различных вариациях подвидов и форм, процедур и операций мыслительного процесса.

Индивидуальные особенности мышления специалиста-аналитика можно описать следующими качествами познавательной деятельности, представленными на рисунке 3.

Самостоятельность мышления

умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей

Инициативность

постоянное стремление

самому искать и находить пути и средства разрешения задачи

Глубина

способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности

Быстрота

скорость решения задач,

легкость в воспроизведении идей

Широта

способность видеть

проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями

Оригинальность

способность производить новые идеи, отличные от общепринятых

Пытливость

потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем

Критичность

объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения

Специалист-аналитик

Рис. 3. Качества познавательной деятельности, характерные для специалиста-аналитика

С практической точки зрения процесс мышления специалиста-аналитика можно представить в виде следующих этапов (рис. 4). При этом каждый выполненный этап подвергается сознательной оценке проделанных действий (так называемое проявление «критичности», способности мыслить критически).

Е.И. Федотовская отмечает: «Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [Федотовская 2003].

I_________________]

Рис. 4. Этапы процесса мышления специалиста-аналитика

Доктор филологических наук, доцент М.В. Лебедев в научном труде «Навыки критического мышления в принятии решений» дает следующее определение: «критическое мышление есть тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности с которой мы это решение принимаем» [ТонусМозга.ру 2015].

Критическое мышление - это мышление, развивающееся на основе тщательной оценки как фактов, так и предложений. Путем использования обоснованных логических

процессов и анализа всех умственных факторов оно приводит к наиболее объективным выводам.

Таким образом, критическое мышление - это использование когнитивных, познавательных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [Халперн 2000]. Если же рассматривать другие определения, то они указывают на следующие дополнительные особенности, характерные для критического мышления:

- выстраивание логических умозаключений;

- разработка логических моделей, согласованных между собой;

- принятие обоснованных решений, касающихся того, чтобы отклонить суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение.

Сознательная оценка совершаемых специалистом действий (хода рассуждений и мыслительного процесса, приведших к нашим выводам) отличает критическое мышление специалиста-аналитика от других видов.

Человек, обладающий таким складом ума, волен осознавать суть своих действий и мыслей. Кроме того, он способен подразделять свой разговор на этапы и легко справляться с четкой передачей информации третьему лицу.

Идеальное критическое мышление специалиста-аналитика в области информационно-аналитической деятельности обычно связано с его хорошей осведомленностью, любознательностью, причиной доверия и непредубежденностью, справедливостью и гибкостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, благоразумием в суждениях, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники [Коханова 2014].

Аналитическое мышление подразумевает способность человека к применению логики при анализе информации и принятии решений.

Специалисту-аналитику должны быть присущи такие личностные качества, как настойчивость, коммуникабельность, способность разделять общее и частное, а также выделять более важные детали и игнорировать несущественные, умение формулировать корректные, непротиворечащие друг другу требования. Важна интуиция, способность к прогнозированию и видению перспектив развития анализируемых процессов.

Аналитик должен обладать следующими навыками:

- быстро разбираться в сути решаемой задачи (понимать и определять приоритет требований, выделять подзадачи и выбирать пути их достижения);

- логически мыслить, обобщать, анализировать, критически осмысливать, систематизировать и прогнозировать;

- владеть основными способами, методами и средствами получения, поиска, обработки информации, хранения, отбора и анализа фактов;

- определять степень достоверности информации и её полезность при решении поставленной задачи;

- пользоваться современными информационными технологиями (саБе-технологии, статистический, интеллектуальный анализы, имитационное моделирование, экспертные системы, системы поддержки принятия решений) и работать с соответствующим программным обеспечением;

- выявлять тенденции развития процессов и явлений социально-экономической и общественно-политической ситуаций современного общества и владеть методиками их оценки и прогнозирования;

- определять и находить закономерности явлений и процессов, создавать и применять математические модели объектов, выбирать метод их исследования и разрабатывать алгоритм их реализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37)

- разрабатывать варианты решений поставленной задачи, составлять отчеты и обзоры, выдавать рекомендации по вариантам практического применения полученных результатов;

- исполнять коллективную работу, обладать деловой коммуникацией;

- соблюдать дисциплину в отношении ведения и исполнения документов, а также следовать принятой методологии и нотациям;

- логически верно, убедительно, аргументированно и ясно выстраивать письменную и устную речь.

Таким образом, специалист в области информационно-аналитической деятельности должен иметь высокий уровень сформированности рационального, логического и критического мышления, быть способным к множественной трансляции знаний, обладать системой деятельностно-важных качеств и навыков, обеспечивающих эффективность его работы.

Библиографический список

Иванова О. Основные виды мышления [Электронный ресурс]. URL: http://www.syl.ru/article/80066/osnovnyie-vidyi-myishleniya, свободный (дата обращения: 14/11/2016)

Коханова Е. Понятие Критическое мышление. [Электронный ресурс]. URL: http://o-ch.ru/reviews/critiacal, свободный (дата обращения: 14/11/2016).

Кошелева А. О., Лукьянчиков Э.Е., Шевченко О.И. Формирование профессионального интереса будущих специалистов к исследовательской деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. № 13. С. 114-118.

Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2003. № 2. С. 5-18.

ТонусМозга.ру - Все о мозговой активности и развитии интеллекта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tonusmozga.ru, свободный (дата обращения: 14/11/2016)

Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков: сб. материалов науч.-практич. конф. вузов. М., 2003. С. 282-291.

Халперн Д., Нафтульев А. Психология критического мышления. СПб.: Питер. 2000. 512 с. (Мастера психологии)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.