Научная статья на тему 'Особенности критического мышления студентов гуманитарных специальностей'

Особенности критического мышления студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / HUMANITARIAN EDUCATION / STUDENTS OF HUMANITIES SPECIALTIES / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCES / INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

Проанализирована специфика гуманитарных специальностей, выявлены их основные характеристики и ведущие компетенции, формируемые у студентов данных специальностей. Уточнены составляющие критического мышления с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов гуманитарного профиля. Установлена взаимосвязь между развитием критического мышления и выявленными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS OF HUMANITIES

The article analyzes the specifics of the humanities, identifies their main characteristics and key competencies, formed of given specialties students. The components of critical thinking, taking into account individually-typological characteristics of students in the humanities are specified. A relationship between the development of critical thinking and identified competencies is stated.

Текст научной работы на тему «Особенности критического мышления студентов гуманитарных специальностей»

Research I ed. by L.A. Pervin, O.P. John. N. Y.,

1999. P. 154-196.

19. Назаретян АЛ. Интеллект во Вселенной. М., Поступила в редакцию 10.04.2013 г.

1991.

UDC 374.6

INTEGRATIVE-RESOURCE APPROACH AS LEADING METHODOLOGICAL GUIDE OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT OF TEACHER AND STUDENT

Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of General Pedagogy and Educational Technologies Department, е-mail: [email protected]

Marina Nikolayevna YURYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Head of Choreography Department, е-mail: [email protected]

The article considers the theoretical and methodological basis of the principles of integrative-resource approach used for the modernization of the concept of “critical thinking teacher / student” in the context of improving the quality of modern higher education: the multivariate determination and development, structural integrity and comprehensiveness of nonvanishing alternatives, ergonomics, self-preservation and the efficient use potential university environment.

Key words: integrative-resource approach; synergy; principle; teacher; student; critical thinking; individual resources; individual trajectory.

УДК 167

ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ1

© Анна Валерьевна КОРОЛЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: [email protected]

Проанализирована специфика гуманитарных специальностей, выявлены их основные характеристики и ведущие компетенции, формируемые у студентов данных специальностей. Уточнены составляющие критического мышления с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов гуманитарного профиля. Установлена взаимосвязь между развитием критического мышления и выявленными компетенциями.

Ключевые слова: гуманитарное образование; студенты гуманитарных специальностей; компе-тентностный подход; компетенции; индивидуально-типологические особенности; критическое мышление.

Студенческий возраст - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, социальных, профессионально-трудовых и др. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных спо-

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-36-01024.

собностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. В этот период происходит выбор профессии - «разновидности общественно необходимой, постоянно выполняемой деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений, личных качеств», соответственно, выбор профессии является не только личностно, но и социально важным шагом [1].

Одним из основных критериев выбора профессии является направление подготовки.

Согласно «Общероссийскому классификатору специальностей по образованию», в высшем образовании выделяют следующие направления подготовки: естественные науки и математика, гуманитарные и социально-экономические науки, образование, технические и сельскохозяйственные науки. Каждое из этих направлений предъявляет определенные требования к начальному уровню знаний, умений и навыков, к наличию специфических задатков и особых личностных черт, сформированных к этому возрасту.

Вместе с тем в зависимости от специфики профессиональной подготовки определяется приоритетное направление развития студента как личности и профессионала. Как отмечают Ф.Г. Мухаметзянова, Г.К. Бисеро-ва, А.Ш. Яруллина «очевидно, что в системе профессионального обучения необходимо уделять как можно больше внимания проблеме интеграции личностных и профессиональных качеств будущих специалистов как основы процесса формирования профессиональной идентичности. В результате должно произойти складывание адекватной самооценки, образа Я в профессии, а также саморазвитие студентом наиболее значимых для него личностных и профессиональных качеств как субъекта учебной и профессиональной деятельности» [2, с. 163]. Таким образом, возрастает значение выбора ведущих компетенций и их развития в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. По мнению Ю.И. Саксоновой. «именно компетентности выпускника учебного заведения являются основной целью и результатом деятельности образовательного учреждения» [3]. Для каждого направления подготовки набор ведущих специфических компетенций или профессиональных компетенций зависит от его особенностей и тех требований, которые предъявляются ею к личности. Соответственно, для выбора компетенций студентов гуманитарных специальностей рассмотрим основные характеристики гуманитарного образования.

В Большой советской энциклопедии дается определение «гуманитарное образование - это совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений, оно является важнейшим

средством формирования мировоззрения, играет огромную роль в общем развитии людей, в их умственном, нравственном и личностном воспитании». В качестве одного из важнейших признаков гуманитарного образования О.В. Архипова выделяет его мировоззренческую направленность. «Гуманитарное образование, - поясняет она, - в отличие от прагматического обучения, призвано не только и не столько передавать и интерпретировать систему знаний о мире, а формировать личностное мировосприятие человека, выстраивать мир личности» [4, с. 192].

И.М. Шеина определяет роль гуманитарного образования следующим образом: «...оно призвано не только обеспечивать передачу научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать их ценностные ориентиры в нравственном измерении. Поэтому гуманитарное знание, по моему убеждению, является важной составляющей фундаментального образования, позволяя сформировать не узко подготовленного профессионала, но личность с широким взглядом на природу, мир, человека» [5]. А. С. Запесоцкий подчеркивает, что «гуманитарное образование - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией» [6, с. 3]. «Гуманитарность - пишет Ю.М. Шор - не что иное, как пространство возникновения, роста и реализации человеческих потенций, сфера существования и утверждения жизненных, художественных, нравственных, религиозных ценностей, культура «человекоразмерности» [7, с. 153]. Гуманитарное образование - это «основа основ духовной жизни человека... Личность сама определит свой путь и область профессиональной деятельности, но лишь тогда эта деятельность будет воистину успешной, когда носитель ее будет гуманитарно подготовленным, а значит, творчески состоятельным» [8, с. 104]. Л. Вербицкая считает, что «гуманитарное образование - это духовное развитие человека в самом широком смысле. Оно включает очень широкий круг компонентов, обеспечивающий проявление Человека во всем многообразии связей и взаимо-

действия как носителя и созидателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии» [9, с. 74].

Анализ приведенных выше определений сущности гуманитарного образования позволил нам выделить следующие основные характеристики этого явления: научность, гу-манистичность, творческость, культуроло-гичность, социальную ориентированность, нравственность. Все эти характеристики не только не противоречат, но и дополняют друг друга, а этот факт, в свою очередь, придает большую адекватность их выделению. Как отмечалось выше, выявленные нами характеристики позволят составить перечень компетенций студентов гуманитарных специальностей исходя из классификации компетенций И.А. Зимней. Эта классификация была выбрана нами, т. к., на наш взгляд, она является наиболее логичной и адекватной российской системе образования. Из 10 направлений компетенций, предложенных

И. А. Зимней, после сопоставления с выде-

ленными нами характеристиками гуманитарного образования, мы составили свой перечень. Для наглядности взаимосвязи характеристик гуманитарных специальностей и компетенций мы составили следующую схему (рис. 1).

Полученные данные дают представление о том, какие качества и характеристики личности должны формироваться в процессе профессионального становления студентов-гуманитариев. Однако само по себе знание о необходимости формирования определенных качеств, с одной стороны, не может дать практических результатов, а с другой - вызывает закономерный вопрос о том связующем звене, которое должно объединять все эти качества и быть основой их формирования и развития - мышлении. Как отмечают Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова: «Компетентностный подход рассматривает образование и образованность как умение решать проблемы, независимо от их сложности, опираясь на имеющиеся знания. Это

культурологичность

социальная

ориентированность

научность

творческость

нравственность

гуманистичность

1

1

Компетенции ценностносмысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

ценности культуры (живопись,

литература, ис-

кусство, музыка); науки;

производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии

Компетенции деятельности: игра, учение,

труд;

средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятель-

ность, ориентация в разных видах деятельности

Компетенция познавательной деятельности:

постановка и решение познавательных задач;

нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность

Компетенции са-мосовершенство-вания, саморегулирования, саморазвития, лично -стной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие;

языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком

Компетенции социального взаимодействия:

с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами,

конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие других (раса, националь-

ность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность

Рис. 1. Взаимосвязь компетенций и характеристик гуманитарных специальностей

подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые», что невозможно без преобразований в области мышления будущих специалистов [10, с. 13].

Формирование и развитие мышления специалистов осуществляется в рамках профессионального образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях на основе специфических характеристик их будущей профессии. В каждой из профессий можно выделить вид мышления, который является ведущим в практической деятельности профессионала (педагогическое мышление, экономическое мышление, экологическое мышление, техническое мышление и пр.). Естественно, что уровень развития конкретного профессионального мышления оказывает значительное влияние на качество профессиональной деятельности специалиста. Но при выпуске из учебного заведения не каждый специалист имеет достаточный уровень развития такого вида мышления. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного формирования и развития профессионального вида мышления в специальных профессиональных учреждениях.

Однако многие профессиональные виды мышления используются не только в профессиональной деятельности. Например, наличие навыков педагогического мышления помогает родителям в процессе воспитания собственных детей, развитие экологического мышления способствует выработке у людей гармонизированных отношений с окружающей средой, умение логически мыслить позволяет добиваться наиболее достоверных данных в любой области человеческой деятельности и т. п. Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов уделяется большое внимание формированию и развитию различных видов мышления человека с целью повышения качества его социальной адаптации, оценки различных явлений, разрешения проблем и задач, принятия решений, получения новых знаний и пр. В свете этого мы полагаем, что одним из значимых видов мышления, которым должны обладать носители гуманитарных

специальностей должно быть критическое мышление. Для доказательства проведем сравнение характеристик критического мышления, т. е. тех возможностей, которые оно дает его обладателю, и компетенций, выделенных нами в качестве основных для студентов гуманитарных специальностей.

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление понимается как механизм, посредством которого осуществляется контроль, селективная и оценочная деятельность (Н.Б. Березанская, Д. Халперн). При этом оно выполняет оценочную функцию по отношению к мышлению (Дж. Гилфорд, Д. Халперн), которая реализуется посредством критериев или интеллектуальных стандартов. Критическое мышление рассматривается как средство саморегуляции мышления с целью его улучшения и оптимизации для решения возникающих проблем. Когда проблема не решается, то критическое мышление помогает выявить затруднения, ошибки, внутренние противоречия на основе принятых человеком норм (стандартов, образцов, правил) этой деятельности. Кроме затруднений человек посредством критического мышления выделяет те ключевые моменты, на базе которых может быть пересмотрено решение задачи в целом.

Проведенный нами анализ зарубежных и отечественных работ по исследуемой проблеме показал, что не существует единого определения критического мышления. Это объясняется тем, что каждый из исследователей, предлагая определение данного вида мышления, руководствуется спецификой контекста, в котором он рассматривает это понятие. Поэтому вычленим характеристики критического мышления, относящиеся к его структуре из имеющихся определений. В целях удобства рассмотрения представим операцию вычленения характеристик критического мышления из определений различных авторов в табл. 1 [11, с. 116].

Анализ характеристик критического мышления, содержащихся в определениях различных авторов, показывает, что основными из них являются: организованность, рациональность, целенаправленность, рефлексивность, аналитичность, логичность. Кроме этого, при выявлении особенностей критического мышления студентов гуманитарного профиля мы должны учитывать сле-

дующие моменты. Для успешного овладения гуманитарными профессиями студенты должны обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, широтой познавательных интересов, эрудированностью, богатым словарным запасом и уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь высокоразвитое абстрактное мышление [12]. Вместе с тем необходимо отметить, что эти индивидуальные качества и способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств.

Таким образом, уточняя понятие критического мышления студентов гуманитарных специальностей, отметим, что его можно рассматривать как открытую самоорганизующуюся систему, интегрирующую внешние информационно-средовые и внутренние индивидуальные ресурсы личности студента, обусловливающие его эффективную реализацию данного вида мышления в учебной / профессиональной деятельности. Это профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий рефлексивно-аналитическую позицию будущего специалиста, проявляющийся в видении и анализе проблемных аспектов взаимодействия системы «человек - социум», в оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач, в готовности к отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений.

Теперь перейдем к заявленному выше сравнению. Начнем наш анализ с такой характеристики, как целенаправленность. Целенаправленность критического мышления выражается в подчиненности всего процесса достижению цели. Термин «целенаправленность» характеризует действие в предположении, что цель его известна или может быть установлена. «Цель - это продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации к действию» [13, с. 504]. Критическое мышление обычно помимо одной общей цели имеет несколько подцелей, разрешение каждой из которых в совокупности приводит к достижению общей цели.

Термин «аналитичность» используется для обозначения присутствия аналитического

исследования или анализа в каком-либо процессе (в нашем случае - в процессе критического мышления). В самом общем смысле анализ - «это операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека» или «разложение на составляющие с целью понимания сути процесса» [14, с. 24]. Здесь следует уточнить, что данные, полученные в ходе аналитического исследования, служат материалом для постановки подцелей критического мышления.

Аналитическая составляющая критического мышления органично присутствует на всех его этапах и позволяет отслеживать происходящие изменения, а также выявлять ошибки и неточности, что напрямую связано с успешностью критического мышления.

Однако критическое мышление может содержать ошибки, возникшие в ходе анализа исходных данных, обнаружение которых, в свою очередь, возможно путем анализа процесса критического мышления. При этом возможность возникновения ошибок и пути преодоления их последствий должны изначально предусматриваться в процессе критического мышления. За исправление последствий ошибок и учет изменения обстоятельств, возникающих в процессе критического мышления, отвечает логичность.

Логичность проявляется в оценке причинно-следственных связей, степени сопряжения между отдельными элементами процесса мышления, соответствия между этапами решения проблемы и различными операциями. «Логичность - это точность, согласованность и аргументированность процесса мышления» [15, с. 81]. Согласование осуществляется на основе некоторых критериев: оценивается ясность и прозрачность мышления, уместность отдельных действий и операций, обращается внимание на правильность и завершенность мыслительной деятельности.

Логичность присутствует на каждом этапе критического мышления, позволяя сохранить его структуру, она отвечает за определение порядка разрешения поставленных задач, за согласованность этапов этого процесса и за его коррекцию, теснейшим образом связана с такой характеристикой, как рациональность.

Таблица 1

Характерные черты критического мышления

Автор Определение критического мышления Наиболее характерные черты

Р. Пол Критическое мышление - это организованное, рациональное, самонаправленное (рефлексивное) мышление, которое умело преследует цель мышления в некоторой сфере знаний или интересов человека Организованность, рациональность, рефлексивность, целенаправленность

Б. Бейер Критическое мышление - это способ оценки аутентичности, ценности или точности чего-либо Аналитичность, целенаправленность

Д. Клустер - критическое мышление есть мышление самостоятельное; - информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; - критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; - критическое мышление стремится к убедительной аргументации; - критическое мышление есть мышление социальное Проблемность, социальная направленность, логичность, аргументированность

Е.В. Волков Критическое мышление как мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке и принятии решений» Логичность, целенаправленность, аналитичность, прогностичность

М. В. Кларин Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять Рациональность, рефлексивность, целенаправленность, организованность

Дж.А. Браус Д. Вуд Критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление - это поиск здравого смысла: объективные и логичные поступки должны соотноситься как со своей точкой зрения, так и с учетом других мнений. Критически мыслить - значит уметь отказываться от собственных предубеждений Рефлексивность, организованность, логичность, целенаправленность

Д. Халперн Критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата Организованность, целенаправленность

Г.Ф. Сорина Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта Рефлексивность, аналитичность, логичность, практичность

И.Н. Брюшинкин Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям Логичность, целенаправленность, аналитичность

Т.Ф. Ноэль-Цигульская Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления Рефлексивность

Рациональность критического мышления способствует предотвращению субъективности при принятии определенных решений в рамках поставленной задачи. Она ориентирует его на объективность и подчеркивает ответственность за выбор путей принятия решений.

Рациональность в общем смысле понимается как присущее субъекту универсальное средство организации деятельности, это «точный расчет адекватных средств для данной цели», «наилучшая адаптированность к обстоятельствам», «логическая обоснованность правил деятельности» [14, с. 167]. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью. Рациональность тесно связана с развернутостью критического мышления, его структурностью и полнотой. В процессе критического осмысления рациональность отвечает за необходимость и уместность того или иного интеллектуального процесса или операции. В рациональности проявляется подчиненность критического мышления определенным правилам, с этой позиции оцениваются отдельные его этапы, их сообразность для решения поставленной задачи.

Критическое мышление в ориентации на организованность направлено на оценку мышления с позиции его завершенности и целостности, системной построенности. Организованность, как и логичность и рациональность, присутствует на всех этапах критического мышления. В самом общем смысле организованность «представляет собой внутреннюю упорядоченную совокупность, согласованность функционального взаимодействия некоторого множества относительно дифференцированных и автономных элементов как единого целого в рамках определенных условных границ» [16, с. 213].

Организованность связана с определением этапов критического мышления, их содержанием и ходом реализации. Очередность выполнения и взаимосвязь этих этапов обусловливается общей логикой, применяемой в процессе критического мышления. Определение используемых в процессе критического мышления для достижения поставленных целей механизмов и средств осуществляется с позиции рациональности. Организован-

ность имеет определенные границы, которые устанавливаются исходя из целей критического мышления. Контроль соблюдения этих границ и возникающих ошибок и неточностей производится посредством анализа каждого этапа критического мышления т. к. оно должно оставаться целенаправленным, т. е. конечным его результатом должно стать достижение основной, главной цели. Поэтому организованность критического мышления должна строиться на основе гибкости к изменениям, сохраняя при этом общую направленность. Этому способствует такая составляющая, как рефлективность.

Л.С. Выготский подчеркивал значение рефлексивности как конструирующей характеристики сознания, указывая, что последнее возникает лишь с появлением самосознания. «Цели рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты мыслительной деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты» [17, с. 40]. То есть рефлексия - это обращение к опыту мыслительных операций индивида, который служит основой для критического мышления. Чем многообразней мыслительный опыт индивида, тем развитей его рефлексивные способности и больше вероятность нахождения наиболее целесообразных, рациональных путей, средств и методов, применяемых в процессе критического мышления. Поэтому от развитости рефлексивных умений индивида зависит построение и результативность процесса критического мышления. Здесь существует и «обратная связь», т. е. рефлексивные способности не только используются в ходе критического мышления, но и изменяются, развиваются.

Содержание характеристик критического мышления указывает на ту область, в которой оно является наиболее применимым и важным, а именно на область различных исследований, выработки и принятия решения, планирования успешной деятельности, разрешения задач различной этимологии и направленности, формирования собственного объективного мнения. Это позволяет нам констатировать, что в рамках выделенных выше компетенций студентов гуманитарных специальностей развитие критического мышления может способствовать развитию компетенций групп деятельности и познавательной деятельности.

Вместе с тем важно учитывать, что основой любой компетенции являются знания, умения и навыки, многие из которых имеют универсальный характер. Важность принятия решения, выработки собственного мнения, разрешения проблемы - это то, с чем любой человек сталкивается практически во всех областях своей жизни. Поэтому развитие критического мышления может быть отнесено и к компетенциям, связанным с самосовершенствованием, т. к. оно способно помочь в вопросах, касающихся саморегулирования и планирования развития собственной личности, а в его развитом состоянии становится одним из качеств личности.

Также наличие критического мышления студентов гуманитарных специальностей может положительно повлиять на развитие компетенций социального взаимодействия благодаря тому, что у его носителя возрастает стремление и умение быть объективным, что положительно влияет на разрешение конфликтов, установление адекватных межличностных взаимоотношений. Усовершенствования личности, связанные с развитием критического мышления, могут привести не к усвоению общечеловеческих ценностей, а к их пониманию и принятию, что, в свою очередь, является залогом формирования положительной устойчивой личности. Поэтому развитие критического мышления положительно влияет и на компетенции ценностносмысловой ориентации в мире.

Таким образом, мы можем констатировать, что наличие критического мышления у студентов гуманитарных специальностей в общем имеет важное значение для формирования всех основных компетенций этого направления подготовки специалистов, а также связанных с ними характеристик этого направления профессиональной подготовки. Следовательно, развитие этого вида мышления среди студентов гуманитарных специальностей должно иметь место в процессе их профессиональной подготовки, что может быть осуществлено через разработку и внедрение специального интегративного курса.

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Мн., 1978.

2. Мухаметзянова Ф.Г., Бисерова Г.К., Яруллина А.Ш. Интеграция личностных и профес-

сиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста // Интеграция образования. 2006. № 4.

3. Саксонова Ю.И. Формирование профессио-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нальных компетенций будущего специалиста // Формирование личности в условиях социальной нестабильности. URL: http://

econf.rae.ru/article/3619. Загл. с экрана.

4. Архипова О.В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2 (19).

5. Шеина И.М. Гуманитарное образование в современном обществе // Аккредитация образования. URL: http: //akvobr.ru/gumanitamoe _obrazovanie_v_sovremennom_obshestve.html. Загл. с экрана.

6. Запесоцкий А. С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 2.

7. Шор Ю.М. Гуманитарность культуры и проблема российской самобытности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. М., 2007.

8. Чернушенко В.А. Гуманитарная культура -между прошлым и будущим // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. СПб., 1996.

9. Вербицкая Л.А. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование России. 1996. № 1.

10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2005.

11. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 3 (83). С. 116-122.

12. Макарова Л.Н., Голушко Т.К. Технология формирования компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей в вузе // Педагогическая информатика. 2005. № 4. С. 46-55.

13. Спиноза Б. Избранные произведения: в 2 т. М., 1957. Т. 1.

14. Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова. М., 1950.

15. Ивин А.А. Логика. М., 1996.

16. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. М., 1954.

17. Огурцов А.П. Новая философская энциклопедия: в 5 т. М., 2001. Т. 3.

Поступила в редакцию 12.04.2013 г.

UDC 167

FEATURES OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS OF HUMANITIES

Anna Valeryevna KOROLEVA, Tambov State University. named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer, of General Education and Educational Technology Department, e-mail: [email protected]

The article analyzes the specifics of the humanities, identifies their main characteristics and key competencies, formed of given specialties students. The components of critical thinking, taking into account individually-typological characteristics of students in the humanities are specified. A relationship between the development of critical thinking and identified competencies is stated.

Key words: humanitarian education; students of humanities specialties; competence approach; competences; individual-ly-typological features; critical thinking.

УДК 371.93

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ПОВТОРНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

© Ольга Алексеевна ДОРОЖКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и семейной педагогики, e-mail: [email protected] © Татьяна Валерьевна ХРОМОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]

Основное внимание в статье уделено компетентностной направленности социально-педагогической деятельности в условиях Центров временного содержания несовершеннолетних преступников. Анализируются условия социально-педагогической профилактической работы, одним из которых является компетентностная направленность деятельности.

Ключевые слова: профилактика; несовершеннолетние правонарушители; социально-педагогическая деятельность; центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Как отмечалось в материалах «Стратегии модернизации содержания общего среднего образования», социальная компетентность является понятием более высокого смыслового ряда по сравнению с понятиями «знания, умения, навыки». Оно включает не только когнитивную (знаниевую) составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, результаты обучения и воспитания, в т. ч. и социального, систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.

Отметим важную для нас позицию о том, что все компетентности социальны по своему содержанию, т. к. они вырабатываются, формируются и проявляются в социуме, и

структура социальной компетентности включает:

- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

- владение знанием предметного содержания компетентности (когнитивный аспект);

- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно -смысловой аспект, выступающий и как мотивационный);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.