Научная статья на тему 'Проблемные аспекты сформированности критического мышления студентов гуманитарных специальностей'

Проблемные аспекты сформированности критического мышления студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОЭФФИЦИЕНТ ПИРСОНА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ МАТРИЦЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ПЛЕЯДЫ / CRITICAL THINKING / STUDENTS OF HUMANITIES / PROBLEMATIC ASPECTS / RATES / LEVELS OF FORMATION / STATISTICAL ANALYSIS / COEFFICIENT OF PEARSON / CORRELATION MATRICES / CORRELATION GALAXY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна, Кузьмин Роман Игоревич

Представлена методика оценки уровней сформированности критического мышления студентов гуманитарных специальностей. Дан качественный и количественный анализ полученных результатов, с помощью статистического анализа выявлена взаимосвязь показателей исследуемого феномена, рассмотрены проблемные аспекты развития критического мышления студентов-гуманитариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Анна Валерьевна, Кузьмин Роман Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF FORMATION OF CRITICAL THINKING OF HUMANITIES STUDENTS

The methodology to assess the levels of formation of critical thinking of humanities students is provided. The qualitative and quantitative analysis of the results obtained by statistical analysis revealed the relationship of indicators of the phenomenon, problematic issues of critical thinking of students in the humanities are presented.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты сформированности критического мышления студентов гуманитарных специальностей»

УДК 167

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ1

Анна Валерьевна КОРОЛЕВА

рсударственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, екая Федерация, кандидат педагогических наук, р^^йаватель кафедры общей педагогики и образовательных ехц§логий, e-mail: [email protected] оман Игоревич КУЗЬМИН

ал Российской академии народного хозяйства ¡Службы при Президенте РФ, г. Тамбов, андидат педагогических наук, доцент кафедры е-тпай: [email protected]

й Тамбов4к осударстк Федера] мики и ф

Представлена мё гуманитарных специаль с помощью статистической

вценки уров" i^ä&H качестве) : выявлена

смотрены проблемные аспекта

Ключевые слова: критичес; аспекты; показатели; уровни сформ реляционные матрицы; корреляционн]

рованности критического мышления студентов и количественный анализ полученных результатов, ¿шязь показателей исследуемого феномена, рас-

Эффектнвность развития критичеаЛго мышления как преподавателей, так и студен-, тов зависит в первую очередь от наличия у них индивидуально-типологических особенностей, влияющих на формирование составляющих данного вида мышления: способности произвольно управлять собственными мыслительными процессами, умения работать с понятиями и умозаключениями, независимости, строгости и логичности суждений, готовности к аналитической, прогностической деятельности, проблемному видению, поиску альтернативных форм решения поставленных задач [1-4]. 1

Конкретизируя понятие «критическое мышление студентов гуманитарных вузов», рассмотрим его как профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий рефлексивно-аналитическую позицию будущего специалиста, проявляющийся в видении и анализе проблемных аспектов взаимодействия системы «человек-социум», оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач, готовности к отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений.

[я критическшжмышления студентов-гуманитариев.

,ение; студЩты гумарйтарных специальностей; проблемные статисщ(^ский аиализ; коэффициент Пирсона; кор-

црследование по выявлению развития критического ^гуманитарных вузов "стуЛ^гов (выборка - 320

амбовского госу-имени Г.Р. Дер-ьная педаго-

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-36-01024.

че. даре жавина' гика»), верситета ( Российского г ского университ (специальность «и£ второго курса обус. мя начинается изучение Щока предметов, это дает возможн развития критического мышле' на имеющиеся у студентов про ные знания, закреплять их и придав тическому мышления профессион направленность.

В ходе проведенного анализа критического мышления студентов гуманитарных специальностей нами был выделен ряд присущих ему характеристик: логичность, организованность, аргументированность, рефлексивность, аналитичность, целенаправленность [4]. Так как они составляют основу критического мышления, то на основе этих характеристик нами были сформулированы

следующие показатели развития критического мышления: наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельность; способность к самоанализу и саморазвитию; наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем; владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; установление причинно-следственных связей между различными явлениями;

способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей. Каждый показатель мы проверяли несколькими методиками, что позволило получить более достоверные данные. В соответствии с выделенными показателями были выявлены уровни развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: пассивный, поисковый, прогрессивный. Взаимосвязь показателей и уровней с характеристиками критического мышления графически представлена на рис. 1.

Характеристики Показатели развитости Уровни

критического критического мышления

мышлении социального педагога

Целенаправленность

Логи чность

Рефлексивность

Организованность

.Аналитичность

Рациональность

Рис. 1. Соотношение характеристик, показателей и уровней развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей

Для определения количественных уровней проявления каждого показателя в качестве базовых методик мы использовали анкетирование, тестирование, беседу, экспертную оценку, ранжирование, которые дополнялись и уточнялись с помощью дополнительных методик: прямое, косвенное, длительное педагогическое наблюдение, включенное наблюдение при посещении занятий, массовых мероприятий студентов, анализ продуктов учебной деятельности и успеваемости респондентов. Для получения репрезентативных данных мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качестве которых выступали преподаватели специальных дисциплин.

Нами была использована трехбалльная шкала, согласно которой студентам, показавшим высокие результаты по всем проводимым методикам в рамках выявления уровня развития одного показателя, присваивалось 2 балла, что соответствует прогрессивному уровню, при частичном проявлении показателя - 1 балл, что соответствует поисковому уровню, при отсутствии проявления показателя - 0 баллов - пассивный уровень. Соответственно, при этом студенты, суммарно набравшие от 0 до 3 баллов по всем показателям, находятся на пассивном уровне развития критического мышления, от 4 до 10 баллов - на поисковом и от 11 до 14 баллов -на прогрессивном уровне развития критического мышления.

Проверка наличия умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности посредством проведения методик: «Организованный ли вы человек?», «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей», а также с учетом характеристик, данных преподавателями, занимающимися с этой группой студентов, дала следующие результаты. На пассивном уровне находятся 31,25 % студентов, у 46,88 % данный показатель соответствует поисковому уровню, прогрессивный уровень развития данного показателя присущ 21,88 %.

В процессе проверки уровня развития способностей к самоанализу и саморазвитию посредством методик: «Опросник самоактуализации», «Уровень субъективного контроля», «Опросник Стефансона» нам удалось выяснить, что 37,50 % студентов присущ пассивный уровень развития данного показателя, 50 % обнаружили поисковый

уровень, 12,50 % находятся на прогрессивном уровне.

При определении уровня развития такого показателя, как «наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем», используя методики: «Тест на адекватность оценки», «Исследование уровня субъективного контроля», «Методика изучения уровня внимания», мы установили, что 9,37 % находятся на прогрессивном уровне развития данного показателя, поисковый уровень обнаружен у 37,50 % студентов, пассивный уровень у 53,13 %.

Определяя уровни владения умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками, мы, помимо использования методик «Компьютерная грамотность», «Тест коммуникативных умений Михельсона», «Определение словесно-логического мышления», попросили преподавателя дисциплины «Аудио и визуальные технологии обучения» заполнить лист-характеристику на каждого члена этой студенческой группы, что дало нам дополнительную информацию об уровне ме-диаграмотности студентов. Листы-характеристики подобного плана были заполнены и преподавателями, читающими курсы по дисциплинам предметной подготовки, также мы провели опрос среди студентов на предмет выяснения того, какими источниками информации они пользуются при подготовке к занятиям. Полученные данные позволили нам выяснить, насколько успешно студенты работают именно с профессионально-ориентированной информацией. Анализ полученных данных показал, что 28,12 % студентов находятся на прогрессивном уровне развития данного показателя, 40,63 % студентов имеют поисковый уровень, у 31,25 % респондентов выявлен пассивный уровень.

Выявление уровня способностей к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций («Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач», «Методика сравнения понятий», «Методика для проверки логического мышления») показало, что большая часть студентов, а именно 56,25 %, имеют пассивный уровень, поисковый уровень был выявлен у 37,50 %, и 6,25 % находятся на прогрессивном уровне.

Для выявления того, насколько студенты способны к установлению причинно-следственных связей между различными явлениями, нами был использован комплекс методик «Выделение существенных признаков», «Тест на способности к классификации и анализу», «Сложные аналогии», также мы воспользовались результатами теста «Методика для проверки логического мышления», используемого и для выявления уровня развития показателя «способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций». Нам удалось установить, что 50 % студентов находятся на поисковом уровне, 34,37 % - на пассивном и 15,63 % - на прогрессивном.

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей, как показали результаты, полученные посредством проведения методик: «Методика изучения ригидности мышления», «Методика исследования активности мышления», «Креативность», на прогрессивном уровне

присуща 6,25 % студентов, пассивный уровень развития данного показателя характерен для 43,75 %, поисковый уровень присущ 50 %.

Графическая интерпретация полученных данных по показателям развития критического мышления студентов представлена на рис. 2.

Так как все показатели равнозначны и улучшение степени выраженности каждого показателя приводит к улучшению развития критического мышления в целом, то для определения уровня развития критического мышления мы использовали среднюю арифметическую. Используя данный тип нахождения средних величин, мы получили процентные показатели по исходному уровню развития критического мышления студентов (табл. 1).

Анализ результатов пилотажного исследования, в ходе которого была проведена диагностика уровня развития показателей критического мышления студентов, показал, что большинству студентов (44,64 %) присущ поисковый уровень развития.

Ь» I I I

•——--—-:-:-—:-:-—ш-

" "Г*

1_1 15,63 43,75

ьл. к."1 Ьл. к."

50

25

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

Установление причинно-следственных связей между различными явлениями

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций

Владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и

ее источниками

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых

проблем

Способность к самоанализу и саморазвитию

Умения планировать и организовывать учебно-профессиональную деятельность

■Прогрессивный ^Поисковый ППассивный 0 10 20 30 40 50 60 Рис. 2. Исходный уровень развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей

53,13

Сравнив полученные результаты развития исходного уровня критического мышления студентов гуманитарных специальностей, мы сделали следующие выводы:

- во-первых, малое число студентов находится на прогрессивном уровне развития критического мышления;

- во-вторых, у студентов еще не сформированы профессионально-значимые знания, умения и навыки, поэтому в процессе их приобретения возможна положительная динамика повышения уровня развития некоторых показателей;

- в-третьих, т. к. большинство студентов находятся на поисковом уровне развития критического мышления, то целенаправленный процесс формирования у них этого вида мышления должен быть успешным.

Учитывая возможности корреляционно-регрессионного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований [5], мы проанализировали взаимосвязь показателей исследуемого феномена, для чего использовали формулу Пирсона

I( x- х ) ■( У- y )

r = —^^-

v vi (»I -»)2 ■ (y* - у)2

и встроенный пакет статистического анализа Microsoft Excel 2007, вычислили коэффициенты корреляции показателей развития критического мышления и построили для них корреляционную матрицу (табл. 2).

На основе данных матриц мы построили корреляционные плеяды на уровне значимости 0,05 (рис. 2).

Анализируя корреляционную матрицу, мы можем сделать следующие выводы:

- большинство показателей (9) взаимосвязаны умеренно: умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (r = 0,61); умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций

(г = 0,67); умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и установление причинно-следственных связей между различными явлениями (г = 0,54); умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (г = 0,57); способность к самоанализу и саморазвитию и наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем (г = 0,68); способность к самоанализу и саморазвитию и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (г = 0,60); способность к самоанализу и саморазвитию и способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (г = 0,63); наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (г = 0,53); способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций и способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (г = 0,60);

- тесные корреляционные связи (5) обнаружены у таких показателей, как умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и способность к самоанализу и саморазвитию (г = 0,87); умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем (г = 0,70); способность к самоанализу и саморазвитию и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,77); наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,77); владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,70).

Таблица 1

Исходные уровни показателей развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей

Показатели развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей Уровни развития показателей (%)

Пассивный Поисковый Прогрессивный

Умение планировать и организовывать учебно-профессиональную деятельность 31,25 46,88 21,88

Способность к самоанализу и саморазвитию 37,50 50,00 12,50

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем 53,12 37,50 9,38

Владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками 31,25 40,62 28,12

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций 56,25 37,50 6,25

Установление причинно-следственных связей между различными явлениями 34,38 50,00 15,62

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей 43,75 50,00 6,25

Итого: 41,07 44,64 14,29

Таблица 2

Корреляционная матрица исходного уровня развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей

X1 х2 хЗ х4 х5 хб х7 у

х1 * 1.00

х2 * 0.8- 1.00

хЗ и- 0.-0 0,6$ и- 1.00

х4 ¿1 0,61 Я 0,60 0.53 -о- 1,00

х5 0.67 0.77 0,77 * 0.70 О 1.00

хб 0.54 0.4? 0.44 0.41 0.45 1,00

х7 0.5- 0.63 0.46 0.-15 ¿А 0.60 0.36 * 1.00

V 0.89 0.89 * 0.81 -Й- 0,-8 0.в8 0.65 * 0.-1 -0- 1,оо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифрами обозначены показатели: х1 - умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; х2 - способность к самоанализу и саморазвитию; х3 - наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем; х4 - владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; х5 - способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; х6 - установление причинно-следственных связей между различными явлениями; х7 - способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей; у - критическое мышление.

- слабая связь (от 0,05 до 0,49);

- умеренная связь (от 0,50 до 0,69);

- тесная связь (от 0,70 до 1,00)

Рис. 2. Корреляционная плеяда исходного состояния показателей развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей на уровне значимости 0,05

Однако для выявления условий развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей нам в первую очередь интересны слабые связи между показателями: установление причинно-следственных связей между различными явлениями (5 слабых связей); способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (3 слабых связи); владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (2 слабых связи); наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем (2 слабых связи); способность к самоанализу и саморазвитию (1 слабая связь); способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (1 слабая связь).

Исходя из полученных данных, мы установили, что при развитии критического мышления студентов гуманитарных специальностей необходимо обратить особое внимание на развитие творческих, логических и аналитических способностей, умения их применения в различных учебно-профессиональных ситуациях.

1. Макарова Л.Н., Косенкова И.В. Аналитические способности как основа критического мышления студента технического профиля // Лрйкоуапе vedecke иоу1пку. Прага, 2013. С. 55-58.

2. Макарова Л.Н. Индивидуально-типологические особенности преподавателя вуза // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5. С. 267-272.

3. Кузьмин Р.И., Королева А.В. Индивидуальность как базовая категория в контексте лич-ностно-профессионального развития специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2013. С. 29-33.

4. Королева А.В. Особенности критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 7 (123). С. 148-156.

5. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Специфика корреляционно-регрессионного моделирования в рамках психо лого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 3. С. 10591067.

Поступила в редакцию 1.06.2013 г.

UDC 167

PROBLEMATIC ASPECTS OF FORMATION OF CRITICAL THINKING OF HUMANITIES STUDENTS

Anna Valeryevna KOROLEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer of General Pedagogics and Educational Technologies Department, е-mail: [email protected]

Roman Igorevich KUZMIN, First Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service at President of RF, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Economics and Finances Department, e-mail: [email protected]

The methodology to assess the levels of formation of critical thinking of humanities students is provided. The qualitative and quantitative analysis of the results obtained by statistical analysis revealed the relationship of indicators of the phenomenon, problematic issues of critical thinking of students in the humanities are presented.

Key words: critical thinking; students of humanities; problematic aspects; rates; levels of formation; statistical analysis; coefficient of Pearson; correlation matrices; correlation galaxy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.