Научная статья на тему 'Конструктивно-реализующий этап технологии развития критического мышления будущих социальных педагогов'

Конструктивно-реализующий этап технологии развития критического мышления будущих социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОНСТРУКТИВНО-РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП / CRITICAL THINKING / SOCIAL PEDAGOGUES / RATES OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT / TECHNOLOGY / CONSTRUCTING AND ACTUALIZING STAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна, Макарова Людмила Николаевна

В статье обоснована специфика развития критического мышления студентов будущих социальных педагогов. Подробно раскрыты две части конструктивно-реализующего этапа технологии. Обоснованы активные формы и методы, творческие задания, способствующие эффективному развитию критического мышления будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Анна Валерьевна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTING AND ACTUALIZING STAGE OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES

The article scrutinizes the specificity of critical thinking development of students future social pedagogues. Two parts of constructing and actualizing stage of technology are revealed. The active forms and methods, creative tasks, encouraging the effective development of critical thinking of future specialists, are established.

Текст научной работы на тему «Конструктивно-реализующий этап технологии развития критического мышления будущих социальных педагогов»

УДК 378

КОНСТРУКТИВНО-РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

© Анна Валерьевна Королева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социальной работы, e-mail: ANNA-VALEREVNAk@yandex.ru © Людмила Николаевна Макарова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных

технологий, e-mail: mako20@tamb.ru

В статье обоснована специфика развития критического мышления студентов - будущих социальных педагогов. Подробно раскрыты две части конструктивно-реализующего этапа технологии. Обоснованы активные формы и методы, творческие задания, способствующие эффективному развитию критического мышления будущих специалистов.

Ключевые слова: критическое мышление; социальные педагоги; показатели развития критического мышления; технология; конструктивно-реализующий этап.

Критическое мышление социального педагога понимается нами как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности социальнопедагогической деятельности, характерными особенностями которого являются аналитичность, логичность, организованность и рефлективность, специфически проявляющиеся при творческом решении профессиональнозначимых задач [1]. Предполагаемым результатом реализации разрабатываемой технологии является динамика показателей критического мышления студентов и, в конечном итоге, увеличение числа будущих специалистов с поисковым и прогрессивным уровнями сфор-мированности данного вида мышления.

Цель конструктивно-реализующего

этапа заключалась в применении данной технологии к конкретной группе студентов 2 курса очного отделения специальности «социальная педагогика» Института педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Для удобства рассмотрения мы разделили рассматриваемый этап на две части.

В I части рассмотрим план и содержание факультативного курса «Развитие критического мышления социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе», а также используемые в нем формы и методы работы со студентами. Каждое занятие этого курса имеет структуру, состоящую из трех стадий.

1. Вызов. Происходит постановка темы изучения и обращение к имеющимся у студентов знаниям по данной теме. Главной целью данной стадии является побуждение и мотивация студентов на активное участие в процессе занятий.

2. Осмысление. Получение студентами новых знаний, пополнение уже имеющихся, анализ и интерпретация, творческая переработка получаемой информации. Целью этой стадии является проработка поставленной темы, причем она должна происходить при активном участии студентов.

3. Рефлексия. Обращение к собственному опыту с целью его перестройки в связи с получением новой информации. Эта стадия нацелена на включение полученной информации в личный опыт студентов, что обеспечит понимание и увеличение доли остаточных знаний, полученных на занятии.

Основными задачами курса являются: формирование у учащихся представления о том, что такое критическое мышление, каковы его особенности и сферы применения, каким образом уровень его развития влияет на успешность учебной, профессиональной деятельности и каким образом целесообразно развивать данный вид мышления.

С целью увеличения доли остаточных знаний студентов по изучаемому курсу мы выбрали следующие формы и методы обучения: лекция, лекция-беседа, творческое задание, дискуссия, игра, конспект, упражнение [2]. Также в конце каждого заня-

и в процессе непосредственного изучения темы на стадии осмысления для поддержания активного отношения к лекции, а также на стадии рефлексии для уточнения понимания студентами излагаемого материала.

Практические занятия разработанного факультативного курса были спланированы так, что каждое из них содержало объединенные в блоки методы, направленные на развитие определенных показателей сформи-рованности критического мышления будущих социальных педагогов (табл. 1).

Стоит подчеркнуть, что такое разделение методов на блоки несколько условно, т. к. каждый из них оказывает влияние на развитие сразу нескольких показателей сформиро-ванности критического мышления будущих социальных педагогов.

Так как успешность развития критического мышления в большей степени зависит от мотивированности на это самого студента, то значительное внимание при разработке нашей технологии было уделено самостоятельной работе будущих социальных педагогов, под которой мы понимаем работу студентов над домашним заданием. Следует отметить тот факт, что половина времени, отводимого стандартом и учебными планами

Таблица 1

Блоки методов, направленных на развитие критического мышления будущих социальных педагогов

Показатели сформированности критического мышления Блоки методов, направленных на развитие критического мышления

Установление причинно-следственных связей между различными явлениями - «Мост»; - «Утерянное звено»; - «Круговая порука»

Способность к самоанализу и саморазвитию - «Я понимаю, если...»; - «Мой путь»; - ««Я реальное»-«Я идеальное»»

Наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности - «Организуй меня»; - «Компания»; - «Мой рабочий день»

Владения умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками - «Инсерт»; - «Синквейн»; - «Расскажите пожалуйста»

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем - Стратегия решения проблемы «Идеал»; - «Внимание! Ошибка!»; - «Как ничего не потерять?!»

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей - «Вот незадача!»; - «Невероятно нелепый план»; - «А если так?»

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций - «ЧП»; - «Ситуация»

тия студенты заполняли разработанную нами рефлексивную таблицу «Сегодня я узнал».

В процессе изучения теоретических вопросов, касающихся сущности критического вида мышления, его значения для успешности учебной, профессиональной и бытовой жизни, путей и способов его развития на стадии осмысления для фиксации основных важных моментов, т. н. «контрольных точек», мы использовали метод конспектирования. Так как студенты второго курса уже имеют базовые знания по психологии, то при изучении теоретического материала курса нам удалось не только сэкономить время аудиторной работы, но и с первых же занятий мотивировать их на самостоятельное обучение.

В начале каждого лекционного занятия на стадии вызова, после озвучивания темы и анализа имеющихся по ней знаний, мы проводили обсуждения, целью которых было совместное со студентами составление плана изучения данной темы. Таким образом, у студентов развивались не только умения логично планировать процесс познания, рационально его организовывать, но и доказывать правильность сделанного ими выбора, что побуждало их к самостоятельности мышления. Помимо этого обсуждение проводилось

специальностей на изучение дисциплины, -это самостоятельная работа, что нацеливает студентов на самостоятельность и необходимость планирования собственного, внеучеб-ного времени. При этом также важно отметить, что никакой материал не усваивается так прочно, как тот, с которым студент работал самостоятельно.

Для самостоятельной работы студентам задавались следующие задания: «список литературы», «синквейн», «ситуация», «мой рабочий день», «я понимаю, если.», «критическое мышление - это .».

Многие из этих заданий являлись частью практических занятий. Главной целью большинства из них была активизация творческого потенциала будущих социальных педагогов. Приведем несколько примеров использования данных заданий.

«Критическое мышление - это.». Цель данного задания - выявить степень понимания понятия «критическое мышление». Здесь студентам предлагалось наглядно изобразить в виде рисунка, таблицы, коллажа и пр. как они воспринимают понятие «критическое мышление». Затем нами было проведено обсуждение, в ходе которого каждый из авторов комментировал свою работу и отвечал на вопросы аудитории.

Творческое задание «Мой рабочий день» заключалось в моделировании студентами условий и задач рабочего дня социального педагога, составлении и реализации плана их выполнения. Так как студенты еще не занимаются практической профессиональной деятельностью, то это задание позволило им не только представить и смоделировать эту деятельность, но и рефлексивно сопоставить свои знания, умения и навыки с необходимыми для ее успешного выполнения. Это задание выполнялось во внеурочное время, затем зачитывалось и обсуждалось в аудитории. Посредством выполнения данного задания у студентов вырабатывались умения анализировать, составлять перспективные планы и оценивать их.

По итогам этих заданий проводились дискуссионные обсуждения, устраивались выставки студенческих работ, которые, кроме эстетической функции, способствовали повышению уверенности авторов в себе, пробуждали интерес у студентов других курсов и других факультетов. Также студентам

предлагалось разработать новые или адаптировать имеющиеся упражнения, нацеленные на развитие критического мышления, но в качестве необязательных заданий.

Следует отметить, что описанные выше примеры использования методов развития критического мышления являются не единственными. При первоначальном их применении студенты, как правило, проявляли низкую степень активности, что можно объяснить столкновением с новыми для них формами работы, неуверенностью в собственных силах, стеснением в высказывании собственной точки зрения. Однако при последующем их использовании мы отметили значительное повышение активности студентов, что свидетельствует о положительной динамике как в плане развития у данной группы студентов важных для развития критического мышления умений и навыков работы с профессионально-ориентированной информацией, так и готовности к диалогичному общению с условием уважительного отношения к любому высказываемому мнению.

Рассмотрим II часть конструктивно-реализующего этапа нашей технологии, заключающуюся в использовании методов развития критического мышления в процессе получения студентами специальных профессионально-важных знаний, умений и навыков.

Руководствуясь тем, что помимо развития критического мышления, используемые нами методы должны способствовать усвоению и закреплению специальных знаний, умений и навыков, для введения этих методов мы выбрали не только профессиональноориентированные учебные дисциплины, но и отдельные темы в них (табл. 2). Подчеркнем, что внесенные нами изменения не сократили времени, отводимого на приобретение этих знаний, умений и навыков, а модифицировали процесс их передачи и получения.

В этой части работы по формированию критического мышления будущих социальных педагогов мы уделили больше внимания их творческому развитию. Это обусловлено тем фактом, что уровень развитости креативности в значительной степени влияет на повышение качества разрешения профессиональных задач специалистом [3]. Используемые творческие задания имеют две основные цели: повышение качества усвоения изученного материала посредством его творческой

Таблица 2

Примерное распределение введения методов способствующих развитию критического мышления будущих социальных педагогов, в учебные дисциплины

Учебная дисциплина Учебный семестр Тема, выбранная для внедрения элементов развития критического мышления Используемые методы и приемы

Социальная педагогика 3 Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности «Инсерт», «Мост», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

3 Социализация как социально-педагогическое явление Творческое задание «Визуализация», «Как ничего не потерять!?», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

3 Механизмы и факторы социализации «Синквейн», автобиографический рассказ «Моя социализация», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

4 Социальная педагогика как теория социального воспитания «Компания», «Инсерт», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

4 Социально-педагогическая виктимология «Ситуация», «Мост», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

5 Содержание и методика социально-педагогической работы «Мой рабочий день», «Внимание! Ошибка!», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

5 Социально-педагогическое исследование «Исследователи», «А если так?», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

История социальной педагогики 6 Основные истоки социальной педагогики «Инсерт», творческое задание «Древо социальной педагогики», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

6 Социально-педагогические идеи Я.А. Ко-менского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци Творческое задание «Герб», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Воспитание и общество в понимании П. Наторпа Творческое задание «Антипод», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Социально-педагогические идеи в России в конце XIX - начале XX в. Творческое задание «Герб», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Основные тенденции развития социальной педагогики на рубеже XX-XXI вв. Критический анализ «Социальная педагогика сегодня», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Методология и методы психологопедагогических исследований 7 Компоненты научного аппарата психологопедагогического исследования «Утерянное звено», «Ситуация», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Классификация методов психолого-педаго-гического исследования Творческое задание «Визуальный образ», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Структура и логика проведения психологопедагогического исследования «Организуй меня», «Исследователи», «Как ничего не потерять», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Этапы исследования. Психолого-педагоги-ческий диагноз и прогноз «Внимание! Ошибка!», «Утерянное звено», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Методика и технологии работы социального педагога 7 Профессиональный статус социального педагога «Компания», «Синквейн», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Этика социального педагога Критический анализ «Этические нормы социально-педагогической деятельности», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Педагогическая рефлексия и совершенствование профессиональной деятельности социального педагога «Мой путь», ««Я реальное»-«Я идеальное»», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Социальная дезадаптация подростков «Ситуация», «А если так?», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

8 Семья как объект социально-педагогической деятельности Критический анализ «Актуальные проблемы семей в России сегодня», творческое задание «Семейный портрет», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

8 Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения «Вот незадача!», «Внимание! Ошибка!», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

8 Социально-педагогическая деятельность по реабилитации несовершеннолетних осужденных Критический анализ «Проблема подростковой преступности», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Социально- педагогические исследования: актуальные проблемы 9 Современное состояние теории и практики социальной педагогики «Инсерт», творческое задание «Визуализация», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

9 Пути и перспективы развития социальной педагогики Критический анализ «Пути и перспективы развития социальной педагогики», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

переработки и повышение уровня сформиро-ванности некоторых показателей развитости критического мышления (табл. 3).

Рассмотрим в качестве примеров несколько заданий. Творческое задание «Визуализация» заключалось в том, что студентам в аудитории было предложено, разделившись на группы по несколько человек, визуально представить тему занятия, причем это представление могло иметь различные формы (рисунок, таблица, сценка и пр.). Данное задание нами использовалось как в качестве задания, выполняемого в аудитории, так и в качестве домашнего задания. Например, на одном из занятий студентам было дано задание наглядно изобразить такой процесс, как социализация, в результате чего студенты не только рефлексивно оценили собственное понимание этого процесса, творчески его переработали, но и, участвуя в обсуждении работ, смогли скорректировать как собственное понимание этого явления, так и других членов группы.

Творческое задание «Древо социальной педагогики» задавалось студентам в качестве домашнего задания. Студентам было предложено нарисовать дерево, символизирующее этапы становления и развития социальной педагогики, и составить письменное описание своего дерева. Посредством выполнения данного задания студенты смогли самостоятельно систематизировать имеющиеся у них знания об этапах становления социальной педагогики, а также дополнить их.

Выполняя задание «Герб», студенты должны были, изучив социально-педагогические идеи нескольких видных деятелей, составить гербы (по одному на каждую персоналию) из символов, которые у них ассоциируются с этими идеями. Также они составляли подробное описание по следующей схеме: название (например: «Герб социально-педагогических идей Я.А. Коменского»); краткое описание основных идей исследованной персоны; описание каждого символа, внесенного в герб; общий смысл герба. В процессе выполнения данного задания студенты не только ознакомились с социальнопедагогическими идеями различных деятелей, но и смогли рассказать о них другим членам группы.

Задание «Антипод» студенты выполняли во время аудиторного занятия, разделившись на несколько групп. Каждая из групп должна была составить описание, противоположное пониманию воспитания и общества П. Натор-па. После чего студенты зачитывали полученные «антиподы» и обсуждали каждый из них во время дискуссии, что способствовало лучшему пониманию идей этого деятеля.

«Критический анализ» представляет собой структурированный доклад, самостоятельно подготавливаемый студентами в качестве домашнего задания. Он состоит из следующих этапов: проведение анализа различных источников информации с целью получения данных, содержащих описание или оценку состояния теории и практики социальной педагогики в России (за последний год); точное описание источников анализируемой информации; представление и анализ различных мнений по данной проблематике; формулировка и изложение собственного мнения по данной теме. С данными докладами студенты выступали перед учащимися первого курса, отвечали на задаваемые из аудитории вопросы, после чего путем открытого голосования были выбраны лучшие докладчики.

Таким образом, развивая критическое мышление будущих социальных педагогов на занятиях по изучению специальных дисциплин, мы, опираясь на умения и навыки, сформированные и развитые у них в процессе факультативных занятий, постепенно повышали их уровень за счет усложнения и введения новых форм развития этих умений и навыков, в результате чего повышался и уровень развития критического мышления студентов.

Для включения в учебную практику студентов специальных профессионально-

ориентированных заданий, способствующих развитию критического мышления, нами были выбраны две практики «практика в школе» и «социально-педагогическая практика». т. к., во-первых, их содержание позволяет вносить новые элементы без создания перегрузки студентов заданиями, а во-вторых, время их проведения совпадает с реализацией первой и второй части конструктивно-реализующего этапа.

Таблица 3

Влияние творческих заданий на развитие показателей развитости критического мышления

Творческое задание Показатели развитости критического мышления

«Визуализация» наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей; установление причинно-следственных связей между различными явлениями

«Моя социализация» способность к самоанализу и саморазвитию; установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Древо социальной педагогики» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Герб» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Антипод» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Семейный портрет» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к решению нестандартных профессиональноориентированных ситуаций; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Критический анализ» владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; установление причинно'-следственных связей между различными явлениями

Так как во время прохождения практики студенты находятся вне вуза, то разрабатываемые задания были рассчитаны на самостоятельную работу, результаты которой представлялись после возвращения студентов к учебной деятельности в институте в ходе специально организованного занятия. Стоит отметить, что большая часть разработанных нами заданий содержала элементы творчества. Перечислим и опишем задания, подготовленные нами и выполненные студентами в процессе прохождения практики в школе.

Задание 1: разработать и провести занятие, направленное на ознакомление учащихся с понятием «критическое мышление». Форма отчета: предоставить план, описать ход и результаты проведенного занятия.

Задание 2: разработать несколько упражнений для развития критического мышления для той возрастной группы, с которой непосредственно работали на практике.

Задание 3: критически оценить собственную деятельность в процессе прохождения практики. Форма отчета: предоставить подробный анализ собственной деятельности.

Как показал анализ выполненных студентами работ, в целом с заданиями они справились хорошо, продемонстрировали свой творческий потенциал и более высокий, по сравнению с результатами, показываемыми в начале проведения работы по развитию у них критического мышления, уровень развитости аналитических, прогностических, логических умений и навыков.

При прохождении студентами социально-педагогической практики им предлагалось выполнить ряд заданий, направленных, главным образом, на формирование конкретно-профессионального критического мышления.

Задание 1: разрешить реальную профессионально-направленную проблему, с которой они столкнулись во время прохождения практики. Форма отчета: подробно описать

проблему, план, ход и результаты ее решения.

Задание 2: проведите критический анализ социально-педагогической документации и плана работы социального педагога, к которому вы были прикреплены для прохождения практики. Форма отчета: письменно изложите свой критический анализ.

Задание 3: критически оценив программу проходимой практики, предложите ряд изменений или дополнений, которые, на ваш взгляд, улучшили бы ее. Форма отчета: подробное описание процесса оценки программы практики и предлагаемых изменений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 4: проанализировав социальнопедагогические проблемы, с которыми работает социальный педагог учреждения (базы практики), определить наиболее актуальные среди них, выявить их причины, составить перспективный план снижения частоты их проявления. Форма отчета: письменное

оформление списка актуальных социальнопедагогических проблем и перспективного плана.

Сравнив результаты выполнения заданий первой и второй практики, учитывая при этом повышение уровня их сложности, мы можем сделать следующий вывод: у студентов повысился уровень развития критического мышления, они научились пользоваться им как при разрешении теоретических, так и практических вопросов. Это говорит о том, что главная цель нашей технологии развития критического мышления будущих социальных педагогов была достигнута.

1. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 3 (83). С. 116-122.

2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2004.

3. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. Тамбов, 2000.

Поступила в редакцию 30.07.2010 г.

UDC 378

CONSTRUCTING AND ACTUALIZING STAGE OF TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUES

Anna Valeryevna Korolyova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social Work Department, e-mail: ANNA-VALEREVNAk@yandex.ru

Lyudmila Nikolayevna Makarova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: mako20@tamb.ru

The article scrutinizes the specificity of critical thinking development of students - future social pedagogues. Two parts of constructing and actualizing stage of technology are revealed. The active forms and methods, creative tasks, encouraging the effective development of critical thinking of future specialists, are established.

Key words: critical thinking; social pedagogues; rates of critical thinking development; technology; constructing and actualizing stage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.