Научная статья на тему 'Показатели и уровни развития критического мышления будущего социального педагога'

Показатели и уровни развития критического мышления будущего социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1226
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПОКАЗАТЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRITICAL THINKING / SOCIAL PEDAGOGUE / RATE / DEVELOPMENT / LEVEL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Королева Анна Валерьевна

В статье обоснованы и подробно рассмотрены показатели развития критического мышления студентов будущих социальных педагогов. На основе данных показателей определены уровни развития исследуемого вида мышления: пассивный, поисковый и прогрессивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна, Королева Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATES AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUE

The article scrutinizes the development rates of critical thinking of students future social pedagogues. On the base of the rate data the levels of development of researched thinking type such as passive, search and progressive are determined.

Текст научной работы на тему «Показатели и уровни развития критического мышления будущего социального педагога»

УДК 378.14

ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

© Людмила Николаевна Макарова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных

технологий, e-mail: mako20@tamb.ru © Анна Валерьевна Королева Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, ассистент кафедры общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: ANNA-VALEREVNA@yandex.ru

В статье обоснованы и подробно рассмотрены показатели развития критического мышления студентов - будущих социальных педагогов. На основе данных показателей определены уровни развития исследуемого вида мышления: пассивный, поисковый и прогрессивный.

Ключевые слова: критическое мышление; социальный педагог; показатель; развитие; уровневая характеристика.

Критическое мышление социального педагога - это профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий рефлексивно-аналитическую позицию специалиста, проявляющийся в видении и анализе проблемных аспектов взаимодействия системы «человек-социум», оценке степени адекватности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач в сфере социально-педагогической деятельности, готовности к отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений. В ходе проведенного анализа данного вида мышления был выделен ряд присущих ему характеристик: логичность, организованность, аргументированность, рефлексивность, аналитичность, целенаправленность [1], и мы определяли показатели, взяв за основу эти характеристики.

В общем смысле под показателем понимается «обобщенная характеристика свойств объекта или процесса» [2]. Показатель является инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положе-

ний с помощью эмпирических данных. Различают две формы показателей: качественные, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства, и количественные, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства. Мы использовали количественные показатели, каждый из которых оценивался путем проведения соответствующих методик. Уровень развития критического мышления будущего социального педагога определяется по совокупности оценок выраженности показателей, от которых зависит его продуктивность.

Наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности. Успешность критического мышления во многом зависит от того, насколько четко студент способен планировать и организовывать собственную деятельность, ставить цели и формулировать задачи. Процесс планирования деятельности социального педагога подчиняется поставленным целям и подцелям и не может вступать в противоречия с ними, поэтому критическое мышление соци-

ального педагога характеризуется целенаправленностью и организованностью. Стоит отметить, что по сравнению с учащимися школы, студенты вуза проявляют больше самостоятельности в планировании и организации собственной учебной деятельности: т. к. изначально получение высшего образования не является обязательным, то поступление и дальнейшее обучение в вузе - это самостоятельное (за исключением ряда случаев) и ответственное решение человека. В ходе дальнейшего обучения по выбранной специальности студентов ориентируют преимущественно на самостоятельную работу, что, в свою очередь, подразумевает умение планировать и организовывать свою деятельность. А в процессе профессиональной деятельности социальный педагог практически всю свою работу должен планировать и организовывать самостоятельно. В целях проверки этого показателя использовались такие методики, как: «Организованный ли вы человек?», «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей».

Способность к самоанализу и саморазвитию является важным условием самосовершенствования будущих специалистов как в профессиональном, так и в личностном плане. В процессе обучения в вузе студентов ориентируют именно на саморазвитие, т. к. учебные планы являются лишь «фундаментом» их будущей профессии. Практически любая специальность подразумевает постоянное развитие путем прироста новых знаний, и, следовательно, для успешности профессиональной деятельности носитель этой специальности (профессионал) также должен развиваться, что чаще всего происходит путем самообразования [3]. Самоанализ позволяет совершенствовать критическое мышление и способствует концентрации внимания на особенностях его применения в различных ситуациях. Проверка этого показателя осуществлялась посредством проведения следующих методик: «Опросник самоактуализации», «Уровень субъективного контроля», «Опросник Стефансона».

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессиональнозначимых проблем способствует предупреждению или своевременному преодолению ошибок и неточностей, возникновение которых возможно как в ходе, так и в результате

критического мышления. Под оценкой здесь подразумевается вынесение суждения о том, насколько выбранные пути решения этой проблемы рациональны и логичны. Проверка производится в целях подтверждения или опровержения выводов, сделанных в ходе критического мышления. Постоянный контроль за ходом собственного критического мышления, осуществляемый студентом путем оценки и проверки, повышает его эффективность. Важно отметить, что в социальной педагогике существуют специфические профессионально-значимые проблемы, ориентация на разрешение которых продолжается весь период обучения в вузе. Для проверки уровня развития этого показателя мы использовали методики: «Тест на адекватность оценки», «Исследование уровня субъективного контроля», «Методика изучения уровня внимания».

Владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками подразумевает способность студента не только к получению, но и к интерпретации и проверке данных и источников их получения. Любая деятельность начинается с анализа имеющейся и получения новой информации, и от того, насколько тщательно и объективно была проверена информация и ее источник, зависит ход и результаты деятельности.

В процессе обучения в вузе студентов ориентируют на самостоятельность в поиске разнообразной, в основном профессионально-ориентированной, информации, что способствует овладению ими соответствующими формами и методами работы с ней. Помимо телевидения, радио и разнообразных печатных изданий, большое количество информации содержит Ш;ете1;, в связи с чем важное значение приобретает компьютерная грамотность будущих социальных педагогов [4].

Кроме того, в работе социального педагога сбор профессионально-ориентированной информации связан с общением с окружающими, т. е. ее источником чаще всего являются люди. С одной стороны, это затрудняет процесс проверки достоверности получаемых данных, а с другой - говорит о том, что для получения информации социальный педагог должен, в первую очередь, владеть развитыми коммуникативными умениями. При этом значительную роль в отборе и опреде-

лении достоверности информации и ее источников играет такая характеристика критического мышления, как логичность, с помощью которой преимущественно осуществляется отбор информации по исследуемой профессиональной проблеме и аналитические умения, применяемые для оценки степени важности и достоверности профессионально-ориентированной информации и ее источников. Исходя из этого, проверялся данный показатель путем использования следующих методик: «Компьютерная грамотность», «Тест коммуникативных умений Михельсона», «Определение словесно-логического мышления».

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций во многом зависит от личного опыта и знаний студента, в процессе приобретения которых большое место отводится развитию способности к рефлексии. Ориентируясь в процессе работы над проблемой на нахождение наиболее адекватного пути ее решения, студент вырабатывает на основе имеющихся знаний новые способы, нередко являющиеся новаторскими, используя свой творческий потенциал. Однако под способностью к решению нестандартных профессиональноориентированных ситуаций мы также подразумеваем оценку студентом рациональности выработанного пути решения, ведь не всегда выбор нетрадиционного пути решения проблемы гарантирует успех. Стоит отметить, что в профессиональной деятельности социального педагога часто возникают нестандартные ситуации, разрешение которых требует творческого подхода. Проверять уровень развития этого показателя целесообразно следующими методиками: «Методика

изучения индивидуальных особенностей решения задач», «Методика сравнения понятий», «Методика для проверки логического мышления».

Установление причинно-следственных

связей между различными явлениями происходит при условии, если студент может анализировать каждое из них в отдельности и определять связи между этими явлениями путем нахождения объединяющего их элемента. Другими словами, в процессе определения взаимосвязей между явлениями студент применяет имеющиеся у него аналитические и логические умения, а то, насколько

верны полученные им выводы, показывает уровень развития этих умений. Для проверки данного показателя были выбраны следующие методики: «Выделение существенных признаков», «Тест на способности к классификации и анализу», «Сложные аналогии».

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей -этот показатель позволит выявить, насколько гибко студент способен подходить к планированию деятельности, насколько он настойчив в достижении поставленных целей и проявляет ли он при этом творческую активность. Предпочтительным вариантом организации деятельности является такой, при котором сохраняются исходные цели и основополагающие принципы, но имеется возможность внесения определенных коррективов и изменений. Для критического мышления социального педагога такой вариант организации является практически обязательным, поэтому и выявление способности к его осуществлению представляется нам важным. Изучение уровня этого показателя проводилось посредством таких методик, как: «Методика изучения ригидности мышления», «Методика исследования активности мышления», «Креативность».

В соответствии с выделенными показателями были определены уровни развития критического мышления студентов специальности «социальная педагогика»: пассивный, поисковый, прогрессивный.

Пассивный уровень характеризуется низкими показателями развитости у студента базовых знаний, умений и навыков по решению проблемных ситуаций, самоконтролю и саморазвитию. Такие студенты чаще всего целенаправленно не занимаются самоанализом и развитием своих способностей, что может негативно сказаться как на их учебной, так и на будущей профессиональной деятельности. Студент испытывает затруднения в процессе выделения критериев оценки достоверности и актуальности профессионально-ориентированной информации и ее источников, в связи с чем возникают сложности в постановке целей, подцелей и задач; он фактически неспособен к самостоятельному планированию и организации учебно-профессиональной деятельности, постоянно нуждается в контроле и проверке со стороны. В процессе оценки и проверки про-

цесса и результата профессионально-ориентированной деятельности такой студент склонен совершать большое количество ошибок, т. к. у него отсутствует логичность и недостаточно развиты аналитические способности; по этой же причине он слабо понимает взаимосвязи между различными явлениями и поэтому не может оценить проблему в целом.

Это может создать ряд трудностей в процессе профессионального становления и развития, т. к. социальный педагог в своей профессиональной деятельности чаще всего самостоятельно занимается поиском и отбором информации, определяет цели и задачи, планирует и контролирует собственную деятельность. Чаще всего такой студент недостаточно рационален при выборе методов решения профессионально-ориентированных задач, предпочитает использовать известные шаблоны, не ищет новых и не проявляет творческой активности, а при столкновении с нестандартными ситуациями теряется и отказывается от их разрешения, что может привести к низкой результативности не только его профессиональной подготовки в вузе, но и дальнейшей профессиональной деятельности.

Поисковый уровень свидетельствует о том, что студент обладает хорошим потенциалом для целенаправленного развития критического мышления. Студенты, находящиеся на данном уровне, склонны к самоанализу и стремятся к получению и развитию профессионально-важных знаний, умений и навыков. Они умеют формулировать проблемы, ставить цели и задачи; планирование и организация учебно-профессиональной деятельности не вызывает затруднений, однако часто содержит неточности и ошибки. Студенты оценивают и проверяют процесс и результаты решения профессионально-значимых проблем, но чаще всего бессистемно: при этом возникают некоторые затруднения в установлении критериев. В связи с этим они нуждаются во внешнем контроле, что вполне допустимо в процессе обучения в вузе, но не при осуществлении профессиональной деятельности.

Студент преимущественно понимает взаимосвязи между различными явлениями, умеет выделять обобщающие их элементы, что важно для формирования у него в про-

цессе обучения знаний на межпредметном уровне и способствует пониманию профессионально-ориентированных проблем. При решении профессионально-значимых задач студент в первую очередь ориентируется на имеющийся опыт, при отсутствии в нем рационального способа действия чаще обращается к опыту других людей, на нестандартные ситуации реагирует адекватно, эпизодично проявляет творческую активность. Обладает умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее различными источниками, однако не всегда объективно оценивает достоверность этой информации и часто прибегает к использованию сомнительных, непроверенных источников.

Прогрессивный уровень свидетельствует о том, что студент имеет хорошо развитое критическое мышление, перманентно совершенствуя его и активно используя для решения личных и профессионально-ориентированных задач, систематически занимается самоанализом и саморазвитием, что положительно влияет на процесс его профессионализации. Студенты, обладающие прогрессивным уровнем развитости критического мышления, как правило, не испытывают сложностей как в процессе овладения профессионально важными знаниями, умениями и навыками, так и их практического приме -нения в учебно-профессиональной деятельности. Такой студент умеет планировать и организовывать учебно-профессиональную деятельность, крайне редко совершает ошибки в постановке целей и задач, ответственно подходит к поиску путей и способов их решения, ориентируясь, прежде всего, на рациональность.

Оценка и проверка процесса и результата решения профессионально-ориентированных задач производится студентом самостоятельно и систематически, по четко сформулированным критериям. А следовательно, студент, находящийся на данном уровне развития критического мышления, успешно справляется с решением как учебных, так и квази-профессиональных задач. При решении профессионально-значимых ситуаций практически всегда стремится к проявлению творческой активности, которая преимущественно оказывается продуктивной. Адекватно оценивает профессионально-ориенти-

Характеристики критического мышления социального педагога

Показатели развитости критического мышления

Рис. 1. Соотношение характеристик, показателей и уровней развития критического мышления социального педагога

рованную информацию и ее источники, проводя тщательный анализ достоверность полученных данных, не использует непроверенную или сомнительную информацию.

Все приведенные показатели и уровни находятся во взаимосвязи с характеристиками критического мышления. Графическое изображение этих взаимосвязей представлено на рис. 1.

1. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гу-

манитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). С. 116-123.

2. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Л. С. Глебова. М., 1989. С. 273

3. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагоги-ческая проблема: синергетический подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 1 (69). С. 89-93.

4. Макарова Л.Н., Голушко Т.К. Технология формирования компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей // Педагогическая информатика. 2005. № 4. С. 46-55.

Поступила в редакцию 11.01.2011 г.

UDC 378.14

RATES AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF FUTURE SOCIAL PEDAGOGUE Lyudmila Nikolayevna Makarova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Pedagogy, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: mako20@tamb.ru

Anna Valeryevna Korolyova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Assistant of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: ANNA-VALEREVNA@yandex.ru

The article scrutinizes the development rates of critical thinking of students - future social pedagogues. On the base of the rate data the levels of development of researched thinking type such as passive, search and progressive are determined. Key words: critical thinking; social pedagogue; rate; development; level characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.