УДК 37.013
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
© Л.Н. Макарова, А.В. Королева
Ключевые слова: критическое мышление; показатели; уровни сформированности; статистический анализ; коэффициент Пирсона; корреляционные матрицы; корреляционные плеяды.
В статье представлена методика оценки уровней сформированности критического мышления будущих социальных педагогов. Дан качественный и количественный анализ полученных результатов, выявлена взаимосвязь показателей исследуемого феномена с помощью статистического анализа, разработаны педагогические условия эффективного развития критического мышления студентов.
Констатирующий этап эксперимент по определению уровня развития критического мышления будущих социальных педагогов проводился среди 32 студентов 2 курса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Института педагогики и социальной работы очного отделения специальности «социальная педагогика». Такое небольшое количество студентов связано с ограничениями при наборе. Как отмечали Н.В. Кузьмина и В.А. Якунин, помимо основного вида эксперимента, в основе которого сопоставление данных экспериментальной и контрольной групп, после ввода различных условий, в некоторых ситуациях возможны и другие варианты [1]. Например, изучают экспериментальные группы без контрольных или изучают исходные данные в экспериментальных группах до введения изменений, а в контрольных после этого. А также можно сравнивать группы после изменений, проведенных в опытной работе. Нами был выбран тип эксперимента, при котором экспериментальные группы изучаются без контрольных.
Вместе с тем проверка выбранных методик осуществлялась не только среди студентов учебной группы, выбранной для проведения эксперимента, но и среди учащихся старших курсов, а также среди преподавателей, общее число которых 332 человека. Выбор 2 курса обусловлен тем, что в это время начинается изучение блока специальных предметов: это дает возможность в процессе развития критического мышления опираться на имеющиеся у студентов профессиональные знания, закреплять их и придавать критическому мышлению профессиональную направленность.
В ходе проведенного анализа критического мышления социального педагога нами был выделен ряд присущих ему характеристик: логичность, организованность, аргументированность, рефлексивность, аналитичность, целенаправленность [2]. Так как они составляют основу критического мышления, то на основе этих характеристик нами были сформулированы следующие показатели развития критического мышления: наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к самоанализу и саморазвитию; наличие умений и навы-
ков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем; владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; установление причинно-следственных связей между различными явлениями; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей [3]. Каждый показатель мы проверяли несколькими методиками, что позволило получить более достоверные данные. В соответствии с выделенными показателями были определены уровни развития критического мышления студентов специальности «Социальная педагогика»: пассивный, поисковый, прогрессивный. Взаимосвязь показателей и уровней с характеристиками критического мышления графически представлена на рис. 1.
Для определения количественных уровней проявления каждого показателя в качестве базовых методик мы использовали: анкетирование, тестирование, беседу, экспертную оценку, ранжирование, которые дополнялись и уточнялись с помощью дополнительных методик: прямое, косвенное, длительное педагогическое наблюдение, включенное наблюдение при посещении занятий, массовых мероприятий студентов, анализ продуктов учебной деятельности и успеваемости респондентов. Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента мы привлекали к нашему исследованию экспертов, в качестве которых выступали преподаватели специальных дисциплин, обучающие студентов специальности «социальная педагогика».
Нами была использована трехбалльная шкала, согласно которой студентам, показавшим высокие результаты по всем проводимым методикам в рамках выявления уровня развития одного показателя присваивалось 2 балла, что соответствует прогрессивному уровню, при частичном проявлении показателя - 1 балл, что соответствует поисковому уровню, при отсутствии проявления показателя - 0 баллов - пассивный уровень. Соответственно, при этом студенты, суммарно набравшие от 0 до 3 баллов по всем показателям находятся на пассивном уровне развития критического
Характеристики критического мышления социального педагога
Показатели развитости критического мышления
Рис. 1. Соотношение характеристик, показателей и уровней развития критического мышления социального педагога
мышления, от 4 до 10 баллов - на поисковом и от 11 до 14 баллов - на прогрессивном уровне развития критического мышления.
Проверка наличия умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности посредством проведения методик «Организованный ли вы человек?», «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей», а также с учетом характеристик, данных преподавателями, занимающимися с этой группой студентов, дала следующие результаты. На пассивном уровне находятся 31,25 % студентов, у 46,88 % данный показатель соответствует поисковому уровню, прогрессивный уровень развития данного показателя присущ 21,88 %.
В процессе проверки уровня развития способностей к самоанализу и саморазвитию посредством методик «Опросник самоактуализации», «Уровень субъективного контроля», «Опросник Стефансона» нам удалось выяснить, что 37,50 % студентов присущ пассивный уровень развития данного показателя, 50 % обнаружили поисковый уровень, 12,50 % находятся на прогрессивном уровне.
При определении уровня развития такого показателя, как «наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем», используя методики «Тест на адекватность оценки», «Исследование уровня субъективного контро-
ля», «Методика изучения уровня внимания», мы установили, что 9,37 % находятся на прогрессивном уровне развития данного показателя, поисковый уровень обнаружен у 37,50 % студентов, пассивный уровень у 53,13 %.
Определяя уровни владения умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источникам, мы, помимо использования методик «Компьютерная грамотность», «Тест коммуникативных умений Михельсона», «Определение словесно-логического мышления», попросили преподавателя дисциплины «Аудио и визуальные технологии обучения» заполнить лист-характеристику на каждого члена этой студенческой группы, что дало нам дополнительную информацию об уровне медиаграмотности студентов. Листы-характеристики подобного плана были заполнены и преподавателями, читающими курсы по дисциплинам предметной подготовки, также мы провели опрос среди студентов на предмет выяснения того, какими источниками информации они пользуются при подготовке к занятиям. Полученные таким образом данные позволили нам выяснить, насколько успешно студенты работают именно с профессиональноориентированной информацией. Анализ полученных данных показал, что 28,12 % студентов находятся на прогрессивном уровне развития данного показателя, 40,63 % студентов имеют поисковый уровень, у 31,25 % респондентов выявлен пассивный уровень.
Выявление уровня способностей к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций («Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач», «Методика сравнения понятий», «Методика для проверки логического мышления») показало, что большая часть студентов, а именно 56,25 %, имеют пассивный уровень, поисковый уровень был выявлен у 37,50 и 6,25 % находятся на прогрессивном уровне.
Для выявления того, насколько студенты способны к установлению причинно-следственных связей между различными явлениям, нами был использован комплекс методик «Выделение существенных признаков», «Тест на способности к классификации и анализу», «Сложные аналогии», также мы воспользовались результатами теста «Методика для проверки логического мышления», используемого и для выявления уровня развития показателя «способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций». Нам удалось установить, что 50 % студентов находятся на поисковом уровне 34,37 % на пассивном и 15,63 % на прогрессивном.
Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей как показали результаты, полученные посредством проведения методик «Методика изучения ригидности мышления», «Методика исследования активности мышления», «Креативность», на прогрессивном уроне присуща 6,25 % студентов, пассивный уровень развития данного показателя характерен для 43,75 %, поисковый уровень присущ 50 %.
Графическая интерпретация полученных данных по показателям развития критического мышления студентов представлена на рис. 2.
Так как все показатели равнозначны и улучшение степени выраженности каждого показателя приводит к улучшению развития критического мышления в целом, то для определения уровня развития критического мышления мы использовали среднюю арифметическую. Используя данный тип нахождения средних величин, мы получили процентные показатели по исходному уровню развития критического мышления студентов (табл. 1).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование начального уровня развития показателей развития критического мышления будущих социальных педагогов, показал, что большинству студентов (44,64 %) присущ поисковый уровень развития.
Сравнив полученные результаты развития исходного уровня критического мышления будущих социальных педагогов, мы сделали следующие выводы:
- во-первых, малое число студентов находится на прогрессивном уровне развития критического мышления;
- во-вторых, у студентов еще не сформированы профессионально-значимые знания, умения и навыки, поэтому в процессе их приобретения возможна положительная динамика повышения уровня развития некоторых показателей;
- в-третьих, так как большинство студентов находятся на поисковом уровне развития критического мышления, то целенаправленный процесс формирования у них этого вида мышления должен быть успешным.
Рис. 2. Исходный уровень развития критического мышления будущих социальных педагогов
Таблица 1
Исходные уровни показателей развития критического мышления будущих социальных педагогов
Показатели развития критического
Уровни развития показателей (%)
мышления социального педагога Пассив- ный Поис- ковый Прогрес- сивный
Умения планировать и организовывать учебнопрофессиональную деятельность 31,25 46,88 21,88
Способность к самоанализу и саморазвитию 37,50 50,00 12,50
Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем 53,12 37,50 9,38
Владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками 31,25 40,62 28,12
Способность к решению нестандартных профессионально-ориентирован-ных ситуаций 56,25 37,50 6,25
Установление причинноследственных связей между различными явлениями 34,38 50,00 15,62
Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей 43,75 50,00 6,25
Итого: 41,07 44,64 14,29
В целях установления педагогических условий эффективного развития критического мышления будущих социальных педагогов мы проанализировали взаимосвязь показателей исследуемого феномена, для чего использовали формулу Пирсона
_ X(х‘ - х)'(у‘ - у)
и встроенный пакет стати-
стического анализа Microsoft Excel 2007. Мы вычислили коэффициенты корреляции показателей развития критического мышления и построили для них корреляционную матрицу (табл. 2).
На основе данных матриц мы построили корреляционные плеяды на уровне значимости 0,05 (рис. 3).
Анализируя корреляционную матрицу, мы можем сделать следующие выводы:
- большинство показателей (9) взаимосвязаны умеренно: умения планирования и организации учебнопрофессиональной деятельности и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (г = 0,61); умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной ин-
формацией и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,67); умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и установление причинноследственных связей между различными явлениями (г = 0,54); умения планирования и организации учебнопрофессиональной деятельности и способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (г = 0,57); способность к самоанализу и саморазвитию и наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем (г = 0,68); способность к самоанализу и саморазвитию и владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (г = 0,60); способность к самоанализу и саморазвитию и способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (г = 0,63); наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем и владение умениями и навыками работы с профессиональноориентированной информацией и ее источниками (г = 0,53); способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций и способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (г = 0,60);
- тесные корреляционные связи (5) обнаружены у таких показателей как: умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности и способность к самоанализу и саморазвитию (г = 0,87); умения планирования и организации учебнопрофессиональной деятельности и наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем (г = 0,70); способность к самоанализу и саморазвитию и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,77); наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессиональнозначимых проблем и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,77); владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками и способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (г = 0,70).
Однако для выявления педагогических условий развития критического мышления будущих социальных педагогов нам в первую очередь интересны слабые связи между показателями: установление причинноследственных связей между различными явлениями (5 слабых связей); способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей (3 слабых
Рис. 3. Корреляционная плеяда исходного состояния показателей развития критического мышления будущих социальных педагогов на уровне значимости 0,05
Таблица 2
Корреляционная матрица исходного уровня развития критического мышления будущих социальных педагогов
X1 х2 хЗ х4 х5 хб х7 У
х1 ^ 1.00
х2 •й1 0.57 О 1.оо
хЗ О * 1 О о.бв •а- 1.оо
х4 0.61 0.60 0.53 -0- 1.00
х5 0.67 & 0.77 1 1 О 0 1 о <3 •0- 1.00
хб 0.54 0.45 0.44 0.41 0.45 О- 1.00
х7 Я 0.5* 0.63 0.46 0.45 <Я 0.60 0.36 -0- 1.00
V ■а- О.Б9 •0- О.в? 0.$1 -0- 0.78 •а- о.вв 0.65 1 о <3 ■0- 1.оо
Цифрами обозначены показатели: х1 - умения планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; х2 -способность к самоанализу и саморазвитию; х3 - наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем; х4 - владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; х5 - способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; х6 - установление причинно-следственных связей между различными явлениями; х7 - способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей; у - критическое мышление.
- слабая связь (от 0,05 до 0,49);
Я - умеренная связь (от 0,50 до 0,69);
Ъ - тесная связь (от 0,70 до 1,00)
связи); владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками (2 слабых связи); наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем (2 слабых связи); способность к самоанализу и саморазвитию (1 слабая связь);способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций (1 слабая связь). Исходя из полученных данных, мы установили, что при развитии критического мышления будущих социальных педагогов необходимо обратить особое внимание, в т. ч., на развитие творческих, логических и аналитических способностей, умения их применения в различных учебно-профессиональных ситуациях.
Ориентируясь на специфику и выявленные нами противоречия учебно-профессиональной деятельности будущих социальных педагогов [4], а также принимая во внимание полученные в ходе констатирующего эксперимента статистические данные, мы определили ряд педагогических условий эффективности развития критического мышления социального педагога в процессе профессиональной подготовки в вузе.
В ходе теоретического исследования нами было установлено, что критическое мышление способствует более эффективному решению студентами разнообразных учебно-профессиональных задач и проблем, поэтому целенаправленное развитие этого вида мышления является важной составляющей профессионализации социального педагога. Однако развитие этого вида мышления невозможно без личной заинтересованности индивида, без мотивации, которая выступает как побуждение к действию определенным мотивом или группой мотивов, как процесс выбора из возможных действий (включая процесс оценивания возможных исходов действия), как направленность на достижение цели, выполняя функцию саморегуляции на отдельных фазах выполнения действия. Иначе говоря, мотивацией объясняется целенаправленность деятельности, она определяет активность и упорство субъекта в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.
Поэтому первое педагогическое условие для эффективного развития критического мышления мы определили следующим образом: формирование у студентов устойчивой мотивации к развитию критического мышления в процессе учебной деятельности в вузе. Оно также способствует разрешению противоречий между необходимостью соответствия будущего социального педагога профессионально обусловленным требованиям и отсутствием систематической работы по выявлению и повышению уровня соответствия этим требованиям, а также усилению связей показателя «способность к самоанализу и саморазвитию».
Реализация такого педагогического условия, как введение в учебный процесс за счет вариативного компонента факультативного курса, направленного на развитие критического мышления будущих социальных педагогов, призвано способствовать разрешению противоречий: между потребностью будущих социальных педагогов в развитии определенных профессионально важных умений и недостаточным количеством удовлетворяющих эту потребность дисциплин; между потребностью социального педагога во владении методами саморегуляции и отсутствием спецподготовки по этому направлению во время профессионального обучения; между потребностью социального педагога в умении планировать собственное рабочее время и отсутствием у него специальной подготовки к этой деятельности.
Потребность в ведении этого курса обусловлена необходимостью ознакомления студентов с понятием «критическое мышление», его структурой, объяснением его значения для учебно-профессиональной деятельности и саморазвития личности, обучения способам развития данного вида мышления. Данное педагогическое условие было определено и на основании результатов констатирующего этапа, показавших, что показатель «развитие способности к установлению причинно-следственных связей между различными явлениями» имеет слабые связи.
Педагогическое условие: внедрение в содержание общепрофессиональных дисциплин дисциплин пред-
метной подготовки учебно-профессиональных ситуаций, требующих принятия обоснованных решений на основе критического осмысления получаемой информации, направлено на разрешение противоречий между потребностью социального педагога во владении межпредметными знаниями и отсутствием междисциплинарных связей между преподаваемыми в вузе дисциплинами; между стремлением конкретного социального педагога к преодолению проблем подопечных и осознанием своих реальных возможностей в этой связи; между высокой профессиональной ответственностью социального педагога и установлением ее границ. Выдвижение данного педагогического условия обусловлено целью повышения уровня взаимосвязей таких показателей, как: владение умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем.
Включение в учебную практику студентов специальных профессионально-ориентированных заданий, способствующих развитию критического мышления, направлено на преодоление противоречий между высоким значением креативности в учебной и профессиональной деятельности социального педагога и недостаточной работой по развитию творческого потенциала студентов этой специальности; между профессионально обусловленной потребностью в умении работать с документацией и низким уровнем подготовки по этому направлению в процессе обучения; между потребностью социального педагога в умении планировать собственное рабочее время и отсутствием у него специальной подготовки к этой деятельности. Также это педагогическое условие должно способствовать укреплению связей таких показателей развития критического мышления, как: способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; способность к самоанализу и саморазвитию.
В целях развития способности к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей, которая, по результатам констатирующего эксперимен-
та, находится на низком уровне, а также разрешения противоречия между высоким значением креативности в учебной и профессиональной деятельности социального педагога и недостаточной работой по развитию творческого потенциала студентов этой специальности, нами было выдвинуто следующее педагогическое условие: активизация творческого потенциала будущих социальных педагогов посредством увеличения доли творческих форм и методов обучения как важного фактора развития умений находить альтернативные способы решения различных, как стандартных, так и нестандартных, профессионально-ориентированных ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. М., 2002.
2. Королева А.В. Характерные особенности критического мышления социального педагога // Повышение профессиональной компетенции работников образования: актуальные проблемы и перспективы решения. М., 2010. С. 113-121.
3. Макарова Л.Н., Королева А.В. Показатели и уровни развития критического мышления будущего социального педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94). С. 112-117.
4. Королева А.В. О необходимости разрешения учебно-профессиональных противоречий в профессиональной подготовке социальных педагогов // Гаудеамус: псих.-пед. журн. Тамбов, 2010. № 1 (15). С. 157-160.
Поступила в редакцию 27 апреля 2011 г.
Makarova L.N., Korolyova A.V. CRITICAL THOUGHTS OF FUTURE SOCIAL TEACHERS: CHARACTERISTICS OF ORIGIN LEVEL OF FORMATION
The article represents by methodics of estimation of levels of formation of critical thoughts of future social teachers. Qualitative and quantitative analysis of reaching results is given, the interaction of indicators of researching phenomenon with the help of statistic analysis, pedagogical conditions of effective development of students' thoughts are planned are developed.
Key words: critical thinking; indicators; levels of formation; statistical analysis; Pearson's coefficient; correlational matrixes; correlational pleiads.