Научная статья на тему 'Технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: конструктивный этап'

Технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: конструктивный этап Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНТ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / МОДЕЛЬ / НЕЙРОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CRITICAL THINKING / STUDENT / HUMANITARIAN SPECIALITIES / TECHNOLOGY / INDIVIDUAL TRAJECTORY / MODEL / NEUROPEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Анна Валерьевна, Макарова Людмила Николаевна

Рассмотрена технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей на примере направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика». Обосновано, что результатом использования разрабатываемой технологии является выбор студентами гуманитарного профиля наиболее эффективной индивидуальной траектории развития критического мышления, которая реализуется на основе разработанной авторской модели с учетом выявленных нейропедагогических условий. Подробно рассмотрено содержание курса «Развитие критического мышления социального педагога», структура занятий данного курса, состоящая из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Основными задачами курса являются: формирование у студентов гуманитарных специальностей представления о том, что такое критическое мышление, каковы его особенности и сферы применения, каким образом уровень его развития влияет на успешность учебной, профессиональной деятельности и каким образом целесообразно развивать данный вид мышления, используя индивидуальную траекторию. Практические занятия разработанного факультативного курса спланированы так, что каждое из них содержит объединенные в блоки методы, направленные на развитие определенных показателей сформированности критического мышления будущих социальных педагогов. Подробно рассмотрены примеры заданий, которые давались студентам для самостоятельной работы: «список литературы», «синквейн», «ситуация», «мой рабочий день», «я понимаю, если…», «критическое мышление - это…». Особое место в технологии отведено творческим заданиям, способствующим эффективному развитию критического мышления. Показано, как конкретные творческие формы влияют на формирование показателей развития критического мышления студентов гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Анна Валерьевна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALITIES: CONSTRUCTIVE STAGE

Technology of development of critical thinking of students of humanitarian specialities based on the example of course of preparation “Psychological-pedagogic Education”, profile “Social Pedagogy” is reviewed. It is founded that the result of use of the developed technology is the choice by students of humanitarian profile it is the most effective individual trajectory of development of critical thinking which is realized, basing on the developed model taking into account the revealed neuropedagogic conditions. The content of the course “Development of Critical Thinking of Social Teacher”, structure of the lessons of this course, which consists of three stages: call, comprehension, reflection are reviewed in detail. The main aims of the course are forming at students of humanitarian specialities the idea of what critical thinking is, what are its peculiarities and the spheres of implementation, how the level of its development influences the success of educational, professional activity and how to develop this type of thinking, using individual trajectory. Practical course of the developed elective course are planned so as every of them contains the united in blocs methods, aimed at the development of the definite indices of formation of critical thinking of the future social teachers. The examples of the tasks, which were given to students for self-study: “the list of literature”, “cinquain”, “situation”, “my working day”, “I understand if”, “critical thinking is…” are taking an important place. Special place in technology is given to creative tasks, which promote the efficient development of critical thinking. It is shown, that the concrete creative forms influence the formation of the indices of development of critical thinking at students of humanitarian direction.

Текст научной работы на тему «Технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей: конструктивный этап»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.14

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭТАП1

© Анна Валерьевна КОРОЛЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и психологии, е-шай: [email protected] © Людмила Николаевна МАКАРОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей педагогики и психологии, е-mail: [email protected]

Рассмотрена технология развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей на примере направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика». Обосновано, что результатом использования разрабатываемой технологии является выбор студентами гуманитарного профиля наиболее эффективной индивидуальной траектории развития критического мышления, которая реализуется на основе разработанной авторской модели с учетом выявленных нейропедагогических условий. Подробно рассмотрено содержание курса «Развитие критического мышления социального педагога», структура занятий данного курса, состоящая из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Основными задачами курса являются: формирование у студентов гуманитарных специальностей представления о том, что такое критическое мышление, каковы его особенности и сферы применения, каким образом уровень его развития влияет на успешность учебной, профессиональной деятельности и каким образом целесообразно развивать данный вид мышления, используя индивидуальную траекторию. Практические занятия разработанного факультативного курса спланированы так, что каждое из них содержит объединенные в блоки методы, направленные на развитие определенных показателей сформированности критического мышления будущих социальных педагогов. Подробно рассмотрены примеры заданий, которые давались студентам для самостоятельной работы: «список литературы», «синквейн», «ситуация», «мой рабочий день», «я понимаю, если...», «критическое мышление - это...». Особое место в технологии отведено творческим заданиям, способствующим эффективному развитию критического мышления. Показано, как конкретные творческие формы влияют на формирование показателей развития критического мышления студентов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: критическое мышление; студент; гуманитарные специальности; технология; индивидуальная траектория; модель; нейропедагогические условия.

Критическое мышление студента гуманитарных специальностей понимается нами как профессионально-ориентированный вид мышления, определяющий рефлексивно-аналитическую позицию будущего специалиста, проявляющийся в видении и анализе проблемных аспектов взаимодействия системы «человек-социум», оценке степени адекват-

1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-36-01024.

ности принимаемых мер для выполнения профессионально значимых задач, готовности к отказу от стереотипов и поиску логично-альтернативных решений [1]. Характерными особенностями данного вида мышления являются аналитичность, логичность, организованность и рефлективность, специфически проявляющиеся при творческом решении профессионально-значимых задач.

Предполагаемым результатом использования разрабатываемой технологии является выбор студентами гуманитарного профиля наиболее эффективной индивидуальной траектории развития критического мышления, которая реализуется на основе разработанной нами модели [1] с учетом выявленных ней-ропедагогических условий [2]. Индивидуальная траектория отражает личностные особенности обучающихся, проектируется и конструируется совместно с педагогом на основе комплексной диагностики имеющегося уровня развития критического мышления [3-5]. Для конкретики рассмотрим, как данная технология реализовывалась со студентами 2 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика» в педагогическом институте ТГУ им. Г.Р. Державина. Для удобства рассмотрения мы разделили рассматриваемый этап на две части.

В I части мы рассмотрим план и содержание факультативного курса «Развитие критического мышления социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе», а также используемые в нем формы и методы работы со студентами. Каждое занятие этого курса имеет структуру, состоящую из трех стадий:

Вызов. Происходит постановка темы изучения и обращение к имеющимся у студентов знаниям по данной теме. Главной целью данной стадии является побуждение и мотивация студентов на активное участие в процессе занятий [6].

Осмысление. Получение студентами новых знаний, пополнение уже имеющихся, анализ и интерпретация, творческая переработка получаемой информации. Целью этой стадии является проработка поставленной темы, причем она должна происходить при активном участии студентов.

Рефлексия. Обращение к собственному опыту с целью его перестройки в связи с получением новой информации. Эта стадия нацелена на включение полученной информации в личный опыт студентов, что обеспечит понимание и увеличение доли остаточных знаний, полученных на занятии.

Основными задачами курса являются: формирование у студентов гуманитарных специальностей представления о том, что такое критическое мышление, каковы его

особенности и сферы применения, каким образом уровень его развития влияет на успешность учебной, профессиональной деятельности и каким образом целесообразно развивать данный вид мышления, используя индивидуальную траекторию.

С целью увеличения доли остаточных знаний студентов по изучаемому курсу мы выбрали следующие формы и методы обучения: лекция, лекция-беседа, творческое задание, дискуссия, игра, конспект, упражнение. Так же в конце каждого занятия студенты заполняли разработанную нами рефлексивную таблицу «Сегодня я узнал».

В процессе изучения теоретических вопросов, касающихся сущности критического вида мышления, его значении для успешности учебной, профессиональной и бытовой жизни, путей и способов его развития на стадии осмысления для фиксации основных важных моментов, т. н. «контрольных точек», мы использовали метод конспектирования. Так как студенты второго курса уже имеют базовые знания по психологии, то при изучении теоретического материала курса нам удалось не только сэкономить время аудиторной работы, но и с первых же занятий мотивировать их на самостоятельное обучение. Например, при самостоятельном изучении отдельных вопросов они подготавливали опорные конспекты, что позволило контролировать уровень усвоения самостоятельно получаемой информации.

В начале каждого лекционного занятия на стадии вызова, после озвучивания темы и анализа имеющихся по ней знаний мы проводили обсуждения, целью которых было совместное со студентами составление плана изучения данной темы. Таким образом, у студентов развивались не только умения логично планировать процесс познания, рационально его организовывать, но и доказывать правильность сделанного ими выбора, что побуждало их к самостоятельности мышления. Помимо этого, обсуждение проводилось и в процессе непосредственного изучения темы на стадии осмысления для поддержания активного отношения к лекции, а также на стадии рефлексии для уточнения понимания студентами излагаемого материала.

Практические занятия разработанного факультативного курса были спланированы так, что каждое из них содержало объеди-

ненные в блоки методы, направленные на развитие определенных показателей сформи-рованности критического мышления будущих социальных педагогов [7] (табл. 1).

Стоит подчеркнуть, что такое разделение методов на блоки несколько условно, т. к. каждый из них оказывает влияние на развитие сразу нескольких показателей сформиро-ванности критического мышления будущих социальных педагогов.

Так как успешность развития критического мышления в большей степени зависит от мотивированности на это самого студента, то значительное внимание при разработке нашей технологии было уделено самостоятельной работе будущих социальных педагогов, под которой мы понимаем работу студентов над домашним заданием. Следует отметить тот факт, что половина времени, отводимого стандартом и учебными планами специальностей на изучение дисциплины, это - самостоятельная работа, что нацеливает студентов на самостоятельность и необходимость планирования собственного, внеучеб-ного времени. При этом так же важно отметить, что никакой материал не усваивается так прочно, как тот, с которым студент работал самостоятельно.

Для самостоятельной работы студентам задавались следующие задания: «список литературы», «синквейн», «ситуация», «мой рабочий день», «я понимаю, если.», «критическое мышление - это. ».

Многие из этих заданий являлись частью практических занятий. Главной целью большинства из них была активизация творческого потенциала будущих социальных педагогов. Приведем несколько примеров использования данных заданий.

«Критическое мышление - это...». Цель данного задания - выявить степень понимания понятия «критическое мышление». Здесь студентам предлагалось наглядно изобразить в виде рисунка, таблицы, коллажа и пр. как они воспринимают понятие «критическое мышление». Затем нами было проведено обсуждение, в ходе которого каждый из авторов комментировал свою работу и отвечал на вопросы аудитории.

Творческое задание «Мой рабочий день» заключалось в моделировании студентами условий и задач рабочего дня социального педагога, составлении и реализации плана их выполнения. Так как студенты еще не занимаются практической профессиональной деятельностью, то это задание позволило им не только представить и смоде-

Таблица 1

Блоки методов, направленных на развитие критического мышления будущих социальных педагогов

Показатели сформированности критического мышления Блоки методов, направленных на развитие критического мышления

Установление причинно-следственных связей между различными явлениями - «Мост»; - «Утерянное звено»; - «Круговая порука»

Способность к самоанализу и саморазвитию - «Я понимаю, если. »; - «Мой путь»; - ««Я реальное» - «Я идеальное»»

Наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности - «Организуй меня»; - «Компания»; - «Мой рабочий день»

Владения умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками - «Инсерт»; - «Синквейн»; - «Расскажите, пожалуйста»

Наличие умений и навыков оценки и проверки процесса решения профессионально-значимых проблем - Стратегия решения проблемы «Идеал»; - «Внимание! Ошибка!»; - «Как ничего не потерять?!»

Способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей - «Вот незадача!»; - «Невероятно нелепый план»; - «А если так?»

Способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций - «ЧП»; - «Ситуация»

лировать эту деятельность, но и рефлексивно сопоставить свои знания, умения и навыки с необходимыми для ее успешного выполнения. Это задание выполнялось во внеурочное время, затем зачитывалось и обсуждалось в аудитории. Посредством выполнения данного задания у студентов вырабатывались умения анализировать, составлять перспективные планы и оценивать их.

По итогам этих заданий проводились дискуссионные обсуждения, устраивались выставки студенческих работ, которые кроме эстетической функции способствовали повышению уверенности авторов в себе, пробуждали интерес у студентов других курсов и других факультетов. Также студентам предлагалось разработать новые или адаптировать имеющиеся упражнения, нацеленные на развитие критического мышления, но в качестве необязательных заданий.

Следует отметить, что описанные выше примеры использования методов развития критического мышления не являются единственными. При первоначальном их применении студенты, как правило, проявляли низкую степень активности, что можно объяснить столкновением с новыми для них формами работы, неуверенностью в собственных силах, стеснением в высказывании

собственной точки зрения. Однако при последующем их использовании мы отметили значительное повышение активности студентов, что свидетельствует о положительной динамике как в плане развития у данной группы студентов важных для развития критического мышления умений и навыков работы с профессионально-ориентированной информацией, так и готовности к диалогичному общению с условием уважительного отношения к любому высказываемому мнению.

Рассмотрим II часть конструктивного этапа нашей технологии, заключающуюся в использовании методов развития критического мышления в процессе получения студентами специальных профессионально-важных знаний, умений и навыков.

Руководствуясь тем, что помимо развития критического мышления, используемые нами методы должны способствовать усвоению и закреплению специальных знаний, умений и навыков, для введения этих методов мы выбрали не только профессионально-ориентированные учебные дисциплины, но и отдельные темы в них (табл. 2). Подчеркнем, что внесенные нами изменения не сократили времени отводимого на приобретение этих знаний, умений и навыков, а модифицировали процесс их передачи и получения.

Таблица 2

Примерное распределение введения методов способствующих развитию критического мышления будущих социальных педагогов в учебные дисциплины

Учебная дисциплина Учебный семестр Тема, выбранная для внедрения элементов развития критического мышления Используемые методы и приемы

1 2 3 4

Социальная 3 Социальная педагогика как наука и «Инсерт», «Мост», рефлексивная таблица «Се-

педагогика сфера практической деятельности годня я узнал»

3 Социализация как социально-педагогическое явление Творческое задание «Визуализация», «Как ничего не потерять!?», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

3 Механизмы и факторы социализации «Синквейн», автобиографический рассказ «Моя социализация», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

4 Социальная педагогика как теория социального воспитания «Компания», «Инсерт», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

4 Социально-педагогическая виктимо-логия «Ситуация», «Мост», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

5 Содержание и методика социально-педагогической работы «Мой рабочий день», «Внимание! Ошибка!», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

5 Социально-педагогическое исследование «Исследователи», «А если так?», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Окончание таблицы 2

1 2 3 4

История социальной педагогики 6 Основные истоки социальной педагогики «Инсерт», творческое задание «Древо социальной педагогики», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

6 Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци Творческое задание «Герб», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Воспитание и общество в понимании П. Наторпа Творческое задание «Антипод», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Социально-педагогические идеи в России в конце XIX - начале XX в. Творческое задание «Герб», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Основные тенденции развития социальной педагогики на рубеже XX-XXI вв. Критический анализ «Социальная педагогика сегодня», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Методология и методы психолого-педагогических исследований 7 Компоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования «Утерянное звено», «Ситуация», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Классификация методов психолого-педагогического исследования Творческое задание «Визуальный образ», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Структура и логика проведения психолого-педагогического исследования «Организуй меня», «Исследователи», «Как ничего не потерять», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Этапы исследования. Психолого-педагогический диагноз и прогноз «Внимание! Ошибка!», «Утерянное звено», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Методика и технологии работы социального педагога 7 Профессиональный статус социального педагога «Компания», «Синквейн», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Этика социального педагога Критический анализ «Этические нормы социально-педагогической деятельности», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Педагогическая рефлексия и совершенствование профессиональной деятельности социального педагога «Мой путь», ««Я реальное» - «Я идеальное»», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

7 Социальная дезадаптация подростков «Ситуация», «А если так?», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

8 Семья как объект социально-педагогической деятельности Критический анализ «Актуальные проблемы семей в России сегодня», творческое задание «Семейный портрет», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

8 Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения «Вот незадача!», «Внимание! Ошибка!», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

8 Социально-педагогическая деятельность по реабилитации несовершеннолетних осужденных Критический анализ «Проблема подростковой преступности», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Социально- педагогические исследования: актуальные проблемы 9 Современное состояние теории и практики социальной педагогики «Инсерт», творческое задание «Визуализация», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

9 Пути и перспективы развития социальной педагогики Критический анализ «Пути и перспективы развития социальной педагогики», рефлексивная таблица «Сегодня я узнал»

Как видно из приведенной табл. 2, мы использовали модифицированные методы из факультатива «Развитие критического мышления социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки в вузе», а также специально разработали ряд заданий, соответствующих специфике занятий. В этой части работы по формированию критическо-

го мышления будущих социальных педагогов мы уделили больше внимания их творческому развитию. Это обусловлено тем фактом, что уровень развитости креативности в значительной степени влияет на повышение качества разрешения профессиональных задач специалистом [8-10]. Используемые творческие задания имеют две основные це-

ли: повышение качества усвоения изученного материала посредством его творческой переработки и повышение уровня сформиро-ванности некоторых показателей развитости критического мышления (табл. 3).

Творческое задание «Визуализация» заключалось в том, что студентам в аудитории было предложено, разделившись на группы по нескольку человек, визуально представить тему занятия, причем это представление могло иметь различные формы (рисунок, таблица, сценка и пр.). Данное задание нами использовалось как в качестве задания выполняемого в аудитории, так и в качестве домашнего задания. Например, на одном из занятий студентам было дано задание наглядно изобразить такой процесс, как социализация, в результате чего студенты не только рефлексивно оценили собственное понимание

этого процесса, творчески его переработали, но и, участвуя в обсуждении работ, смогли скорректировать как собственное понимание этого явления, так и других членов группы.

«Моя социализация». Это задание задавалось на дом, его выполнение подразумевало написание автобиографического рассказа объемом 1-2 страницы, содержащего описание этапов социализации, которые студенты уже прошли за свою жизнь, и воздействие, которое оказали на них различные факторы социализации. Авторы зачитывали свои рассказы, после чего происходило их обсуждение, в процессе которого студенты знакомятся с большим количеством реальных историй социализации, что способствует накоплению социально-педагогического опыта касательно процесса социализации и влияния на него различных факторов.

Таблица 3

Влияние творческих заданий на развитие показателей развитости критического мышления

Творческое задание Показатели развитости критического мышления

«Визуализация» наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей; установление причинно-следственных связей между различными явлениями

«Моя социализация» способность к самоанализу и саморазвитию; установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Древо социальной педагогики» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Герб» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; владения умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Антипод» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Семейный портрет» установление причинно-следственных связей между различными явлениями; наличие умений планирования и организации учебно-профессиональной деятельности; способность к решению нестандартных профессионально-ориентированных ситуаций; способность к поиску альтернативных способов достижения поставленных целей

«Критический анализ» владения умениями и навыками работы с профессионально-ориентированной информацией и ее источниками; установление причинно-следственных связей между различными явлениями

Творческое задание «Древо социальной педагогики» задавалось студентам в качестве домашнего задания. Студентам было предложено нарисовать дерево, символизирующее этапы становления и развития социальной педагогики, и составить письменное описание своего дерева. Посредством выполнения данного задания студенты смогли самостоятельно систематизировать имеющиеся у них знания об этапах становления социальной педагогики, а так же дополнить их.

Выполняя задание «Герб», студенты должны были, изучив социально-педагогические идеи нескольких видных деятелей, составить гербы (по одному на каждую персоналию) из символов, которые у них ассоциируются с этими идеями. Так же они составляли подробное описание по следующей схеме: название (например: «Герб социально-педагогических идей Я.А. Коменского»); краткое описание основных идей исследованной персоны; описание каждого символа, внесенного в герб; общий смысл герба. В процессе выполнения данного задания студенты не только ознакомились с социально-педагогическими идеями различных деятелей, но и смогли рассказать о них другим членам группы.

Задание «Антипод» студенты выполняли во время аудиторного занятия, разделившись на несколько групп. Каждая из групп должна была составить описание противоположное пониманию воспитания и общества П. Наторпа. После чего студенты зачитывали полученные «антиподы» и обсуждали каждый из них во время дискуссии, что способствовало лучшему пониманию идей этого деятеля.

Следующее задание «Семейный портрет» заключалось в том, что студенты во время занятия должны были нарисовать два портрета семей, имеющие различные проблемы, отдельно описать эти семьи, предложить пути решения этих проблем. При выполнении данного задания студентам разрешалось работать как индивидуально, так и в группе. Выполнение данного задания способствовало применению студентами имеющихся у них знаний по психологии, общей и социальной педагогике.

«Критический анализ» представляет собой структурированный доклад, самостоятельно подготавливаемый студентами в ка-

честве домашнего задания. Он состоит из следующих этапов: проведение анализа различных источников информации с целью получения данных, содержащих описание или оценку состояния теории и практики социальной педагогики в России (за последний год); точное описание источников анализируемой информации; представление и анализ различных мнений по данной проблематике; формулировка и изложение собственного мнения по данной теме. С данными докладами студенты выступали перед учащимися первого курса, отвечали на задаваемые из аудитории вопросы, после чего путем открытого голосования были выбраны лучшие докладчики.

Таким образом, развивая критическое мышления будущих социальных педагогов на занятиях по изучению специальных дисциплин, мы, опираясь на умения и навыки, сформированные и развитые у них в процессе факультативных занятий, постепенно повышали их уровень за счет усложнения и введения новых форм развития этих умений и навыков, в результате чего повышался и уровень развития критического мышления студентов. На занятиях студенты вели себя инициативно, практически всегда выполняли задания должным образом, активно участвовали в их обсуждении, открыто высказывали свое мнение, вступали в конструктивные споры, что свидетельствует об их заинтересованности процессом развития собственного критического мышления. Это, в свою очередь, положительно отразилось на процессе развития этого вида мышления среди студентов данной учебной группы.

Следует особо подчеркнуть, что индивидуальность траекторий развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей достигается вариативностью предметного содержания используемых заданий, позволяя менять последовательность изучения тем с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их учебной мотивации, уровня познавательной активности и существующих объективных условий.

1. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Обоснование алгоритмических способов построения индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателя и студента // Вестник Тамбовского университета. Серия Гу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

манитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 108-115.

2. Макарова Л.Н. Нейропедагогические условия развития критического мышления преподавателя и студента // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 9. С. 159-166.

3. Королева А.В., Кузьмин Р.И. Проблемные аспекты сформированности критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 9 (125). С. 118-124.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2011.

5. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста. Воронеж, 2012.

6. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Систематизация мотивов студентов, влияющих на коррекцию развития критического мышления // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2015. С. 37-40.

7. Королева А.В. Диагностика эффективности реализации индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателей и студентов гуманитарных специальностей // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 9. С. 148-153.

8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2004.

9. Подымова Л.С., Мажар Н.Е. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В.А. Сластенина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. С. 177-192.

10. Шаршов И.А. Пространственная модель профессионально-творческого саморазвития преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2005. Т. 1. № 7. С. 26-40.

1. Makarova L.N., Sharshov I.A. Obosnovanie algoritmicheskikh sposobov postroeniya individual'nykh traektoriy razvitiya

kriticheskogo myshleniya prepodavatelya i

studenta // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127). S. 108-115.

2. Makarova L.N. Neyropedagogicheskie usloviya razvitiya kriticheskogo myshleniya prepodavatelya i studenta // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 9. S. 159-166.

3. Koroleva A.V., Kuz'min R.I. Problemnye aspekty sformirovannosti kriticheskogo myshleniya studentov gumanitarnykh spetsial'nostey // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 9 (125). S. 118-124.

4. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. M., 2011.

5. Berezhnaya I.F. Pedagogicheskoe proektirovanie individual'noy traektorii professional'nogo razvi-tiya budushchego spetsialista. Voronezh, 2012.

6. Kuz'min R.I., Makarova L.N. Sistematizatsiya motivov studentov, vliyayushchikh na korrektsiyu razvitiya kriticheskogo myshleniya // Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushchego spetsialista. Tambov, 2015. S. 3740.

7. Koroleva A.V. Diagnostika effektivnosti realizatsii individual'nykh traektoriy razvitiya kriticheskogo myshleniya prepodavateley i studentov gumanitarnykh spetsial'nostey // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 9. S. 148-153.

8. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. M., 2004.

9. Podymova L.S., Mazhar N.E. Kreativnaya paradigma obrazovaniya v issledovaniyakh nauchnoy shkoly V.A. Slastenina // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2005. № 2. S. 177-192.

10. Sharshov I.A. Prostranstvennaya model' profes-sional'no-tvorcheskogo samorazvitiya prepoda-vatelya vuza // Psikhologo-pedago-gicheskiy zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2005. T. 1. № 7. S. 26-40.

Поступила в редакцию 30.05.2015 г.

UDC 378.14

TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALITIES: CONSTRUCTIVE STAGE

Anna Valeryevna KOROLEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of General Pedagogy and Psychology Department, e-mail: [email protected]

Lyudmila Nikolaevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of General Pedagogy and Psychology Department, e-mail: [email protected]

Technology of development of critical thinking of students of humanitarian specialities based on the example of course of preparation "Psychological-pedagogic Education", profile "Social Pedagogy" is reviewed. It is founded that the result of use of the developed technology is the choice by students of humanitarian profile it is the most effective individual trajectory of development of critical thinking which is realized, basing on the developed model taking into account the revealed neuro-pedagogic conditions. The content of the course "Development of Critical Thinking of Social Teacher", structure of the lessons of this course, which consists of three stages: call, comprehension, reflection are reviewed in detail. The main aims of the course are forming at students of humanitarian specialities the idea of what critical thinking is, what are its peculiarities and the spheres of implementation, how the level of its development influences the success of educational, professional activity and how to develop this type of thinking, using individual trajectory. Practical course of the developed elective course are planned so as every of them contains the united in blocs methods, aimed at the development of the definite indices of formation of critical thinking of the future social teachers. The examples of the tasks, which were given to students for self-study: "the list of literature", "cinquain", "situation", "my working day", "I understand if', "critical thinking - is..." are taking an important place. Special place in technology is given to creative tasks, which promote the efficient development of critical thinking. It is shown, that the concrete creative forms influence the formation of the indices of development of critical thinking at students of humanitarian direction.

Key words: critical thinking; student; humanitarian specialities; technology; individual trajectory; model; neuropeda-gogic conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.