УДК 378
н.Б. Голубева РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация. Представлены аргументы того, что формирование компетенции критического мышления является неотъемлемой частью профессионально-ориентированного иноязычного образования. Дано определение критическому мышлению как мышлению социальному, а, следовательно, подчеркивается коммуникативная сторона указанного явления. Выделены характерные черты коммуникативной иноязычной компетенции и обозначены условия ее формирования. Сделан вывод о том, что данная компетенция, будучи иноязычной и интерактивной, является по сути междисциплинарной. Ключевые слова: критическое мышление, профессионально-ориентированное образование, социальный иноязычный навык, коммуникативная компетенция, интерактивность, междисциплинарная компетенция.
Nadezhda ^utieva DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING
AS AN IMPORTANT ELEMENT OF VOCATIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE FORMATION
Annotation. The arguments are provided that critical thinking can be developed through vocational foreign language teaching. Critical thinking is defined as a social notion, and, consequently, its communicative features are researched. The terms of interactive foreign language skills development are considered. The conclusion is made that critical thinking competence, being communicative and interactive, is of interdisciplinary character and contributes to critical thinking development.
Keywords: critical thinking, vocational teaching, social foreign language skill, communicative competence, interactivity, interdisciplinary competence.
При подготовке специалиста со знанием иностранного языка в сфере профессиональной деятельности необходимо учитывать профильную специфику. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что выпускник вуза должен быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, самостоятельно приобретать знания, уметь грамотно работать с информацией, т.е. находить необходимые источники для решения поставленной задачи, анализировать ее, обобщать, сопоставлять, делать аргументированные выводы и на их основании принимать решения [8]. Иными словами, будущий специалист должен самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть проблему и искать пути ее решения, используя современные технологии, уметь применять полученные знания, а также генерировать новые идеи, мыслить творчески. Важным качеством является и стремление к самосовершенствованию не только в профессиональном, но и в нравственном плане, так как повышение самооценки и повышение чувства собственной значимости, как правило, ведут к профессиональным успехам непосредственно на рабочем месте или в процессе получения образовательных услуг [5]. Важным качеством является и стремление к самосовершенствованию не только в профессиональном, но и в нравственном плане. Для решения проблем человек должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах [9].
Все сказанное отражает ключевые компетенции, сформулированные Советом Европы для граждан современного демократического общества. Эти же компетенции нашли отражение и в Национальном докладе РФ «Система образования в России» 47 сессии Международной конференции по образованию в Женеве (2004) [9; 10]. Не следует забывать, что в условиях глобализации профессио-
© Голубева Н.Б., 2015
нальная деятельность наших выпускников осуществляется в сфере межкультурной коммуникации. По мнению представителей бизнес-сообщества, важнейшим навыком претендентов, который востребован во многих компаниях, является наличие у последних критического мышления [9]. Поэтому развитие критического мышления следует рассматривать в качестве важного элемента формирования иноязычной коммуникативной компетенции при преподавании иностранного языка в университетах. Поскольку выпускники вузов в силу специфики своей профессиональной деятельности должны владеть иностранным языком на уровне международных стандартов, мы ориентируемся на модель коммуникативной компетенции и требования, предложенные Советом Европы.
Цель нашей работы - рассмотреть некоторые аспекты развития критического мышления в процессе преподавания профильно-ориентированного иностранного языка в вузах. Остановимся на термине. По мнению Д. Халперна, критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач [7].
Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно: построение логических умозаключений (Simon & Kaplan, 1989), создание согласованных между собой логических моделей (Stahl & Stahl, 1991), принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение (Moore & Parker, 1994) [цит. по 11]. Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил полагали, что думать критически - означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы; ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений [2]. Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления: критическое мышление есть мышление самостоятельное, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации [цит. по 10].
Критическое мышление есть мышление социальное. Критическое мышление - последова-тельность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: эмпирический уровень - критическая проверка фактов; теоретический уровень - критическая проверка теорий; метате-оретический уровень - критическая проверка норм и ценностей [4; 6].
Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики [1].
Е.И. Федотовская отмечает, что механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки
критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений. Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием [10].
Анализ имеющихся определений показывает, что слово «критический» в данном случае не содержит негативной коннотации и предполагает оценочный компонент. Очевидно также, что все исследователи подчеркивают, что критическое мышление предполагает способность и умение собирать информацию, обрабатывать, оценивать и применять ее в своей деятельности, а также обмениваться, дополнять, обновлять ее, т.е. речь идет об умении работать с информацией, а именно о коммуникативной компетенции.
Чтобы правильно организовать процесс обучения профильно-ориентированному иностранному языку, необходимо учитывать вызовы, стоящие перед образовательными учреждениями, а также особенности преподавания указанного предмета, и руководствоваться следующими положениями. Во-первых, мы должны принимать во внимание уровень сформированное™ лингвистической и предметной компетенции у студентов. Если мы работаем с материалами профильной проблематики, нужно помнить, что профессиональный язык отличается от бытового тем, что «профессиональная лексика» терминологична. Структура профильного дискурса также специфична. Все это влияет на создание адекватного образа, что также входит в понятие коммуникативной компетенции. Во-вторых, важен уровень профильной информированности преподавателя и студента. Если человек хорошо образован и имеет достоверные знания о предмете, его практически невозможно ввести в заблуждение. Кроме того, необходимо помнить, что недостаточный образовательный и культурный уровень ведет к появлению стереотипов мышления и обобщениям, которые отрицательно сказываются на акте коммуникации. Поэтому мы должны также работать над повышением уровня знаний наших слушателей, как в области лингвистической и социолингвистической компетенции, так и в собственно предметной области, на основе которой ведется развитие соответствующих интеллектуальных компетенций критического мышления. В-третьих, необходимо признать, что чем выше интеллект студента, тем ниже вероятность введения его в заблуждение. Следовательно, развитие интеллектуальных способностей является не менее важной задачей, чем формирование коммуникативных умений. В-четвертых, эффективность преподавания зависит от индивидуальных психологических свойств студента - на сколько он критичен по отношению к предметному материалу, насколько он ему интересна. Поэтому важно, с одной стороны, учитывать индивидуальные особенности студентов, что является одним из базовых принципов личностно-ориентированного подхода, а с другой, необходимо формировать устойчивую мотивацию слушателей [10; 11].
Механизм критического мышления, как считают ученые, включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа, оценки и передачи сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений [6]. Необходимо подчеркнуть, что формирование компетенции критического мышления неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой деятельности, поскольку предметом речевой деятельности является мысль. В связи с этим исследователи различают «критическое чтение», «критическое письмо», «критическое аудирование» и «критическое говорение» [8].
Следует обратить внимание на различия между продуктивными и рецептивными видами ре-
чевой деятельности и, соответственно, на развитие разных интеллектуальных умений при обучении тому или иному виду речевой деятельности. При чтении и аудировании мы должны воспринять и оценить мысли и позицию автора, сравнить со своими и выбрать то, что считаем важным и нужным для нас. Это потребует от нас анализа и оценки чужой аргументации и будет отличаться от того, как в процессе говорения или письма можно аргументировать свою точку зрения или позицию.
Мышление всегда начинается с формулирования вопроса или проблемы, которую необходимо решить, осознать неизвестное, понять его, уяснить. При этом необходимо применить имеющуюся систему знаний, использовать понятия из разных областей. Это учебно-познавательная способность, и развивать ее у учащихся в современных условиях крайне важно, так как сегодня многие науки носят междисциплинарный характер [1].
Основными параметрами определения эффективности формирования критического мышления являются компетенции, составляющие понятие коммуникативной компетенции: лингвистическая, социолингвистическая и прагматическая компетенции. Интеллектуальные способности входят в понятие прагматической компетенции и являются критериями ее оценки. По мнению Е.И. Федотов-ской, под сформированностью лингвистической компетенции понимают владение новой лексикой, понятиями, реалиями, идиоматическими выражениями, терминами в соответствии с принятыми нормами английского языка и профильной тематики. Под социолингвистической компетенцией предполагают умение адекватно использовать профессиональные реалии в соответствии с речевой задачей; знание особенностей современной политической ситуации в отдельных регионах в соответствии с изучаемыми темами. Под прагматической компетенцией исследователи определяют умение осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; умение критически анализировать и оценивать информацию оригинальных текстов (печатных, звуковых, мультимедийных) с разными целевыми установками; умение на основе прочитанных, прослушанных текстов делать обобщения, обоснованные выводы; умение создавать письменные тексты аналитического, обобщающего характера, содержащие обоснованную аргументацию высказанной позиции, а также оценку анализируемой ситуации; умение вести дискуссию в диалоге, полилоге (инициировать, поддерживать беседу, достигать компромисса, отстаивать собственную точку зрения) [10].
Итак, подведем некоторые итоги. Для формирования критического мышления студентов необходимо придерживаться следующих этапов совместной работы: актуализации знаний по поводу предложенной темы с целью выявления уровня интеллектуального и профессионального развития группы; мотивации деятельности студентов; осмысления материала с целью знакомства с новой информацией, ее соотнесения с имеющимися знаниями, поиска ответов на поставленные ранее вопросы, выявления затруднений и противоречий; рефлексии [3]. Педагоги, которые ставят перед собой задачу формирования критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии: работа в группе усиливает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяя их словарный запас; совместное обучение способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; обостряется любознательность; развивается активное слушание; исчезает страх перед аудиторией; повышается самооценка студентов; формируется критическое отношение к стереотипам.
Таким образом, при обучении профильно-ориентированному иностранному языку развивается критическое мышление. И, наоборот, критическое мышление может способствовать формированию коммуникативной иноязычной компетенции, так как именно критическое мышление лежит в основе работы с иноязычной информацией в самом широком понимании. Итак, критическое мышление носит междисциплинарный характер, именно поэтому данный навык так востребован среди представителей профессионального сообщества.
Библиографический список
1. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 36 с.
2. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев [и др.]. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. -71 с.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - № 4. - C. 66-72.
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособ. для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муш-тавинская. -М.: Просвещение, 2004.
5. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Психолингвистические аспекты как основа практического изучения иностранного языка // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 9-10. -C. 100-104.
6. Меркулова Л.П. Система формирования профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка / Л.П. Меркулова. - Саратов: СГАУ, 2007. - 151 с.
7. Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru (дата обращения: 12.02.2015).
8. Примерная программа по иностранным языкам / Е.Н. Соловова [и др.]; под общ. ред. С.Г. Тер-Минасовой. - М.: МГУ, 2009.
9. Тягуненко В.В. Проектирование и реализация технологии формирования рефлексивных умений обучающихся профессиональных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2001. - C. 94.
10. Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами // Текст. Восприятие, информация, интерпретация: сб. докладов I Международной научной конференции Российского нового университета. - М., 2002. - С. 279-283.
11. Федотовская Е.И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков: сборник материалов научно-практической конференции вузов Москвы. - М., 2003. - с. 282-291.