ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2022. № 2(6). С. 45-52. © ®®
Pedagogical perspective. 2022; 2(6): 45-52.
Научная статья УДК 376
https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_45
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
А.В. Гузева®
Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, [email protected]®
Аннотация. В современных условиях постоянного роста количества детей с проблемами здоровья остро стоит вопрос организации их психолого-педагогического сопровождения в рамках инклюзивного образования как важного фактора успешного становления и социализации ребёнка. Определяющую роль во всестороннем развитии личности в подростковом возрасте играет мотива-ционно-ценностная сфера. Знание особенностей ценностной ориентации и мотивации подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) позволит подобрать эффективные кор-рекционно-развивающие методы для достижения личностных результатов детей с учётом специфики их развития. Статья посвящена рассмотрению проблемы изучения особенностей мотива-ционно-ценностной сферы подростков с ОВЗ. Анализируется термин «мотивационно-ценностная сфера» в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей. Представлены результаты исследования и выявлены отличительные особенности мотивационно-ценностной сферы подростков с ОВЗ. Показано распределение жизненных ценностей подростков с ОВЗ по иерархии, произведён сравнительный анализ с иерархией ценностей нормотипичных подростков.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, мотивация, мотивационно-ценностная сфера, ограниченные возможности здоровья
Для цитирования: Гузева А.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 45-52. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_45
FEATURES OF THE MOTIVATIONAL-VALUE SPHERE OF ADOLESCENTS WITH DISABILITIES
A.V. Guzeva®
Sochi State University, Sochi, Russia, [email protected]®
Abstract. In modern conditions of a constant increase in the number of children with health problems, the issue of organizing their psychological and pedagogical support within the framework of inclusive education is an important factor in the successful development and socialization of a child. The decisive role in the comprehensive development of the personality in adolescence is played by the motivational-value sphere. Knowledge of the features of the value orientation and motivation of adolescents with disabilities (hereinafter - HIA) will allow you to choose effective correctional and developmental methods to achieve personal results in children, taking into account the specifics of their development. The article is devoted to the problem of studying the features of the motivational-value sphere of adolescents with disabilities. The term «motivational-value sphere» in the scientific works of domestic and foreign researchers is analyzed. The results of the study are presented and the distinctive features of the motivational-value sphere of adolescents with disabilities are identified. The distribution of life values of adolescents with disabilities by hierarchy is shown, a comparative analysis is made with the hierarchy of values of normotypical adolescents.
Keywords: value, value orientations, motivation, motivational-value sphere, health limitations
© Гузева А.В., 2022
45
For citation: : Guzeva A.V. Features of the motivational-value sphere of adolescents with disabilities.
Pedagogical perspective. 2022; 2(6): 45-52. https://doi.org/10.55523/278225 59_2022_2(6)_45 (In Russ.).
Проблема изучения особенностей мотивационно-ценностной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является крайне актуальной. В первую очередь это обусловлено тем, что количество таких детей постоянно увеличивается. Согласно данным Министерства просвещения РФ, в 2021 году рост количества детей с ОВЗ составил 9,4%. В связи с этим приоритетным направлением государственной политики РФ в сфере современной образовательной системы является развитие инклюзивного образования, цель которого заключается в предоставлении «особым» детям большего количества возможностей для социализации, самореализации приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном нестабильном обществе.
С учётом того, что значительной проблемой детей с ОВЗ является психологическая неподготовленность к жизни и социальным взаимоотношениям, низкий уровень адаптационных и интеграционных способностей, особую значимость приобретает определение особенностей мотивационно-ценност-ной сферы подростков с ОВЗ, так как именно в этом возрасте проходит основной этап формирования личности. На глобальном уровне успешное вхождение таких подростков в различные слои российского общества является залогом психологического и социального благополучия государства, формирования демократических и толерантных представлений о человеческих взаимоотношениях в обществе.
Проблема исследования состоит в том, что в условиях современной необходимости выстраивания эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, одной из главных целей которого является формирова-
ния жизненного вектора развития, позитивной мотивационно-ценностной сферы и волевых качеств «особых» подростков, результатом чего будет его успешная социализации и самореализация в будущем, недостаточно научно обоснованных данных об особенностях мотивационно-ценностной сферы подростков с ОВЗ.
Так, изучением проблемы «ценностей» занимались Б.Г. Ананьев, С.Ф. Ани-симов, А.Г. Асмолов, Л.В. Баева и др. Проблемы мотивации в психологии рассмотрели Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, и др. Ценностную и мотивационную сферу людей с ОВЗ анализировали Л.А. Александрова, В.Н. Брайтфельд, Д.В. Зайцев, О.В. Кер-бикова и др.
Существует широкий спектр теорий и концепций, раскрывающих сферу ценностных ориентаций. Впервые понятие ценностных ориентаций ввёл американский социолог Т. Парсонс в рамках своей теории социального действия. Под ними он понимал выстраивание групповых и индивидуальных ценностей по уровню значимости для личности, являющихся основой выбора деятельностных целей и средств их достижения. Учёный выделил три способа ценностной ориентации [1]: эстетическая, когнитивная и морально-ценностная.
В 20-х годах ХХ века американский социолог У. Томас и польский учёный Ф. Знанецкий стали рассматривать ценностные ориентации как «аттитюды» или некие социальные установки. По их мнению, аттитюд - это «психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта, выражающее вектор направленности личности» [2]. То есть он является элементом, отражающим особенности психологической структуры личности, фор-
мирующейся под влиянием внешней социальной среды. Ценностные установки выступают в роли регуляторов поведения и являются определяющими при выборе конкретного внутреннего мотива к тому или иному поступку.
В отечественной науке проблему ценностных ориентаций исследовали В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыс-лов, В.А. Ядов. Так, В.Б. Ольшанский определял ценностные ориентации как жизненные идеалы личности, формирующиеся под влиянием «группового сознания». А.Г. Здравомыслов ставил ценностные ориентации во главе внутренней структуры личности и считал их результатом жизненного опыта и переживаний индивида. В.А. Ядов [3] установил взаимосвязь степени сформи-рованности системы ценностных ори-ентаций и уровня личностного развития. По его мнению, ценности личности влияют на поведение и выбор средств удовлетворения в особо значимых социальных ситуациях в зависимости от приоритета жизненных целей.
В психологическом направлении существует множество подходов к определению понятия «ценностные ориентации», где данный феномен рассматривают с разных позиций [2]: как нравственность личности, детерминанты принятия решения, сложные обобщенные системы ценностных представлений, основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей, ключевые жизнеобуславливающие смысловые ценности и др.
Таким образом, под ценностной ориентацией понимают сложное социально-психологическое понятие, представляющее собой базовый компонент структуры личности, отражающий индивидуальную идеологию стиля жизни, формирующийся в процессе инте-риоризации общественно значимых ценностей, усвоения социального опыта, проявляющийся в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других эле-
ментах внутреннего мира и реализующийся в поведении личности. Система ценностных ориентаций является основой, на которой строятся отношения личности с окружающей действительностью.
Впервые термин «мотивация» ввёл А. Шопенгауэр в начале 20-го века, определяя её как совокупность внутренних и внешних факторов и мотивов, побуждающих организм к активности. Далее концепции и теории мотивации стали возникать в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в.
Г. Мюррей в своей мотивационной концепции добавил к перечню первичных (органических) потребностей У. Макдугалла список вторичных (психогенных) потребностей, являющихся результатом воспитания и обучения [4]: достижение успехов, независимости, аффилиации, агрессии, уважения, противодействия, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания неудач, покровительства, сексуальных отношений, взаимопонимания др.
Одна из известных теорий мотивации была разработана А. Маслоу [5], суть которой - утверждение, что мотивами поступков людей является удовлетворение потребностей. Все потребности учёный разделил на классы и представил в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, далее - потребности в безопасности, принадлежности и любви, потребности уважении (почитании), познавательные потребности, вершину образуют эстетические потребности и потребности в самоактуализации. Согласно пирамиде, переход к более высоким потребностям невозможен пока не удовлетворены потребности нижележащего уровня.
Во второй половине XX в. теории мотивации были дополнены трудами Д. Аткинсона, Г. Келли, Д. Макклел-ланда, Ю. Роттера , Г. Хекхаузена, и др.
Отечественными психологами во главе с А.Н. Леонтьевым была разработана теория деятельностного происхож-
дения мотивационной сферы личности, согласно которой поставленные цели в ходе практической деятельности становятся для личности самостоятельными мотивами [6].
Всё многообразие существующих теорий мотивации можно свести к двум основным направлениям:
- рассмотрение мотивационной сферы с точки зрения определения её статической структуры как совокупности мотивов и факторов, формирующих поведение человека;
- рассмотрение мотивационной сферы в динамике как непрерывного процесса выбора среди альтернативных решений, совокупность которых и определяет стратегию поведения человека.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о тесной взаимосвязи и взаимозависимости ценностных ориен-таций и мотивации. Об этом в своих исследованиях также говорят отечественные учёные. Так, А.Г. Здравомыслов, А.Г. Асмолов считают, что ценностные ориентации определяют направленность мотивации [7]. М. Попова подчёркивает и обратную взаимосвязь, определяющую механизм влияния мо-тивационной сферы на формирование ценностей и идеалов личности.
Таким образом, ценностно-мотива-ционная сфера является основой регуляции поведения личности и оказывает огромное влияние на её эмоциональное, познавательное, интеллектуальное развитие. При этом ценностные ориентации определяют вид мотивации, а мотивация, в свою очередь, направлена на достижение ценностей личности.
Несмотря на большое количество работ, посвящённых изучению моти-вационно-ценностной сферы личности, наблюдается дефицит исследований, рассматривающих вопросы развития ценностных ориентаций и мотивации человека с ОВЗ (особенно подростка). Многообразные тяжёлые нарушения развития не позволяют детям вклю-
чаться в полноценную жизнь, предъявляют к ним особые требования к осмыслению своего места в обществе, вызывают сложности с определением ценностных ориентиров и принятием ответственности за результаты своей деятельности, которые напрямую зависят от структуры мотивов личности [8]. Сложность формирования положительной ценностно-мотивационной сферы у детей с ОВЗ связана с их нахождением в условиях психической депривации: сенсорной, когнитивной, эмоциональной, социальной. В немногочисленных исследованиях наблюдается определенная специфика формирования ценностных ориентаций подростков с ОВЗ. Так, Д.В. Зайцев [9] указывает, что у детей с ограниченными возможностями возникают наибольшие проблемы с интериоризацией социальных норм, установок, иерархий ценностей.
В результате изучения ценностных ориентаций школьников коллективом преподавателей Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева - А.М. Гендиным, М.И. Сергеевым, В.И, Усаковым, В.В. Шабуниным - было установлено, что у подростков с ОВЗ важнейшей смыслообразующей ценностью является здоровье, а ведущим мотивом поведения выступает сохранение здоровья. Приоритетные для нормотипичных подростков ценности самоконтроля, воспитания, образования, творчества, активной деятельной жизни и общественного признания для детей с ОВЗ оказались малозначимыми [10].
О.А. Беляева в своём исследовании ценностно-ориентационной сферы подростков с инвалидностью выявила следующую специфику: устойчиво позитивное восприятие таких сфер жизни, как «семья», «Земля (природа)», «культура» и ситуативно-негативное отношение подростков к собственному внутреннему миру (душевное «Я»), что свидетельствует о низкой самооценке.
Кроме психических особенностей, свойственных различным группам де-
тей с ОВЗ в зависимости от вида и степени нарушения развития, общим для них является лишение возможности вести полноценный активный образ жизни, а недостаточный уровень толерантности и информированности нор-мотипичных сверстников и общества в целом зачастую становится значительным барьером в общении. Нарушение механизмов общения, в свою очередь, становится причиной невротических расстройств, психосоматических заболеваний и даже наркомании.
Другим важнейшим фактором формирования психологических особенностей и мотивационно-ценностной сферы детей с ОВЗ является семья, в которой родители для воспитания выбирают стратегию гиперопеки. Они стремятся оградить ребёнка от посильных трудностей, сверхконтролируют и сопровождают каждый его шаг, окружают чрезмерной заботой и пытаются материальными благами компенсировать ограниченные возможности и недостаток социума, т.е. «привязывают» ребёнка к себе. Вследствие этого у «особых» детей снижаются когнитивные способности оценки жизненных ситуаций, ещё больше формируется неуверенность в своих силах и беспомощность в решении бытовых ситуаций в отсутствии родителей и контроля. Как следствие снижается познавательная активность, желание преодолевать трудности, развивается повышенная чувствительность к оценке окружающих, «ранимость» и нестабильность эмоциональной сферы, развиваются фобии, такие как страх одиночества, боязнь общения с другими людьми. Результатом такого воспитания является наличие у детей с ОВЗ мотивационного, когнитивного и эмоционального дефицита.
Таким образом, можно сделать вывод о тенденции к недостаточной сфор-мированности и «бедности» мотиваци-онно-ценностной сферы подростков с ОВЗ на фоне задержки развития когнитивных функций, психической депри-
вации, особенностей воспитательного процесса и психологических трудностей, характеризующейся следующими особенностями:
- недостаточная сформированность иерархии ценностей и мотивационный дефицит;
- наиболее значимой является ценность здоровья;
- позитивное восприятие ценност-но-ориентационных сфер жизни «семья», «земля», «культура», негативное отношение к собственному внутреннему миру;
- смыслообразующие мотивы - сохранение здоровья, общение и установление межличностного контакта;
- малозначимость и незначимость ценностей самоконтроля, воспитания, образования, а также творчества, активной деятельной жизни и общественного признания;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- низкая мотивация к постановке и достижению целей, успеха, преодолению трудностей и признанию.
Для исследования отличительных особенностей мотивационно-ценност-ной сферы подростков с ОВЗ нами были выбраны диагностические методики Г.В. Резапкиной «Иерархия жизненных ценностей» и опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Методика Г.В. Резапкиной позволяет определить значимость для подростков жизненных ценностей на основе набранных баллов: от -5-ти до -3-х баллов - отвергаемая ценность; от -2 до 0 - низкая значимость ценности; от 1 до 3-х,-умеренно значимая ценность; от 4-х до 5-ти - значимая ценность.
Опросник А.А. Реана определяет вектор мотивации - на успех или неудачу. В результате подсчета баллов диагностируется: от 1 до 7 баллов - мотивация на неудачу (боязнь неудачи); от 14 до 20 - мотивация на успех (надежда на успех); от 8 до 13 - мотивационный полюс ярко не выражен. При этом, если
количество баллов 8 или 9, то наблюдается определенная тенденция мотивации на неудачу, а 12 или 13, то на успех.
Представим результаты исследования особенностей мотивационно-цен-ностной сферы и её отдельных критериев у подростков с ОВЗ в сравнении с нормотипичными, которое проводилось весной 2022 года в гимназии № 44 г. Сочи. В нём приняли участие 26 подростков (10 девочек и 16 мальчиков) в возрасте от 12 до 15 лет, из них 10 человек с диагнозом задержка психического развития (далее - ЗПР), обучающиеся по адаптированной образовательной
Согласно данным таблицы, критерий «семья» возглавляет иерархию ценностей в обоих исследуемых группах подростков, т.к. эта сфера является основой формирования и социализации личности. Однако для нормотипичных детей она имеет умеренную значимость, что вполне нормально в подростковом возрасте, когда ведущим является стремление к самостоятельности и обособленности и на первое место выходят друзья. Высокая значимость семьи для подростков с ОВЗ в негативном ключе может говорить о гиперопеке, сверхконтроле, несамостоятельности и отсутствии стремления, неуверенности и недостатке общения.
программе 7.1 и 7.2, испытывающие трудности в усвоении учебных дисциплин, обусловленные разной степенью выраженности недостатками в формировании высших психических функций, нарушениями пространственной ориентировки и эмоционально-волевой сферы. Полученные данные обрабатывались с помощью U-критерия Ман-на-Уитни.
В результате было выявлено, что показатели особенностей мотивацион-но-ценностной сферы у подростков с ОВЗ и нормотипичных подростков отличаются (см. таблицу).
Кардинальное различие в иерархии ценностей наблюдается по критерию «здоровье». Так, для подростков с ОВЗ здоровье находится на втором месте по важности и имеет умеренную значимость, что свидетельствует о смыс-лообразующей ценности здоровья для таких детей и выстраивании их деятельности с позиций его сохранения и преумножения, а нормотипичные подростки относятся к здоровью поверхностно и мало задумываются о его сохранении, руководствуясь в своей деятельности другими приоритетами.
Умеренная значимость у подростков с ОВЗ наблюдается по критерию
Таблица
Средние значения показателей жизненных ценностей и мотивации по шкалам
методик Г.В. Резапкиной и А.А. Реана
Шкала Подростки с ОВЗ Нормоти-пичные подростки U-эмп U-критерий значимости различий
Здоровье 2,1 0,38 39 P<0,05
Материальная обеспеченность 1,5 1,4 75,5 P>0,05
Творчество -0,7 0,4 48,5 P>0,05
Семья 4,2 2,44 36 P<0,01
Карьера 0,4 1,88 52,5 P>0,05
Служение 1,3 0,38 64,5 P>0,05
Слава 0,3 0,4 70,5 P>0,05
Отдых 1,5 1,4 72,5 P>0,05
Мотивация 9,33 11,81 30,5 P<0,01
неуверенности
«служение», в то время как у нормотипич-ных школьников она низкая. Данный факт может говорить о более толерантном отношении к окружающим, бескорыстности и желании быть полезными, но в совокупности с тенденцией к мотивации на неудачу, а также с недостатками формирования когнитивных функций может свидетельствовать и о заниженной самооценке в себе, недостатке в общении, страхе быть отвергнутыми и одинокими.
Остальные показатели у исследуемых групп подростков имеют небольшие расхождения. Так, для школьников с ОВЗ умеренно значимыми являются материальная обеспеченность, отдых и служение. Низкую значимость имеют карьера, слава и творчество. Для нормотипичных подростков умеренно значимыми являются карьера, отдых материальная обеспеченность, низкую значимость имеют слава, творчество, здоровье и служение.
Результаты исследовании вектора мотивации на успех/неудачу по методике А.А. Реана показали, что у всех подростков она выражена слабо. Тем не менее различие в баллах говорит об определённой тенденции формирования мотивации на неудачу у подростков с ОВЗ и о тенденции мотивации к успеху у нормотипичных сверстников (рисунок).
Рисунок. Распределение подростков с ОВЗ и нормотипичных подростков по уровням мотивации на успех/неудачу (% от числа опрошенных)
С целью проверки достоверности выявленных отличий был использован непараметрический и-критерий Ман-на-Уитни. Его выбор обусловлен тем, что размер сравниваемых групп неидентичен и распределение полученных данных отличается от нормального. Результаты статистической обработки данных также подтвердили значимые различия у подростков с ОВЗ и нормотипичных подростков по шкалам ценностей «здоровье», «семья» и «мотивация».
Таким образом, наша гипотеза о существовании отличительных особенностей мотивационно-ценностной сферы у подростков с ОВЗ верна. Учитывая постоянный рост количества детей с проблемами здоровья, выраженную нехватку практической информации в области их мотивационно-ценностной сферы, оказывающей определяющее влияние на становление личности, её эмоциональное, познавательное и интеллектуальное развитие, наша работа приобретает существенную актуальность.
Список литературы
1. Парсонс Т., Чеснокова В. Ф., Белановский С. А. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2016. 879 с.
2. Жупник О.Н. Понятие «ценностные ориентации»: к проблеме определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. № 2.
3. Ролдугина В.Н. Представления о ценностных ориентациях в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Московского информационно-технологического университета Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 3.
4. Зарубина Е.В., Петрова Л.Н. Основные теории мотивации // АОН. 2016. № 4.
5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2015. 600 с.
6. Соловьева В.А. Мотивационная сфера в исследованиях личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. № 4.
7. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
8. Джайнакбаев Н.Т., Асимова Т.А., Фатеева А.А., Мухамадиева М.В., Ганукаев Р.И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями // Проблемы науки. 2017. № 6 (88).
9. Беляева О.А. Особенности ценностно-ориентационной сферы подростков, имеющих статус ребенок-инвалид // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 1 (26).
10. Чижакова Г.И., Дуда И.В. Формирование ценностных ориентаций, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной школе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.
2017. № 3 (41).
References
1. Parsons T., Chesnokova V. F., Belanovsky S. A. On the structure of social action. Moscow: Akademicheskii proekt; 2016. 879 p. (In Russ.).
2. Zhupnik O.N. The concept of «value orientations»: to the problem of definition. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kulturologiya. 2017; 2. (In Russ.).
3. Roldugina V.N. Representations of value orientations in domestic and foreign psychology. Vestnik Moskovskogo informatsionno-tekhnologicheskogo universiteta Moskovskogo arkhitekturno-stroitelnogo instituta. 2018; 3. (In Russ.).
4. Zarubina E.V., Petrova L.N. Basic theories of motivation. AON. 2016; 4. (In Russ.).
5. Maslow A. G. Motivation and personality. St. Petersburg: Piter; 2015. 600 p. (In Russ.).
6. Solovyova V.A. Motivational sphere in personality research. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2008; 4. (In Russ.).
7. Zdravomyslov A.G. Needs, interests, values. Moscow: Politizdat; 1986. 223 p. (In Russ.).
8. Dzhainakbaev N.T., Asimova T.A., Fateeva A.A., Mukhamadieva M.V., Ganukaev R.I. Psychological features of children with disabilities. Problemy Nauki. 2017; 6 (88). (In Russ.).
9. Belyaeva O.A. Features of the value-orientation sphere of adolescents with the status of a disabled child. ANI: pedagogika i psikhologiya. 2019; 1 (26). (In Russ.).
10. Chizhakova G.I., Duda I.V. Formation of value orientations of students with disabilities in a modern school. Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva. 2017; 3 (41). (In Russ.).
Информация об авторе
Александра Владимировна Гузева - магистрант Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета.
Information about the author
Alexandra V. Guzeva - Sochi State University, master's student of the Social and Pedagogical Faculty.
Статья принята в редакцию 07.06.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.
The article was submitted 07.06.2022; approved after reviewing 13.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.