ВЫВОДЫ
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что подростки, предрасположенные к деструктивному поведению имеют следующие личностные характеристики - низкий волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к агрессии (вербальной, физической, предметной) и насилию; возбудимость; циклотимность; неадекватно заниженную или завышенную самооценку; тревожность; склонность к преодолению норм и правил; экзальтированность; прагматический тип восприятия группы; склонность к самоповреждению, саморазрущающему, деликвентному и аддиктивному поведению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка / М.М. Гогуева // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - № 5 (95). - С. 153-159.
2. Злоказов, К.В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе / К.В. Злоказов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 71-81.
3. Кузнецова, М.Н. Теоретические аспекты психологии деструктивного поведения у подростков // Научный поиск : материалы Х научной конференции аспирантов и докторантов / Министерство образования и науки РФ, Южно-Уральский государственный университет. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 124-131.
4. Трошина, Н.В. Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе / Н.В. Трошина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7 (81). - С. 193-195.
5. Фетискин, Н.П. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентов / Н.П. Фетискин // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. - 2017. - № 1 (11). - С. 105-108.
REFERENCES
1. Gogueva, M.M. (2010), "The specifics of the negative impact of the subculture on the development of the personality of a teenager", Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No. 5 (95), pp. 153-159.
2. Zlokazov, K.V. (2016), "Socio-psychological background of the destructive behavior of adolescents in school", Pedagogical education in Russia, No. 5, pp. 71-81.
3. Kuznetsova, M.N. (2018), "Theoretical aspects of the psychology of destructive behavior in adolescents", Scientific search materials X scientific conference of graduate students and doctoral students, South Ural State University, SUSU Publishing Center, Chelyabinsk, pp. 124-131.
4. Troshina, N.V. (2017), "Forms of aggressive expression of destructiveness in modern society", Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, No. 7 (81), pp. 193-195.
5. Fetiskin, N.P. (2017), "Personal features of juvenile delinquents", Penitentiary right: legal theory and law-enforcement practice, No. 1 (11), pp. 105-108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2019
УДК 159.9.072.432
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОТЦОВ ДЕТЕЙ С
АУТИЗМОМ
Андрей Андреевич Куканов, медицинский психолог, «Российский реабилитационный центр "Детство"» (ФГБУ «РРЦ "Детство"» Минздрава РФ), поселок санатория «Горки
Ленинские», Московская область; Елена Борисовна Фанталова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический
университет (МГППУ); Алексей Анатольевич Коваль-Зайцев, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический
университет (ГБОУ ВПО МГППУ), ведущий научный сотрудник Научного Центра Психического Здоровья (ФГБНУ НЦПЗ РАМН), Москва
Аннотация
В статье приведены результаты психологического исследования, проведенного в 2015-17 гг. на МАДОУ д/с комбинированного вида №22 «Пчелка» г. Домодедово Московской области и Психоневрологического отделения ФГБУ «РРЦ "Детство"» Минздрава РФ поселок санатория «Горки Ленинские» Московской области. Целью работы являлось выявление специфических особенностей в ценностно-мотивационной сфере отцов детей-дошкольников с ранним детским аутизмом (РДА) по сравнению с отцами нормально развивающихся детей. Было установлено, что для данной категории отцов характерно наличие таких специфических личностных ценностей, как «Вера в Бога», «Любовь к ближнему» и «Деньги», а также достоверно значимого чувства тревоги, тоски, подавленности и апатии, среднего уровня дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере.
Ключевые слова: аутизм, отцы, дошкольники, ценностно-мотивационная сфера, клиническая психология семьи.
FEATURES OF VALUE-MOTIVATIONAL SPHERE OF FATHERS OF CHILDREN
WITH AUTISM
Andrey Andreevich Kukanov, the medical psychologist, FSBI «RRC "Detstvo"» the Ministry of health, village sanatorium «Gorki Leninskiye», Moscow region; Elena Borisovna Fantlova, the candidate ofpsychological sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Aleksey Anatolyevich Koval-Zaitsev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, leading researcher at the Mental Health Research Center, Moscow
Annotation
The article presents the results of the psychological study conducted in 2015-17 at MADOU kindergarten of the combined type №22 «Pchelka» Domodedovo, Moscow region and the Psychoneurological Department of FSBI «RRC "Detstvo"» of the Ministry of health of the Russian Federation village sanatorium «Gorki Leninskie» of the Moscow region. The aim of the work was to identify the specific features in the value-motivational sphere of the fathers of preschool children with autism (RDA) compared with fathers of normally developing children. It was found that this category of fathers is characterized by the presence of such specific personal values as «Faith in God», «Love of neighbor» and «Money», and, also, the significantly significant feelings of anxiety, melancholy, oppressions and apathy, the average level of disintegration in the value-motivational sphere.
Keyword: autism, fathers, preschoolers, value-motivational sphere, clinical psychology of the family.
ВВЕДЕНИЕ
На наш взгляд, отечественных исследований, посвященных изучению экзистенциальных основ личности отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), крайне мало. По мнению многих специалистов, это связано с нежеланием мужчин лишний раз напоминать себе о болезни их детей, выносить семейные секреты и тайны во вне, а также нормами поведения, которые закладываются мальчикам с детства, что настоящий мужчина не должен плакаться и жаловаться, а сам находить выход из трудной ситуации. В литературных источниках нам удалось найти несколько исследований, в которых описываются эмоционально-личностные особенности этой категории мужчин [1; 3; 5; 6].
Ряд иностранных авторов отмечает, что отцы детей с ОВЗ практически не занимаются непосредственным уходом и воспитанием ребенка. Они чаще всего играют роль «финансового помощника», который зарабатывает деньги и создает условия для оказания ребенку всех необходимых коррекционных услуг. Для них характерно наличие состояния депрессии и дистанцирование от ребенка, что приводит к частым семейным конфликтам. Отцы больше, чем материи, чувствительны к стигматизации семьи по причине
инвалидизации ребенка [1; 3; 5; 6].
Во многих литературных источниках, и даже в СМИ, можно обнаружить информацию, касающуюся большой вероятности развода и ухода отца из семьи по причине рождения ребенка с патологией. Так, например, в некоторых американских газетах утверждалось (без опоры на какие-либо эмпирические исследования), что процент разводов в семьях с «особым» ребенком крайне велик, достигая 8Q% [1; 2; l; 9]. Но так ли это на самом деле? Подобным вопросом задался ряд американских ученых, которые изучали вероятность развода в таких семьях. Было проведено несколько исследований на выборке семей, имеющих ребенка с различными отклонениями в развитии [1].
Первое исследование провели Сиган Хартли (Sigan Hartley), Эрик Бейкер (Eric Barker) и Марша Зельтцер (Marsha Seltzer) в 2Q1Q году на выборке 391 семьи с ребенком с ОВЗ из штатов Висконсинт и Массачусетс. Согласно полученным результатам вероятность развода в такой семье составляет 23,53%, а в семьях с нормативно развивающимися детьми процент разводов равен 13,81% (данные по обычным семьям были взяты из Отдела статистики естественного передвижения населения, Национального центра статистики здравоохранения и Центра по контролю и профилактики заболеваний США) [1; 9].
Второе исследование было проведено Брайном Фридманом (Brian Freedman), Лютером Калбом (Luther Kalb), Бенжамином Заблотски (Benjamin Zablotsky) и Элизабет Стюарт (Elizabeth Stuart) в 2Q12 году [1; 8]. В нем приняло участие 11911 семей из всех штатов Америки, из них дети с аутизмом воспитывались в 913. Участники были выбраны случайным образом с помощью телефонного опроса. Каждому из них были заданы вопросы, касающиеся семейного благополучия. В конечном итоге, учеными не было выявлено никаких доказательств того, что процент разводов в семье с «особым» ребенком был бы выше, чем в семье с нормативно развивающимся ребенком. Именно это исследование является более репрезентативным, так как оно охватывает большее количество людей, живущих во всех районах страны [1].
В качестве факторов, позволяющих сохранить семью, может выступать факт рождения общего ребенка, трудный с финансовой и эмоциональной точки зрения бракоразводный процесс и зрелый возраст супругов [1; 8].
При этом стоит отметить, что выраженность риска развода в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии, со временем не меняется, в отличие от семей с нормативно развивающимся ребенком, где уровень разводов практически сходит на нет при достижении ребенком подросткового или взрослого возраста [1; 9].
Таким образом, рассмотрев влияние рождения ребенка с ОВЗ на отцов, мы можем заключить, что любой вид психического расстройства у детей является всепроникающим для семейной системы, полностью нарушая ее функционирование. Этот процесс восстанавливается только после принятия родителями их «особого» ребенка посредством трансформации их ценностно-мотивационной сферы, пересмотра жизненных целей, установок и приоритетов, а также нахождения новых ресурсов [1].
МЕТОДИКА
Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: специфические особенности ценностного рельефа и внутренних конфликтов у отцов, имеющих детей с РДА.
Цель исследования: сравнительный анализ специфических особенностей цен-ностно-мотивационной сферы отцов детей с ранним детским аутизмом (РДА) по сравнению с контрольной группой лиц (отцы нормативных детей).
Гипотезы исследования:
1. Основная гипотеза исследования (Гипотеза 1): у отцов детей с РДА имеются особенности в ценностно-мотивационной сфере, заключающиеся в наличии специфических ценностей и внутренних конфликтов в условиях нарушенного развития их ребенка.
2. Гипотеза 2. Отцы детей с РДА обладают специфическими особенностями личности, которые обусловлены текущей жизненной ситуацией.
3. Гипотеза 3. Показатель рассогласования (Я), указывающий на степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, значимо выше у отцов в экспериментальной группе, чем в контрольной.
4. Гипотеза 4. У отцов детей с РДА уровень психологического дискомфорта значимо выше, чем у отцов нормативно развивающихся детей.
Для реализации поставленных задач и ответа на выдвинутые гипотезы была использована система «Диагностика внутреннего конфликта» (ДВК) Е.Б. Фанталовой, состоящая из четырех методик: «Уровень соотношения "Ценности" и "Доступности" (УСЦД)», «Семь состояний», «Шкала оценки дискомфорта», «Свободный выбор ценностей» [4].
В качестве метода статистической обработки и выявления достоверности данных был выбран непараметрический критерий Манна-Уитни.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Выборка. В исследовании приняли участие 2 группы испытуемых:
• Отцы детей с нормативным психическим развитием (НПР) (Контрольная группа) (средний возраст участников - 32,5 года);
• Отцы детей с ранним детским аутизмом (РДА) (по классификации МКБ-10: Б 84.0 - «Детский аутизм») (Экспериментальная группа \ группа РДА) (средний возраст участников - 32 года).
Общий объем выборки: 40 человек (по 20 участников в каждой группе).
Критерии отбора отцов - участников исследования
Все участвующие в исследовании мужчины должны были:
• Иметь постоянную работу;
• Быть биологическими отцами своих детей;
• Проживать вместе со своим ребенком на одной территории;
• Состоять в законном браке с биологической матерью ребенка;
• Иметь детей в возрастном диапазоне от 4 до 7 лет (дошкольный возраст).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МАДОУ детского сада комбинированного вида № 22 «Пчелка» (г. Домодедово Московской области) и Психоневрологического отделения ФГБУ «Российского реабилитационного центра (РРЦ) "Детство"» Министерства здравоохранения РФ (поселок санатория «Горки Ленинские», Ленинский район Московской области) в 2015-17 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По итогам проведения эмпирического исследования, с использованием системы «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фанталовой, были получены следующие результаты.
50 40 30 20 10 0
П
Я Диском форт ВК ВВ Тревога Тоска Апатия Спокой ствие Комфо рт
□ РДА 43 3 1 1 2,5 1,5 1,7 5,3 5,1
□ Контрольная 27 2,3 0,5 0,5 0,7 0,3 0,7 5,6 6
Рисунок 1 - Показатели индекса Я, уровня Дискомфорта и выраженности 7 состояний (Внутренний конфликт (ВК), Внутренний Вакуум (ВВ), Тревога, Тоска, Апатия, Внутреннее спокойствие, Внутренний комфорта) в
Экспериментальной и Контрольной группах
1) Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах».
В Экспериментальной и Контрольной группах не было выявлено ни Внутренних конфликтов, ни Внутренних вакуумов, ни по одной из ценностей. При этом Индекс рассогласования «Ценность - Доступность» (Я) значимо выше (при р=0,001) у участников группы РДА (Я=43 баллам; средний уровень дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере), чем у участников Контрольной группы (Я=27 баллов; низкий уровень дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере). Это указывает, что текущая жизненная ситуация не вполне удовлетворяет отцов, воспитывающих детей с РДА, доставляя им по совокупности жизненных сфер ощущение недостаточной реализации имеющихся ценностей, блокаду основных жизненных потребностей, значительное превышение ценного над доступным по сравнению с контрольной группой. Полученные результаты показывают, что потребности и желания отцов детей с РДА в настоящий период времени удовлетворены не полностью.
2) Методика «Семь состояний»
В среднем, выраженность всех эмоционально-отрицательных состояний (ВК, ВВ, Тревога, Тоска, Апатия) в Экспериментальной и Контрольной группах находится на низком уровне, а всех положительных (Внутреннее спокойствие, Внутренний комфорт) - на высоком. Несмотря на это, уровень выраженности состояний Тревоги и Тоски значимо выше (р=0,001) у отцов детей с РДА, чем у отцов нормативных детей. Также подобная тенденция отмечается в состоянии Апатии (р=0,06). Таким образом можно констатировать, что именно эти эмоционально-отрицательные состояния (тревога, тоска, апатия) характеризуют специфические особенности эмоционально-психологического статуса мужчин, воспитывающих «особых» детей.
3) Методика «Шкала оцени дискомфорта»
В среднем, у представителей обеих исследуемых групп выраженность психологического дискомфорта находится на низком уровне (3 балла в группе РДА против 2,3 балла в Контрольной группе). При этом нами не выявлено статистической значимости между показателями данной психологической переменной в этих группах.
4) Методика «Свободный выбор ценностей»
Для выявления преобладающих ценностей в каждой из групп мы сформировали список из 10 ценностей, которые чаще других отмечались участниками исследования как самые важные в их жизни.
Наряду с такими общезначимыми ценностями, как «Наличие семьи», «Любовь к детям», «Любовь мужчины к женщине», «Наличие детей», «Порядочность», «Мудрость», «Доброта», в каждой группе есть и специфические, характерные только для своей группы, ценности. В Контрольной группе это: «Целеустремленность», «Жизнерадостность» и «Дружелюбие», а в Экспериментальной: «Вера в Бога», «Любовь к ближнему» и «Деньги».
Мужчины, воспитывающие детей с аутизмом, тяжело переживая факт рождения «особого» ребенка, ищут усиленной помощи и утешения Свыше, обращаясь к Богу. Возможно, именно поэтому специфические доминирующие в экспериментальной группе ценности, такие как «Вера в Бога» и «Любовь к ближнему», позволяют им собраться с силами и, с течением времени, принять и полюбить своего малыша. Они понимают, что в настоящий момент времени на них как на главах своих семей лежит особая ответственность, в первую очередь, по материальному обеспечению процесса лечения, реабилитации и обучения детей (доминирование ценности «Деньги»), а значит одновременно и ответственность за их будущее. Показательно при этом, что специфические доминирующие ценности для контрольной группы характеризуются иным содержанием и направлены в целом на позитивное настроение и удовлетворенность жизнью и общением с людьми («Целеустремленность», «Жизнерадостность» и «Дружелюбие»).
Таким образом, изучение особенностей ценностно-мотивационной сферы отцов, воспитывающих детей с ОВЗ, видится нам чрезвычайно перспективным направлением. Рождение "особенного" ребенка вызывает у отца не меньший шок, чем у матери. Руководствуясь социальными установками, мужчины вынуждены скрывать и подавлять свои эмоции, связанные с этим событием. Тем самым начинается процесс глубинного изменения личности человека. И если женщины, чаще всего, готовы обсуждать подобные проблемы, искать поддержку и помощь у специалистов, то мужчины стараются остаться со своими переживаниями наедине. Подобное поведение может привести к самым трагичным последствиям. В связи с этим, наравне с проведением исследований, посвященных данной тематике, необходимо разработать и внедрить в практическую деятельность ряд психокор-рекционных программ, которые были бы направлены на оказание психологической помощи данной категории отцов. Ведь дальнейшая жизнь ребенка зависит от обоих родителей, и очень важно, чтобы и мать, и отец были психологически готовы к тем испытаниям, которые ждут их впереди.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты в совокупности позволили выявить специфические особенности ценностно-мотивационной сферы у отцов детей с РДА по сравнению с отцами нормативно развивающихся детей. Они заключаются в следующем:
1. У отцов детей с РДА, в отличие от отцов нормативно развивающихся детей, имеются специфические личностные ценности, такие как «Вера в Бога», «Любовь к ближнему» и «Деньги» (Гипотеза 1 доказана).
2. У отцов детей с РДА по сравнению с контрольной группой выражены чувства Тревоги, Тоски и Апатии (Гипотеза 2 доказана).
3. Для отцов детей с РДА характерен достоверно более высокий уровень дезинтеграции в ценностно-мотивационной сфере, указывающий на диссоциацию между ценным и доступным в их общей жизненной ситуации, на недостаточную удовлетворенность их потребностей и желаний. (Гипотеза 3 доказана).
4. При сопоставлении результатов Экспериментальной и Контрольной групп не удалось выявить достоверных различий в уровне выраженности психологического дискомфорта (Гипотеза 4 не доказана).
ЛИТЕРАТУРА
1. Куканов, А.А. Особенности ценностно-мотивационной сферы родителей детей с различными отклонениями в развитии : дис. ... канд. психолог. наук / Куканов Андрей Андреевич. -Санкт-Петербург, 2019. - 392 с.
2. Сагдуллаев, А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия / авт.-сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2007. - С. 43-49. - ISBN 5-9268-0560-0.
3. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дарлинг. - М. : Теревинф, 2016. - 368 с. - ISBN 978-5-4212-0135-9.
4. Фанталова, Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика / Е.Б. Фанталова. - Lap Lambert Academic Publishing GmbH and Co.KG, 2012. - 192 с. - ISBN 978-3659-13062-5.
5. Хорошева, Е.В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием / Е.В. Хорошева // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 52-59.
6. Allred, K. Engaging parents of students with disabilities: Moving beyond the grief model / K. Allred // Improving Schools. - 2015. - Vol. 18, No. 1. - Р. 46-55.
7. Rao, P The impact of children with high-functioning autism on parental stress, sibling adjustment, and family functioning / P Rao, D. Beidel // Behavior Modification. -2009. - Vol. 33. - № 4. - P. 437-451.
8. Relationship Status among parents of children with autism spectrum disorders: A population-based study / B. Freedman, L.G. Kalb, B. Zablotsky, E.A. Stuart // Journal Autism Dev. Disord. - 2012. -№ 42. - P. 539-548.
9. The Relative Risk and Timing of Divorce in Families of Children with an Autism Spectrum Disorder / S.L. Hartley, E.T. Barker, M.M. Seltzer, F. Floyd, J. Greenberg, G. Orsmond, D. Bolt // Journal of Family Psychology. - 2010. - Vol. 24. - № 4. - Р. 449-457.
REFERENCES
1. Kukanov, A.A. (2019), Features of value-motivational sphere of the parents of children with various deviations in development, dissertation, St. Petersburg.
2. Sagdullaev, A.A. (2007), "On the problems of relations in families with children with developmental disabilities", In Dobryakov I.V., Zashchirinskaya O.V. (eds.), Psychology of family and sick child, Publ. Rech, St. Petersburg, pp. 43-49, ISBN 5-9268-0560-0.
3. Seligman, M. and Darling, R. (2016), Ordinary Families, Special Children, Publ. Terevinf, Moscow, ISBN 978-5-4212-0135-9.
4. Fantalova, E.B. (2012), Values and internal conflicts: theory, methodology, diagnostics, Lap Lambert Academic Publishing GmbH and Co.KG, ISBN 978-3-659-13062-5.
5. Khorosheva, E.V. (2010), "Comparative study of families with children with normative and disturbed development", Psychological Science and Education, No. 5, pp. 52-59.
6. Allred, K. (2015), "Engaging parents of students with disabilities: Moving beyond the grief model", Improving Schools, Vol. 18, No. 1, pp. 46-55.
7. Rao, P. and Beidel, D. (2009), "The impact of children with high-functioning autism on parental stress, sibling adjustment, and family functioning", Behavior Modification, Vol. 33, No. 4, pp. 437-451.
8. Freedman, B., Kalb, L.G., Zablotsky, B. and Stuart, E.A. (2012), "Relationship Status among parents of children with autism spectrum disorders: A population-based study", Journal of Autism and Developmental Disorders, No. 42, pp. 539-548.
9. Hartley, S.L., Barker, E.T., Seltzer, M.M., Floyd, F., Greenberg, J., Orsmond, G. and Bolt, D. (2010), "The Relative Risk and Timing of Divorce in Families of Children with an Autism Spectrum Disorder", Journal of Family Psychology, Vol. 24, No. 4, pp. 449-457.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 05.05.2019
УДК 796.015:612
МЫШЛЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И МЫШЛЕНИЕ В ТЕЛЕ В СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
Анна Владимировна Матвеева, кандидат педагогических наук,
Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), г. Смоленск
Аннотация
Данная работа задаёт направление исследования феноменов «мышления в пространстве» и «мышления в теле», которые в последнее время интенсивно изучаются представителями разных научных и практических дисциплин. Но в спорте, где эти феномены актуализированы в ежедневной тренировочной и соревновательной практиках, их изучение и сознательное применение в спортивной подготовке характерно только для небольшого числа тренеров. Предложенный нами качественный метод исследования - самонаблюдение в процессе выполнения собственного действия с последующими описанием и рефлексией - позволил создать условия, при которых открываются возможности соединения и проработки мыслительного и телесного опыта движения тела в пространстве. Такая осознанная и специально организованная работа с пространством и телом открывает новые перспективы в подготовке спортсменов.
Ключевые слова: мышление в пространстве, мышление в теле, телесность, спортсмены, спортивная подготовка.