Научная статья на тему 'Доминирующие личностные ценности у матерей детей с ЗПР'

Доминирующие личностные ценности у матерей детей с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
263
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗПР / ДОШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куканов А. А.

В статье приведены результаты психологического исследования, проведенного на базе Психоневрологического отделения № 12 («мать-дитя») ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» г. Москва и Психоневрологического отделения ФГБУ «РРЦ «Детство» Минздрава РФ в 2015-16 гг. Целью исследования являлось выявление специфических особенностей в ценностно-мотивационной сфере у матерей, имеющих детей-дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), заключающихся в доминировании определенных жизненных ценностей в условиях текущего заболевания их ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доминирующие личностные ценности у матерей детей с ЗПР»

ски грамотного человека также имеет свои особенности, этапы, категории, возрасты и блоки (у нас эти схемы есть). То есть заранее формировать его грамотность, блоки грамотного ПА, грамотно формировать его характер, чтобы он мог быть более адекватным, грамотным и здоровым.

В конечном итоге, мы пришли к следующему - может лучше изначально научить человека жить как-то в согласии с собой и с социумом, или наоборот (с социумом и потом с собой). Нет разницы в том, с какой стороны подойти к этому согласию. В любом случае от человека мы должны прийти к социуму или от социума мы все равно должны прийти к человеку. Это поможет привести человека к какому-то равновесию во взаимоотношениях с миром. Тогда конфликтов, болезней, насилия, войн и т.д. будет намного меньше. И только тогда между человеком и социумом будет какой-то мир и согласие, т.е. человек сможет жить в гармонии с этим миром и мир сможет жить в гармонии с этим человеком!

Список литературы:

1. Психология: словарь. - М.: Издательство политической литературы, 1990.

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ У МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР

© Куканов А.А.1

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье приведены результаты психологического исследования, проведенного на базе Психоневрологического отделения № 12 («мать-дитя») ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» г. Москва и Психоневрологического отделения ФГБУ «РРЦ «Детство» Минздрава РФ в 2015-16 гг. Целью исследования являлось выявление специфических особенностей в ценностно-мотивационной сфере у матерей, имеющих детей-дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), заключающихся в доминировании определенных жизненных ценностей в условиях текущего заболевания их ребенка.

Ключевые слова: ЗПР, дошкольники, родители, личностные ценности, внутренние конфликты.

Молодые мамы и папы, наверное, самые счастливые люди в мире. Только что сбылась их давняя мечта - у них родился ребенок. Родителей пере-

1 Аспирант кафедры Нейро- и патопсихологии развития факультета Клинической и специальной психологии.

полняют чувства радости, восторга и эйфории. Они увлеченно спорят о том, как назвать малыша, на кого из них он больше похож, как лучше обустроить его комнату, какую одежду и игрушки ему купить, а также уже начинают представлять кем он станет в будущем, какую профессию выберет, каким станет человеком. Появление ребенка - это период безоблачных мечтаний и грез, из которых никто не хочет выходить, ведь мы представляем жизнь того, кто станет нашим продолжением, тем, кто увидит лучший мир.

Рождение ребенка, в первую очередь, изменяет женщину. Это наиважнейший момент в ее жизни, ведь теперь она стала матерью, ответственную за жизнь своего малыша. Каждый новый день, проведенный с новорожденным, дарит ей новые эмоции и события, которыми она с удовольствием делится с мужем и родственниками. Но, к сожалению, эти события не всегда бывают радостными.

В период младенчества ребенка родители, чаще всего мать, могут замечать некоторые особенности в его поведении: он почти не обращает внимания на окружающих его людей, редко проявляет какие-либо эмоции, пассивен, плохо ест. В период раннего детства у малыша отмечается отставание в развитии речи, он может только издавать какие-либо звуки или звукоком-плексы, различающиеся по своей тональности, либо его словарный запас ограничивается несколькими короткими словами. Физические проявления ребенка могут варьироваться от вялости и заторможенности до гиперактивности и неусидчивости. Он с трудом запоминает и усваивает простейшие знания, которые дают ему родители - не может запомнить цвета и формы предметов, путает названия объектов, не может научиться считать и выполнять простейшие математические операции. В поведении все чаще наблюдаются беспричинные вспышки гнева и агрессии, сопровождающиеся стремлением ребенка нанести вред окружающим людям и животным или самому себе, сломать или разбить какие-либо предметы. Такие специфические особенности развития ребенка вызывают у его родителей желание обратиться за помощью к врачу.

Именно момент постановки диагноза ребенку определяется матерями как самый трудный в их жизни, разделяющий её на «до» и «после». Все мечты и фантазии, связанные с будущим ребенка, были уничтожены в один момент. Многие родители для описания своего состояния в тот момент использовали слова «пустота», «изумление», «шок», «эффект разорвавшейся бомбы» и даже «смерть».

Согласно зарубежным [5] и отечественным [2; 4] исследователям процесс принятия «особого» ребенка родителями носит стадиальный характер. В самом распространенном, классическом, варианте выделяют 5 стадий: Отрицание, Сделка (торг), Гнев, Депрессия, Принятие. Прохождение этих стадий может занять у родителей от нескольких дней до многих лет. Возможно повторение стадий при переходе ребенка с одного этапа психическо-

го развития на другой (из дошкольного детства в школьное, из школьного в подростковый и т.д.). Также стоит учитывать, что на одной стадии у родителей могут проявляться мысли и эмоции, характерные для другой стадии.

Цель нашей работы - изучение ценностно-мотивацонной сферы личности матерей, имеющих детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Рождение «особого» ребенка является сильнейшим стрессогенным фактором, изменяющим весь привычный уклад как семьи в общем, так и каждого её члена в отдельности. Зачастую, основной психологических удар от сложившейся ситуации берет на себя мать, которая с первого дня жизни находится рядом со своим ребенком и устанавливает с ним прочную эмоциональную связь. Каждое новое проявление психического заболевания заставляет её перестраиваться, вновь адаптироваться к стремительно изменяющейся обстановке, что ведет к переосмыслению прошлого опыта, своих поступков, моральных установок, убеждений и ценностей. Другая жизнь, закончившаяся рождением «особого» ребенка, остается позади. Мать, пережившая смерть своего «идеального ребенка», психологически изменяется.

Основная гипотеза нашей работы заключается в том, что для матерей, имеющих детей-дошкольников с ЗПР, характерны специфические особенности ценностно-мотивационной сферы, заключающиеся в доминировании определенных ценностей в условиях текущей жизненной ситуации.

Общая выборка исследованных составила 100 человек (по 50 человек в контрольной и экспериментальной группах). Эмпирическое исследование проводилось на базе Психоневрологического отделения № 12 («мать-дитя») ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» г. Москва и Психоневрологического отделения ФГБУ «РРЦ «Детство» Минздрава РФ. В экспериментальную группу вошли матери, чьи дети-дошкольники с диагнозом Б84.8 («Другие общие расстройства развития») проходили курс лечения в данных медицинских учреждениях. Контрольную группу составили матери дошкольников без каких-либо особенностей в развитии. Все участницы исследования были в возрасте от 23 до 45 лет, являлись биологическими матерями своих детей, проживали с ними на одной территории, имели образование не ниже среднего специального и состояли в браке [3].

В качестве диагностического инструментария исследования была использованы следующие методики: «Уровень соотношения ценности и доступности (УСЦД)» и «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой [6; 7], а также методика Ш. Шварца - «Обзор ценностей» и «Профиль личности» [1]. Все методики были направлены на изучение ценностного рельефа личности. Результаты исследования оказались следующими:

В контрольной группе самыми важными и значимыми для испытуемых являются такие ценности, как «Целеустремленность», «Деньги», «Чувство юмора», «Универсализм» (понимание, терпимость и защита благополучия

всех людей и природы). Наименее важной является такая ценность, как «Стимуляция» (стремление к новизне). Состояние внутреннего конфликта (ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой) чаще всего наблюдалось в следующих ценностях: «Активная, деятельная жизнь» и «Наличие хороших и верных друзей». Состояние внутреннего вакуума (ощущение внутренней пустоты, отсутствия интереса к чему-либо) было отмечено в таких ценностях, как «Интересная работа», «Познание», «Счастливая семейная жизнь».

В отличие от контрольной группы, для представителей экспериментальной группы характерно преобладание следующих ценностей: «Оптимизм», «Жизнерадостность», «Вера в Бога», «Самостоятельность» (самостоятельность мысли и действия). Наименее значимой ценностью является «Гедонизм» (чувственное удовольствие). Наиболее часто состояние внутреннего конфликта отмечалось в ценностях «Интересная работа», «Уверенность в себе», «Познание». Внутренний вакуум же был отмечен в ценностях «Активная, деятельная жизнь», «Материально-обеспеченная жизнь», «Творчество».

Анализ результатов исследования ценностно-мотивационной сферы участников контрольной группы может послужить отражением современного мира, где женщина стремится получить хорошее образование, найти достойную работу, построить успешную карьеру, создать семью и быть материально обеспеченной и независимой от кого-либо. Эту схему подпитывает страх всего нового и неизвестного, всего того, что может разрушить эту «идеальную» жизнь. Поэтому колоссальное количество времени и сил затрачивается на её поддержание и функционирование. При этом им зачастую не хватает общения с настоящими, верными друзьями, которые могли бы их поддержать в нужный момент. Работа и семейная жизнь постепенно начинает их угнетать, но возникающее желание как-то изменить устоявшийся уклад бытия, придать ему новый импульс, чаще всего так и остается нереализованным.

В свою очередь, матери детей с ЗПР, видят окружающий мир в ином свете, где важнее всего - здоровье их ребенка. При этом, несмотря на сложившуюся жизненную ситуацию, они стараются не терять оптимизма и жизнерадостности, стремятся быть самостоятельными, все свое время затрачивать на поиск новых ресурсов исключительно для того, что добиться своей главной цели.

Временами им не хватает уверенности в себе, постоянно возникают мысли о вине перед мужем, родственниками и обществом за рождение больного ребенка; перед самим ребенком, которому женщина, на ее взгляд, не может создать условия, при которых он смог бы нормально развиваться, стать полноправным членом общества; перед самой собой, т.к. воспитывая «особого» малыша женщина вынуждена проститься с мечтами о карьере, интересной работе, положении в обществе, тем самым чувствуя уже свою

«неполноценность». Данная «неполноценность» ощущается женщиной и в реализации своей материнской роли. Ведь родив больного ребенка, она не смогла выполнить свою природную функцию - дать социуму полноценного индивидуума. Рождение второго ребенка могло бы это исправить, но страх появления еще одного «особого» малыша, который может спровоцировать неминуемые изменения в ее собственной жизни (возможный развод с мужем, разрыв отношений с близкими родственниками и друзьями, лишении поддержки и т.д.), чаще всего, заставляет ее избавиться от этой идеи.

Жизнь для этих женщин является постоянной борьбой, в которой чем-то приходится жертвовать, например мечтами о карьере, творческой реализации, чувственных удовольствиях, тихой и спокойной жизни. В минуты отчаяния и печали, потери уверенности в себе, ощущения нехватки умений и знаний, матери ищут помощи у Бога, который является их главным помощником. Они искренне верят, что Всевышний даровал им такое испытание, люди смогли «переродиться», по-другому посмотреть на многие вещи, и еще дал возможность ценить и радоваться не только большим свершениям, но и совсем маленьким событиям, на которые они, если бы их судьба сложилась иначе, даже не обратили бы внимания.

Таким образом, мы выявили, что рождение ребенка с ЗПР действительно изменяет ценностно-мотивационную сферу личности матерей. У них появляются новые жизненные ориентиры, ценности, установки, которые заставляют их по-другому смотреть на привычные вещи, реагировать на происходящие события.

Проблема изучения психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с различными отклонениями в развитии, является чрезвычайно важной и актуальной, особенно в последнее время, когда, к сожалению, число таких детей неуклонно растет. Помогая родителям, справиться с их личными проблемами и переживаниями, мы, тем самым, помогаем и ребенку. Ведь именно от его мамы и папы зависит его жизнь, будет ли он расти в достойных условиях, получать необходимую заботу и ласку, будут ли к нему относиться как к равному, вовремя получать медицинскую помощь, учиться, развиваться умственно и физически, т.е. становиться полноправным членом нашего мира.

Список литературы:

1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 71 с.

2. Кудленок В.Е. Не такой как все! Как принять своего ребенка // Аутизм и нарушения развития. - 2014. - Том 12, № 1. - С. 49-53.

3. Куканов А.А. Личностные ценности как фактор влияния рождения ребенка с ОВЗ на психологическое состояние матери / А.А. Куканов // Молодые ученые - столичному образованию. Материалы XV Городской науч-

но-практической конференции с международным участием. Том 2. - М., 2016. - С. 132-134.

4. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. В.В. Ткачевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.

5. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. - М.: Тере-винф, 2013.

6. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.

7. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. - Lambert Academic Publishing GmbH&Co.KG, 2012. -192 с.

ВЛИЯНИЕ ОБЪЁМА И МАССЫ ТЕЛЕСНОСТИ ПОДРОСТКА НА ЕГО ОСОЗНАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

© Поляков Л.М.1

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В работе изучается то, каким образом осознание подростка может влиять на процесс его обучения. При этом выявляется то, что осознание изменений своей телесности в подростковом возрасте может способствовать изменениям в обучении ребёнка такого возраста.

Ключевые слова подростковый возраст, процесс обучения.

В подростковом возрасте актуально изучать то, каким образом ребёнок может осознавать особенности формирования своей телесности. В основном в данном возрасте изменения телесности ребёнка могут наиболее влиять на формирование его психики. И также в данном возрасте изменения в осознании своей телесности может влиять на процесс обучения подростка.

Мотивация актуального осознания подростка может представлять субъективные информации и информации об объективности. Например, только субъективные информации актуального осознания подростка ещё не могут являться его мотивацией. И, соответственно, только информации об объективности актуального осознания такого подростка также ещё не могут являться его мотивацией. Однако, именно соотношения субъективных инфор-маций и информаций об объективности, и их взаимодействия могут представлять мотивацию актуального осознания подростка.

1 Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.