Научная статья на тему 'Характеристика эмоционально-личностной сферы матерей, имеющих детей с РДА'

Характеристика эмоционально-личностной сферы матерей, имеющих детей с РДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1268
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / МАТЕРИ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куканов Андрей Андреевич

В статье приведены результаты психологического исследования, проведенного в 2015-16 гг. на базе ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" г. Москва и ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава РФ. Целью работы являлось выявление специфических особенностей в эмоционально-личностной сфере матерей детей-дошкольников с ранним детским аутизмом (РДА) по сравнению с матерями нормально развивающихся детей. Было установлено, что для данной категории матерей характерно наличие слабо выраженного чувства психологического дискомфорта, выраженного чувства тревоги, тоски, подавленности, апатии и беспокойства. Также отмечается их стремление продемонстрировать окружающим, в каком тяжелом состоянии они находятся, привлекая тем самым к себе дополнительное внимание, с целью получения одобрения своих действий, новых положительных эмоций, которые помогают им функционировать в текущей непростой жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куканов Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the emotional-personal sphere of mothers of autistic children

The article presents the results of a psychological study conducted in 2015-16 on the basis of GBUZ "NPC PSDP them. G. E. Sukhareva DZM Moscow, "RRС "Detstvo" of the Ministry of health. The aim of this work was to identify the specific features in the emotional-personal sphere of mothers of children with autism compared to mothers of normally developing children. It was found that this category of mothers is characterized by the mild sense of psychological discomfort expressed with feelings of anxiety, sadness, depression, apathy and anxiety. They also strive to show others how poorly they are, thus, attracting the increasing attention, with the aim of obtaining approval of their actions, new positive emotions that help them to function in the current difficult situation.

Текст научной работы на тему «Характеристика эмоционально-личностной сферы матерей, имеющих детей с РДА»

УДК 159.9.072.432

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ,

ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С РДА

Андрей Андреевич Куканов, медицинский психолог, Российский реабилитационный центр «ДЕТСТВО» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "РРЦ "Детство"Минздрава РФ), Московская область, Ленинский район, поселок санатория "Горки Ленинские", Россия

Аннотация

В статье приведены результаты психологического исследования, проведенного в 2015-16 гг. на базе ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" г. Москва и ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава РФ. Целью работы являлось выявление специфических особенностей в эмоционально-личностной сфере матерей детей-дошкольников с ранним детским аутизмом (РДА) по сравнению с матерями нормально развивающихся детей. Было установлено, что для данной категории матерей характерно наличие слабо выраженного чувства психологического дискомфорта, выраженного чувства тревоги, тоски, подавленности, апатии и беспокойства. Также отмечается их стремление продемонстрировать окружающим, в каком тяжелом состоянии они находятся, привлекая тем самым к себе дополнительное внимание, с целью получения одобрения своих действий, новых положительных эмоций, которые помогают им функционировать в текущей непростой жизненной ситуации.

Ключевые слова: аутизм, эмоционально-личностная сфера, клиническая психология семьи, матери, дошкольники.

CHARACTERISTICS OF THE EMOTIONAL-PERSONAL SPHERE OF MOTHERS

OF AUTISTIC CHILDREN

Andrey Andreevich Kukanov, the medical psychologist, Russian Rehabilitation Center "Detstvo" of the Ministry of health of the Russian Federation (fsbi "ШС "Detstvo" of the Ministry of health), Moscow region, Leninsky district, the village of the resort "Gorki-Leninskiye", Russia

Annotation

The article presents the results of a psychological study conducted in 2015-16 on the basis of GBUZ "NPC PSDP them. G. E. Sukhareva DZM Moscow, "RRD "Detstvo" of the Ministry of health. The aim of this work was to identify the specific features in the emotional-personal sphere of mothers of children with autism compared to mothers of normally developing children. It was found that this category of mothers is characterized by the mild sense of psychological discomfort expressed with feelings of anxiety, sadness, depression, apathy and anxiety. They also strive to show others how poorly they are, thus, attracting the increasing attention, with the aim of obtaining approval of their actions, new positive emotions that help them to function in the current difficult situation.

Keywords: autism, emotional-personal sphere, clinical psychology of the family, mothers, preschoolers.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения психических особенностей матерей детей с аутизмом в последние годы приобретает все большую актуальность. В первую очередь это связано с быстрым распространением данного заболевания. Например, по прогнозам специалистов уже к 2018-20 гг. аутизм будет диагностирован у 4 миллионов юных жителей США [10].

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с аутизмом, изменяет весь устоявшийся уклад жизни супругов, нарушает все семейные функции - воспитательную, эмоциональную, хозяйственно-бытовую, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую [1]. Сами же родители, чаще всего матери, которые вынуждены проводить с ребенком наибольшее количество времени, имеют проблемы с психическим и соматическим здоровьем. Они жалуются на апа-

тию, упадок сил, общую астению, постоянный стресс, эмоциональное выгорание и низкую самооценку; возникающие чувства тревожности, депрессии, отчаяния, беспомощности, вины перед окружающими [3; 4; 9].

Таким образом, воспитание ребенка с РДА - сложнейший процесс, затрагивающий и полностью изменяющий не только семью в общем, но и каждого ее члена в отдельности. Для матерей рождение "особого" ребенка - поворотный момент в их жизни, разделяющий ее на "до" и "после" [6].

Теоретическая и практическая значимость исследования предполагает, что полученные результаты внесут вклад в развитие семейной психологии и психотерапии, специальной психологии и совершенно нового направления клинической психологии - клинической психологии семьи. Также эти данные могут быть использованы в профилактической, консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической работе, которая проводится в образовательных учреждениях, специализированных медицинских, реабилитационных и психологических центрах.

МЕТОДИКА

Цель исследования: выявление специфических особенностей эмоционально-личностной сферы матерей, имеющих детей с аутизмом в сопоставлении с контрольной группой лиц.

Гипотезы исследования:

1. У матерей детей с РДА присутствуют специфические особенности в эмоционально-личностной сфере, заключающиеся в доминировании определенных негативных эмоциональных состояний в условиях текущего заболевания их ребенка.

2. Матери детей с РДА, в отличие от матерей нормально развивающихся детей, испытывают чувство психологического дискомфорта.

Для реализации поставленной цели и доказательства гипотез были использованы следующие методики:

1) "Шкала оценки дискомфорта" Е Б. Фанталовой [7; 8].

С помощью данной методики можно определить уровень психологического дискомфорта по степени его выраженности: 1-3 балла - отсутствие чувства внутреннего дискомфорта; 4-5 баллов - слабо выраженный дискомфорт; 6-7 баллов - выраженный дискомфорт.

2) "Семь состояний" Е.Б. Фанталовой [7; 8].

Методика направлена на определение эмоциональных переживаний человека по семи состояниям:

1. "Внутренний конфликт" (ощущение напряженности, разлада с самим собой);

2. "Внутренний вакуум" (ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо);

3. "Внутренняя тревога";

4. "Тоска, подавленность";

5. "Апатия" (нехватка сил, чтобы справиться с трудностями);

6. "Внутреннее спокойствие";

7. "Внутренний комфорт".

Степень выраженности каждого из этих состояний можно оценить в баллах, где 0 - отсутствие данного состояния; 1-3 - слабая выраженность; 4-5 - средняя выраженность; 6-7 - сильная выраженность.

3) Опросник "Мини-мульт" в адаптации Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова [2; 5].

Методика является сокращенным вариантом Миннесотского многомерного личностного опросника (ММР1). С ее помощью можно оценить определенные свойства личности: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психоастения, ши-зоидность, гипомания.

В качестве метода статистической обработки и выявления достоверности данных был выбран непараметрический критерий Манна-Уитни.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Общая выборка исследованных составила 100 человек (по 50 человек в контрольной и экспериментальной группах). Эмпирическое исследование проводилось на базе Психоневрологического отделения №12 ("мать-дитя") ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ" г. Москва и Психоневрологического отделения ФГБУ "РРЦ "Детство" Минздрава РФ в 2015-16 гг. В экспериментальную группу вошли матери, чьи дети-дошкольники с диагнозом F84.0 ("Детский аутизм") проходили курс лечения в данных медицинских учреждениях. Контрольную группу составили матери дошкольников без каких-либо особенностей в развитии. Все участницы исследования были в возрасте от 23 до 45 лет, являлись биологическими матерями своих детей, состояли в браках и имели образование не ниже среднего специального.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Методика "Оценка уровня дискомфорта".

У 36% участниц экспериментальной группы чувство психологического дискомфорта отсутствовало, еще у 36 % - наблюдался слабо выраженный и у 28% женщин был выявлен выраженный психологический дискомфорт. Среднее значение этой психологической категории в данной группе было равно 4,3 балла, что говорит о том, что в среднем для женщин, воспитывающих дошкольников с аутизмом, характерно слабо выраженное чувство психологического дискомфорта.

В свою очередь, отсутствие дискомфорта было отмечено у 68% участников контрольной группы, у 24% наблюдался слабо выраженный дискомфорт и всего у 8% испытуемых был выявлен выраженный психологический дискомфорт. Среднее значение психологического дискомфорта в контрольной группе было равно 2,8 балла, что говорит о том, что, в среднем, данное чувство у матерей детей без каких-либо отклонений в развитии отсутствует.

Таким образом, матери, воспитывающие детей с аутизмом, испытывают значимо больший уровень (при р= 0,001) психологического дискомфорта, чем матери нормально развивающихся детей.

2. Методика "Семь состояний".

Рисунок 1 - Средние значения выраженности семи состояний в экспериментальной и контрольной группах

Как мы видим на представленной диаграмме, для матери детей с аутизмом характерна слабая выраженность состояний "Внутреннего вакуума" и "Внутреннего спокойствия". Остальные эмоциональные состояния имеют среднюю выраженность с преобладанием чувства "Внутренней тревоги".

В свою очередь, у матерей нормально развивающихся детей показатели всех негативных эмоциональных состояний находятся на низком уровне, что говорит об их слабой

выраженности. При этом такие положительные состояния, как "Внутреннее спокойствие" и "Внутренний комфорт", находятся на среднем уровне.

Таким образом, за исключением показателей "Внутреннего вакуума", оценки выраженности некоторых эмоциональных состояний в обеих группах кардинально разнятся. Так для матерей детей-аутистов характерно наличие достоверно выраженного чувства тревоги (р=0,005), тоски, подавленности (р=0,005) , апатии (р=0,005) и беспокойства (р=0,001). Именно эти особенности наиболее точно описывают внутреннее психическое состояние этих женщин в текущей жизненной ситуации. 3. Опросник "Мини-мульт".

60 50 ¡1 40 а 30 И 20 10 0

_ _

г— —1 — —I — —1

L F K Hs D Hy Pd Pa Pt Se Ma

□ Аутизм 49,2 45 52,9 51,8 51,8 54,1 52,9 48,5 57,5 51,2 47

□ Норма 51 48,4 50 49,5 44,5 47,8 42 46 45,7 44,6 45,9

Рисунок 2 - Сравнение профилей личности по методике ММР1 в экспериментальной и контрольной группах

В профиле личности испытуемых экспериментальной группы отмечается повышение по шкалам 3 и 7 с понижением по шкале 6. Для женщин, воспитывающих детей с аутизмом характерна повышенная тревожность, напряжение, боязливость, сильное беспокойство даже по незначительным поводам, они не удовлетворены текущим положением дел. У них возникают различные руминации, при которых они долгое время обдумывает одну и ту же мысль, но никак не могут принять решение. Будучи зависимыми от мнения окружающих, они стремятся быть в центре внимания, рассказывая им о своих переживаниях по поводу текущего психического состояния ребенка, его будущего, проблемах с его воспитанием, обучением и лечением, а также демонстрируя какие шаги они предпринимают для облегчения его жизни. При этом матери отдельно подчеркивают, в каком тяжелом психическом состоянии они находятся сами, воспитывая "особого" ребенка.

В свою очередь, в профиле участников экспериментальной группы обращает на себя внимание наличие так называемой "конверсивной V" с дополнительным снижением по шкале 4. В большинстве случаев это говорит о некоторой незрелости личности, при которой человек, столкнувшись с какой-либо трудностью, "убегает в болезнь" - у него возникают жалобы на соматическое здоровье - головные боли, боли в животе и спине, онемение конечностей. Часто испытывают мышечную слабость, повышенную утомляемость и т.д. Эти физические проявления выступают в роли защиты от возможного стресса. Люди с данным профилем личности не уверены в себе, конформны, пассивны, зависят от мнения окружающих, бояться изменений в устоявшемся укладе жизни.

Таким образом, изучение эмоционально-личностной сферы матерей, имеющих детей с аутизмом, видится нам очень важным и актуальным. Ведь именно от психологического состояния родителей зависит, будет ли ребенок получать необходимую ему медицинскую помощь, обучаться в специализированных детских садах и школах, и будут ли удовлетворены его биологические и социальные потребности.

ВЫВОДЫ

1. Для матери детей с аутизмом, в отличии от матерей нормально развивающихся детей, характерно наличие выраженного чувства тревоги, тоски, подавленности, апатии и

беспокойства. Они стремятся продемонстрировать окружающим, в каком тяжелом состоянии они находятся, привлекая тем самым к себе дополнительное внимание, с целью получения одобрения своих действий, новых положительных эмоций, которые помогают им функционировать в текущей жизненной ситуации;

2. Матери дошкольников с РДА испытывают слабо выраженное чувство психологического дискомфорта, в отличие от матерей нормально развивающихся детей, у которых данное чувство полностью отсутствует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратьева, Т.В. Особенности функциональности семейных систем, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Эмпирическое исследование [Электронный ресурс] / Т.В. Кондратьева.- Самара. - 2012. - URL : http://www.autismimussia.ru/doc/reserch_psy_kondratyeva.pdf. - Дата обращения 30.06.2016.

2. Крутов, С.В. Производство + Психология [Электронный ресурс] / С.В. Крутов. - 2008 // URL : http://psyfactor.org/lib/krutov0.htm. - Дата обращения 30.06.2016.

3. Куканов, А. А. Мотивационно-личностная сфера матерей, имеющих детей с аутизмом: Северная Америка и Западная Европа / А.А. Куканов, Е.Б. Фанталова // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 1. - С. 128-136.

4. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2008. - 239 с.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие / Под ред. Рай-городского Д.Я. - Самара : БАХРАХ-М, 2015. - 672 с.

6. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дарлинг. - М. : Теревинф, 2013. - 307 с.

7. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. - Самара : Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.

8. Фанталова, Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика / Е. Б. Фанталова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 - 141 с.

9. Bunner, L. The Process of Help-seeking in Parents of Children with Developmental Disabilities : A Phenomenological Exploration : M. Sci. (Psychology) diss / Bunner Laura. - Vermillion, 2011. -169 p.

10. Parental symptoms of posttraumatic stress following a child's diagnosis of autism spectrum disorder: A pilot study, Research in Autism Spectrum Disorders / Casey L., Zanksas S., Meindl J., Parra G., Cogdal P., Powell K. // Research in Autism Spectrum Disorders. - 2012. - No. 6. -P. 1186-1193.

REFERENCES

1. Kondratyeva, T.V. (2012), Features of functionality of the family systems raising children with frustration of an autistic range. Empirical research, Samara, available at: http://www.autisminrussia.ru/doc/reserch_psy_kondratyeva.pdf.

2. Krutov, S.V. (2008), Production + Psychology, available at: http://psyfactor.org/lib/krutov0.htm.

3. Kukanov, A.A. and Fantalova, E.B. (2016), "Motivational-personal scope of mothers of children with autism: North America and Western Europe", Psychological science and education, Vol. 8, No. 1, pp. 128-136.

4. Levchenko, I. Yu. and Tkacheva, V. V. (2008), Psychological assistance to families raising a child with developmental disabilities: manual, Prosvechenie, Moscow.

5. Ed. Raigorodskii, D.Ya. (2015,), Practical psychodiagnosis. Methods and texts. Tutorial, BAHRAH-M, Samara.

6. Seligman, M. and Darling, R. (2013), Ordinary families and special children, Terevinf, Moscow.

7. Fantalova, E.B. (2001), Diagnosis and therapy of internal conflict, BAHRAH-M, Samara.

8. Fantalova, E. B. (2015), Values and internal conflict: theory, methodology, diagnosis, Direct-Media, Moscow, Berlin.

9. Bunner L. (2011), The Process of Help-seeking in Parents of Children with Developmental Disabilities: A Phenomenological Exploration: M. Sci. (Psychology) diss., Vermillion.

10. Casey L., Zanksas S., Meindl J., Parra G., Cogdal P. and Powell K. (2012) "Parental symptoms of posttraumatic stress following a child's diagnosis of autism spectrum disorder: A pilot study", Research in Autism Spectrum Disorders, No. 6, pp. 1186-1193.

Контактная информация: andrej.kukanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2016

УДK 159.9:614.8

ПСИХОТЕРАПИЯ РЕАКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ В ПЕТРОГРАДЕ В 1900-1926 гг.

Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, доцент, Научно-клинический и образовательный центр «Психотерапия и клиническая психология» Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация

Отечественная психотерапия реактивных расстройств в 1900-1926 гг. во многом связана с именем В.М. Бехтерева. В 1919-1926 гг. ведущим лечебным и научным учреждением, занимающимся проблемой реактивных расстройств у жертв Первой мировой и Гражданских войн, был Клинический психотерапевтический институт в Петрограде. Большой вклад в работу института внесла В.С. Зигель. Клинический психотерапевтический институт являлся единственным на территории Советской России медицинским учреждением, применявшим на практике индивидуальную и групповую психотерапию как самостоятельный и эффективный метод лечения. Кроме того, была проведена клиническая проверка методов Фрейда, Адлера, Дюбуа и доказана их неэффективность при лечении психогений, а также были разработаны авторские психотерапевтические методики реактивных расстройств, не утратившие своего значения до настоящего времени.

Ключевые слова: реактивные расстройства, стресс, психотерапия, Гражданская война, Первая мировая война.

PSYCHOTHERAPY OF REACTIVE DISORDERS IN PETROGRAD IN 1900-1926

Vladimir Yurievich Slabinsky, the candidate of medical sciences, associate professor, Scientific and Clinical and Educational Center "Psychotherapy and Clinical Psychology" at

St. Petersburg State University

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russian psychotherapy of reactive disorders of 1900-1926 is largely associated with the name of Vladimir M. Bekhterev. In 1919-1926, the leading medical and academic institution addressing the problem of reactive disorders among the victims of the First World War and the Civil War was the Clinical Psychotherapy Institute in Petrograd. A great contribution to the work of the institute was made by V.S. Siegel. Clinical Psychotherapy Institute was the only medical institution in the territory of the Soviet Russia to put individual and group psychotherapy into practice as an independent and effective method of treatment. In addition, a clinical test of Freud's, Adler's, and Dubois' methods was carried to prove their inefficiency in the treatment of psychogenesis; also, proprietary psychotherapeutic techniques for treatment of reactive disorders were developed, which have not lost their significance to this day.

Keywords: reactive disorders, stress, psychotherapy, the Civil War, the First World War.

Несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных психотерапии реактивных расстройств у жертв катастроф, вопрос обстоятельств формирования психотерапевтических методик, эффективных при терапии данной группы пациентов, остается малоисследованным. Между тем, изучение и анализ предпосылок появления отечественных методик психотерапии ПТСР представляет несомненный интерес не только для историков медицины и психологии, но и для специалистов-практиков, т.к. способствует дальнейшему развитию отечественных моделей психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.