Научная статья на тему 'Психофизиологические и психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и взаимодействие в работе с ними специалистов различного профиля'

Психофизиологические и психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и взаимодействие в работе с ними специалистов различного профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2149
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ОБУЧЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горелова Галина Газимовна, Мануйлов Геннадий Валерьевич, Быков Дмитрий Анатольевич

Целью данного исследования явилось изучение психофизиологических и психологических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и на примере коррекционной школы-интерната определение дальнейшей тактики их обучения. Особое внимание уделено взаимодействию специалистов коррекционных школ и представителей психолого-медико-педагогической комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горелова Галина Газимовна, Мануйлов Геннадий Валерьевич, Быков Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological and psychological features of children with violations of the musculoskeletal device and different experts work interaction with them

The aim of this study was to investigate the psychophysiological and psychological characteristics of children with disorders of the musculoskeletal system and the definition of the further tactics of their teaching on the example of one of the correctional boarding schools. The particular attention was paid to the interaction of the correctional schools personal and representatives of the psychological, medical and pedagogical commission.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические и психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и взаимодействие в работе с ними специалистов различного профиля»

Психологические науки

УДК 159.922.7

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ С НИМИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО

ПРОФИЛЯ

Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Геннадий Валерьевич Мануйлов, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский

университет), Челябинск, Дмитрий Анатольевич Быков, кандидат педагогических наук, методист, Челябинск

Аннотация

Целью данного исследования явилось изучение психофизиологических и психологических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и на примере коррекционной школы-интерната определение дальнейшей тактики их обучения. Особое внимание уделено взаимодействию специалистов коррекционных школ и представителей психолого-медико-педагогической комиссии.

Ключевые слова: психофизиологические и психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психолого-медико-педагогическая комиссия, обучение, коррекционные школы.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN WITH VIOLATIONS OF THE MUSCULOSKELETAL DEVICE AND DIFFERENT EXPERTS WORK INTERACTION WITH THEM

Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Gennady Valerievich Manuilov, the post-graduate student,

Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Dmitry Anatolyevich Bykov, the candidate of pedagogical sciences, methodologist, Chelyabinsk

Annotation

The aim of this study was to investigate the psychophysiological and psychological characteristics of children with disorders of the musculoskeletal system and the definition of the further tactics of their teaching on the example of one of the correctional boarding schools. The particular attention was paid to the interaction of the correctional schools personal and representatives of the psychological, medical and pedagogical commission.

Keywords: psychophysiological and psychological characteristics of children with disorders of the musculoskeletal system, psychological, medical and pedagogical commission, training, correctional school.

ВВЕДЕНИЕ

Приступая к работе с детьми с ограниченными возможностями, необходимо понимать структуру дефекта, психофизиологические и психологические особенности таких детей. Они включают в себя отклонения, связанные как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психологического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям [3]. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, обуславливая недостаточное развитие предметного восприятия. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности. Также отклонения в психиче-

ском развитии у детей с ограниченными возможностями связаны с недостаточностью их практического и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности [2]. Двигательные нарушения и ограниченность практического опыта могут быть одной из причин недостаточности высших корковых функций, и в первую очередь это касается сформированности пространственных представлений. Нарушение мыслительной деятельности проявляется в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи [5, 1]. Отмечается не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. По состоянию интеллекта дети с ограниченными возможностями представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения [4]. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства, которые проявляются в эмоциональной лабильности и повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию тормозных черт личности с проявлением робости, застенчивости, обидчивости, впечатлительности, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметными, с выраженным чувством неполноценности.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимаются в коррекцион-ных школах по программам VI вида. Однако ввиду когнитивных и иных особенностей нередко встает вопрос об открытии специальных классов для детей с нарушениями в умственном развитии. Решение принимает педагогический совет при наличии необходимых условий и специально подготовленных кадров. Для осуществления эффективного взаимодействия с представителями коррекционных школ, их воспитанниками, а также с их родителями были созданы психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Они включали в себя целый ряд специалистов (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педиатры, психиатры, неврологи, офтальмологи, оториноларингологи, ортопеды, социальные педагоги и т.д.), осуществляющих своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. ПМПК нацелены на проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования явилось изучение психофизиологических и психологических особенностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на примере одной из коррекционных школ-интернатов для определения дальнейшей тактики их обучения.

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБОУ "Школа-интернат №4» VI вида для детей с ограниченными возможностями г. Челябинска. В исследование было включено 90 детей в возрасте от 6 до 8 лет (44 мальчика и 46 девочек). Использовались следующие методы исследования:

1. Клинико-анамнестический и клинико-психопатологический методы.

2. Психологический метод - оценка интеллекта по методике Векслера (ЩБС).

По результатам проведенного психологического обследования и заключения психолого-медико-педагогической комиссии дети были распределены по группам, так как была выявлена разнородность в уровне когнитивного функционирования (таблица 1).

Таблица 1. - Общие показатели интеллектуальной сферы детей, обследованных по методике WISC_

Уровни когнитивного функционирования Число детей (абс.) в %

Средняя норма (90-^109) 27 28,89

Низкая норма (80-^89) 37 42,22

Легкая умственная отсталость (50-^69) 19 21,11

Умеренная умственная отсталость (35^49) 7 7,78

Наиболее преобладающим оказался уровень средней нормы, выявленный у 27 детей (28,89%). Клиническая картина была представлена преимущественно интеллектуаль-но-мнестическими и эмоционально-волевыми расстройствами различной степени выраженности. У ряда детей были выявлены коммуникативные затруднения (7,78%), выражающиеся в трудностях понимания и использования речи, такие дети нуждались в постоянном надзоре в связи с недоразвитием навыков самообслуживания, это связано с низким уровнем когнитивного функционирования. Дети с легкой умственной отсталостью (21,11%) отличались эмоциональной незрелостью, затруднениями в освоении навыков чтения и письма.

Также были определены средние показатели коэффициента интеллекта в каждой из групп (таблица 2).

Таблица 2 - Средние значения 1р по выделенным группам

Группы Значение М

Дети со средней нормой 91

Дети с низкой нормой 85

Дети с легкой умственной отсталостью 54

Дети с умеренной умственной отсталостью 45

По этим данным для индивидуализации обучения детей их можно объединить в следующие 3 группы: первую группу составят дети со средней и низкой нормой интеллекта; вторую - дети с легкой умственной отсталостью; третью - дети с умеренной умственной отсталостью. Первая группа детей может заниматься в обычном режиме согласно коррекционной программе VI вида, для детей 2-ой и 3-ей групп необходимо организовать специальные классы для создания максимально благоприятных условий развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

РЕЗЮМЕ

Проведенное нами исследование показывает всю сложность проблемы образования детей с ограниченными возможностями. Для эффективного осуществления обучения таких детей необходима слаженная работа специалистов коррекционной школы и психолого-медико-педагогической комиссии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, Д. А. Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в условиях специализированного образовательного учреждения : уч.-метод. пособие / Д.А. Быков, Е.В. Горожанина. - Челябинск : ИЦ Уральская Академия, 2007. - 130 с.

2. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. Собр. соч. - М. : Педагогика, 1984. - Т. 4. - 404 с.

3. Детский церебральный паралич : хрестоматия / сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук.

- Санкт-Петербург : Дидактика Плюс, 2003 - 520 с.

4. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра / И.В. Забозлаева, Е.В. Малинина, Т.Н. Саблина, А.А. Сединкин, Г.В. Мануйлов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология».

- 2014. - Т. 7. - № 4. - С. 44-50.

5. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. - М. : Владос, 2004. - 407 с.

REFERENCES

1. Bykov, D.A. and Gorozhanina E.V. (2007), Training and education of children with special educational needs in a specialized educational institution, IC Ural Academy, Chelyabinsk.

2. Vygotsky, L.S. (1984), Pedology of the teenager, Vol. 4, Pedagogics, Moscow.

3. Comp. Shipitsyna, L.M., Mamaychuk, I.I. (2003), Cerebral Palsy: Reader, Didactics Plus, St. Petersburg.

4. Zabozlayeva, I.V., Malinin, E.V., Sablin, T.N., Sedinkin, A.A. and Manuylov, G.V. (2014), "Clinical-dynamic features of cognitive impairment in children with autistic spectrum disorders", the Bulletin of the Southern Ural State University. Psychology series, Vol. 7, No. 4, pp. 44-50.

5. Mastyukova, E.M. and Moskovkin, A.G. (2004), Family education of children with deviations in development, Владос, Moscow.

Контактная информация: gal.gorelowa2015@yandex.ru, gennadiymanuylovproduc-tion@gmail. com, dmitryi_bykov@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 22.09.2016

УДК 159.9.072.432

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С МАТЕРЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С

РДА

Андрей Андреевич Куканов, медицинский психолог, Российский реабилитационный центр «ДЕТСТВО» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "РРЦ "Детство"Минздрава РФ), Московская область, Ленинский район, поселок санатория "Горки Ленинские", Россия

Аннотация

В статье приведены результаты апробации психокоррекционной программы "7Я", направленной на оказание консультативной и психокоррекционной помощи матерям, имеющих детей с ранним детским аутизмом (РДА). Исследование проводилась на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Домодедово Московской области в 2014-15 гг. По его результатам было доказано, что предложенная программа эффективно справляется с поставленными перед ней целями и задачами, и может успешно применяться в психологической работе с данной категорией матерей.

Ключевые слова: аутизм, матери, клиническая психология семьи, психокоррекция, арт-терапия.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF MOTHERS OF AUTISTIC CHILDREN

Andrey Andreevich Kukanov, the medical psychologist, Russian Rehabilitation Center "Detstvo" of the Ministry of health of the Russian Federation (FSBI "ЖС "Detstvo" of the Ministry of health), Moscow region, Leninsky district, the village of the resort "Gorki-Leninsky", Russia

Annotation

The article presents the results of testing of psycho-correction program "7YA", aimed at the provision of consultative and psychological assistance to mothers of children with early infantile autism. The study was conducted on the basis of Municipal autonomous preschool educational institution "Kindergarten of the Combined type No. 22", Domodedovo, Moscow region in 2014-15. According to the results, it was proved that the proposed program effectively copes with its goals and objectives, and can be successfully used in the psychological work with this category of mothers.

Keywords: autism, mothers, clinical psychology family, psycho-correction, art therapy.

ВВЕДЕНИЕ

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полностью меняет устоявшийся уклад семьи, а также оказывает непосредственное влияние на пси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.