Научная статья на тему 'Особенности факторов, влияющих на психологический климат в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра'

Особенности факторов, влияющих на психологический климат в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОМПЛЕКС ВИНЫ / НЕВРОТИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНАЯ ДИСГАРМОНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / FAMILIES RAISING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS / GUILT / FAMILY DISHARMONY / SOCIAL EXCLUSION AND SOCIAL RESPONSIBILITY / NEUROTICISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антипова Н.Ю.

Проведено психологическое исследование матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Разработана методика «ВНДОО» (вина, невротизация, дисгармония, отчуждение, ответственность) позволяющая выявить особенности проявления факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи: степень интенсивности переживаемой вины, степени невротизации и семейной дисгармонии, уровень успешности социальной адаптации семей, учитывая факторы социального отчуждения и социальной ответственности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антипова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FACTORS INFLUENCING PSYCHOLOGICAL CLIMATE, IN THE FAMILIES WHICH ARE BRINGING UP CHILDREN WITH FRUSTRATION OF THE AUTISTICHESKY RANGE

Conducted a psychological study of mothers and fathers with children with autism spectrum disorders. The technique of " VNDOO " ( wine, neuroticism, disharmony, alienation, responsibility) allows to reveal the severity of the following symptoms, affecting the psychological health of the family : the level of intensity experienced by guilt, degree of neuroticism and family disharmony, the level of success of social adaptation families, considering factors of social exclusion and social responsibility of parents.

Текст научной работы на тему «Особенности факторов, влияющих на психологический климат в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра»

УДК159.975

ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Н.Ю. Антипова

Проведено психологическое исследование матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройствами аутисти-ческого спектра. Разработана методика «ВНДОО» (вина, невротизация, дисгармония, отчуждение, ответственность) позволяющая выявить особенности проявления факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи: степень интенсивности переживаемой вины, степени невротизации и семейной дисгармонии, уровень успешности социальной адаптации семей, учитывая факторы социального отчуждения и социальной ответственности родителей.

Ключевые слова: семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, комплекс вины, невротизация, семейная дисгармония, социальное отчуждения и социальная ответственность

Семья, воспитывающая ребенка с нарушением психического развития, ощущает свою изолированность и необычность [4 ]. Ход жизненных событий для семьи, столкнувшейся с аутистическим расстройством, часто меняется с постановкой диагноза. При отсутствии латентных трудностей аутичный ребенок может выступать «связующим» звеном, оказывая на функционирование семьи благотворный эффект. Но не так уж редко вместе с постановкой диагноза «аутизм», происходит аути-зация семьи. Причинами этого могут стать эмоциональное и физическое истощение семьи; ощущение собственной неполноценности, недостаток принятия и понимания со стороны общества. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, является одним из направлений помощи таким семьям. Практика показала, что психологической диагностике принадлежит своеобразная психотерапевтическая функция, что дает основания рассматривать ее как один из видов психологической помощи личности в критической жизненной ситуации.[2].

Положительная динамика развития и успешная социализация детей с расстройствами аутистического спектра во многом зависит от адекватного стиля семейного воспитания. Однако, матери и отцы, являясь основными посредниками в общении таких детей с окружающим миром, часто не в состоянии оказать им необходимую помощь [1]. Смягчая интенсивность переживаемой вины, родители могут обвинять себя и членов семьи в развитии болезни у ребенка. В особо острых случаях возможны скрытые агрессивные реакции по отношению друг к другу или к самому ребенку. Возможно перерастание комплекса вины в аутоагрессию, выражающуюся в безразличном отношении к собственной внешности, здоровью. Стрессовые переживания родителей могут усиливаться вследствие того, что необычное поведение внешне обычного ребенка привлекает внимание окружающих, нередко вызывая критические замечания .

Цель исследования: выявить особенности проявления факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи: степень интенсивности переживаемой вины, степени невротизации и семейной дисгармонии, уровень успешности социальной адаптации семей, учитывая факторы социального отчуждения и социальной ответственности матерей и отцов детей с расстройствами аутистического спектра.

В эмпирическом исследование приняли участие 56 родителей детей с расстройствами аутистического дошкольного возраста (33 матери и 23 отца), обратившихся по вопросу консультации и стационирования в БГУЗ Брянская областная детская психиатрическая больница с 2009 по 2013 гг. Социально-психологический анализ показал, что из всех обследованных семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра 73,53 % семей являются полными; 26,47 % семей - неполные, отец не проживает с семьёй; Экспериментальная группа — 33 матери в возрасте от 25 до 44 лет (средний возраст — 35,6 года) и 23 отца в возрасте от 26 до 55 лет (средний возраст — 38,3 лет), имеющих детей с расстройствами аутистического спектра.

На основе стандартизированного метода исследования личности СМИЛ (ММР1) Л.Н. Собчик разработана методика «ВНДОО» (вина, невротизация, дисгармония, отчуждение, ответственность), позволяющая выявить особенности проявления факторов, влияющих на психологическое здоровье семьи: степень интенсивности переживаемой вины, степени невротизации и семейной дисгармонии, уровень успешности социальной адаптации семей, учитывая факторы социального отчуждения и социальной ответственности родителей. Для соблюдения одного из важнейших принципов психологической диагностики о необходимости тщательного анализа тестовой методики в плане ее функционального назначения [2], проводилась апробация методики при исследовании семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра. По необходимости, при выявлении высоких значений отдельных шкал, проводилось углубленное исследование вышеобозначенных факторов.

Математическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS для Windous.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение факторов, влияющих на психологическое здоровье семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра по данной методике выявило следующее.

Анализ результатов психологического тестирования матерей показал, что низкая степень интенсивности переживаемой вины характерна для 36,36 % обследуемых матерей, пониженный уровень - у 21,21%, показатели, отражающие норму, - у 15,15%, повышенный уровень интенсивности переживаемой вины у 27,27% матерей детей с расстройствами аутистического спектра, высокого уровня (больше 70 баллов) не обнаружено.

Анализ результатов психологического тестирования отцов выявил следующее: низкая степень интенсивности переживаемой вины характерна для 26,09 % обследуемых отцов, пониженный уровень - у 47,48%, показатели, отражающие норму, - у 13,04%, повышенный уровень интенсивности переживаемой вины у 17,39% отцов детей с расстройствами аутистического спектра, высокого уровня (больше 70 баллов) не обнаружено.

Среднегрупповые показатели степени интенсивности переживаемой вины представлены на гистограмме 1.

Гистограмма 1. Среднегрупповая выраженность степени интенсивности переживаемой вины

Шкала невротизма выявляет длительное эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, низкий порог выносливости к стрессу, перенапряжение защитных механизмов [2]. Говоря о невротизации матерей, стоит отметить следующее: низкая степень (меньше 44 баллов) характерна для 27,27 % обследуемых матерей, пониженный уровень - у 15,15 %, показатели, отражающие норму, - у 18,18 %, повышенный уровень невротизации также у 18,18 % матерей детей с расстройствами аутистического спектра, высокий уровень невротизации (больше 70 баллов) у 21,21 %, в том числе у 3 % уровень невротизации свыше 80 баллов.

Анализируя результаты психологического тестирования отцов, стоит отметить следующее: низкая степень невротизации характерна для 8,69 % обследуемых отцов,, пониженный уровень -у 39,13%, показатели, отражающие норму, - у 13,04 %, повышенный уровень невротизации у 30,43 % отцов детей с расстройствами аутистического спектра, высокий уровень невротизации (больше 70 баллов) у 8,69 %, в том числе у 4,35% уровень невротизации свыше 90 баллов.

Среднегрупповые показатели невротизации матерей и отцов представлены на гистограмме 2.

________

40,00% ^^ <f Ж и / Матери Отцы

Гистограмма 2. Среднегрупповые показатели невротизации матерей и отцов

Анализируя результаты психологического тестирования по шкале «семейная дисгармония», можно отметить следующее: низкая степень характерна для 48,48% обследуемых матерей и 26,09% обследуемых отцов, пониженный уровень - у 15,15% матерей и 13,04 отцов, показатели,

отражающие норму, - у 21,21 %, обследуемых матерей детей с расстройствами аутистического спек -тра и у 34,78% обследуемых отцов, повышенный уровень семейной дисгармония у 6,06% матерей и у 21,74% отцов, высокий уровень семейной дисгармонии (больше 70 баллов) у 9,09%, обследуемых матерей и у 4,35% обследуемых отцов.

Среднегрупповые показатели по шкале «семейная дисгармония» представлены на гистограмме 3.

50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Матери Отцы

Гистограмма 3. Среднегрупповые показатели по шкале «семейная дисгармония»

По сравнению с отцами, более высокую степень аутизации семьи, проявляющуюся как социальное отчуждение, испытывают матери детей с расстройствами аутистического спектра, что, вероятно, связано с тем, что именно матери, в большинстве случаев, бывают вынуждены оставить работу (или сократить время пребывания на рабочем месте). Так, низкая степень социального отчуждения характерна для 24,24% обследуемых матерей и 21,74% обследуемых отцов, пониженный уровень - у 27.27% матерей и 56,52% отцов, показатели, отражающие норму, - у 21,21 %, обследуемых матерей детей с расстройствами аутистического спектра и у 13,04% обследуемых отцов, повышенный уровень социального отчуждения у 18,18% матерей и у 8,69% отцов, высокий уровень (больше 70 баллов ) у 9,09%, обследуемых матерей, а у отцов детей с расстройствами аутистического спектра высокого уровня социального отчуждения не отмечается

Среднегрупповые показатели по шкале «социальное отчуждение» представлены на гистограмме 4.

60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

X

Матери Отцы

Гистограмма 4. Среднегрупповые показатели по шкале «социальное отчуждение»

Социальная ответственность и матерей, и отцов детей с расстройствами аутистического спектра находится на высоком уровне, тем не менее выявляются определенные количественные отличия. Так, у матерей не выявлено ни низких, ни пониженных показателей степени социальной ответственности, показатели, отражающие норму, - у 3,03% испытуемых, повышенный уровень социальной ответственности у 6,06 % матерей детей с расстройствами аутистического спектра, а у 90,9% отмечается высокий уровень социальной ответственности, причем самые высокие показатели превышают 100 баллов. Анализ результатов психологического тестирования отцов выявил следующее: низкий уровень социальной ответственности характерен для 4,35 % обследуемых отцов (1 человек - папа, который периодически не живет вместе с семьей), пониженных показателей не от -мечено; показатели, отражающие норму, также у 4,35 %, повышенный уровень социальной ответственности у 30,43% отцов детей с расстройствами аутистического спектра, у 60,87% испытуемых отмечается высокий уровень социальной ответственности, а самые высокие показатели, так же как у матерей, превышают 100 баллов, причем столь высокий уровень социальной ответственности характерен для отцов с высшим образованием, преподающих в университетах

Среднегрупповые показатели по шкале «социальная ответственность» представлены на гистограмме 5.

1—1—1 ■ 1 ■ оооооо оооорр ОООООО

■ Матери

/ /V * VV ■ Отцы

Гистограмма 5. Среднегрупповые показатели по шкале «социальная ответственность»

Таблица 1

_Описательные статистики показателей обследованных матерей_

Шкалы методики Средние значения Медиана Мода Стд. отклонение Дисперсия

\Комплекс вины 47,39 46,96 48,27 10,43 108,82

Невротизации 54,76 55,4 50,11 14,4 207,46

Семейная дисгармония 54,76 48,43 37,19 54,07 13,74 188,87

Социальное отчуждение 57,94 53,19 53,19 13,4 179,75

Социальная ответственность 84,15 85,42 79,4 13,64 186,14

Таким образом, имея в среднем уровень невротизации соответствующей норме, достаточно значительная часть матерей (21,21%) испытывает длительное эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, низкий порог выносливости к стрессу. Повышенный уровень социального отчуждения у матерей детей с расстройствами аутистического спектра (табл.1) можно объяснить их вынужденной изоляцией. Непонимание окружающих людей в силу неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с особыми потребностями, отражающее низкую культуру нашего общества, вероятность неадекватного поведения детей ограничивает возможности матерей в расширении социальных контактов. Анализируя высокие результаты шкалы социальной ответственности, принимая ответственность как стремление выполнять взятые на себя обязательства и совершать действия, необходимые для исправления ошибки, считаем, что сверхвысокие показатели свидетельствуют о желании родителей «подстелить соломку» для дитя в большинстве возможных жизненных ситуаций, что далеко не лучшим образом сказывается на развитии ребенка. А гиперсоциализация в сочетании с повышенными уровнями чувства вины и невротизации означает внутреннее противоречие между чувствами и долгом, способствующее возникновению внутреннего нравственно-этического конфликта.

Таблица 2

Описательные статистики показателей обследованных отцов_

Шкалы методики Средние значения Медиана Мода Стандартное отклонение Дисперсия

Комплекс вины 40,82 \47,08 44,16 10,49 109,94

Невротизация 48,61 53,85 53,85 13,75 189,03

Семейная дисгармония 52,9 56,8 54,08 7,68 58,96

Социальное отчуждение 47,47 47,91 45,93 5,56 30.89

Социальная ответственность 73,18 73,84 72,03 13,24 175,15

Высокий уровень социальной ответственности у отцов детей с расстройствами аутистического спектра (табл.2) объясняется тем, что именно социализация ребенка является для отца одной из важнейших задач. Рождение ребенка с нарушениями вызывает у отцов сложные и противоречивые чувства, реагировать он может не совсем обычным образом, что связано с особенностями мужского организма и спецификой проявления стрессового синдрома. Тем не менее, именно отцовство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей.

При проведении сравнительного анализа, можно утверждать, что разница в проявлении таких факторов, как интенсивность переживаемой вины (р<0,05), невротизация(р<0,05), социальная

ответственность(р<0,05) у матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра несущественна, в то же время выраженность семейной дисгармонии (р<0,01) и социального отчуждения(р<0,01) имеет определенные различия.

Conducted a psychological study of mothers and fathers with children with autism spectrum disorders . The technique of " VNDOO " ( wine, neuroticism , disharmony , alienation, responsibility) allows to reveal the severity of the following symptoms , affecting the psychological health of the family : the level of intensity experienced by guilt, degree of neuroticism and family disharmony, the level of success of social adaptation families , considering factors of social exclusion and social responsibility of parents.

The key words: families raising children with autism spectrum disorders , guilt, neuroticism , family disharmony , social exclusion and social responsibility

Список литературы

1.Иванов E. С. О сложных формах психического развития у детей // Материалы конф. «Мну-хинские чтения». СПб., 2007. С. 83-85.

2. Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12, 2010 Вып.3

3. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Спб.: Речь, 2009.224 с.

4. Шипицына, Л. М., Сорокин В.М.Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12, 2008. Вып.3

Об авторе

Антипова Н. Ю.- аспирант Института специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург, ГАУЗ БОПБ г. Брянск, Au.Antipova@yandex.ru

УДК 378: 004.3(73)(045)

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ США

И. К. Войтович

В статье анализируется опыт США по реализации технологий электронного обучения в практике преподавания, излагаются взгляды американских исследователей по наиболее острым вопросам электронной дидактики, а также освещаются отдельные моменты налаживания эффективной системы электронного обучения в вузе. Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, электронное обучение, вузовское образование, непрерывное образование

Современные информационные технологии и компьютерные сети создали принципиально новые возможности доступа и накопления любой педагогической информации. Вызванные происходящей информатизацией общества и образования изменения затрагивают разные сферы жизнедеятельности вузов. В 1990-ые гг. на фоне быстрого роста Интернета в практике обучения студентов за рубежом стали чрезвычайно популярны виртуальные классы [2]. Все больше людей осознают удобство и гибкость электронного обучения, отвечающего их образовательным целям и напряженному образу жизни. В зарубежной практике преподавания считается, что хорошо разработанная система электронного обучения в любом его виде дает такие же качественные результаты, как и хорошо разработанное традиционное обучение [7, p.171]. Например, 67% руководителей учебных заведений США уверены, что электронное обучение - это долгосрочная стратегия развития их учреждений, а 57% из них убеждены, что результаты электронного обучения равны или даже превосходят результаты очного или традиционного обучения [1, p. 146]. К очевидным плюсам онлайн курсов относят: расширение границ за счет того, что в одном классе могут обучаться студенты из разных стран и культур, городов и регионов одной страны и даже студенты с ограниченными физическими возможностями здоровья; кооперацию образовательных усилий разных учебных заведений, как в пределах одного города, так и внутри страны или в международном образовательном пространстве, в результате которой не редко более продвинутые и качественные электронные курсы могут быть предложены менее престижными учебными учреждениями; обеспечение слушателей обширной ин-формациейза счет безграничных возможностей сетиИнтернет [8, p. 43].

Зарубежный опыт создания систем электронного обучения в вузе заслуживает внимания и особенно важен для России, которая находится еще на начальном этапе информатизации образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.