Научная статья на тему 'Психокоррекционная работа с матерями, имеющими детей с РДА'

Психокоррекционная работа с матерями, имеющими детей с РДА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1228
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / МАТЕРИ / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куканов Андрей Андреевич

В статье приведены результаты апробации психокоррекционной программы "7Я", направленной на оказание консультативной и психокоррекционной помощи матерям, имеющих детей с ранним детским аутизмом (РДА). Исследование проводилась на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Домодедово Московской области в 2014-15 гг. По его результатам было доказано, что предложенная программа эффективно справляется с поставленными перед ней целями и задачами, и может успешно применяться в психологической работе с данной категорией матерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куканов Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological correction of mothers of autistic children

The article presents the results of testing of psycho-correction program "7YA", aimed at the provision of consultative and psychological assistance to mothers of children with early infantile autism. The study was conducted on the basis of Municipal autonomous preschool educational institution "Kindergarten of the Combined type No. 22", Domodedovo, Moscow region in 2014-15. According to the results, it was proved that the proposed program effectively copes with its goals and objectives, and can be successfully used in the psychological work with this category of mothers.

Текст научной работы на тему «Психокоррекционная работа с матерями, имеющими детей с РДА»

REFERENCES

1. Bykov, D.A. and Gorozhanina E.V. (2007), Training and education of children with special educational needs in a specialized educational institution, IC Ural Academy, Chelyabinsk.

2. Vygotsky, L.S. (1984), Pedology of the teenager, Vol. 4, Pedagogics, Moscow.

3. Comp. Shipitsyna, L.M., Mamaychuk, I.I. (2003), Cerebral Palsy: Reader, Didactics Plus, St. Petersburg.

4. Zabozlayeva, I.V., Malinin, E.V., Sablin, T.N., Sedinkin, A.A. and Manuylov, G.V. (2014), "Clinical-dynamic features of cognitive impairment in children with autistic spectrum disorders", the Bulletin of the Southern Ural State University. Psychology series, Vol. 7, No. 4, pp. 44-50.

5. Mastyukova, E.M. and Moskovkin, A.G. (2004), Family education of children with deviations in development, Владос, Moscow.

Контактная информация: gal.gorelowa2015@yandex.ru, gennadiymanuylovproduc-tion@gmail. com, dmitryi_bykov@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 22.09.2016

УДК 159.9.072.432

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С МАТЕРЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С

РДА

Андрей Андреевич Куканов, медицинский психолог, Российский реабилитационный центр «ДЕТСТВО» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "РРЦ "Детство"Минздрава РФ), Московская область, Ленинский район, поселок санатория "Горки Ленинские", Россия

Аннотация

В статье приведены результаты апробации психокоррекционной программы "7Я", направленной на оказание консультативной и психокоррекционной помощи матерям, имеющих детей с ранним детским аутизмом (РДА). Исследование проводилась на базе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» г. Домодедово Московской области в 2014-15 гг. По его результатам было доказано, что предложенная программа эффективно справляется с поставленными перед ней целями и задачами, и может успешно применяться в психологической работе с данной категорией матерей.

Ключевые слова: аутизм, матери, клиническая психология семьи, психокоррекция, арт-терапия.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF MOTHERS OF AUTISTIC CHILDREN

Andrey Andreevich Kukanov, the medical psychologist, Russian Rehabilitation Center "Detstvo" of the Ministry of health of the Russian Federation (FSBI "ЖС "Detstvo" of the Ministry of health), Moscow region, Leninsky district, the village of the resort "Gorki-Leninsky", Russia

Annotation

The article presents the results of testing of psycho-correction program "7YA", aimed at the provision of consultative and psychological assistance to mothers of children with early infantile autism. The study was conducted on the basis of Municipal autonomous preschool educational institution "Kindergarten of the Combined type No. 22", Domodedovo, Moscow region in 2014-15. According to the results, it was proved that the proposed program effectively copes with its goals and objectives, and can be successfully used in the psychological work with this category of mothers.

Keywords: autism, mothers, clinical psychology family, psycho-correction, art therapy.

ВВЕДЕНИЕ

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полностью меняет устоявшийся уклад семьи, а также оказывает непосредственное влияние на пси-

хологическое здоровье родителей. По результатам многочисленных исследований, проведенных в странах Северной Америки и Западной Европы, было установлено, что матери, имеющие ребенка с аутизмом, в наибольшей степени, чем матери детей с иными расстройствами в развитии, переживают чувство злобы, вины, неудовлетворенности собой, отчаяния и беспомощности, испытывают стресс, депрессию, тревожность, эмоциональное выгорание [2].

С целью оказания психологической помощи данной категории матерей во многих странах мира на базах образовательных, социальных и медицинских учреждений создаются специализированные группы поддержки. Специалисты, работающие в них, используя различные методы психотерапии, проводят групповые и индивидуальные сеансы, направленные на оказание помощи родителям в проблемах нормализации их психического состояния, адаптации к сложившейся жизненной ситуации, а также воспитания и обучения "особого" ребенка [4; 8].

К сожалению, в нашей стране похожие группы только появляются. Это связано со многими причинами: отсутствием полноценной законодательной базы, регулирующей оказание психологических услуг детям и их родителям; недостаточной осведомленностью самих родителей; отсутствием необходимых финансовых и материальных ресурсов; эффективных психокоррекционных программ, направленных на поддержание психологического здоровья ближайших родственников ребенка с тем или иным отклонением в психическом развитии. По существу, единственной известной и эффективной отечественной разработкой, созданной для решения этой проблемы, является программа В.В. Ткачевой, апробированная на контингенте матерей, имеющих детей с умственной отсталостью и ДЦП [5].

В связи с этим, для оказания психологической помощи матерям детей с аутизмом, нами было принято решение разработать и ввести в практическую деятельность новую психокоррекционную программу, в основе которой лежал бы эффективный и универсальный психологический метод. Такой разработкой стала программа "7Я", базирующаяся на техниках и методах использования метафорических ассоциативных карт.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) - вид арт-терапии, основывающийся на нормах и принципах проективных методик. Впервые был разработан и предложен как метод психотерапии и психокоррекции в Канаде в 1975 году профессором искусствоведения Эли Раманом и психотерапевтом Джозефом Шлихтером [3].

Чаще всего МАК представляют собой карточки, с нарисованными на них пейзажами, людьми, животными, жизненными ситуациями, предметами и объектами, а также абстрактными (метафорическими) изображениями. На некоторых картах вместо картин присутствуют слова [1].

Эффективность использования метафорических карт подтверждена многими специалистами. МАК успешно применяются при коррекции и терапии семейных конфликтов; кризисных ситуаций; психологических травм; стрессовых, депрессивных, тревожно-фобических расстройствах; синдрома эмоционального выгорания; пищевых нарушениях; страхов. Это обусловлено тем, что данный проективный метод имеет ряд значимых достоинств: создает атмосферу комфорта, безопасности и доверия, способствует раскрытию скрытых внутренних потенциалов и улучшению коммуникации с окружающими; помогает разобраться и понять истинные причины психологических проблем, возникающих у человека; позволяет обходить выработанные годами психологические защиты человека, что позволяет психологу продуктивно работать с неосознаваемыми внутрилич-ностными конфликтами; создает условия для безопасного поиска, формирования и принятия решения в процессе терапии психотравмирующих ситуаций; способствует началу внутренних восстановительных процессов у клиентов, формированию новых психологических ресурсов; помогает найти верный путь решения сложившейся психологической проблемы [1; 3].

Теоретическая и практическая значимость исследования предполагает, что полученные результаты внесут вклад в развитие семейной психотерапии, специальной психологии и клинической психологии семьи. Также эти данные могут быть использованы в профилактической, консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической работе, которая проводится в образовательных, медицинских и реабилитационных учреждениях.

МЕТОДИКА

Цель программы: оказание консультативной и психокоррекционной помощи матерям, имеющих детей с ранним детским аутизмом (РДА).

Задачи программы:

• создание рабочей площадки для продуктивного общения и взаимодействия матерей детей с РДА между собой;

• проведение просветительских групповых консультаций по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с РДА;

• коррекция негативного психологического состояния матерей (стресс, депрессия, тревога, тоска, подавленность, низкая самооценка);

• коррекция внутренних конфликтов и переживаний, связанных с рождением и дальнейшим будущим ребенка;

• коррекция детско-родительских взаимоотношений;

• коррекция внутрисемейных взаимоотношений;

• содействие в переоценке текущей жизненной ситуации с определением новых жизненных ценностей, установок и целей.

Методологическая основа:

1. Личностно-ориентированная патогенетическая психотерапия (В.Н. Мясищев);

2. Когнитивная психотерапия (А. Бек);

3. Экзистенциальная психология и логотерапия (А.Н. Леонтьев, В. Франкл, А. Лэнгле);

4. Аналитическая психология (К.Г. Юнг).

Адресность: программа предназначена для матерей, имеющих детей-дошкольников (в возрасте от 4 до 7 лет) с ранним детским аутизмом.

Форма работы: групповая с дополнительным проведением индивидуальных консультаций.

Используемые психотерапевтические методики и техники: арт-терапия (метафорические ассоциативные карты (МАК); изотерапия); когнитивная психотерапия (А. Бека); логотерапия (В. Франкла).

Ожидаемые результаты: улучшение текущего эмоционального состояния матерей; переосмысление текущей жизненной ситуации с переоценкой терминальных ценностей, установок и целей; изменение отношения родителей к ребенку и восприятию его проблем; гармонизация внутрисемейных взаимоотношений; увеличение активности родителей в процессах развития, коррекции и социальной адаптации ребенка.

Психодиагностическое исследование: с целью выявления особенностей в эмоционально-личностной сфере у участников группы, а также определения количественных показателей эффективности программы, в начале и конце ее реализации проводится психодиагностическое исследование с использованием следующих методик:

1. Методика "Семь состояний" Е.Б. Фанталовой [6].

Методика направлена на выяснение уровня выраженности семи психологических состояний ("Внутренний конфликт", "Внутренний вакуум", "Внутренняя тревога", "Тоска, подавленность", "Апатия", "Внутреннее спокойствие, безмятежность", "Внутренний комфорт") у испытуемого в текущей жизненной ситуации. Выраженность каждого состояния оценивается по шкале от 0 до 9 баллов, где 0 - отсутствие данного состояния; 1^3 -

слабая выраженность; 4^6 - средняя выраженность; 7^9 - сильная выраженность данного состояния.

2. Методика "Шкала оценки дискомфорта" Е.Б. Фанталовой [6].

Методика разработана с целью выявления уровня психологического дискомфорта у испытуемых в настоящий момент. Состоит из семи утверждений: первые 3 выражают комфорт при постепенном его ослаблении, затем идет нейтральное утверждение и последние 3 - выражают нарастание дискомфорта. В итоге подсчитывается "Уровень дискомфорта" (УД) по степени его выраженности: от 1 до 3 баллов - отсутствие чувства дискомфорта; от 4 до 5 баллов - слабо выраженный дискомфорт; от 6 до 7 баллов - выраженный дискомфорт.

3. Методика "Шкала депрессии" А. Бека [7].

Методика направлена на выявление уровня депрессии. Испытуемому предлагается выбрать в каждой из 21 группы утверждений по одному утверждению, которое наиболее точно характеризует эмоциональное состояние человека в данный момент. Каждый пункт шкалы имеет оценку от 0 до 3, указывающий на тяжесть симптома. Сумма баллов в диапазоне от 0 до 63 говорит о наличии или отсутствии депрессивного состояния, где 0^9 баллов - отсутствие данного состояния; 10^15 баллов - легкая депрессия; 16^19 баллов - умеренная депрессия; 20^29 баллов - выраженная (средней тяжести) депрессия; 30^63 балла - тяжелая депрессия.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Апробация психокоррекционной программы "7Я" проводилась в 2014-15 гг. на базе МАДОУ детского сада комбинированного вида №22 "Пчелка" г. Домодедово Московской области. В ней приняли участие матери, чьи дети имели диагноз Б84.0 ("Детский аутизм") и посещали данное ДОУ. Все участницы исследования были в возрасте от 23 до 45 лет, являлись биологическими матерями своих детей, проживали с ними на одной территории, имели образование не ниже среднего специального.

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале реализации программы "7Я" были проведены индивидуальные консультации с каждой матерью "особого" ребенка (Консультативно-диагностический этап). Им разъяснялись цель и задачи программы, ее направленность и ожидаемые результаты. После дачи письменного согласия, родители получали пакет психологических методик, описанных выше, которые должны были быть заполнены и сданы лично в руки психологу в течение ближайших двух недель. После сдачи заполненных тестов, матери, также в течение двух недель, получали в запечатанном конверте результаты исследования. Затем проводилась дополнительная индивидуальная консультация, на которой родитель мог задать вопросы, касающиеся полученных данных. По итогам Консультативно-диагностического этапа все матери, согласившиеся принять участие в работе, были объединены в одну группу, численность которой составила 10 человек. Далее начинался Теоретический этап, включающий в себя две групповые консультации, задачами которого являлось ознакомление матерей с клинико-психологической характеристикой детей с ранним детским аутизмом, со специфическими особенностями жизнедеятельности семей, воспитывающих "особого" ребенка, а также формирование теоретической базы, необходимой для участия в тренингах.

Затем наступал Коррекционный этап, состоящий из 8 групповых психологических тренингов, перед которым были поставлены следующие задачи: коррекция негативного психоэмоционального состояния участников группы, коррекция детско-родительских и внутрисемейных взаимоотношений; содействие в переоценке текущей жизненной ситуации с определением новых жизненных ценностей, установок и целей.

Групповые консультации, а затем и тренинги, проводились один раз в две недели, их продолжительность составляла, в среднем, 90 минут. Также допускалось проведение индивидуальных консультаций, в ходе которых матери могли задать вопросы, которые по каким-либо причинам не могли вынести на обсуждение в группе. Ниже в таблице приведены темы и названия раскладов метафорических карт, использовавшихся при проведении практических тренингов.

Таблица 1 - Тематический план коррекционного этапа

№ Тема и цель Расклады МАК

1. Тема: "Знакомство с собой". 1. "Ребенок - это ...";

Цель: знакомство участников группы между собой; создание комфортной 2. "Две карты";

психологической атмосферы в группе; снятие чувств напряжения и усталости 3. "Расширение рисунка".

у членов группы; ознакомление с МАК.

2. Тема: "Я - мама". 1. "Мама";

Цель: исследование родительских представлений о себе, коррекция детско- 2. "Мой родительский ба-

родительских взаимоотношений, актуализация осознанности родительской гаж"

позиции.

3 Тема: "Я - жена". 1. "Ты и Я";

Цель: коррекция супружеских взаимоотношений, осознание ресурсов и пер- 2. "Отношения".

спектив в партнерских отношениях.

4. Тема: "Я и моя жизнь". 1. "Жизнь";

Цель: коррекция негативного эмоционального состояния (стресс, депрессия, 2. "Семья";

апатия, тревога) и внутренних конфликтов, поиск личностных ресурсов, со- 3. ' Взгляд со стороны".

действие в переоценке текущей жизненной ситуации с определением новых

жизненных ценностей, установок и целей.

5. Тема: "Я и моя Тень". 1. "Внутренняя тень";

Цель: выявление и отреагирование скрытых психологических проблем, поиск 2. "Ситуация";

личностных ресурсов, коррекция внутренних конфликтов и негативного эмо- 3. "Стихии".

ционального состояния.

6. Тема: "Я и снова Я". 1. "Вращающиеся двери";

Цель: коррекция негативного эмоционального состояния (стресс, депрессия, 2. "Путь к себе";

апатия, тревога) и внутренних конфликтов, поиск личностных ресурсов, по- 3. "Поверь в себя".

вышение уровня самооценки, содействие в переоценке текущей жизненной

ситуации с определением новых жизненных ценностей, установок и целей.

7. Тема: "Я - богиня". 1. "Моя богиня";

Цель: коррекция негативного эмоционального состояния (стресс, депрессия, 2. "Сотворение мира".

апатия, тревога) и внутренних конфликтов, поиск личностных ресурсов, по-

вышение уровня самооценки, содействие в переоценке текущей жизненной

ситуации с определением новых жизненных ценностей, установок и целей.

8. Тема: "Я и будущее". 1. "Мост в будущее";

Цель: коррекция негативного эмоционального состояния (стресс, депрессия, 2. "На распутье";

апатия, тревога) и внутренних конфликтов, поиск личностных ресурсов, по- 3. "Три вопроса".

вышение уровня самооценки, содействие в переоценке текущей жизненной

ситуации с определением новых жизненных ценностей, установок и целей.

Групповые консультации и тренинги имели следующую структуру проведения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Приветствие (объявление темы консультации/тренинга);

2. Основная часть (консультирование/психокоррекция участников группы с использованием МАК в соответствии с задачами программы);

3. Рефлексия полученного опыта;

4. Прощание.

После окончания коррекционного этапа участникам группы, с целью определения эффективности программы, предлагалось вновь заполнить те же самые методики, которые они выполняли в начале реализации программы (Завершающий этап). Их также просили написать в свободной форме отзыв о прохождении консультаций и тренингов, в котором они могли описать полученный опыт и предложить какие-либо изменения для повышения действенности программы.

Психокоррекционная программа "7Я" проходила свою апробацию в течение двух лет, и ее участниками стали порядка 20 человек. Ниже приведены результаты диагности-

ческого исследования в начале и конце реализации программы "7Я" (обобщенные данные взяты за оба года апробации). В целях выявления достоверности полученных данных был использован ^критерий Стьюдента.

Рисунок 1 - Средние значения выраженности психоэмоциональных состояний у участников в начале и конце

реализации программы "7Я"

В начале реализации программы у участников групп отмечался средний уровень "Внутреннего конфликта" (ощущения пустоты, разлада с самим собой), "Тревоги", "Тоски", "Апатии", а также был выявлен слабовыраженный психологический дискомфорт и умеренный уровень депрессии. Состояния "Спокойствия" и "Внутреннего комфорта" не были характерны для матерей, имеющих дошкольников с аутизмом.

После участия в психокоррекционной программе "7Я" у женщин наблюдается значимое и значительное снижение выраженности чувства "Тревоги" (при р=0,01), а также снижение до низкого уровня состояний "Тоски" (р=0,01) и "Апатии" (р=0,05). Отмечается значимое снижение уровня психологического дискомфорта (р=0,01) и депрессии (р=0,05).

Также мы приведем выдержки из некоторых отзывов, оставленных участниками программы (по этическим причинам имена авторов не указываются; орфография сохранена):

• "Посещение тренингов позволило мне решить множество проблем личного характера, лучше понять своего ребенка, увидеть сложившуюся ситуацию другими глазами. Сами занятия понравились своей необычностью метода и дружественной атмосферой, которая создалась в группе ";

• "Тренинги помогли посмотреть на переживания с другой стороны, разобраться в них и в себе. Мне понравилось!!!";

• "Было полезно принять участие в программе "7Я", Это помогло мне задуматься о самых наболевших проблемах и посмотреть на них другими глазами, как бы со стороны. Занятия проводились в непринужденной обстановке с соблюдением всех этических норм. Были найдены пути решения давно накопившихся жизненных проблем и получены советы по исправлению сложившейся ситуации. Я получила удовольствие от работы и приобрела новый опыт. Спасибо большое за такую программу!".

ВЫВОДЫ

Проанализировав полученные данные, а также ознакомившись с отзывами участников, мы можем сделать вывод о том, что психокоррекционная программа "7Я" успешно справилась с поставленными перед ней целями и задачами, доказала свою эффективность и практическую значимость, и поэтому может применяться специалистами в пси-хокоррекционной и психотерапевтической работе с матерями, имеющих детей с РДА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриева, Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова. - Новосибирск : НИКП, 2015. - 228 с.

2. Куканов, А.А. Мотивационно-личностная сфера матерей, имеющих детей с аутизмом: Северная Америка и Западная Европа / А.А. Куканов, Е.Б. Фанталова // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 1. - С. 128-136.

3. Морозовская, Е. Мир проективных карт: Обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Мо-розовская. - М. : Генезис, 2014. - 168 с.

4. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / под ред. Дж. Циантиса, С.Б. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн, Л. Тишлер ; пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2006. - 196 с.

5. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений / В.В. Ткачева. - М. : "Гном-Пресс", 1999. - 64 с.

6. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. - Самара : Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. - 128 с.

7. Шкала депрессии Бека [Электронный ресурс] // URL : 1Ш;р://р8у1аЬ.т1о/Шкала депрессии Бека. - Дата обращения 30.06.2016.

8. Solomon A., Chung B. Understanding autism: how family therapists can support parents of children with autism spectrum disorders / A. Solomon, B. Chung // Family Process. - 2012. - Vol. 51. -No. 2. - P. 250-264.

REFERENCES

1. Dmitrieva, N.V. and Buravtsova, N.V. (2015), Metaphorical in space maps counseling and psychotherapy, NIKP, Novosibirsk.

2. Kukanov, A.A. and Fantalova, E.B. (2016), "Motivational-personal scope of mothers of children with autism: North America and Western Europe", Psychological science and education, Vol. 8, No.1, pp. 128-136.

3. Morozovskaya, E. (2014), World of projective maps: Browse decks, exercises, trainings, Ge-nezis, Moscow.

4. Ed Tsiantis, J., Botius, S.B., Hollerfors, B., Horn, E. and Tishler, L. (2006), Working with parents: Psychoanalytical psychotherapy with children and adolescents, Kogito-Center, Moscow.

5. Tkacheva, V.V. (1999), Psychocorrectional work with mothers raising children with deviations in development. Workshop on formation of the adequate relations, "Gnome-Press", Moscow.

6. Fantalova, E.B. (2001), Diagnosis and therapy of internal conflict, BAHRAH-M, Samara.

7. Beck's depression scale, available at: http://psylab.info/ Beck's depression scale.

8. Solomon, A. and Chung, B. (2012), "Understanding autism: how family therapists can support parents of children with autism spectrum disorders", Family Process, Vol. 51, No. 2, pp. 250-264.

Контактная информация: andrej.kukanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2016

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ

Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Ольга Игоревна Юрина, старший преподаватель кафедры, Юрий Михайлович Рекша, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИНРоссии, Рязань)

Аннотация

В результате проведенного авторами исследования осужденных женского пола, совершивших преступления против близких родственников, выявлены основные психологические особенности, характерные для данной категории осужденных. Исследование проводилось с применением пяти психодиагностических методик. Основываясь на результатах проведенной психологической диагностики, авторами сделан вывод о том, что осужденным женского пола, совершившим преступления против близких родственников присущи такие психологические особенности как: де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.