Научная статья на тему 'Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности'

Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
923
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОШИБКИ МЫШЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТЕРЖЕНЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА / СОЗНАНИЕ / ПОДСОЗНАНИЕ / СПАЙКА / ХАРАКТЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / РЕШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ / ОСОЗНАНИЕ / ПРОБЛЕМА / ДИСКОМФОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азимова З. Х.

В статье показано видение автора о составляющих, компонентах психики, которые отвечают за обработку поступающей информации; показаны причины искажения, деформации информации, и как следствие проблем человека; путей решения и предупреждения проблем. Базируясь на знания компонентов и механизмов психики, воспитание и формирование с детства психологически грамотной и психологически здоровой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы формирования психологически грамотной и психологически здоровой личности»

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ

© Азимова З.Х.1

Центр психологических услуг «Познай себя», Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье показано видение автора о составляющих, компонентах психики, которые отвечают за обработку поступающей информации; показаны причины искажения, деформации информации, и как следствие проблем человека; путей решения и предупреждения проблем. Базируясь на знания компонентов и механизмов психики, воспитание и формирование с детства психологически грамотной и психологически здоровой личности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая грамотность, ошибки мышления, психологический аппарат, психологический иммунитет, психологический стержень, психологические программы, личностная структура, сознание, подсознание, спайка, характер, психологическое консультирование, решение и предупреждение проблем, осознание, проблема, дискомфорт.

Вся история человечества - это история взаимоотношения человека с миром (социумом). И каждая наука давала свое видение построения этих взаимоотношений. Автор, думая об этих взаимоотношениях поняла, что взаимоотношения проходят через конкретные социальные роли, конкретные социальные взаимоотношения, и в конце концов, через конкретные случаи и ситуации. И не всегда эти ситуации бывают благоприятными, не всегда бывают позитивными, не всегда бывают приятными и понятными для человека. И пытаясь понять эти ситуации, получить ответы на возникшие вопросы, снимая дискомфорт, который возник в результате этих взаимоотношений, столкновений, мы пришли к науке Психология, которая занимается решением конкретных задач, решением конкретных проблем, выравниванием конкретных внутренних состояний человека и др.

Анализу и разгадке человеческой психики уделялось большое внимание, как одному из действенных рычагов общественно-экономического развития. Разностороннее развитие общества, утверждение в нем высокого уровня и образа жизни связано с возможностью свободного проявления каждой отдельно взятой личностью своих, только присущих ей, психологических наклонностей. В настоящее время во всех развитых, и идущих по этому пути странах, в первую очередь обращается внимание на формирование духовной и интеллектуальной, физической и психологической зрелости,

1 Директор.

намечаются пути использования этих качеств для достижения более высоких показателей в жизнедеятельности общества. Достижению этих результатов, формированию и развитию здоровой личности и служит наука Психология. И в частности один из ее разделов, психологическое консультирование. Психологическое консультирование содержательно и организационно обособилось в начале 50-х гг. ХХ столетия по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии, с одной стороны, и обучения, с другой. Различные теории дают консультанту концепции, позволяющие им систематично думать о человеческом развитии и консультационной практике. Теории обеспечивают психолога-консультанта структурами, в рамках которых можно создавать гипотезы-прогнозы. Социальный психолог Курт Левин утверждал: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Теории базируются на практике, и двигают её вперёд. И чем больше у психолога-консультанта теоретических знаний, тем легче ему подобрать правильный ключ к клиенту, легче выбрать инструмент воздействия. Существуют различные школы и течения, опираясь на которые психолог может сформировать свой взгляд на консультирование.

Психика (от греч. рБусЫкоБ - душевный) - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира [1, с. 299]. И результатом этого отражения становятся мысли, слова, действия человека, на основе которых строятся адекватные или неадекватные взаимоотношения человека с собой и окружающим миром1.

У человека, сталкиваясь с социумом в виде какой-то ситуации, либо в лице какого-то человека (людей, групп людей), появлялись проблемы. И эти проблемы он хотел решить. Придя к психологу человек говорил: «У меня появилась проблема...». А проблема появляется только при столкновении с социумом. Даже мысли просто так не берутся ни откуда. Эти мысли появляются либо в столкновении, либо в общении, либо в каких-то ситуациях, либо в каком-то сравнении с социумом. В любом случае - человек сталкивается с кем-то или чем-то в этой реальности и после этого у него появляются взаимоотношения, которые могут быть как комфортными, так и дискомфортными, проблемными. С точки зрения методологии - все школы работают на то, чтобы как-то привести в согласие сосуществование человека с социумом (миром) и эта помощь базировалась на том, что каждая школа давала свое объяснение сути столкновения человека с социумом, причин его возникновения и способов и методов его урегулирования.

1 Чем больше бывает преломлений и деформаций информации в человеке, тем больше будет разница между реальностью и тем как воспринимает эту реальность человек и тем больше будет конфликтов и проблемных ситуаций во взаимоотношениях человека с собой и окружающим его миром. И соответственно наоборот - чем меньше искажений и преломлений -тем меньше проблем и конфликтов.

Конечной целью Психологических школ было выявление причин проблем и дискомфорта человека, поиск путей решения этих проблем. И в итоге - помочь человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром. Научиться понимать себя, понимать из чего состоит его личностная и психологическая структура, которая отвечает за то, чтобы он умел строить грамотные взаимоотношения, чтобы в его жизни не было проблем, чтобы он мог жить в мире, согласии и какой-то договоренности с собой и окружающим миром. И создатели школ, течений, направлений в психологии, исходя из своей практической деятельности, своих практических наработок и того, какое объяснение они давали своим наработкам создавали некую систему взглядов. Эта система взглядов давала объяснение следующему:

- Что такое человек как психическое явление?

- Что такое личность и социальная личность?

- Какие между ними взаимоотношения?

- Что такое проблема?

- Причины возникновения проблем, откуда они берутся?

- Какими могут быть пути решения проблем?

- Какие этапы надо пройти в процессе решения проблем?

- Какими инструментами пользуется психолог?

Все школы по-своему дают ответы на эти вопросы, по-своему объясняют взаимоотношения человека с собой и окружающими его людьми, т.е. школы по-разному объясняют процесс формирования и становления Личности и процесс его социализации. Каждая школа по-своему объясняет, как человек субъективно воспринимает этот мир, каким он видит этот мир, каким он видит человека в этом мире, какими он видит взаимоотношения человека с миром. Восприятие этого мира, себя и своих взаимоотношений с этим миром проходит (формируется) посредством того, что информация, входящая в человека проходит определенный процесс, определенные этапы, блоки в психике. И основатели каждой из методик, направлений консультирования видели этот процесс по-разному. Изучая работу каждой школы1, мы видим, что авторы, создатели школ и направлений исходили из своего видения природы человека, и на это видение влияли их профессии2, специализация, их практика и философия формации, эпохи, в которой они жили (т.е. свои определенные объективные и субъективные факторы).

1 Каждая психологическая школа дает объяснение, что такое человек и его психика, кто непосредственные участники конфликта, проблемы, как входит, обрабатывается и выходит из человека информация, и соответственно, какое сочетание составляющих психики приводит к конфликтам, проблемам, а какое - не приводит (составляющие психики - это те компоненты, которые влияют на формирование тех или иных психических процессов, которые в свою очередь влияют на становление, появление или формирование неких чувств, мыслей человека или каких-то ситуаций, которые в конечном итоге могут быть и проблемными и не проблемными).

2 Например, З. Фрейд - психиатр, невролог. К. Юнг - психиатр. Г. Олпорт, А. Маслоу - психологи. М. Эриксон - психиатр, психотерапевт.

Мы практики и уже много лет1 работаем в области консультирования. И в эту практику мы пришли, решая свои проблемы, разбирая свои реальные ситуации. И на базе этой практики у нас появилось свое видение решения данной проблемы, которым мы хотели бы поделиться с вами. Мы хотели бы поделиться с участниками научно-практической конференции своими наработками и своим видением построения взаимоотношений человека с собой и окружающим его миром, и процессов происходящих в психике человека. И были бы рады услышать их (ваше) мнение.

Замира Азимова2, директор Центра психологических услуг «Познай себя» (Республика Узбекистан, Ташкент) - на основе своего многолетнего опыта (с 1992 года - индивидуальная практика, с 2001 года - в качестве руководителя Центра) и наработок теоретического и практического плана3, смогла сформулировать и создать некую схему психологического консультирования со всеми ее компонентами, алгоритмом, инструментами.

Любая ситуация, в которой мы оказываемся (которая вызывает, задевает наши чувства), любая информация, входящая в нас проходит определенный процесс. И результатами этого процесса являются наши реакции (мысли, слова, действия). По нашему видению информация или ситуация, входящие в нас, проходят три стадии обработки: в Подсознании4, в некоем аппарате, который мы назвали «Психологический Аппарат» (ПА), в его Личностной Структуре (ЛСтр) и его Характере. Делая анализ начала и конца процесса обработки информации психикой человека (от начальной ситуации, которая дает человеку информацию - толчок для работы нашей психики, до реакций, которые человек выдает во вне), иначе говоря, входящей в него информации и выходящей из него реакции, мы определяем, где и на каком этапе произошло искажение, деформация информации, которая привела к проблемам и конфликтам с окружающими или с собой. И на основе этого можно выявить причины проблем этого человека.

В чем же заключается суть этого процесса? Весь процесс представляется у нас в виде схемы (рис. 2)5 - «Схема процесса обработки информации психикой человека».

Информация, входящая в нас, проходит первичную обработку в Подсознании и вызывает у человека какие-то чувства и эмоции. В нашем видении, на эту первичную обработку в подсознании уходит в среднем пример-

1 Практический опыт работы автора - 24 года.

2 Азимова З. - философ, психолог.

3 Когда число консультируемых перевалило за отметку 5000 человек (индивидуально и в группах), у нее появилась потребность проанализировать полученный материал и систематизировать его.

4 Поэтому нашу методику нередко ассоциируют с методикой Фрейда (психоанализом). Однако наше сходство с психоанализом на этом заканчивается.

5 Смотрите приложение № 1 к статье.

но 20 секунд. Затем Подсознание должно передать это чувство дальше, на уровень Сознания. У нас процесс Осознания проходит через обработку этого чувства нашим ПА1 (прохождение информации через ПА - это и есть процесс осознания). Этот ПА состоит из 3 блоков. Предварительно эти блоки мы назвали Психологическим Иммунитетом (ПИ), Психологическим Стержнем (ПСт), и Психологическими Программами (ППр). Работа этого ПА основывается, базируется на Личности - Личностной Структуре (ЛСтр) человека. Наша ЛСтр имеет свои ценности, цели и задачи, позиции, нормы и правила и т.д. Мы выявили 11 компонентов, составляющих ЛСтр2 (см. на рис. 2), каждый из которых имеет свое название и свои задачи. ПА человека обрабатывает информацию, базируясь на этих элементах, составляющих ЛСтр. И исходя из того, как человек (клиент) понимает эту ситуацию, и какое отношение вырабатывает к человеку (с которым он столкнулся в проблеме), мы можем сказать как работает его ПА (т.к. ПА - это конкретные блоки, с конкретными подпунктами).

Как проходит процесс осознания, т.е. переработка информации в ПА? Информация из Подсознания поступает в ПИ3. В своей практике4 мы смогли пока увидеть 2 признака здоровой психики - уметь защититься (инстинкт самосохранения) и уметь приспособиться к реальности (инстинкт приспособления). Защитить себя, чтобы человек не уничтожился и как живой организм, и как личность. Но при этом, с учетом объективных и субъективных факторов, выдать наиболее приемлемое поведение или реагирование. Базируясь на эти 2-х признака здоровой психики, работает 1-й блок ПИ (фильтр, защита, приспособление). ПИ перерабатывает информацию, дает ему первичное название, показывает (вырабатывает) наше первичное (рефлекторное) отношение и выдает первичную форму реакции, соответствующую этому названию. Эти первичные, рефлекторные реакции закладываются в виде нормативов, ценностей и еще нескольких составляющих в нашей ЛСтр5. Затем информация передается ПСт6. ПСт состоит из 5 уровней и отвечает за то, чтобы информация, вошедшая в нас, прошла грамотное преломление

1 ПА - психологический аппарат.

2 Для гармоничного существования личности с собой и окружающим миром в ЛСтр должны быть все эти 11 составляющих. Тогда личность может быть здоровой как индивидуальность и здоровой как социальность (социально). Тогда личность, базируясь на Ценностях, будет знать «откуда и куда надо идти». Базируясь на свои Цели и Задачи - иметь свой курс в этой жизни. Базируясь на свои Мотивы - двигаться, активизироваться. Базируясь на свои Нормы, Правила, Границы и Инструментарий - грамотно выполнять свои задачи и цели посредством всех этих составляющих.

3 ПИ - психологический иммунитет.

4 Наше видение.

5 ЛСтр - личностная структура.

6 ПСт - психологический стержень.

через соотношение «Объект, Субъект, Ситуация»1 («ОСС»), с обязательным учетом объективной реальности.

Объект Субъект

Ситуация

Рис. 1

Задача ПСт - дать информации некую форму с учетом потребностей самой личности (Субъекта), с учетом того, что в этих отношениях участвует некий Объект, с учетом той Ситуации, в которой столкнулись Субъект и Объект и плюс с учетом той объективной реальности, в которой это все происходит. Таким образом ПСт социализирует информацию с учетом потребностей, норм как самой личности, так и объективных, социальных норм и обстоятельств, в которых сейчас находится личность (человек), т.е. с учетом объективных2 и субъективных факторов (ОСС). Чем грамотнее и здоровее работает наш ПСт, тем преломление информации, ситуации, наших чувств, через объективизацию информации, получается более адекватным реальности (со всеми ее компонентами). Это признак здорового стержня (ПСт). А если информация (ситуация) искажается (неадекватное преломление), то исходя из того, куда эта информация преломляется, или что она исключает при этом преломлении, или наоборот, наращивает, можно диагностировать нарушения и искажения в ПСт. И искажения в первых трех уровнях ПСт (Принятие себя, Принятие других, Адекватная оценка себя, других и ситуации) уже констати-

1 Анализируя проблемы людей, которые приходили на консультации, мы видели что во всех проблемах клиентов всегда есть повторяющиеся элементы, а есть меняющиеся элементы. И повторяющихся элементов было всегда три - это Объект, Субъект и Ситуация. О какой проблеме бы не шла речь, о каком возрасте, о каких ситуациях - компонентов было всегда три. Это сам клиент, которого мы назвали Субъектом отношений. Это всегда был или были кто-то с кем (кеми) сталкивался клиент в этой проблеме - это Объект(ы). И всегда были какие-то ситуации, в которых и сталкивался клиент с этим (этими) Объектом (Объектами). Отсюда и появились, обозначились три компонента, участника проблемы - ОСС.

2 В не зависимости от наших желаний и потребностей - существует этот реальный мир (со своими нормативами, потребностями, особенностями т.д.), существуют различные ситуации, люди и мы сами. Это и есть объективная реальность.

руют нарушения в 2-х последних уровнях - Принятие объективной реальности искажено и Гибкости мышления нет или её очень мало, т.е. субъективное и объективное восприятие мира - нарушено. Дальше эта переработанная информация поступает в ППр1. Блок ППр состоит из 4 парных программ2.

Процесс осознании /

I

X

<

X О

и о

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ

I 1С И X (1.1 С) 1 нчсски н Психологический 11снхолагическнс

нччуиитег (11И) стержень (11Ст) программы (1Шр)

1 БЛОК 5 уровень Гибкое Позитивные -

- Фильтр мышление Негативные

- Зашита

- Приспособление ■(уровень Принятие Осознанные

объективной реальности Неосознанные

2 БЛОК

- Критическое 3 уровень - Адекватная, Личностные

мышление реальная опенка себя, Социальные

- Альтернативное .других и ситуации

мышление Старые Новые

2 уровень Принятое

Э БЛОК окружающих, лрутих

1 уровень Принятие

себя

ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА

Цсннопм - Мотивация

Цс.да и аадачи Нормы

Пшииии — 11рани.1а

Самооценка - Границы

('киаипшипь - Роли Н|1С1 румсн 1М

к Он

+ 5 =

I

Рис. 2. Обработка информации в психике человека

Первое - информация проходит через «Негативные - Позитивные» программы - это программы чувств (для нас чувства идут первыми3). И исходя из того какие программы у нас преобладают, мы окрашиваем информацию в негативный или позитивный цвет. Следом подключается следующая пара программ - Осознанные - Неосознанные, т.к. для нас участие головы (сознания) в деятельности психики обязательно. И тут важным является то, насколько информация осознанна или не осознанна человеком. И если информация прошла процесс осознания, то насколько она адекватна. Или же есть искажения. Это также влияет на перекрашивание и деформацию информации. Затем идет следующая пара программ - Личностные - Социальные. Если деформация (искажение) в соотношении Личностных и Социальных программ сильная (сильное), то и искажение информации соответственно будет сильным4. Следом идут следующие программы - Старые - Новые.

1 ППр - психологические программы.

2 См. схему 2.

3 Как мы это говорили ранее.

4 Либо человеком движут только личностные программы и не учитываются социальные нормы и правила, либо наоборот.

Человек - существо развивающееся, и поэтому он находится в движении всегда. И разум человека должен работать на то, чтобы программы постоянно (с какой-то периодичностью) обновлялись - старые информации должны стираться и дополняться или заменяться новыми. И здесь мы можем увидеть - какая программа у человека работает больше - старая или новая. Например, он говорит что поменялся, а действия остались прежними, это значит, что работают старые программы, а новые - нет. И уже из блока ППр выходит некий алгоритм, программа действий, который реализуется Характером человека, исходя уже из его особенностей, факторов - фундаментальных и социальных, в виде действий, слов и мыслей. Фундаментальные факторы - общечеловеческие особенности, особенности пола, возраста, менталитета, темперамента. Социальные факторы - все социальные роли, посредством которых мы вступаем во взаимоотношения (сын, дочь, муж, подруга, жена, специалист по профессии, коллега и т.д.).

А информация, которая не прошла ПА, не становится осознанной информацией, она остается как «рубец» между Подсознанием и Сознанием. И этот «рубец» мы называем «Спайкой»1. Спайка:

а) искажает само восприятие информации;

б) часто исключает информацию из цепочки обработки информации, что меняет истинную, реальную ситуацию. И очень часто Спайка дает болезненный эффект, больные эмоции и реакции.

При заинтересованности, мы в дальнейшем можем поделиться этой информацией.

Началом работы психолога с клиентом является сбор объективной информации. Объективная информация, по нашему видению, это информация с учетом ОСС2, про которые нам рассказывает человек. Т.е. мы собираем информацию о самом Субъекте, об участниках этой ситуации (об Объектах) и реальной ситуации (описание реальной ситуации). Все это дает психологу определенное видение, более объективную картину ситуации. И, исходя из своей схемы работы, мы делаем первичное описание объективной ситуации. Затем смотрим, почему у человека в этой ситуации произошло проблемное взаимоотношение (взаимодействие). Проблема заключается в том, что психика клиента по-своему отразила объективную картину ситуации и участников взаимоотношений. Делая минусовку между реальной картиной ситуации (которую мы определили после сбора информации на начальном этапе работы с клиентом) и действиями3 самого человека (клиента), мы находим его проблемное место. Разница между объективной картиной и виде-

1 Фрейд З. тоже работал с этим, только мы смотрим на это по-другому и соответственно работаем со Спайкой по-другому.

2 ОСС - Объект, Субъект и Ситуация.

3 Действия человека показывают, как он увидел, воспринял всю картину взаимодействия, эту конкретную ситуацию.

нием клиента показывает, где же произошло искажение в психике человека, что он, именно таким образом отреагировал на эту ситуацию. Исходя из того, обо что клиент с этим Объектом и в этой ситуации «стукается», т.е. того что он не может принять или понять, где у него идет искажение реальности - мы выводим его ЛСтр. Например, для этого человека что-то не является нормой, или что-то не соответствует его правилам, или что-то не входит в рамки его восприятия (его границы), а другие действуют (действовали) без учета его норм, правил, границ. У человека были такие-то цели и задачи, а у Объекта или Ситуации были другие цели и задачи и т.д. Все это показывает элементы и соответственно дает нам возможность нарисовать ЛСтр человека (клиента). А на основе ЛСтр работает ПА, посредством которого идет процесс осознания человеком произошедшей ситуации или поступившей информации.

В итоге, по нашему видению, проблемы могут быть 3 видов:

1. Проблема ЛСтр и ПА - они показывают, как в представлении этого человека должно было быть.

2. Проблема Характера - исполнителя осознанной человеком информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Спайка - она может видоизменить информацию и реальную картину.

Часто получается так, что Личность и Характер имеют некоторую разницу. Например, ЛСтр может быть шире, грамотней и здоровей Характера, т.е. человек допускает возможность разных вариантов, но его Характер не выдерживает этого. Здесь искажение может быть за счет черт и особенностей Характера. И наоборот. Исходя из этого мы делаем следующие выводы:

- Вот это - проблема ПА,

- А вот это - проблема Характера.

Здесь хотелось бы отметить, что решение проблемы изменением только Характера, будет ситуативным решением, т.е. проблема до конца не решится.

Эта информация потом доводится до человека посредством объяснений, схем. Например, «У вас проблема в том, что в вашей личностной программе нарушено или неадекватность того-то»1.

Рис. 3. Дыня

1 Ваши действия идут без учета объективной реальности, либо ваши действия чересчур категоричны, либо ПСт исключает что-то, либо программы у вас работают не парно или неадекватно и т.д.

Как психологи-консультанты, мы диагностируем проблему человека (клиента) по схеме (рис. 2). Но чтобы проще объяснить человеку его проблему, мы даем ему эту схему в другом, более облегченном виде. Эту упрощенную схему мы назвали «Дыней» (рис. 3). И она состоит из 4 блоков -Чувства, Голова, Характер, Действия. Т.е. мы ему объясняем наглядно, в более упрощённом варианте, что информация, входящая в него попадает в 1 блок - Чувства, где на эту информацию выдаются какие-то чувства, эмоции. Далее информация поступает в Голову. Она даёт определенные объяснения, названия, формы, направления, обоснования, исходя из своей ЛСтр. После этого информация переходит к Характеру, где происходят преломления с учетом его характерных особенностей. Характер ту информацию, которую дала голова, приводит в действие посредством инструментов. Мы человеку показываем реальную картину, что было вот это, но почему-то в результате получилось не так, как он думал, не так как он хотел. И предлагаем ему самому посмотреть и подумать, в каком из этих блоков у него получилась нестыковка, искажение. Тем самым мы рисуем ему весь процесс переработки и искажения информации его психикой.

Т.е. схему (рис. 2) мы используем для Диагностики проблемы. А на этапе объяснения проблемы самому человеку и для коррекционной работы мы используем схему (рис. 3) («Дыню»): информация в любом случае попадает в Чувства - Подсознание, потом в Голову - это процесс Осознания, потом Характер выдает реакцию в виде действий, мыслей, слов. И объясняя ему, мы показываем, в какой момент и что он не правильно почувствовал, либо что он неправильно обозначил, либо какие действия или Инструменты были неграмотными. На нашей практике, чаще проблемы бывают в блоках Голова и Характер. Потом, если отработав в эти блоках, проблема все равно не решится, мы переходим в блок Чувства (Спайка). Результатом Спайки может быть искажение реальности, сбои в процессе осознания, неправильное восприятие слов и действий, в сильной форме - патология в Характере, неврозы. Ранее мы говорили, что открытие этой Спайки болезненный процесс. Для снятия Спайки мы делаем следующее:

- вначале мы проводим клиента через проживание той ситуации1 (нужно пережить еще раз эту боль (это целый процесс со своими этапами);

- после этого мы выводим его на процесс Осознания (это тоже целый процесс со своими этапами),

- потом вырабатываем новое отношение к ситуации через призму скорректированной личности.

Затем мы даем человеку рекомендации по решению данной конкретной проблемы. Этим заканчивается первая часть работы с клиентом по нашему

1 Ситуации, которая привела к Спайке.

видению (по нашей методике) - Диагностика и выявление проблемы человека и выдача рекомендаций по решению конкретной проблемы.

В чем же заключается основная идея нашей схемы (рис. 2)? Любая информация или ситуация вошедшая в человека проходит обработку в определенной последовательности. В обработке участвуют три компонента: Подсознание, Психологический Аппарат / Личностная структура и Характер. Причем в схеме обработки информации психикой Подсознание и Характер являются индивидуальной, личной частью человека. А дробь Психологический Аппарат / Личностная структура - это то преломление информации, которое должно произойти в восприятии, осознании этой информации и в этом восприятии и осознании должен участвовать и объективный Мир, и сам Человек. И результатом этой обработки становятся действия, слова, мысли человека.

Схема показывает - Процесс ПЕРЕРАБОТКИ и ОСОЗНАНИЯ информации, должен проходить с учетом того, что человек живет в социуме (в этом мире), т.е. преломление информация в психике должно идти с учетом и себя и социума, иначе говоря, с учетом того что Человек - это социальное существо!

Клиенты, приходят к нам с проблемами, которые проявились именно в столкновении с социумом (через его столкновение с каким-то объектом или ситуацией), с конкретной проблемой1 в каких-то социальных ролях, либо приходят с каким-то состоянием2, дискомфортом, который мешает нормальным социальным взаимоотношениям. Наша основная задача как психологов -перевести проблему клиента из состояния в обозначение, осознание проблемы. И после этого найти пути решения этой проблемы. Многолетняя практика показала, что наша работа, наш процесс консультирования клиента, имеет 2 части:

1. Решение конкретных проблем.

2. Предупреждение проблем в будущем.

Мы поняли, что предупредить проблемы клиента в будущем можно путем формирования Психологической грамотности (ПГр) и Психологического здоровья (ПЗд). Мы проанализировали причины проблем человека во взаимоотношениях с собой и окружающим миром и объединили, сгруппировали их в 2 базовые - это Психологическая неграмотность и Психологическое нездоровье человека.

1 Проблема - это дискомфорт, который уже как-то обозначен человеком, его сознанием (грамотно или не грамотно - это еще вопрос).

2 Состояние - это проблема на уровне чувств, неосознанная проблема, т.е. есть чувство дискомфорта, которое еще не обозначено (не названо) человеком (участия сознания нет или уровень участия сознания очень низкий).

Психологическая грамотность - информация и знание о себе, как о Субъекте взаимоотношений, о других, как об Объекте взаимоотношений, о Ситуации (ситуациях) в которых могут столкнуться Объект и Субъект, об объективной реальности, в которой живет человек и о взаимоотношениях человека с миром. Т.е. человек должен знать, что существует Объективная реальность со своими реалиями, существуют нормы, законы, правила жизни в социуме. И он должен научиться жить, учитывая и свои, и социальные нормы и потребности.

Психологическое здоровье - это наличие у человека достаточных психологических качеств, здорового ПА и инструментов построения взаимоотношения с собой и окружающим миром. Т.е. ПГр - это информированность и знание, а ПЗд - умение использовать эти знания (информацию) и иметь для этого нужные качества и инструменты.

Таким образом Психологическая неграмотность - это отсутствие, нехватка или искажение знаний и информации о себе, о других, об окружающем мире и взаимоотношениях между ними. А Психологическое нездоровье - это проблемы, искажения, нестыковки, деформация во всех или отдельных блоках, которые отвечают за прием, обработку информации и выдачу реакции во вне, т.е. во всех трех элементах процесса обработки - Подсознании, ПА / ЛСтр и Характере.

Делая некое обобщение данной темы, мы хотим сказать, что в самом начале всех проблем лежит ошибка мыслительного характера, мышления. Т.е., ОШИБКА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, на котором и базируются психологические проблемы.

Мы как психологи работаем на личность человека. Но работа только на личность (индивидуальность, индивидуальную идентичность) - не дает большого, стабильного, долгосрочного результата! Человек - существо социальное. Мы изначально смотрим на человека как на социальный элемент, социальное явление!

Человек уже при рождении является элементом этого социального мира, он живет в этом социуме, он реализуется в социуме через какие-то роли. Проблемы человека возникают в какие-то этапы его жизнедеятельности в столкновении с социумом. Это может быть связано и с возрастными особенностями, с новыми ролевыми взаимоотношениями и особенностями, с незнанием или нарушением нормативов во взаимоотношениях с социумом и т.д. Поэтому формировать человека в отрыве от реальности не возможно! Так как грамотность и здоровье личности предполагает учет и себя, и других, и объективного мира, и нормативов взаимоотношений между ними. В противном случае это будет приводить к разъединению людей. А человек не может находиться и быть счастливым в вакууме. Наша практика показала, что люди хотят решать свои проблемы, они хотят жить хорошо в этом социуме, хотят реализовываться в социуме, хотят быть счастливыми и успеш-

ными в своих социальных ролях (как муж / жена, друзья, родители, профессионалы и т.п.) и своих социальных взаимоотношениях. Ни один клиент, пришедший к нам на консультацию, не сказал: «я хочу быть абстрактно счастливым» ... Они говорят: «Я хочу быть счастливым мужем (это предполагает наличие жены)», «Я хочу быть счастливой женщиной (это предполагает наличие мужчины)», «Я хочу быть удачливым бизнесменом (это предполагает наличие партнеров, поставщиков, работников)» и т.д. Они себя соотносят с какой-то ролью. Поэтому у человека, как у здоровой личности, должны быть свои личностные факторы, но эти личностные факторы, эта индивидуальная идентичность, не должны исключать его социальной личности, социальных элементов.

Абсолютно предупредить проблемы невозможно и мы это понимаем. Но хоть как-то предупредить или минимизировать проблемы можно предупреждая их через формирование этих блоков (в которых обрабатывается входящая в человека информация) - Психологическая грамотность (ПГр) и психологическое здоровье (ПЗд). Зная причины возникновения проблем человека, можно их предупредить заранее. У нас сформировалась своя методика формирования психологически здоровой и грамотной личности уже с детства. Т.е. можно что-то поменять в системе воспитания и обучения подрастающего поколения, чтобы минимизировать эти проблемы. Чтобы у человека было меньше проблем, чтобы он мог адекватно и грамотно вести себя в различных ситуациях, чтобы процесс социализации у него не был проблемным, с самого детства необходимо закладывать в мышление и психику человека понятия Психологическая грамотность и Психологическое здоровье. Это, в свою очередь, предполагает наличие знания о себе, как об Субъекте взаимоотношений (есть я, мои особенности, желания, нормы), знание о других, как об Объекте взаимоотношений (есть другие люди со своими особенностями, желаниями и нормативами), есть Объективный мир, который живет по своим законам. И надо знать эти законы. Это все входит в раздел Психологическая грамотность. А Психологическое здоровье - это уметь жить в соответствии с этими знаниями, с учетом этих знаний, не подавляя ни себя, ни других, и умея строить гармоничные взаимоотношения, учитывая законы и нормативы объективного мира. И для этого нужно с детства закладывать фундамент здорового ПА, его блоков (ПИ, ПСт, ППр), формировать и воспитывать грамотную и здоровую ЛСтр со всеми ее составляющими, элементами и формировать и воспитывать здоровый Характер с учетом всех его природных и социальных факторов. Поэтому, зная, что человек входит во взаимоотношения с этим миром через свои три элемента, блока принятия, переработки и выдачи реакции - Подсознание, ПА / Лстр и Характер, мы, взрослые - и педагоги, и психологи, и философы, и воспитатели и в первую очередь родители - должны заранее формировать эти элементы, блоки. Процесс формирования Психологически здорового и Психологиче-

ски грамотного человека также имеет свои особенности, этапы, категории, возрасты и блоки (у нас эти схемы есть). То есть заранее формировать его грамотность, блоки грамотного ПА, грамотно формировать его характер, чтобы он мог быть более адекватным, грамотным и здоровым.

В конечном итоге, мы пришли к следующему - может лучше изначально научить человека жить как-то в согласии с собой и с социумом, или наоборот (с социумом и потом с собой). Нет разницы в том, с какой стороны подойти к этому согласию. В любом случае от человека мы должны прийти к социуму или от социума мы все равно должны прийти к человеку. Это поможет привести человека к какому-то равновесию во взаимоотношениях с миром. Тогда конфликтов, болезней, насилия, войн и т.д. будет намного меньше. И только тогда между человеком и социумом будет какой-то мир и согласие, т.е. человек сможет жить в гармонии с этим миром и мир сможет жить в гармонии с этим человеком!

Список литературы:

1. Психология: словарь. - М.: Издательство политической литературы, 1990.

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ У МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР

© Куканов А.А.1

Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва

В статье приведены результаты психологического исследования, проведенного на базе Психоневрологического отделения № 12 («мать-дитя») ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» г. Москва и Психоневрологического отделения ФГБУ «РРЦ «Детство» Минздрава РФ в 2015-16 гг. Целью исследования являлось выявление специфических особенностей в ценностно-мотивационной сфере у матерей, имеющих детей-дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), заключающихся в доминировании определенных жизненных ценностей в условиях текущего заболевания их ребенка.

Ключевые слова: ЗПР, дошкольники, родители, личностные ценности, внутренние конфликты.

Молодые мамы и папы, наверное, самые счастливые люди в мире. Только что сбылась их давняя мечта - у них родился ребенок. Родителей пере-

1 Аспирант кафедры Нейро- и патопсихологии развития факультета Клинической и специальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.