УДК 376.1+316.6 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-17-26
Поступила в редакцию / Received 14.01.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 17.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022
оригинальная статья
Характеристика структуры социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья
Чернова Елена Александровна
МБОУ ДО «Дом детского творчества «Лира» 142003, Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, ул. Зеленая, 72-А
Аннотация. Рассматривается авторское определение социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья как интегративного качества личности, учитывающего психолого-педагогические особенности развития данной категории подростков, отражающего целенаправленное достижение ими поставленной цели и умение использовать достигнутый результат для дальнейшего развития, способствующего успешной социализации в обществе на основе продуктивного взаимодействия с окружающими. Представленная структура социальной успешности раскрывается как единство взаимосвязанных компонентов: цен-ностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного, личностно-творческого. Ценностно-мотивационный компонент включает мотивацию достижений, способствующую активности, преодолению факторов риска и полноценной социализации; ценностные ориентации, которые определяют моральный облик, характер и направленность поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья; познавательный интерес, помогающий раскрыть способности, развить фантазию, воображение и творческую активность. Когнитивно -деятельностный компонент включает: теоретические знания в области успешности личности, знание социальных норм и правил поведения, помогающих подросткам с ограниченными возможностями здоровья в установлении социального контакта и социально-успешной адаптации; овладение практическими умениями осознанной, самостоятельной деятельности; межличностные взаимоотношения и социальный опыт, расширяющие социальные горизонты по адаптации в обществе. Личностно-творческий компонент предусматривает наличие коммуникативных умений, обеспечивающих успешное существование в социуме и помогающих выстраивать полноценные конструктивные взаимоотношения; умения творческой самопрезентации, являющиеся показателями личностных изменений и достижений; проектные умения и творческое саморазвитие, способствующие позитивному изменению личностных качеств и проявлению самости. Представленная структура социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья опирается на ведущие идеи личностно-деятельностного, средового, инклюзивного и интегративного подходов.
Ключевые слова: социальная успешность подростков с ограниченными возможностями здоровья; структура социальной успешности; ценностно--мотивационный компонент; когнитивно-деятельностный компонент; личностно-творческий компонент; методологические подходы
Для цитирования: Чернова ЕА. Характеристика структуры социальной успешности подростков с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 17-26. БО! 10.20310/1810-231Х-2022-21-1-17-26
© Чернова Е.А., 2022
original article
Structure for social success of adolescents with disabilities
Elena A. Chernova
Youth Center "Lira"
27A Zelenaya St., Domodedovo 142003, Moscow Region, Russian Federation
Abstract. We consider the author's definition of the social success among adolescents with disabilities as an integrative personality quality. This integrative personality quality is considered taking into account the psychological and developmental challenges of this category of adolescents, reflecting the purposeful achievement of their goals and the ability to use the achieved result for further development, contributing to successful socialization in society based on productive interaction with others. The presented structure of social success is a unity of interrelated components: value-motivational, cognitive-active, personal-creative. The value-motivational component includes achievement motivation that promotes activity, overcoming risk factors and full-fledged socialization; value orientations that determine the moral character, character and direction of behavior of adolescents with disabilities; cognitive interest that helps to reveal abilities, develop imagination, imagination and creative activity. The cognitive-activity component includes theoretical knowledge in the field of personal success, knowledge of social norms and behavioral rules that help adolescents with disabilities to establish social contact and socially successful adaptation; mastering practical skills of conscious, independent activity; interpersonal relationships and social experience that expand social horizons for adaptation in society. The personal-creative component provides for communicative skills that ensure a successful existence in society and help to build full-fledged constructive relationships; creative self-presentation skills that are indicators of personal changes and achievements; project skills and creative self-development that contribute to a positive change in personal qualities and self-expression. The presented structure of social success of adolescents with disabilities is based on the leading ideas of personal-activity, environmental, inclusive and integrative approaches.
Keywords: social success of adolescents with disabilities; social success structure; value-motivational component; cognitive-active component; personal-creative component; methodological approach
For citation: Chernova E.A. Structure for social success of adolescents with disabilities. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 17-26. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-17-26
ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-экономическая ситуация предполагает появление новых ориентиров в системе формирования жизненных целей, ценностей, норм поведения и потребностей, определяющих успешность человека. На формирование социальной успешности влияет структурированная организация своей жизни и деятельности в социуме по развитию и реализации своих способностей, определению перспектив и планов действий, взаимодействию с окружающими, рефлексии и презентации себя. Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и раз-
витие индивидуальных способностей детей, является организация дополнительного образования. Система дополнительного образования призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые гарантируют их устойчивое саморазвитие в жизни и обеспечат социальную успешность на последующие годы.1
Реализуемые в дополнительном образовании программы и стратегии направлены на
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, развитие творческого потенциала и приобретение самовыражения, налаживание равноправных взаимоотношений с окружающими через общение. Заявленное социальное равенство в отношении подростков с ограниченными возможностями здоровья в получении образования подразумевает и равенство в проявлении, презентации себя и результатов своего труда в процессе занятий прикладными видами деятельности, то есть проявление социальной успешности.
Таким образом, возникает необходимость в определении структуры социальной успешности у подростков с ОВЗ с последующим выделением и описанием методологических подходов, способствующих этому.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Понятие «социальная успешность» рассматривается в контексте философско-психологических исследований (Н.М. Гольд-берг, Г.В. Лейбниц, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэр) как ресурс или результат достижений. С позиции социально-философских представлений (О.С. Дейнека, И.Г. Дубов, Н.В. Марке-лова, А.Р. Тугушева, В. Фридрих, А.А. Хвостов) - как социальное качество человека, проявляющееся в деятельности и во взаимоотношении с социумом, которое определяет эффективность социальных действий. С точки зрения психолого-педагогических работ (А.А. Андреев, В. Гаспарский, И.А. Зимняя,
A.А. Карачева, А.Д. Климова, Б.Ф. Ломов, И.И. Ляхов, В.А. Моляко, Н.Н. Нечаев, И.В. Никитина, В.В. Рубцова, И.А. Сасова,
B.Ф. Сидоренко, В.Д. Симоненко, С.А. Смирнов, И.Ф. Харламов и др.) - как сотрудничество учителя и учащихся, изменяющих привычный стиль общения и взаимодействия.
В контексте нашего исследования мы рассматриваем социальную успешность подростков с ОВЗ как интегративное качество личности, учитывающее психолого-педагогические особенности развития данной категории подростков, отражающее целенаправленное достижение ими поставленной цели и умение использовать достигнутый результат для дальнейшего развития, способствующее успешной социализации в обществе на осно-
ве продуктивного взаимодействия с окружающими.
Следует отметить, что содержание и структуру социальной успешности каждый исследователь представляет по-своему: А.Ф. Валентьев и В.Ю. Варламова видят ее в единстве внутренних (знания, умения, опыт, мотивация и готовность к деятельности, готовность отстаивать достижения, эмоциональная удовлетворенность) и внешних (активность в различных видах деятельности, значимые достижения, отстаивание своих достижений) составляющих [1]. С.О. Кожа-кина рассматривает социальную успешность в единстве социальной активности (общение, установление контакта), социальной адапти-рованности (признание обществом, взрослыми) и других компонентов (самооценка, самоуважение, уверенность в себе, мотивированность) [2]. А.Р. Тугушева представляет структуру социальной успешности в составе ядерных (умение общаться, знание норм этикета, уверенность, доверие, умение проявить себя, сопереживание), центральных (статус, целеустремленность) и периферийных (радушие, откровенность, добродушие, последовательность, скрупулезность) компонентов [3]. А.С. Грушин выделяет знаниевый компонент, наличие мотивов к деятельности и организованное взаимодействие, которые приводят к социальной успешности сельских школьников [4].
В соответствии с авторским определением социальной успешности подростков с ОВЗ считаем, что структура данного феномена представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивацион-ного, когнитивно-деятельностного и личност-но-творческого (рис. 1).
Содержание ценностно-мотивационного компонента отражает личностную сферу формирования социальной успешности подростков с ОВЗ и включает мотивацию, ценностные ориентации, познавательный интерес к прикладным видам деятельности. Рассмотрим составляющие данного компонента.
Мотивация достижения. С.Л. Рубинштейн рассматривает мотив как «строительный материал», из которого складывается характер, с одной стороны, побуждая к деятельности, с другой стороны, придает субъективный характер [5, с. 63]. Ж.П. Артемова,
Р8УСНО1_ОЗ!СА1_-РБ0АООО!СА1_ иОУРЫАЬ "ОАУОБАМУ8", 2022, уо1. 21, по. 1, рр. 17-26.
Рис. 1. Структура социальной успешности у подростков с ограниченными возможностями здоровья Fig. 1. Structure for social success of adolescents with disabilities
А.В. Даньшина, Е.В. Толбатова, Н.Н. Толмачева отмечают снижение мотивации достижения у детей с ОВЗ из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала, а отношение к учению может побуждаться несколькими мотивами, причем одни из них будут ведущими, другие - второстепенными [6]. Поддерживая точку зрения исследователей, считаем, что высоко мотивированные на деятельность подростки с ОВЗ легче добиваются социальной успешности и признания окружающих. Мотивация является своего рода причиной активности, способствует преодолению факторов риска и полноценной социализации. На формирование мотивации, с одной стороны, оказывают влияние традиции, нормы, социальные стереотипы, с другой стороны, личностный опыт, потребности и особенности личности, самосознание, характер взаимодействия. Поскольку подростковый возраст отличается динамичностью и изменчивостью, следовательно, мотивация достижений подростков с ОВЗ должна постоянно поддерживаться и
включать комплексы мероприятий по развитию представлений о целях деятельности и путях их достижения, самом себе и своих способностях, уровне результатов и возможных причинах их получения.
Т.П. Краснова под ценностными ориен-тациями понимает феномен общественного сознания, представляющий собой синтез религиозных, социально-политических, моральных и нравственных принципов, идеалов, оценок и их критериев [7]. Ценности и ценностные ориентации, по мнению А.М. Гендина, выполняют нормативные функции, оказывая влияние на направление и способы деятельности, они не воплощаются в целях. «.. .Ценностные ориентации - это результат и проявление выбора личностью, отражающие его потребности и интересы» [8]. У подростков с ОВЗ процесс целеполагания и формирование жизненных целей занимает более длительное время и осложняется наличием переживаний, зависимости поведения, что, в свою очередь, формирует негативную жизненную позицию (подростки с ОВЗ имеют недолгосрочные жизненные планы), чаще затрагиваются вопросы бытовой сферы жиз-
ни, реже они простираются в образовательную и профессиональную области. Следовательно, наличие ценностных ориентаций у подростков с ОВЗ определяет их внутреннюю структуру и резерв, моральный облик, характер и направленность поведения, синтезируясь с мотивацией достижений, запускает процесс целеполагания.
Еще одной составляющей в данном структурном компоненте социальной успешности мы выделяем познавательный интерес к творческим видам деятельности. Интерес -это особая форма проявления познавательной потребности, важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения [9]. Познавательный интерес к творческой деятельности выступает как энергичный активатор и стимулятор, помогающий раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Познавательный интерес, по мнению Е.Е. Старцевой, тесно связан с другими категориями и качествами личности: фантазией, способностями, воображением, творческим мышлением и активностью: «...это неразрывное единство определенных свойств и качеств личности, которые только во взаимосвязи влияют на развитие и воспитание личности» [10]. Сочетание разнообразных форм, методов, приемов, вариативность техник и способов исполнения, разноплановость содержания характеризуются ярко выраженным эмоциональным отношением и позитивным принятием себя и своей деятельности, вызывают интерес у подростков с ОВЗ к процессу овладения творческими видами деятельности, что является наиболее ценным для формирования социальной успешности у детей данной категории.
Содержание когнитивно-деятельностно-го компонента включает: теоретические знания в области успешности личности, социальные нормы и правила поведения в социуме, практические умения и навыки творческих видов деятельности, умения межличностного взаимодействия и социальный опыт.
Теоретические знания в области успешности личности, социальных норм, правил поведения в социуме необходимы подросткам с ОВЗ ввиду их индивидуальных осо-
бенностей: структуры психики, интересов и т. д. Опираясь на мнения А.С. Грушина, М.А. Новак и Г.В. Трубниковой, считаем, что овладение теоретическими знаниями в области успешности личности, знание социальных норм и правил поведения в различных социальных ситуациях с людьми разного статуса, адекватное использование принятых социальных ритуалов в социуме, уместное использование чувств и выражений в соответствии с ситуацией при установлении социального контакта отражают когнитивную характеристику личности и представляют субъективные результаты деятельности, создавая основу для социально-успешной адаптации.
Овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности является не только подготовкой к профессиональной трудовой деятельности, сколько подготовкой к самостоятельной трудовой жизни в целом, считает Л.А. Рассудова [11]. Творческая деятельность является следующей ступенью после овладения ценностями адаптации в обществе: во время творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной ценности как личности, активно выстраиваются собственные социальные контакты, возникает чувство внутреннего самоконтроля. В рамках нашего исследования овладение практическими умениями и навыками художественной творческой деятельности подростками с ОВЗ представляет собой своеобразный механизм, который запускает процесс целеполагания и коммуникации, познавательного интереса, способствует осознанию и выработке ценностных ориентаций к труду, установлению межличностных отношений и обогащению социального опыта.
Следующей составляющей в данном структурном компоненте социальной успешности у подростков с ОВЗ являются умения межличностного взаимодействия и социальный опыт. Исследуя межличностное взаимодействие подростков с ОВЗ, А.Р. Скородело-ва и Н.Ю. Максимова отмечают затрудненность этого процесса из-за недоразвития психических свойств, процессов эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, пониженной потребности в общении, недостаточно осознанного характера
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL JOURNAL "GAUDEAMUS", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 17-26.
взаимодействия и регуляции отношений со сверстниками и сравнительно элементарной мотивации взаимодействия [12]. М.Ю. Елагина, С.С. Занаев, Г.П. Звездина и Е.Ю. Звез-дина отмечают их сензитивность и ориентированность на взаимодействие со своими сверстниками: «... только при непосредственном контакте с людьми подросток может усвоить социальные нормы и правила поведения, получить интересную и значимую для себя информацию, научиться анализировать и давать адекватную оценку своим действиям и поступкам, постоянно открывать для себя что-то новое в человеческих взаимоотношениях и на их основе вносить коррективы в свою деятельность и поведение» [13]. И.В. Обухов отмечает, что основным фактором, влияющим на процесс межличностного взаимодействия детей с ОВЗ, является личность взрослого, от степени его влияния зависит развитие личности и ее успешность [14]. Межличностные взаимоотношения в сочетании с разнообразной деятельностью (учебная, игровая, творческая, художественная, спортивная, трудовая и т.д.) расширяют социальные горизонты подростков с ОВЗ, формируют их социальный опыт. Таким образом, целенаправленность и вариативность, нестандартность содержания и форм организованной деятельности, разнообразие межличностного взаимодействия в процессе сотрудничества и сотворчества, а также влияние такого субъективного фактора, как наличие социальной смелости и социальной активности, способствуют освоению социальных ролей, социальных практик, определению в своем сознании представлений о социальном объекте, а как следствие, накоплению социального опыта подростков с ОВЗ и формированию социальной успешности.
Содержание личностно-творческого компонента предусматривает наличие коммуникативных умений, умений творческой самопрезентации, проектные умения и творческое саморазвитие подростков с ОВЗ.
Коммуникативные умения обеспечивают успешное существование в социуме в процессе взаимодействия. Потребность в общении является базовой потребностью для подросткового возраста, от умения выстраивать коммуникацию и наличия сформированных коммуникативных навыков зависит их даль-
нейшая социальная успешность. Коммуникативные умения помогают правильно организовать межличностное взаимодействие, осознать себя и свои возможности, осуществить самореализацию своих способностей и смысла жизни, считает И.А. Панкратова. И.Е. Рос-томашвили и Т.А. Колосова отмечают ориентированность подростков с ОВЗ на принятие и признание в группе или коллективе, которое влияет на их взаимоотношения, выделяя коммуникативную сторону общения: активность, уверенность, наличие коммуникативного объекта и эмоциональную реактивность. «.Ограниченные возможности здоровья не являются непреодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания партнерами по общению друг с другом» [15]. А.Г. Самохвалова, рассматривая коммуникативные особенности подростков с ОВЗ, выделяет их специфические трудности, заключающиеся в переживании и оценивании себя, общевозрастные и специфические проблемы, связанные с характером заболевания и особенностью жизнедеятельности [16]. Таким образом, сформированные коммуникативные умения помогают подросткам с ОВЗ выстраивать полноценные конструктивные взаимоотношения, устанавливать социальные контакты, аргументировать свое мнение в процессе общения.
Немаловажным аспектом в содержании личностно-творческого компонента социальной успешности является выстраивание линий поведения и наличие умений творческой самопрезентации. Являясь актом самовыражения и поведения, самопрезентация представляет собой демонстрацию собственной личности с лучшей стороны в системе внешних коммуникаций, направленную на создание желаемого впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам (О.И. Герберт, О.Н. Апа-насенко). Сформированный опыт самопрезентации является необходимым элементом благополучного вхождения подростка в социум: приобретая умения и практические компетенции, подростки с ОВЗ повышают самооценку, получают опыт самопрезентации [17]. Овладение практическими умениями и навыками творческих видов деятельности побуждает подростков с ОВЗ к самопрезентации, которая может быть как индивидуальной, так и парной, групповой при непо-
средственном реальном контакте, так и в интернет-сообществе. Ввиду медицинских, психолого-педагогических особенностей данной категории детей, о которой мы ведем речь в своем исследовании, эффективно используется самопрезентация в виртуальном сообществе. Демонстрация умений самопрезентации подростками с ОВЗ при непосредственном контакте и в интернет-сообществе является показателем личностных изменений и отражает индивидуальное продвижение и освоение образовательного процесса.
Проектные умения и творческое саморазвитие находятся в прямой зависимости от развитости личностных функций. Специфическими признаками проектных умений являются: применяемость в различных видах учебно-познавательной и трудовой деятельности; преобладание интеллектуальных компонентов; переносимость из одной области деятельности в другую; вариативная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности [18]. Проектные умения неразрывно связаны с творческим саморазвитием -видом деятельности личности субъект-субъектного характера, направленным на позитивное изменение личностных профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и творческой самореализации. Для творческого саморазвития личности ученика, по мнению В.И. Андреева, необходимо углублять их представления об особенностях характера, мотивах, потребностях, способностях; помогать в выявлении склонностей, интересов; расширять мыследеятель-ность в направлении их профессионального самосовершенствования; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию; оказывать помощь по преодолению вредных привычек, слабоволия, неорганизованности [19]. Таким образом, при формировании проектных умений и творческом саморазвитии у подростков с ОВЗ происходит формирование культурных задатков и духовного саморазвития.
Представленная структура социальной успешности подростков с ОВЗ опирается на личностно-деятельностный, средовой, инте-гративный и инклюзивный подходы.
Личностно-деятельностный подход позволяет, учитывая личностные характеристики подростков с ОВЗ, определить вариативные методы и формы, способствующие активности и саморазвитию; создать механизм по вовлечению подростков в самостоятельную деятельность, делая акцент на индивидуальности, уникальности и самобытности; проявить вариацию в творческой деятельности и успешно себя реализовать.
Средовой подход, с одной стороны, формирует личностный тип, развивая индивидуальность, с другой стороны, открывает широкие перспективы для обогащения теории воспитания знаниями [20]. П.Ф. Каптерев отмечал влияние среды на изменение потенциала личности, ее роль - стимулирование человеческой деятельности [21, с. 104]. На наш взгляд, средовой подход создает для подростка с ОВЗ личностно-значимую среду, включающую качество преподавания, установившиеся нормы поведения, стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации и способствующие эффективности образовательной практики.
Интегративный подход способствует созданию максимально доступной среды и комфортной инфраструктуры для лиц с ОВЗ. Другими словами, интегративный подход представляет собой некую активность педагогического сообщества по созданию и развитию образовательного процесса, исключающего ограничения и удовлетворяющего потребности и безопасность каждого.
Формирование социальной успешности у подростков с ОВЗ в рамках инклюзивного подхода акцентируется на существовании человека в мире и его сложном взаимодействии с окружающими и происходящим. Творческий аспект инклюзивного подхода связан с рефлексивностью и гибкостью, изобретательностью и новациями, духовным совершенствованием и способностью меняться, отвечая социальным заказам времени, делая личность востребованной в современном обществе. Творчество в рамках инклюзии помогает преодолеть трудности, позволяет быстро обучаться, проявлять эмпатические переживания, выражать этические и эстетические эмоции [22].
Р8УСНО1_О31СА1_-РБ0АООО1СА1_ иОУРЫА1_ "ОАУОБАМУ8", 2022, уо1. 21, по. 1, рр. 17-26.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе исследования представлено понятие социальной успешности подростков с ОВЗ как интегративное качество личности, учитывающее психолого-педагогические особенности развития данной категории подростков, отражающее целенаправленное достижение ими поставленной цели и умение использовать достигнутый ре-
зультат для дальнейшего развития, способствующее успешной социализации в обществе на основе продуктивного взаимодействия с окружающими. На основе идей личностно-деятельностного, средового, интегративного и инклюзивного подходов описана структура социальной успешности у подростков с ОВЗ как единство взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивно-дея-тельностного и личностно-творческого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валентьев А.Ф. Формирование социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 25 с.
2. Кожакина С.О. Формирование социальной успешности подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2014. 24 с.
3. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 24 с.
4. Грушин А.С. Формирование социальной успешности у сельских школьников в условиях разновозрастного общения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2015. 23 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
6. Толбатова Е.В., Артемова Ж.П., Даньшина А.В. Особенности мотивации учебной деятельности детей с ОВЗ // Образование и наука в современных реалиях. Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. С. 134-137.
7. Краснова Т.П. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. № 1. С. 40-43.
8. Гендин А.М. Ценности и ценностные ориентации в системе факторов детерминации деятельности // Вестник Красноярского университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 269-277.
9. Казанцева В.А., Карпенко А.В. Проблема формирования познавательного интереса во внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 31-35.
10. Старцева Е.Е. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 15 с.
11. Рассудова Л.А. Психологическая подготовка детей с ОВЗ к трудовой деятельности // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации / под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 34-36.
12. Скороделова А.Р., Максимова Н.Ю. Взаимодействие подростков с ОВЗ со сверстниками // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. С. 88-91.
13. Занаев С.С. Социальные компетенции в процессе личностного становления подростка // Известия Чеченского государственного университета. 2018. № 3 (11). С. 123-126.
14. Обухов И.В. О моделях межличностного взаимодействия в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Самара: СГСПУ, 2018. С. 265-268.
15. Ростомашвили И.Е., Колосова Т.А. Модель психологического тренинга партнерского общения в условиях инклюзивного образования // Психология обучения. 2015. № 4. С. 106-113.
16. Самохвалова А.Г. Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. 2015. № 2 (4). С. 39-53.
17. Герберт О.И., Апанасенко О.Н. Процесс формирования опыта самопрезентации подростка во временном детском объединении // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 65-66.
18. Умаев А. У., Гамзаева М.В., Салахбеков А.П. Сущность и структура проектных умений учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 53 (4). С. 384-387.
19. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
20. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2002. 157 с.
21. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб.: Земля, 1916. 212 с.
22. Яковлева Е.Л. Инклюзивный подход к бытию. Казань: Изд-во «Познание», 2014. 60 с.
REFERENCES
1. Valentyev A.F. Formation of the Social Position of the Success of Graduates of the Educational Institution of a Provincial City. Cand. ped. sci. thesis synopsis. Moscow, 2007, 25 p. (In Russian).
2. Kozhakina S.O. Formation of Social Success of Adolescents. Cand. ped. sci. thesis synopsis. Saratov, 2014, 24 p. (In Russian).
3. Tugusheva A.R. Ideas about Social Success and Personal Self-Determination of Youth. Cand. ped. sci. thesis synopsis. Samara, 2007, 24 p. (In Russian).
4. Grushin A.S. Formation of Social Success Among Rural Schoolchildren in the Conditions of Diverse Communication. Cand. ped. sci. thesis synopsis. Kostroma, 2015, 23 p. (In Russian).
5. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2000, 712 p. (In Russian).
6. Tolbatova E. V., Artemova Zh.P., Danshina A.V. Features of motivation of educational activity of children with disabilities. In: Education and science in modern realities. Cheboksary, Interactive Plus Publ., 2019, pp. 134-137. (In Russian).
7. Krasnova T.P. Orientation forming of the pupils of senior forms to the Russian culture values. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2001, no. 1, pp. 40-43. (In Russian).
8. Gendin A.M. Values and system of values in the structure of factors determinating activity. Vestnik Krasnoyarskogo universiteta im. V.P. Astafeva = Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 2012, no. 2, pp. 269-277. (In Russian).
9. Kazantseva V.A., Karpenko A.V. The problem of formation of cognitive interest in extracurricular activities of primary school students. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» = Scientific-methodological electronic journal "Koncept", 2017, vol. 31, pp. 31-35. (In Russian).
10. Startseva E.E. Formation of Cognitive Interest of Students in the Process of Teaching Decorative and Applied Art. Cand. ped. sci. thesis synopsis. Moscow, 2006, 15 p. (In Russian).
11. Rassudova L.A. Psychological preparation of children with disabilities for work. In: Gulyaev G.Y., ed. Psychology and Pedagogy: Current Issues, Achievements and Innovations. Penza, Nauka i prosveshchenie Publ., 2016, pp. 34-36. (In Russian).
12. Skorodelova A.R., Maksimova N.Yu. Interaction of adolescents with disabilities with peers. In: Scientific-Methodological and Social Aspects of Psychology and Pedagogy. Ufa, Aeterna Publ, 2016, pp. 88-91. (In Russian).
13. Zanaev S.S. Social competencies in personal formation. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta = News of the Chechen State University, 2018, no. 3 (11), pp. 123-126. (In Russian).
14. Obukhov I.V. On models of interpersonal interaction in inclusive education. In: Pedagogical Education: Challenges of the 21st Century. Samara, SSSPU Publ., 2018, pp. 265-268. (In Russian).
15. Rostomashvili I.E., Kolosova T.A. Model of psychological training partner communication in terms of inclusive education. Psikhologiya obucheniya = Psychology of Education, 2015, no. 4, pp. 106-113. (In Russian).
16. Samokhvalova A.G. Specificity of communication difficulties оf children with disabilitie. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya = Clinical Psychology and Special Education, 2015, no. 2 (4), pp. 39-53. (In Russian).
17. Herbert O.I., Apanasenko O.N. The process of forming the experience of self-presentation among teenagers in temporary children's associations. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2014, no. 4 (47), pp. 65-66. (In Russian).
18. Umaev A.U., Gamzayeva M.V., Salakhbekov A.P. The essence and structure of design skills of students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern Pedagogical Education, 2018, no. 53 (4), pp. 384-387. (In Russian).
19. Andreev V.I. Pedagogical Heuristics for Creative Self-Development of Multidimensional Thinking and Wisdom. Kazan, Center of Innovative Technologies Publ., 2015, 288 p. (In Russian).
20. Manuilov Yu.S. Environmental Approach in Education. Moscow, Nizhny Novgorod, Publ. House of the Volga-Vyatka Academy of State Service, 2002, 157 p. (In Russian).
21. Kapterev P.F. New Russian Pedagogy, Its Main Ideas, Trends and Figures. St. Petersburg, Zemlya Publ., 1916, 212 p. (In Russian).
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL JOURNAL "GAUDEAMUS", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 17-26.
22. Yakovleva E.L. Inclusive Approach to Being. Kazan, "Cognition" Publ. House, 2014, 60 p. (In Russian). ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Чернова Елена Александровна - педагог. Дом детского творчества «Лира», г. Домодедово, Московская область, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQ02-3643-4QQ9 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.
Elena A. Chernova - Pedagogue. Youth Center "Lira", Domodedovo, Moscow Region, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3643-4009 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.